Гелевый аккумулятор плюсы и минусы

1 ≫

Любой автомобиль, вне зависимости от его устройства, в большей степени зависим от электричества. Объяснить это достаточно просто. Запуск возможен только в результате действия электрического импульса, направленного на стартер, для дальнейшего воспламенения топливной смеси в цилиндрах.

В процессе деятельности двигателя поддержание должного уровня энергообеспечения происходит за счет генератора. В выключенном состоянии, все процессы, связанные с потреблением электричества, осуществляются аккумуляторной батареей. Аккумулятор производит электроэнергию по средствам химических реакций, происходящих в нем.

Возможно удержание тока, так и его расход на все системы, нуждающиеся в этом. Наибольший расход энергии возникает в процессе запуска двигателя, далее АКБ заряжается за счет работы генератора.

В магазинах http://www.e-akb.ru/akkumulyatory/tyagovye-akkumulyatory-dlya-pogruzchikov-i-skladskoj-tekhniki, одними из самых популярных являются устройства, заправленные кислотной смесью. Реакции осуществляются за счет электролита, представленного в виде смеси воды и кислоты. Аккумуляторы требуют постоянного ухода, контроля состояния заряда. Следует периодически осматривать положение, иначе, находясь в наклоненном состоянии, жидкость может вытечь.

Но разработки на этом не заканчиваются. Последним достижением специалистов области стал гелевый аккумулятор. Продажи подобного устройства начались не так давно. В общем, принцип их действия идентичный. Электролит гелевого аккумулятора более густой. Вызвано это специальными элементами, входящими в состав электропроводящей жидкости.

Основные показатели гелевой АКБ

  • Измерение емкости устанавливается в ампер/часах. Указывается максимальное значение, хранящееся после полноценной зарядки. Также указывается время расхода электроэнергии с силой тока в 1 А;
  • Полностью заряженное устройство, на клеммах выдает 12 В напряжения;
  • Емкость составляет 55-150 А/ч;
  • Максимальный зарядный ток в среднем составляет 30 А. Превышение значения чревато выходом из строя, либо нарушением работоспособности;
  • Пусковой ток составляет 550-950 А. Показатель демонстрирует, какую максимальную силу тока способна обеспечить батарея за 30 секунд. Он также определяется энергоемкостью устройства.

Основные преимущества перед кислотными

  • Безопасность. В процессе заправки отсутствует негативный эффект от ядовитых веществ. Обеспечивается это цельностью корпуса;
  • Отсутствует необходимость в постоянном обслуживании;
  • Если возникнет дорожное происшествие и целостность корпуса нарушится, т. е. появятся небольшие трещины или пробоины, вытекание геля происходить не будет.

Устройство гелевых аккумуляторов

Существуют два типа батарей: GEL и AGM.

Аккумуляторная батарея GEL изготавливается в соответствии со специальными технологиями. Здесь подразумевается наличие желеобразного электролита. Подобное состояние достигается за счет действия двуокиси кремния. Их выносливость достаточно велика, и в среднем составляет 700-800 циклов ЗР (заряда-разряда). При этом снижение работоспособности не наблюдается.

Следующий тип AGM, содержит кислотный электролит. Его заливка осуществляется через специальный разделитель, выполненный из стекловолокна. Сепаратор препятствует выходу электролита, способствует сохранению паров, задействованных в последующих химических реакциях. Показатели ЗР ниже, в среднем составляют 400 циклов.

Полученная информация сигнализирует о том, что срок использования гелевых батарей измеряется не годами, а десятилетиями. Почти полностью разряженный аккумулятор не требует мгновенной зарядки в отличие от кислотных. Потери энергии при простое незначительные, составляют примерно 20 процентов за год. Конечно это весомые преимущества перед кислотными АКБ. Помимо преимуществ существуют свои минусы.

