КПП робот - что это? Как работает КПП робот?

1 ≫

Как известно, в мире существует несколько типов автомобильных трансмиссий: всем известная механика и так называемый автомат. Но в последнее время автопроизводители стали укомплектовывать свои новинки роботизированной коробкой. КПП «робот» - что это за трансмиссия и как она устроена? Обо всем этом и не только – далее в нашей статье.

Характеристика коробки

КПП «робот» - что это за трансмиссия? Она представляет собой механическую коробку, в которой функции включения сцепления и переключения передач автоматизированы. Таким образом, вся работа КПП зависит не от водителя, а от электронного блока с определенным алгоритмом управления. Сам же водитель дает лишь входную информацию для трансмиссии.

Устройство

Роботизированная коробка может несколько различаться по конструкции, однако общее ее устройство неизменно. Такой тип трансмиссии представляет собой механическую КПП с системой управления передачами и сцеплением. Причем неважно, каким производителем этот агрегат был изготовлен.

Автоматизированные «роботы» имеют сцепление фрикционного типа. Это может быть либо пакет дисков, либо отдельный механизм. Наиболее надежной и долговечной считается конструкция с двойным сцеплением. «Фольксваген Гольф» был первым автомобилем, который стали оснащать модернизированной КПП «робот». Отзывы водителей отмечали хорошую реакцию электроники и быстроту переключения скоростей при разгоне. К тому же конструкция коробки с двойным сцеплением позволяла обеспечить передачу крутящего момента без разрыва потока мощности. При этом время на переключение скоростей составляло меньше одной секунды. Но, как показала практика, такие коробки «живучи» только на ровных немецких автобанах. При эксплуатации на наших дорогах (грунтовка, щебенка и постоянные ямы) ресурс КПП с двойным сцеплением сокращается вдвое.

Но вернемся к устройству конструкции. Сам привод сцепления может быть как электрическим, так и гидравлическим. В первом случае исполнительными механизмами являются электродвигатель и механическая передача. Гидравлический же привод осуществляется при помощи специальных цилиндров. Последние, в свою очередь, управляются электромагнитным клапаном.

В некоторых случаях роботизированные коробки с электроприводом имеют гидромеханический блок с электродвигателем, который перемещает цилиндр привода сцепления. Ярким примером тому служит трансмиссия Easytronic, которая применялась на автомобилях марки «Опель».

«Робот», КПП с электрическим приводом, отличается относительно невысокой скоростью переключения передач (от 0.3 до 0.5 секунды). Но при этом он не нуждается в поддержании постоянного давления в системе, как это необходимо для гидравлических аналогов.

В то же время гидравлические КПП имеют более быстрый цикл переключения передач, который составляет от 0.05 до 0.06 секунды. По этой причине данный тип трансмиссии используется на большинстве современных гоночных машин и суперкаров (таких как «Феррари» и «Ламборджини»). На автомобилях бюджетного класса подобные коробки не применяют даже в качестве «опции».

Как работает КПП «робот»?

Работа и контроль над большинством механизмов данной трансмиссии осуществляется электронной системой, в которую входит главный блок управления, а также множество вспомогательных датчиков. Последние отслеживают все необходимые параметры КПП (положение вилок выключения передач и селектора, давление масла и т. д.) и передают их в основной блок. После электроника формирует дальнейшие действия и посылает их в виде коротких сигналов на исполнительные механизмы (электропривод и электроклапаны). Так и происходит плавное и быстрое переключение передач.

Режимы работы

Несмотря на то что конструкция роботизированной коробки основана на принципах работы механики, по желанию водителя она может функционировать в автоматическом режиме. Как работает КПП «робот» в таком случае? При переходе на автоматический режим электронный блок самостоятельно реализует заданный программой алгоритм управления коробкой. Водителю лишь остается нажимать на педаль газа и следить за ситуацией на дороге. В пробках работа робота «на автомате» очень выручает. В ручном режиме водитель имеет возможность самостоятельно переключать передачи с пониженной на повышенную и наоборот. Управление осуществляется при помощи классического рычага КПП.

