1 ≫
-
Многие владельцы автомобилей бывают удивлены,когда узнают, что аккумулятор тоже требует "техобслуживания" . Капелька заботы и внимания смогут сберечь много времени и денег.
Эксплуатация аккумулятора достаточно проста и практически сводится лишь к регулярным проверкам уровня электролита. Низкий уровень может свидетельствовать об излишней зарядке, что обычно вызвано неисправностью генератора. Если же электролита нет только в одном из элементов, выход из строя всего аккумулятора обеспечен. В теплую погоду он еще кое-как поработает, но в первые же холода создаст проблемы. Все аккумуляторные батареи при работе теряют часть воды из электролита. В итоге снижается уровень электролита над пластинами и увеличивается концентрация кислоты в электролите (повышается плотность электролита), это очень отрицательно сказывается на ресурсе батареи, в этот момент начинается разрушение пластин в аккумуляторе. Скорость потери воды решающим образом зависит как от применяемых для производства аккумуляторной батареи материалов, так и от состояния электрооборудования автомобиля в целом. Снижение уровня электролита до критического возможно и за 1-3 месяца (при неисправном регуляторе напряжения) и за 2-4 года. Так что при применении классических свинцовых обслуживаемых батарей приходится мириться с проверкой уровня электролита не реже 1-2 раза в месяц и доливкой дистиллированной воды . Запомните доливать электролит в аккумулятор нельзя, стоит ли доливать электролит в батарею может определить только специалист. А также приходится мириться с сравнительно высокой скоростью саморазряда — до 14% за месяц, которая прогрессирует в процессе эксплуатации и после 1,5-2 лет работы увеличивается в 3-4 раза, при долгом бездействии таких аккумуляторных батарей их необходимо подзаряжать каждые 1-2 месяца.
Четыре причины глубокого разряда аккумуляторных батарей:
1 - утечка тока в электросети (к примеру из-за некачественной проводки).
2 - неисправность генератора или регулятора напряжения.
3 - долговременное использование потребителей сети при неработающем двигателе.
4 - большой саморазряд АКБ в следствие обильного выделения электролита на поверхность корпуса
Периодически, желательно не реже одного раза в 2-3 месяца, даже при безотказной работе, необходимо проверять уровень напряжения на клеммах аккумуляторной батареи при неработающем и при работающем двигателе, а также наличие утечки в системе электрооборудования автомобиля.
Быстрый износ батареи всегда происходит вследствие нарушения условий ее эксплуатации, указанных в гарантийном талоне. Перезаряд происходит при эксплуатации батарей на автомобилях, уровень зарядного напряжения которых превышает 14,5 В . Дело в том, что по мере повышения степени заряженности выше 75-80% , наряду с основным процессом заряда электродов АКБ, начинается вторичный процесс: разложение воды на водород и кислород. Причем, его скорость быстро растет с ростом зарядного напряжения на выводах батареи выше 14,5 В . Перезаряд является следствием нарушения режима работы регулятора напряжения по причине выхода из строя отдельных его элементов. В некоторых случаях, как показывает практика, величина зарядного напряжения при неисправном регуляторе достигает 17-18 В . Это приводит к ускоренной потере воды. Под действием перезаряда уровень электролита быстро уменьшается. Поэтому его необходимо своевременно довести до нормы путем доливания в аккумулятор только дистиллированной воды . Доливать в аккумуляторы электролит категорически запрещается! Затем необходимо незамедлительно найти причину повышения напряжения и устранить неисправность в системе электрооборудования автомобиля. Эксплуатация батареи на автомобиле, у которого уровень зарядного напряжения меньше 13,8 В , приводит к прогрессирующему недозаряду. При этом работоспособность батареи постепенно ухудшается, так как степень ее заряженности снижается пропорционально времени эксплуатации. Например, при зарядном напряжении 13,6 В и средней интенсивности эксплуатации степень заряженности батареи при положительной температуре составит около 65%,а при отрицательной — менее 50%.Степень заряженности батареи зимой составляет 70-75% , если напряжение на клеммах батареи равно 13,9-14,3 В при работающем двигателе и включенном ближнем свете. Нередко причиной снижения уровня зарядного напряжения и, следовательно, степени заряженности АКБ,становится ослабление натяжения ремня привода генератора. Поэтому не реже 1-го раза в месяц рекомендуется проверять натяжение ремня и, при необходимости,производить регулировку согласно инструкции по эксплуатации автомобиля. Длительная эксплуатация батарей при степени заряженности 50-60% приводит к быстрой потере работоспособности из-за ускоренного оплывания активной массы аккумуляторных электродов. Кроме того, при низких температурах электролит в сильно разряженных АКБ может замерзнуть, что приведет к разрушению корпуса батареи и полному выходу ее из строя.
