1 ≫
-
Выбор резины для внедорожника начинается с понимания возможностей конкретной модели и производится в зависимости от потребностей владельца джипа (кроссовера, паркетника).
Если раньше внедорожники являлись автомобилями, предназначенными и используемыми для передвижения в условиях бездорожья, то сейчас все больше жителей мегаполисов и небольших городов приобретают джипы для езды в городских условиях. Такой выбор обусловлен желанием подчеркнуть собственный статус, а также большей вместимостью крупного автомобиля – а именно таковым изначально был внедорожник.
Со временем производители учли потребности автолюбителей, предпочитающих внедорожники для передвижения по городу, и создали городские вариации на тему джипа – паркетник, кроссовер. В конструкцию исходного внедорожника были внесены изменения, некоторые свойства внедорожника были исключены для обеспечения качеств, более нужных для езды в городском цикле – скорость, управляемость на асфальте, экономия топлива, маневренность.
То есть, некоторые модели «внедорожника» могут использоваться и используются для езды по сильно пересеченной местности, другие же модели редко используются или же вообще не используются для езды по бездорожью.
Сезонность
В первую очередь на выбор резины для джипа влияет сезонность – время года и погодные условия, в которых будет эксплуатироваться внедорожник. Стоит учесть, что климат некоторых регионов РФ значительно отличается от климатических условий тех стран, для которых выпускают, так называемые «всесезонные шины» американские и европейские производители.
Всесезонные шины теряют большую часть своих эксплуатационных характеристик еще до того, как температура приблизится к нулю – достаточно мягкая резина дубеет на морозе, в результате чего теряется управляемость, ухудшается сцепление с дорогой. Шины, на которых стоит маркировка «M+S», что значит Mud и Snow (грязь и снег) предназначены для «мягкой» зимы, которая обычно наблюдается в США.
В России подобный климат зимой может присутствовать только в самых южных регионах, да и то не всегда. Поэтому – для русской зимы внедорожник «обувается» в зимнюю обувь, а летом – в летнюю.
Типоразмер и качество
Соблюдение рекомендаций производителя относительно используемых шин важно для владельцев внедорожников даже в большей мере, чем для седанов, хэтчбеков и прочих чисто городских автомобилей. Помимо соответствия рекомендуемым размерам, важно соблюсти соответствие индексов нагрузки и скорости, поскольку практически любой внедорожник имеет значительный вес. Соответственно, «внедорожная» резина должна выдерживать нагрузки, связанные с особенностями параметров внедорожника – мощностью двигателя, скоростными режимами, стилем управления.
О том, как подобрать типоразмер, более подробно можно прочитать в статье «Как разобраться в маркировке шин».
Не последнее значение имеет и качество резины для джипа, традиционно определяемое ценой (известностью бренда производителя). Недорогие покрышки, изготовленные трудолюбивыми китайцами, могут сильно разочаровать владельца джипа, несмотря на то, что внешне они являются практически точной копией шин, сделанных в Америке или Европе. В дорогих шинах используется более эластичная резина, обеспечивающая хорошее сцепление с дорогой.
Типы шин для внедорожников
Как и в случае с городскими автомобилями, выбрать для внедорожника резину, которая бы одинаково хорошо подходила для езды по бездорожью и для поездок по городу, невозможно. Поэтому существуют шины, которые подходят исключительно для первых или для вторых случаев, а также шины, которые в различной степени подходят для городской езды и для бездорожья.
Шины имеют маркировку H/T (Highway Terrain – шоссейные), и в большей степени предназначены для езды по асфальту. Формулировка «в большей степени» означает, что такие шины отлично подойдут для владельца внедорожника, который 80% времени передвигается в условиях города, лишь иногда (20% времени) проезжая по грунтовым дорогам.
Внешне такие шины отличаются от резины, предназначенной только для езды по асфальту, более глубоким рисунком протектора. Направление ламелей гарантирует отличное сцепление с асфальтированной дорогой практически при любом уровне влажности. Естественно, при выезде на грунтовую дорогу управляемость автомобиля несколько снижается.
