Бизнес план автомойки с расчетами: как открыть автомойку с нуля

1 ≫

Хотите открыть свой бизнес, и не знаете с чего именно начать? Автомойка — это то, что вам нужно. В этой статье вы найдете примерный бизнес-план по открытию автомойки с нуля с некоторыми расчетами и финансовыми выкладками.

Резюме

Настоящий бизнес-план автомойки представляет собой проект организации автомойки (далее – Автомойка) с окупаемостью в два года.

Цели проекта:

  1. Создание высокодоходного предприятия
  2. Получение стабильной прибыли
  3. Насыщение потребительского рынка услугами по мытью автомобильного транспорта

Источник финансирования проекта: собственные средства, либо банковский кредит под 23% годовых

Полная стоимость проекта: 3 500 000 рублей

Выплаты кредитных средств и процентов по кредиту начнутся с первого месяца реализации проекта к оглавлению ↑

Этапы реализации бизнес-плана автомойки

Начало выполнения проекта – с момента одобрения бизнес-плана Заказчиком, либо с момента получения заемных средств. Этапы реализации проекта и сроки их выполнения представлены в Таблице №1

Общая характеристика проекта

В последние годы автовладельцы предпочитают приобретать дорогие автомобили, которые, как раньше не помоешь просто ведром с тряпкой. Их обслуживание требует мытья на профессиональной мойке, где работу выполняют квалифицированные работники, несущие ответственность за свои действия.

Именно востребованность в специальном оборудовании позволило в свое время появится первым мойкам высокого давления, разработанные в компании «Karcher». Однако в настоящее время появились и другие, более совершенные технологии, позволяющие мыть автомобиль совершенно его не касаясь. Речь идет об бесконтактной автоматической мойке. И. что самое главное, владельцы автомобилей готовы платить за оказание услуг более технологичным способом, а это значит, что качество повышения услуг по мытью авто можно и нужно постоянно повышать.

Основные услуги на большинстве автомоек не меняются уже несколько десятков лет, это:

  • Мойка автомобиля снаружи
  • Полирование кузова
  • Мытье подкапотного пространства
  • Сухая и влажная уборка салона автомобиля

Как правило, автомойка расположена в крытом помещении (для оказания круглогодичных услуг), с количество помывочных боксов от 2 до 5. Наиболее проблематичный этап открытия Автомойки – получение необходимых разрешений и документов. Обычно весь процесс поиска подходящего места для автомойки с наличие поблизости нужных инженерных сетей и оформления бизнеса и занимает около полугода. В течение этого времени необходимо получить разрешения Роспотребнадзора, пожарной инспекции, службы экологического надзора, территориального управления района, в котором будет располагаться заведение.

Особенно жесткие требования предъявляются к Автомойке со стороны экологической службы. По действующему законодательству автомобильные мойки не могут располагаться ближе 70 метров (на деле это расстояние – не менее 100 метров) к ближайшим жилым домам. Кроме того они требуют установки дорогостоящей специальной замкнутой системы слива и очистки воды. Слив в обычную ливневую дорожную канализацию категорически запрещен, ведь в воде после мытья авто остаются следы ГСМ. Рециркуляция воды требует выкапывания ямы объемом не менее 6 куб метров.

Есть вариант заключения договора на обслуживание и очистку сточных вод с городским управлением водоканала, но сумма тоже выйдет немаленькая. Кроме этого потребуется договор с соответствующей службой на очистку очистительной системы от шлама (грязи), которая производится минимум 1 раз в 2 недели.

Фактически же дела обстоят так, что на большинстве автомоек (по оценкам – около 80% от всего количества) требованием установки систем замкнутой очистки просто пренебрегают, предпочитая заплатить штраф, либо монтируя муляжи таких систем, нежели после установки реальной системы очистки раз в 2-3 месяца тратить дополнительные средства на ее обслуживание.

Как тип объекта Автомойка может быть нескольких типов:

  • С использованием ручного и автоматизированного труда
  • Тоннельная (авто передвигается по конвейеру с установленным на нем оборудованием) и портальная ((авто стоит на месте, оборудование передвигается вокруг)
  • Стационарная или мобильная

Наиболее оптимальный тип автомойки для себя выбирает хозяин заведения, составляя бизнес-план автомойки с расчетами. Вариант с минимальными вложениями – это автомойка с ручным трудом, требующий примерно от 5 до 7 тысяч долларов вложений. Впрочем, учитывая быстроту окупаемости этого бизнеса, это считается относительно небольшим вложением. Возможно, что при отсутствии требуемых средств, бизнес-план по открытию автомойки придется предоставлять в банк для получения кредита, поэтому все «мелочи» должны быть предусмотрены.

Самый удобный вариант для клиента – мобильная мойка, работающая по вызову. Как правило, такие мойки для мытья автомашин вызывают владельцы автотранспортных предприятий, чтобы не «гонять» на мойку весь автопарк. Если для автовладельца это удобно, то для хозяина это очень выгодно, потому что такие услуги предполагают заключение срочного договора на оказание услуг по мойке машин, а это весьма солидная прибыль.

По оценкам специалистов основные виды моек, приносящих своему владельцу стабильную прибыль, это:

  1. Автомойки с минимальным «набором» предлагаемых услуг и высокой ежедневной пропускаемостью. Такие мойки наиболее выгодны на оживленных участках автодорог, и используются в основном водителями, которые дорожат своим временем. Быстрое обслуживание автомашины (максимум 15 минут) позволяет повысить производительность. Оборудование для такой автомойки нужно только автоматическое, способное обслуживать до 50 машин за 1 час. Ручной труд сводится к минимуму, соответственно, сокращаются и расходы на заработную плату.
  2. Второй тип – обратный. Это автомойка с широким спектром предлагаемых услуг и первоклассным обслуживанием, предполагающим большие затраты времени. Такие автомойки рассчитаны на людей, которые в обмен на качественное обслуживание готовы потерять до 1,5 часов. В подобный комплекс услуг обычно включены – мытье подкапотного пространства, химическая чистка салона авто, полирование внешней и внутренней частей автомобиля, чернение покрышек, и др.

Часто на таких мойках проводится косметическая предпродажная подготовка. Такие автомойки требуют только использование ручного труда. Низкая производительность компенсируется заказом нескольких услуг, и за счет времяпровождения клиентов в ожидании своего автомобиля. С целью извлечения прибыли в комнатах ожидания и отдыха владельцы автомоек устанавливают кофейные аппараты, открывают кафе, небольшие магазины, и т.д., которые часто приносят до 40% всей выручки.

Некоторые специалисты, работающие в сфере данного рынка услуг, приводят следующее распределение категорий автомоек:

  1. По классификации авто (легковые, джипы, микроавтобусы, грузовые)
  2. По типу установленного оборудования (щеточное, бесконтактное, комбинированное)
  3. По пропускаемости (с малой производительностью – от 30 до 50 автомобилей в час, средней – от 50 до 80 авто в час, высокой – от 80 до 160, сверхвысокой – более 150 авто в час, такие автомойки в России пока нигде не установлены и встречаются только в США)
  4. По стоимости оборудования (эконом-класса – от 60 тысяч евро, следующая категория – от 95 тысяч евро, и дорогие – от 180 тысяч евро)

Помещение для Автомойки более выгодно арендовать, найдя подходящее по всем параметрам здание, нежели строить самостоятельно. Выполнение проектных работ, подведение коммуникаций, согласование в различных инстанциях по самым скромных оценкам могут привести к дополнительным затратам не менее 2,5 млн рублей. В любом случае – при строительстве или при аренде нужно учесть, что большинство автовладельцев предпочитают мыть свое авто неподалеку от дома либо работы, чтобы не тратить на поездку бензин и время.

