1 ≫
-
Мы выделили шесть основных причин, исходя из которых, следует серьезно задуматься о замене шин. В некоторых ситуациях их можно отремонтировать, но решение о возможности ремонта шин может принять только квалифицированный специалист.
1. Прокол шины
Современные шины достаточно прочны, они способны выдержать весьма большие нагрузки, но иногда случаются проколы. В случае обнаружения прокола лучше обратиться в шинный центр. Резину нужно осмотреть изнутри и снаружи, очень важно демонтировать её с диска, иначе не получится найти внутреннее повреждение.
2. Износ протектора
Необходимо регулярно проверять, наличие на шинах следов износа. Как это сделать? Имеется простой способ определить износ шин.
Каждый производитель снабжает свою резину специальными индикаторами износа. К примеру, местоположение индикатора износа шин Michelin обозначено фигуркой Мистера Мишлен на боковой поверхности шины. Индикаторы выполнены в виде выступов на дне канавок протектора.
Если поверхность протектора располагается на одном уровне с выступами, скорее всего, глубина протектора почти достигла минимума определенного законодательством (1,6 мм). Компания Мишлен настоятельно рекомендует менять резину до достижения этой отметки, ведь шины не смогут обеспечить необходимый уровень безопасности!
На зимних шинах Michelin местоположение индикаторов износа указывает снежинка. Высота индикатора составляет 4 мм. Для оптимального сцепления со снегом, что необходимо как для торможения, так и для тяги, менять зимние шины следует, когда выступ индикатора износа будет находиться на одном уровне с поверхностью протектора.
Даже если глубина проектора превышает 1,6 мм, необходимо выбирать скорость движения и стиль вождения в соответствии с условиями на дороге, особенно на мокрой поверхности.
3. Следы старения
Невозможно заранее сказать, как долго прослужат шины. Не имеет значения, когда они были произведены. Шины стареют, даже если не эксплуатируются или эксплуатируются редко. На срок эксплуатации шины влияет несколько факторов: температура, условия хранения, обслуживания и эксплуатации, нагрузка, скорость, давление, а также стиль вождения.
Компания Мишлен рекомендует всем водителям регулярно осматривать шины и проверять наличие на них явных следов старения или усталости. К таким следам относятся трещины на внешней стороне протектора, бортовой и плечевой зонах, деформация и пр. Шины со следами чрезмерного старения не обеспечивают необходимого сцепления. Компания Мишлен рекомендует регулярно доверять проверку всех шин, включая запасное колесо, специалисту. Они дадут заключение о возможности продолжения эксплуатацию шин.
Если шины не менялись в течение 10 лет с даты производства (см. "Как читать маркировку шины"), в качестве меры предосторожности рекомендуется заменить их новыми шинами. Это необходимо сделать даже в том случае, если их состояние кажется удовлетворительным, а износ протектора не достиг уровня индикатора.
4. Повреждение шины
Наезд на препятствия, такие как бордюр, яма или острый предмет, может привести к повреждению шины. Специалист должен произвести тщательную проверку видимых отверстий, порезов или деформаций, произведя предварительный демонтаж шины с диска. Ни в коем случае не следует эксплуатировать поврежденные шины, а также шины на которых осуществлялось движение без воздуха, без их осмотра квалифицированным специалистом. Это может снизить уровень безопасности.
Критические повреждения шин:
- Проколы и порезы на боковой поверхности
- Видимость или повреждение бортового кольца
- Отслоение резины или ткани корда
- Складки на резине или ткани корда
- Повреждение углеводородами или коррозионно-активными веществами
- Истирание или образование пятен на внутренней поверхности шины в результате ее эксплуатации при недостаточном давлении воздуха
5. Неравномерный износ
Неравномерный износ шины на отдельных участках (по краям или в центре), как правило, указывает на наличие механических неисправностей, например, некорректные углы установки колес. Причиной этого может быть неправильная балансировка, неисправность подвески или трансмиссии. Еще одной причиной может быть неверное давление в шинах. При недостаточном давлении происходит износ по обоим краям, при избыточном - износ шины по центру. В случае выявления неравномерного износа, следует обратиться в шинный центр.
