Неисправности ходовой части

1 ≫

Неисправности ходовой части

Оценить пригодность амортизатора. Осмотреть амортизатор (гидравлическую стойку) на предмет обнаружения протечек масла. Проверить, насколько эффективно амортизатор гасит колебания, для чего надавить на угол автомобиля: он должен подняться только один раз. Если кузов раскачивается, отремонтировать или заменить «слабый» амортизатор вместе с дефектными резиновыми втулками.

Увод, рысканье автомобиля при прямолинейном движении, рокот при торможении

Износ втулок и концов поворотного шкворня. Износ шарниров подвески. Люфт в подшипнике ступицы. Покачать руками вывешенное колесо сверху—снизу и слева—справа. Если люфт появляется в первом случае – изношены шкворневые втулки или шарниры (резиновые втулки) подвески. Во втором случае люфт в подшипнике ступицы или у рулевых пальцев.

Работы по замене шкворневого узла проводить на СТО. Заменить резьбовые втулки и устранить люфт в подшипнике ступицы можно и самому, но при первой поездке проверить степень нагрева ступицы рукой. Ступица может быть горячей при недостаточном зазоре (перетяжка подшипника ступицы).

На автомобилях ВАЗ-2108, -2109 и их модификациях подшипники ступиц колес в эксплуатации не требуют регулировки.

Заметный неравномерный износ протектора шин. Изменение положения горизонтальной спицы рулевого колеса. С опущенным рулевым колесом во время движения по ровной дороге машина отклоняется в сторону. Повышенный расход топлива из-за увеличения сопротивления движению

Если позволяют финансы, то для регулировки развала и схождения колес следует обратиться в автосервис. При известной доле терпения все это можно сделать самостоятельно и простейшими средствами добиться высокой точности регулировки (см. рекомендации руководств по ремонту для данного автомобиля). Прежде чем приступить к регулировке развала и схождения колес, необходимо проверить шаровые опоры, сайлент-блоки рычагов, подшипники ступиц, шаровые рулевые тяги на предмет выявления и устранения возможных люфтов в соединениях, иначе регулировка теряет всякий смысл.

Угол развала и схождение колес

Угол развала колес – угол между плоскостью вращения колеса и вертикалью.

Схождение колес – разность расстояний между внутренними краями обода сзади и спереди.

Угол развала колес измеряется в градусах, а схождение как в угловых (угол между плоскостью колеса и осью симметрии в плане), так и в линейных величинах. И те и другие могут быть положительными или отрицательными.

Углы развала колес проверяются на автомобилях всех марок, а регулируются только в случаях, предусмотренных конструкцией.

Схождение колес измеряется и регулируется на всех марках автомобилей изменением длины рулевых тяг.

Отрегулированный сход—развал – гарантия спокойного движения, удобного управления, когда любые толчки и неровности дороги не ощущаются на руле автомобиля. Срок службы шарниров подвески, подшипников, протектора шин и элементов подвески продлевается. Снижается расход топлива.

Немного о теории схода—развала

При угле развала колеса, соответствующем норме, наружная часть шины при контакте с дорогой деформируется (сжимается) больше, чем внутренняя. За один оборот колеса наружная и внутренняя части шины проходят разные пути, и поэтому возникает сила расхождения, стремящаяся развернуть колесо за пределы контура автомобиля. Нейтрализует силу расхождения, вызывающую развал колеса, другая сила, возникающая при схождении. Таким образом, угол развала и схождение колес – параметры взаимосвязанные.

Обычно сначала регулируют угол развала, а потом схождение. В итоге сбалансированного взаимодействия сил расхождения и схождения колеса автомобиля при движении катятся параллельно его оси симметрии.

Наибольшая точность требуется при регулировке схождения колес. При нарушении этого параметра колеса проскальзывают в месте их контакта с дорогой. Отсюда пятнистый износ протектора, препятствующий движению автомобиля. В результате длительной езды с проскальзыванием наружные дорожки протектора изнашиваются больше, чем внутренние. Они приобретают вид «елочки» (угол схождения завышен).

И если посмотреть на переднее колесо сзади, то можно увидеть, что внутренняя дорожка протектора имеет пилообразный вид. Это указывает на заниженный угол схождения. И в том и другом случаях происходит неравномерный износ шин, увеличивается сопротивление качению, а отсюда перерасход топлива (топливо – и это парадокс! – тратится на ускоренный износ шин), сокращается путь наката автомобиля.