Основные недостатки гелевых АКБ

  • Высокая чувствительность к коротким замыканиям. К сожалению, даже небольшое замыкание способно нарушить работоспособность;
  • Низкая устойчивость при зарядке. Это выражено в повышенной чувствительности. Напряжение в 14,4 В во время зарядки является оптимальным, не больше. В противном случае возможно разрушение желеобразного электролита. Его структура разрушится, восстановить которую не представляется возможным. Из этого следует, что автомобили с бортовым напряжением до 16 В, попадают в зону риска;
  • Низкая устойчивость к морозам. Электролит просто замерзает, препятствуя нормальной работе. Эффективность снижается почти в два раза. Если морозы значительные, то шансы на стабильную работоспособность предельно малы;
  • Высокая стоимость. Заплатив большие деньги, придется еще переживать, что в результате неправильных действий устройство просто утратит рабочее состояние. Восстановление которого не представляется возможным.

Перед покупкой установите значения напряжения, наблюдаемого во время зарядки, от генератора к батареи. Если оно выше 14,3 В, гелевая АКБ не актуальна. В технической документации следует уточнить емкость и силу пускового тока рекомендуемой АКБ.

В случае, когда параметры больше рекомендуемых, эксплуатация возможна, если ниже, то нет. Так как гелевые аккумуляторы занимают меньшее пространство чем кислотные, то вопрос с размещением рассматривается заранее. Чтобы избежать проблем при подключении и не удлинять провода, следует внимательнее отнестись к расположению клемм.

Зарядка гелевого аккумулятора

Для этого предусмотрены специальные устройства, задача которых контролировать входное напряжение в районе 14 В. Превысить нормы заряда невозможно. Помимо специальных устройств можно использовать обычные, но при постоянном контроле. Для установления силы тока требуется знать емкость АКБ.

От емкости берется 10% значение, являясь силой тока. Полная зарядка длится около суток. Чтобы зарядить гелевую батарею можно использовать большую силу тока, но не желательно. Процесс должен достигать своего логического конца, в противном случае, в будущем, возникнет нарушение деятельности. В таком случае зарядить устройство полностью будет невозможно.

Источники: http://www.auto-infosite.ru/articles_plusy_i_minusy_gelevyh_akkumulyatorov.html

2 ≫

Автомобильная промышленность развивается стремительными темпами. Новые технологии и устройства появляются, обгоняя друг друга, предлагая множество альтернатив традиционным, быстро устаревающим механизмам и решениям. Технический прогресс коснулся даже такого, казалось бы, традиционного элемента, как аккумуляторная батарея. Еще совсем недавно аккумулятор являлся достаточно консервативным устройством, суть выбора которого сводилась к уточнению мощности, полярности и расположения контактов.

Сейчас к этому добавляется еще и тип, а также принцип работы. В последнее время широкое распространение получил гелевый аккумулятор. Плюсы и минусы его достаточно противоречивы. Но эти АКБ имеют некоторые преимущества перед традиционными источниками энергии в автомобиле.

Для начала следует изучить устройство обычного АКБ, чтобы понять, какие у гелевого аккумулятора плюсы и минусы. Обычный свинцово-кислотный элемент представляет собой герметичный корпус, который разделен на шесть отсеков.

В последних расположено множество свинцовых пластин (плюсовых и минусовых). Эти пластины залиты электролитом, что представляет собой слабый раствор серной кислоты. Она служит для выработки электричества пластинами. Отсеки разделены между собой герметичными перегородками, а плюсовые и минусовые пластины соединены между собой.

Основное и главное отличие такого аккумулятора от обычного – отсутствие жидкого электролита в банках. Вместо него проводником электричества выступает специальный состав, напоминающий гель (отсюда и название).

Он изготавливается на основе двуокиси кремния, в отличие от кислоты на основе серы в простых аккумуляторах. Этот гель полностью заполняет свободное место внутри банок и не позволяет пластинам оставаться открытыми, окружает их своеобразной губкой и предохраняет пластины от осыпания – главного врага традиционных батарей.

