Типтроник: что это такое, как пользоваться функцией АКПП

1 ≫

Производители автомобилей постоянно совершенствуют узлы и агрегаты машин, добавляя им новые функции или улучшая существующие. Многие водители задаются вопросом – типтроник: что это такое? Прочитав статью, вы получите ответ на этот вопрос, узнаете о принципах работы такого устройства, его преимуществах и недостатках.

Как работает коробка передач

Любой автомобильный двигатель эффективно работает лишь в небольшом диапазоне оборотов, близких к пику мощности. Если обороты двигателя сильно отличаются, то падает крутящий момент (мощность). Чем медленней вращается коленчатый вал двигателя, тем ниже мощность. Однако, раскручивать мотор до 4–5 тысяч оборотов в минуту, чтобы стронуть с места автомобиль – верный путь к быстрому выходу силового агрегата из строя. Для этого нужна коробка переключения передач (КПП), чтобы преобразовывать соотношение скорость/крутящий момент мотора в такое, которое больше подходит для движения автомобиля. Коэффициент преобразования (передаточное число) зависит от типа КПП, мощности мотора и выбранной скорости. На первой скорости оно нередко достигает 4–4,5, то есть на 4–4,5 оборота коленчатого вала приходится один оборот приводного вала. На высших передачах это соотношение достигает 0,75–0,95. Дополнительное увеличение крутящего момента дает и редуктор (главная передача). Его соотношение неизменно и находится в пределах 2,5–4,5. У переднеприводных машин редуктор является неотъемлемой частью КПП, а на заднеприводных установлен отдельно.

После достижения определенной скорости, на которой двигатель набирает обороты, немного превышающие пик мощности, необходимо переходить на следующую передачу с меньшим коэффициентом. Это немного снижает крутящий момент колес, но увеличивает скорость их вращения. Затем происходит переход на следующую скорость. Если автомобиль начал подниматься в гору или необходимо совершить резкий маневр, связанный с быстрым ускорением, необходим переход на пониженную скорость, обеспечивающую больший крутящий момент колес. В механических КПП (МКПП) это происходит вручную. В автоматических КПП (АКПП) это происходит без участия водителя.

Что влияет на коэффициент передачи

Несмотря на большое количество различных типов АКПП, существуют всего два основных способа изменения коэффициента передачи:

Пример коробки вариатора

В первом изменение происходит за счет сближения торцов бобин, которые соединены между собой ремнем. Чем сильней сжимает торцы, тем больше получается диаметр бобины. Этот же принцип реализован в цепной вариаторной АКПП. Такое изменение передаточного числа обеспечивает плавность набора скорости и быструю адаптацию к любому режиму езды без всякого усложнения коробки. В шестереночных АКПП и МКПП изменение происходит благодаря соединению различных групп шестеренок ведущего и ведомого валов. Каждая группа обладает собственным коэффициентом передачи. В МКПП водитель самостоятельно переключает скорости, а в АКПП это происходит автоматически.

Что такое типтроник

Система под названием типтроник позволяет вручную переключать передачи шестереночных гидромеханических АКПП. Типтроник реализует такое же переключение скоростей, как и мотоциклетная КПП:

  • нажатие на кнопку повышения передачи приводит к включению следующей скорости;
  • нажатие на кнопку снижения передачи приводит к переходу на предыдущую скорость.

Если АКПП работает в режиме пятой передачи. и водитель с помощью рычага активирует переключение скорости вниз, то вне зависимости от всех остальных условий, типтроник подключит соответствующие шестерни.

Никакого прямого воздействия на валы и шестеренки со стороны водителя не происходит. Типтроник оснащен системой защиты, которая не позволяет трогаться с места на любой передаче, кроме первой. Также эта система блокирует переключение передач, если оно представляет угрозу для АКПП.

Типтроник – плюсы и минусы

Типтроник позволяет объединить сильные стороны автоматических и механических КПП. Как и любая другая АКПП, типтроник обеспечивает автоматический выбор передач, соответствующих режиму езды. Для неопытных водителей, которые с трудом ориентируются в дорожной ситуации, эта функция будет очень полезной. Типтроник, как и АКПП, облегчает управление машиной во время городского движения, ведь водителю не приходится постоянно переключать передачи. При движении по трассе АКПП ничем не лучше МКПП, а в некоторых ситуациях автомат даже уступает механике.

