1 ≫
-
В нашей библиотеке Вы найдены разнообразные издания относящиеся к агротехнике
Техническое обслуживание аккумуляторных батарей
Техническое обслуживание батарей аккумуляторов проводят комплектом Э-401.
Удаляют пыль и грязь, чистят вентиляционные отверстия в пробках или крышках, проверяют уровень электролита во всех аккумуляторах. Уровень электролита проверяют с помощью денсиметра или груши № 4. Для этого в их наконечниках просверливают отверстия диаметром 2 мм на расстоянии 15 мм от нижнего края. При проверке выворачивают пробки из крышек аккумуляторов, опускают в каждое заливное отверстие наконечник денсиметра до упора в защитную решетку. Сжав и разжав грушу, определяют заполнение колбы электролитом и его плотность. При недостатке электролита, когда его уровень ниже просверленного отверстия, колбу денсиметра заполняют дистиллированной водой и доливают в аккумулятор. В батареях аккумуляторов типа 6СТ-182 уровень электролита можно контролировать по его касанию нижнего торца заливной горловины.
После проверки уровня электролита пробки заворачивают.
Проверяют надежность соединения наконечников стартерных проводов с выводами батареи. Площадь их контакта должна быть максимально возможной и неокислившейся. Если наконечники и выводы окислились, их зачищают абразивной бумагой, свернув ее в усеченный конус, и, вращая, перемещают в осевом направлении.
Техническое обслуживание аккумуляторных батарей
При ТО-2, кроме операций ТО-1, проверяют плотность электролита, степень разряженности. Плотность электролита в батареях аккумуляторов определяют плотномером КИ-13951, который состоит из пластмассового корпуса с наконечником, резиновой груши и шести цилиндрических поплавков, рассчитанных на значения плотности 1190, 1210, 1230, 1250, 1270, 1290 кг/м3. При всасывании электролита через наконечник корпуса плотномера поплавки, соответствующие измеряемой и меньшей плотности электролита, всплывают.
Более точно плотность электролита определяют аккумуляторным денсиметром, ареометр которого имеет шкалу в пределах 1100-1400 км/м3, а цена одного деления шкалы равна 10 кг/м8. При измерении плотности наконечник денсиметра погружают поочередно в каждый аккумулятор, предварительно сжав резиновую грушу, и набирают в колбу такое количество электролита, при котором ареометр всплывает. Величину плотности электролита отсчитывают по шкале ареометра напротив нижнего мениска электролита и сравнивают с данными таблицы 28.
Разница в плотности электролита аккумуляторов одной батареи не должна превышать 20 кг/м3, при большей разнице батарею заменяют. В случае, если в аккумуляторы доливали дистиллированную воду, плотность измеряют после 30-40 мин работы двигателя.
Более точно плотность электролита можно измерить в конце последней зарядки при вводе новой батареи в действие. Для этого используют нефтеденсиметр в цилиндрической колбе диаметром 20 мм. Степень разряженности можно определить по наименьшей плотности, измеренной в одном из аккумуляторов В случае, когда температура электролита меньше или больше 20 °С, к измеренной плотности электролита вносят температурную поправку (табл. 29).
Показания плотности электролита в батарее аккумуляторов
Техническое обслуживание аккумуляторных батарей
Техническое обслуживание аккумуляторных батарей
В случае, если плотность электролита неизвестна, разряжен-ность батареи определяют нагрузочной вилкой ЛЭ-2, проверяя каждый аккумулятор в отдельности в течение 5 с. Вилка имеет вольтметр, контактные ножки, два нагрузочных сопротивления, выполненных из нихромовой проволоки. В зависимости от номинального заряда ("емкости") батареи с помощью сопротивлений создают три варианта нагрузки аккумуляторов:
- при номинальном заряде батарей 40-65 А-ч включают большее сопротивление (0,018-0,2), завинчивая левую и отвинчивая правую клеммы;
Показания вольтметра сравнивают с данными таблицы 2. Напряжение полностью заряженного аккумулятора не должно падать ниже 1,7 В. Разность напряжения отдельных аккумуляторов батареи не должна превышать 0,1 В. Если разность больше этого значения или батарея разряжена более чем на 50% летом и более чем на 25% зимой, ее подзаряжают.