Актуальность коробки в России

К сожалению, наши автопроизводители еще не ввели в практику установку роботизированных трансмиссий на свои автомобили. Однако совсем недавно завод ВАЗ заявил, что уже с 2015 года на автомобили ВАЗ «Приора» КПП «робот» будет устанавливаться серийно. Вес коробки составит порядка 34 килограмм, при этом она очень стойка к русским зимам. И если прежний автомат блокировал запуск мотора при -27 градусах, то теперешний «робот» может работать даже при 40-градусном морозе. Также ВАЗ заявил номинальный срок службы данной КПП, который будет составлять ровно 10 лет (правда, гарантийный срок почему-то заканчивается уже на 3-м году). Таким образом, завод ВАЗ старается возродить былую популярность отечественной «Приоры». Сейчас он настроен серийно производить модели 2170-2172 как минимум до 2020 года.

Преимущества

Многие водители говорят, что роботизированная коробка вобрала в себе все плюсы автомата и механики. То есть при движении вы одновременно получаете комфорт действия АКПП и при этом не беспокоитесь о повышенном расходе топлива. Вообще, высокая экономичность – главное достоинство роботизированных коробок. В основе их конструкции лежит компьютер с определенной программой управления, который распределяет усилия крутящего момента максимально рационально. В отличие от простого водителя, электроника никогда не «психует» в пробках, не впадает в депрессию, стойка к физическим нагрузкам и усталости. Именно поэтому такие коробки очень быстро обрели популярность на мировом рынке. Сейчас роботизированная трансмиссия устанавливается на автомобили класса А, В и С (в том числе и на седан «Тойота Королла»). КПП «робот» был поставлен и на немецкий полноприводный джип «Фольксваген Амарок». Сейчас "немец" в такой комплектации доступен как на европейском, так и на российском рынке.

Но это еще не все плюсы, которыми может похвастаться КПП «робот». Отзывы владельцев отмечают высокую надежность данной трансмиссии. И только при пробеге в 200-250 тысяч километров она может потребовать замены некоторых механизмов. Ремонт КПП «робот» касается, в основном, сцепления, которое терпит большие нагрузки, особенно на труднопроходимых участках дороги.

По своей стоимости данная коробка значительно дешевле стандартного автомата. Да и в обслуживании очень неприхотлива КПП «робот». Замена масла – это, пожалуй, единственная операция, которую с ней нужно производить раз в 50-60 тысяч километров.

Особенности веса

Ну и, конечно же, вес коробки. По этому параметру она превосходит автомат в несколько раз. В среднем снаряженная масса роботизированной КПП для легковых автомобилей составляет всего 30-40 килограмм. В то же время автомат весит от 50 до 100 килограмм. То есть с «роботом» автомобиль становится более легким, а соответственно, снижается нагрузка на двигатель, колеса, амортизаторы и т. д.

Недостатки

Главным минусом роботизированной трансмиссии является ее скорость переключения передач. Да-да, именно из-за этого фактора возникают большие нагрузки на двигатель автомобиля, который находится в пробке. Машина начинает разгоняться рывками, что в большей степени подходит для спортивной езды. Поэтому для любителей плавной манеры передвижения на всех «роботах» есть режим «типтроник».

И если с проблемой рывков производителям данных трансмиссий все же удалось справиться, то вопрос безопасности езды авто по склонам до сих пор не решен. Дело в том, что роботизированная коробка не имеет постоянной связи с двигателем. Поэтому при движении КПП может самопроизвольно отключиться, и тогда машина на склоне катится вниз. Но, к счастью, таких нелепых ситуаций зафиксировано очень мало. Поэтому роботизированную коробку можно охарактеризовать как одну из самых лучших среди всех существующих и как отличный аналог автомата.