АКПП выставляет передачу с учетом постоянной скорости движения, нагрузки на мотор и расхода топлива, но не может реагировать на изменение дорожной ситуации.

Когда требуется быстро обогнать движущийся впереди транспорт, автоматическая коробка не всегда успевает вовремя переключиться, в результате передаточное число оказывается недостаточным и мотор не может обеспечить нужный разгон. На автомобилях с механической КПП водитель заранее включает пониженную передачу, в результате чего двигатель придает автомобилю необходимое ускорение. Еще одно преимущество механики перед автоматами – меньший расход топлива, разница достигает 20%. Это вызвано тем, что водитель учитывает большее количество факторов, чем автомат, поэтому может точнее выбирать передачи.

Типтроник позволяет реализовать оба этих преимущества в автомобилях с автоматической КПП. При необходимости водитель сможет включить пониженную передачу и провести быстрый обгон, а также может самостоятельно выбирать передаточное число и режим работы мотора, благодаря чему снизится расход топлива.

Источники: http://autolirika.ru/teoriya/chto-takoe-tiptronik.html

2 ≫

Коробка передач Tiptronic совмещает в себе функции автоматических и механических моделей. Этот тип КПП был разработан компанией « Fiat » для концерна « Porsche ». В настоящее время данный вид коробки передач массово используется практически всеми производителями авто.

Главным отличием Tiptronic от аналогичных автоматических моделей является возможность управления трансмиссией напрямую. При этом присутствует функция передачи бортовому компьютеру контроля за переключением скоростей, как в АКПП.

Почему так популярная коробка передач Типтроник , что это такое и как функционирует? Для ответа на эти вопросы необходимо разобраться с принципом работы и устройством. Главным конструкционным отличием является встроенный блок, позволяющий осуществлять переключение вручную. Но в отличие от механических аналогов это происходит не напрямую, а с помощью специального модуля. В режиме автоматической работы смена передач выполняется компьютерной системой. При смещении рычага в режим « Tiptronic » изменение делается вручную.

Существует два способа переключения скоростей в автомобиле:

  • С помощью рычага. Его необходимо установить в боковой паз, предварительно нажав предохранительную кнопку. Для активации повышенной передачи смещение выполняется в сторону «+», для понижения к « -» ;
  • «Лепестки» под рулевым колесом. При активации одного из них компьютер переключит работу КПП в ручное управление. Если длительное время команды не будут поступать на изменение скоростей – система перейдет в автоматический режим работы.

Так как ездить на Типтронике достаточно просто – многие автоконцерны предлагают опцию класса «Спорт» по умолчанию или в качестве дополнительной. Но перед этим необходимо выяснить нюансы управления машиной с этой КПП.

Выбор типа КПП является одним из определяющих при анализе моделей автомобилей. Механические и автоматические обладают рядом преимуществ и недостатков. Система Типтроник , несмотря на свою сложность, объединила положительные качества классических коробок передач.

Для сравнения различных систем необходимо проанализировать их эксплуатационные и технические качества. При этом необходимо учитывать личностные предпочтения и требования. Для некоторых главным показателем является степень комфорта, для других — показатели экономичности.

Зная, чем отличается Типтроник от автомата и механической системы, можно на основе имеющихся данных сравнить их:

  • Расход топлива. Лучшими показателями обладают МКПП, худшими — автоматические аналоги. Использование Tiptronic дает возможность водителю частично влиять на расход топлива, переключая режимы управления;
  • Простота управления. При вождении машины с АКПП не отвлекается внимание на своевременное переключение скоростей. В особенности это ощущается во время езды в городской черте. Однако время «срабатывания» электронного управления может быть слишком долгим, что не является критичным при поездках на дальние расстояния. Поэтому Типроник дает возможность выбрать оптимальный способ под конкретную ситуацию;
  • Эксплуатация и обслуживание. Ремонт автоматической КПП намного дороже, чем механического аналога. Из-за специфики конструкции это же характерно для гибридной коробки.

В особенности возможность переключения режимов ощущается в зимний период, когда ситуация на дороге требует быстрой смены передач. Это же касается вынужденных остановок по сигналу светофора во время движения в городской черте.

Нельзя однозначно ответить на вопрос « типтроник или автомат — что лучше?». Все зависит от особенностей эксплуатации авто и профессиональных навыков водителя. Но тенденция установки этой системы по умолчанию практически на все модели машин указывает на преимущества этого вида КПП перед остальными.