Сухозаряженные батареи поступают в сухом виде, и для ввода их в действие готовят электролит. Для этого используют аккумуляторную серную кислоту (ГОСТ 667-73), дистиллированную воду (ГОСТ 6709-72) и чистую стеклянную, фарфоровую, эбонитовую или освинцованную посуду.
Плотность заливаемого электролита должна быть на 20- 30 кг/м3 меньше плотности, необходимой в данных условиях эксплуатации (см. табл. 1), так как в активной массе пластин сухо-заряженной батареи содержится до 20% и более сульфата свинца, который при заряде преобразуется в губчатый свинец, двуокись свинца и серную кислоту. Количество дистиллированной воды и серной кислоты, необходимое для приготовления 1 л электролита, зависит от его плотности (табл. 3).
Для приготовления нужного объема электролита, например для батареи аккумуляторов 6СТ-75, в которую заливают 5 л электролита плотностью 1270 кг/м3, значения таблицы 3 при плотности, равной 1270 кг/м3, умножают на пять, заливают в чистый фарфоровый, эбонитовый или стеклянный бак 0,778-5= = 3,89 л дистиллированной воды и, перемешивая, вливают в нее небольшими порциями 0,269-5=1,345 л серной кислоты. Категорически запрещается вливать воду в кислоту, так как это вызовет закипание струи воды и выброс паров и капель серной кислоты. Полученный электролит тщательно перемешивают, охлаждают до температуры 15-20 °С и проверяют денсиметром его плотность. При попадании на кожу электролит смывают 10%-ным раствором двууглекислого натрия (пищевой соды).
Заливают электролит в аккумуляторы в резиновых перчатках с помощью фарфоровой кружки и стеклянной воронки до уровня 10-15 мм над решеткой. Через 3 ч после заливки измеряют плотность электролита во всех аккумуляторах для контроля степени заряженности отрицательных пластин. Затем проводят несколько контрольных циклов. На последнем цикле в конце зарядки доводят плотность электролита до строго одинакового значения во всех аккумуляторах путем доливки дистиллированной воды или электролита плотностью 1400 кг/м3.
Ввод в действие без проведения контрольно-тренировочных циклов обычно ускоряет саморазряд и сокращает срок службы батарей.
Значение тока первой и последующих (тренировочных) зарядок батарей указано в таблице 27 и обычно поддерживается регулировкой зарядного устройства. Продолжительность первой зарядки зависит от продолжительности и условий хранения батареи до заливки электролита и может достигать 25-50 ч. Зарядку продолжают до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех аккумуляторах, а плотность электролита и напряжение не станут постоянными на протяжении 3 ч, что и служит признаком конца зарядки. Для уменьшения коррозии положительных пластин зарядный ток в конце заряда можно уменьшить вдвое.
Разрядку батареи проводят подключением через амперметр к выводам батареи проволочного или лампового реостата, поддерживая его регулировкой значение разрядного тока, равное 0,05 номинального заряда батареи в А-ч. Зарядку заканчивают, когда напряжение наихудшего (отстающего) аккумулятора батареи будет равно 1,75 В. После разрядки батарею сразу заряжают током последующих (тренировочных) зарядов. Если определенный при первой разрядке заряд батареи оказался недостаточным (менее 75%), контрольно-тренировочный цикл повторяют.
Хранят сухозаряженные, не введенные в действие батареи в сухих помещениях с температурой воздуха выше 0°С. Сухозаряженность батарей гарантируется в течение года, общий срок хранения составляет три года с момента изготовления.
