Газобаллонное оборудование на автомобиль (ГБО)

1 ≫

Чтобы транспортное средство могло работать на газообразных топливах, его ос­на­ща­ют газобаллонным оборудованием. Рассмотрим процесс установки и работы га­зо­бал­лон­но­го оборудования на автомобиль.

Газобаллонное оборудование на автомобиль (ГБО) – дополнительное оборудование автомобиля, позволяющее подавать и хранить в двигателе внутреннего сгорания га­зо­об­раз­ное топливо. В зависимости от типа силового агрегата и вида используемых газообразных топлив, автомобили изготавливаются или переоборудуются в газобаллонные машины: од­но­топ­лив­ные, двухтопливные с независимым питанием мотора одним из топлив, а также двухтопливные, в которых подача двух топлив происходит одновременно (газодизели).

К газообразным топливам относят:

  • Газ, сжиженный нефтяной (пропан-бутановая смесь);
  • Сжатый (компримированный) природный газ (метан).

В зависимости от используемого газового топлива схемы питания отличаются своими специфическими свойствами и одновременно общими элементами. При классификации ГБО систем используют термин поколения. Но на сегодняшний день официально утвержденной международной классификации газобаллонного оборудования на автомобиле не су­щест­ву­ет, в определенных профессиональных кругах сложилась своя градация.

При рассмотрении устройства, работы и эксплуатации газобаллонного оборудования на автомобиле возникает целый ряд вопросов, на которые необходимо дать ответы.

Какие изменения необходимо внести в конструкцию для установки газобаллонного оборудования на автомобиль?

Практически никаких. Газобаллонное оборудование на автомобиль можно рас­це­ни­вать как опцию, которую можно в любой момент снять и продать. Единственное изменение – это электромагнитный клапан, который врезается в топливную магистраль, главная функция которого – отключение подачи бензина. Зато после установки ГБО, вы сможете выбирать на каком топливе ездить, а также будет увеличен общий запас хода автомобиля.

Какие преимущества у газа перед бензином?

Кроме цены за литр (одна из главных причин) есть еще несколько плюсов:

  • отсутствие детонации двигателя, поскольку октановое число газа превышает 100;
  • при работе на газе увеличивается ресурс двигателя. Газ в отличие от бензина не растворяет масло на стенках поршневой системы ( см. работа поршня ), а также луч­ше сгорает благодаря лучшему смешиванию с воздухом;
  • можно увеличить срок замены масла, поскольку газ практически не образует нагара и других вредных отложений. Двигатель будет чище даже при более редких ТО;
  • польза для природы, газ гораздо «экологичнее».

Неужели все так хорошо?

Минусы тоже есть:

  • увеличивается вес автомобиля, что прямо влияет на расход топлива;
  • при увеличении расхода на 15-30% еще и мощность теряется на 10-15%;
  • придется принести в жертву полезное пространство в багажнике автомобиля. Обыч­ный баллон занимает половину багажника, а тороидальный стоит дорого. К тому же он меньшего объема и запаске нужно найти место;
  • в мороз машину можно завести только на бензине;
  • фильтр воздуха необходимо менять в три раза чаще, заодно и конденсат с редуктора нужно слить;
  • газовых заправок меньше, а желающих заправиться много, поэтому часто возникают очереди.

Поколения газобаллонного оборудования

При рассмотрении поколений газобаллонного оборудования различают инжекторное и карбюраторное оборудование. Отличается нумерацией поколений от 1 до 5. Применяемый газ: сжиженный – пропан-бутан, сжатый – метан.

Первое поколение газобаллонного оборудования

Принцип работы ГБО первого поколения заключается в регулировании давления, поступающего из редуктора газа, и последующей дозировке объема подаваемого газа ме­ха­ни­чес­ки. Данные системы монтировали на два типа автомобилей: инжекторные (мо­но­впрыс­ко­вые) и карбюраторные. В первом поколении газобаллонного оборудования применяются вакуумные и электронные газовые редукторы. Эти устройства со смесителем газа являются традиционными. Комплект ГБО первого поколения включал в себя вакуумные и элект­ри­чес­кие редукторы, оснащенные электронным управлением.

Второе поколение газобаллонного оборудования

Система ГБО второго поколения состоит из электрического редуктора и до­зи­ру­ю­ще­го электронного устройства, опирающегося на сигналы датчика содержания кислорода в выпускном коллекторе мотора, датчика расположения дроссельной заслонки и датчика частоты вращения коленчатого вала. Электронный газовый блок управления (лямбда-конт­рол­лер) принимает сигналы от вышеперечисленных датчиков и поддерживает требуемый (стехиометрический) состав воздушно-газовой смеси как на переходных, так и на ус­та­но­вив­ших­ся режимах работы силового агрегата.