Для предотвращения неравномерного износа нужно проверять углы установки колес и балансировать их каждые 6 месяцев - это позволяет продлить срок службы протектора и обеспечит более плавный ход автомобиля. В качестве дополнительного способа поддержания надлежащего состояния протектора можно назвать регулярную перестановку колес.
6. Шины не соответствуют автомобилю
Для обеспечения лучших характеристик следует устанавливать на автомобиль колеса одного типа. Шины различного типа, размера, конструкции или степени износа могут ухудшить управляемость и курсовую устойчивость.
На автомобиль не следует совместно устанавливать радиальные и диагональные шины. Если такая необходимость все же есть - не следует устанавливать шины разной конструкции на одну ось. Если имеются две радиальные шины и две шины другой конструкции, радиальные шины следует установить на заднюю ось, а две другие — на переднюю.
Источники: http://www.runflat.center/articles/121659/
2 ≫
-
Среди всех узлов автомобиля наибольшему износу при его эксплуатации подвержены шины. Через них осуществляется контакт транспортного средства с дорожным покрытием, в результате чего резина постоянно испытывает серьезнейшие нагрузки. Состояние шин напрямую влияет на безопасность эксплуатации автомобиля, потому вам следует тщательно следить за их износом.
Износ шин не только свидетельствует о частом использовании транспортного средства, но и позволяет оценить его состояние в целом. Повышенное и неравномерное истирание говорит о наличии различных проблем, требующих скорейшего устранения. Изношенная резина может крайне негативно отразиться на безопасности эксплуатации автомобиля, особенно на высоких скоростях. Плохие покрышки обеспечивают крайне неустойчивое сцепление машины с дорожным полотном.
Истиранию подвержена как обычная, так и зимняя резина. Зимние шины имеют специальные ламели, которые буквально "вгрызаются" в снег при движении и повышают качество сцепления машины с обледеневшим или заснеженным покрытием. Из-за износа протектора ламели не смогут справиться со своими основными задачами, и сцепление с дорогой сильно ухудшится. Езда по мокрым дорогам на изношенных шинах нередко приводит к аквапланированию. Так называют ситуацию, когда вода забивается в канавки протектора и не успевает оттуда вытечь, в результате чего колеса становятся абсолютно гладкими и неспособными обеспечивать хоть сколько-нибудь надежное сцепление с дорогой.
Из-за изношенных колес, особенно в дождливую погоду, сильно увеличивается тормозной путь машины. На скорости чуть больше 60 км/ч он может составлять более 2 метров, и это при наличии антиблокировочной тормозной системы. Несмотря на то, что изношенные шины с полностью или почти стертыми канавками и ламелями обеспечивают отличный контакт с поверхностью сухих трасс, пользоваться данным преимуществом нельзя. Тормозной путь все равно будет очень большим, да и всегда есть вероятность ухудшения погодных условий.
Профессионалы выделяют несколько основных факторов, влияющих на изношенность протекторов:
- Плохое качество дорог. Водитель никак не может снизить отрицательное воздействие плохого дорожного покрытия на колеса, потому с этим фактором придется смириться.
- Стиль вождения. Фактор, который влияет не только на резину, но и на все остальные узлы машины. Лихое вождение может привести к повышенному износу самых разных деталей.
- Несвоевременное техническое обслуживание.
- Неправильный уровень давления воздуха в шинах.
- Несоблюдение норм скоростного режима.
- Дисбаланс колес.
- Неграмотная установка колес.
- Неисправности ходовой или рулевого управления.
- Неверно подобранная резина.
Нужно учитывать, что колеса, как и другие детали, подвержены старению. Со временем технические характеристики любых, даже самых хороших шин, снижаются. Максимальный срок эксплуатации автомобильной резины составляет всего 10 лет, после чего ее следует менять. Даже если в течение этого времени машину использовали непостоянно, покрышки нужно заменить на новые. Даже на хранении в гараже резина постоянно испытывает воздействие внешней среды.