Техническое обслуживание аккумуляторных батарей
Поскольку саморазряд - неустранимое свойство батареи, а ее долговечность при эксплуатации и хранении в полностью заряженном состоянии больше, то при хранении батарей их целесообразно ежемесячно подзаряжать током, компенсирующим саморазряд и препятствующим отстаиванию электролита. На подзарядку малым током устанавливают только исправные, полностью заряженные батареи, в которых проверены плотность и уровень электролита. При этом напряжение зарядного тока должно быть в пределах 2,18-2,25 В на каждый аккумулятор. Для подзарядки батарей малым током можно применять зарядные устройства небольшой мощности. Так, один выпрямитель ВСА-5А может обеспечить подзаряд малым током 200-300 батарей аккумуляторов.
Малообслуживаемые батареи аккумуляторов нового типа, в которых применяют особые бессурьмяные сплавы для изготовления решеток электродов, устойчивы к глубоким разрядам, имеют малый разряд при хранении, обладают повышенной мощностью при стартерном разряде. Толщина электродов не превышает 1,9 мм, сепараторы изготовлены в виде пакета, надетого на электроды одной полярности.
При ТО-2 с таких батарей удаляют грязь, чистят вентиляционные отверстия в пробках, проверяют надежность соединений проводов. Доливают дистиллированную воду не чаще одного раза в течение полутора-двух лет, контроль плотности электролита проводят один раз в шесть-семь месяцев. Для контроля уровня электролита на боковой стенке полупрозрачного моноблока имеются метки минимального и максимального уровней электролита.
Источники: http://www.vpole.ru/doc/tehnicheskoe-obsluzhivanie-akkumulyatornyh-batarey.html
2 ≫
-
Техническое обслуживание аккумуляторных батарей регламентируется инструкцией по эксплуатации «Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные». На основании перечня и периодичности их проведения работы включаются в первое (ТО-1) или второе (ТО-2) техническое обслуживание автомобиля.
При ТО-1 аккумуляторную батарею очищают от пыли и грязи. Электролит, имеющийся на поверхности батареи, вытирают сухой тряпкой или ветошью, смоченной 10 %-ным раствором кальцинированной соды или нашатырного спирта. Проверяют надежность крепления батареи и соединения наконечников проводов с выводами батареи, окислившиеся наконечники проводов и выводы зачищают. При этом следует снимать минимальный слой металла, иначе нельзя будет надежно соединить выводы батареи с наконечниками проводов. Следует также следить, чтобы провода не были натянуты, так как это может привести к поломке выводов или крышек аккумуляторов. Наконечники проводов и выводы рекомендуется смазывать техническим вазелином.
При ТО-1 проверяют и, если необходимо, доводят до нормы уровень электролита во всех аккумуляторах.
При доведении уровня в аккумуляторы доливают дистиллиро-. ванную воду. В холодное время года во избежание замерзания воду следует доливать непосредственно перед пуском двигателя для быстрого ее перемешивания с электролитом.
Доливать электролит запрещается, за исключением случаев, когда точно известно, что понижение уровня произошло за счет выплескивания электролита.
Чрезмерно быстрое снижение уровня электролита является признаком «перезаряда» батареи из-за повышенного напряжения генератора. При перезаряде наблюдается также выбрызгивание электролита на поверхность аккумуляторной батареи. Перезаряд вреден для батарей, так как приводит к снижению их срока службы. При первых признаках перезаряда необходимо проверить исправность генераторной установки.
При ТО-2, кроме перечисленных работ, дополнительно проверяют степень заряженности аккумуляторов батареи по плотности электролита и ее работоспособность по напряжению аккумуляторов под нагрузкой. Плотность электролита замеряют денсиметром, а напряжение аккумуляторов — аккумуляторным пробником.
Промышленностью выпускается два типа пробников.
Пробник Э107 (рис. 1) предназначен для проверки работоспособности аккумуляторных батарей в целом. Он позволяет измерять э. д. с. батарей и их напряжение под нагрузкой. Пробник состоит из вольтметра, закрепленного на кронштейне контактной ножки, через которые к нему подается измеряемое напряжение. Внутри корпуса установлены два нагрузочных резистора из нихрома, соединенные параллельно. Одни концы резисторов постоянно соединены с кронштейном пробника, другие закреплены в головке винта, изолированного от контактной ножки. При завертывании контактной гайки резисторы подключаются к контактной ножке. Контактный штырь щупа соединен гибким проводом с кронштейном.