Третье поколение газобаллонного оборудования

В ГБО 3 поколения электронный блок с дозатором распределителем обеспечивает синхронный распределенный впрыск газа с помощью механических форсунок во впускной коллектор. Электронный блок опирается на сигналы датчика частоты вращения коленчатого вала, датчика содержания кислорода в выпускном коллекторе мотора, датчика абсолютного давления, положение дроссельной заслонки и регулирует подачу газа. Отдельная подача газа к каждому конкретному коллектору происходит за счет дозирующего механизма – газового инжектора. Механические форсунки в магистрали подачи газа открываются благодаря избыточному давлению. Электронный блок ГБО 3 поколения создает собственные топ­лив­ные карты и из-за специфических особенностей конструкции шагового дозатора не­дос­та­точ­но быстро корректируется структура газовоздушной смеси.

Четвертое поколение газобаллонного оборудования

За счет электромагнитных форсунок данная система обеспечивает распределенный параллельный или последовательный впрыск газа. Принцип работы такой системы зна­чи­тель­но отличается от прошлых поколений. Работа газовых электромагнитных форсунок корректируется с помощью газового блока управления (аналогично штатному элек­трон­но­му блоку управления двигателя). Газовый блок управления распознает сигналы, идущие на бензиновые форсунки и, основываясь на них, выполняет расчет сигналов для управления газовыми форсунками. Управление газовым впрыском фактически происходит на основе сигналов штатного ЭБУ. Из редуктора газ направляется к газовым форсункам и не­пос­редст­вен­но впрыскивается на впускные клапаны силового агрегата.

Пятое поколение газобаллонного оборудования

Главной отличительной особенностью пятого поколения автомобильного ГБО яв­ля­ет­ся то, что в цилиндры мотора газ подается в жидком состоянии. Система для этого оснащается специальным газовым насосом, который способствует циркуляции жидкого газа в баллоне через систему топливных магистралей в рампу газовых форсунок и благодаря этому создает требуемое постоянное давление перед форсунками. Обратно в баллон газ возвращается через клапан обратного давления. Электромагнитные газовые форсунки отправляют газ в жидком состоянии. В подобных системах подача жидкого газа также возможна через бензиновые форсунки. Блок управления (газовый) применяет бензиновые топливные карты, которые заложены в штатный ЭБУ, и вносит только необходимые изменения для адаптации к газу.

ГБО 3 поколения

Рассмотрим схему установки газобаллонного оборудования на автомобиль с кар­бю­ра­тор­ной топливной системой. Рассматриваемое газобаллонное оборудование относится к ГБО 3 поколения.

Принцип действия ГБО 3 поколения происходит по следующей схеме. Из баллона (1) сжиженный газ из нефти, он же пропан-бутан, попадает в магистраль с высоким давлением (3). Мультиклапан (2) регулирует расход газа. Заправка с помощью выносного устройства заправки (4) также происходит через него.

Далее вступает в действие газовый фильтр-клапан (5), который очищает поступивший по магистрали газ в жидкой форме. Газ необходимо очищать от смолистых отложений и взвесей. Этот же клапан отвечает за прекращение подачи газа, если выключено зажигание или топливная система перешла на бензин. Чистый газ попадает в редуктор-испаритель (6), где кардинально уменьшается давление – с 16-ти до 1-й атмосферы.

Газ имеет свойство сильно охлаждать редуктор при интенсивном испарении. Поэтому редуктор подсоединяют к системе охлаждения двигателя. Такая мера предохраняет мем­бра­ны от обмерзания благодаря циркуляции охлаждающей жидкости. Во время работы дви­га­те­ля автомобиля ( см. устройство двигателя автомобиля ) появляется эффект разрежения во внутреннем коллекторе, под воздействием которого газ и поступает через дозатор (7) в смеситель (8). Такой смеситель устанавливают между карбюраторными заслонками дрос­се­ля и воздушным фильтром. Как альтернативный вариант возможна врезка газовых штуцеров напрямую в карбюратор автомобиля ( см. устройство карбюратора ).

Выбрать на чем ехать (газ-бензин) можно с помощью переключателя видов топлива (10), который устанавливают на приборной панели автомобиля. В положении «газ» отк­ры­ва­ет­ся газовый электромагнитный клапан (5), одновременно с этим отключается бензиновый электромагнитный клапан (9). При переходе на бензин все происходит в точности наоборот.

Светодиодный индикатор показывает, на каком виде топлива вы едете. Возможна настройка переключателя на индикацию приблизительного уровня топлива, но только при условии, что в мультиклапан встроен датчик уровня газа.

Для корректной работы ГБО 3 поколения на автомобиле с инжектором, необходима установка двух эмуляторов: форсунок и лямбда-зонда. Такие меры нужны, чтобы компьютер управления двигателем не перешел в аварийный режим. Без этого дополнительного ос­на­ще­ния газобаллонное оборудование на автомобиле корректно работать не будет.

В четвертом поколении ГБО схема работы другая. Она реализована с помощью от­дель­ных газовых форсунок и самостоятельного блока управления. Блок работает син­хрон­но со штатным и заменяет эмуляторы. Это позволяет подавать газ сразу во впускной кол­лек­тор.

