Приемы работы рулевым колесом

1 ≫

Владение различными приемами работы с рулевым колесом очень пригодятся водителю не только при выполнении обычных маневров на дороге, но и, главным образом, в случае возникновения экстремальной ситуации. Все начинается с правильной посадки водителя за рулем и с правильного расположения рук на рулевом колесе. Посадка водителя должна обеспечивать устойчивое положение корпуса водителя, освобождая его руки для выполнения функций, связанных с точным управлением транспортным средством.

В свою очередь, правильное расположение рук на руле должно гарантировать водителю свободу манипулирования рулевым колесом при различных режимах управления автомобилем. Расположение рук в верхней части рулевого колеса, с одной стороны, несколько уменьшает мышечную нагрузку рук, но с другой стороны, заметно снижает скорость манипулирования рулем. Расположение рук в нижнем секторе рулевого колеса обеспечивает возможность поворота руля на больший угол за один прием, но в тоже время становится невозможной одновременная работа обеих рук, которые попросту мешаются друг другу. Поэтому оптимальным расположением рук на рулевом колесе считается позиция, при которой руки водителя лежат практически параллельно друг другу, на цифрах 10 и 2 или на 9 и 3, если представить себе вместо руля часовой циферблат. Эта базовая, исходная позиция, с которой начинаются все приемы работы с рулевым колесом.

Самым простым приемом работы с рулевым колесом, знакомым каждому новичку, является управление автомобилем без отрыва рук от рулевого колеса. Такой прием применяется в тех случаях, когда требуется немного скорректировать положение автомобиля в пределах своей полосы движения или выполнить плавный поворот. Для поворота руля на небольшой угол и возврата его обратно, водителю требуется лишь «приклеить» кисти своих рук к рулю в исходном положении и не перемещать их относительно обода рулевого колеса, корректируя движение транспортного средства.

Таким образом, для обеспечения работы рулевым колесом без отрыва кистей рук наиболее важным является правильная посадка водителя и правильное расположение рук на рулевом колесе. В частности, при слишком близком расположении водителя к рулевому колесу он просто не сможет повернуть руль на 90°, поскольку ему помешает его же собственное тело. В случае с управлением автомобилем без отрыва рук от рулевого колеса не требуется перемещения рук из базового положения на руле. При поворотах руля на угол 70° — 90° ладони водителя могут практически непроизвольно несколько сместиться по ободу рулевого колеса, но ни в коем случае нельзя допустить подобного, ведь это может привести к негативным последствиям, вплоть до потери управления автомобилем.

Более сложный прием работы с рулевым колесом – это руление перехватом. Этот прием по-существу является основным способом вращения рулевого колеса при выполнении поворота автомобиля. Манипуляции рулевым колесом начинаются, как обычно, из базовой позиции. При осуществлении поворота налево обе руки начинают плавно поворачивать руль налево до тех пор, пока у водителя не возникает чувство дискомфорта и его левая рука уже дальше работать не может, поскольку она фактически теряет контакт с рулевым колесом. Далее правая рука без остановки также продолжает поворачивать руль, в то время как левая рука перемещается на руль чуть выше правой руки.

Затем осуществляется очередной поворот руля обеими руками, вследствие чего руки оказываются в базовой позиции на рулевом колесе. Если угол поворота автомобиля все еще недостаточен, то из этой исходной позиции снова можно продолжить руление перехватом, только в этот раз уже правая рука водителя перемещается в самую верхнюю на руле точку, а левая рука без остановки продолжает поворачивать руль. Повторять эти манипуляции рулевым колесом можно сколь угодно раз до тех пор, пока не будет полностью осуществлен поворот автомобиля. При повороте руля направо разница состоит только в том, что основной рукой теперь будет левая, поскольку именно она поворачивает руль, а правой рукой водитель лишь помогает ей. Для успешного овладения этим приемом работы с рулевым колесом требуется тренировка водителя на специальной площадке, например, прохождение «змейки», где приходится вращать рулевое колесо то в одну, то в другую сторону.