Проверку аккумуляторной батареи необходимо производить при закрытых пробках аккумуляторов. Для проверки под нагрузкой необходимо завернуть до упора контактную гайку 6. Затем острый конец контактной ножки плотно прижимают к положительному выводу батареи, а штырь щупа — к отрицательному. Иногда для обеспечения надежного контакта необходимо сделать контактами ножки и щупа царапины на поверхности выводов батареи, чтобы разрушить пленку окиси. Время выдержки батареи под нагрузкой должно быть не более 5 с. Если напряжение батареи под нагрузкой более 8,9 В, она исправна. Если напряжение упадет ниже 8,9 В, батарея неисправна или сильно разряжена. Уточнение производится измерением плотности электролита или проведением контрольного разряда.
Измерение э. д. с. проверяемой батареи производится при отвернутой контактной гайке.
Пробник Э108 (рис. 2.) предназначен для проверки работоспособности отдельных аккумуляторов в аккумуляторной батарее. Он позволяет измерять э. д. с. аккумуляторов и их напряжение под нагрузкой. Пробник состоит из вольтметра, закрепленного на контактных ножках, через которые к нему подается измеряемое напряжение. Двусторонняя шкала вольтметра позволяет производить измерения без соблюдения полярности. Внутри корпуса установлены три нагрузочных резистора 5 из нихрома, два из которых соединены параллельно. Один конец каждого резистора постоянно соединен с контактной ножкой пробника, а другой закреплен в изолированной от ножки головке винта. При завертывании контактных гаек нагрузочные резисторы подключаются к контактным ножкам. Если обе контактные гайки отвернуты, можно измерить э. д. с. аккумулятора.
Для измерения напряжения аккумулятора под нагрузкой в зависимости от его емкости заворачиваются гайки или обе сразу. Порядок включения нагрузочных резисторов в зависимости от емкости проверяемого аккумулятора указан на контактных ножках пробника. Измерение производится так же, как и пробником Э107, при закрытых пробках и с выдержкой под нагрузкой не более 5 с. Если напряжение проверяемого аккумулятора более 1.4 В, он исправен. Если напряжение упадет ниже 1,4 В, аккумулятор разряжен или неисправлен. Уточнение производится сравнением показаний всех аккумуляторов батареи и измерением плотности электролита.
По величине измеренной плотности электролита определяется разряженность аккумуляторной батареи.
Если батарея разряжена более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, ее необходимо подзарядить. После заряда поверхность аккумуляторных батарей нейтрализуют содовым раствором и насухо протирают ветошью.
При необходимости более точного определения технического состояния определяют фактическую емкость батареи и продолжительность стартерного разряда.
Батарея считается вышедшей из строя при снижении емкости до 40% номинальной или снижении продолжительности стартерного разряда до 1.5 мин. Перед определением фактической емкости аккумуляторная батарея должна быть полностью заряжена, а плотность электролита откорректирована до (1,28 + 0,01) г/см3 при температуре 25 °С.
Так как продолжительность определения емкости 20-часовым режимом разряда велика, в эксплуатации разрешается проводить проверку номинальной емкости в 10-часовом режиме разряда. При этом величина емкости получается несколько меньшей, чем при 20-часовом режиме разряда.
Разряд батарей при 10- и 20-часовом режимах ведется до конечного напряжения на выводах соответственно 10,2 и 10,5 В.
При разряде температура электролита должна находиться в пределах от 18 до 27 °С.
Перед определением продолжительности стартерного разряда батарею заряжают так же, как при испытании на определение емкости. При начальной температуре электролита (25±2) °С до конечного напряжения на выводах 9 В.
