История возникновения номерных знаков

1 ≫

История регистрации транспортных средств начинается раньше, чем, собственно, был изобретен автомобиль. Что неудивительно, зная, что транспортные средства – это еще и повозки, а с середины 19 века в городах начали нумеровать извозчиков, а еще чуть позднее и велосипедистов. Уже в конце 19 века первый автомобильный номер появился в Европе, но тут данные чуть разнятся. Первый автомобильный номер появился 25 апреля, но по одним данным в 1893 год во Франции, а по другим – в Германии в 1899 году. В России же первый регистрационный знак для машины увидел свет в 1904 году, что случилось не слишком позднее, чем в Европе. Произошло это в городе Рига.

Стоит ли говорить, что машин в те времена можно было по пальцам пересчитать. Ездили они лишь в крупных городах, а получали номера в местных жандармериях. Тогда еще не было какой-либо единой всероссийской системы учета машин, поскольку подобными вопросами занимались местные представители правопорядка, не ведя учета между своими иногородними коллегами. Еще одним важным отличительным моментов являлось то, что после каждого технического осмотра (да, он был уже тогда) номер автомобиля менялся. В дополнение к вышесказанному стоит еще упомянуть, что в каждом городе были свои правила относительно типа номеров, их формы, шрифта и цвета, а также количества цифр и букв. Разумеется, что это было крайне неудобно.

Но ничего особо не поменялось вплоть до того момента, как число машин в городах начало расти. А случилось это уже при советской власти в 1931 году. До этого страна пережила Первую мировую войну, революцию и голод, поэтому такой большой срок наведения порядка не кажется большим. Так вот именно в 1931 году в СССР появились стандартизированные автомобильные номера единого образца. Форматом номера того времени являлись черные буква и две пары цифр на белом фоне. Но это не стало окончательным вариантом, поскольку в стране всерьез решили взяться за учет автомобилей. Уже в 1934 году буква была заменена цифрой, а сам номер стал отражать территориальную принадлежность автомашины, а под цифрами буквами писали название одного из 45 дортрансов (регионов), на которые был поделен Советский Союз. Цвета номерного знака остались без изменений.

Спустя всего лишь два года была проведена еще одна реформа. Теперь же номер являл собой комбинацию двухбуквенного индекса, обозначавшего регион, перед двумя парами чисел, которые были поделены между собой девисом. Но на сей раз были изменены и цвета: на черном фоне лучше смотрелись белые цифры и буквы, посчитали тогда. Следующих изменений пришлось ждать 10 лет. В 1946 году номера снова поменяли свой внешний вид. Фон стал желтым, буквы и цифры снова стали черного цвета.

А вот уже в 1959 году был придуман вариант, который просуществовал дольше остальных. На номерном знаке автомобиля появились белые буквы и цифры на черном фоне соответственно. Количество букв увеличилось, как и увеличилось количество машин в стране. Теперь на номере печатали три буквы, что дало больше вариантов для создания новых номерных знаков. Данные номера авто просуществовали в Советском союзе вплоть до 80-ых годов. Наверняка, вы еще успели увидеть такие номера на старых автомобилях. Некоторые – ездят до сих пор. Это «те самые» черные советские номера.

В 1981 году произошло последнее изменение государственных регистрационных знаков в СССР. Вернулся белый фон, а вместе ним и черные буквы. По таким номерам легко можно было определить хозяина машины. На автомобилях, принадлежавших государственным учреждениям, все три буквы находились после четырехзначного числа, а на машинах частных владельцев одна буква стояла спереди, а остальные, соответственно, позади цифр.

Нынешним номерам, которые сейчас стоят на всех машинах в России, уже более 20 лет. В 1994 году был введен действующий стандарт на государственные номерные знаки в нашей стране. Стоит ли как описывать их, если вы их видите каждый день на любой машине? Для облегчения идентификации номеров за рубежом было принято решение ограничить буквенный набор номеров 12 символами, вместо 27, которые использовались ранее. Были оставлены только те буквы кириллического алфавита, которые совпадали с латиницей. Лимит на подобные номера оказался небольшим, а с учетом роста количества автомобилей на дорогах, был исчерпан. Но где наша не пропадала? С недавних пор новые номера изготавливаются с добавочной цифрой «1» перед номером региона. Был Краснодарский край «регионом 23», затем добавился «93», а когда и эти варианты были использованы, то стали на Кубани выдавать номера с кодовыми обозначениями регионов «123» и «193». В Москве так уже начали выдавать номерные знаки регионом «777», что является добавлением «семерки» к уже имевшему место быть коду «77».

Компания «АртАвто» официально изготавливает дубликаты номеров авто, а поэтому обязательным условием заказа номерных знаков является предоставление документов. При заказе доставки номерных знаков также необходимо предоставить фотографии или сканы документов, указанных ниже, и быть готовым предоставить их оригиналы в момент получения заказа.