Своеобразным продолжением приема руления с перехватом является так называемое скоростное руление. Его отличие от традиционной техники перехвата заключается в том, что скоростное руление выполняется на боковом секторе рулевого колеса. Это означает, что руки водителя во время манипулирования рулевым колесом располагаются в боковом секторе, где и производится перекрестный захват руля.

Поворот направо выполняется двумя руками вплоть до того момента, когда левая кисть приблизится к верхней точке рулевого колеса, а правая рука перейдет в правую горизонтальную точку рулевого колеса. Далее осуществляется перехват, когда правая рука быстро переносится влево вверх, а левая продолжает вращать рулевое колесо. При осуществлении поворота направо все манипуляции выполняется в правом верхнем секторе рулевого колеса тянущими движениями. При повороте налево, соответственно, зеркально изменяются лишь позиции обеих рук.

Работа рулевым колесом одной рукой обеспечивает водителю возможность легко маневрировать при движении автомобиля задним ходом. В некоторых нештатных ситуациях этот прием может использоваться и при движении автомобиля вперед. При осуществлении поворота направо левая рука водителя располагается на рулевом колесе, немного упираясь ладонью в обод рулевого колеса.

Поворот руля почти на 180° приведет к тому, что левая рука уже не сможет дальше вращать руль. Поэтому далее водитель выпрямляет свои пальцы и продолжает поворачивать руль, провернув кисть левой руки против часовой стрелки. Удерживая пальцы в таком положении и надежно упираясь ладонью, водитель продолжает выполнять маневр дальше. После того, как кисть левой руки минует неудобный для вращения нижний сектор рулевого колеса, можно ослабить давление ладони и слегка обнять пальцами обод руля. Далее водитель спокойно доворачивает руль до начального положения и может сделать еще один оборот рулевого колеса или вернуть руль обратно.

Для осуществления поворота налево следует только поменять руку. Работа рулевым колесом одной рукой позволяет водителю не тратить время на смену положения рук, а также обеспечивает высокую точность управления за счет того, что кисть руки постоянно находится в одной и той же позиции на ободе рулевого колеса.

В некоторых случаях, например, для удержания транспортного средства в случае наезда на небольшие препятствия или при потере автомобилем поперечной устойчивости на небольшой скорости, можно использовать силовое руление. Оно заключается в том, что одна рука тянет рулевое колесо, а другая – толкает его. В частности, при повороте направо правая рука водителя тянет рулевое колесо, левая же рука остается в левой горизонтальной точке, чтобы она легко скользила по ободу рулевого колеса. После того, как правая рука проходит правую горизонтальную точку, левая рука толкающим усилием продолжает вращение рулевого колеса. Правая рука одновременно переносится в верхнюю точку. Далее, когда обе руки встречаются в верхней точке рулевого колеса, правая рука снова продолжает поворот руля тянущим усилием.

Приемы работы рулевым колесом требуют тренировки, чтобы водитель мог умело и грамотно применять их в различных экстремальных ситуациях. Использование контраварийных приемов управления может быть неэффективным, если не овладеть, в первую очередь, такими базовыми навыками, как правильная посадка водителя и оптимальное расположение рук на рулевом колесе.

Источники: http://www.anytyres.ru/priemy-raboty-rulevym-kolesom/

2 ≫

Правильное обращение с рулём — первостепенная задача всех начинающих водителей. Зная, как крутить руль, автомобилист сможет избежать большинства ошибок на дороге. Пренебрежение к этому этапу обучения ведёт за собой ряд негативных последствий.

Вращение рулевого колеса подразумевает под собой доведение движений руками до автоматизма, что позволит облегчить управление транспортным средством. Научиться крутить руль в домашних условиях можно при помощи тренажёра, созданного своими руками.