Впрочем, вариант аренды Автомойки несет в себе риски отказа в пролонгации договора владельцем помещения, потере постоянных клиентов, и необходимостью начинать все на новом месте.

Строительство здания под автомойку связано с большим количеством времени, необходимого на одобрение проекта различными службами и собственно возведение постройки. Как правило, разработкой проекта и строительством занимается одна и та же компания. Список таких компаний можно получить в фирме, торгующей оборудованием для автомоек. Обычно они заключают между собой взаимовыгодный договор.

Автомойка на 4 поста потребует постройки площадью по меньшей мере 200 кв. метров. В эту цифру включены подсобные помещения, боксы для авто, комната отдыха персонала и комната ожидания для клиентов, санузел, техпомещение оборудования. Высота помещений должна быть не менее 4 метров. Бизнес-план автомойки должен содержать в себе все необходимые расчеты.

Использование при строительстве металлоконструкций и сэндвич-панелей в отличие от капитального строительства из бетона и кирпича позволит несколько сократить расходы и время на возведение постройки. Окончательная стоимость выполнения строительных работ будет зависеть также и от удаленности от Автомойки необходимых инженерных коммуникаций – водопровода, линий электропередач, прокладку канализации.

Еще один этап реализации проекта, требующий внимательного подхода – отбор персонала на Автомойку. Работа на автомойке не отличается престижностью и несколько вредна для здоровья из-за использования при мытье химических препаратов. Заработная плата – сдельная, и зависит от количества обслуженных автомашин. Хотя мойка авто не требует наличия специальных навыков и знаний, дополнительные услуги, такие, как полирование кузова, химчистка салона, и др. требуют определенного умения. Если неопытный сотрудник нанесет ущерб автовладельцу, Автомойке не только придется его возмещать, но и пожертвовать некоторой долей своей репутации, а значит и клиентов.

Многие владельцы автомоек принимают на работу девушек, которые по своей природе более аккуратны, чистоплотны, и ответственны, чем мужчины. Кроме того, симпатичная внешность работниц привлекает на Автомойку клиентов. Но, учитывая все перечисленные выше негативные факторы, ротация кадров на любой автомойке высокая, к этому нужно быть заранее готовым.

Вопрос с выбором оборудования решается сравнением характеристик различной техники, ее качества и цены. Самой популярной на российских автомойках является техника Karcher (ее «доля» составляет по некоторым оценкам до 65% использования). Остальные позиции делят между собой итальянские Comet и Ceccato, английская Carebridge, и немецкие же WAP, Weidner, и Wesumat. к оглавлению ↑

План по маркетингу

Естественные преимущества для организации автомоечного бизнеса в нашей стране – большие свободные земельные территории в связи с кризисом 2014-2015 гг. почти утратили свое значение с выросшей стоимостью земельных участков. Негативное влияние на бизнес оказало также сокращение кредитных банковских организаций, и ужесточение правил по выдаче займов для организации и развития предприятий малого и среднего бизнеса, особенно для начинающих бизнесменов. Плюс к этому – значительное сокращение продаж новых автомобилей.

Однако несмотря на это востребованность в услугах мойки машин не только не упала, но и несколько увеличилась. Отчасти это объясняется повышением внимания автовладельцев к уходу за своими автомобилями – купить новый авто для многих нереально, а, чтобы авто выглядело на «5» хочется каждому. Ведь принято считать, что автомобиль определяет статус его владельца.

В Таблице №2 представлены показатели количества личного автотранспорта на 1 тысячу жителей в различных регионах страны по состоянию на 01.05.2014 года

Одна из основных задач Автомойки – создание постоянной клиентской базы, и оказание услуг в «мертвый» сезон – зимой, когда спад на услуги автомойки наблюдается более чем в 2 раза. Как правило, владельцы автомоек прибегают к оказанию других, несвязанных с авто услуг, например, мытье ковров под высоким давлением. Преодолеть зимний период с наименьшими потерями для бизнеса поможет также организация рядом с мойкой автосервиса.

Летом также снижается посещение автомойки – многие автовладельцы уезжают в отпуска, но потери компенсируются заказом дополнительных комплексных услуг, которые весной-осенью обычно не заказывают. Как вариант преодоления застоя в работе Автомойки – внедрение системы скидок, проведение акций, и расширение спектра предлагаемых услуг. Бизнес-план автомойки должен содержать в себе рекомендации по проведению рекламных кампаний.

Для увеличения потока клиентов рекомендуется использовать всевозможные маркетинговые приемы:

  • Распространение рекламы в местах скопления людей, в частности, владельцев автотранспорта
  • Аудиореклама на волнах автомобильного радио
  • Монтаж рекламных баннеров близ дорог
  • Использование дисконтных карт

В Таблице №3 представлены средние по России цены на услуги автомойки

План по производству

По оценкам независимых экспертов все оборудование для автомоек. Представленное на российском рынке примерно одного качества, разница только в цене. Однако маркетинговая стратегия Karcher и наличие широкой дилерской сети, которая помимо продажи занимается также обслуживанием и ремонтом оборудования, привела к ее большой популярности.

Основное оборудование для Автомойки состоит из:

  • Автомобильного пылесоса
  • Компрессора
  • Пеногенератора
  • Аппарата высокого давления для мойки холодной водой
  • Аппарата высокого давления с функцией подогрева воды
  • Очистная станция

Количество оборудования определяется числом моечных постов. Кроме этого понадобится также:

  • Различные аксессуары для техники
  • Моющие средства для автомобилей
  • Куски замши
  • Спецодежда для работников
к оглавлению ↑

Финансовый план

План примерного объема услуг за время работы проекта до момента полной окупаемости представлен в Таблице №4

Заключение

Проведенный в данном бизнес-плане анализ реализации проекта по организации Автомойки показал, что данное направление бизнеса является сверхдоходным и весьма перспективным. Стабильный спрос на услуги Автомойки, растущее количество владельцев автотранспорта делает при правильном выборе местоположения заведения, наличии необходимых инвестиций в проект, приобретение профессионального оборудования, реализацию проекта выгодной как для владельца бизнеса, так и для Инвестора. Бизнес-план автомойки является типовым, но может быть использован для организации собственного бизнеса любым желающим.

Взгляд на идею со стороны

Свой БИЗНЕС поможет Вам найти свою дорогу: Вы узнаете, как создать бизнес с нуля и заработать на нем десятки тысяч $!

Обращу ваше внимание на раздел бизнес идеи в интернете, так как это направление сейчас как раз в тренде!

Источники: http://business-poisk.com/biznes-plan-avtomoyki.html

2 ≫

Множество россиян в наши дни ищут приемлемый способ получения надежного дохода, и мысль об организации собственного бизнеса все чаще завладевает умами сограждан. Где, в какой сфере относительно легко можно заработать? Куда податься, если не обладаешь огромными средствами для организации серьезного дела или покупки нового бизнеса? И что делать, если абсолютно все ниши давным-давно заняты, и изобрести что-то новое - задача еще та?

Давайте не будем изобретать велосипед и сегодня поговорим об одном из классических, хорошо зарекомендовавших себя видов бизнеса, открытие которого хоть и требует достаточно серьезных вложений, но все же вполне реальная задача.