Однозначного ответа на вопрос, когда же и где появились первые номера в мире, никто ответить не может. В США 25 апреля 1901 года была введена процедура обязательной регистрации всех автомобилей. Стоила данная услуга всего 1$.

История регистрации транспортных средств начинается раньше, чем, собственно, был изобретен автомобиль. Что неудивительно, зная, что транспортные средства – это еще и повозки, а с середины 19 века в городах начали нумеровать извозчиков, а еще чуть позднее и велосипедистов.

Помимо стандартных государственных регистрационных знаков, которыми оснащены большинство автомобилей на дорогах России, существуют еще и специальные регистрационные знаки, имеющие отличный от оригинальных вид. Право на пользование такими номерами на авто получают различные категории граждан или же государственные учреждения. Рассмотрим подробнее специальные виды гос. номеров.

Как защитить номер от износа

Следует ли самостоятельно красить номер своего автомобиля

Ваша заявка успешно отправлена. В ближайшее время с вами свяжется наш менеджер для уточнения деталей заказа.

Источники: http://artavto.net/dublikaty-nomerov/wiki/istoriya-nomerov-dlya-avtomobiley

2 ≫

Современный номерной знак, каким мы его видим сейчас, это специальная металлическая табличка, которая содержит в себе комбинацию букв и цифр, которая выдается в ГИБДД при регистрации вашего автомобиля.

Вы удивитесь, но первоначально номерные знаки были предназначены для конных экипажей и велосипедов.

На автомобилях же их стали закреплять лишь в конце 19 века, самым первым из них стал Мюнхенский номерной знак в 1899 году. Чуть позже знаки стали распространяться в Париже, Нью-Йорке, Лондоне и Амстердаме.

В 1901 году в Берлине началась история буквенных номеров. Существует довольно красивая легенда, которая рассказывает о романтичном поступке крупного берлинского торговца. Герцог Рудольф на своем номерном знаке отпечатал инициалы любимой женщины Иоганны Анкер: «ИА 1», символизируя свою первую и единственную любовь. Однако есть и более прозаичная версия этих символов. Так или иначе, именно это буквенное сочетание еще долго можно было увидеть на автомобилях Берлина, можно сказать это стало местной традицией.

Массовое производство, а также национальные номерные знаки стали производить в Голландии. А сам шрифт, который препятствовал фальсификации придумали в Германии.

Россия тоже не осталась в стороне и стала одной из первых стран, которые стали пользоваться номерными знаками. В Санкт-Петербурге в 1902 году ввели закон «О фонарях», на которых должен быть написан номер автомобиля. После в обиход пришли металлические таблички.

Долгое время в России не было общего стандарта номеров, в каждом городе они отличались цветом и формой, а состояли из номера и названия города. Меняться они могли каждый год.

В Москве автомобилисты собирали целые коллекции из использованных номеров всех цветов радуги. Кроме этого, на авто не было штатных креплений для номеров, поэтому их привязывали обычным шнурком.

Ввести единый стандарт номеров пытались с 1920 года и лишь в 1931 году был он был принят. С тех пор реформы по изменению автомобильных номеров проходили не раз: после Великой Отечественной войны, в 60-х годах, в преддверии Олимпиады 1980 года. Последняя реформа произошла после распада СССР – Россия и союзные республики разработали свои форматы номеров.

Виды номерных знаков

Очевидно, что в каждой стране применяются свои стандарты в сочетании букв и цифр в номерных знаках. В 1957 году международные автомобильные организации приняли три основных стандарта касательно размеров номерного знака. На данный момент в большинстве стран используются два основных размера-520*112мм для Европейских стран и 300*150мм для США.

Российская современная система номеров была разработана в 1994 году. В номере используют три буквы и три цифры. Код региона обозначается с помощью двух или трех цифр, используются 12 букв кириллицы, аналоги которых есть в латинском алфавите, что позволяет не менять номер авто при поездке за границу.

В последнее время все чаще звучат мнения, что автомобильные номера в России заканчиваются, в связи с этим не исключено, что через пару лет стандарты снова будут меняться с целью разнообразия количества комбинаций. (По слухам цифр в номере может стать 4,а не 3).

Современная цветовая гамма фона номера четко дифференцирована. Что же означает она означает?

Номера красного цвета: В России красные номера на машине обозначают ее принадлежность консульству, посольству или лицу, имеющему дипломатический статус. Такие регистрационные знаки имеют красный фон, надпись на котором выполнена шрифтом белого цвета. Ниже приведены основные правила буквенных обозначений таких номеров.