Резину этого типа сложно назвать «внедорожной», шины с маркировкой H/P (High Performance – высокопроизводительные) могут эффективно использоваться только на ровной асфальтированной дороге хорошего качества. Такие покрышки, как правило, устанавливают на автомобили сегмента «премиум-класса», которые никому не придет в голову эксплуатировать на охоте и просто ездить по бездорожью. Рисунок протектора на шинах H/P, преимущественно, ассиметричный, поскольку ровная, хорошая трасса располагает к скоростной езде.
Маркировка A/T (All Terrain – местности любого типа) означает, что внедорожная резина подойдет водителю джипа, который используется и в городе, и на бездорожье (где-нибудь, в области). Адаптация к грунтовой дороге составляет 50%, настолько же шины адаптированы для передвижения по асфальту.
Рисунок протектора у резины A/T отличается наличием массивных блоков, которые разделяют довольно широкие каналы (благодаря чему обеспечивается высокий уровень проходимости, а колеса могут самоочищаться). Однако, на самом деле, достаточно сложно в равной степени адаптировать шину для «All Terrain» - для всех типов дорог. На асфальте такие шины отличаются несколько повышенным уровнем шума, зато, если на асфальтной дороге образуется «каша» из снега или попадается грязь – водитель джипа с такой резиной даже не заметит помех.
Если на боковой поверхности шины для джипа имеется маркировка M/T (Mud Terrain – грязная местность) – это означает, что потребитель разглядывает «внедорожную» резину в чистом виде!
Шины M/T сообщают внедорожнику отличную проходимость по местности, где грунтовые дороги отличаются крайне низким качеством или вообще отсутствуют. Однако такая резина в наименьшей степени малопригодна для эксплуатации по асфальтированной дороге (комфорт, скорость и управляемость создают ощущение езды на тракторе, сильный шум).
Хотя принято считать, что процентное соотношение передвижения по дорогам обоих типов соответствует 80%/20% (где 20% - езда по асфальту), резина должны выдерживать продолжительные поездки по асфальту. Но, твердое покрытие (асфальт) приводит к быстрому разрушению шин, чем быстрее скорость – тем быстрее шум и износ. Внешне резина M/T отличается очень крупным рисунком протектора – крупные блоки, широкие канавки для самоочищения.
Заключение
Другими словами, любые попытки сделать внедорожные шины «универсальными» приводит к частичной потере определенных качеств, которые нужны для передвижения в тех или иных условиях. Крупный рисунок протектора повышает проходимость по бездорожью, но снижает уровень комфорта и управляемость на асфальтированной трассе. Шины для джипа, больше предназначенные для городской езды, практически не приспособлены для поездок по грунтовым дорогам.
Однако резина для езды в смешанном цикле пользуется большим спросом, что обусловлено более высокой проходимостью внедорожника. Кроме того, именно джипы чаще всего выбирают для езды по областным дорогам и для путешествий по бездорожью. Даже «паркетник» более приспособлен для передвижения в условиях сельской местности, чем любой из автомобилей «городского» типа.
Источники: http://www.megatrack.ru/info/kak-vibrat-shini-dlya-vnedorozhnika
2 ≫
-
«Обувь» современного автомобиля, также, как и обувь человека, различается по цели своего применения, определяющей и конструкцию, и дизайн
Что такое внедорожные покрышки? В чём их отличие от обыкновенных дорожных? Классификация по конструкции, грузоподъёмности, максимальным скоростям и давлению. И, на всякий случай, особенности хранения.
Для обычных автомобилей существуют два основных вида покрышек - летние и зимние. И для дорог общего пользования этого обычно достаточно. Некоторые из нас, правда, считают, что можно обойтись и одним, гоняя зимой на «все-сезонке», а летом цокая шипами по асфальту. Но, как говорил известный персонаж, это не наш метод. И не потому, что мы так уж педантичны, а потому что это создаёт много ненужных проблем и дополнительных расходов. Мы же боремся
за максимальную эффективность и безопасность, всегда используя колёса, соответствующие сезону и задачам. Если, конечно, бюджет позволяет. А учитывая, что наши пути часто проходят вдалеке от дорог, мы предлагаем вам цикл материалов, посвящённых видам и способам использования внедорожной резины. Не отрывочных и дилетантских, а подробных и профессиональных, но без лишнего занудства.