Устройство ГБО

Устройство ГБО включает в свою конструкцию:

  1. Заправочное устройство
  2. Блок высокого давления
  3. Электромагнитный газовый клапан
  4. Дозатор газа
  5. Газовый редуктор
  6. Смеситель газа
  7. Переключатель вида топлива
  8. Электромагнитный бензиновый клапан
  9. Манометр высокого давления
  10. Блок контроля электромагнитными клапанами
  11. Баллон газовый с арматурой
  12. Трубопроводы и шланги

Устройство ГБО гораздо проще, чем система питания двигателя. Нет необходимости в бензонасосе ( см. топливный насос двигателя ), так как газ поступает в редуктор под воз­дейст­ви­ем давления (поэтому газовый баллон должен быть герметичным).

В редукторе газ испаряется и в смеситель поступает уже в газообразной форме. При испарении газ выделяет много холода, поэтому редуктор подогревается с помощью ох­лаж­да­ю­щей жидкости автомобиля (рабочая температура 80-90°C).

Смеситель «подмешивает» к газу необходимое количество воздуха. Он ус­та­нав­ли­ва­ет­ся перед дроссельной заслонкой, таким образом, рабочая смесь поступает уже в готовом виде.

Регулируется она дозатором. А электромагнитный клапан (перед редуктором) от­ве­ча­ет за включение-выключение подачи газа.

Переключатель видов топлива обычно размещается в салоне автомобиля. С его по­мощью можно выбрать газ, бензин или вообще перекрыть подачу любого топлива. Оба кла­па­на автоматически закрываются при выключенном зажигании.

Эксплуатация ГБО

Рассмотрим основные правила эксплуатации ГБО. Они довольно просты. Но вы­пол­няя их, эксплуатация ГБО станет беспроблемной долгое время.

Одно из главных правил эксплуатация ГБО – заводить автомобиль необходимо на бензине. Это не означает, что машина не заведется на газе. Просто в таком случае вы су­щест­вен­но уменьшите ресурс газобаллонного оборудования (разрушаются мембраны ре­дук­то­ра).

Переключение на газ лучше делать на ровном участке дороги. Установить пе­рек­лю­ча­тель в нейтральное положение, и дождаться, когда сгорит весь бензин. Включать подачу газа следует, когда мотор начнет глохнуть. По той же схеме стоит переключиться на бензин перед длительной стоянкой или парковкой на ночь.

Обязательна процедура слива конденсата из редуктора. Это следует делать примерно один раз на тысячу километров. На редукторе предусмотрена специальная гайка или винт для обслуживания. Не забудьте закрутить обратно. Расположение может отличаться у разных производителей оборудования, поэтому эти нюансы следует уточнить у установщиков ГБО. Они же подскажут особенности регулировки.

Источники: http://avto-ustroistvo.ru/gazoballonnoe-oborudovanie.php

2 ≫

Главной причиной, по которой автолюбители прибегают к установке газобаллонного оборудования, становится стремление к экономии денежных средств с учетом постоянно растущих цен на бензин и дизельное топливо. Как и любое другое переоборудование транспортного средства, установка ГБО имеет очевидные преимущества наравне с определенными недостатками в результате подобного решения. Давайте разбираться с очевидными на первый взгляд и проявляющимися впоследствии плюсами и минусами, которые будут поджидать автолюбителя в процессе эксплуатации машины после перевода на систему питания газом.

Значительная экономия, пожалуй, это главное преимущество ГБО для авто. Расход газа до 20% выше сравнительно с бензином, а стоимость почти в 2 раза меньше. Необходимо учитывать, что заметно экономить Вы сможете только в том случае, если активно эксплуатируете автомобиль, а пробеги далеко превышают отметку в 10-15 тыс. пройденных километров в год. Если Вы наезжаете меньше, тогда целесообразность покупки ГБО становится сомнительной.

Не стоит забывать и про показатель расхода Вашего конкретного ДВС. Если он не превышает 6-и литров бензина, тогда стоит еще раз крепко задуматься о необходимости покупки газового оборудования. Дело в том, что затраты на приобретение ГБО и его последующую установку будут очень долго возвращаться при маленьких пробегах и малообъемном двигателе даже с учетом заметной разницы цен на 1 литр бензина по сравнению с одним литром газа.

Параллельное использование бензина и газа

Такое преимущество параллельного использования видов топлива, несомненно, оценят те водители, которым необходимо регулярно совершать поездки на дальние расстояния. Получается, что у Вас появляется дополнительный запас хода. Вы можете проехать ощутимо большее расстояние при наличии ГБО. Такая особенность позволяет снизить риск заправки автомобиля некачественным топливом на сомнительных АЗС вдали от крупных населенных пунктов. Например, часть пути Вы движетесь на газе, а после окончания его запаса немедленно переходите на бензин или наоборот. Многие водители используют практику, когда в трассовом режиме задействуется бензин для высоких скоростей и интенсивных обгонов, а в населенных пунктах мотор переключаются на питание газом, так как именно на газе ДВС зачастую теряет свою мощность, что на трассе не всегда хорошо по понятным причинам.

Газ и двигатель

Многие автолюбители в процессе эксплуатации отмечают, что двигатель на газе работает стабильнее и тише сравнительно с бензином. Такая особенность объясняется тем, что октановое число газа выше и находится на отметке около 110. Именно это позволяет мотору на газу работать мягче и более плавно, а также снизить уровень его шума и вибраций. Если говорить о шумовом загрязнении густонаселенных мегаполисов, тогда налицо еще одно преимущество ГБО, хотя в СНГ этому не уделяется должного внимания, чего никак не скажешь о развитых странах Европы и США.