  • Буквы «CD» на дипломатическом номере означают, что машина зарегистрирована на посла или лицо, равное ему по статусу
  • Буквы «CC» на дипломатическом номере означают, что автомобиль зарегистрирован на консула или лицо, исполняющее его функции
  • Буква «D» («дипломат») на дипломатическом номере означает, что автомобиль зарегистрирован на сотрудника международной организации или учреждения, имеющего дипломатический статус
  • Буква «T» («техник») на дипломатическом номере означает, что автомобиль зарегистрирован на сотрудника международной организации или учреждения, не имеющего дипломатического статуса

Красные номера на машинах не дают им какого-либо преимущества в дорожном движении.

Синие номера: Номерные регистрационные знаки синего (голубого) цвета информируют о принадлежности транспортных средств к МВД РФ. Это означает, что все синие номера устанавливаются на транспорт, принадлежащий подразделениям и организациям МВД, а также состоящим на балансе у этой структуры. Исключением из правил являются Внутренние Войска. Противозаконным считается установка таких голубых номеров на частный автомобиль.

Официальным форматом регистрационных знаков МВД принят следующий: буква и 4 цифры.

В правой части голубых номеров, как и у большинства прочих номерных знаков ТС в Российской Федерации, ставится цифровой код, которые обозначает регион регистрации. Исключением является код 77. Он указывает на принадлежность ТС к МВД России. Это своего рода федеральный номер МВД.

Желтые номера: До 2002 года госномера такого цвета выдавались автомобилям исключительно зарубежных компаний. Реформа 2002 года внесла существенные изменения, и желтые номера машин с 1 марта 2002 года стали выдаваться транспортным средствам, осуществляющим перевозку пассажиров на коммерческой основе.

В эту категорию вошли:

Внешне такие номерные знаки выглядят так: буквенно-цифровые комбинации чёрного цвета нанесены на темно-желтый фон, которым служит светоотражающая пластина. На знаке нет изображения флага Российской Федерации.

Черные номера: Белый текст в формате «4 цифры – 2 буквы» на черном фоне регистрационного номера транспортного средства принадлежит военному автопарку РФ. Черный номер старой серии во многом не совпадал с обычными номерами. Он имел другой размер, был выполнен из иных материалов и на нем печатались шрифты отличной формы. Сегодня же черные номера максимально приближены к стандартным параметрам, однако некоторые особенности они все-таки имеют.

К одной из таких относится фон, который не обладает светоотражательной функцией. Другая, и более значительная, индивидуальная характеристика номеров черного цвета – это код, расположенный в правой части знака. На всех невоенных номерах он символизирует регион, в котором зарегистрировано транспортное средство. Военный же номер, в свою очередь, не имеет привязанности к региону. В этом случае код означает принадлежность к определенному роду или виду войск, конкретной части или соединению, центральному или главному управлению Министерства обороны Российской Федерации.

Белые номера: используются на всех остальных транспортных средствах.

Также существуют знаки, используемые на транспортных средствах, вывозимых из России. Их отличительной особенностью является наличие в левой части буквы Т.

Оформление номеров

Дополнительные устройства для номерных знаков-это освещение номера, а также рамка в которую помещают табличку, чтобы она смотрелась аккуратнее. Изготавливаются рамки на любой вкус-цветные, рамки-перевертыши для государственного и именного знака (к примеру, для автошоу, выставок и гонок), антивандальные рамки с надежным креплением. Фонари для номерного знака устанавливаются в специальной нише, для защиты от атмосферных осадков и включаются автоматически, вместе с габаритными огнями. Подсветка номерного знака допускается лишь белого цвета, другие цвета запрещены. Аналогично для увеличения заметности знака используют специальное светоотражающее покрытие.

Обязательное условие для автомобилистов-номера всегда должны быть читаемы полностью, иначе вам грозит штраф.

Интересные факты о номерных знаках

С цифрами люди всегда связывали успехи и неудачи, и номерные знаки не стали исключением – красивые сочетания цифр и букв очень ценятся.

Самый дорогой автомобильный номер в мире — номер «1» был куплен в 2008 году за 14 млн. долларов 25-летним Саидом Абдул Гаффар Хоери, жителем Абу-Даби. В 2007 году брат Саида, купил номера «5» и «7» за 10 млн. долларов.

В России нет возможности приобрести «красивый» номер легально или выбрать его формат, но во многих странах такая возможность есть. Красивые сочетания успешно продаются, а на американские и японские модели можно установить их «родные» форматы.

Транспортное управление Швеции запретило номерной знак «666». По законам Швеции, знак закрепляется за владельцем, а не машиной. Он был зарегистрирован владельцем в 2007 году, а в 2011 признан недействительным, так как «число дьявола» может оскорблять религиозные чувства других людей.

В 2001 году миллиардер Уоррен Баффет владел автомобилем с номерным знаком THRIFTY, что переводится как «бережливый, экономный».