При эксплуатации аккумуляторных батарей в условиях низких температур (климатические районы со среднемесячной температурой в январе от —50 до — 30 °С) при переходе с летней эксплуатации на зимнюю и наоборот производят изменение плотности электролита. Это связано с тем, что температура замерзания электролита зависит от его плотности. Так, при плотности 1,09; 1,16; 1,20; 1,24 и 1,30 г/см3 электролит замерзает при температуре —7, —18, —28, —50 и —66 °С соответственно. Поэтому в зимнее время плотность электролита повышают. В летнее время производят снижение плотности, так как эксплуатация батарей с высокой плотностью электролита, особенно при положительных температурах, приводит к уменьшению их срока службы. Операцию изменения плотности проводят при ТО-2. Уменьшения плотности электролита добиваются путем отсасывания части электролита и добавления дистиллированной воды. Для повышения плотности электролита в аккумуляторы добавляют раствор серной кислоты плотностью 1,40 г/см3.
Главная → Справочник → Статьи → Форум
Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание аккумуляторной батареи"
© 2007-2017 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.
Источники: http://stroy-technics.ru/article/tekhnicheskoe-obsluzhivanie-akkumulyatornoi-batarei
3 ≫
-
Концепция аккумуляторного источника питания дает пользователю массу преимуществ, обеспечивая автономность объекта и цикличность сеансов применения. Существуют разные виды аккумуляторов, которые отличаются по габаритам, внутреннему устройству и техническим характеристикам. Но большинство из них действует на схожем принципе – генерации тока за счет химических реакций. Именно эта особенность и определила тонкости, с учетом которых должно осуществляться обслуживание аккумуляторных батарей и сопутствующих компонентов.
Классический свинцово-кислотный блок представляет собой несколько аккумуляторов, объединенных последовательным соединением и заключенных в корпус. Последний обычно выполняется из полипропилена. Выбор данного материала обусловлен стойкостью пластика к химическим воздействиям, отсутствием реакций на ток и сравнительно высокой физической прочностью. Как правило, устройство автомобильного аккумулятора предполагает наличие шести активных пластин, изоляцию которых обеспечивает пластмассовый сепаратор. Активные электроды, в свою очередь, выполняются из свинцовых сплавов. Правда, в новейших версиях производители чаще используют свинцово-кальциевые материалы, отличающиеся невысокой потребностью в расходе воды и низким уровнем саморазрядки.
Также применяются и более дешевые блоки аккумуляторов с упрощенным устройством. Это так называемые гибридные или комбинированные конструкции, в которых объединяются два типа электродов с разными по полярности зарядами – это кальциевые и сурьмяные пластины на свинцовой основе. Такой тип батарей отличается невысокой стоимостью и отсутствием особых требований в плане технического обслуживания, но зато требует больших объемов воды.
Важно учитывать также, что любой аккумулятор должен регулярно подпитываться с помощью специального прибора. Наибольшим доверием у профессионалов пользуется импульсное зарядное устройство, преимущество которого заключается в улучшенных защитных свойствах. Например, если перед сеансом зарядки было неправильно выполнено подключение, то система просигнализирует пользователю об ошибке.
Главное отличие между современными аккумуляторами заключается в их составе – то есть в элементах, которые обеспечивают электрохимические процессы. Начать обзор типов АКБ стоит с упомянутых сурьмянистых моделей. Эта разновидность характеризуется тем, что в ней протекают интенсивные процессы вскипания воды, из-за чего требуется частое восполнение жидкостного ресурса. Улучшенной вариацией этого устройства является малосурьмянистая батарея, внутренняя организация которой ориентирована на понижение процесса электролиза. Существенно от этих двух типов отличается кальциевый блок. Как правило, обслуживание аккумуляторных батарей этой версии требует минимальных усилий, поскольку отсутствие сурьмянистой основы практически избавляет от необходимости частого восполнения жидкостного ресурса. Но, в процессе эксплуатации кальциевой батареи часто возникают проблемы с зарядкой. Так, неправильно организованное подключение способно привести к утрате значительного процента рабочего объема, из-за чего многие пользователи полностью меняют элемент питания.