Всем известно, что существуют специальные покрышки, позволяющие ездить по бездорожью и отличающиеся друг от друга дизайном протектора. Обычно на этом знания среднестатистического автовладельца заканчиваются. Конечно, рисунок и конструкция протектора - важнейшие параметры. По ним можно сразу определить, для каких основных целей предназначены шины. Если ламели расположены на большом расстоянии друг от друга, и глубина протектора велика, то это покрышки для езды по грунту. Говоря простым языком и не углубляясь в дебри конструктивных особенностей, можно обозначить общее правило: чем крупнее блоки протектора, чем больше расстояния между ними, тем более покрышка внедорожная.
Большие жёсткие блоки протектора позволяют вгрызаться в грунт, давая колесу максимальный зацеп. Разумеется, блоки обязаны быть жёсткими, чтобы не подламываться и этот самый зацеп не уменьшать. Правда, такие замечательные качества на грунте ухудшают поведение машины на других покрытиях.
Например, на асфальте жесткий протектор и относительно малая площадь зацепа (ведь в асфальт невозможно «вгрызаться») приводят к ухудшенному, по сравнению с обычной летней резиной, сцеплению. Дорожные летние шины обладают отличным зацепом на тёплом асфальте, но скользят по льду и беспомощны на снегу. Поэтому для снега и льда выпускают зимние покрышки. Их протектор не так развит, как у внедорожной резины, но оснащён большим количеством ламелей, расположенных под разными углами и прорезанных на большую, чем у летней шины, глубину. Это позволяет им, подламываясь, создавать огромное количество граней, которыми протектор, как когтями, цепляется за снег, лёд, мокрый и замёрзший асфальт. Такой рисунок называется Зй-ламелями, и он произвёл настоящую революцию в мире резины, заметно увеличив скорость движения автомобилей зимой. А для зацепа за твёрдый лед зимние шины оснащают шипами.
Область использования шины влияет на рисунок её протектора
Но, как известно, современный человек предпочитает максимальную универсальность и приспособленность ко всем природным и погодным условиям сразу. Поэтому хочется иметь колесо, одинаково успешное и зимой на снегу, и летом на грунте, да ещё чтобы покрышки долго служили и не истирались. Поэтому любая современная автомобильная шина является компромиссом из многих, зачастую противоположных, требований. Именно этот клубок противоречий и породил популярный среди путешественников по неизвестному маршруту тип покрышек под названием AT (All Terrain). То есть, буквально, «для всех покрытий».
Протектор летней покрышки - наиболее насыщенный резиновыми блоками
Комфортная шоссейная шина для кроссоверов и внедорожников Toyo Open Country Н/Т обеспечивает безопасность как на мокрой так и на сухой дороге, а также обладает повышенной износостойкостью
Зимняя резина для города и асфальта с направленным протектором и большим количеством ЗР-ламелей
Toyo Observe GSI-5 - нешипованная шина с оптимальной управляемостью и контролем на всех зимних покрытиях: снег, лед, слякоть, скользкая дорога. Модель отлича ется повышенной износоустойчивостью
Помимо агрессивных ЗD-ламелей, зимняя шина для загородных дорог оснащена шипами
Toyo Observe G3-ICE разработана для оптимального сцепления и торможения на льду и снегу. Стабильная работа шины на протяжении всего срока службы делает её идеальной для использования в экстремальных зимних условиях
АСФАЛЬТ И ГРУНТ .
Протектор резины AT нарезан гораздо реже, чем летний и зимний, и он оснащен развитой агрессивной боковиной
Шина Toyo Open Country А/Т предназначена для кроссоверов и внедорожников. Универсальная модель для езды по шоссе и пере сеченной местности, обладает повышенной проходимостью и длительным сроком эксплуатации
ГРЯЗЬ и АСФАЛЬТ.
Рисунок протектора покрышки МТ выделяется расположенными далеко друг от друга жёсткими блоками и очень агрессивной боковиной, заходящей на середину плечевой зоны
Шины Toyo Open Country М/Т специально разработаны для тех случаев, когда важнейшим моментом являются тяговые характеристики и управляемость на бездорожье
На борту покрышки указан её размер, а сразу за ним можно прочитать индексы нагрузки и скорости
Их протектор позволяет ездить с надёжным зацепом и относительно малым шумом по асфальту, неплох на всех видах грунта и даже, в принципе, даёт возможность передвигаться по снегу и льду. Но, как и все универсальное, такие покрышки во многом уступают специализированным. На твердом зимнем покрытии покрышки AT могут легко проиграть рядовой зимней резине, о чем, как правило, предупреждают производители колёс.
