1 ≫
-
Весь мой многолетний опыт вождения автомобилей, да и просто общения с другими автолюбителями свидетельствует – как только возомнишь себя супер-водителем, сразу жди беды. Не даёт дорога расслабиться, а в нашей чудесной стране – тем более. На всех курсах, во всех автошколах учат молодых водителей «Накат опасен!», и всё бесполезно. Ну как еще объяснить горе-водителю, что мизерная, и, в общем, сомнительная экономия на топливе, якобы имеющая место при движении накатом, не идёт ни в какое сравнение с громадными расходами на ремонт своего, а в ряде случаев и чужого авто.
Рассмотрим ситуацию, применительно к водителю с небольшим опытом. Итак, напомню, что накат, это движение автомобиля (как правило, прямолинейное) с включенным двигателем под уклон или после существенного разгона. При этом передача выключена, то есть – нейтральная, двигатель работает на холостых оборотах. Едем себе, двигателя почти не слышно, правая нога отдыхает от педали акселератора на полике, ветерок в боковое стекло, грудь распирает почти шумахерская гордость, в общем, красота… Внезапно на дороге возникает препятствие (корова, выбежавший ребенок, упавший с грузовика шлакоблок). Вцепившись руками в рулевое колесо, выпучив глаза на дорогу, водитель пытается затормозить, правая нога в соответствии с устоявшимся двигательным стереотипом встаёт куда?! Правильно. На педаль акселератора, двигатель оглушительно ревёт, но торможения не происходит. Время упущено, до удара секунды. Водитель путается в педалях, проносится мысль об отказе тормозов. Следующая здравая мысль – тормозить двигателем. Эффективно. Но при условии включенной передачи. В подобных обстоятельствах выбрать правильную передачу и успеть включить её – задача весьма сложная, под силу не каждому. На последних метрах водитель пытается изменить траекторию движения и увести автомобиль в сторону. Поздно. Для резкого изменения траектории недостаточно скорости, вывернутые колеса приводят к торможению юзом, неуправляемому заносу. Удар… В условиях скользкого дорожного покрытия или недостаточной видимости, последствия будут тяжкими.
На моей памяти один водитель с 20-летним, на тот момент, профессиональным стажем, спускался на простых советских «Жигулях» по проселочной дороге, с достаточно серьезным уклоном. Внизу был железнодорожный мост, за ним дорога резко поворачивала направо. Вдобавок под этим мостом, и на без того узком участке дороги, шел, а точнее стоял трейлер с садовым домиком. В 80-е годы уже наметился дефицит бензина, особенно для простых автолюбителей, поэтому водитель решил спуститься накатом, не до конца оценив серьезность дорожной обстановки. Выключив передачу, он покатил вниз. Когда до трейлера было около 80 метров, водитель понял, что необходимо срочно тормозить и нажал на педаль. Педаль акселератора. Мотор взревел, машина стремительно набирала ход, две судорожные попытки включить передачу и затормозить двигателем, окончились безуспешно, передачи выбивало. Когда до столкновения осталось всего метров 10-12, машина разогналась примерно до 50 км в час. По счастливому стечению обстоятельств, которое случается неимоверно редко, налево уходила заросшая густой травой и кустами старая дорога, почти тропинка, куда водитель и направил «Жигули» в последний момент. Его 12-тилетний сын, сидевший рядом на переднем сидении, глядя на перекошенное от напряжения лицо отца, обеими руками рванул рычаг ручного тормоза. Машина вылетела в кусты, и, завалившись на левый бок, остановилась…
Так мы с моим отцом чуть не погибли. Не смотря на многолетний опыт безаварийной работы, мой отец, водитель первого класса, под воздействием возникшей стрессовой ситуации совершил ряд ошибок в управлении автомобилем, что едва не стоило нам жизней.
Потом и у меня было множество неприятных ситуаций, связанных с накатом, но эта история самая мрачная.
Всем, особенно начинающим водителям, следует помнить. При движении под спуск, НИКОГДА не выключайте передачу, а тем более двигатель. Не снимайте ногу с педали акселератора. Перед спуском, особенно в зимнее время снижайте скорость, плавно тормозя двигателем, включайте более низкую передачу. И ещё одно. Никогда не говорите себе, что вы крутой водитель. Дорога этого не любит. Будьте всегда внимательны к постоянно изменяющейся дорожной обстановке.
Источники: http://www.autoshcool.ru/23-voditel-dvizhenie-nakatom-opasno.html
2 ≫
-
или можно ли ездить на «нейтралке»?