В течение всех лет использования шин в них скапливается влага, которая, в свою очередь, может привести к деформации металлического корда. Машину с очень старой резиной использовать нельзя, так как разрушение корда повлечет за собой разрыв шины. Если это произойдет на высокой скорости, автомобиль потеряет управление.
У каждого автомобилиста должно быть такое универсальное устройство для диагностики своего автомобиля. Сейчас без автосканера просто никуда!
Произвести чтение, сброс, анализ всех датчиков и настройку бортового компьютера автомобиля Вы сможете самостоятельно с помощью специального сканера.
Существует много видов износа автомобильной резины, возникающих по разным причинам. При стандартной эксплуатации автомобиля происходит нормальный износ, вызванный исключительно ездой на машине, воздействием дорожного покрытия и внешних условий среды.
На передние и задние колеса воздействие при эксплуатации различно, потому специалисты рекомендуют периодически менять задние и передние колеса местами.
Наибольшую нагрузку получают управляемые колеса. Самая изнашиваемая часть покрышек при обычной эксплуатации – боковые поверхности. У ведущих колес велико истирание и средней части. Это вызвано тем, что середина покрышки больше всего взаимодействует с дорожным покрытием. У заднеприводных автомобилей передние колеса стираются по бокам, а задние – посередине.
Отдельными видами износа являются центральный и двусторонний. Причина их возникновения – повышенное или пониженное давление в шинах. При слишком высоком давлении протектор колес стирается по центру, так как с дорожным покрытием контактирует только центральная часть покрышки. Двусторонний износ характерен для низкого давления, когда шины контактируют с дорогой большой площадью, из-за чего сильно стираются бока резины.
Сильный износ резины происходит из-за дисбаланса колес. Чаще всего он приводит к повышенному истиранию передней оси. Для устранения дефекта необходима балансировка. Если после балансировки покрышки продолжают изнашиваться, и на них появляются дефекты по окружности и в виде пятен, проблема может крыться в подвеске. В такой ситуации требуется проведение полной диагностики амортизаторов и рычагов. Одиночное пятно на резине может появиться из-за резкого торможения.
Пилообразное истирание характерно для блочных протекторов ведущих колес. Причина таких повреждений – деформация колеса, появляющаяся из-за протаскивания блоков по дорожному покрытию. Из-за этого защитная часть резины истирается, и покрышки нужно будет менять. Чешуйчатый или зубцеобразный износ характерен для покрышек грузовых машин, и появляется он в результате сильных перегрузок. При появлении его признаков рекомендуем внимательно проверить внутреннюю сторону резины на наличие трещин. Следует устанавливать на грузовые автомобили шины с запасом по максимальной нагрузке на 10-15 %. Если не соблюдать это правило, шины будут изнашиваться в несколько раз быстрее.
При эксплуатации автомобиля с одной стороны передних колес могут образоваться острые края из-за неаккуратного вождения или плохой дороги. При езде по гравию на резине быстро появляются трещины, царапины и микроразрывы. Такие же последствия вас ждут из-за частой быстрой езды. На грузовых автомобилях шины могут быть подвергнуты волочению. Этот тип износа возникает при разнице давления внешних диаметров и глубины протектора у пары колес на одной оси. Из-за этого меньшая шина будет волочиться за большей, может проскакивать при движении и торможении.
Продольный гребенчатый износ характерен для блочных протекторов, устанавливаемых на ведущую ось. Он приводит к повышенному истиранию сбегающих краев резины. Для снижения негативного эффекта можно сменить направление вращения колес. Такие же последствия характерны и для неправильной эксплуатации автомобиля. Крутые повороты, резкие разгоны и торможения приводят к продольному гребенчатому износу, который выступает причиной появления трещин в канавках протектора.
"Лысые" шины не способны выполнять свои функции, не могут обеспечивать надежное сцепление с дорогой, могут становиться причиной увеличенного тормозного пути и аварийных ситуаций на дороге. Срок годности установленной резины зависит от многих факторов, и водителю следует внимательно следить за колесами своего авто, чтобы своевременно принять решение о необходимости покупки новых покрышек.