Одним из существенных преимуществ вождения автомобиля с КПП Tiptronic является возможность выполнять частичное или полное торможение двигателем. Но не все водители знают, в каких случаях необходима смена режимов управления КПП.

Прежде всего необходимо помнить, что автоматическая работа коробки передач увеличивает время безремонтной эксплуатации. Компьютер по текущим параметрам работы двигателя определит оптимальный режим. Поэтому любое внешнее вмешательство (переход в ручное управление) влечет за собой незначительное нарушение в работе системы. Это напрямую влияет не только на расход топлива, но и на ресурс агрегата.

Учитывая это можно выделить такие рекомендации по эксплуатации машин с КПП Типтроник :

  • Во время обгона;
  • При возникновении критической ситуации. Переход на ручной режим позволит быстро набрать скорость или совершить маневр ;
  • Езда по бездорожью. Самостоятельное переключение передач частично может сгладить прохождение неровностей, что положительным образом скажется на состоянии подвески и в целом на комфорте.

В целом у каждого водителя после небольшой практики формируются индивидуальные предпочтения по выбору режимов работы КПП. Важно понимать преимущества и недостатки этой системы. Поэтому для составления объективного мнения необходимо изучить отзывы.

«После небольшого срока поездок с коробкой Типтроник могу сказать, что она значительно лучше, чем другие коробки передач. В городе предпочитаю выбирать автоматический режим, на трассе — ручной. Автоматика не дает ощущения скорости на шоссе, поэтому перехожу на самостоятельное управление работой КПП.

Во время обгона можно смело переключаться на две или даже три скорости при пониженных передачах. Одновременно с этим за правильностью работы коробки следит компьютер, который не даст совершить критической ошибки. Для уменьшения эффекта дерганья при переключении необходимо повысить обороты, а система сама переключит скорость»

Николай, г. Калуга, 38 лет

«По моему мнению, Tiptronic необходим лишь для любителей спортивной езды. Его наличие в стандартных серийных автомобилях нецелесообразно. Современные АКПП прекрасно справляются с возложенными задачами. Если же некоторые думают, что наличие Типтроник позволит научиться ездить «на механике» — они сильно заблуждаются. Бортовой компьютер в любом случае будет контролировать их действия.

На практике хоть и имею в своем авто эту систему – ей практически не пользуюсь. Всегда езжу только на автомате. Конечно, после покупки авто несколько раз пробовал переключать режимы во время езды, но на комфорте или расходе топлива это сильно не сказалось».

Евгений, 27 лет. г . Магнитогорск

«Для меня Типтроник стала настоящим спасением. Водительское удостоверение получила недавно, навыков езды особых нет. Поэтому включаю режим «автомат». Муж — водитель старой закалки, и предпочитает сам переключать передачи. Так что мы пользуемся нашим авто поочередно».

Людмила, г. Санкт-Петербург, 42 года

«После приобретения авто с КПП Tiptronic особо не ощущал потребности в этой системе. Обычно езжу только на «автомате», пределы города покидаю редко. Однако после ситуации, когда опаздывал на самолет, поменял отношение к этой функции. Перешел на ручное управление и успел. Единственный недостаток – пришла «открытка» из ГБДД с фотографией о превышении скорости».

Михаил, г. Тамбов, 34 года

«По моему мнению, Типтроник разработали специально для России. Незаменимая вещь при езде по бездорожью или при гололеде. Автоматический режим удобен для хороших дорог с нормальным покрытием. Если же необходимо переключиться сразу на вторую – начинаю пользоваться ручным управлением».

Источники: http://myfords.ru/korobka-peredach-tiptronic

3 ≫

Главное предназначение любой коробки передач – обеспечение необходимого диапазона изменения крутящего момента при различных режимах движения автомобиля. Одной из видов АКПП с функцией ручного режима переключения передач является Типтроник. В статье разберем, что такое Типтроник, чем она отличается от обычного автомата, определим ее основные плюсы и минусы. Не оставим без внимания и устройство, а также принцип работы Tiptronic.

Термин «Типтроник» имеет двойственное значение. С одной стороны, это название торгового бренда, зарегистрированного в 1989 году и принадлежащего производителю спортивных автомобилей Porshe. С другой – это коробка автомат, сочетающая функции автоматической КПП с ручным управлением.

Изначально система Типтроник была создана для автоспорта с целью обеспечения быстрого переключения передач за счет того, что селектор управления имеет минимальный ход.