Признаки неисправности КПП «робот»

Что это за трансмиссия, мы уже выяснили. Теперь о том, в каких местах данная коробка может сломаться. Первые симптомы, говорящие о грядущем ремонте роботизированной трансмиссии, появляются нескоро (примерно на 8 год эксплуатации или через 200 тысяч километров пробега). По достижении этого момента коробка начинает «творить чудеса», а именно самопроизвольно переключаться на «нейтраль». Причем такая беда случается на всех режимах работы трансмиссии.

Иногда симптомом неисправности становятся рывки при трогании авто с места. В таком случае на автомобилях «Ниссан» и «Тойота» КПП «робот» требует замены ведомого диска сцепления.

Конечно, определить истинную неисправность могут лишь специалисты. Но чаще всего на таких КПП ломается сцепление (не исключение и японская машина «Тойота»). КПП «робот» в таком случае ремонтируется путем установки ремкомплекта актуатора либо полной его замены на новый механизм.

Также неисправность роботизированной коробки может быть спровоцирована износом выжимного подшипника и его направляющей. Здесь приходится покупать новый комплект сцепления, а иногда менять переднюю часть корпуса в сборе. Но в любом случае отремонтированная коробка станет пригодной к эксплуатации еще на 150-200 тысяч километров.

Подводим итоги

Подытожим все вышеописанное. Итак, «робот» - это механическая трансмиссия с блоком управления. Она может работать и как механика, и как автомат. При этом ее конструкция проще, чем у АКПП. Также «робот» более надежен и неприхотлив в обслуживании. Автомобиль с данным типом трансмиссии потребляет на 10-15 процентов топлива меньше, чем тот, который оснащен автоматом. Плюс ко всему - водитель почти не тратит время на переключение передач (касается коробок с гидравлическим приводом).

Заключение

Мы выяснили, как работает КПП «робот», что это за механизм и в чем его особенности. Как видите, данный тип трансмиссии отлично подходит как для любителей механики, так и для фанатов автомата. Ведь в любой момент она может преобразиться из МКПП в АКПП. Но все же ее не до конца исследовали наши автолюбители, потому большинство из них боятся покупать машину с такой коробкой. Но, как видите, в обслуживании данная трансмиссия практически не нуждается, к тому же она очень надежная.

Источники: http://fb.ru/article/157545/kpp-robot---chto-eto-kak-rabotaet-kpp-robot

2 ≫

В индустрии автомобилестроения конкуренция всегда была и будет чрезвычайно высока, вследствие чего инженерам постоянно приходится удивлять потребителей различного рода новшествами в части внешнего вида и технического устройства своих автомобилей. И если изменения, касающиеся экстерьера машин, очевидны с каждым новым их поколением, то их оснащённость уже требует более детального ознакомления.

Так устроена Роботизированная КПП

Как правило, первое, на что обращают внимание любители авто, кроме, конечно же, двигателя, – это коробка передач. Этот агрегат непосредственно влияет на ходовые характеристики транспортного средства, с его помощью на колёса передаётся крутящий момент, что, собственно, и придаёт автомобилю разгон.

Разновидностей КПП в настоящее время не так уж и мало: начиная с классической механики и заканчивая более передовыми трансмиссиями в виде коробки автомата либо вариатора, не имеющего ступеней переключения передач. Относительно недавно список трансмиссий пополнился ещё одним вариантом – роботизированной коробкой передач. Принцип работы такой коробки хоть берёт за основу функционал механической трансмиссии, но имеет и ряд отличий, хотя бы потому, что процесс переключений автоматизирован и больше напоминает АКПП.

Выражаясь простым языком, роботизированная КПП по своему устройству представляет собой помесь механики и автомата: МКПП с автоматическим сцеплением и такими же переключениями скоростей.