Среди сторонников ГБО бытует также мнение, что двигатели, работающие на газу, имеют больший ресурс. Главным аргументом в защиту такого утверждения становится тот факт, что пропан-бутан, который представляет собой в системе питания легковых авто сжиженный газ, попадает в цилиндры мотора в наиболее оптимальном газообразном состоянии. Добавим, что установки на метане в «легковушках» не используются по причине большого веса системы и габаритов. Как мы уже сказали, подобного свойства пребывать в газообразном состоянии при попадании в цилиндр бензин не имеет, а конструкторы по всему миру пытаются максимально приблизить рабочую смесь воздуха и бензина к газу.

Газ равномернее смешивается с воздухом и не оставляет отложений на стенках цилиндров. Поэтому моторное масло в двигателе после работы на газу чище, дольше сохраняется его вязкость и увеличивается срок службы от замены до замены на 30-40%. Более того, защитная масляная пленка в силовом агрегате на газе не смывается со стенок цилиндров. Совокупность таких особенностей позволяет говорить о том, что газ вместо бензина теоретически увеличивает общий ресурс мотора.

Наблюдается также увеличение срока службы и качества работы свечей зажигания. При работе на газе в камере сгорания ДВС нет накопления смолистых отложений, уменьшается образование нагара на свечах. Получается, что ресурс свечей увеличивается до 40%. Это можно объяснить тем, что в газе отмечено более высокое содержание водорода.

Экологичность моторов с ГБО

Двигатели на газе менее токсичны. Газ является более чистым и экологичным топливом по сравнению с бензином. Использование газа снижает уровень выбросов в атмосферу, газ не имеет содержания серы, в него не добавляют присадки. Газ экологичнее неэтилированного бензина минимум в 3 раза. Как утверждают специалисты известной компании BOSCH, сгорание газа по уровню токсичности уступает только электромобилям и двигателям на водороде. Имеет место более полное сгорание газа в цилиндрах мотора, что также способствует снижению уровня СО.

Если взглянуть на этот аспект, тогда экология действительно меньше страдает от моторов на таком виде топлива. Данное преимущество ГБО сейчас не особенно ценно в СНГ, но со временем вполне возможно ужесточение экологических норм. Достаточно вспомнить наглядный пример и посмотреть на опыт более развитых стран. В Европе существуют даже определенные льготы для автомобилей на газе.

Простота эксплуатации

Современные ГБО просты в эксплуатации. Актуальные решения газового впрыска автоматически переходят на необходимый тип топлива. Система также сообщает водителю данные самодиагностики и анализирует остаток уровня газа в баллоне. Водитель может с легкостью эксплуатировать авто как на газе, так и на бензине. В любой момент доступна функция самостоятельной смены вида топлива посредством переключателя из салона.

Взрывоопасность и вероятность пожара

У ГБО меньшая вероятность пожара или взрыва. Утечка газа не является такой опасной по сравнению с утечкой бензина. Если происходит механическое повреждение газопровода или газового баллона, тогда газ немедленно охлаждается. Для примера отметим, что при наружной температуре воздуха около +20ºС произойдет понижение до -130 градусов Цельсия. Затем газ перейдет в газообразное состояние и попросту улетучится. Если наружная температура является отрицательной, тогда риски возгорания газа практически полностью отсутствуют. Такое отличие сжиженного газа от бензина, который является легковоспламеняемым топливом при любой температуре даже от небольшой искры, позволяет говорить о преимуществе ГБО.

Неоднократно проводились эксперименты зарубежных и отечественных специалистов, которые подтвердили это утверждение. Использование оборудования известных производителей ГБО, установка в специализированных центрах и плановое ТО газовых систем сделают возгорание практически невозможным. Современный газовый баллон оснащают клапанами безопасности и располагают в автомобиле так, чтобы свести к минимуму возможность деформации или его разрушения при ДТП.

Клуб ADAC из Германии, который представляет интересы владельцев авто этой страны, провел целый ряд испытаний. Немцы имитировали аварию с ударом в заднюю часть автомобиля с ГБО. Газовому оборудованию наносился максимальный ущерб, потом осуществлялся поджог повреждённой автомашины. Результаты данного теста признали вполне приемлемыми. Эксперты пришли к выводу, что исправное и правильно установленное газовое оборудование не является опасным при условии его нормальной эксплуатации. ГБО даже менее опасно по сравнению с баком бензина в случае ДТП.

Прочность газового баллона оказывается на целые порядки выше, чем прочность того же бензобака. Возгорания авто с ГБО случаются, но они оказываются демонстрацией грубого нарушения элементарных правил эксплуатации газовых систем питания двигателя. К таким последствиям может привести езда на автомобилях с заведомо неисправным газовым оборудованием. Аналогичных примеров возгорания или взрыва машин с неисправной системой бензиновой топливоподачи оказывается не меньше. К плюсам ГБО можно отнести и то, что запах при утечке газа в автомобиле чувствуется намного раньше и более отчетливо. Для того чтобы утечка была распознана своевременно, в газовую смесь добавляют особые вещества под названием меркаптаны, которые и обладают этим специфическим запахом.

