Виды муфт, назначение, классификация, размеры

1 ≫

Муфта - это устройство, которое предназначено для соединения труб. Во многих механизмах модели применяются для зажима вала. Если рассматривать электрические цепи, то там муфта соединяет кабель. Стандартная модель состоит из корпуса, входного и выходного отверстия, а также зажимных дисков. Чтобы детально разобраться в вопросе, нужно рассмотреть существующие виды муфт и понять их особенности.

Типы моделей

По конструкции выделяют дисковые и цилиндрические устройства. Дополнительно существуют втулочные модификации. Они подразделяются на фланцевые и кулачковые модели. В отдельную категорию выделены устройства на шарнирах. Дисковые модификации бывают с зубчиками либо пластинами. Цилиндрически модели делятся на гидравлические, магнитные и фрикционные устройства.

Размеры дисковых устройств

Эти виды муфт (дисковые) производятся на 5, 8 и 10 см. Модели используются, как правило, для зажима труб. Диаметр муфты всегда можно узнать по надписи на корпусе. Многие модификации производятся с двойными вилками. Зажимные кольца у них устанавливаются с накладками. Также стоит отметить, что модели выделяются высокой прочностью. Кожухи предусмотрены не во всех муфтах. Некоторые модели выделяются наличием подшипников. Как правило, длина муфты равняется 5.5 см.

Ведомые диски в устройствах находятся рядом с переходником. Выходное отверстие может быть с накладкой. Модели подходят для труб разного диаметра. Монтаж муфт этого типа не занимает много времени. Если говорить про недостатки, то важно отметить, что устройства нуждаются в обслуживании. При этом ведомые диски часто изнашиваются. Стяжные пластины устанавливаются из стали либо сплава алюминия.

Конусные модификации

Конусные виды муфт используются для соединения труб. Некоторые модели производятся с овальными дисками. Существуют устройства с переходниками и без них. Барабаны для муфт подходят цилиндрической формы. Также надо отметить, что существуют модификации со стяжными пластинами, которые находятся в передней части корпуса.

Модели отличаются не только по количеству барабанов, но и размеру выходного отверстия. Диаметр корпуса в среднем составляет 5.5 см. Модели замечательно подходят для труб водопровода. Если рассматривать устройства с одним барабаном, то у них имеется несколько зажимов. Большинство муфт делаются с одной вилкой. Подключение устройств осуществляется через патрубок.

Цилиндрические электромагнитные устройства

Цилиндрическая электромагнитная муфта подходит для проводов. Кабели в данном случае зажимаются через пластины. Перегородки у моделей находятся в передней части корпуса. Стандартная муфта для кабеля делается с двумя переходниками. Пальцы у модификаций располагаются под углом в 30 градусов. Также надо отметить, что модели применяются в механических силовых устройствах.

Если рассматривать модификации с предохранителями, то они производятся диаметром от 5.5 см. Выходные зажимы у них отличаются по размерам. Также надо отметить, что часто встречается муфта для кабеля на двойных пружинах. Стяжные стойки используются с головками. Работает электромагнитная муфта за счет вращения пластин.

Особенности многодисковых разъемных моделей

Данные виды муфт (многодисковые) встречаются в разных областях. Современные модели делаются с контактными переходниками. Диски для устройств подходят выпуклой формы. Стандартная муфта (разъемная) имеет только одну стойку. Перегородки у таких устройств производятся с малым зазором. Если рассматривать модели на два переходника, то у них имеется несколько зажимов.

Для соединения валов устройства подходят неплохо. Барабаны устанавливаются с подшипниками или роликами. Если говорить про преимущества модификаций, то важно упомянуть о том, что муфта (разъемная) не нуждается в смазке. Специалисты говорят о том, что модели данного типа очень прочно фиксируются на стяжках, и у них малый износ пластин. Корпуса могут делаться из нержавейки либо латуни. Также есть модификации, изготовленные из сплава алюминия. Они выдерживают большую температуру и часто устанавливаются в жилых домах.

Модели с одним барабаном

Муфта компрессора с одним барабаном может иметь один или несколько дисков. Многие модели работают за счет вращения пальцев. При этом пластины могут устанавливаться за переходником. Если рассматривать стандартную муфту для водопровода, то у нее имеются три диска. При этом опорная пластина применяется большой толщины. Устройства выдерживают давление на уровне 5 бар.