Коробка робот в разрезе

Для того, чтобы наглядно увидеть, как робот выведен в салон, и в чём выражается его отличие от других трансмиссий, достаточно взглянуть на любой автомобиль, оснащённый роботизированной коробкой, – их серийное производство началось крупнейшими автомобильными концернами примерно с середины 2000-х годов. Вместо стандартного селектора для переключения передач и педали сцепления в салонах таких авто можно увидеть их аналоги – сервоприводы под названием «актуаторы».

Что касается поведения машины с роботизированной коробкой на дороге, то характер работы КПП будет во многом схож со своим механическим предшественником, однако утруждать себя самостоятельным переключением скоростей водителю уже не придётся. От взаимодействия автомобилиста с рычагом переключений посредством электронных блоков информация о том, в каком режиме нужно ехать, передаётся в цифровом виде, а затем обрабатывается для обеспечения корректной работы всех механизмов КПП. Блок передачи информации в данном случае практически так и называется – электронный блок управления (ЭБУ). Селектор переключений у робота чем-то немного напоминает джойстик игровой приставки, его задача – лишь указать ЭБУ, какая скорость необходима машине в текущий момент.Автолюбителями роботизированная коробка передач была воспринята довольно хорошо, их отзывы свидетельствуют о том, что инженерам свою задумку воплотить по большей части удалось: совместить лучшие характеристики механики: экономию топлива и конструктивную надёжность и удобство и практичность автомата.Встретить робот можно на автомобилях самых разных ценовых категорий: от бюджетного класса до бизнес-сегмента. Даже отечественный производитель свои последние модели автомобилей – «Lada Vesta» и «Lada XRay» — оснастил роботизированной КПП, что говорит ещё и об относительно низкой стоимости технологии такой коробки по сравнению с той же автоматической трансмиссией.

Схема роботизированной коробки передач

Как работает роботизированная коробка передач, уже было отмечено: в качестве одного из основных компонентов – автономного блока, отвечающего за переключение передач, — в роботе используется обыкновенная механика. Актуаторы – такое название получили сервоприводы РКПП от своих разработчиков — в данном случае отвечают за изменение скоростей.

Первый актуатор выполняет функцию активации/дезактивации сцепления, второй отвечает за работу шестерёнок трансмиссии. Таким образом, в выведении в салон автомобиля третьей педали, с помощью которой водитель регулировал бы сцепление самостоятельным нажатием, нет никакой необходимости в машине с роботом.Что касается конструктивных особенностей привода, производители и тут привнесли разнообразие и предложили пользователям два варианта:

НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!

Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.

  • электропривод, управление в котором осуществляется с помощью электрического моторчика, оснащённого редуктором, а также исполнительного механизма;

Схема работы РКПП

При сравнении этих приводов предпочтение автолюбители, как правило, отдают последнему – гидравлическому, — поскольку он обеспечивает более быстрые переключения, и как результат, увеличение динамики автомобиля. С другой стороны, он входит в комплектацию автомобилей среднего и высокого ценового сегмента, позволить себе приобрести которые может далеко не каждый. Электроприводом комплектуются более бюджетные варианты. Стоимость самой технологии существенно ниже электрогидравлического аналога.В обоих случаях ЭБУ контролирует работу двигателя, осуществляя автоматический мониторинг за количеством его оборотов в минуту, получает и обрабатывает данные о скорости авто, взаимодействует с антиблокировочной системой и передаёт команды, содержащие оптимальный порядок действий, на исполнительный механизм.

Первоначально роботизированные КПП, как и ручные аналоги, оснащались только одним сцеплением. Однако как на этапе тестирования, так и согласно отзывам автомобилистов, после запуска в серийное производство было выявлено определённое количество недоработок, вызывающих неудобства при эксплуатации.