Правильное положение рук за рулём

Классификация движения рук:

  1. Движение рабочего типа — начинается с момента захвата руля и завершается в момент его отпускания.
  2. Движение холостого типа — подразумевает под собой момент между отпусканием руля и его последующим захватом.
  3. Отпускание и захват руля во время его вращения — рулевое колесо при этом не должно остановиться.

Первые уроки вождения для начинающих автомобилистов крайне важны, но многие из них из-за чрезмерного волнения допускают ряд существенных ошибок. Одна из них — возвращение руля в крайнее исходное положение после прохождения поворота. Хотя управляющий механизм разработан таким образом, что руль всегда после подкручивания самостоятельно возвращается в положение, которое соответствует движению транспортного средства по прямой линии. Соответственно, помощь от водителя ему не требуется. Правильно крутить руль автомобиля в первую очередь, значит — уметь избегать ненужных движений руками.

Сам процесс вождения при этом не нарушается, но при возникновении критической ситуации нужно уметь адекватно координировать свои действия.

На видео — основные положения рук на руле:

Особенности руления различны, но в большинстве своём все они зависят от положения рук и скорости обращения.

Начальным расположением рук в любом случае считается горизонтальная позиция «9-3». Это обусловлено доступностью рычагов управления поворотниками и дворниками, которые находятся непосредственно под пальцами автомобилиста. Вообще, вся эргономика руля разработана именно под такое положение рук.

Три основных способа рулевого управления зависят от типа поворотов, которые, в свою очередь, подразделяются на плавные, средние и крутые. Крутить руль на поворотах гораздо сложнее, чем по прямой трассе. Только зная применимые в этом случае приёмы руления, можно войти в поворот без ущерба для водителя и машины.

Положение рук при повороте направо

Вхождение в плавный, с большим радиусом, скоростной поворот осуществляется двумя руками, без малейшего отрыва от руля. Руки при этом не смещаются, угол поворота сравнительно небольшой, приблизительно четверть руля. Максимальное смещение рулевого колеса в таком случае — 180˚. При совершении скоростного плавного поворота руль просто немного «наклоняется» в сторону совершения манёвра. Техника выполнения называется «толкание». Поворачивая влево, главенствующей рукой выступает правая, и наоборот. Ошибочным вариантом является поворачивание левой рукой налево.

На видео — как правильно рулить:

Повороты среднего уровня сложности сопровождаются изменением исходного положения руля на три четверти оборота. Такие поворотные участки считаются наиболее распространёнными. Без отрыва рук совершить манёвр в этой ситуации не удастся. А если что-то и получится, то выглядеть это будет весьма странно. Поэтому для преодоления поворотов такого типа разработана иная техника. Водитель должен расположить правую руку на руле в позиции на «6 часов». Только из нижнего положения проводится поворот в левую сторону. Это значительно увеличит угол вращения руля. Однако всё зависит от конкретной ситуации. Угол поворота должен быть таким, чтобы манёвр прошёл успешно.

Этот способ руления можно назвать универсальным и подходящим для большинства случаев. Он подходит как для левых, так и для правых поворотных участков. Главенствующая рука, как и в предыдущем случае, должна быть противоположной выполняемому повороту. Ей же проводится и возврат рулевого колеса в исходное положение. Незадействованная рука просто пропускает руль сквозь себя.

Отпускать руль не следует ни при каких обстоятельствах. Его резкое вращение считается грубым и недопустимым нарушением. Контроль управления — главная задача для автомобилиста, выполняемая в процессе всего движения до полной остановки.

Положение рук при повороте налево

При крутых поворотах (въезд-выезд во двор, разворот на 180˚) используется приём «Перехваты». При проведении манёвра надо быстро крутить руль до максимально возможного угла, то есть до его пограничного положения. Повернуть руль нужно за два движения руками и так же вернуть его в исходное положение. В конце проведения приёма руки водителя должны находиться на руле в позиции «9-3». Такое положение позволит продолжать движение авто в прямом направлении, разгоняться до определённой скорости и совершать обгон других транспортных средств в установленных для этого местах.