Речь идет о мытье автомобилей. Как открыть с нуля автомойку? Что для этого нужно, и как правильно организовать дело, чтобы с гарантией иметь прибыль, а не убытки? В данной статье мы расскажем, как правильно открыть автомойку, и поясним некоторые важные нюансы.

Почему именно автомойку? Актуальность данного бизнеса в современных городских условиях доказана самой жизнью. Сами посудите: автомойки востребованы абсолютно везде - от мегаполиса до небольшого городка, причем услугами их люди пользуются в любой сезон.

Зимой каждому водителю необходимо посетить мойку, чтобы смыть соль, песок и реагенты. Весной и осенью заглядывать туда приходится не реже, чем раз в 2-3 дня по причине постоянной грязи и луж на отечественных дорогах. Летом среди автовладельцев принято заботливо натирать машины до полного блеска. И сегодня речь пойдет именно о том, как открыть с нуля автомойку.

Данный бизнес (по мнению профессионалов) обладает достаточно высокой рентабельностью (30-40 %), то есть относится к числу доходных предприятий. О полной окупаемости можно говорить спустя примерно 12-16 месяцев после открытия дела, конечно, при условии его успешной постановки и раскрутки. Если же речь идет о портальном, более дорогостоящем варианте, тогда этот срок продлевается, и подсчитывать чистые барыши можно будет через год или два.

Начало абсолютно любого коммерческого проекта требует разработки подробного бизнес-плана. Он должен содержать детальный расчет затрат, доходов, окупаемости и, в конечном счете, рентабельности задуманного предприятия. На основании этих данных можно будет произвести анализ возможных перспектив, которые может иметь данный коммерческий проект.

Как открыть автомойку? Бизнес-план вашего начинания должен в обязательном порядке включать следующие основные пункты: финансовую стратегию, план организации дела, специфику маркетинга, данные о рынке подобных услуг.

Расчет затрат на ваш будущий бизнес сильно зависит от того, планируете ли вы для организации мойки возведение отдельного помещения или собираетесь обойтись покупкой либо арендой уже существующего.

В первом случае вам следует прежде всего заняться тщательной проработкой вопросов возведения помещения с оформлением всей нужной документации, затрат на приобретение либо аренду земельного участка, расходных материалов, покупку и установку оборудования, а также необходимый ремонт и неизбежные издержки в процессе эксплуатации. Каждый из пунктов должен быть продуман более чем тщательно.

Какие инстанции предстоит обойти до того, как открыть автомойку с нуля? Бизнес-план должен включать этот пункт в обязательном порядке. Чтобы начать существование, ваше детище должно получить разрешение в форме СЭЗ (санитарно-эпидемиологического заключения). Для этого понадобится собрать пакет документов, полный список которых регламентируется приказом № 776 Роспотребнадзора (от 21.11.2005 г.).

Если вы планируете, например, открыть автомойку с нуля в Москве, вам предстоит:

1. Запланировать посещение Московского земельного комитета с целью заключения договора об аренде земельного участка.

2. Наведаться за разрешением в управу того района, где будет располагаться ваш бизнес, а также получить заключения в Противопожарной службе, Москомприроде, МП «Мосводосток» и Госсанэпиднадзоре.

3. Строительный план согласовать в Москомархитектуре.

Кроме того, московское правительство потребует от вас предоставления договоров на аренду участка, уборку прилегающей территории с вывозом ТБО, ситуационного плана с обозначенными границами вашего участка и документа, свидетельствующего, что ваша контрольно-кассовая техника зарегистрирована.

Перед тем как открыть с нуля автомойку, о предполагаемом строительстве объекта потребуется подать информацию в Управление связи и транспорта. Для получения СЭЗ и согласования проекта вам придется обратиться в Роспотребнадзор (его территориальное управление).

Скорость окупаемости и, как следствие, рентабельность данного бизнес-проекта напрямую связаны с местом нахождения автомойки. Практически идеальное место для этого - обочины центральных городских проспектов, обратите также внимание на наиболее оживленные трассы.

Часто мойки организуются при въезде в город, рядом с таможенным или пограничным постом. Но, находясь в районе крупного транспортного узла, водители чаще всего отказываются от мысли воспользоваться услугами автомойки из-за повышенной суеты и толкучки. Выгоднее будет предлагать свои услуги рядом с заправками и станциями ТО.

Как открыть с нуля автомойку, когда строительство собственного здания под нее для вас - непосильная финансовая задача? В этом случае аренда помещения на АТП, подходящего по всем параметрам, может стать хорошим вариантом. К тому же придется оформлять гораздо меньше документов. Автолюбители, как правило, знакомы со всеми подобными предприятиями своего города.

От параметров помещения зависит вид и объем предоставляемых услуг. Например, если вы думаете о том, как открыть грузовую автомойку с нуля, следует учесть ряд дополнительных факторов, начиная с высоты потолков.

Не забывайте и о необходимости вспомогательной площади, на которой вы будете хранить расходные материалы.

В связи с ростом серьезных экологических проблем владельцам автомоек выдвигаются требования, учитывать которые вам непременно предстоит при открытии. Например, в обязательном порядке потребуется система очистки, фильтрам которой предстоит удалять жиры, нефтепродукты и прочие химические вещества сточных вод.

Такое оборудование достаточно компактно и относится к транспортируемым узлам. Сама процедура очистки воды идет поэтапно. Имеющаяся циркуляционная емкость позволяет очищать жидкость с использованием оборотного цикла. Таким образом, циркулируя несколько раз подряд по контуру, вода остается практически без примесей.

Так как эксплуатация очистного оборудования предусмотрена при температуре выше +5 °С, его следует устанавливать в отапливаемом помещении.

На открытии мойки должна присутствовать комиссия из представителей администрации, пожарных, работников ГИБДД и прочих служб. Ими будет подписан акт приемки вашего объекта.

Затем следует позаботиться о рекламе. Ведь чем больше людей узнают о новой мойке, тем больше из них войдут в число клиентов. Средств на возможность оповестить потенциальных потребителей о вашей услуге жалеть не стоит.

Реклама на щитах, расположенных в непосредственной близости от вашей точки, будет весьма эффективной, если вы укажете в краткой форме ее местонахождение, часы работы, скидки, основные услуги и важные бонусы.

Одолев бюрократические преграды, займитесь подбором подходящего персонала. Каким он должен быть? Основные требования для претендентов в работники - способность разбираться в автомобилях той категории, обслуживание которой предполагается в вашем случае, контактность (для формирования списка постоянных клиентов) и вежливое обращение.

Чтобы не терять потребителей услуг, мойке желательно функционировать в круглосуточном режиме - такой график для нее оптимален. В этом случае вам придется нанять мойщиков в количестве 5 или 6 человек и одного бригадира.

Высшее образование для ваших сотрудников не обязательно, работать по найму могут и студенты. Платить им следует от объема произведенной работы. Мотивировать работников следует путем дополнительного материального поощрения, а поднять имидж автомойки как солидного предприятия помогут стильные рабочие комбинезоны с фирменным логотипом.

При подсчете обязательных расходов исходите из стоимости аренды. Эта сумма будет различной в зависимости от помещения и того района, где оно находится. К аренде следует прибавить вложения в приобретение оборудования.

Аппарат высокого давления с функцией подогрева воды обойдется вам в сумму от 1800 до 3000 долларов. Аппарат, подающий воду на 1 пост - в 500-1300 у. е. Компрессор - в 200-250 долларов. Моющий пылесос (или пылеводосос) - в 400-550 долларов. Система водоочистки - в 4800-6600 долл.