Роботизированные КПП различны по собственной конструкции

Инженерами подобное упущение было оперативно исправлено, и уже вскоре автомобильное сообщество могло увидеть версию РКПП с двумя сцеплениями.В коробке с одним сцеплением переключения передач происходят с помощью механизма, состоящего из двух валов: первичного и вторичного. Сперва вращения двигателя подаются на первичный вал, который по-другому называется «ведущий». Затем крутящий момент передаётся на колёса с помощью вторичного вала посредством вращения шестерней. Если проводить аналог с действиями водителя при эксплуатации автомобиля с МКПП, то первый вал отвечает за перемещение сцепления, а второй – за переключение передач. Недостаток переноса принципа работы механической трансмиссии в автоматизированное русло заключается в том, что из-за электроники, которая, в целях сохранности сцепления, не передаёт весь необходимый момент сразу, в салоне машины чувствуется явный дискомфорт в виде задержек и последующих пинков.С добавлением ещё одного сцепления в роботизированную КПП этой проблемы удалось избежать, поскольку был добавлен ещё один первичный вал. Теперь, когда происходило переключение на первую скорость, вторичный вал уже был готов к переходу на следующую посредством своевременного зацепа шестерней.

Важно! «Таким образом, с дополнительным сцеплением смена передачи на последующую стала занимать всего несколько сотых долей секунды, что превосходит любую ручную коробку и подавляющее большинство АКПП».

Высокая экономичность — приблизительно 30%.

Очевидными преимуществами робота в сравнении с аналогами, таким образом, будут выступать:

    • долговечность и медленный износ, обусловленные конструкцией, подобной той, которая использовалась в уже проверенных и зарекомендовавших себя весьма надёжными механических коробках передач;
    • более низкий расход рабочей жидкости коробки-робота – масла, который обеспечивается относительно небольшими габаритами трансмиссии и, соответственно, гораздо меньшим занимаемым пространством под капотом в сравнении с автоматом;
    • габариты РКПП обеспечивают ей ещё одно преимущество в виде прибавки к динамическим характеристикам, особенно на автомобилях массой до 1500 килограммов;
    • сцепление показывает наибольшую эффективность именно на роботизированных коробках передач;
    • стоимость коробки-робота существенно ниже автоматической трансмиссии, соответственно, и сам автомобиль, который ей оснащён, будет дешевле, если сравнивать его с такой же моделью, но на автомате;
    • помимо автоматизированного режима, на роботе практически во всех его вариациях присутствует возможность переключать передачи самостоятельно (аналог АКПП tiptronic);

отрицательные стороны роботизированной КПП

  • потребление топлива у автомобилей с интегрированной роботизированной коробкой уменьшено в сравнении с автоматом и вариатором, а также сопоставимо с механикой;

Ни один механизм, сколь многочисленны бы ни были его достоинства, не лишён и недостатков. У коробки-робота самыми очевидными минусами являются:

  • задержки при переключениях в версиях с одним сцеплением. Впрочем, этот недостаток был впоследствии устранён изготовителями, и теперь, чтобы избежать подобного дискомфорта при эксплуатации автомобиля, достаточно выбрать версию, оснащённую РКПП с двумя сцеплениями;
  • цена на версию с гидравлическим приводом вплотную приближается к стоимости автомата, это касается и цен на обслуживание агрегата;
  • ввиду относительно недавнего поступления на автомобильный рынок роботизированная коробка передач подлежит ремонту далеко не на каждой станции технического обслуживания;

роботизированная коробка передач — это чуда техники

Выбор автомобиля с любой трансмиссией должен быть обоснованным, поскольку при последующей эксплуатации придётся столкнуться как с положительными моментами в работе агрегата, так и с некоторыми, порой даже значительными, затруднениями. Роботизированная коробка передач плюсы и минусы тоже имеет, однако число первых явно перевешивает, что и сделало РКПП настолько востребованной в столь короткий срок.Единственный важный момент – имея автомобиль, оснащённый роботизированной коробкой передач, необходимо позаботиться о том, чтобы на примете всегда были мастера, способные обслуживать трансмиссию, как планово, так и в случае возникновения неисправностей.