Многие модификации способны похвастаться прочным корпусом. Стяжки в устройствах устанавливаются через стойки. Ведомые пластины, как правило, находятся в задней части корпуса. Также стоит отметить, что существуют муфты на односторонних переходниках. Они пропускают воду только в одном направлении.

Модели с несколькими барабанами

Муфты с несколькими барабанами выпускаются разного размера. Наиболее часто встречаются модификации на 20 и 25 см. Устройства данного типа замечательно подходят для водопроводных систем дома. Некоторые муфты делаются для приводов. Барабаны в устройствах могут устанавливаться с зубчиками. Масло для них заливается через горловину, которая находится в верхней части корпуса. Многие модели изготавливаются на отжимных пластинах. Также надо отметить, что существуют простые модификации на одной пружине. Данные модели имеют один или несколько дисков.

Назначение вязкостных втулочных моделей

Вязкостная муфта применяется в электрических цепях. Модели выпускаются с зажимными пластинами. Они оснащаются специальным предохранителем, который способен выдерживать большие перегрузки. Также стоит отметить, что существуют проводные муфты с изоляторами. Натяжители для модификаций подходят разных классов. Стяжки применяются, как правило, с накладками. Специалисты говорят о том, что модели устанавливаются на трансформаторных подстанциях. Кабели монтируются через специальный вход. Натяжители могут находиться с передней или задней части корпуса.

Преимущества фланцевых устройств

Фланцевая муфта (стальная) выпускается диаметром от 7 см. Барабаны для устройств подходят прижимного типа. В среднем показатель предельного давления находится на уровне 4 бар. Переходники для устройств используются с накладками. Диски чаще всего применяются литого типа. Для стабилизации устройства используются пружины. Также надо отметить, что существуют канальные модификации.

Фланец у них зажимается в специальной камере. Устройства подходят для труб большого диаметра. Зажимы применяются двустороннего типа. Скольжение пластин обеспечивается за счет наличия подшипников. Некоторые модели используются в канализационных системах. В среднем диаметр корпуса у них составляет 8 см.

Модели на шарнирах

Муфты на шарнирах отличаются высоким коэффициентом устойчивости. Накладки у моделей делаются из резины. Если рассматривать стандартную муфту, то у нее имеется две пары дисков. При этом центральная пластина находится под прямым углом. Специалисты говорят о том, что модели способны долго проработать. Однако важно учитывать высокую стоимость товара. В первую очередь это вызвано тем, что у моделей имеются специальные кольца. Как правило, они делаются из меди.

Зажимаются кольца на переходнике. Уплотнители применяются разных форм. Если рассматривать модели для труб небольшого диаметра, то у них используются цилиндрические наконечники. Головки при этом могут быть выполнены с малой стойкой. Барабаны под муфты подбираются конической формы.

Кулачковые устройства

Кулачковые муфты часто применяются для канализационных систем. У многих моделей используются двойные диски. Они зажимаются пластиной с небольшой подкладкой. Специалисты говорят о том, что устройства могут выдерживать значительное давление. Размеры корпусов отличаются. В среднем диаметр муфты равняется 5.5 см. Ведущие пластины применяются только с зажимами. Кулачки производятся с головками разного размера. Если рассматривать простую модификацию, то у нее имеется два выходных отверстия. Дополнительно используется горлышко для заливки масла. У большинства устройств имеется ведомая пластина, которая находится за переходником. Кольца в данном случае отсутствуют.

Модели для приводов

Устройства для приводов способны выдерживать давление в 5 бар. Как правило, применяются именно фланцевые модификации. У многих моделей используется две пары дисков, а пластины устанавливаются с накладками. Специалисты говорят о том, что муфты могут производиться с кожухами. Большинство устройств оснащаются канальными переходниками.

Если рассматривать контактные модели, у них имеется нажимной механизм. Он работает за счет движения пальцев. Дополнительно имеется камера для подачи масла. Подшипниковый ряд располагается за переходником. У многих муфт имеется длинный наконечник для подключения. Стяжки используются разной формы. Минимальный диаметр корпуса составляет 3.5 см.