Две причины ускоренного износа автомобильного аккумулятора:
1. Дополнительное оборудование.
-дополнительное оборудование,сигнализация и телефон,магнитола
Эти устройства особенно любят преподносить "сюрпризы" во время длительных стоянок автомобиля. Однако, если Ваш аккумулятор вдруг начал барахлить, не спешите его выбрасывать. Опыт показывает, что огромное количество автомобильных аккумуляторов, считавшихся неисправными, были просто-напросто разряжены. Попробуйте зарядить разряженный аккумулятор, причем как можно скорее. Чем дольше аккумулятор остается незаряженным, тем сильнее сульфатация (разрушение) пластин и тем проблематичнее будет его восстановление.
2. Холостой режим
Простаивание автомобиля зимой в "пробках" - настоящая проблема для аккумулятора. Работающие одновременно вентилятор, фары, обогреватель заднего окна и стеклоочистители способны забрать больше тока, чем производит генератор. Подсчитано, что за 45 минут такой работы средний аккумулятор может истощиться настолько, что повторный запуск выключенного двигателя окажется уже невозможным. Для восстановления потребуется не меньше 30 минут нормальной езды,прежде чем можно будет снова остановиться.
По мере старения аккумулятор требует к себе более внимательного отношения. Например, при нормальной эксплуатации со средней годовой интенсивностью пробега 15-20 тыс. км , достаточно проверять состояние АКБ один раз в год, лучше всего осенью перед началом зимней эксплуатации. После двух лет работы (30-40 тыс. км пробега) желательно проверять состояние аккумуляторной батареи не реже одного раза в 3-4 месяца . Если же батарея проработала более трех лет (45-60 тыс. км) , контроль ее состояния в зимний период желательно проводить ежемесячно.
Как же увеличить ресурс АКБ?
1 - плотность электролита в ячейках АКБ и нормальный уровень его над пластинами;
2 - полюсные выводы необходимо периодически очищать от окислов, для предотвращения окисла, после подключения клемм проводки, лучше нанести смазку на них для исключения попадания воздуха, на пример Литол-24 ;
3 - АКБ на автомобиле должна быть надежно закреплена на установочной площадке;
4 - пуск двигателя должен проводиться с длительностью попыток 5-10 сек повторяющиеся попытки пуска должны проводиться с интервалом 30-60 сек.
5 - разряженная при неудачном пуске двигателя аккумуляторная батарея должна быть как можно скорее заряжена;
6 - в зимнее время АКБ полезно обогревать теплом от двигателя, чтобы эффективнее происходил ее заряд от генератора. Для этого часть радиатора (со стороны АКБ) целесообразно закрывать от встречного холодного потока воздуха.
7 - в случае обильного выделения электролита на поверхность корпуса батареи, для исключения большого саморазряда, нужно обработать раствором дистиллированной воды с пищевой содой предварительно сняв аккумулятор с автомобиля, и после такой обработки протереть влажной ветошью, а затем вытереть батарею до сухого состояния.
Конечно же не забываем соблюдать правила безопасности при обслуживании. Применяем перчатки кислотостойкие, защитный костюм . А если нет навыков в таком деле логичнее будет обратиться к специалисту или в сервисный центр, обычно в специализированных магазинах по продаже аккумуляторов есть такие специалисты они же Вам дадут консультацию по выбору подходящего аккумулятора.
Количество просмотров : 5138
Дополнительные материалы раздела
Последние комментарии посетителей:
Дата добавления : 2016-07-08
Комментарий добавил(а) : Ник
Для контроля температуры АКБ при заряде можно использовать пирометры http://dis-rostov.ru/pirometri/
Дата добавления : 2015-02-01
Комментарий добавил(а) : Алекс
Как правильно измерить остаточную емкость аккумулятора читайте в статье http://skat-ups.ru/66/93-izmerit-emkost-akkumulyatora-akb.html Способы восстановления аккумуляторных батарей и возможности специального оборудования для тренировки восстановления АКБ в статье http://skat-ups.ru/66/84-vosstanovlenie-akb-vosstanovit-akkumulyator.html
Дата добавления : 2010-06-15
Комментарий добавил(а) : Рада
Сайт видела еще в старом варианте. По Вашей статье не ленилась и поступала с АКБ, как писали. В сервисе не поверили что ему два года. Спасибо!