Сохраните ссылку чтобы не потерять, она Вам понадобиться:

Источники: http://akppgid.ru/vse-ob-akpp/robotizirovannaya-korobka.html

3 ≫

Тяговые характеристики двигателей внутреннего сгорания и их приспособляемость к нагрузке недостаточны для прямого привода. Для адаптации используются разнообразные типы коробок перемены передач, которые позволяют изменить частоту вращения в достаточно широком диапазоне.

Помимо этого, такой механизм обеспечивает возможность движения задним ходом, длительной остановки автомобиля с работающим силовым агрегатом.

Коробка передач робот оснащается автоматом для управления работой устройства в заданном режиме с учетом нагрузки и других условий движения. Процессом руководит электронный блок, запрограммированный определенным образом.

Водитель осуществляет выбор алгоритма и задает его при помощи селектора, кроме того, он может перенимать управление работой механизма и производить переключения как на обычной механике.

Использование роботизированных коробок обеспечивает водителю максимально комфортные условия. Нет необходимости отвлекаться и терять время на переключения передач, а заложенные в процессор программы обеспечивают (в зависимости от условий движения) максимальную экономию топлива.

Большинство ведущих автопроизводителей, и АвтоВАЗ в их числе, широко используют коробки передач такого типа на транспортных средствах разных классов.

В настоящее время существует множество разнообразных конструкций механизмов автомобильных трансмиссий. Для ответа на вопрос: коробка передач робот — что это такое?, следует разобраться в ее устройстве, изучить принцип работы и проанализировать достоинства и недостатки. Практически любой сложный механизм имеет свои плюсы и минусы, устранение которых невозможно без коренной переделки системы.

По своей сути роботизированная коробка является логическим развитием традиционной механической. В ней функции управления переключением передач автоматизированы и контролируются электронным блоком. Помимо этого процессор дает команду на исполнительный механизм сцепления для разобщения двигателя и трансмиссии при перемене передаточного числа.

Роботизированная коробка работает в комплексе с иными элементами трансмиссии. Автоматизированное управление согласуется с работой сцепления, предназначенного для обеспечения переключений.

За все время развития автомобилестроения предпринимались множественные попытки упростить управление трансмиссией. Первые удачные конструкции роботизированных коробок передач, пошедшие в серию, появились только после оснащения машин процессорами. Все попытки автоматизировать управление при помощи электромеханических и гидравлических устройств не дали положительных результатов.

Они оказались слишком ненадежными и не обеспечивали приемлемой скорости переключения. Еще одним недостатком такого рода коробок была излишне высокая сложность и, как следствие, запредельная стоимость.

Решить все технические проблемы стало возможным только с появлением компактных и недорогих процессоров и датчиков, контролирующих режимы работы двигателя и трансмиссии.

Конструкция

Многие производители автомобилей самостоятельно занимались разработкой данного класса механизмов. Это обеспечило достаточно большое разнообразие конструкций коробок передач роботов, тем не менее, можно выделить в них общие элементы:

  • электронный блок управления;
  • механическая коробка передач;
  • сцепление фрикционного типа;
  • система управления переключением передач и муфтой.

Нередко функции электронного блока выполняет бортовой компьютер, контролирующий работу системы питания и зажигания в силовом агрегате. Процессор устанавливается вне картера коробки и соединяется с нею кабельными системами. Особое внимание при этом уделяется защите соединений, используются специально разработанные уплотнители. Нередко контактные группы покрываются тонким слоем золота для предотвращения окисления.

За основу роботизированных коробок обычно берутся хорошо себя зарекомендовавшие устройства. Так, компания Mercedes-Benz при изготовлении агрегата Speedshift использовала АКП 7G-Tronic, вместо гидротрансформатора использовали многодисковое сухое сцепления фрикционного типа.

По аналогичному пути пошли и баварские автомобилестроители из BMW, оснастив шестиступенчатую механическую коробку автоматизированной системой управления.