Жесткие муфты

Жесткие муфты необходимы для того, чтобы надежно удерживать вал. Современные модели выделяются широкими зажимами. Корпуса в устройствах всегда производятся с кожухами. Также надо отметить, что существуют муфты на переходниках. Большинство из них работают от прижимных дисков. В свою очередь, пластины двигаются от роликов. Показатель давления у моделей, как правило, не превышает 6 бар.

Нажимные пластины могут устанавливаться перед переходником. Ведомые диски используются с двойными накладками. Каналы различаются по длине и диаметру. Модификации с выжимными пластинами выделяются большими размерами. Они замечательно подходят для станков фрезерного типа.

Шарнирные устройства

Шарнирная муфта труба-труба производится с наклонными дисками. Большинство моделей оснащено одним барабаном, который находится в канале. Штифт в устройствах может быть большого диаметра. Если рассматривать поротую модификацию, то у нее имеется один переходник. Нажимные диски используются с накладками. При этом уплотнитель стандартно фиксируется на кожухе. Большинство устройств делаются с кольцами. Фланцы у многих моделей не имеют стойки. Также надо отметить, что существуют устройства на подшипниках. Для них устанавливается пластина под барабаном.

Назначение зубчатых моделей

Зубчатые муфты необходимы для соединения валов в механизмах. Большинство устройств оснащаются одним барабаном. Если говорить про цепные модификации, то у них используется две стяжки. При этом стойки находятся в передней части устройства. Многие модели работают за счет дисков. Подшипники используются с отжимными пластинами. Стяжки у некоторых муфт устанавливаются с защитным кольцом.

Данные устройства замечательно подходят для узких валов. Большинство моделей обладают компактными размерами. Барабаны же применяются с нарезными выступами. Отжимные пластины устанавливаются под углом. Если говорить про преимущества таких устройств, то важно отметить, что муфта труба-труба способна долго проработать. Однако важно учитывать, что у моделей низкий параметр давления. Уплотнители у большинства муфт отсутствует. Также надо упомянуть о том, что модификации не выделяются своей защищенностью. Стяжки довольно часто могут вылетать.

Устройства со звездочками

Муфты со звездочками способны поддерживать большие обороты. Показатель допустимого давления у них стартует от 3 бар. При этом корпуса делаются с кожухами. Многие модели имеют барабан с нарезными выступами. Накладки устанавливаются только на передних кольцах. В задней части конструкций, как правило, находятся переходники.

Также муфты оснащаются специальными горловинами для заливки масла. Если говорить про параметры, то диаметр корпуса в среднем составляет 5.5 см. Пружины рассчитаны на нагрузку от 6 Н. Ведомые пластины устанавливаются под углом не более 30 градусов. Некоторые модификации делаются с вилками. Выходные отверстия у них находятся в нижней части конструкции. Также важно упомянуть о том, что существуют муфты на канальных переходниках. Кольца для таких устройств подходят только с двойными наладками. Большинство моделей делаются с отливными пластинами малого размера.

Центробежные эластичные модификации

Центробежная эластичная муфта производится с подвижными дисками. У многих модификаций имеется контактный переходник, который работает с пластинами. Также стоит отметить, что у муфты устанавливается диск нагрузки. Он находится за барабаном, и играет роль стабилизатора. У многих моделей есть удерживатель. Вилка чаще всего приварена в нижней части корпуса. Входной патрубок устанавливается диаметром от 2.2 см. Также эластичная муфта имеет стойку, а переходник используется канального типа.

Полипропиленовые фрикционные устройства

Муфта (полипропиленовая) подходит для водопроводных систем. Ведомые пластины у моделей делаются с накладками. Отжимные диски чаше всего устанавливаются с переходником. Также надо отметить, что вращение барабана осуществляется при помощи подшипников. Обычная муфта (полипропиленовая) оснащается встроенным переходником. При необходимости масло можно подливать. Ведущая шестерня всегда крепится на штифте. Если рассматривать обычную муфту, то у нее имеется небольшой выступ в задней части корпуса. Вилка у них отсутствует.

Назначение обгонных моделей

Обгонные муфты предназначены для работы станков. Устройства устанавливаются на вал и крепятся зажимами. Большинство модификаций имеют только два переходника. Нажимные пластины используются разной толщины. Некоторые устройства делаются с кожухами, поэтому могут выдерживать большие нагрузки. Также надо отметить, что существуют муфты с пальцами. Они устанавливаются возле переходника. Перегородки в данном случае находятся под прямым углом. Подшипники у моделей данного типа не используются.