Руление одной рукой хоть и встречается довольно часто, но правильным не является. Такой приём возможен только при движении машины задним ходом, а также при постановке авто в гараж.

На видео — как надо и как не надо крутить руль:

Часто встречаются водители, у которых исходное положение рук на рулевом колесе находится в позиции «10-2». В недалёком прошлом это был наиболее верный вариант. Это актуально для моделей авто семидесятых, восьмидесятых годов прошлого столетия. Однако на сегодняшний день устройство современного руля таково, что положение «9-3» будет более верным.

Упражнение «Змейка» отрабатывается на учебной площадке автошколы.

Главная ошибка при выполнении «Змейки» — медленная езда сопровождается медленным вращением рулевого колеса. Это категорически неправильно!

Крутить руль на «Змейке» надо очень быстро. Общая скорость передвижения при этом достаточно низкая. Соответственно, чем выше скоростной режим авто, тем спокойнее и плавнее движение рулём. Угол поворота руля также незначительный.

В результате обучения водитель отточит навыки передвижения при малых скоростях, получит достаточные знания о рулевом управлении, особенностях возвращения его в прямое положение. Также у автомобилиста сформируется понятие о «реакционности» «носа» транспортного средства. Его суть состоит в том, что при возвращении руля в исходное прямое положение из пограничного состояния, авто ещё некоторое время движется в направлении крутого поворота.

Удачно освоив упражнение «Змейка», водитель с лёгкостью преодолеет все остальные учебные участки на площадке автошколы.

На видео — прохождение упражнения «Змейка»:

Научиться правильно крутить руль автомобиля — обязанность каждого участника дорожного движения. Только адекватная реакция на острую, чрезвычайную ситуацию, отсутствие лишних движений и паники помогут избежать печальных последствий и вмятин на автомобиле. Даже спасённые пассажиры не избавят водителя от ремонта транспортного средства, а он, как известно, стоит немалых денег. Вождение автомобиля ассоциируется только с собственными силами и знаниями, пренебрегать которыми не стоит никогда!

Источники: http://365cars.ru/vozhdenie/kak-krutit-rul-avtomobilja.html

3 ≫

Процесс работы с рулевым колесом сложнее, чем кажется на первый взгляд. Постараемся рассказать вам детально, о том, как правильно проходить процесс обучения вождению и какие нюансы нужно учесть в первую очередь.

Прежде всего, запомните, что нельзя поворачивать руль, если автомобиль находится в выключенном состоянии. Это может привести к тому, что шины сотрутся раньше времени. А еще гидравлический усилитель при выключенном двигателе не работает. Как следствие, повреждается рулевой механизм. Каждый автомобилист обязан уметь поворачивать руль, не снимая с него при этом рук. Если вы научитесь этому, то сможете без труда управлять автомобилем на скользкой трассе.

Руль следует держать не слишком сильно, но при этом крепко. Когда машина находится в движении, даже маленькое усилие может повлиять на то, что авто резко изменит траекторию своего пути. А при учете того, в каком состоянии сейчас находятся наши дороги, это правило становится очень актуальным. Еще более опасным будет для водителя момент, когда он отпускает руль обеими руками. При этом поймать рулевое колесо в нужный момент может и не получиться.

Автомобилист должен четко и ясно понимать, в какую сторону направлены колеса его авто. Чтобы не потерять обратную связь при разворотах под большим углом, следует придерживаться ряда правил, которые приведены ниже.

Одна рука водителя должна контролировать положение руля. Она остается на месте. Если машина поворачивает влево, это будет правая рука, если вправо – левая. То есть, если выполняется поворот направо, то рулевое колесо должна перехватывать правая рука. И соответственно, при левом повороте – левая. Рука, которая на данный момент является контролирующей, должна находиться на своем месте. Она останется там же и при возврате руля в исходное положение. Когда рулевое колесо проходит свое нейтральное положение при повороте, вы можете сменить руку.