Стив Джобс ездил на автомобиле Mercedes-Benz SL 55 AMG без номеров. По законам Калифорнии, на установку номеров владельцу дается полгода, однако Джобс поступал иначе: через полгода он возвращал машину в салон и вместо нее покупал новую, чтобы снова ездить без номеров.

Автомобилисты проявляют смекалку для укрытия номера от радаров и камер, чтобы избежать штрафа за нарушения. Используются специальные спреи, сеточки, а также выдвигающиеся шторки. Однако стоит понимать, что такие затеи чаще всего не помогают, а вот штраф за подобные хитрости получить несложно.

Источники: http://xn----7sbgn7bxadg0b.com/blog/vidy-nomerov/

3 ≫

Первые номерные знаки появились на конных экипажах. Когда по улицам и дорогам стали ездить автомобили, то, естественно, их тоже начали нумеровать.

Автомобильные номера начала века

Первые номерные знаки появились на конных экипажах. Когда по улицам и дорогам стали ездить автомобили, то, естественно, их тоже начали нумеровать.

Пионером в этом деле стал Мюнхен. Автомобилям, зарегистрированным в этом городе, номерные знаки были выданы в 1899 году. Пример подхватили в Париже – 1900 г., Нью-Йорке – 1901 г., Лондоне – 1903 г. По другим сведениям первый номерной знак был установлен в Париже в 1893 году.

Первым российским городом, где были введены номерные знаки , как ни странно, оказался не Санкт-Петербург, а Рига. Это случилось в 1904 году.

В 1901 году берлинский коммерсант Рудольф Херцог, желая сделать приятное своей дражайшей половине Иоганне Анкор, попросил разрешения у городских властей поставить впереди цифр инициалы своей половины. Так было положено начало буквенным символам

У российских автомобилистов начала века было множество проблем с автомобильными номерами, поскольку каждый город имел право водить свои номерные знаки, которые отличались огромным разнообразием форм и расцветок. Существовавшая в дореволюционной России в каждом городе своя система нумерации была вполне достаточной для того уровня развития автомобилизации. Поездка из города в город на автомобиле была делом серьёзным и требующим специальных приготовлений, поэтому иногородних машин почти не было. «Близится 15 марта, когда московские автомобилисты, желающие ездить на машинах, должны представить свои автомобили на техосмотр, и получить в городской управе новый номерной знак», – писала в 1912 году газета "Ауто". Эта газета, озабоченная проблемами автомобилистов с номерными знаками, посвятила событию интересную и познавательную статью.

Оказывается, в Москве номерные знаки на автомобилях меняли раз в год, причем все они были разного цвета! «Прежний, голубой знак можно снять с авто и повесить на стену своего гаража. У многих долголетних автомобилистов их уже собралась целая коллекция, отсвечивающая на стене всеми цветами радуги, – рассказывала газета. Нигде на земном шаре не существует ни голубых, ни розовых автомобильных знаков, и нигде их цвет не меняется ежегодно. Всюду они черные или белые», – сокрушались московские автомобилисты. Он видели в этом козни городских чиновников, придумавших всю эту чехарду с ежегодной заменой номерных знаков ради пополнения бюджета, ведь каждый новый знак облагался специальным налогом. «Но ведь и недвижимое имущество облагается налогом, однако, никто не перекрашивает здания ежегодно», – возмущалась газета. При этом она объясняла, что голубые номера на красном автомобиле, или красные номера на голубой машине будут выглядеть дико, чего, конечно, не брали в расчет городские чиновники. Московские автомобилисты предлагали ежегодно номера не менять, а просто ставить на них каждый раз пломбу, свидетельствующую о прохождении техосмотра и уплате налога. Разноцветные номера их категорически не устраивали. Владельцы авто ратовали за то, чтобы номера были четкими и легко различимыми, лучше всего - черными, с белыми цифрами.

Не лучше обстояло дело и с размерами номерных знаков. В Москве прототипом для них послужили квадратные велосипедные номера, только увеличенные в 8 раз. В 1912 году автолюбителям выдавали номерные знаки с двумя дырками для их крепления к машине при помощи. шнурков! Автомобильная газета писала: поскольку специального места для размещения номерных знаков на машинах не предусматривалось, то чиновники рекомендовали владельцам моторов привешивать их шнурками на переднюю и заднюю оси автомобиля. Но «сзади или дифференциал мешает, либо бензобак, а на передней оси он будет немилосердно болтаться, биться о рулевую тягу, царапать землю, если будет висеть низко, или гнуться о радиатор, если будет привешен высоко», - возражали шофера. Выходом из этого положения мог бы стать переход на международную форму номерных знаков – узкую и продолговатую. «Их можно и на передней оси приделать, и сзади прикрепить», – советовали бывалые автомобилисты. А пока они вешали свои номера на рессоры, где они болтались на шнурках под днищем автомобиля, и где их никому не было видно, и часто терялись.