Давайте рассмотрим устройство гелевого аккумулятора. Как и обычная АКБ, гелевая состоит из нескольких банок, соединенных последовательно. В отличие от свинцового, который можно обслуживать, заливать или выливать из него электролит, гелевый полностью герметичный. Более того, разбирать его крайне не рекомендуется.

Запаянный корпус с гелеобразным электролитом не сообщается с атмосферой, поддерживая внутренне соотношение содержания газов в нем. Поэтому на таких аккумуляторах нет вентиляционных отверстий или пробок, как в обычных, которые надо открывать при подзарядке, чтобы пары электролита выходили наружу. Отверстие все же есть, но это самоуплотняющийся клапан, что регулирует внутреннее давление внутри корпуса аккумулятора. Пластины изготавливаются из особого очищенного свинца, который обладает малым сопротивлением. Это и дает основное преимущество такому типу аккумуляторов – быстрый заряд и хорошую отдачу тока.

Гелевые автомобильные аккумуляторы бывают двух типов, и делятся по способу производства. Первые – это GEL. Гелевый электролит вместо обычного водного раствора серной кислоты. Второй тип – AGM.

В таких аккумуляторах электролит и сами пластины заключены в особые пористые сепараторы из стекловолокна. Пластины представляют собой закрученные в рулон решетки из очищенного свинца на манер электролитических конденсаторов. Второй тип в настоящее время получил более широкое распространение, так как способен выдерживать более тяжелые условия и отдавать хороший ток при равных условиях.

Непосредственно сам гель представляет собой все тот же электролит, в который добавлена двуокись кремния, что и придает ему консистенцию густого желе. Основной плюс здесь в том, что все процессы по рекомбинации элементов, а точнее, освободившихся в результате реакции водорода и кислорода проходят не в свободном пространстве над самим электролитом, а непосредственно в нем, в пузырьках, образующихся в геле.

Поэтому и результаты реакции остаются внутри самого корпуса. Гель в силу своей вязкости не дает осыпаться пластинам со временем.

Какие имеют гелевые аккумуляторы для авто плюсы и минусы? Положительных сторон у такого типа батарей, судя по описанию устройства, должно быть много, и это действительно так. Давайте внимательно изучим гелевый аккумулятор. Плюсы и минусы у него следующие:

  • Необслуживаемая конструкция – герметично запаянный корпус с двумя выводами для клемм. Нет нужды что-то подливать или открывать – система полностью замкнутая на весь срок службы. Поскольку нет никаких отверстий, электролит не испаряется и его уровень не понижается. Вследствие этого пластины всегда находятся в электролите и они не осыпаются со временем, снижая ресурс.
  • Благодаря тому, что отсутствуют вентиляционные отверстия, батарея никак не сообщается с атмосферой. Из-за этого сфера применения таких аккумуляторов значительно расширяется. Их можно использовать в любых условиях, в том числе и в быту.
  • Вследствие герметичности и прочности конструкции, хранение и эксплуатация аккумулятора возможна в любом положении. Корпус также выдерживает большие нагрузки. При ударе, если корпус и расколется, электролит не вытечет, а в конструкциях AGM – и подавно.
  • Более качественный исходный материал для пластин подразумевает улучшенные характеристики. Это большее напряжение разряда и заряда. На практике это означает больший ток при запуске двигателя и быструю зарядку. На полный заряд уходит около 2-х часов против 10-12 у обычного аккумулятора).
  • Увеличенный ресурс. Благодаря вышеперечисленным особенностям конструкции, гелевый аккумулятор при соблюдении условий эксплуатации способен прослужить втрое дольше обычного кислотного.
  • Устойчивость к глубоким разрядам и их количеству. Обычный свинцово-кислотный аккумулятор выдерживает максимум 20-30 полных разрядов при прочих идеальных условиях. Гелевый аналог может выдержать до 400 циклов разряда.
  • Высокая остаточная емкость при простое. За год гелевый аккумулятор для автомобиля разряжается максимум на 20%. Обычный элемент разрядится полностью за гораздо меньший срок.