Большинство владельцев автомоек предпочитает приобретать импортное оборудование. В этом сегменте рынка 80 % продаж принадлежит немецкой компании Karcher. Кроме того, ценится итальянское и датское оборудование. У российских производителей покупаются обычно аппараты для очистки воды.

Список основных материалов, относящихся к расходным, состоит из автошампуня, полировочного препарата, средств, с помощью которых ведется химчистка, очистка дисков колес, двигателя, бамперов. Ежемесячные расходы на них составят порядка 300 долларов при условии обслуживания автомойкой ежедневно 30-40 авто.

Дадим еще несколько рекомендаций, как открыть автомойку с нуля.

Летом поток клиентов, как правило, иссякает. Услугами мойки в основном пользуются те, кому захотелось покрыть воском машину. Что делать бизнесмену, чтобы не растерять прибыль? Единственный выход здесь - немного понизить цены с одновременным расширением ассортимента услуг. Во-вторых, постарайтесь предложить клиентам дополнительные поводы посетить вашу точку. Например, разбейте рядом с заведением небольшой шатер со столиками, где желающие смогут отдохнуть и перекусить (например, шашлыком). Во время отдыха кому-то обязательно захочется вымыть машину.

Отличное решение - мини-маркет с продуктами или небольшой магазин, торгующий запчастями, в шаговой доступности.

Возможно, вы хотите как можно меньше потратить денег и задумываетесь, например, как открыть автомойку самообслуживания. Что ж, такой вариант вполне возможен. Преимущества его в том, что достигается экономия средств на оплате труда персонала. Конечно, такой вид обслуживания имеет индивидуальные особенности, которые непременно надо учитывать при составлении бизнес-плана.

Если же вам пришла в голову идея, как открыть автомойку в гараже, лучше сразу от нее отказаться. Не считая необходимости утрясать вопросы с руководством гаражного кооператива, во весь рост встает проблема водоснабжения, "бойкого" места и устройства всего дорогостоящего оборудования, упомянутого выше.

Главный пункт, из-за которого данный проект можно считать нежизнеспособным, - отсутствие возможности подключиться к сетям водоснабжения и канализации. Даже если таковая имеется, от вас потребуют сооружения системы очистки стоков. Одним словом, подобная идея не слишком удачна.

Предположим, вы хотите обзавестись мойкой именно такого типа. Вы уже знаете, как открыть автомойку с нуля. Бизнес-план в данном случае должен быть лишь слегка скорректирован под особенности такого обслуживания.

Как известно, сервисы по мытью машин бывают портальными и туннельными, в которых мытье ведется абсолютно автоматизированным способом, ручным (помывкой машин занимается персонал) и открытым - основанном на принципе самообслуживания.

В последнем случае водители сами моют свои авто предоставленными средствами. Такая мойка состоит из комплекса оборудования с набором необходимых материалов. Вся техника (пистолеты для подачи воды, пылесосы, сушильные аппараты) - максимально проста и понятна. Услугами такой мойки клиенты пользуются куда охотнее из-за возможности сэкономить.

Перечень предоставляемых услуг включает в себя мытье теплой водой с порошком (удаление грязи), смывание пены холодной водой, нанесение воска на авто, полимеризацию, избавляющую от потеков.

Главная проблема при устройстве такой автомойки - как быть зимой с замерзающими жидкостями? Решение есть, и заключается оно в устройстве под покрытием теплого пола с помощью системы труб с циркулирующей проточной горячей водой. Подогрев воды в системе обеспечивается автоматическим включением в нужное время газового или дизельного котла. Оборудование также следует выбирать с непрерывной циркуляцией жидкости, типа пистолетов для подачи воды под давлением.

Источники: http://fb.ru/article/224214/kak-otkryit-s-nulya-avtomoyku-biznes-plan

3 ≫

Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны (ГО) и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций (ЧС) (в дальнейшем - ИТМ ГОЧС), реализующие требования по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требуют дополнительных капитальных вложений и должны проводиться с учетом рационального расходования ресурсов на основе применения принципа двойного назначения.

Принцип двойного назначения при проектировании объектов реализуется путем учета в проектах строительства и реконструкции предприятий, зданий и сооружений дополнительных требований, установленных нормативными документами в области ГО и предупреждения ЧС.

Установление необходимости в реализации принципа двойного назначения при размещении автомоек на территории города осуществляется на этапе прединвестиционного периода предпроектной подготовки строительства по результатам оценки существующей обеспеченности требований гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций при разработке градостроительных планов развития административных округов и районов, а также проектов планировки территорий.

Определение мест размещения автомоек, как сооружений двойного назначения (СДН), выполняется при разработке схем размещения СДН, которые являются неотъемлемой частью раздела "ИТМ ГОЧС" любого вида градостроительной документации г. Москвы.

Уточнение мест размещения автомоек со вторым назначением для специальной обработки автотранспорта осуществляется в инвестиционный период как предпроектной подготовки (при разработке градостроительного обоснования размещения объекта), так и проектной подготовки (при разработке проектов застройки).

Проектирование помещений постов мойки и уборки подвижного состава автотранспорта в автотранспортных предприятиях, на базах и станциях технического обслуживания (в дальнейшем - автомойки) с учетом требований приспособления для специальной обработки автотранспорта предусматривается в проектах строительства в соответствии с требованиями СНиП 2.01.57-85 "Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта".

Настоящие Рекомендации развивают основные положения СНиП 2.01.57-85 по проектированию приспособления автомоек для специальной обработки автотранспорта в составе раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектной документации.

Рекомендации предназначены для Заказчиков строительства, проектных организаций, органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и иных юридических и физических лиц - участников инвестиционного процесса.

В настоящих рекомендациях приведены ссылки на следующие нормативные документы:

СНиП 2.11.01-85 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений".

СНиП 2.01.57-85 "Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта".

СНиП 2.04.03-85 "Канализация. Наружные сети и сооружения".

СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий".

СНиП 2.04.05-91** "Отопление, вентиляция и кондиционирование".

ВСН 01-89 "Ведомственные строительные нормы. Предприятия по обслуживанию автомобилей".

ОНТП 01-91 /Росавтотранс/ "Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта".

Руководство по специальной обработке (для гражданской обороны). М: Воениздат, 1992.

СП 11-107-98 "Порядок разработки и состав раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства".

Положение о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве (2-я редакция).

Постановление Правительства Москвы от 15 мая 2001 г. № 444-ПП "О порядке планирования финансирования, проектирования и строительства защитных сооружений ГО в г. Москве".

1.1. Состав проектной документации и требования к содержанию разделов проекта на строительство автомобильных моек установлены СНиП 11-01-95 и "Положением о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве".

1.2. Мероприятия по приспособлению автомоек для специальной обработки автотранспорта разрабатываются и включаются в соответствующие разделы проекта строительства и сводятся в систематизированном виде с необходимыми обоснованиями в разделе "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" как его составная часть и могут оформляться отдельной книгой, содержащей пояснительную записку и графическую часть.

Пояснительную записку следует составлять по разделам проекта. Содержание разделов должно включать обоснование технических решений по приспособлению и их описание. Основные требования к проектированию приспособления помещений постов мойки и уборки автотранспорта для специальной обработки, подлежащие выполнению при разработке соответствующих разделов проекта, приведены в разделе 4 настоящих Рекомендаций.