Заблуждением является мнение, что понятие «Типтроник» обозначает отдельную конструкцию АКПП, включающую функцию ручного переключения передач. Типтроник является только функцией автомата, которая предназначена для контроля динамики автомобиля в различных режимах работы двигателя. Для классической автоматической трансмиссии это недоступно.

С начала 2000-х годов в автомобильной промышленности коробка Tiptronic стала получать широкое распространение.

Первый «Типтроник» в разрезе

Сегодня этот термин стал нарицательным в связи с использованием АКПП с типтроником в автомобилях многих производителей. В настоящее время под этой коробкой может подразумеваться любая КПП с возможностью имитации ручного управления. С другой стороны, не каждая коробка автомат с возможностью ручного переключения передач копирует разработку Porsche и подпадает под условия товарного знака Tiptronic.

Сегодня АКПП с функцией Типтроник используется в следующих автомобилях:

2.BMW – здесь данная функция носит несколько иное название – Стептроник

Такая же функция ручного переключения используется в роботизированных КПП DSG и S-Tronic, а также в вариаторе Multitronic.

Устройство Tiptronic практически ничем не отличается от устройства классической АКПП. Да и движение в автомобиле с типтроником идентично движению машины, в которой установлен обычный автомат. Разница лишь в том, что коробка Типтроник позволяет водителю при необходимости быстро перевести селектор управления в ручной режим работы.

Работает система Типтроник при помощи переключателей в селекторе КПП и переключателей (при наличии) на рулевом колесе.

Селектор КПП может быть оснащен переключателями в количестве от одного до трех: один – для включения режима, второй и третий – для переключения на пониженную и повышенную передачи. Сигналы от переключателей передаются в электронный блок управления трансмиссией, который запускает алгоритм программы и обеспечивает переключение скоростей.

Особенность алгоритма смены передач в коробке Tiptronic следующая: при повышении передач селектор занимает переднее не фиксируемое положение, при понижении– селектор переходит в заднее не фиксируемое положение. Этот алгоритм отличается от общепринятого переключения скоростей, когда селектор толкается назад для повышения передачи и вперед для ее понижения.

Схема переключения передач

Коробка Типтроник работает в двух режимах: полного автомата и ручного управления. В ручном режиме водитель не просто ограничивает АКПП использованием некоторого диапазона передач (например, не выше третьей), а самостоятельно решает, какая конкретная передача должна быть включена.

Автоматический режим имеет те же позиции – D, N, R, P, но сбоку есть специальный вырез под ручной режим. Когда селектор при переключении скоростей перемещается в этот паз, осуществляется ручное управление работой КПП. Регулировать передачу можно перемещением рычага в положение «+» или «-».

Выключается Tiptronic обратным перемещением селектора передач в положение D. На некоторых моделях автомобилей переключение выполняется с помощью подрулевых переключателей (лепестков). Установленная передача отображается на панели приборов.

При нажатии на подрулевые переключатели система управления переводит коробку в ручной режим, минуя переключение рычага селектора. Если подрулевые лепестки не используются водителем, то система управления сама переводит коробку в автоматический режим работы.

По сути, коробка Tiptronic — это автоматическая коробка передач с функцией ручного управления. Но это не обычная АКПП, это все же принципиально новая коробка, которая, например, в отличие от автомата может тормозить двигателем.

Tiptronic эффективен в любых условиях. Например, можно быстро перейти на понижающую передачу и повысить тем самым динамику автомобиля. АКПП себе такое позволить не может. Помимо этого, в неблагоприятных дорожных условиях можно заранее выбрать пониженную передачу, а значит, чувствовать себя более уверенно на дороге.

Современный типтроник в разрезе

Режим Типтроник в АКПП предоставляет водителю больше возможностей при управлении транспортным средством.

В коробке Tiptronic переключение в ручной режим абсолютно безопасно, электронная система заблокирует все недопустимые для автомобиля условия работы. В то же время при торможении компьютер автоматически понизит передачу, и движение транспортного средства будет осуществляться с первой передачи.

Какие еще положительные стороны можно найти у Tiptronic?

  1. Экономия топлива
  2. Улучшенная динамика автомобиля

А как же с минусами? Немного, но они есть!

  1. Сложность конструкции
  2. Система Типтроник увеличивает стоимость АКПП

Источники: http://techautoport.ru/transmissiya/korobka-peredach/tiptronic.html


Back to top