Проверить углы установки колес по накату автомобиля, двигаясь по ровной дороге на прямой передаче со скоростью 50 км/ч. При одинаковых скоростях движения в момент переключения передачи на нейтраль при движении на одном и том же участке дороги и при одинаковом давлении в шинах измерить протяженность наката до и после проделанной регулировки углов. Увеличенный после регулировки путь наката благотворно скажется на состоянии шин и на общей экономичности автомобиля.

Стук, скрип в передней подвеске

На «Жигулях» классического типа самыми опасными из возможных источников скрипа являются трещины в каких-то местах подвески, усталостные трещины в наиболее нагруженных нижних рычагах, опорах сайлент-блоков, в крышках шарового шарнира, а также погнутость полки усилителя верхнего рычага. Очистить стальной щеткой рычаги, опоры и шарниры и внимательно их осмотреть. Обнаруженные волосовидные усталостные трещины (на рис. 24 обозначены стрелками) при длине не более 10–15 мм (нераскрывающиеся) разделать и заварить с двух сторон. Шарнир с трещиной и верхний рычаг с согнутой полкой заменить.

Рис. 24. Характерные места разрушений и деформаций в узлах подвески (указаны стрелками): а – нижний правый рычаг (вид сверху); б, в – нижний правый рычаг (вид снизу); г – верхний правый рычаг (вид снизу); д – погнутость полки усилителя верхнего рычага; е – опора сайлент-блока нижнего рычага.

Износ нижнего и верхнего шаровых шарниров (опор). Проверить зазор в нижнем шарнире. Снять колесо и под ступицу установить подставку высотой 300 мм. Очистить шарнир, вывернуть из его нижнего отверстия резьбовую пробку, вставив туда нутрометр штангель-циркуля. Если расстояние от дна корпуса до пальца шарнира Н>11,8 мм, то шарнир заменить (рис. 25). Проверить зазор в верхнем шаровом шарнире. Положив одну руку сверху, а другую снизу на поддомкраченное колесо, покачивать его от себя к себе. Люфт может обнаружиться, кроме верхнего шарового шарнира, в подшипниках ступицы и сайлент-блоках. В подшипниках ступицы подтянуть гайку. Люфт в остальных узлах, сайлент-блоках и шарнире устранить их заменой.

Рис. 25. Проверка люфта у нижнего шарового шарнира ВАЗ.

Проверить состояние резиновых и распорных втулок в осях верхних и нижних рычагов подвески автомобилей «Волга». Определить износ втулок перемещением рычагов, покачивая вывешенное колесо руками сверху—снизу. Удалить изношенные и запрессовать новые втулки при помощи оправки. Перед запрессовкой резиновые втулки выдержать в бензине не более 1 мин.

Скрип в задней подвеске. Непривычное поведение автомобиля на неровной дороге. Автомобиль «тянет» вправо или влево

Износились резиновые втулки шарниров рычагов подвески. Проверить состояние рычагов подвески. Осмотреть шарниры. Резиновые втулки потеряли форму, имеют разрывы – отвернуть гайки, снять болты и шайбы, удалить изношенные резиновые втулки. Новая резиновая втулка больше диаметра проушины рычага штанги. Без приспособления ее не установить – простейшим приспособлением может быть болт с гайкой и двумя упорными шайбами. Перед монтажом тщательно очистить проушину и намылить ее, а резиновую втулку на минуту положить в бензин и смазать мыльным раствором.

Из-за износа стали тонкими стенки проушины штанги задней подвески. Заменить штангу в сборе со втулками. Ремонт проушин не имеет смысла.

Осадка пружин подвески от перегрузки или односторонней их осадки. Разгрузить заднюю часть автомобиля. Просевшие пружины заменить новыми.

Эксплуатация шин с повышенным давлением. Повышенный износ средней части шины. Увеличивается ее жесткость. На боковых стенках возникают повышенные напряжения корда шины и мелкие трещинки. Снижаются сцепные свойства шин с дорогой. Снизить давление воздуха в шине и довести его до нормы. Нормализация давления в колесах автомобиля способствует устойчивости автомобиля на поворотах в сырую погоду и в зимних условиях эксплуатации.

Эксплуатация шин с пониженным внутренним давлением. Усиленно изнашиваются края беговой дорожки протектора. При пониженном давлении в шине в 2 раза ее износ увеличивается больше, чем при повышенном давлении. Езда при заниженном давлении крайне вредна для шин любой конструкции. Повысить давление в шине до нормы. Периодически осматривать колеса перед выездом и во время остановки в пути при длительной поездке.