В графическую часть проекта "Приспособление автомойки для специальной обработки автотранспорта" следует включать:

- ситуационный план в масштабе 1:2000;

- схема генерального плана или генеральный план участка в масштабе 1:500 (1:1000) с указанием направлений движения транспорта и людей, выделением "грязной" и "чистой" зон территории объекта при его работе в режиме специальной обработки;

- принципиальные схемы технологических процессов;

- технологические планы помещений, эксплуатируемых в обычном режиме и схемы их приспособления для работы в режиме специальной обработки с выделением "грязной" и "чистой" зон, указанием направления технологических потоков;

- принципиальные схемы устройства инженерных систем и оборудования при работе объекта в обычном режиме и схемы управления инженерными системами при переводе на режим специальной обработки;

- другие материалы, содержащие решения по приспособлению.

1.3. Определение специальных требований по проектированию приспособления автомойки для специальной обработки автотранспорта осуществляется на стадии подготовки исходно-разрешительной документации.

Данные требования включаются в задание на проектирование и в отдельное задание на разработку раздела "ИТМ ГОЧС".

К заданию на проектирование (разработку раздела "ИТМ ГОЧС") Заказчиком в обязательном порядке прилагается технологическое задание, содержащее технологические требования по специальной обработке автотранспорта.

1.4. При проектировании приспособления автомоек для специальной обработки автотранспорта следует выделять два этапа:

1 этап - подготовительные мероприятия, подлежащие выполнению заблаговременно, в ходе строительства новых, реконструкции и расширении существующих объектов, а также при различных видах ремонта действующих объектов. В этот этап следует включать наиболее трудоемкие строительно-монтажные работы, обеспечивающие перевод объекта на режим специальной обработки в сроки, указанные в главе СНиП 2.01.57-85, но не затрудняющие работу предприятия в режиме мирного времени;

2 этап - мероприятия по переводу автомойки на режим специальной обработки. В этот этап следует включать мероприятия, выполнение которых заблаговременно не целесообразно. Такими мероприятиями являются:

- переоборудование помещений под посты для специальной обработки;

- проверка, наладка и, если необходимо, ремонт трубопроводов, смесителей холодной и горячей воды, запасных (уравнительных) баков и другого оборудования;

- проверка и установление температурного режима воды и норм ее расхода;

- осмотр и очистка канализационной сети;

- установка емкостей для растворов, используемых для специальной обработки;

- создание запасов средств, используемых для специальной обработки, и другого имущества;

- подготовка растворов для специальной обработки;

- оборудование контрольно-распределительного поста;

- доукомплектование при необходимости личным составом и обеспечение его средствами индивидуальной защиты.

Осуществление мероприятий по 2 этапу следует предусматривать в период, устанавливаемый особым указанием.

2.1. В соответствии с требованиями СНиП 2.01.57-85 специальную обработку автотранспорта следует предусматривать на поточных линиях и проездных постах помещений мойки и уборки автомобилей.

На действующих предприятиях тупиковые посты мойки и уборки автомобилей не следует приспосабливать для специальной обработки автотранспорта.

2.2. При проектировании специальной обработки автотранспорта необходимо учитывать последовательность операций:

- контроль загрязненности автотранспорта (при его загрязнении РВ);

- чистка и мойка наружных и внутренних поверхностей автотранспорта (при его загрязнении РВ);

- нанесение на поверхность автотранспорта обеззараживающих веществ (при дегазации и дезинфекции);

- выдержка (при дезинфекции) нанесенных веществ на поверхности автотранспорта;

- смывание (снятие) обеззараживающих веществ;

- повторный контроль степени загрязненности РВ автотранспорта и в случае необходимости повторение дезактивации;

- смазка поверхностей деталей и инструмента, изготовленных из легкокорродирующих материалов.

2.3. Полная специальная обработка требует оборудования стационарных мест обработки автотранспорта на так называемых станциях обеззараживания техники (СОТ) или пунктов специальной обработки (ПуСО). Их принципиальное отличие состоит в том, что на ПуСО помимо специальной обработки транспорта проводится еще и санитарная обработка людей и обеззараживание одежды.

2.4. СОТ развертывают в качестве самостоятельных объектов или в составе пунктов специальной обработки (ПуСО).

2.5. В целях экономии капитальных вложений проектирование помещений моек и уборки автотранспорта следует осуществлять с учетом их приспособления под СОТ (реализация принципа двойного назначения).

2.6. Основными элементами СОТ являются:

- посты специальной обработки;

- площадка обработанных машин.

Контрольно-распределительный пост предназначен для контроля уровня радиоактивного загрязнения и обнаружения химического заражения техники, пребывающей на СОТ, в целях определения необходимости проведения специальной обработки и организации потоков ее прохождения.

Площадка ожидания - для временного нахождения техники, прибывшей на СОТ, до начала специальной обработки.

Посты специальной обработки - для дегазации, дезактивации и дезинфекции техники, прибывшей на СОТ.

Площадка обработанных машин - для пропитки, смазки и подготовки техники, прошедшей специальную обработку, к эксплуатации.

2.7. При проектировании приспособления помещений постов мойки и уборки автотранспорта для специальной обработки следует предусматривать круглосуточную бесперебойную работу и поточность обработки, не допуская пересечения загрязненных потоков с потоками, прошедшими специальную обработку.

2.8. С целью отделения загрязненных потоков от потоков, прошедших специальную обработку, в помещениях постов мойки следует выделять "грязную" и "чистую".

Примерная схема помещения мойки и уборки автомобилей, приспособленного для специальной обработки техники, представлена на рис. 2.1.

"Грязная" зона выделена штрихом.

Рис. 2.1. Примерная схема помещения мойки и уборки автомобилей, приспособленного для специальной обработки техники при двух параллельных поточных линиях:

1 - рабочий пост; 2 - стол для деталей; 3 - ларь для обтирочных материалов; 4 - емкость металлическая для приготовления растворов для специальной обработки; 5 - установка для мойки шланговая; 6 - водонепроницаемая штора; 7 - экран; 8 - перегородка; 9 - КРП

2.9. Выбор растворов, рецептур и веществ для специальной обработки осуществляют в зависимости от вида и степени заражения, типа используемого оборудования для специальной обработки, характера обрабатываемой поверхности, времени года.

Выбор способов и средств обеззараживания (дезактивации, дегазация и дезинфекции) следует выполнять в соответствии с требованиями Руководства по специальной обработке.

2.10. Технические средства станции обеззараживания техники включают оборудование автомойки, дополненное средствами в зависимости от назначения помещений и площадок согласно требованиям Руководства, а также от планируемой пропускной способности, устанавливаемой в соответствии с требованиями СНиП 2.01.57-85.

Рабочие посты "грязной" и "чистой" зон для работ в нижней части автотранспорта должны быть оборудованы смотровыми канавами, эстакадами или подъемниками.

На постах специальной обработки в "грязной" зоне следует предусматривать установку рабочих постов с металлическим или пластмассовым покрытием, а также металлических емкостей с обеззараживающими растворами для специальной обработки узлов, деталей и инструментов, снимаемых с автомобилей.

В "чистой" зоне следует предусматривать установку рабочих столов для повторного контроля и смазки снятых узлов, деталей и инструмента.

3.1. Специальная обработка автотранспорта должна заканчиваться санитарной обработкой.

3.2. Санитарную обработку персонала, обслуживающего автомойку, приспособленную для специальной обработки автотранспорта, а при необходимости - и лиц, доставивших автотранспорт на специальную обработку, следует производить в санитарных пропускниках, оборудованных на базе санитарно-бытовых помещений предприятий, в составе которых предусматриваются помещения для мойки и уборки автотранспорта.