Не устраивала тогда московских автомобилистов и конструкция знака (она также была в разных российских городах разная). «От автомобильного номерного знака требуется, чтобы он был четким, ясно читаемым, а значит, простым и прочным. Как это ни странно, ни одному из этих требований не отвечают установленные в Москве номера», – возмущалась газета "Ауто". Они выглядели так: на жести размером чуть ли не с аршин вырезаны цифры. Этот трафарет покрыт слоем соответствующей году краски. Под него подложен кусок жести, выкрашенный в белый цвет, а еще ниже располагалась жестянка черного цвета. Получался трехслойный пирог: «нечто нелепое, тяжелое, скрипящее и гнущееся». Трудно было придумать номерные знаки, менее приспособленные для их прочтения: острые углы вырезанных цифр постоянно загибались и отламывались, все три слоя мягкой жести легко сгибались. Краска от этого с них быстро слетала, между слоями жести набивались песок и грязь. Отличить издали такой номерной знак не было никакой возможности.

В пример, газета приводила номерные знаки, принятые во Франции и Англии: черные, с белыми цифрами, или в Петербурге – белые, с черными цифрами. «Они разборчивы, просты; их можно легко содержать в опрятном и чистом виде».

Много нервотрепки доставляло автомобилистами то обстоятельство, что в каждой губернии были свои номера. «Есть такие местности, где власти не признают номерные знаки, выданные в другом городе. Для поезда через их города они требуют получить установленные для этой местности свои знаки», - сокрушалась газета "Ауто".

В 1912 году, как и сейчас, существовало правило: задние номера в темное время суток должны быть освещены. Однако это легче было потребовать, чем сделать. Так как передние фары большинства машин тогда работали на ацетилене, то освещать задний номер таким образом было очень проблематично. Посему для этого приспосабливали аккумуляторы. Но они не могли работать из-за сильной тряски, вызванной тем, что в России дороги были выстланы крупным булыжником. Из-за этой тряски постоянно отваливались клеммы, рвалась проводка и приходили в негодность нити электрических лампочек.

«Эдисон работает над усовершенствованием аккумуляторов, но для булыжной мостовой требуются особые, сверхъестественные аккумуляторы», – отмечала газета "Ауто" в марте 1912 года.

До начала 1930-х годов в СССР уровень автомобилизации не превосходил дореволюционного. Бурное развитие автомобильного транспорта в начале 1930-х годов подняло проблему стандартизации номерных знаков. В 1931-1932 годах появились знаки, общие для всей страны, вернее для тех районов, где автомобиль получил хоть малейшее развитие, в некоторых республиках Средней Азии он был ещё в диковинку. Номера были одинаковы спереди и сзади, и имели такой вид:

Г-23-12 (чёрные буквы на белом фоне). Такой тип номеров просуществовал недолго, до 1934 года. По новому стандарту номера должны были иметь обозначение региональной принадлежности под собственно номером, например:

4-24-35 , а под цифрами, к примеру, подпись

Таких регионов, тогда они назывались дортрансами, было 45, и они уже охватывали всю территорию страны. Цвета знаков остались прежними, задний и передний номер всё ещё ничем не отличались друг от друга. Мотоциклы имели таблички знаков уменьшенного размера. Была предусмотрена и регистрация тракторов с этими знаками. Всерьёз трактора стали регистрировать только знаками образца 1958 года. При работе с прицепом полагалось задний знак грузовика перевешивать на прицеп. Появились и специальные знаки ТРАНЗИТ и ПРОБА, последние – для экспериментальных моделей. Такие специальные знаки были предусмотрены и всеми последующими советскими стандартами номерных знаков. Пять цифр – максимальное число, но вместо них могло быть и меньше, даже одна цифра, шёл обычный счёт от единицы. Чёрточками разделялись вторая и третья, а также четвёртая и пятая цифры, если считать справа, и если такие цифры были в номере. Кстати, все номера предыдущего стандарта подлежали немедленной (за полгода) замене.

В 1934-м появились первые троллейбусы, но, в отличие от многих других стран, наши троллейбусы и трамваи всегда имели неавтомобильную систему нумерации, а свою собственную. Возможно, это тоже станет предметом изучения, но это уже отдельная тема.

Примерно в 1936-м году появляются номерные знаки нового образца. Например: ГА 23-12 , белые буквы на чёрном. Здесь уже регион был зашифрован в буквенном сочетании, приведённый знак был выдан в Грузии. Для Москвы было выделено много таких пар букв, все начинались на букву М, а вторые буквы до 1946 года были исчерпаны почти все.