В некотором роде революционным стало появление гелевых аккумуляторов на рынке. Выделяются подобные модели тем, что вместо жидкого электролита корпус содержит в себе плотную гелевую основу. Кроме того, устройство автомобильного аккумулятора этого типа предусматривает использование особого пористого материала в качестве изоляторов активных элементов. В итоге облегчается и весь процесс эксплуатации, так как блок можно наклонять и даже подвергать вибрациям. Самым же перспективным видом аккумуляторов является литий-ионный элемент. Активным веществом в данном случае выступают оксиды ионов, что также дает немало преимуществ. Такие батареи имеют низкий порог саморазряда, высокую удельную емкость и отличаются способностью выдавать немалое напряжение.
Уже при покупке нового аккумулятора следует готовиться к тщательному осмотру изделия. В основном это касается ревизии корпуса, на котором не должно быть дефектов. Обычно изготовители покрывают блоки защитными пленками, но даже их наличие не гарантирует отсутствие брака на поверхности корпуса. Теперь стоит затронуть другой вопрос – нужно ли заряжать новый аккумулятор? По умолчанию современные АКБ поставляются с оптимальным для эксплуатации уровнем заряда, который не должен быть ниже 12 вольт. То есть необходимости в восполнении батареи нет. И даже если уровень заряда ниже, это не значит, что следует использовать зарядное устройство – с большей долей вероятности приобретенная батарея или уже была в использовании, или просто некачественная.
Применяя импульсное зарядное устройство, можно скорректировать до оптимального состояния уровень энергетического потенциала, но, опять же, фирменные батареи не нуждаются в восполнении перед первым использованием. Далее уже в ходе эксплуатации важно отслеживать рабочие параметры батареи. Как отмечалось выше, использовать можно блоки, уровень заряда которых составляет не менее 12 вольт. Но и это крайняя планка, поскольку специалисты называют достаточным уровнем 13-14 Вольт. То есть и при недостатке заряда, и при перезарядке батарея не годится для использования.
Теперь стоит вернуться к вопросу о том, нужно ли заряжать новый аккумулятор и в каких случаях. Дело в том, что даже качественные и рабочие батареи при отсутствии длительного обслуживания дают эффект саморазряда. Скорее всего, в случае новых устройств он будет минимальным, но для дальнейшей производительной работы все же стоит выполнить подзарядку.
В зависимости от типа аккумуляторного блока и его назначения устанавливается определенный график осмотров. На ответственных объектах, к примеру, может быть утверждена ежедневная ревизия элемента питания. Здесь важен и вопрос о том, кто имеет право проводить обслуживание аккумуляторных батарей и ее ремонт. Обычно подобные мероприятия поручаются ответственному персоналу, реализующему оперативный контроль над энергообеспечением объекта. Однако, в случае автомобильных батарей это мероприятие может проводить в соответствии с инструкцией изготовителя и рядовой пользователь в частном порядке.
В процессе осмотра проверяется не только внешний вид устройства. Важно оценить также плотность, температуру и напряжение в среде электролита. Для выполнения таких операций может потребоваться и специальный прибор – вольтметр. Частота такой проверки может быть и ежедневной, но в случае тех же автомобильных элементов производители рекомендуют производить осмотр раз в месяц. При этом не стоит поверхностно подходить и к оценке состояния корпуса. В этой части осмотра проверяется цельность, наличие протечек и общая чистота. Отдельное внимание посвящается клеммам, перемычкам и зажимам – визуально проверяются признаки наличия коррозии и дефектов.
Вышеперечисленные мероприятия могут формировать и перечень работ в рамках профилактического контроля в случае с бытовыми аккумуляторами. Но на производствах этого бывает мало и задействуют более глубокий анализ работоспособности батареи. В частности, берутся пробы электролита, которые в дальнейшем исследуются на предмет наличия железа, хлора и прочих примесей. Помимо этого, техническое обслуживание аккумуляторной батареи предполагает выполнение испытаний рабочих качеств элемента. В процессе такой проверки специалист может выявить процессы коробления и возрастание активности положительных электродов, что негативным образом может сказаться на функции устройства.