Неравномерный пятнистый износ протектора. Эксплуатация шин с неуравновешенными несбалансированными колесами

Вследствие экстренного торможения, повышенной скорости при маневрировании, от ударов шины о неровности дороги с шины стирается несколько граммов резины. Вес шины меняется, и колесо становится источником тряски при движении автомобиля. Вибрация (дрожание) руля ощущается на некоторых скоростях. Несколько сотен километров пробега на неравномерно изношенном протекторе может вызвать повреждения шаровых опор, рулевого механизма и амортизаторов как передней, так и задней подвесок. Колеса нуждаются в балансировке через каждые 10–15 тыс. км пробега автомобиля или после каждого ремонта с демонтажам шины.

На обеих передних шинах, на наружных или внутренних дорожках протектора возник односторонний пилообразный износ

Износ шин, как правило, возникает как следствие неправильной установки углов схождения. При больших значениях положительного угла схождения (плоскости колес сходятся) пилообразный износ возникает на наружных дорожках протектора. При больших значениях отрицательного угла схождения (плоскости колес расходятся) износ возникает на внутренних дорожках. Отрегулировать угол схождения колес. Проверка эффективности регулировки – испытание на выбег автомобиля (расстояние, которое автомобиль проходит накатом со скоростью, например 50 км/ч, до остановки). Выбег измерять как до регулировки угла, так и после регулировки. Если величина выбега увеличилась – угол схождения колес отрегулирован правильно, что продлит жизнь шины и снизит расход бензина.

На обеих передних шинах возник гладкий односторонний износ без явных признаков «пилообразности» на наружных или внутренних дорожках протектора

При положительном угле развала больше допустимого (верхняя часть колеса отклонена наружу от автомобиля) гладкий износ возникает на наружных дорожках протектора. Если развал имеет отрицательные значения больше допустимого (верхняя часть колеса отклонена внутрь к автомобилю), появляется гладкий износ внутренних дорожек. Отрегулировать угол развала. Проверка эффективности регулировки – испытание на выбег.

Источники: http://www.tinlib.ru/tehnicheskie_nauki/opredelenie_i_ustranenie_neispravnostei_svoimi_silami_v_avtomobile/p4.php

2 ≫

Проблема неисправности ходовой части - при трогании автомобиля с места раздается стук

1. Проверить шарниры. Их износ или повреждение шарниров приводит к появлению стука. Замена поврежденных деталей новыми позволит устранить проблему.

2. Проверить элементы крепления подвесок, осмотреть болты в месте крепления к днищу кузова штанги. стабилизатора поперечной устойчивости, проверить поворотный кулак передней подвески, обратить внимание на гайки резинометаллических шарниров рычагов подвески, на крепежные элементы растяжек и опоры стойки; при обнаружении ослабления крепления подтянуть резьбовые соединения.

3. Проверить резиновый массив опоры телескопической стойки, сайленблоки системы. Часто к появлению шума, при неисправности ходовой части, приводит износ или повреждение резиновой части деталей, в этом случае следует полностью заменить поврежденные элементы.

4. Проверить подшипники передних колес и крепежные элементы ступицы. При ослаблении гаек подтянуть их; если на подшипниках появились следы износа, заменить детали.

5. Проверить пружину подвески. К появлению характерного стука может привести поломка этого элемента. При обнаружении дефектов стоит заменить сразу обе пружины подвески.

Проблема неисправности ходовой части - при движении автомобиля по ровной дороге постоянно слышится шум

1. Проверить подшипники колес. Шум может появиться при износе или повреждении этих элементов. Замена подшипников позволяет полностью устранить причину шума.

2. Проверить соответствие вида установленных на колеса шин типу покрытия. Шипованные или вездеходные шины не предназначены для езды по бетону или асфальту, из-за этого может возникать шум при движении автомобиля. Стоит прочитать инструкцию по использованию на разных поверхностях тех или иных видов шин и следовать ей. Соблюдение правил не только позволит избавиться от неприятного шума, но и поможет избежать преждевременного износа шин.

3. Если шум появляется на поворотах, это может быть следствием излишне высокой скорости. От шума удается избавиться при снижении скорости перед очередным поворотом.

4. Проверить колесо и шины автомобиля. Причиной появления шума могут быть износ, деформация, отслоение резины шины, повреждение обода. В этом случае стоит заменить шины или колесо.