В случае развертывания санитарно-обмывочного пункта (СОП) на базе близлежащих объектов коммунально-бытового назначения (бань, банно-прачечных комбинатов, санитарно-бытовых помещений производственных предприятий и др.) санитарную обработку персонала, обслуживающего автомойку, следует предусматривать в СОП.

3.3. При проектировании приспособления санитарно-бытовых помещений под санпропускник также следует предусматривать его круглосуточную бесперебойную работу и поточность обработки, не допуская пересечения загрязненных потоков с потоками, прошедшими санитарную обработку, с выделением "грязной" и "чистой" зон.

Санитарная обработка должна обеспечивать помывку людей, замену их одежды, обуви и средств индивидуальной защиты.

3.4. Пропускную способность санпропускника следует устанавливать согласно СНиП 2.01.57-85, Руководства по специальной обработке.

3.5. Основными элементами санпропускника являются площадка частичной специальной обработки, пункт приема верхней одежды, раздевальная, душевая, склады загрязненной одежды и обменного фонда, посты медицинский и дозиметрического контроля.

3.6. Принципиальная схема технологического процесса санитарной обработки и расположение основных помещений санитарного пропускника на один поток приведены на рис. 3.1.

Рис. 3.1. Принципиальная схема санитарного пропускника на один поток

1 - участок для сбора загрязненного имущества; 2 - участок сортировки и упаковки загрязненного имущества; 3 - кладовая загрязненной одежды; 4 - пост дозиметрического контроля; 5 - раздевальная; 6 - место для специальной обработки противогазов; 7 - парикмахерская; 8 - пункт выдачи мыла, мочалок и дезинфицирующего раствора; 9 - медицинский пост; 10 - душевая; 11 - ожидальная; 12 - одевальная; 13 - склад мыла, мочалок и обеззараживающих средств; 14 - склад обменного фонда одежды и обуви; 15 - гардероб обслуживающего персонала (для хранения домашней обеззараженной одежды и средств индивидуальной защиты); 16 - гардероб уличной одежды обслуживающего персонала; 17 - склад обеззараживающих средств; 18 - комната отдыха обслуживающего персонала

Направление движения людей при санитарной обработке

«Грязная» зона

«Чистая» зона

3.7. К техническим средствам санпропускника относят оборудование базовых помещений, приспосабливаемых под санпропускник, дополненное другими элементами согласно требованиям гл. 5 Руководства по специальной обработке.

4.1. Генеральный план и транспорт

4.1.1. Въезд и выезд автотранспорта в помещения автомойки для специальной обработки, а также вход и выход персонала в санпропускник при санитарной обработке следует располагать, как правило, с разных сторон здания.

В случае, если расстояние между входом и выходом (въездом и выездом) составляет не менее 20 м (СНиП 2.01.57-85 п. 1.2) допускается их расположение с одной стороны здания.

4.1.2. На территории объекта (или прилегающей к нему), приспосабливаемого для специальной обработки автотранспорта следует предусматривать выделение:

- площадки для размещения контрольно-распределительного пункта (КРП). Для размещения персонала КРП целесообразно использовать помещения охраны (КПП), технического обслуживания и т.п. в случае отсутствия таких помещений допускается предусматривать использование палаток или других быстровозводимых сооружений;

- площадки ожидания (временной стоянки транспорта, ожидающего специальную обработку). Количество машино-мест на площадке ожидания следует определять из расчета не менее 10 % от пропускной способности СОТ;

- площадки отстоя автотранспорта, не поддающегося обработке до допустимых уровней заражения;

- участка площадью 10 - 20 м 2 для временного хранения загрязненных отходов и ветоши до их вывоза в места, определяемые по согласованию с санитарно-эпидемиологической станцией;

- площадки для частичной санитарной обработки прибывающих людей;

- площадки для размещения рабочего поста "чистой" зоны (в случае его размещения вне здания, на территории предприятия).

4.1.3. Размещение въезда (входа в санпропускник) на территорию объекта, КРП, площадок ожидания и частичной санитарной обработки, а также участка временного хранения загрязненных отходов и ветоши следует предусматривать в "грязной" зоне.

4.1.4. Площадки "чистой" и "грязной" зоны следует проектировать с твердым покрытием и уклонами, обеспечивающими организованный сток воды из "чистой" зоны в "грязную" в дождеприемный колодец, а при отсутствии дождевой канализации - в испарительный колодец.

4.2.1. Посты мойки и уборки автомобилей следует предусматривать проездными с размещением для специальной обработки не менее двух последовательно расположенных рабочих объектов.

4.2.2. Рабочий пост "чистой" зоны (площадку обработанного автотранспорта), предназначенный для повторного контроля загрязненности и для смазки, допускается располагать отдельно от "грязной" зоны в смежном помещении или вне здания - на территории предприятия.

4.2.3. Рабочие посты "чистой" и "грязной зон", расположенные в одном помещении, следует отделять перегородками с проемами для проезда автомобилей. Проемы должны быть оснащены водонепроницаемыми шторами.

В одном помещении допускается размещать два и более параллельно расположенных потоков для специальной обработки автотранспорта, при этом посты "грязных" зон параллельных потоков должны быть изолированы друг от друга перегородками или экранами высотой не менее 2,4 м.

4.2.4. Расстояние между боковыми сторонами автотранспорта и экранами должны быть не менее: легковых автомобилей - 1,2 м; грузовых автомобилей и автобусов - 1,5 м.

Расстояния между торцевыми сторонами автотранспорта, перегородками, шторами или наружными воротами следует принимать в соответствии с нормами ОНТП-01-91.

4.2.5. В одном здании с помещением для специальной обработки автотранспорта необходимо предусматривать раздельные помещения для хранения средств специальной обработки и материалов. Площадь помещения следует принимать в зависимости от пропускной способности участка обеззараживания автотранспорта, но не менее 8 м 2 . Вход в помещение следует предусматривать из "чистой" зоны. Помещение должно быть оборудовано стеллажами.

4.2.6. Помещения для обслуживающего персонала и санитарный пропускник, как правило, следует располагать в одном здании с постами специальной обработки автотранспорта.

Помещение для персонала, проводящего спецобработку транспорта, должно иметь вход со стороны "чистой" зоны. Площадь данного помещения принимается из расчета 1 м 2 /чел., но не менее 12 м 2 .

4.2.7. Для санитарных пропускников допускается приспосабливать санитарно-бытовые помещения (с двумя душевыми сетками и более), находящиеся в других корпусах предприятия.

4.2.8. В составе санитарно-бытовых помещений следует предусматривать гардеробные, душевые, умывальные, уборные, помещения хранения спецодежды.

Согласно СНиП 2.0157-85 состав санитарно-бытовых помещений (площадь) при работе в обычном режиме должен обеспечивать размещение следующих элементов санпропускника (см. табл. 4.1).

для работы в обычном режиме

для санитарной обработки людей

Гардероб и раздевальная

Пост дозиметрического контроля; участки сбора, сортировки и упаковки загрязненной одежды; кладовая загрязненной одежды; раздевальная

Медицинский пост; место специальной обработки и снятия противогазов, их упаковки и укладки в транспортную тележку; место выдачи мыла и мочалок

Помещение для полной санитарной обработки людей

Пост дозиметрического контроля; медицинский пост

Одевальная; гардероб уличной и домашней одежды, средств индивидуальной защиты обслуживающего персонала; место выдачи чистой одежды; места хранения обменного фонда одежды, противогазов, изолирующих средств защиты кожи, мыла и мочалок; комната отдыха обслуживающего персонала

4.2.9. Основная цель приспособления указанных в таблице 4.1. помещений для санитарной обработки - это организовать поточное движение людей в последовательности: раздевальная - участок обработки противогазов - душевая - одевальная.