Движение накатом – на нейтральной передаче или с выжатой педалью сцепления — тоже один из извечных вопросов и тем для спора. Можно, нельзя, нужно, не нужно? Тут на самом деле все просто и однозначно, но решение принимать все равно вам. Рассказываю…
Вообще, откуда все это пошло? Езду накатом придумали наши деды и прадеды. В те времена двигатели были слабенькими и ненадежными, поэтому надо было регулярно давать им остыть – снижать обороты до холостых, для чего и включали нейтраль. Кроме того, на старых машинах так экономили топливо. Оно и логично: меньше обороты мотора – меньше расход топлива.
А что сегодня? Сегодня двигатели надежны, как гвозди, и здоровы, как быки. Они не нуждаются в дополнительном охлаждении, тем более таком, как включение нейтрали, и даже рассчитаны на интенсивную работу на высоких оборотах.
Экономия топлива
Что касается расхода топлива, уже лет 30 как существует режим принудительного холостого хода. Суть его в том, что при отпускании педали газа на включенной передаче топливо перестает поступать в двигатель, и расход во время замедления равен нулю. Сложно поверить? Если маршрутный компьютер в вашей машине умеет считать моментальный расход топлива, попробуйте сами и посмотрите на показания расхода топлива во время торможения. Вы увидите там ни что иное, как нуль без палочки. А при движении на нейтрали двигатель работает на холостых оборотах и потребляет 1-2 литра в час топлива. Выходит, тормозить на передаче с отпущенным газом экономичнее, чем на нейтрали или с выжатой педалью сцепления. Полностью тему экономичного вождения я раскрываю на эксклюзивном курсе нашей школы «курс МВА для водителя: Мастерство Вождения Автомобиля».
Теперь порассуждаем на тему «безопасно ли ездить на нейтралке?»
Что значит водить безопасно?
Вернемся к определению безопасности вождения, которое я дал в статье «Безопасное вождение: крутящий момент двигателя» и в своей книге «100 способов избежать аварии«: безопасность – это возможность совершить маневр, который позволил бы избежать ДТП. Маневров может быть три:
1. Изменение направления движения (действия рулем).
- торможение рабочим тормозом (нажатие на педаль тормоза)
- торможение двигателем (отпускание педали газа)
3. Ускорение (нажатие на педаль газа)
Педаль газа доступна не всегда
Руль и педаль тормоза активны всегда, а педаль газа – не всегда, а только при включенной передаче. Поэтому если в движении включена нейтраль или нажата педаль сцепления, у вас неактивна педаль газа и нет возможности тормозить двигателем или ускоряться. То есть вы вооружены только двумя возможностями маневра из четырех, и ваше движение – «наполовину безопасно» :) А можно ли быть «немножко беременной»? :)))
Приведу такой пример. Представьте себе, что у вас в салоне машины есть кнопка включения педали тормоза. Пока она выключена, педаль тормоза неактивна: нажимай-не нажимай, машина тормозить не будет. И только при включенной кнопке педаль тормоза будет работать. Как бы вы предпочли ездить – с включенной кнопкой или выключенной? :) Представляю себе картину: водитель едет, вдруг перед ним неожиданно возникло препятствие и нужно экстренное торможение, чтобы избежать столкновения. Водитель в шоке вспоминает о кнопке, судорожно ее ищет, впопыхах пытается включить ее и только потом начинает тормозить. Смешно, не правда ли?
Так вот, ездить на нейтралке – все равно что с выключенной кнопкой педали тормоза. Так оно вам надо?
Вот и решайте: можно ли ездить накатом? Можно, но не нужно. Вы теряете в безопасности, в экономии топлива и ничего не приобретаете взамен.
Выходит, самый правильный способ торможения – на включенной передаче, что называется комбинированным торможением. Так вы и топливо экономите, и сохраняете связь колес с двигателем во избежание блокировки колес, что актуально для машин без АБС, и имеете запас тяги на случай необходимости торможения двигателем или разгона. Кстати, а что общего между всеми торможениями? То, что после каждого торможения следует ускорение! И часто от нас требуется ускорение интенсивное – хотя бы для того, чтобы избежать столкновения с автомобилем сзади, который не успевает за вами затормозить.
О нюансах торможения на передаче вы можете прочитать в статьях «Как правильно тормозить?» и «Как правильно тормозить на механике?» или на практическом курсе «Магия переключения передач». А здесь напишу лишь, что правильно тормозить на передаче практически до полной остановки и выжимать педаль сцепления только тогда, когда стрелка тахометра приблизится к холостым оборотам – 1000 об/мин. А нейтраль включать уже после остановки машины.