На знаках использовались только 28 букв, буквы Ё, Й, Ъ, Ы и Ь не применялись, и такое правило сохранялось до 90-х годов. Цифр теперь стало обязательно четыре, сочетание 00-00 никогда в знаках СССР не встречалось (что стало темой многих анекдотов).

Задние знаки приняли форму, более близкую к квадрату, в нижней строке стояли цифры, в верхней – буквы, причём в довоенных номерах буквы стояли в центре, а в послевоенных – в левом углу.

Впервые произошло разделение серий по назначению, только в московском регионе, который тогда выходил далеко за границы нынешней Московской области. Для редких до войны автомобилей в личной собственности выделили серию МИ, и её вполне хватило до новой реформы. Серия МА выдавалась служебным легковым автомобилям, в том числе и правительственным.

В те годы передние номера мотоциклов устанавливались на переднем крыле вдоль оси движения, и были видны и слева и справа. Они повторяли форму крыла и были по форме как бы частью плоского кольца.

Незадолго до войны транспортные средства Красной Армии стали носить другие номера, типа А-6-66-83. Такая нумерация просуществовала до начала 60-х годов. Никакой системы в этих знаках не было, и это правильно с точки зрения ввода врага в заблуждение, пожалуй, только буквы в военное время были в основном из первой части алфавита, но не обязательно.

После войны в порядок надо было приводить всё, номера тоже, многие регистрационные документы были утрачены, огромная часть машин была мобилизована и получила военные номера, надо было как-то легализовать трофейную технику.

В 1946-м появляются номера нового типа, на жёлтом фоне чёрные буквы:

Принципиально новый стандарт не отличался от предыдущего, только буквы стали меньше по размеру, чем цифры, и находились в верхнем левом углу на переднем знаке и в верхней строке посередине – на заднем. Сами символы на знаке имели характерный угловатый стиль. Москва имела некоторые знаковые особенности. Во-первых, Московская область стала самостоятельным регионом (серии от ЮА до ЮЯ). Во-вторых, московские легковые автомобили до начала 50-х годов имели только задний номер. И, в-третьих – знаки «служебных» серий (МА, МЩ, ЭО и другие) окрашивались в чёрный цвет, а буквы – в белый. В конце 50-х появились чёрные знаки в «личных» и в «грузовых» сериях. Возможно, чёрные знаки встречались и в других областях.

Впервые отдельные серии (в Москве) выделены автобусным (МЯ) и таксопаркам (ЭЖ). Впервые появились специальные номера для дипломатических представительств иностранных государств: д 3-41. Буквы – белого цвета, а фон, был не чёрным, но сейчас по чёрно-белой фотографии определить трудно.

Мотоциклетные буквенные серии повторяли автомобильные, но имели собственный отсчёт, так что у каждого мотоцикла был тёзка-автомобиль с точно таким же номером.

Этот стандарт к концу 50-х годов исчерпал почти все сочетания букв, поэтому новый стандарт 1959 года уже содержал три буквы: 19-28 юаг . Эти чёрные номера ещё можно часто встретить на улицах, ещё бы – они охватили целую эпоху, с 1959 г. до 1981-82 гг.

И надо сказать, что они стали самым удачным сочетанием в смысле лёгкости запоминания и максимального количества регистрируемого транспорта. Когда через 20 с лишним лет от этих номеров отказались, все возможные серии были исчерпаны едва ли наполовину. Пожалуй, их хватило бы ещё лет на десять. Единственный недостаток, - белое на чёрном фоне воспринимается хуже, чем чёрное на белом. Первое появление такого номера нового (1959 г.) стандарта в Ярославле – 25 августа (00-04 яра). В Москве это произошло, наверняка, чуть раньше. Запасы жёлтых номеров ещё выдавались до 1960 года, где-то может быть и позднее.

Жёлтые мотономера в некоторых областях выдавались даже в 1965 году. Примерно в 1965-67 годах вышел приказ об обязательной замене всех знаков старого образца на новые. Но, в связи с многочисленными жалобами автовладельцев, такая замена не была доведена до конца. Очень редко, но даже сейчас попадаются мотоциклы со знаками образца 1946 года, а иногда даже автомобили.

Региональную принадлежность новых номеров стало отличать ещё легче, – теперь о регионе говорили две первые буквы, а третья постепенно менялась от А до Я, когда подходила к концу очередная партия из 9999 номеров. Такие партии разбивались на сотни (например, от 60-01 цса до 61-00 цса), и эти сотни рассылались по районным отделениям. Крупные районы могли получить сразу несколько сотен подряд.