Профессионалы выделяют несколько случаев, в которых шины следует менять обязательно. Замену нужно производить, если достигнут максимальный предел износа, когда высота протектора становится менее 1,6 мм. Индикаторы износа обычно присутствуют на протекторах и ламелях шин. Замену также следует производить, вне зависимости от состояния колес, каждые 40-50 тысяч километров пробега. Но нужно учитывать, что рекомендованные сроки замены зависят от их индивидуальных особенностей и условий эксплуатации.
Замена требуется также в случаях, когда глубина канавок шин на одной оси различается более чем на 5 мм. Это может крайне негативно сказаться на управляемости. При ненормальном износе колес замену шин нужно сопровождать диагностическими и ремонтными работами, чтобы можно было устранить причину негативного воздействия на резину. Любые нарушения целостности шины тоже должны становиться причиной замены колес. Поврежденные покрышки являются крайне ненадежными, они могут разрываться во время движения. При выборе резины учитывайте все рекомендации производителя, касающиеся типоразмеров.
Для разных типов транспортных средств устанавливаются различные нормы допустимого износа резины. Если эти нормы превышены, то покрышки следует менять:
- легковые автомобили – высота протектора менее 1,6 мм;
- мотоциклы – менее 0,8 мм;
- грузовые – менее 1 мм;
- автобусы – менее 2 мм.
Представленные нормативы актуальны для летней резины и действуют как в России, так и в европейских странах. Это предельные нормы, автолюбителям настоятельно не рекомендуется доводить состояние колес машины до такого уровня. Лучше всего менять шины при высоте протектора менее 2-3 мм для летней резины и менее 4-6 мм для зимней.
Проще всего понять, что резина износилась, по специальному индикатору. Он представляет собой столбик, размещаемый в канавках протектора высотой 1,6 мм. Как только высота протектора сравняется с данным обозначением, шины следует менять. Для нахождения индикатора уровня износа нужно отыскать на боковой стороне знак треугольника, знак TWI или логотип торговой марки.
Сегодня многие производители шин выпускают резину, которая имеет промежуточные индикаторы. Они могут свидетельствовать о том, что покрышки более не могут обеспечивать безопасное сцепление с влажным или сухим асфальтом.
В протекторах и ламелях выдавливают и специальные цифровые индикаторы, имеющие разную глубину. Наименьшую глубину имеет цифра 8, а наибольшую – цифра 2 (4 для зимней резины). По мере истирания протектора цифры будут исчезать. Сначала исчезнет цифра 8, затем 6 и т.д. Как только исчезнет наименьшее цифровое значение – колеса пора менять.
Существуют разные типы индикаторов:
- Ряд индикаторных цифр в миллиметрах.
- Ряд индикаторных цифр в процентах от начальной высоты протектора.
- Одна сегментная цифра, выполненная так, что каждый ее сегмент имеет разную глубину. По мере истирания резины появляются разные цифры.
Недавно на рынке появилась резина, которая по мере износа может изменять свой цвет. При сильном истирании протектор окрашивается в яркий оттенок, сигнализирующий о необходимости замены шин. Цифровые и цветовые индикаторы могут сообщить о степени износа, но точную информацию о своих колесах можно получить, только если самостоятельно измерить глубину канавок. Для этого нужно использовать измеритель глубины профиля. Если полученные результаты ниже установленных нормативов, резину придется менять.
Для измерения можно использовать и подручные средства, к примеру, штангенциркуль или линейку. Чтобы определить износ, опустите щуп штангенциркуля на дно канавки и зафиксируйте полученные значения. Линейку тоже можно попросту вставить в протектор и затем оценить его глубину по цифровой шкале. Легко проверить глубину и обычной монеткой. Для этого монету номиналом в 2 рубля поместите в канавку головой орла вниз. Если резиной еще можно пользоваться, то голову орла видно не будет. На сильно изношенных шинах голова птицы хорошо видна, то есть колеса нуждаются в скорейшей замене.