  • Никогда не пытайтесь заправлять ГБО бытовым газом;
  • Не нарушайте требований касательно максимально допустимого давления в газовом баллоне;
  • Соблюдайте рекомендации производителя ГБО;
  • Учитывайте требования специалистов по обслуживанию газовых систем;

Остается только соблюдать эти основные правила. Если Вы заметили малейший признаки утечки в моторном отсеке, зафиксировали присутствие запаха газа в салоне автомобиля или в багажнике, тогда необходимо осуществить немедленную проверку газовой аппаратуры и её элементов на герметичность. Эксплуатация автомобиля до устранения проблемы категорически запрещена! Уделите отдельное внимание элементам крепления газового баллона. Если крепеж ослаблен, тогда очень высока вероятность того, что произошел разрыва газопровода.

Наибольшим минусом становится высокая начальная стоимость. С этим не поспоришь, так как ГБО 4-го поколения с установкой «под ключ» может обойтись около 500 у.е. Эти средства Вы инвестируете в «перспективу» экономии, подобно банковскому депозиту с его процентами. Так что выгода от ГБО проявится не сразу, а также с учетом многих факторов.

Мощность ДВС на газе

На газе проявляется снижение мощности, которое вызвано тем, что скорость горения у газа меньше, чем у бензина. Мощность автомобиля падает до 15 %, особенно это заметно при интенсивном разгоне. Немного спасает положение плавность при наборе скорости на газу, отсутствие провалов и дерганий на переходных режимах. Такая особенность аналогично связана напрямую с замедленным горением газа.

Необходимость переоборудования авто

Вынужденное переоборудование приводит к необходимости последующего дополнительного сервиса системы питания газом, который нужно проводить регулярно. Однако финансово обслуживать ГБО не особенно затратно, но только при учете правильно установленной и настроенной газовой системы. Так или иначе, но с ГБО двигатель потребует повышенной заботы о его техническом состоянии. Мы не будем говорить о первых системах питания газом, но даже с решениями 3-го и более поздних поколений ГБО мотор потребует более частого ТО и замены группы фильтров.

Газ является более «грубым» топливом по сравнению с бензином, при этом его сложнее поджечь и температуры внутри камеры сгорания более высокие. Вполне очевидна необходимость регулярной заботы о состоянии не только газовой, но и бензиновой системы впрыска, а также системы зажигания. Некоторые авто дополнительно требуют учащенной замены высоковольтных свечных проводов и т.д. Интервал планового технического обслуживания автомобиля с ГБО однозначно сокращается до 10000-15000 км. Такую рекомендацию стоит взять на заметку водителям, которые стараются максимально экономить на обслуживании своих автомобилей.

Обслуживание систем ГБО

Такие дополнительные расходы однозначно присутствуют, а цена зависит от поколения и типа установленной системы, от качества заправляемого газа и от индивидуального прайс-листа каждого автосервиса по установке и обслуживанию ГБО. На самом деле, вполне можно сказать, что обслуживать ГБО выходит не так и дорого. Для примера, итальянская система BRC 4-го поколения не потребует особых дополнительных процедур или ремонтов. Единственная манипуляция, это замена фильтра спустя каждые 15 тыс. км. пробега. Плановый же ресурс указанного оборудование находится на отметке около 200 тыс. км, но с оговоркой.

Исправность системы также зависит от того, какого качества газ Вы обычно заправляете. Если газовое топливо содержит примеси или грязь, тогда относительно быстро выйдут из строя элементы газового впрыска (газовый инжектор). Ресурс данной части системы фактически и определяет затраты на содержание газового оборудования. Фильтр, подпадающий под плановую замену применительно к 4-ому поколению ГБО, стоит около 10-15 у.е. в зависимости от той или иной системы. Относительно простое ГБО с газовым инжектором Valtek, Rail или Lovato параллельно требует периодической подстройки, чистки газовых форсунок и ремонта сопутствующих элементов. Стоимость таких регламентных работ и замена фильтра обычно составляет около 30-40 у.е. Производится обслуживание каждые 30 000 км пробега, что получается вполне доступно по деньгам.

Вес автомашины и вместительность багажника

Если первый нюанс касательно веса можно назвать условным, то со вторым невозможно не согласиться. Газовое оборудование действительно занимает место и отнимает полезное пространство в багажном отсеке, так как именно там в 95% случаев установлен газовый баллон. Цилиндрический баллон буквально «съедает» багажник, а тороидальный баллон занимает нишу для запасного колеса.

Во втором случае автовладельцы очень часто возят полноразмерную «запаску», помещенную в специальный чехол, просто в багажнике. На территории СНГ лишь немногие приобретают «докатку» или компактные наборы для ремонта колес, так как не самое лучшее состояние отечественных дорог диктует свои правила, согласно которым наличие в автомобиле полноценного запасного колеса является практически обязательным условием для нормальной эксплуатации автомобиля.