С приходом чёрных номеров в Москве появилась ещё одна специфическая серия – МОС, машины с этой серией принадлежали правительству и партийной верхушке. Серии в Москве продолжали разделяться на личные, грузовые и служебные. Выделялись автобусные серии (ММА, с середины 70-х годов к ним добавилась серия ММН) и такси (ММТ, позднее ещё и ММЛ, а в конце 1970-х к ним добавилась МММ). Все остальные московские серии до конца 1960-х годов начинались буквами МО (от МОА до МОЭ).

По номеру автобуса и такси можно было определить, к какому парку принадлежит машина – по первой цифре. Только для серий ММЛ и ММН надо было прибавить 10, а для серии МММ – 20, и вы получали номер парка. Ещё одна связанная с этим особенность, эти номера переходили по наследству от списанных машин к новым, тогда как на других автомобилях номера почти никогда не жили дольше самого автомобиля.

В начале 1960-х личные машины всё ещё были малочисленны, поэтому во многих областях так и не было разделения на легковые и грузовые серии (Смоленская, Владимирская), в некоторых оно возникло не с первых серий (Тульская, Ярославская).

Среди серий встречались и забавные сочетания, например ФИГ (Фрунзе), КГБ (Караганда, правда само ведомство тогда называлось МГБ). Были номера МНИ, МНУ. Обе серии – для личных машин. Некоторые сочетания были не столь безобидными. Подмосковные серии ЮБИ, ЮБУ и ЮБЮ, выданные в начале 1970-х через несколько лет были в приказном порядке заменены как неблагозвучные. Не в этом ли кроется причина переноса последней буквы в левую часть перед цифрами на легковых номерах образца 1980 года?

С некоторым опозданием чёрные номера стали выдавать мотоциклам и даже мопедам. Номерные таблички мопедов были ещё меньше, чем мотоциклетные. Но у ГАИ просто не хватило сил на борьбу с владельцами мопедов, которые не торопились получить номер, и мопедам было разрешено ездить без номера. Примерно в это же время прекратилась богатая история велосипедных номеров, которые были очень красивые, разноцветные и в каждом городе свои.

Дипломатические номера были типа:

D-85-054, первые две цифры – код страны. Знаки были белыми с чёрными буквами, а в остальном были похожи на обычные знаки. За 2-3 месяца до Московской олимпиады-1980 в столице появились машины с более крупными белыми номерами с чёрными буквами серии ОЛМ – для обслуживания олимпиады. А так как все иногородние машины были выдворены за пределы Московской кольцевой автодороги, а московским машинам проезд был всячески ограничен, во время самой олимпиады машины, в основном новенькие автобусы, с новыми нарядными белыми номерами преобладали. Были ещё немногочисленные "Волги"-такси с белыми номерами серии МЕБ и с надписью «Подольск» на дверце.

Олимпиада прошла, и машины с белыми номерами быстро перерегистрировали на чёрные. А весной 1981-го стало понятно, что серия ОЛМ была первой из нового стандарта. Теперь по всей стране стало легко отличать частников от госмашин. На частных номерах третья самая «переменная» буква была переведена в левую часть номерного знака. А на государственных сохранилось старое написание символов.

Первые две буквы областей на белых номерах в основном сохранились те же, что и на предыдущих чёрных. Теперь грузовые серии начали отсчёт с третьей буквы Л (УТЛ, УТМ . ), а служебные - с А (УТА, УТБ . ). Задние номера грузовых серий были по форме близки к квадратной, задние номера личных серий были длинными, взаимозаменяемыми с передними, служебные серии могли иметь задний знак обоих типов.

Во многих странах форму знака выбирает сам водитель, но только не у нас. Пострадали владельцы личных ГАЗ-69. длинный знак не становился на старое место, поскольку мешал открытию заднего борта или выпирал за габарит. Пришлось всем городить самодельное освещение посередине заднего борта за счёт пространства внутри борта для хранения брезентовых боковин в снятом состоянии. Похожую проблему испытали и владельцы 401-х Москвичей.

Для Москвы новые серии начались с А 00-01 МО для частников и с 00-01 МНЛ для грузовиков. Похоже, единственной серией, содержащей букву Щ, стала московская Щ . МО, в остальных областях до серий с Щ дело не успело дойти, когда её решили упразднить из-за сходства с буквой Ш. Теперь букв осталось 27. С введением нового стандарта не требовалось заменять знаки старого образца. Было только одно исключение –все старые московские серии, кроме частных, были искоренены за два-три года.