Кроме разницы в дизайне и конструкции протектора, шины различаются между собой и внутренним устройством. Прежде всего, зто разница в расположении слоев нитей корда, образующих каркас. В диагональной конструкции эти слои расположены таким образом, что нити корда перекрещиваются между собой по всей окружности. В радиальной шине слой каркаса расположен так, что нити лежат поперёк плоскости вращения, параллельно друг другу, от борта к борту, по всей окружности. Подавляющее большинство современных автомобильных шин имеют радиальную конструкцию. Они лучше держат форму, и самое главное, служат в разы дольше. Диагональная конструкция встречается только среди тракторной и иногда специальной грязевой резины. Как показывает опыт спортивных соревнований, преимущество диагональной резины исключительно в более низкой цене. Поэтому мы рекомендуем выбирать радиальные.
Следует иметь в виду, что предназначенные для внедорожников и SUV покрышки, как правило, оснащены изначально усиленной боковиной и меньше страдают от жёстких ударов. Очень важно знать, что они отличаются не только размерами и предназначением, но и такой важной характеристикой, как индекс нагрузки. Поэтому, когда вы выбираете резину, на которой планируете хоть иногда съезжать с асфальта, позаботьтесь о том,чтобы ее грузоподъемность была достаточной или даже с небольшим запасом. Слишком мощная резина окажется чересчур тяжёлой и жёсткой. Узнать максимальную нагрузку шины просто. Она пишется на боковине в виде двузначного (реже трехзначного) числа. Важно помнить, что индекс не является численным выражением допустимого веса, а только цифровым кодом, которому соответствует та или иная нагрузка на одно колесо в килограммах. Для того чтобы рассчитать нагрузку, сверьтесь с таблицей весовых индексов, помножьте данные для одного колеса на четыре и сравните с максимальным разрешённым весом своей машины. Кажется, всё-таки пришлось умничать.
Тут же, на боковине покрышки, часто даётся информация, при каком давлении в шине эта нагрузка разрешена. Перед приобретением обязательно проверьте, подходит ли выбранная покрышка по максимальной скорости. Индекс скорости пишется в буквенном обозначении на боковине шины после индекса грузоподъёмности. На всякий случай приводим таблицу индексов:
Нагрузка на шину, кг
Нагрузка на шину, кг
Нагрузка на шину, кг
Нагрузка на шину, кг
Нагрузка на шину, кг
Среди обилия информации на боковине, самая ценная - максимальное давление
И, конечно же, самое главное -размеры шин. Выбирая подходящие для своего внедорожника, определитесь с шириной и высотой. Особенно, если вы отлифтовали машину и собираетесь установить увеличенные покрышки. Ну, а если в магазинах нет размера, который точь-в-точь соответствует нужному - не беда. При переходе на другую размерность главное, чтобы наружный диаметр шины и её ширина изменились не более чем на пять процентов. Диаметр можно рассчитать по формуле: D = 25 ,4d +sh/50, где d - посадочный диаметр колеса в дюймах, s - ширина профиля шины (мм), h - серия шины (отношение высоты к ширине в процентах).
Например, завод рекомендует для Chevrolet Niva покрышки размерностью 205/75R15, где 205 - ширина профиля, 75 - отношение высоты к ширине профиля и 15 - посадочный диаметр колеса в дюймах. Модели размерностью 205/70R15 меньше по диаметру на два сантиметра, но гораздо чаще встречаются в продаже. А вот близкие к ним популярные 215/65R15 меньше почти на три сантиметра, и формально на Niva устанавливаться не должны.
В конце хотим дать важные рекомендации по хранению. Скорее всего, они вам известны, но, пожалуй, стоит повторить. Прежде всего, разобранные шины нужно хранить исключительно в вертикальном положении. Если складывать их стопками, то нижние сильно деформируются, и их сложно будет монтировать. Да и при езде они будут быстрее изнашиваться. А вот собранные колеса, на дисках, нужно хранить только в стопке. Важный момент - стоящие в стопках шины рекомендуется хотя бы раз в месяц переворачивать. Не забудьте просушить шины перед тем, как сложить их на сезонное хранение. Они лучше хранятся грязными, чем мокрыми. И если оставляете их накачанными, снизьте давление до половины от номинала. Избегайте прямого солнечного света и влаги, а вот мороз им не страшен.