Бензиновая система питания и ГБО

Возникают сложности с бензиновой системой топливоподачи при наличии ГБО. Затруднения могут проявиться при диагностике неисправностей, ремонте бензиновой системы питания, а также в процессе работ касательно регулярного обслуживания автомобиля, что зависит от модели ТС. Если возникает неисправность штатной топливной системы, диагностировать неполадки становится намного сложнее именно по причине тесно интеграции газовой и бензиновой систем. Усложняется доступ к элементам бензиновой системы питания, так как установка ГБО подразумевает связь со штатными элементами.

Если неисправности возникли по причине некорректной настройки или установки ГБО, тогда рядовые автосервисы могут и вовсе отказать Вам в проведении диагностических процедур и последующем ремонте автомобиля с газовой системой. В крупных населенных пунктах эта проблема не особенно актуальна, но в случае с «гаражными» ремонтами довольно распространена.

Газ «убивает» двигатель

Очень часто можно услышать от автовладельцев, что газ полезен для ДВС, а другие говорят, что именно он выводит ГБЦ двигателя из строя раньше срока. Давайте разбираться. Частично второе утверждение правдиво, но сегодня в значительной мере дела обстоят уже не так . Слухи о порче мотора появились одновременно с первыми поколениями ГБО лет 15 лет. Это касается оборудования эжекторного типа и ГБО 2-го поколения. Тогда двигатели были проще, рассчитаны на 76, 80 и 92 октановое число бензина. На таких моторах отсутствовали датчики детонации, не было автоматической корректировки УОЗ и т.д. Да и сами системы первого и второго поколения настраивались не по компьютеру, а вручную.

Еще встречалось такое явление, когда после подстройки на газоанализаторе, самими владельцами или недобросовестными установщиками подкручивалась подача топлива так, чтобы расход газа был в итоге меньше расхода бензина применительно к конкретному ДВС.

Вторым неприятным явлением были «хлопки», когда во впускном коллекторе происходил микровзрыв газовоздушной смеси. Микровзрывы приводили к серьезным последствиям и даже пожарам. С появлением ГБО 4-го поколения эти нюансы исключены. Современные двигатели рассчитаны на бензин 92-98, оборудованы датчиками детонации. Начиная с ГБО 4-го поколения, впрыск газа в системе управляется штатным ЭБУ или контроллером, рабочая смесь по качеству не уступает бензиновой смеси. Это позволило минимизировать или полностью исключить проблемы с ГБЦ. Ускоренный износ ГБЦ еще возможен, но это больше касается моторов, в которых конструктивно отсутствуют гидрокомпенсаторы, а владельцы таких авто пренебрегают своевременной регулировкой зазора клапанов.

Общеизвестно, что температура горения газовой смеси выше бензиновой на 30-50 градусов. Если это учитывать, тогда зазоры клапанов должны быть немного большими (около 0,05 мм) в процессе того, как регулировка осуществляется вручную. После установки газового оборудования обязательно регулируйте клапана и увеличивайте зазоры, так как это поможет избежать нежелательного перегрева. Дополнительно не рекомендуется «крутить» мотор до максимальных оборотов при езде на газе.

Соблюдение этих условий и наличие ГБО 4-го поколения позволяет утверждать, что возникновение проблем с ГБЦ при эксплуатации на газе аналогично по частотности возникающим проблемам этого элемента ДВС при работе на бензине. Это подтверждает статистика ремонтов бензиновых ДВС. Преимуществами же газа остается то, что он не смывает масло со стенок, не приводит к появлению нагара, не вызывает детонации двигателя, продлевает жизнь свечам и лямбда-зонду, а также щадит каталитический нейтрализатор выхлопных газов.

Большинство современных систем 4-го поколения работают по такому принципу, что запуск двигателя происходит на бензине в автоматическом порядке, что никак не зависит от наружной температуры воздуха. После прогрева мотора до заданного порога незаметно происходит переключение на газ, причем автоматическое. Такой переход может произойти на холостых оборотах или в движении, а момент перехода определяет блок управления системой ГБО. Единственно, нужно учитывать то, что бензин все же расходуется при запуске и прогреве силового агрегата, так что его наличие в баке становится обязательным условием.

Проблемы с парковкой

Некоторые подземные паркинги и стоянки запрещают парковать авто с ГБО. Этот недостаток связан с тем, что сжиженный пропан-бутан тяжелее воздуха и имеет свойство задерживаться в низких точках подземных автостоянок, которые проветриваются намного менее интенсивно, чем открытые наземные площадки. Автомашину с ГБО крайне не рекомендуется оставлять в гаражах с каналом или открытой смотровой ямой, а также существует категорический запрет на пребывание таких авто на территории некоторых подземных парковок.

Регистрация газового оборудования

Газовое оборудование необходимо регистрировать документально в соответствующих службах. Это утверждение справедливо и сильно ограничивает возможность установить ГБО своими руками. Дело в том, что для регистрации ГБО в Автоинспекции нужно предъявлять специальный сертификат и лицензию на право заниматься работами по установке такого газового оборудования. Получается, что самостоятельные вмешательства в конструкцию автомобиля недопустимы.