Обязательным элементом, обеспечивающим работу коробки, является механизм сцепления. В случае с роботизированным устройством применяется конструкция фрикционного типа с одним или несколькими дисками. В последние годы появились трансмиссии с двойным механизмом сцепления, работающими параллельно. Такая конструкция обеспечивает передачу крутящего момента от двигателя без прерывания.

Системы управления работой сцепления и переключением передач бывают двух видов: с электрическим или гидравлическим приводом. Каждый из вариантов имеет свои положительные и отрицательные стороны. Возможны комбинации из названных выше способов управления коробкой, позволяющие максимально использовать достоинства обеих конструкций и свести к минимуму их недостатки.

Электрический привод сцепления использует сервомоторы, которые обеспечивают минимальное энергопотребление. Отрицательным моментом является крайне низкое время переключения передач (в пределах от 300 мс до 500 мс), что приводит к рывкам и повышенным нагрузкам на детали трансмиссии.

Гидравлические приводы работают значительно быстрее, это делает возможным оснащение такими коробками даже спортивных автомобилей. На суперкаре Ferrari 599GTO время переключения составляет всего – 60 мс, а у Lamboghini Aventador и того меньше – 50 мс. Такие показатели обеспечивают данным машинам высокие динамические характеристики при сохранении плавности движения.

Принцип действия

Для того, чтобы понять как работает роботизированная коробка передач, следует получить представление об алгоритме работы ее механизмов.

Водитель запускает двигатель, выжимает педаль тормоза и переводит селектор в определенное положение. Привод сцепления разрывает поток мощности, а исполнительный механизм коробки производит подключение выбранной передачи.

Водитель отпускает тормоз и плавно увеличивает обороты, автомобиль начинает движение. В дальнейшем все переключения производятся в автоматическом режиме, при этом учитываются заданный режим и данные от датчиков. Управление механизмом осуществляется процессором в соответствии с выбранным алгоритмом. При этом у водителя имеется возможность вмешиваться в работу коробки.

Видео — роботизированная КПП (робот):

Полуавтоматический режим роботизированной трансмиссии аналогичен функции ручного управления автоматической коробки — Tiptronic. В таком случае водитель при помощи рычага селектора или переключателей установленных на рулевой колонке производит переключения передач с понижением или повышением. Отсюда исходит и другое название роботизированной коробки – секвентальная.

Трансмиссия такого типа получает все большее распространение на автомобилях. При этом наблюдается следующее разделение: коробками с электрическими сервомоторами комплектуются бюджетные модели. Ведущие автопроизводителя разрабатывают и выпускают серийно следующие типы механизмов:

Для более дорогих моделей производятся коробки с гидравлическим приводом:

Самая продвинутая по показателям роботизированная коробка ISR (Independent Shifting Rods) устанавливается на суперкары от компании Lamborghini.

Развитие и невысокая стоимость электронных блоков управления сделали возможным их применение на серийных моделях машин. Они имеют разные виды трансмиссии и возникает закономерный вопрос — в чем разница между коробкой передач роботом и автоматом? Если таковые отличия существуют, то какой вид из них будет лучше отвечать требованиям водителя и на какие характеристики следует обратить внимание при выборе автомобиля.

Разница между роботизированной коробкой и автоматом состоит в конструкции сцепления. Вместо гидротрансформатора в ней используется одно- или многодисковое сухое сцепление фрикционного типа.

В редукторе, как в механике, ведущие и ведомые шестерни находятся в постоянном зацеплении и задействуются они при помощи специальных муфт. Для уравнения угловых скоростей используются синхронизаторы.

Видео — тест драйв Лада Приора с роботом АМТ:

В автоматических коробках преимущественно используются редукторы планетарного типа и сложная система управления их функционированием. В первом и втором варианте выбор передаточного отношения определяется автоматикой. Это освобождает водителя от необходимости отслеживать режимы работы двигателя и производить переключения.

В сравнении автоматической коробки с роботом, лидером по такому показателю, как экономичность, является второе устройство. В сухом сцеплении механические потери значительно ниже, нежели у гидротрансформатора.