Особенности гидравлических моделей для компрессоров

Гидравлические муфты используются в промышленности для соединения валов. Как правило, они устанавливаются на станки разной мощности. Корпуса в устройствах делаются разного диаметра. Переходник для подключения находится в передней части моделей. Замыкающие диски могут быть с шестерней. Накладки применяются небольшой толщины и укладываются возле барабана. Также надо отметить, что существует множество моделей с удлиненными переходниками. Такие устройства подходят для валов большого диаметра. Штифты в муфтах применяются с поршнем. Пружины в данном случае отсутствуют.

Источники: http://fb.ru/article/263746/vidyi-muft-naznachenie-klassifikatsiya-razmeryi

2 ≫

Муфты – устройства, предназначенные для соединения концов валов или для соединения валов с расположенными на них деталями.

Основное назначение муфт – передача вращающего момента без изменения его модуля и направления. Муфты могут выполнять и другие функции: предохранять механизм от перегрузок, компенсировать несоосность валов, разъединять или соединять валы во время работы и др.

Классификация муфт. Имеется большое разнообразие конструкций муфт, которые различаются не только функциональным назначением, но и принципом действия: механические, гидравлические, электрические и др. Широко применяемые муфты стандартизованы. Основной паспортной характеристикой муфты является значение вращающего момента, на передачу которого она рассчитана. Ниже рассматриваются только наиболее распространенные в машиностроении механические муфты.

По характеру соединения валов муфты подразделяют на неуправляемые (постоянные), управляемые и самоуправляемые (автоматические).

Муфты глухие . Образуют жесткое и неподвижное соединение валов. Они не компенсируют ошибки изготовления и монтажа, требуют точной центровки валов. Применяются обычно глухие муфты для тихоходных валов.

Втулочная муфта – самая простая из глухих муфт. Она состоит из соединительной втулки со штифтами (рис. 7.1, а) или шпонками (рис. 7.1, б). Основное их достоинство – простота конструкции. Применяют их при относительно небольших нагрузках на валах диаметрами до 60…70 мм.

Рис. 7.1. Втулочные муфты со:

а – штифтами; б – шпонками

Муфта фланцевая – наиболее распространенная (рис. 7.2), состоит из двух полумуфт 2, соединенных болтами 1. Болты ставят через один: с зазором (вариант I ) и без зазора под развертку (вариант II ). Центрирование полумуфт в этом случае осуществляют болтами, установленными без зазора, которые рассчитывают на срез. Установка болтов без зазора позволяет получить муфты меньших габаритов и поэтому более распространена.

Рис. 7.2. Фланцевая муфта

Фланцевые муфты применяют для соединения валов диаметром до 200 мм и более. Достоинствами таких муфт являются простота конструкции и сравнительно небольшие габариты.

Жесткие компенсирующие муфты. За счет подвижности деталей такие муфты компенсируют радиальные, угловые и осевые смещения валов, вызванные неточностями их изготовления, монтажа и упругими деформациями. Это позволяет уменьшить нагрузки на валы и подшипники.

Недостаток жестких компенсирующих муфт – отсутствие упругодемпфирующих элементов, смягчающих толчки и удары. Наибольшее распространение получили кулачково-дисковая и зубчатая.

Кулачково-дисковая муфта (рис. 7.3) состоит из двух полумуфт 1 и 3, соединенных промежуточным диском 2. При работе диск перемещается по пазам полумуфт, и тем самым компенсируются несоосность соединяемых валов (радиальные смещения – до 0,04 d , угловые – до 30').

Скольжение выступов в пазах сопровождается их износом. Интенсивность износа возрастает с увеличением несоосности и частоты вращения. Для уменьшения износа поверхности трения муфты периодически смазывают и не допускают на них больших напряжений смятия.

Рис. 7.3. Кулачково-дисковая муфта

Из условия износостойкости кулачково-дисковых муфт рассчитывают давление на боковых поверхностях выступов и пазов:

, (7.1)

где Тр – расчетный вращающий момент;

h – рабочая высота выступа;

D , d – соответственно наружный и внутренний диаметры;

[ p ] – допускаемое давление: при термически необработанных, хорошо смазываемых поверхностях или при закаленных поверхностях трения [ p ] = 15…30 МПа.