Источники: http://hover-gw.ru/great-wall/klassifikatsiya-shin.html
3 ≫
-
Универсальной машиной для езды по бездорожью по праву считается внедорожник. Этот тип автомобиля имеет свои характеристики и особенности конструкции, чтобы преодолевать расстояния по неровной, размытой и ухабистой дороге. Манёвренность, сцепление с дорогой и проходимость джипа зависят, в том числе, и от того какие шины для внедорожников на нём установлены.
Стоит отметить, что кроссовер или паркетник изначально пользовались популярностью благодаря своей вместительности, а сейчас наличие такого крупного автомобиля ещё и подчеркивает статус его владельца. Для езды по городу изобретены усовершенствованные джипы, существенно отличающие от тех, которые предназначены для бездорожья. В зависимости от того, какая резина стоит на автомобиле можно предугадать, как поведёт себя внедорожник в сложных дорожных условиях за городом или в его пределах на асфальтированной дороге. Правильно выбрать шины, чтобы поездка была безопасной и комфортной, можно, если для начала ознакомиться с некоторыми правилами.
Очень важно правильно выбрать шины для внедорожника
Внедорожники для бездорожья отличаются от городских джипов конструкцией, условия эксплуатации тоже различны, а это значит, что шины для обоих типов машин тоже разные. В связи с этим типы резины обычно делятся на:
- экстремальные;
- шоссейные (дорожные);
- HP (High Performance);
- универсальные;
- грязевые.
Категорически не подходят для асфальтированного покрытия экстремальные шины, но при этом они будут идеальным вариантом для внедорожного туризма и соревнований. Резина отличается жестким составом, имеет протектор тракторного типа и диагональную конструкцию.
Название шоссейной (дорожной) резины говорит само за себя. Этот тип шины для внедорожников обладает хорошим сцеплением во время поездок по дорогам с асфальтовым покрытием и по грунтовой дороге. Автомобиль на такой резине может развивать достаточно большую скорость, а уровень шума будет крайне мал. Для бездорожья такие шины с классическим рисунком протектора «противопоказаны».
Шины HP относятся к премиум-классу и отлично подходят для передвижения автомобиля по твердому дорожному покрытию, которое за счет использования дорожных смесей и каменных материалов существенно отличается по качеству от асфальта. У этой резины ассиметричный рисунок протектора.
В условиях лёгкого бездорожья можно проехать на машине, на которой установлены универсальные шины, которые подходят для автомобилей любого класса. Внешне рисунок протектора выглядит как крупная нарезка шашек с широкими глубокими канавками. Автомобиль, на котором установлена такая резина, способен преодолевать расстояния по шоссейным трассам, пересеченной местности и степным просторам.
Грязевые шины по сравнению с другими предназначены исключительно для бездорожья. Их особенность заключается в наличии защиты боковин от порезов, а рисунок протектора выполнен в виде широких канавок расположенных диагонально. Благодаря грунтозацепам резина быстро достигает твердого основания, скрытого под слоем грязи и песка, что помогает преодолеть сложную размытую дорогу.
Автовладелец должен уяснить одну важную деталь: шины нужно выбирать,беря за основу время года и погодные условия. Для того чтобы удобнее было ориентироваться при покупке,на изделия наносится маркировка. На одну из них стоит обратить особое внимание. Обозначение «M+S» расшифровывается как Mud и Snow, а переводится как «грязь» и «снег» соответственно. В условиях российского климата эта резина обычно относится к летнему типу, ну или на крайний случай используется зимой в южных регионах страны.
Для основной части страны и в северных районах для внедорожников на зимний период нужна специальная резина, маркировка которой выполнена в виде звёздочки. Разница между летними и зимними шинами не только в рисунке протектора, как считают многие водители, но и в качестве материала. Если, например, школьный ластик поместить в холод на несколько часов, он затвердеет и потеряет эластичность. При попытке его согнуть он может легко сломаться, но если он полежит в тепле и отогреется, то снова приобретёт свою эластичность. Так же и с шинами: неправильно подобранная резина под воздействием температур может поменять свои свойства и принести больше вреда, чем пользы.