5. Проверить работу колеса. Нередко происходит задевание его за подкрылок, в этом случае следует проверить угол установки колес, элементы подвески и пружины. Все деформированные и поврежденные детали заменяют новыми, в дальнейшем следует уменьшить нагрузки на автомобиль и равномерно распределять их по всему корпусу.

6. Проверить колесные болты около заднего тормоза. Из-за использования креплений, не соответствующих толщине колеса, возникает касание болтов во время движения за элементы заднего тормоза, что и является причиной появления шума. Следует заменить болты на более короткие.

7. Проверить колесо и болты крепления. Возможно, произошло ослабление крепежных элементов. Болты надо подтянуть. Если в ходе осмотра обнаружится деформация колеса, следует заменить поврежденное колесо на запасное.

Проблема неисправности ходовой части - вибрация

1. Проверить амортизаторы стойки. Вибрация может быть вызвана деформацией, повреждением или износом детали. Требуется или замена обоих амортизаторов, или установка в патрон обеих парных стоек ремонтных картриджей.

2. Проверить шарниры привода. Если они изношены или повреждены, заменить их новыми.

3. Проверить вал привода. При его деформации заменить вал новым.

4. Осмотреть подшипники передних колес и проверить крепления гайки ступицы. Износ подшипников и ослабление крепления приводят к повышению осевого люфта колеса, и, как результат, автомобиль начинает вибрировать. В этом случае следует подтянуть гайки крепления, неисправные или изношенные подшипники заменить.

5. Проверить крепления элементов подвески. Ослабление гаек в местах крепления рычагов, растяжек, стабилизатора поперечной устойчивости или рулевых тяг может стать причиной вибрации. После подтягивания резьбовых соединений дефект исчезает.

Проблема неисправности ходовой части - протектор шины

истирается неравномерно, на шине появляются «лысые» пятна

Очень часто причиной появления пятен на протекторах шин является сохранение слишком высокой скорости на поворотах с заносом или сносом колес.

1. Проверить балансировку колес, при необходимости отбалансировать их.

2. Проверить шины и обод колеса на деформацию, при необходимости заменить их.

3. Проверить давление в шинах. Неравномерное давление становится причиной проседания автомобиля на отдельное колесо, что приводит к неравномерному износу протектора. Следует регулярно проверять давление во всех шинах и поддерживать его на одинаковом уровне.

4. Проверить углы установки передних колес, при их нарушении отрегулировать.

5. Осмотреть подшипники передних колес и проверить крепления гайки ступицы. Износ подшипников и ослабление крепления приводят к повышению осевого люфта колеса и неравномерному износу шин. При необходимости нужно подтянуть гайку ступицы, неисправные или изношенные подшипники заменить.

6. Причиной быстрого износа шин могут стать износ или повреждение шарниров, а также деформация и повреждение деталей подвески или кузова. Следует проверить детали подвески, лонжероны, панели кузова, при необходимости выправить поврежденные элементы или заменить новыми.

7. Проверить рулевое управление. Увеличенный свободный ход рулевого колеса приводит к появлению характерных пятен на протекторах шин. Следует заменить изношенные шарниры, проверить и при необходимости подтянуть ослабленные резьбовые соединения, проверить и отрегулировать зазор, образующийся между шестерней и рейкой в рулевой системе.

8. Проверить амортизаторы стойки на наличие деформаций, повреждений или износа. В случае их обнаружения требуется или замена обоих амортизаторов, или установка в патрон обеих парных стоек ремонтных картриджей.

Проблема неисправности ходовой части - преждевременный износ протектора шин

Быстрый износ шин может происходить из-за:

-слишком высоких скоростей движения автомобиля;

-сохранения высокой скорости на поворотах, что приводит к заносу машины;

-резкого начала движения с пробуксовкой колес;

-резкого торможения «на юз».

Если ни одна из этих причин не подходит, следует проверить соответствие типа шин покрытию, осмотреть амортизаторы и пружины, проверить их соответствие модели автомобиля.

1. Проверить балансировку колес. Смещение угла установки колес повышает износ шин на 20-30 %.

2. Проверить давление в шинах. При отклонении от нормы его следует отрегулировать.

3. Осмотреть подшипники передних колес и проверить крепление гайки ступицы. Износ подшипников и ослабление крепления приводят к повышению осевого люфта колеса, и шины быстро изнашиваются. При необходимости нужно подтянуть гайку ступицы, неисправные или изношенные подшипники заменить новыми.