Вам все еще кажется что диагностика авто это сложно?
Если вы читаете эти строки, значит у вас есть интерес сделать что-то самому в машине и реально сэкономить, потому что вам уже знакомо что:
- СТО ломят большие деньги за простую компьютерную диагностику
- Чтобы узнать ошибку надо ехать к специалистам
- В сервисах работают простые гайковерты, а хорошего спеца не найти
И вы конечно устали выбрасывать деньги на ветер, а о том чтобы кататься по СТО постоянно не может быть и речи, тогда вам нужен простой АВТОСКАНЕР ELM327 , который подключается к любому авто и через обычный смартфон вы всегда найдете проблему, погасите CHECK и неплохо сэкономите.
Мы сами протестировали этот сканер на разных машинах и он показал отличные результаты, теперь мы его рекомендуем ВСЕМ! Чтобы вы не попались на китайскую подделку, мы публикуем тут ссылку на официальный сайт Автосканера.
Источники: http://tuningkod.ru/tyuning-avtomobilej/avtomobilnye-shiny/iznos-shin.html
3 ≫
-
Одной из деталей автомобиля, больше остальных подверженной износу, являются шины. Покрышки обеспечивают контакт машины с поверхностью дорожного покрытия. Длительный срок эксплуатации и выполнение непосредственных функций и становится причиной их износа. Безопасность передвижения по дорогам зависит от работоспособности покрышек, и по этой причине необходимо тщательно следить за их состоянием.
Состояние автомобильной резины сказывается в первую очередь на подвеске. По сути, характер износа покрышек является индикатором состояния машины в целом. Неравномерный и повышенный износ протектора — последствия различных неисправностей, требующих устранения.
Автомобильные покрышки с изношенным даже наполовину протектором могут стать очень опасными спутниками во время езды на высоких скоростях. Сцепление машины с дорожным полотном в дождливую и снежную погоду ухудшается в несколько раз, что может стать причиной дорожно-транспортных происшествий.
Проведённые тесты с использованием изношенных шин показали, что качество и надёжность их сцепления с покрытием в два раза хуже по сравнению с новыми покрышками.
Ламели, расположенные на зимних шинах, помогают автомобилю «вгрызаться» в снег, обеспечивая отличное сцепление даже с обледенелой дорогой. В случае с изношенным протектором небольшие наклонные ламели не справляются со своими обязанностями: качество сцепления ухудшается, как и тяга авто в целом.
При езде по мокрым дорогам повышается риск аквапланирования: чем быстрее движется автомобиль, тем выше вероятность этого, поскольку вода не успевает полностью вытечь через канавки протектора. Практически стёртый протектор значительно ухудшает ситуацию, поскольку под шиной остаётся большое количество воды. Высокий риск аквапланирования может привести к печальным последствиям вплоть до ДТП.
В дождливую погоду увеличивается тормозной путь, что может быть намного опаснее, чем аквапланирование. Если сравнивать с новыми шинами, изношенным требуется до 2 и более метров для полной остановки на небольшой скорости — порядка 64 км/ч — с учётом использования антиблокировочной тормозной системы.
Изношенные шины лучше всего себя показывают на полностью сухих трассах: практически полностью стёртые канавки и ламели лучше контактируют с дорожным полотном.
Несмотря на последнее преимущество изношенных шин ездить на них крайне опасно и нежелательно: увеличение тормозного пути, повышение риска аквапланирования и снижение сцепления с дорожным полотном могут стать причиной дорожно-транспортных происшествий.