В следующей статье — о том, какие есть недостатки автомата с той же точки зрения — безопасного вождения.
Комментарии 0
Оставить комментарий
© 2006–2017 ООО «Академия водительского мастерства Александра Каминского»
Источники: http://kaminsky.su/blog/bezopasnoe-vozhdenie-dvizhenie-nakatom
3 ≫
-
Несмотря на то, что об опасности движения накатом твердят все и всюду, число водителей, практикующих езду с выключенной передачей, меньше не становится.
Что такое накат
Движение накатом является режимом, при котором рычаг механической коробки переключения передач находится в нейтральном положении. Детали механизма переключения передач при этом пребывают в состоянии покоя, за исключением ведущего вала.
Если дополнительно выжать еще и педаль сцепления, двигатель превращается в автономное устройство, работающее на холостых оборотах.
Некоторые водители, с целью экономии топлива, во время движения накатом практикуют выключение двигателя. В результате автомобиль представляет собой, образно говоря, «тележку», перемещающуюся по инерции за счет набранной ранее скорости.
Езда накатом используется нерадивыми водителями на длинных спусках или при подъезде к перекресткам и другим участкам дороги, где необходимо плавно замедлить движение.
Экономия топлива
Устоявшееся мнение об экономии топлива при движении накатом пришло к нам еще из прошлого века, когда двигатели были несовершенны. Что же мы имеем сейчас?
При движении автомобиля с выключенной передачей его двигатель работает в режиме холостого хода, потребляя топливо в количестве от 2 до 3 литров на 100 км пути.
Если же оставить передачу включенной и отпустить педаль акселератора, то есть перейти в режим торможения двигателем, подача топлива к двигателю почти полностью прекратится и расход топлива станет близким к нулю.
В этом очень легко убедиться при наличии в машине бортового компьютера с функцией отображения текущего расхода топлива. Действительно, при отпускании педали газа прибор покажет практически нулевой расход бензина или дизельного топлива.
В результате, желая сократить расход топлива за счет использования движения накатом, водители его лишь увеличивают.
Эффективность торможения
Еще одно распространенное заблуждение заключается в том, что эффективность торможения при выключенной передаче существенно выше, чем при включенной.
При движении с выключенной передачей, в случае необходимости резко замедлить скорость движения или остановиться, в торможении участвует только основная тормозная система автомобиля. При этом очень высока опасность блокировки колес и потери управляемости машиной из-за уменьшения сцепления колес с дорогой.
В случае же включенной передачи работающий двигатель не даст колесам ни малейшего шанса на блокировку, а комбинированная система торможения, включающая в себя торможение двигателем и основной тормозной системой, позволят добиться минимального остановочного пути.
Особенно опасно торможение с выключенной передачей в условиях мокрого дорожного покрытия или гололеда, когда появление даже небольшого сухого участка дороги и последующее за ним неравномерное распределение тормозных усилий на колеса способно привести к заносу, чреватому дорожно-транспортным происшествием.
Экономия ресурсов сцепления и коробки передач
Глубоко заблуждаются те, кто считает, что пуская автомобиль в движение накатом, экономят ресурсы механизмов сцепления и переключения передач. Частота и интенсивность использования педали сцепления и рычага переключения передач на долговечность коробки передач и сцепления практически не влияют.
Гораздо больший урон этим механизмам наносят неправильная работа сцеплением и нарушение последовательности действий при переключение с одной передачи на другую.
«Любителям» подолгу держать нажатой педаль сцепления хочется еще раз напомнить, что нажатие педали сцепления допустимо лишь на непродолжительное время, необходимое для переключения на следующую передачу. В
о всех остальных случаях для отсоединения двигателя от ведущих колес необходимо выжать сцепление и включить нейтральную передачу.
Исходя из вышесказанного, возникает закономерный вопрос: «Если вождение накатом не экономит топливо, не повышает эффективность торможения и не влияет на ресурс механизмов, есть ли хоть какой-нибудь смысл в его использовании?»
На наш взгляд, накат допустим лишь в завершающей фазе движения, когда двигаясь с минимальной скоростью по сухой дороге, через несколько метров планируется выполнить остановку автомобиля.
Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!
Это может быть вам полезным
2 комментариев к “ Как правильно двигаться накатом. Чем опасно движение с выключенной передачей ”
скажите, пожалуйста, а для машин с АКП Вы те же советы дали?
Естественно, нет. Ведь в начале статьи сказано: «Движение накатом является режимом, при котором рычаг механической коробки переключения передач…»
Источники: http://goodmaster.com.ua/avtomobil/kak-pravilno-dvigatsya-nakatom.html