Руль следует поворачивать обеими руками на максимально большой угол. По возможности, не перехватывайте руль. Делайте это только когда поймете, что дальнейший поворот невозможен. Новичкам, причем абсолютно всем, свойственна такая ошибка: они поворачивают руль и при этом перехватывают его через короткие расстояния. Запомните, что, во-первых, такие действия абсолютно бесполезны. А во-вторых, вы можете потерять контроль над самим автомобилем.

Если вам требуется повернуть под большим углом налево, то в этом случае ваша правая рука будет контролирующей, а левая будет перехватывать руль. Итак, левая рука охватила рулевое колесо. Теперь раскройте пальцы правой руки и обопритесь ладонью в рулевое колесо, при этом она провернется относительно точки соприкосновения. Затем опять охватите руль. Теперь ваши руки приняли исходное положение. Требуется еще один оборот – повторите те же действия.

Когда руль возвращается в нейтральное положение, контролирующая рука остается на своем месте. Чтобы ладонь провернулась относительно руля, следует разжать пальцы и немного упереться в обод ладонью. Теперь ваши руки скрещиваются. Верните левую руку на свое исходное место, после чего двумя руками поверните руль на нейтральную позицию.

Иногда сразу после такого поворота нужно повернуть руль направо. Такие действия необходимы, например, для того, чтобы выбраться из заноса. Здесь надо очень быстро сменить ведущую руку. Это поможет всегда иметь обратную связь с машиной. Руки при этом действуют точно так же, как действовали, выполняя левый поворот. Только в строгой симметричности. От того, какова дорожная ситуация на данный момент, зависит техника руления. Существует два способа управления – силовой и скоростной.

Силовой способ. Сущность его с том, что работать нужно обеими руками без перехвата или же по очереди каждой рукой, при этом перехват присутствует. Пропускайте рулевое колесо сквозь пальцы. Положение рук меняйте в зависимости от того, каков угол поворота.

Руки должны принять исходное положение на руле. Потом скользящим и легким движением передвиньте правую руку вверх по ободу руля. При этом на воображаемом циферблате проследите за тем, чтобы она не зашла за цифру «12». Затем поверните руль правой рукой по часовой стрелке. Левая при этом скользит вниз в направлении, которое противоположно вращению руля.

Возьмите левой рукой в нижней части руль. Продолжайте поворот столько, сколько будет необходимо. При этом правая рука ваша перемещается по рулю вверх. Траектория движения машины выравнивается уже после того, как был сделан правый поворот. Так вы выравниваете машину, пропуская руль в обратном направлении. Обязательно следите за тем, чтобы он сам беспрепятственно не вращался.

Техника силового управления рулем используется в том случае, если вы едете по грунтовым неровным дорогам, на ухабах, по колее и т.д. Отличительной особенностью силового способа является то, что водитель автомобиля в этом случае всегда знает, в каком направлении и на какой угол повернулись управляемые колеса его транспортного средства.

Такой способ дает возможность поворачивать руль в необходимом направлении в несколько раз быстрее, нежели при силовом управлении. Конечно же, от индивидуальных возможностей водителя это тоже зависит. При скоростном способе появляется возможность управлять как одной рукой, так и обеими одновременно. Можно даже сочетать технику использования рук. Также вы можете при повороте авто на 180° применять перекрестный перехват рук.

Запомните, что скоростной способ, в отличие от силового управления рулем не позволяет водителю ясно представлять себе, в каком положении находятся его колеса. Вообще, нужно отметить, что это очень значимый недостаток. По сути, обратная связь – это одно из самых важных условий, при котором транспортное средство можно вывести из поворота, сделать более устойчивым, если оно вдруг попадет в занос.