Существует несколько факторов, оказывающих негативное влияние на состояние протекторов:
- Плохое качество трасс. С данным фактором придётся смириться и постараться выработать подходящую манеру вождения, чтобы свести к минимуму разрушительное воздействие;
- Стиль вождения. Влияет не только на износ шин, но и на техническое состояние автомобиля;
- Несвоевременное проведение ТО автомашины;
- Некорректное давление воздуха в шинах;
- Дисбаланс колёс;
- Несоблюдение норм скоростного режима. На каждой покрышке располагаются соответствующие индексы, которые нужно брать во внимание при выборе новой резины;
- Неправильно подобранная сезонная резина. Зимние шины отличаются большей мягкостью резины по сравнению с летней, из-за чего она довольно быстро стирается о покрытие трассы и лишается шипов. Летние покрышки твёрдые, при низких температурах становятся ещё тверже. В результате они могут очень сильно повредиться и не способны обеспечивать необходимый уровень сцепления с поверхностью дорожного полотна;
- Некорректная установка колёс;
- Неисправности рулевого управления и ходовой части автомобиля;
- Волочение или протаскивание;
- Структура покрышек;
- Заносы.
Немаловажным фактором, который также желательно учитывать, является банальное старение колёс. С течением времени менять шины так и так придётся: максимальный срок эксплуатации составляет 10 лет. Даже если автомобиль не эксплуатировался и хранился в гараже на протяжении нескольких лет, сменить резину необходимо. Причиной снижения прочности и появления трещин покрышек может стать не только нечастое использование авто, но и воздействие окружающей среды — высокого уровня влажности и температуры.
Структурные изменения резины, вызванные длительным сроком эксплуатации, приводят к накоплению влаги, что может стать причиной деформации металлического корда.
Разрушение корда повлечёт за собой разрыв шины. Подобная поломка наиболее опасна на высоких скоростях: автомобиль в результате полностью теряет управление, что может повлечь за собой аварию.
Конкретный тип износа определяется при помощи различных индикаторов, индивидуальных для каждой марки шин.
Нормальный износ
Этот вид характерен для стандартной эксплуатации машины. Зависит в основном от месторасположения колеса. Для такого типа нормален неравномерный износ обеих пар шин.
Желательно периодически менять задние и передние колёса местами для обеспечения равномерного износа.
На управляемые колёса приходится увеличенная нагрузка. Боковые поверхности — самая изнашиваемая часть покрышек. У размещённой на ведущем мосту пары колёс износ средней части в несколько раз сильнее по сравнению с ведомой парой. Объясняется это тем, что середина покрышки находится в большем взаимодействии с асфальтом.
У заднеприводных машин передние колёса истираются в основном по бокам, в то время как задние — посередине.
Величина тяговой силы на ведущих колёсах автотрансопртного средства ограничивается сцеплением шин с поверхностью дорожного полотна.
Слева передние колёса с нормальным износом, справа задние
Центральный и двусторонний
Причиной обоих видов истирания протектора является повышенное либо пониженное давление в колёсах. Центральный износ фиксируется при излишне высоком давлении, когда с поверхностью дороги контактирует только середина колеса.
Двусторонний износ, напротив, характерен для низкого давления: шины контактируют с поверхностью трассы большей площадью, что приводит к истиранию боков резины.
Износ в виде пятна и по окружности
Дисбаланс колёс нередко становится причиной ненормального износа шин. Чаще всего фиксируется на колёсах передней оси. Устранить дефект можно обычной балансировкой, при этом проводится она до полной потери покрышкой своей формы.
Если балансировка была проведена, но покрышки всё так же изнашиваются, значит, проблема кроется в подвеске. Для её устранения достаточно провести диагностику и ремонт амортизаторов или рычагов.
Одиночное пятно износа возникает в случаях резкого аварийного торможения.
Пятна могут быть по всей поверхности хаотичные и мелкие, а могут быть и единичные крупные следы торможения
Пилообразный
Страдают от него обычно блочные протекторы колёс на ведущей оси. Его причиной становится деформация колеса, проявляющаяся в случае протаскивания блоков по асфальту. В такой ситуации защитное покрытие резины полностью истирается.
Чешуйчатый
Зубцеобразный, или чешуйчатый, износ, характерный для колёс грузовых автомобилей, является следствием перегрузок. При его наличии желательно проверить внутреннюю сторону покрышек на наличие трещин. Велика вероятность того, что такой тип износа возник в результате неправильного подбора шин при максимальной нагрузке. На грузовые авто желательно устанавливать резину с 10%–15% запасом по данному показателю. Срок эксплуатации покрышек с заниженным показателем сокращается в несколько раз.