4.2.10. Для обеспечения требуемого режима движения при санитарной обработке следует основные санитарно-бытовые помещения (гардероб, душевые, кладовые) предусматривать смежными, а вспомогательные помещения (хранения моющих средств и обменного фонда, для сбора, сортировки и упаковки загрязненной одежды и для обслуживающего персонала), - по возможности смежными с основными.

При необходимости, выделение вспомогательных помещений следует предусматривать на 2-ом этапе приспособления с использованием быстровозводимых сборно-разборных перегородок.

4.2.11. При раздевальной и одевальной следует предусматривать посты медицинские и дозиметрического контроля.

В раздевальной следует предусматривать место для специальной обработки противогазов.

4.2.12. Помещения (участки) для сбора, сортировки, упаковки и кладовой загрязненной одежды следует предусматривать рядом с раздевальной.

4.2.13. Планировка санитарно-бытовых помещений должна обеспечивать поточность санитарной обработки, не допуская пересечения загрязненных потоков с потоками, прошедшими санитарную обработку. В этих целях в помещениях санпропускника выделяют "грязную" и "чистую" зоны.

В состав "грязной" зоны включаются: пост дозиметрического контроля, раздевальная, участки сбора, сортировки и кладовой загрязненной одежды, душевые, а также участок обработки и снятия противогазов. Остальные помещения санпропускника включаются в состав "чистой" зоны.

Проход между "чистой" и "грязной" зонами, как правило, следует оборудовать тамбурами, оснащенными двумя дверьми.

4.2.14. Нормы площади санитарно-бытовых помещений, приспосабливаемых для санитарной обработки, следует принимать согласно СНиП 2.09.04-87* и других норм, но не менее указанных в таблице 4.2.

1. Одевальная (раздевальная)

Из расчета 4 м 2 на одну душевую сетку и обеспечения по два места для одевания (раздевания) на каждую душевую сетку

2. Медицинский пост

3. Помещение для хранения обменного фонда одежды

Из расчета 0,06 м 2 на 1 кг одежды, но не менее 6 м 2 (устанавливается по пропускной способности)

4. Участок сбора загрязненной одежды

Из расчета 0,02 м 2 на 1 кг одежды, но не менее 6 м 2

5. Участок сортировки и упаковки загрязненной одежды

Из расчета 0,06 м 2 на 1 кг одежды, но не менее 6 м 2

6. Помещение хранения мыла и мочалок

Из расчета 0, 16 м 2 на одну душевую сетку, но не менее 3 м 2

· Конструктивные решения и отделка помещений

4.2.15. Полы в санитарно-бытовых помещениях, приспосабливаемых в качестве раздевальных, душевых и помещений для сбора, сортировки и упаковки загрязненной одежды, следует предусматривать с устройством трапов. Полы в остальных помещениях устанавливаются согласно требованиям СНиП 2.09.04-87*.

Полы помещений специальной обработки автотранспорта должны иметь уклон 0,02 в сторону осмотровых канав, полы которых должны иметь уклон в сторону выпуска сточных вод.

Покрытие полов должно быть стойким к воздействию влаги и дезинфицирующих и дегазирующих средств, а также легко очищаться от загрязнений.

4.2.16. Отделка стен и перегородок помещений специальной обработки автотранспорта должны соответствовать требованиям норм технологического проектирования ОНТП-01-91.

Отделка помещений, приспосабливаемых под санпропускник, должна соответствовать требованиям СНиП 2.09.04-87*.

В помещениях с мокрыми и влажными режимами стены и перегородки следует облицовывать на всю высоту керамическими, полимерными или стеклянными плитками. В случае облицовки не на всю высоту поверхность стен (перегородок) выше облицовки, а также потолки подлежат окраске водостойкими красками.

Для отделки помещений допускается использовать полимерные материалы согласно утвержденному перечню.

4.2.17. В случае нецелесообразности устройства перегородок на 1-ом этапе приспособления, в целях разделения внутреннего объема приспосабливаемых помещений на отдельные помещения, необходимые при режиме специальной обработки, проектом следует предусматривать возведение на 2-ом этапе временных быстровозводимых перегородок из сборно-разборных конструкций (например, из гипсолитовых листов по металлокаркасу).

4.2.18. Все трещины, щели, места прохода инженерных коммуникаций в перегородках и стенах между "чистой" и "грязной" зонами, а также дверные притворы используемых выходов из здания следует герметизировать и перед окраской шпаклевать.

4.2.19. Заполнения оконных и дверных проемов в помещениях с мокрым и влажным режимами следует устраивать из водо- и биостойких материалов.

Оконные проемы в вышеуказанных помещениях вместо подоконных досок должны иметь откосы с уклоном, облицованные водостойкими плитками.

Ширина дверных проемов основных помещений санпропускника, а также проходов между душевыми кабинами должна быть не менее 0,9 м.

4.3. Технологические решения

Технологические решения по работе объекта в обычном режиме разрабатываются в соответствии с действующими нормами и правилами с учетом дополнительных требований и особенностей, изложенных в пункте 2 настоящих Рекомендаций.

4.4. Решения по инженерному оборудованию и системам

· Отопление и вентиляция

4.4.1. Проектирование отопления и вентиляции помещений мойки автомобилей в обычном режиме выполняются в соответствии с ОНТП 01-91, ВСН 01-89 и СНиП 2.04.05-91*.

Воздухообмены в помещении мойки автомобилей рассчитываются на ассимиляцию газовых вредностей и проверяются на ассимиляцию тепловлаговыделений. Величина воздухообмена в обычном режиме, как правило, не превышает 5 обменов в час, что меньше требований СНиП 2.01.57-85 п. 6.15.

4.4.2. При проектировании систем вентиляции помещений мойки в режиме спецобработки автотранспорта необходимо обеспечить выполнение следующих требований, установленных СНиП 2.01.57-85:

- вентиляция должна быть приточно-вытяжной с механическим побуждением;

- приточный воздух следует подавать только в "чистую" зону;

- вытяжка должна быть сосредоточенный из верхней части помещения, причем из "грязной" зоны - 2/3, из "чистой" - 1/3 объема отсасываемого воздуха. Объем воздуха при вытяжке должен быть на 20 % больше объема приточного воздуха;

- часовая кратность воздуха в "грязной" зоне помещений мойки должна составлять не менее 10;

- при расположении рабочих постов "чистой" зоны отдельно от "грязной" (вне здания - на территории предприятия) приточный воздух следует подавать к рабочим постам "грязной" зоны.

4.4.3. Для обеспечения воздухообмена в соответствии со СНиП 2.01.57-85 возможна установка двух приточных и двух вытяжных вентиляционных установок, обеспечивающих при совместной работе по вытяжке не менее 10 кратного воздухообмена в "грязной" зоне.

Обеспечение требуемой кратности воздухообмена возможно также предусматривать за счет перераспределения воздухоподачи между отдельными помещениями в соответствии с нормами воздухообмена помещений без пересмотра проектов магистральных воздуховодов.

4.4.4. В качестве вентоборудования следует принимать установки канального типа и осевые вентиляторы. При недостаточной воздухоподаче в системе вентиляции следует предусматривать возможность увеличения производительности вентиляторов или при необходимости установку дополнительных вентиляторов.