Детали кулачково-дисковых муфт изготовляют из сталей Ст5 (поковка) или 25Л (литье). Для тяжелонагруженных муфт применяют легированные стали типа 15Х, 20Х с цементацией рабочих поверхностей.

Зубчатая муфта (рис. 7.4, а) состоит из двух полумуфт 1 и 3 с наружными зубьями эвольвентного профиля и разъемной обоймы 2 с внутренними зубьями. Передача вращающего момента осуществляется большим числом одновременно работающих зубьев, что обеспечивает высокую нагрузочную способность и малые габариты муфты.

Рис. 7.4. Зубчатая муфта

Для компенсации смещений деталей предусматривают торцевой зазор δ. Для ослабления вредного влияния кромочного контакта применяют зубья бочкообразной формы (рис. 7.4, б), а соединение выполнено с увеличенными зазорами. Зубчатые муфты допускают угловое смещение валов (рис. 7.4, в) Δα max = 1,5 ° , радиальное Δ r = 0,2…0,6 мм, осевое (на рисунке не показано) – 1…8 мм.

Детали зубчатых муфт изготовляют из углеродистых сталей типа 45, 40Х, 45Л коваными или литыми. Для повышения износостойкости зубья полумуфт подвергают термической обработке до твердости не ниже 40Н RC , а зубья обойм – не ниже 35 HRC .

Упругие компенсирующие муфты применяются не только для компенсации смещения валов, но и для снижения динамичности нагрузок и амортизации колебаний, возникающих при работе передач машин.

Муфта упругая втулочно-пальцевая (рис. 7.5) состоит из двух полумуфт 1, соединенных пальцами 2, на которые для смягчения ударов надеты гофрированные резиновые втулки. Такие муфты в силу простоты конструкции получили широкое применение в приводах от электродвигателей для валов диаметрами 9…160 мм при вращающих моментах 6,3…16000 Нм.

Рис. 7.5. Упругая втулочно-пальцевая муфта

Толщина резиновых втулок невелика, и поэтому амортизирующая способность муфты незначительна. Они допускают радиальное смещение валов до 0,6 мм, продольное – до 5 мм, угловое – до 1 ° .

Для ограничения износа среднее контактное давление пальца на втулку находят по формуле:

, (7.2)

где z = 6 – число пальцев;

Dm – диаметр окружности расположения осей пальцев;

l – длина упругого элемента;

[ p ] ≈ 2 МПа – допускаемое давление для резиновых втулок.

Муфта со змеевидными пружинами (рис. 7.6) состоит из двух полумуфт 1 с зубьями специальной формы, между которыми свободно расположены секции змеевидной пружины 3 прямоугольного сечения. Кожух 2, состоящий из двух половин, служит резервуаром для пластичного смазочного материала и предохраняет пружину от выпадения.

Рис. 7.6. Муфта со змеевидными пружинами

Муфта используется для передачи больших вращающих моментов, обладает хорошими эксплуатационными качествами, имеет небольшие габариты, но сравнительно дорогостоящая.

В зависимости от размеров муфты могут компенсировать радиальные смещения валов 0,5…3 мм, осевые – 4…20 мм и угловые до 1 ° 15'.

Материалы полумуфт – сталь 45, стальное литье 45Л; пружин – пружинные стали 65Г, 60С2.

Расчет муфты предусматривает проверку прочности пружины при изгибе методами сопротивления материалов.

Управляемые (сцепные) муфты позволяют соединять и разъединять валы без остановки двигателя. По конструкции управляемые муфты можно разделить на кулачковые, зубчатые, основанные на зацеплении, и фрикционные, основанные на трении.

Кулачковые и зубчатые муфты имеют весьма небольшие габариты и массу, не допускают проскальзывания. Однако их включение на ходу сопровождается ударами. Фрикционные муфты позволяют плавно соединять ведущий и ведомые валы под нагрузкой при любой скорости их вращения, предохраняют механизмы от внезапных перегрузок.

Управляемые муфты требуют точной соосности соединяемых валов.

Кулачковая муфта (рис. 7.7) состоит из двух полумуфт 1 и 2, имеющих на сцепляемых торцах выступы – кулачки. При включении муфты кулачки одной полумуфты входят во впадины другой, создавая жесткое соединение.