Среди автолюбителей не раз поднимался вопрос о том, что автомобиль с установленной, но не имеющей регистрации газовой системой питания, не может пройти ТО. Такие машины с ГБО отказываются ставить на учет или снимать с учета в ГАИ . Проблемы возникнут, но только при отсутствии соответствующих документов на установленное ГБО. Документы на ГБО на законных основаниях могут попросить также на газовой заправке, хотя на практике этого не возникает.

Сложности при продаже авто с ГБО

Авто с ГБО иногда бывает сложнее продать. Действительно, автомобиль может продаваться с трудностями тогда, когда Ваш потенциальный покупатель негативно настроен и выступает против любых вмешательств в конструкцию автомобиля. Если постараться, тогда практически все последствия в результате работ по монтажу газовой установки можно полностью устранить или тщательно скрыть от посторонних глаз. Но этот шаг потребует определенных финансовых затрат. Некоторые продавцы с самого начала снимают ГБО перед продажей, но только если планируют установить систему на другой автомобиль или продать отдельно. Такой подход позволяет сохранить до 40% денежных средств при переводе другой машины на газ.

Нехватка АЗС с возможностью заправки газом

Естественно, заправочных станций с газовым топливом заметно меньше, чем только бензиновых. К таким заправочным станциям ГАЗС выдвигаются более жесткие требования техники безопасности, возникают сложности с транспортировкой и хранением сжиженного газа. Процесс заправки газом происходит медленнее и требует повышенного внимания оператора АЗС и контроля процесса установки выносного заправочного устройства, а также другого оборудования. По этой причине развитие сети газовых заправок в СНГ происходит не особенно интенсивно. Если у Вас нет возможности свободно заправляться газом в любой момент, тогда лучше всегда заправлять полный газовый баллон при первой такой возможности.

Если Вы приняли ответственное решение о переходе на газовое топливо одновременно с бензином, тогда обязательно учитывайте все плюсы и минусы использования ГБО, перечисленные в этой статье. Бывает так, что для одного автовладельца очевидные преимущества газа на авто заметно перевешивают, для другого же водителя использование сжиженного газа становится абсолютно ненужным или даже неприемлемым с учетом конкретных особенностей и условий эксплуатации автомобиля.

Помните и то, что автомобиль с ГБО потребует повышенного внимания. Только правильная установка, отсутствие текущих проблем с газовой системой, регулярное обслуживание и заправка качественным топливом позволит говорить об итоговой экономии. Мы не утверждаем, что газ в автомобиле представляет собой оптимальное решение, без которого невозможно представить современную машину. Так или иначе, но «правильное» ГБО имеет целый список преимуществ, благодаря чему подобные системы неизменно пользуются высокой популярностью не только в странах СНГ, но и в развитых государствах Европы.

Как установка ГБО и переход на газ влияет на двигатель и моторесурс. Особенности настройки газового оборудования, подбор масла и обслуживание ДВС на газу.

Поэтапное усовершенствование газобаллонного оборудования позволило . Другими словами, составные детали ГБО не являются готовым продуктом только.

. взаимодействии газобаллонного оборудования со штатными системами питания и т.д. . правильный монтаж и настройка ГБО; чистота фильтров ГБО, каналов для.

По этой причине многие принимают решение установить на свой автомобиль ГБО. . Основной задачей разработчиков газобаллонного оборудования является.

Установка газобаллонного оборудования позволяет существенно экономить . оборудование эжекторного типа, к которому относят ГБО первых поколений.

. ГБО, от правильности установки и настройки, а также от своевременной замены фильтров и обслуживания других элементов газобаллонного оборудования будет.

Источники: http://krutimotor.ru/preimushhestva-i-nedostatki-gbo/

3 ≫

Обладать собственным автомобилем удобно и приятно. Но машина – это не только статус владельца, дальние поездки в комфортных условиях и захватывающая дух скорость, это еще и расходы, часто немалые. Страховка, амортизация, зимняя резина – все требует денежных средств. Самую большую часть бюджета «съедают» расходы на топливо, а цена бензина продолжает повышаться с завидной регулярностью.

Есть действенный способ экономить средства, уходящие для заправки авто – в качестве топлива использовать не бензин, а газ. Для этого потребуется установить гбо на автомобиль. ГБО – это сокращенное наименование газобаллонного оборудования. Установив его, владелец сможет сократить топливные расходы почти вполовину. Конечно, сначала придется потратить средства на покупку и установку.

Существуют определенные правила установки, которые автовладельцу придется неукоснительно соблюдать.

  1. Установка газа на автомобиль должна проходить строго в сертифицированных центрах.
  2. Потребуется заключение экспертизы, разрешающее модернизацию автомобиля.
  3. Необходима процедура регистрации авто с измененной конструкцией в ГИБДД.
  4. Автовладельцу придется проходить периодические проверки газовых баллонов и оборудования.

Как установить газовое оборудование – ответ на этот вопрос для автолюбителя начнется со сбора необходимых документов, получения актов экспертиз и неоднократного посещения отделения ГИБДД. И это неслучайно, ведь незаконная установка может повлечь неприятные последствия, штраф или арест автомобиля – не самые худшие из них.