Вам нужно повернуть направо, используя скоростной метод и работать при этом одной рукой? В этом случае перейдите из начального положения от захвата руля к вождению тыльной стороной кисти. Кажется, что выполнить это очень сложно? Ничуть! Пара тренировок, и прием освоен. Итак, в нижней части руля вы ведете тыльной стороной кисти. Потом следует последовательный переход к вождению открытым хватом через ребро ладони. Затем вы переходите к вождению открытым хватом, при этом плавно переходите к закрытому хвату. Теперь рулите закрытым хватом.

Из положения начального нужно повернуть руль направо. Нужно сделать перехват правой рукой, при этом используя скоростной способ вождения с перекрестным перехватом. Далее, поворачивайте руль левой рукой, при этом делайте перехват правой руки. Это считается началом перекрестного перехвата. Вы выполните перехват правой рукой, после чего следует осуществить поворот руля до момента перехвата руля левой рукой. После этого делаете поворот руля правой рукой со скоростным перехватом левой рукой. По окончании всех действий левой рукой производится поворот рулевого колеса с перехватом правой. Это и будет окончанием перекрестного перехвата.

Когда выбираете более удобный для себя способ управления рулем, помните, что угловая скорость поворота рулевого колеса должна совпадать с траекторией движения и скоростью автомобиля. К примеру, во время движения нужно сделать тот или иной маневр. Так вот, очень рекомендуем использовать только скоростной способ. Тем более, если скорость транспортного средства не более 50 км/ч. Разрешено менять стандартный хват руля только в том случае, когда вы можете предугадать все свои действия на поворотах, объективно оценивая его крутизну и скорость автомобиля.

Когда определите угол поворота руля, сделайте предварительный хват с тем расчетом, чтобы на повороте, когда точность вождения наиболее важна, обе ваши руки были задействованы. То есть, если нужно повернуть автомобиль налево, можно выполнить предварительный захват из начального положения до начала поворота руля. После чего при повороте налево рулевое колесо должна поворачивать левая рука, а правая только слегка скользить по нему.

От уровня мастерства автомобилиста зависит, насколько часто при вождении он использует скоростной способ управлении. Профессиональный водитель пользуется им как можно реже. А если перед вами новичок, то, скорее всего, человек будет просто вынужден пользоваться скоростным методом. Поэтому, чтобы достичь необходимого уровня, набраться опыта, обязательно тренируйте технику руления.

Нередко происходит и такая ситуация: автомобилист после маневра (им может быть прохождение поворота либо разворот) отпускает руль, вообще его не поддерживая руками. При этом он ждет, что рулевое колесо само вернется на исходное положение. Однако если рассматривать вопросы безопасности, как раз этот случай безвредным назвать крайне сложно, тем более учитывая ситуацию на наших дорогах. Проблема здесь в стабилизирующем моменте, который был разбалансирован, руль может и не вернуться в исходное положение. Он может остановиться в ненужный момент, и тогда опасности избежать будет очень трудно. Причинами разбалансировки могут быть маленькие неполадки в механизме, который отвечает за нормальную работу руля либо развал и схождение колес, вовремя не отрегулированные.

Если же обойтись без этого вы не в состоянии, то придерживайте руль скользящим хватом. В этом случае у вас будет шанс вовремя среагировать на какие-либо форс-мажорные обстоятельства.

Запомните, привычка вести машину одной рукой, тогда как вторая лежит на рычаге передач, до добра не доведет. И еще, с руля можно снимать руку только тогда, когда нужно сделать что либо, что касается непосредственно машины. Это может быть работа с рычагом переключения передач либо переключение света фар. При этом важно не забывать о том, что если вы держите руль одной рукой, силу сжатия нужно увеличить. Помните, что профессиональный водитель никогда не потеряет контакт со своим рулевым колесом при любых дорожных ситуациях.

Источники: http://www.ugrozenet.ru/2011/05/07/rabota-s-rulevym-kolesom-rukovodstvo-dlya-novichkov.html


Back to top