Образование острых краёв с одной стороны переднего колеса
С одной стороны передних колёс могут образовываться острые края. Причина этому — неаккуратный стиль вождения и плохое дорожное покрытие. На гравийных трассах резина быстро приходит в негодность из-за высокого абразивного износа и появления трещин, царапин и разрывов. Повышение температуры покрышки во время быстрой езды может стать причиной расслоения её составных деталей.
Волочение
Один из типов износа шин, устанавливаемых на грузовые автомобили. Фиксируется при разнице внешних диаметров, давления или глубины протектора пары колёс на одной оси. Это может стать причиной волочения меньшей шины за большей, ее проскакивания и постоянного торможения.
Край покрышки стёрт вследствие волочения
Протаскивание характерно и для одной шины со слишком высоким или низким давлением и неправильно подобранным диском. При нормальном давлении в шине пятно контакта с трассой равномерно распределяет нагрузку. При отклонении в большую или меньшую сторону от допустимой нормы размеры пятна меняются, и нагрузка перераспределяется неравномерно. Локальный износ может стать причиной разбалансировки колёс.
Продольный гребенчатый
Характерен для устанавливаемых на ведущую ось колёс с блочным типом протектора. Отличается большим износом сбегающего, а не набегающего края резины. Избавиться от него можно, сменив направление вращения колеса.
Резкие торможения и разгоны, крутые повороты не самым благоприятным образом влияют на резину автомобиля. Такое вождение приводит к продольному гребенчатому износу, сопровождающемуся разрывом шин и появлением трещин в канавках протектора, что особенно характерно для низкопрофильной резины. Аварийное торможение или неполадки тормозной системы могут стать причиной появления так называемых «ползунов».
Избежать крутых поворотов на практике практически нереально: они чреваты «заламыванием» резины. Однако чаще всего причиной такого типа износа становится сам водитель и его стиль вождения.
«Лысые» покрышки не выполняют своих функций и могут стать причиной увеличения тормозного пути, аквапланирования и заносов, что, в свою очередь, может спровоцировать дорожно-транспортное происшествие.
Способов измерения степени износа множество, однако цифровые измерители всегда остаются максимально точными
Регулярный визуальный осмотр колёс автомобиля поможет определить сроки замены резины. Осуществлять смену шин желательно в следующих случаях:
- Достигнут максимальный предел износа, при котором высота протектора меньше 1,6 мм (детали см. ниже). На ламелях и протекторах шин обычно располагаются индикаторы износа. Замена колёс проводится каждые 40–50 тысяч километров пробега. Эксплуатационный срок колёс может разниться в зависимости от производителя, состава резины, манеры вождения, дороги;
- Ненормальный износ шин. Бывает нескольких видов: износ боковой или центральной части, рабочих граней или асимметричный. Устранить его можно только избавлением от механической неисправности, ставшей его причиной;
- Глубина канавок шин, установленных на одной оси, различается более чем на 5 мм. Сказывается на управляемости автомобиля;
- Повреждения шин. Любые нарушения целостности покрышки могут стать причиной её разрыва на высокой скорости;
- Колёса не соответствуют рекомендациям производителя: неправильно подобраны типоразмеры, не соблюдается скорость и нагрузки.
Для разных категорий транспортных средств и типов резины установлены определённые нормы износа шин:
- для легковых авто — 1,6 мм;
- для мотоциклов — 0,8 мм;
- для грузовых авто — 1 мм;
- для автобусов — 2 мм.
Для России и стран Европы действуют единые нормативы износа шин. Для зимней резины они составляют 4–6 мм, для летней — 1,6 мм. Такие данные являются предельными. Летние покрышки можно безопасно эксплуатировать при высоте протектора не менее двух-трёх миллиметров.
Индикатор износа
Представляет собой размещённый в канавках протектора небольшой столбик из резины высотой 1,6 мм. Собственно, шина требует замены после того, как высота протектора сравняется с данным блоком.