Конечно, и в случае с аккумуляторами для производственных нужд, и при обслуживании бытовых моделей важно правильно выполнить и зарядку блока. Перед началом данной операции следует изъять батарею, осмотреть ее, при необходимости очистить и заранее наметить полярности точек подсоединения клемм. Затем подключается зарядное устройство. В дальнейшем порядок обслуживания аккумуляторной батареи будет зависеть от ее емкости и типа электрического генератора. Хотя удобнее всего использовать совместимые с аккумулятором автоматические или полуавтоматически зарядные устройства, специалисты все же рекомендуют ручной способ.
Главная задача пользователя – уловить момент полной зарядки, поскольку перезаряд тоже не является положительным результатом операции. Обычно останавливать процесс следует после достижения напряжения в 14,6 вольт. В этом плане как раз и выгодны автоматические модели, которые сами определяют оптимальное состояние батареи с точки зрения наполнения их емкости. Другое дело, что малейшая ошибка в подключении может нарушить и корректность индикации. Изготовители, впрочем, работают и над такого рода защитой, наличие которой повышает и стоимость устройства. Примечательно, что АКБ, цена которой в среднем составляет 4-7 тыс., в данном случае будет соответствовать зарядному устройству. Автоматические современные генераторы вполне могут стоить те же 5-7 тыс.
Мероприятия по исправлению неполадок в рамках текущего ремонта, как правило, доступны для выполнения опытными пользователями. Но для начала стоит определиться с тем, в каких случаях вообще требуется текущий ремонт. Существует несколько признаков, когда блоку необходима сторонняя помощь. Большинство неисправностей такого рода возникает из-за внутренних проблем с электродами. Понять это можно даже по внешним признакам – например, когда цвет пластин меняется с темно-коричневого на оранжевый с бледными участками. В этом случае необходимо производить ремонт аккумуляторных батарей, который может сводиться к замене отдельных электродов.
Бывает, что заменять требуется и электролит. Например, такая потребность возникает в случае чрезмерного газовыделения из-за загрязненности активной рабочей среды частицами шлама, меди и железа. Не стоит пытаться произвести очистку, если концентрация инородных тел слишком высока. Оптимальным вариантом будет смена электролита, перед которой нужно будет проверить его общее качество. Частой проблемой является и чрезмерная сульфатизация, итогом которой может стать короткое замыкание. Вероятность такого явления зависит от того, насколько корректно заряжаются аккумуляторы. Ремонт и обслуживание в данном случае будут сводиться к предотвращению и исправлению процессов коробления электродов. Предварительно положительно заряженная пластина должна быть аккуратно выправлена с целью придания исходного состояния. Что касается борьбы с сульфатизацией, то чаще всего максимум, что может сделать пользователь при ее наличии – это коррекция электродов, положительных или отрицательных.
Серьезные ремонтные операции с бытовыми аккумуляторными блоками выполняются не так часто по сравнению с промышленными аналогами. Во-первых, это не всегда целесообразно экономически, а во-вторых, есть невысокая вероятность, что подобные меры действительно смогут исправить возникшую неполадку. Так или иначе, капитальный ремонт тоже имеет место быть, и к нему следует готовиться изначально. Если поражению внутренних элементов подвергся качественный аккумулятор, то может возникнуть потребность в замене электродов или электролита. Собственно, иногда можно обойтись и исправлением поврежденного электрода. Устраняют неполадку путем вырезки элемента и укладки его на деревянную доску. Далее на пластину следует положить еще одну доску с оказанием небольшого давления. Через некоторое время элемент можно возвращать на место в очищенном виде.