Номерные знаки в нашей стране во все времена производились заключёнными. Но на новых номерных сериях написание символов стало часто меняться. Возможно теперь заказы размещались в разных местах (столь ли отдалённых?). На первых номерах цифры 6 и 9 имели хвостики в виде строгой прямой линии, затем они стали чуть с изгибом, скоро появились номерные знаки написанные в стиле «как курица лапой», но потом вернулись ко второму стилю, который применяется и до сих пор. Зато появились новые проблемы, даже обсуждавшиеся в прессе, – чёрная краска букв недолго выдерживала встречную дорожную пыль, а ответственность за различимость знаков по мнению ГАИ лежала на совести только водителей. Вскоре после начала перестройки и ускорения наступил экономический кризис. С производством знаков начались проблемы, запасы иссякли, и теперь при постановке на учёт в МРЭО спрашивали владельца: «а старые номера у тебя есть? А, ну тогда жди, когда появятся!». В Евпатории поступили иначе, – стали выдавать частникам грузовые номера (в основном серии КРП). Очень важно, что и сейчас от владельцев не требуют их заменить.

До реформы 1981 года тракторные номера были жёлтого цвета с чёрными буквами. Теперь цвета знаков не отличались от цветов других видов транспорта, но у тракторов номера были с двумя верхними срезанными уголками и с двумя буквами, как, в прочем, и в предыдущем стандарте. Номера прицепов отличались от тракторным тем, что у них были срезаны не верхние, а нижние уголки. До 1981 года на таких номерах (чёрных) стояло слово «прицеп». Кстати, а на тракторных была забавная надпись «тр-р».

Дипломатические, торговые и номера фирм с иностранным капиталом теперь получили разноцветный фон, в отличие от наших, отечественных машин. Например, D 070 472, где D - признак дипломатической машины, а 070 - код страны, перешедший в наследство от старого стандарта. Буква М означала торговое представительство.

С этими номерами мы вошли в период распада СССР. Независимость новых государств предполагала и свой стандарт автомобильных номеров. По разным причинам (исчерпавшиеся серии, экономический кризис, нездоровый национализм) эта смена произошла в разное время и с разным отношением к замене старых серий.

Небольшие республики перешли на удобные для запоминания знаки с небольшим числом символов (Прибалтика и Закавказье). По этому же пути пошла и Белоруссия, но с использованием только совпадающих с белорусским алфавитом латинских букв, отчего скоро это стандарт будет исчерпан. На Украине нашли способ применения буквы I для областных сочетаний в прежнем советском стандарте. Азиатские республики официально перешли на латиницу, и номерные знаки у них тоже латинские и тоже, обычно удобные для запоминания.

Интересен следующий случай. Во Фрунзе, когда этому городу придумали новое имя Бишкек, заменили областные буквы номеров с ФИ на БИ, затем перешли на латиницу, и на номерах появилось сочетание BI. А в это время в Виннице (Вiннiця) украинцы штамповали серии того же стандарта с теми же буквами, и были правы по-своему. Так что государственную принадлежность номера A 50-62 BI нельзя установить. По-видимому, это разнообразие и послужило причиной последней замены стандарта для номерных знаков.

С 1994 на наших машинах появились те знаки, которые выдаются и в настоящий момент. Они сильно отличаются от всех предыдущих. Во-первых, за основу была взята не самая удачная французская система регионального обозначения - с помощью двух цифр (даже коды столиц почти совпадают, – у Москвы – 77, у Парижа – 75). Раньше было полегче, если уж серия КИ - то Киев, МО - Москва, то теперь нужна таблица, под рукой или в голове, а регионов-то 89 плюс уже перевалившая из 77 в 99 Москва и плюс загадочный регион 94.

И это ещё полбеды, постовой может сверится по связи, а вот прохожим трудновато запомнить всю эту абракадабру, да ещё написанную в разных частях номера разновеликими цифрами. Ещё одно нововведение - в каждом регионе все номера те же самые, отличие только в этих мелких кодах региона.

Значит, если гостевая машина с таким же сочетанием букв и цифр, как у тебя, нарушит правила в Москве, и прохожий запомнит только основной номер, то накажут тебя. Так вот, о новшествах, вместо 27 прежних букв остались только те 12, которые есть в латинском алфавите.

Преимущество – не надо менять номер при поездке за рубеж, недостаток - буквы номера стали «крутиться» быстрее и этот стандарт уже близок к завершению (ещё и потому, что опять не стало разных номеров на частные и госсерии).

Главное меню

Кто на сайте

Расписание

Поиск по сайту

Справочник города Вольска.

Тут есть ответы на большинство Ваших вопросов.

Свежий исторический материал.

Свежие файлы

  • 20.04.1920-1-Трудовая_повинность

(1920 год.)

  • Приказ о регистрации чулочно-вязальных машин.

    (1920 год.)

  • Газета за 17.03.1920. Создание Укомтруда.

    (1920 год.)

  • О роботе научнообразовательного музея.

    (1920 год.)

  • Духовенство и медицинское просвещение.

    Источники: http://845-93.ru/index.php/tema/avto-moto-velo/istoriya/384-istoriya-nomernyx-znakov


  • Back to top