Определить, где именно находится индикатор уровня износа, можно, отыскав на боковой стороне одну из меток:
Многие производители выпускают шины, на которых располагаются промежуточные индикаторы. Их истирание говорит о том, что покрышки больше не способны обеспечивать какое-либо должное сцепление с влажным асфальтом.
Цифровые индексы на протекторах
В ламелях и протекторах резины выдавливаются цифровые индикаторы, каждый из которых отличается по глубине. Наибольшая цифра (стандартно это восьмёрка) выдавлена на небольшую глубину, наименьшая (для летней резины двойка, для зимней шипованной или липучки — четвёрка) на максимальную. По мере эксплуатации шины изнашиваются, цифры стираются и исчезают. Остаточный уровень протектора определяется по наибольшей из оставшихся цифр. Критический износ колёс фиксируется после стирания последнего индикатора.
Производители наносят на протекторы три основных типа цифровых индикаторов:
- Ряд цифр от «2» до «4», маркируются индикаторы в миллиметрах;
- Ряд цифр, маркируются индикаторы в процентном соотношении от высоты протектора;
- Индикатор, имеющий одну сегментированную цифру, выполненную таким образом, что каждый её сегмент выдавлен на разную глубину. По мере износа шины проявляются разные цифры. Маркируются такие индикаторы в миллиметрах.
Изменение цвета шины
Сравнительно недавно в продаже появились колёса, которые меняют свой цвет по мере износа. При истирании резины протектор окрашивается в яркий оттенок, что спозволяет узнать о необходимости смены резины.
Измерение глубины профиля
Индикаторы позволяют быстро определить уровень износа, однако не дают точных результатов. Для получения точных показаний используют измеритель глубины профиля — маленький прибор, которым замеряется глубина канавок протектора в нескольких местах. Если полученные результаты меньше установленных законодательством, резина больше не должна использоваться.
Ручные способы: монета, линейка, штангенциркуль
Пожалуй, самый простой и лёгкий способ измерения глубины канавок протектора — с помощью линейки или штангенциркуля. Для этого щуп штангенциркуля опускается на дно канавки и фиксируется полученное значение. Аналогично измеряется износ резины и при помощи линейки — её вставляют в протектор и проверяют его глубину.
Определить уровень износа шин можно любой металлической монеткой — долларом, евро или рублём. К примеру, доллар опускается головой президента в канавку протектора. Шину пора менять, если волосы Вашингтона видны с перпендикулярной линии зрения. Аналогичным способом можно определяется износ шин монеткой в один цент — только в этом случае должна быть видна макушка Линкольна.
Российские монетки с двуглавым орлом также подойдут для такого способа. Два рубля помещаются в канавку головой орла вниз. Если резина в нормальном состоянии и не требует замены, то голову птицы видно не должно быть, менять же покрышки нужно в случае, если весь орёл на виду.
Выяснить состояние резины можно при помощи монетки в один евро. Если золотой ободок исчезает в канавке протектора, значит, менять резину не нужно, если же большая часть его видна, то придётся покупать замену.
Для увеличения срока эксплуатации резины и снижения уровня её износа достаточно соблюдать несколько рекомендаций:
- неправильно проведённый развал-схождение может стать причиной неравномерного износа или крена на одну сторону;
- После проведения ремонтных работ или переборки подвески в обязательном порядке нужно проводить развал/схождение;
- Необходимо постоянно контролировать уровень давления в колёсах.
Простые правила помогут предотвратить преждевременный износ резины и продлить срок её службы.
Износ автомобильных шин — неизбежное следствие эксплуатации транспортного средства. Его причинами могут быть разные факторы — как технические неисправности, так и стиль вождения. Тем не менее соблюдение простых рекомендаций, регулярный визуальный осмотр колёс и своевременное техническое обслуживание автомобиля помогут не только увеличить срок эксплуатации резины, но и предотвратить серьёзные последствия её износа.
Источники: http://carnovato.ru/vsyo-chto-nuzhno-znat-ob-iznose-shin-vidy-i-prichiny/