Модернизация транспортных средств, внесение конструктивных изменений, к которым относится установка газового оборудования, регламентируется главой «О безопасности колесных транспортных средств» Таможенного союза.

Согласно правилам, чтобы установка газового оборудования была законной, порядок действий автовладельца будет таким:

  • заполнение заявления на монтаж в МРЭО ГИБДД;
  • прохождение предварительной экспертизы авто;
  • непосредственно установка в специализированном сервис-центре, где выдадут копии сертификатов на оборудование;
  • проверка безопасности и получение документа, что внесенные изменения соответствуют всем требованиям;
  • внесение изменений в паспорт технического средства (производится в ГИБДД).

Весь процесс оформления займет от нескольких дней до двух месяцев. Те автовладельцы, которые игнорируют процедуру регистрации, могут получить штраф 500 рублей, ведь эксплуатация автомобиля с незарегистрированной модификацией конструкции запрещена.

За время своего существования газобаллонное оборудование не единожды модифицировалось, улучшалось с учетом новых требований. Изменения связаны с разным принципом подачи топлива в цилиндры двигателя.

Выделяют 6 поколений, хотя принципиальные различия имеют три версии:

  • Первое поколение устанавливалось только на карбюраторные двигатели. Газовый баллон содержит метан либо пропан-бутановую газовую смесь и помещается в салон либо багажник автомобиля. Второе название этого типа гбо – вакуумные. К минусам таких систем можно отнести проблемный запуск холодного двигателя, разгерметизация с течением времени.
  • Гбо второго поколения похож на первый тип, но появились заметные улучшения. Модернизация дала возможность выбирать одной кнопкой, какой вид топлива использовать – бензин или газ. Стало легче запускать «на холодную». Появилась возможность использовать систему на инжекторном двигателе.
  • Третье поколение гбо – усовершенствованный второй тип. Подача газа в ДВС регулируется автоматически. Устанавливается только на инжекторные двигатели.
  • Газобаллонное оборудование 4 поколения имеет распределенный впрыск газа в цилиндры мотора, используется в инжекторных авто. Самый распространенный тип в нынешнее время.

  • Гбо 5 поколения претерпела сильные изменения. Используемая газовая смесь – пропан-бутан находится в жидком виде, топливный насос в баллоне обеспечивает постоянное давление. Имеет множество достоинств: легкий пуск, хорошая мощность, отсутствие шлангов, расход газа сопоставим с расходом бензина. Однако цена на газовое оборудование 5 поколения на автомобиль достаточно высока.
  • Гбо 6 поколения – система разработана недавно, предназначена для использования в ДВС с непосредственным впрыском топлива. Цена на газовое оборудование 6 поколения на автомобиль не может быть низкой, ведь производитель обещает мощность и расход, аналогичный бензину, при этом гарантирует легкость обслуживания и экологичность.

Естественно, автовладельцы задаются вопросом – какова цена установки газового оборудования на автомобиль? Привести конкретные цифры сходу трудно: обязательно нужно выяснить, какой двигатель у автомобиля – карбюраторный или инжекторный, сколько в нем цилиндров, газовый баллон какого объема нужен.

Цена на газовое оборудование 2 поколения на автомобиль будет находиться в следующем диапазоне:

  • от 17000 до 20500 руб. у отечественных 4-цилиндровых автомобилей;
  • от 15000 до 19500 руб. у 4-цилиндровых иномарок;
  • от 17000 руб. и выше у иномарок с 5-6 цилиндрами;
  • от 22500 руб. и выше у отечественных авто 6-8 цилиндров;
  • от 20000 руб. у 8-цилиндровых иномарок.

Цена гбо 4 поколения на отечественные автомобили начинается с цифры 27000 рублей, будь то двигатель с 4, 6 или 8 цилиндрами. В приведенной ниже таблице видно, от чего зависит и какая будет цена гбо 4 поколения на инжектор у иномарок.

Цена на газовое оборудование 4 поколения на автомобиль явно дороже у иномарок с количеством цилиндров более четырех.

Стоимость гбо 5 поколения с установкой гораздо выше – примерно от 80000 рублей для 4-цилиндрового двигателя и от 100000 рублей для ДВС, имеющих 6 цилиндров. Очевидно, что цена гбо 5 поколения слишком высока, чтобы установка этой системы получила большую популярность.

Благодаря своим характеристикам и средней цене наиболее распространена установка гбо 4 поколения. Однако при выборе газового оборудования немалое значение уделяют производителю. Предпочтение отдается хорошо зарекомендовавшим себя фирмам. Вершину рейтинга по праву занимает оборудование итальянской марки BRC. Надо заметить, что цена с установкой гбо brc 4 поколения

вполне доступна каждому автовладельцу.

Цена газового оборудования на автомобиль зачастую является определяющим фактором и влияет на решение, стоит ли приобретать такое оборудование в свой автомобиль. Однако следует помнить, что после установки уменьшится расход бензина, а заправка газом значительно дешевле.

Таким образом, установка газобаллонного оборудования быстро окупит вложенные средства и поможет экономить в дальнейшем.

Источники: http://motorstory.ru/car-goods/cena-ustanovki-gazovogo-oborudovaniya-gbo-na-avtomobil/


Back to top