  • Первый недостаток – чрезмерно высокая цена, которая минимум в 3-4 раза выше обычных аккумуляторов. Сопоставляя цену с ресурсом, можно понять, что срок эксплуатации одного гелевого аккумулятора равен сроку 3-х обычных, а по стоимости они получаются равны. Поэтому экономия здесь присутствует только в тратах времени на обслуживание, которая весьма условна.
  • Второй негативный фактор – чувствительность к величине напряжения зарядного тока. Для долговременной и по-настоящему эффективной работы гелевого аккумулятора состояние системы электрооборудования автомобиля должно быть безупречным. Отклонения напряжения от номинальной величины губительны для такого аккумулятора. В гелевых АКБ электролит просто тает с последующей утратой части емкости, компенсировать эту утрату нечем. Поэтому регулятор напряжения генератора должен быть в идеальном состоянии, чтобы не допустить выхода напряжения за рекомендуемые пределы.
  • Третий существенный недостаток – нетерпимость к низким температурам. На морозе при -30 и ниже емкость такого аккумулятора катастрофически снижается вследствие замерзания гель-электролита и неспособности выполнять свои функции. При постоянной эксплуатации на холоде этот элемент быстро выходит из строя.

Перед покупкой обязательно следует изучить все про гелевый аккумулятор, плюсы и минусы в том числе.

Следует убедиться в полной исправности своей системы электрооборудования. Как уже говорилось, перезаряд способен привести в негодность такой аккумулятор за несколько месяцев. Для предохранения от этой неприятности можно поставить специальный вольтметр с реле. Он будет отслеживать величину зарядного тока. Необходимо позаботиться об утеплении аккумулятора зимой. А еще лучше - припасти для холодов обычный, классический АКБ.

Его необходимо подзаряжать так же, как и обычный. Отличия, по сути, только в методе работ. Как зарядить гелевый аккумулятор? Величина тока устанавливается в 1/10 от номинальной емкости, а напряжение должно автоматически расти по достижении 13-14 вольт.

После этого зарядка идет постоянным, неизменным напряжением с постепенным снижением тока. Обычные автоматические ЗУ с этим легко справляются. Следует отметить, что восстановиться такой аккумулятор должен полностью. Неполная зарядка может привести к потере емкости.

Итак, мы выяснили, какие имеет гелевый аккумулятор плюсы и минусы. Основная сфера применения таких АКБ – автомобили с развитой системой электрооборудования, с множеством дополнительных компонентов, которые требуют много тока за короткий промежуток времени. Например, это могут быть мощные мультимедийные системы. В таких условиях максимально себя раскроют гелевые автомобильные аккумуляторы. Плюсы и минусы таких устройств примерно равны.

Также эти аккумуляторы широко применяются в системах электрооборудования лодок и яхт – отсутствие необходимости часто их заряжать, а также устойчивость к механически воздействиям делают их наилучшими кандидатами на источники тока в таких условиях.

Плюсы и минусы данного типа АКБ достаточно противоречивы. С одной стороны, тех, кто выбрал такой тип аккумулятора, привлекает повышенный ресурс, широкие возможности и универсальность. С другой стороны, высокая цена все-таки не оправдывает всех достоинств. Таким образом, отзывы свидетельствуют, что такие аккумуляторы – нишевый продукт, который по-настоящему эффективен только при соблюдении всех условий эксплуатации и где достоинства перевешивают недостатки, либо ими в определенные моменты можно пренебречь.

Нужно ли покупать такую АКБ сейчас? Ответить довольно трудно. Однако если бюджет у вас ограничен, лучше приобрести качественный свинцовый аккумулятор, нежели дешевый гелевый аналог. Последний явно прослужит не больше одного-двух лет.

Источники: http://www.syl.ru/article/299169/avtomobilnyiy-gelevyiy-akkumulyator-plyusyi-i-minusyi

3 ≫

Но практически все атрибуты комфортного вождения связаны с потреблением электроэнергии, что автоматически повышает нагрузку на аккумулятор – генератор авто не в состоянии полностью обеспечивать снабжение потребителей электричества и восстановление батареи в условиях городского режима движения, особенно зимой.