Немного сложнее производится операция по обновлению электролита. Перед этим мероприятием блок необходимо разряжать в течение 10 часов до момента достижения уровня напряжения в 1,8 В. Затем имеющийся электролит следует вылить, а емкость наполнить дистиллированной водой, после чего оставить батарею на 4 ч. По истечении этого времени вода выливается с замещением новым электролитом. На этом этапе можно приступать к полноценной зарядке устройства. После восполнения энергии выполняют и профилактическое обслуживание аккумуляторных батарей, которое вновь сводится к оценке внешнего состояния блока, рабочих параметров и т.д. Капитальный ремонт также может предусматривать и операции по замене баков, ушек электродов, стеллажей и других функциональных компонентов аккумулятора.
В первую очередь любые физические обращения с аккумулятором должны выполняться с предельной осторожностью. Если гелевые устройства в этом плане не так опасны, то резкий наклон под большим углом традиционных батарей может спровоцировать разлив электролита. Поэтому специалисты настоятельно не рекомендуют подвергать корпус наклону под 45° и более. Кроме того, обслуживание аккумуляторных батарей автомобилей следует выполнять в перчатках и желательно в удаленности от источников тепла. Здесь важно учитывать, что в процессе той же зарядки смесь кислорода с водородом будет взрывоопасной, поэтому нельзя допускать риска попадания в рабочую зону даже малейшей искры.
Если же был допущен разлив электролита, то пораженные участки тела и одежды следует обильно промыть водой, после чего дополнительно обработать раствором аммиака с содой. В процессе выполнения манипуляций с целью отключения и подключения блока необходимо обеспечить полное прекращение подачи тока потребителям. Затем можно выполнять установку. Опять же, обслуживание аккумуляторных батарей гелевого типа в этом плане не так опасно, по сравнению со щелочными моделями. Но в обоих случаях важно обеспечить корректное подключение и физическую фиксацию корпуса. Желательно использовать и качественный инструмент в работе с аккумулятором. Это касается и механических зажимных щипцов для клемм, и электроприборов, которыми проверяются технические характеристики начинки.
В сегменте автомобильных аккумуляторов немало российских фирм, которые по качественному уровню немногим отличаются от европейских моделей. Например, можно отметить бренды Tyumen, «Зверь», «Актех» и т. д. Стоимость такой продукции варьируется в среднем от 4 до 6 тыс. руб. При этом далеко не всегда АКБ, цена которых превышает планку в 6 тыс. руб., отличаются более высокими техническими показателями. Если только речь не идет о современных моделях типа AGM, которые стоят около 10 тыс. Но в данном случае цена повышается во многом за счет достоинств конструкционного исполнения.
В плане надежности одним из самых лучших аккумуляторных блоков многие пользователи называют корейскую модель Medalist в исполнении 56077. В числе достоинств этой версии отмечается повышенная энергетика и токовые качества. То есть особыми преимуществами этот вариант не побалует, но заявленные характеристики отработает в полном объеме, что встречается не часто. Неплохие рабочие свойства демонстрируют в своих разработках и другие марки аккумуляторов для автомобилей, в числе которых «А-Мега» и популярная «Варта», которая не сдает своих позиций. Данная продукция отличается не только оптимальными электрохимическими свойствами, но и эксплуатационными качествами – например, поддержанием работоспособности даже в условиях сильного мороза.
При всех изъянах аккумуляторных блоков как таковых, без них сегодня редко обходятся не только автолюбители, но и пользователи некоторых инжиниринговых систем. Все же, как автономный источник энергоснабжения, это одно из самых лучших решений. Другое дело, что эксплуатация, обслуживание аккумуляторных батарей, а также их ремонт может доставлять немало хлопот. Знание тонкостей выполнения данных операций позволит не только обеспечить исправную функцию элементов питания, но и поможет создать залог для длительной эксплуатации с сохранением рабочего ресурса. Повысить же долговечность питающего устройства позволит и правильная эксплуатация непосредственно потребителя, в качестве которого может выступать тот же автомобиль.
Источники: http://fb.ru/article/276423/ekspluatatsiya-i-tehnicheskoe-obslujivanie-akkumulyatornyih-batarey-remont-akkumulyatornyih-batarey-marki-akkumulyatorov-dlya-avtomobiley