4. Часто причиной износа шины может стать попадание на их поверхность агрессивных веществ. Это могут быть битум, масло, бензин, различные растворители и кислоты, которые приводят к разрушению резины шины; в этом случае следует заменить шину и в будущем соблюдать осторожность.

5. Перегрузка автомобиля приводит к преждевременному износу шины, поэтому необходимо соблюдать установленные нормы загрузки и равномерно распределять нагрузку по салону.

Источники: http://cto-ralexcar.dsk17.ru/neispr/

3 ≫

В процессе эксплуатации из-за трения, деформации, появления трещин, ослабления болтовых и заклепочных соединений, потери упругости, поломок возникают различные неисправности и происходят отказы ходовой части, которые ухудшают техническое состояние автомобиля.

В передней подвеске легкового автомобиля возможны изгибы балки, верхнего и нижнего рычагов, износ верхнего и нижнего шаровых пальцев, сухарей, вкладышей, резиновых втулок. Все это приводит к изменению углов установки управляемых колес, вызывающему ухудшение управляемости автомобилем, перерасходу топлива, износу шин. Неполадки элементов подвески влияют на плавность хода, устойчивость автомобиля в период его движения. Ниже приведены основные неисправности ходовой части и их причины.

Отклонение автомобиля от направления прямолинейного движения

различные углы продольного и поперечного наклона осей поворота левого и правого колес

различный развал левого и правого колес

неодинаковое давление воздуха в шинах левого и правого колес

перетянут один из подшипников передних колес, что приводит к повышению сопротивления

деформация нижнего и верхнего рычагов передней подвески

нарушение параллельности осей переднего и заднего мостов

притормаживание одного из колес автомобиля на ходу из-за отсутствия зазора между тормозным барабаном и фрикционной накладкой

неодинаковая упругость пружин подвески

повышенный дисбаланс передних колес

Частичное отклонение автомобиля от направления прямолинейного движения (“виляние”) в диапазоне скоростей 50…90 км/ч

увеличенные зазоры между шаровыми пальцами и вкладышами, пальцами и подшипниками

большие зазоры во втулках сайлент-блоков, шарнирах рулевых тяг, подшипниках передних колес

износ втулок маятникового рычага

ослабление крепления в рулевом управлении

Раскачивание передней части автомобиля при движении по неровной дороге

Основная причина: неудовлетворительная работа передних амортизаторов

Автомобиль “бросает” из стороны в сторону по дороге, имеющей продольные волновые выпуклости и впадины

износ втулок или слабая затяжка гаек оси маятникового рычага

большие люфты в шарнирных соединениях рулевой трапеции и подшипниках передних колес

Стук в передней подвеске

отсутствие смазки в шарнирных соединениях

большой износ элементов шарнирных соединений

ослабление болтов крепления

износ резиновых втулок усиков амортизатора

ослабление затяжки гайки резервуара амортизатора

повышенный зазор в подшипниках ступиц колес

повышенный дисбаланс колес

деформация обода или колеса

осадка или поломка пружины

разрушение буферов хода сжатия

неисправность стоек подвески*

ослабление болтов крепления кронштейнов растяжек или болтов, крепящих штангу стабилизатора поперечной устойчивости к кузову

износ резиновых подушек растяжек или штанги*

ослабление крепления верхней опоры стойки подвески к кузову*

осадка, разрывы, отслоение резины от корпуса опоры стойки*

Слабый стук, передающийся на рулевое колесо

большой дисбаланс передних колес (колеса)

деформация дисков передних колес

Стук в задней подвеске

износ втулок амортизаторов

ослабление мест крепления

перегрузка задней оси

Повышенный износ внутренней части протектора шины

Основная причина: избыточное давление воздуха в шине

Повышенный износ крайних частей протектора шины

Основная причина: недостаточное давление воздуха в шине

Неравномерный (пятнами) износ протектора

большой остаточный дисбаланс колес

большие зазоры в шарнирных соединениях рулевого привода и передней подвески

Пилообразный износ протектора шины в поперечном направлении

Основная причина: неправильное схождение колес

Односторонний износ протектора шины

Основная причина: отклонение угла развала колес от номинального значения

Не поддаются регулировке углы установки колес

деформация оси нижнего рычага

деформация поперечины подвески в зоне передних болтов крепления осей нижних рычагов

износ резинометаллических шарниров

деформация поворотного кулака, рычагов подвески или элементов передней части кузова

Основная причина: нарушение балансировки колес

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Источники: http://studfiles.net/preview/5853315/page:14/


Back to top