С другой стороны, автомат лучше обеспечивает плавность движения и езда в таком автомобиле более комфортная. Еще одним недостатком такого типа трансмиссии является дороговизна ремонта, который может выполняться только высококвалифицированными специалистами в условиях техцентра.

При выборе между роботизированной коробкой и автоматом следует принимать все вышеперечисленные факторы. Для недорогих бюджетных моделей существенными являются стоимость автомобиля и издержки на его содержание. При покупке элитных автомобилей такие вопросы обычно не имеют особого значения. Для водителя разницы в управлении автоматом или роботом практически нет.

Сложные системы, к каковым относятся и автомобильные трансмиссии, имеют вполне определенные достоинства и недостатка. Ниже приведен анализ плюсов и минусов в конструкции и эксплуатации роботизированной коробки передач. При этом в расчет принимаются динамические, стоимостные и некоторые другие характеристики агрегата.

К перечню положительных сторон коробки передач с роботизированным управлением можно отнести следующее:

  • Высокая надежность механизма редуктора, проверенного длительной эксплуатацией.
  • Применение сухого сцепления фрикционного типа способствует снижению потерь и уменьшению расхода топлива.
  • Небольшое количество эксплуатационной жидкости – трансмиссионного масла порядка 3-4 литров, против – 6-8 литров у вариатора.
  • Высокая ремонтопригодность роботизированной коробки (фактически в качестве ее основы используется хорошо известная механика).
  • Автоматика повышает ресурс сцепления до 45 – 55 % по сравнению с традиционным управлением педалью.
  • Наличие полуавтоматического режима, позволяющего водителю вмешиваться в работу агрегата при движении в сложных дорожных условиях на подъеме или в пробке.

Достоинства КПП «робот» очевидны, что способствует повышению популярности данного типа трансмиссии на автомобилях разного класса. Усилиями инженеров и конструкторов агрегат постоянно совершенствуется, его характеристики улучшаются.

Видео — как работает роботизированная коробка передач на Лада Приора:

Тем не менее, у роботизированной коробки передач имеются и некоторые минусы:

  • Невозможность перепрошивки процессора и задания иного алгоритма управления с целью повышения динамических характеристик автомобиля.
  • Невысокая скорость перемены передач у коробок с электрическими сервоприводами, которые невозможно исправить без переделки всей конструкции.
  • Возможность пробуксовки сцепления и перегрева механизма при движении на низкой скорости в горку или в городской пробке. Опытные водители рекомендуют в таком случае использовать режим Tiptronic.
  • Частые рывки при автоматическом переключении передач, сброс газа перед данной операцией или равномерный режим движения, позволит снять остроту проблемы.

У робота есть целый ряд преимуществ перед иными видами трансмиссий и некоторые недостатки. Такой тип механизма рекомендуется водителям со спокойной манерой управления автомобилем.

Для любителей прокатиться с ветерком такая коробка будет слишком задумчивой. Все имеющиеся минусы механизма своими силами устранить невозможно, поэтому к его особенностям следует просто приспособиться.

В целом коробка передач робот заслужила положительные отзывы автовладельцев. Особенно отмечаются большой ресурс работы, высокая надежность и её неприхотливость.

По некоторым отзывам покупателей Датсун Он-До можно отметить, что они с удовольствием бы купили этот автомобиль, укомплектованный роботом.

Как подобрать масло для автомобиля можете прочитать в статье.

Видео — нюансы работы роботизированной коробки передач:

Как быстро избавиться от царапин на машине

Защитить автомобиль от грязи поможет жидкое стекло

Надоело чистить салон своего авто? Это поможет >>>

Как защитить себя от слепящего солнца и фар за рулем?

Устает спина за рулем? Полезный подарок водителю!

Источники: http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/avtoustrojstva/transmissiya/robot/korobka-peredach.html


Back to top