В связи с этим компаниями, занимающимися разработкой и производством источников питания, ведутся работы по созданию аккумуляторных батарей, соответствующих повышенным современным требованиям к их надёжности и энергоотдаче.

В связи с этим и появились на рынке гелевые аккумуляторы для авто, которые, в силу новизны, вызывают у автовладельцев массу вопросов, особенно связанных с тем, насколько практичной будет установка такой батареи на машину – ведь гелевый аккумулятор имеет свои плюсы и минусы, о которых желательно знать при покупке.

В зависимости от наполнителя гелевые аккумуляторы делятся на GEL аккумуляторы (с двуокисью кремния) и AGM аккумуляторы (с микростекловолокном).

  • Корпус, разделённый на отсеки («банки»).
  • Блоки положительных и отрицательных пластин, разделённых сепараторами.
  • Электролит.
  • Система газоотвода.
  • Но вот электролит уже не похож на обычный раствор серной кислоты, а имеет консистенцию геля, благодаря чему даже при появлении трещины в корпусе допускается его эксплуатация – гель не будет вытекать из батареи.

    По тому, какими способами достигаются такие свойства электролита, гелевые АКБ делятся на две группы:

    • изготовленные по технологии Gel Electrolite. В электролит добавлена загущающая присадка (двуокись кремния), в результате чего тот становится более вязким и теряет текучесть, превращаясь в гель. Двуокись кремния сама не реагирует с серной кислотой, поэтому не нарушает рабочих свойств последней, играя роль наполнителя;
    • произведённые по технологии Absorptive Glass Mat. Электролит удерживается микростекловолокном, которым заполнено внутреннее пространство батареи.

    Гелевые аккумуляторы могут работать в горизонтальном положении

    Гелевые аккумуляторы имеют способность к самовосстановлению после того, как исчерпают весь свой заряд.

    Но главным преимуществом таких батарей является то, что выброс веществ, образующихся в результате химических реакции, сведён к минимуму – особенно в АКБ, изготовленных по технологии AGM. Удержание газов осуществляется клапанами, что приводит к рекомбинации газов, то есть они снова и снова участвуют в реакции. Поэтому дольше сохраняется электрическая ёмкость батарей, а именно эта величина и характеризует состояние аккумуляторов – в процессе эксплуатации она неизбежно падает.

    У АКБ, сделанных по технологии GEL, главным преимуществом становится то, что гелевые аккумуляторы способны к самовосстановлению после того, как исчерпают заряд, скажем, во время неудавшихся попыток пуска двигателя. Именно такие гелевые аккумуляторы можно считать батареями глубокого разряда, или тяговыми гелевыми аккумуляторами – т.е. предназначенными для пуска двигателя.

    Установленное значение напряжения при зарядке не должно превышать 14,4 вольт.

    Гелевые аккумуляторы очень чувствительны к превышению тока зарядки, поэтому их ставят на авто с точной электроникой.

    Кроме того, такая особенность делает батареи более «живучими» — срок службы таких гелевых аккумуляторов составляет около 10 лет (производитель может заявить о 15-ти годах).

    Разумеется, такие качества батарей являются преимуществами гелевых аккумуляторов перед «привычными» — с жидким электролитом. Более того, фирмы- производители, рекламируя свою продукцию, заявляют, что применяют особо чистый свинец при изготовлении пластин-электродов.

    Такое решение, безусловно, делает работу АКБ более эффективной, и применяется при производстве так называемых гибридных аккумуляторов.

    Но у гелевых АКБ есть и достаточно серьёзные недостатки:

    — во время морозов они теряют заряд больше, чем обычные АКБ;

    — очень чувствительны к превышению тока зарядки, в связи с чем их установка оправдана лишь на авто с точной электроникой;

    Гелевый аккумулятор фирмы BOSCH

    Цена на гелевые аккумуляторы складывается исходя из значений их ёмкости и пускового тока.