Зачастую автовладельцы предпочитают использовать всесезонные шины для внедорожников. Оптимальным решением установку такой резины назвать можно с трудом, так как они обладают своими особенностями. Любая всесезонная покрышка имеет качества в большей степени либо летней, либо зимней резины, к тому же она быстро изнашивается. Такой тип резины подойдёт для статусных машин, которые меньше всего передвигаются по городу, либо в регионах, где выпадает небольшое количество снега, нет сильных заморозком и относительно хорошие дороги.
Шипованные шины также нужно покупать исходя из того, в каких условиях будет эксплуатироваться внедорожник. При движении по льду шипы обеспечат устойчивое курсирование, а тормозной путь будет короче. В летний период тормозить будет значительно сложнее, а на старте возможны пробуксовки. Шипованная резина покупается исключительно по желанию автовладельца.
Покупать резину лучше в специализированных магазинах, а новичкам, которые впервые столкнулись с проблемой выбора шин для внедорожника, лучше проконсультироваться у специалистов перед покупкой. Иначе незнание технических характеристик и неверный выбор могут привести к бесполезной трате денег.
Иногда автовладелец вынужден искать резину подешевле, и тогда можно попробовать выбрать варианты из подержанных шин. В этом случае надо тщательно осматривать изделие, и, если найдётся такой дефект как грыжа, а также изношенность покрышки будет неравномерной и сама резина окажется старше 5 лет, да ещё и со следами герметика, тогда её брать точно не рекомендуется.
Многие водители предпочитают не озадачиваться «переобувкой» внедорожника, и зимой продолжают ездить на летней резине. С одной стороны это, конечно, удобно и даже в какой-то мере экономично, но летняя резина всё-таки мягче и не обеспечивает должной безопасности во время вождения зимой. Всесезонные шины имеют качество гораздо ниже, чет летние и зимние и должны использоваться при температуре не ниже 5 градусов мороза.
Выбрать зимние шины не так просто. Для этого нужно учитывать некоторые нюансы, например, среднюю температуру зимой в регионе. С учетом климатического разнообразия она может отличаться в соседних регионах. Менять резину только на одном колесе нельзя, меняются все четыре шины, причем у всех должен быть один и то же рисунок протектора и одинаковый уровень износа.
Каждый водитель выбирает покрышки в соответствии со своим уровнем вождения. Если водитель достаточно спокойно ведет себя на дороге, то для него подойдет классическая резина с ассиметричным рисунком протектора. Машину можно «переобувать» только шинами одной марки конкретного производителя. Использование резины разных моделей может привести к заносу.
В целом, правильно подобранная зимняя резина существенно улучшает управление автомобилем и проходимость, торможение и повороты будут плавными. При покупке зимней резины нужно обращать внимание на рисунок протектора, который отличается неровностью. Канавки должны быть щелевидными, каркас шины – усиленным, а сырье – самого высокого качества.
Каждый автовладелец, который столкнулся с необходимостью купить новые шины для внедорожника должен сначала определиться, в какой местности машина будет эксплуатироваться. Это станет первым шагом выбора, на котором выясняется тип резины. Обязательно нужно учитывать погодные условия и климатические особенности, это во многом предопределяет качество управления джипом, процесс торможения, а также расход топлива.
Всегда нужно помнить о том, что летняя резина имеет менее забористый рисунок протектора и намного мягче зимней, а значит, машину обязательно нужно «переобуть» в подходящую резину, соответствующую времени года. Особенно тщательно нужно выбирать зимние шины, так как в холодное время вероятность заносов и долгое торможение могут быть особенно опасны. На своё усмотрение автолюбитель может использовать шипованную резину: зимой с её помощью заметно сокращается тормозной путь, а летом наоборот, увеличивается.
Лучше покупать резину для внедорожников только в специализированных магазинах, а если возникли сложности с выбором, обратиться к специалистам.Резина приобретается на все четыре колеса, она должна быть производства одной фирмы. Выбрать достойные варианты можно из ассортимента подержанных шин. Использованная покрышка ещё может послужить на благо автолюбителя,если у неё отсутствуют явные дефекты, нет следов герметика и срок использования менее пяти лет. Выбор шины для внедорожников с умом во многом повысит управляемость автомобилем, обеспечит безопасность и манёвренность.
Источники: http://rating-avto.ru/tovar/pravilnyiy-vyibor-luchshih-shin-dlya-vnedorozhnika.html