Рис. 7.7. Кулачковая муфта

Включение кулачковой муфты во избежание ударов производят при остановленном двигателе или с малыми скоростями (до 1 м/с).

Полумуфты чаще всего располагают на одном валу, что обеспечивает хорошую их соосность. При выключенной муфте зубчатое колесо свободно вращается на подшипнике скольжения 3. Если муфта включена, вращающий момент от зубчатого колеса передается через кулачки и шлицы на вал.

Для устранения ударов и шума при включении муфты применяют специальные соединительные устройства – синхронизаторы.

Кулачковые муфты изготовляют из сталей 20, 15Х, 20Х с последующей цементацией или сталей 40Х, 30ХН с последующей объемной закалкой. Размеры муфт принимают конструктивно, а затем выполняют проверочный расчет кулачков на износостойкость и прочность.

Фрикционные сцепные муфты передают вращающий момент между полумуфтами за счет сил трения на рабочих поверхностях (рис. 7.8).

Рис. 7.8. Фрикционные муфты:

а – однодисковая; б – многодисковая; в – конусная

В начальный период касания полумуфт происходит относительное проскальзывание их рабочих поверхностей (смазанных или сухих), и тем самым обеспечивается плавность включения муфты. При установившемся движении проскальзывание не происходит, а при перегрузке муфта пробуксовывает, что предохраняет машину от поломок.

Фрикционные муфты должны обладать надежностью сцепления, высокой износостойкостью и теплостойкостью контактирующих поверхностей. Материал трущихся деталей (накладок) выбирается в зависимости от среднего контактного напряжения (давления):

, (7.3)

Т – вращающий момент;

k = 1,3…1,5 – коэффициент запаса сцепления;

Dm – средний диаметр контакта;

f – коэффициент сцепления (трения покоя);

z – число пар поверхностей трения;

b – ширина поверхности трения;

[ p ] – допускаемое контактное напряжение.

По формуле (7.3) может быть рассчитан вращающий момент, который может передавать фрикционная муфта. Для увеличения передаваемого вращающего момента можно увеличить число пар поверхностей трения.

Многодисковые фрикционные муфты имеют небольшие габариты и не требуют большого усилия для их включения.

Самоуправляемые автоматические муфты выполняют автоматически одну из следующих функций: ограничение передаваемой нагрузки – предохранительные муфты; передачу нагрузки (момента) только в одном направлении – обгонные муфты; включение и выключение при заданной скорости – центробежные муфты.

Предохранительные муфты срабатывают, когда вращающий момент превышает некоторую установленную величину. При достижении вращающим моментом предельной величины под действием осевых усилий, обусловленных формой впадин полумуфты, шарики смещаются в осевом направлении (преодолевая сопротивление пружины) и размыкают муфту с последующим прощелкиванием.

Обгонные муфты (муфты свободного хода) предназначены для передачи вращающего момента только в одном направлении. Наибольшее распространение получили фрикционные обгонные муфты, передающие вращающий момент за счет заклинивания между полумуфтами промежуточных тел (в основном роликов). Такие муфты бесшумны, компактны, могут работать при высокой частоте вращения. Их изготовляют для валов диаметром 10…90 мм и передачи момента до 750…800 Нм.

Обгонные роликовые муфты (рис. 7.9) применяют в приводах агрегатов двигателя самолета (например, в приводах стартер-генераторов) и в приводах несущих винтов вертолетов; при отказе одного двигателя движение винта не тормозится, так как обгонная муфта позволяет зубчатым колесам вращаться. При отказе обоих двигателей обгонные муфты не препятствуют вращению несущего винта в режиме авторотации.

Рис. 7.9. Обгонная муфта

Пусковые (центробежные) муфты используют для плавного пуска приводов грузоподъемных машин конвейеров и т.п. Они позволяют электродвигателю легко разогнаться и по достижении им определенной скорости начать плавный разгон рабочего органа. Одновременно пусковые муфты выполняют и предохранительные функции.

Распространены колодочные и дисковые центробежные фрикционные муфты. Центробежные муфты устанавливают на вал электродвигателя. При наличии ременной передачи от электродвигателя к рабочему органу наружную ведомую часть муфты конструируют в виде шкива.