4.4.5. Температура воздуха, подаваемого в помещения в холодное время года, должна быть не ниже 15° С.

4.4.6. Проектирование вентиляции санитарно-бытовых помещений, приспосабливаемых под санпропускник, выполняется согласно СНиП 2.04.05-91* и СНиП 2.09.04-87* с учетом следующих требований СНиП 2.01.57-85:

- вытяжка предусматривается из душевой, раздевальной и других помещений "грязной" зоны;

- свежий воздух должен подаваться в одевальную и другие помещения "чистой" зоны;

- кратность воздухообмена в 1 час должна составлять: 10 - в помещениях хранения загрязненной одежды; 5 - в остальных помещениях "грязной" зоны.

4.4.7. Система вентиляции санитарно-бытовых помещений в обычном режиме проектируются с кратностью воздухообмена, как правило, ниже, чем кратность воздухообмена, требуемая при санитарной обработке. Для обеспечения кратности воздухообмена при санитарной обработке следует предусматривать возможность замены вентиляторов или установку дополнительных вентиляторов в процессе перевода помещений в режим санитарной обработки (2-й этап приспособления). На 1-м этапе приспособления (проектирование и строительство) следует предусматривать устройство дополнительных заслонок и решеток для перераспределения в дальнейшем (при переводе в режим санобработки) потока воздуха и регулирования объема подаваемого воздуха.

4.4.8. Решения по системам вентиляции автомойки и санитарно-бытовых помещений должны содержать данные по работе вентиляции в обычном режиме, а также мероприятия по переводу системы вентиляции на работу в режиме спецобработки.

· Водоснабжение и канализация

4.4.9. Проектирование систем водоснабжения и канализации помещений мойки и санитарно-бытовых помещений выполняется согласно СНиП 2.04.01-85, СНиП 21-02-99, ВСН 01-89, ОНТП 01-91 с учетом следующих дополнительных требований СНиП 2.01.57-85:

- ввод водопровода в помещение мойки автотранспорта должен быть рассчитан на пропуск расхода воды без учета повторного использования очищенных сточных вод;

- к моечному оборудованию и рабочим столам, расположенным в "грязной" и "чистой" зонах, следует предусматривать подвод через смеситель холодной и горячей воды, а также сжатого воздуха;

- температура воды для мойки автотранспорта с использованием механизированных установок не нормируется. При ручной шланговой мойке температура воды должна быть 20-40° С;

- в помещениях специальной обработки автотранспорта, помещениях для обслуживающего персонала и на складе загрязненной одежды следует предусматривать поливочные краны для мытья полов;

- сточные воды из помещений, приспосабливаемых для специальной обработки автотранспорта, должны поступать на очистные сооружения оборотного водоснабжения. Используемые в обычное время при специальной обработке транспорта очистные сооружения должны быть переведены на прямоточную схему без изменения схемы очистки. Для сброса обработанных сточных вод непосредственно в канализационную сеть резервуар очищенной воды оборудуется отводящим трубопроводом с задвижкой, управляемой вручную. Обвязка резервуара трубопроводами и арматурой производится на 1-м этапе;

- время пребывания сточных вод в очистных сооружениях должно быть не менее 30 минут;

- сточные воды после очистки должны быть сброшены в бытовую или дождевую канализацию;

- осадок или масла из очистных сооружений следует вывозить в места, согласованные с местной санитарно-эпидемиологической станцией;

- система канализационных выпусков, лотков и колодцев на объектах должна быть доступной для периодической чистки;

4.4.10. Локальные очистные сооружения следует проектировать с учетом возможности их работы в режиме специальной обработки сточных вод в соответствии с требованиями ВСН ВК5-77, утвержденных Минжилкомхозом РСФСР.

В состав очистных сооружений, как правило, входят нагреватели воды (ТЭНы), в случае отсутствия последних подвод следует осуществлять от смесителя горячей и холодной воды.

4.4.11. При проектировании санитарно-бытовых помещений с учетом их приспособления под санпропускник следует предусматривать:

- питание трубопроводов, к которым присоединяются душевые сетки, от одного общего смесителя горячей и холодной воды, устанавливаемого со стороны "чистой" зоны;

- температуру горячей воды не менее 38 - 40 °С при одновременной работе всех душевых сеток;

- диаметр трубопроводов из расчета пропуска по ним воды 5-7 л/мин на каждую душевую сетку, а в случае тупиковых кабин - 7 - 9 л/мин;

- запасные уравнительные баки холодной и горячей воды согласно СНиП 2.08.02-89*;

- отвод сточных вод с полов помещений с мокрым режимом, а также помещений, в которых устанавливаются поливочные краны для мытья полов, через трапы диаметром 50 и 100 мм;

- устройство трапов диаметром 50 мм в тамбурах между раздевальными и душевыми помещениями.

4.4.12. Емкость запасных уравнительных баков отдельно для холодной и горячей воды следует принимать равной полуторачасовому расходу воды при водоснабжении от городского водопровода и двухчасовому расходу воды при водоснабжении из местных водоисточников (СНиП В II -7-81, п. 13.34).

Оборудование запасных уравнительных баков следует предусматривать в соответствии со СНиП 2.04.01-85.

· Электроснабжение и электрические устройства

4.4.13. Электроснабжение, электрооборудование, электроосвещение и электрозащита проектируются в соответствии с требованиями ПУЭ, СНиП 3.05.06-85, СНиП 23-05-95, ВСН 01-89 и другими отраслевыми нормами и рекомендациями. Увеличение потребляемой мощности при работе автомойки в режиме специальной обработки, как правило, не требуется. В случае необходимости такое увеличение можно выполнить за счет перераспределения электроэнергии между другими потребителями.

· Связь и сигнализация

4.4.14. В помещениях постов мойки и уборки автотранспорта, приспосабливаемых для специальной обработки необходимо предусматривать городские телефонную и радиотрансляционные сети.

4.5. Управление производством и организация условий и охраны труда рабочих и служащих

Данный раздел проекта автомойки для условий работы в обычном режиме выполняется в соответствии с нормативными документами Минтруда России.

При проектировании приспособления автомойки для специальной обработки следует предусматривать дополнительные мероприятия по охране труда и технике безопасности.

Решения по организации специальной обработки принимаются с учетом требований главы 8, а меры безопасности с учетом требований главы 10 Руководства по специальной обработке.

4.6. Охрана окружающей среды

Особенностью выполнения данного раздела проекта автомойки с учетом требований по приспособлению для специальной обработки является разработка системы эффективной защиты от заражения открытых водоемов и подземных вод отработанными растворами и рецептурами путем использования систем очистки воды, замкнутых систем водооборота, изолированных водосборников и т.п.

4.7. Организация строительства

Данный раздел разрабатывается в соответствии со СНиП "Организация строительного производства" с выделением мероприятий по приспособлению, осуществляемых на 1-ом и 2-ом этапах подготовки и перевода автомойки на работу в режиме спецобработки.

4.8. Сметная документация

Затраты, связанные с приспособлением автомоек для специальной обработки следует определять согласно действующим условиям и правилам ценообразования в г. Москве с применением соответствующих нормативно-методических документов и включать их, кроме затрат на мероприятия (работы), выполняемые в период, вводимый по особому указанию, в сметную документацию на строительство. Сметная документация составляется в соответствии с положениями и формами действующей нормативно-методической базы строительства в Российской Федерации и в г. Москве.

Источники: http://files.stroyinf.ru/Data1/10/10951/


Back to top