    К числу лучших необслуживаемых гелевых аккумуляторов можно отнести продукцию лидеров в этой сфере: Bosch; Varta; Deka; Optima.

    Список можно продолжать и дальше – практически все подобные компании выпускают продукцию, что называется, в ассортименте – включая гелевые аккумуляторы для мотоциклов.

    Цены на батареи имеют широкий «разброс» — стоимость гелевого аккумулятора, как и любого другого, зависит от таких его характеристик, как ёмкость и ток разряда – или пусковой ток. Ну, и конечно, на формирование цены влияет «имя» изготовителя. К примеру, гелевый аккумулятор Optima Yellow Top S 2.7J 38 A/h стоит более 18 000 рублей. Разумеется, есть и более бюджетные варианты – ценой около 10 000 рублей.

    Гелевый и кислотный аккумуляторы

    Гелевые аккумуляторы изначально разрабатывались для военных целей и способны выдержать частичное разрушение корпуса.

    Прежде всего, по надписям на этикетке. Производители в своих же интересах информируют о технологиях, применяемых в производстве и в качестве рекламы вносят в название батареи аббревиатуру, обозначающую тот или иной способ придания электролиту гелеобразной консистенции – GEL или AGM.

    Некоторые фирмы делают верхние крышки батарей из ярко-жёлтой пластмассы. Корпус гелевой АКБ со спиральными (точнее, цилиндрическими) пластинами имеет вид нескольких цилиндров, закрытых единой крышкой.

    Самым надёжным способом было бы определение типа батареи по её маркировке, но, к сожалению, на неё нет общепринятых мировых стандартов.

    Правда, все виды обозначений, наносимых на корпус батареи (или этикетку), можно разделить на 4 типа маркировок:

    Гелевый аккумулятор фирмы OPTIMA

    Чем выше значение тока разряда, или пускового тока, тем более мощным является аккумулятор.

    Правда, основная инфомация об аккумуляторе, в т.ч. и гелевом, в маркировке всё же содержится и включает в себя его основные характеристики:

    1. Ёмкость, выраженная в ампер-часах. Например, надпись «55 А/ч» означает, что заряд батареи позволяет создавать в сети ток силой 1 Ампер в течении 55 часов.
    2. Ток разряда, или пусковой ток. Для сравнения, АКБ с пусковым током 200 Ампер будет «слабовата» для прокрутки дизеля, а с его величиной, равной 500 Ампер, «провернёт» любой мотор даже в мороз – при условии её исправности.

    Остальные буквенно-цифровые обозначения содержат более полную информацию о батарее, но их полную «расшифровку» при покупке не всегда может произвести даже продавец, «вооружённый» ПК.

    Диагностика гелевого аккумулятора

    Перед покупкой гелевого аккумулятора продиагностируйте электрооборудование своего авто.

    Отрицательные отзывы о гелевых аккумуляторах обычно так или иначе связаны именно с тем, что автовладельцы – обычно по невнимательности или незнанию – нарушают требования к эксплуатации батарей, игнорируя то обстоятельство, что превышение тока зарядки приводит к «таянию» геля и ухудшению характеристик гелевого аккумулятора.

    Причина «таяния» геля в том, что при напряжении, подающемся на клеммы АКБ, большем 14,4 вольта, электролит «закипает» и выделяющиеся газы открывают клапаны батареи, уходя в атмосферу.

    Поэтому, решая, какой аккумулятор лучше приобретать – гелевый или кислотный – продиагностируйте электрооборудование своего авто. В том случае, если электроника Вашей машины «грешит» неточностью, покупка гелевого аккумулятора окажется напрасной тратой средств – хоть такие батареи и считаются необслуживаемыми, без должного уровня электролита работать с полной отдачей они не будут, и Вам всё равно придётся регулярно доливать дистиллированную воду.

    Источники: http://mytopgear.ru/interesting/ee/gelevyiy-akkumulyator-plyusyi-i-minusyi/


    Back to top