Источники: http://www.mehanica-kvs.narod.ru/razdel4/r47.html

3 ≫

Муфта — устройство, предназначенное для соединения валов со свободно сидящими на них деталями (звездочками, зубчатыми колесами).

Они предназначены для передачи вращающего момента без изменения его значения и направления.

Основной характеристикой муфты является передаваемый вращающий момент.

Глухие муфты соединяют соостные валы в одну жесткую линию. Применяют в тихоходных приводов

Фланцевая муфта состоит из 2-х полумуфт, имеющих форму фланцев с круговым выступом на одной из полумуфт и выточной на другой, обеспечивающих соостность фланцев при сборке. Фланцевые муфты соединяют соостные валы. Муфты рассчитаны так, что силы трения, возникающие при затяжке болтов не участвуют в передаче момента.

Упругие муфты применяют в машинах, работающих с переменными нагрузками и частыми включениями, а также там, где строгая соостность валов не может быть выдержана. Применяются в механизмах работающих в режиме динамических нагрузок.

Жесткие муфты применяют для компенсации ошибок относительного положения соединяемых валов, также смещения центров, несоостности, осевого смещения и других погрешностей, которые могут быть следствием обработки и монтажа.

Цепная муфта предназначена для таких же работ как и зубчатая, но передает меньшие моменты.

Управляемые муфты служат для быстрого соединения и разъединения валов при работающем двигателе.

Фрикционные муфты обеспечивают плавное сцепление ведомого и ведущего валов за счет сил трения при любой разности угловых скоростей соединяемых валов. При возникновении перегрузок полумуфты пробуксовывают, предохраняя механизм от поломки.

Самоуправляемые муфты предназначены для автоматического соединения и рассоединения валов при изменении заданного режима работы машин.

Центробежная муфта предназначена для автоматического включения (выключения) ведомого вала при достижении ведущим заданной скорости.

80 Расчёт упругих муфт.Рассмотренные выше характерные случаи работы упругих муфт позволяют сделать вывод о том, что выбор жесткости этих муфт следует производить в соответствии с характером ожидаемой динамической нагрузки машины. При этом в большинстве случаев практики можно значительно уменьшить перегрузку механизмов.

Конструкция и расчет упругих муфт

В машиностроении применяют большое количество разнообразных по конструкции упругих муфт. По материалу упругих элементов эти муфты делят на две группы: с металлическими и неметаллическими упругими элементами. В методике расчета муфт каждой из этих групп много общего, что позволяет ограничиться подробным изучением только некоторых типичных конструкций. Металлические упругие элементы муфт. Основные типы металлических упругих элементов муфт изображены на рис. 1.17: а — витые цилиндрические пружины;

6—стержни, пластины или пакеты пластин, расположенные по образующей или по радиусу муфты; в — пакеты разрезных гильзовых пружин; г — змеевидные пластинчатые пружины. Эти элементы работают на кручение (рис. 17.17, а) или на изгиб (рис. 17.17,6, в, г).

По сравнению с неметаллическими металлические упругие элементы более долговечны и позволяют изготовлять малогабаритные муфты с большой нагрузочной способностью. Поэтому их применяют преимущественно для передачи больших крутящих моментов. Пакетные упругие элементы вследствие трения между пластинами обладают высокой демпфирующей способностью.

Муфты с металлическими упругими элементами могут быть выполнены с постоянной или переменной жесткостью в зависимости от условий деформирования элемента.

Муфта с цилиндрическими пружинами (рис. 17.18). Она состоит из обода 1 с ребром 2 и ступицы 4 с дисками 3. Ребро обода размещается между дисками так, что возможен относительный поворот этих деталей. Ребро и диски имеют одинаковые фасонные вырезы, в которые закладывают пружины 5 с ограничителями 6. С торцов муфту закрывают дисками 7, которые прикрепляют к ступице или ободу для предохранения пружины и ограничителей от выпадения и загрязнения.

В разгруженной муфте (рис. 17.18, а) каждый из ограничителей соприкасается своей цилиндрической поверхностью и с дисками, и ребром, а пружины предварительно сжаты. Под нагрузкой (рис. 17.18,5) ребро перемещается между дисками, а пружины дополнительно сжимаются. При этом один из ограничителей соприкасается только с ребром, а другой — только с дисками.

Источники: http://megaobuchalka.ru/6/54212.html


Back to top