Дата добавления : 2009-12-02
Комментарий добавил(а) : Фекла
Не согласна с Чикага. А если бюджет не позволяет каждый год покупать новый аккумулятор?
Дата добавления : 2009-12-01
Комментарий добавил(а) : Чикага
Да кому это нужно, знать это все.Померла батарея, купи в магазине новую и все будет норм.
Материалы: http://www.auto-for-you.ru/to/vidstr.php?id=4
2 ≫
-
• Причины ухудшения работы и выхода из строя АКБ
• За счет чего можно увеличить ресурс АКБ
• Особенности зимней эксплуатации АКБ
• Как определить, что АКБ пора менять?
• Появление льда в ячейках АКБ
• О причинах взрыва АКБ
• Ремонт и восстановление АКБ
• Проверка НРЦ и плотности электролита
• Проверка напряжения на батарее при работающем двигателе
• Проверка наличия утечек в системе электрооборудования
• Если батарея не запустила двигатель…
• Как правильно хранить АКБ
Заботливые владельцы в процессе эксплуатации контролируют заряженность аккумуляторных батарей доступными способами.
- "утечка" тока в электросети (к примеру из-за некачественной проводки или неисправности выключателей);
- неисправность генератора или регулятора напряжения, слабое натяжение ремня привода генератора двигателя;
- долговременное использование потребителей сети при неработающем двигателе, например сигнализации при долговременной стоянке автомобиля.
1.2. Причины ухудшения работы и выхода из строя АКБ
Ухудшение работы или выход из строя аккумуляторной батареи происходит, если:
- имеет место дефект производства (гарантийныйслучай);
- нарушены условия эксплуатации батареи (ускоренный износ);
- батарея полностью исчерпала свой естественный ресурс.
При длительном перезаряде или при значительном превышении зарядного напряжения (выше 15,5 В) потеря воды бывает так велика, что оголяются верхние кромки пластин и сепараторов. Это часто приводит к взрыву батареи.
Нередко причиной снижения уровня зарядного напряжения и, следовательно, степени заряженности АКБ, становится ослабление натяжения ремня привода генератора. Поэтому переодически рекомендуется проверять натяжение ремня и, при необходимости, производить регулировку согласно инструкции по эксплуатации автомобиля.
Выход из строя стартерных аккумуляторных батарей в период гарантийного срока вследствие ускоренного износа не относится к гарантийным отказам. Поэтому такие аккумуляторные батареи не подлежат замене на новые по гарантийным обязательствам производителей батарей.
Известно, что решетка положительных пластин подвергается окислению атомарным кислородом (электрокоррозия) при разложении воды в заключительной (после 85% заряженности) стадии заряда. Наиболее интенсивно процесс разрушения решеток положительных пластин аккумуляторной батареи происходит от зарядного тока при 100% заряженности (режим перезаряда). Этот процесс преобладает в работе АКБ в летнее время эксплуатации, а также при повышенной настройке регулятора напряжения. Интенсивное разрушение активной массы пластин происходит в условиях, когда длительное время стартерная аккумуляторная батарея работает с низкой степенью заряженности (40-60%). При этом активное вещество с пластин оплывает в шлам, снижая емкость батареи, мощность ее разряда и срок надежной работы. Нормальная работа аккумуляторной батареи нарушается при снижении уровня электролита ниже минимальной отметки (оголение верхних кромок пластин).
- плотность электролита в ячейках АКБ (при нормальном уровне его над пластинами) должна быть не ниже 1,24 г/см3 (+25°С), а напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) - не ниже 12,5 В;
- полюсные выводы необходимо периодически очищать от окислов;
- АКБ на автомобиле должна быть надежно закреплена на установочной площадке;
- пуск карбюраторного двигателя должен проводиться с длительностью попыток 5-10 сек; повторяющиеся попытки пуска должны проводиться с интервалом 30-60 сек.;
- разряженная при неудачном пуске двигателя аккумуляторная батарея должна быть как можно скорее заряжена;
- в зимнее время АКБ полезно обогревать теплом, чтобы эффективнее происходил ее заряд от генератора. Для этого часть радиатора (со стороны АКБ) целесообразно закрывать от встречного холодного потока воздуха.
1. Понижается температура электролита батареи (возрастает его вязкость, снижается скорость его диффузии в поры активного материала пластин,
уменьшается электропроводность) и по этой причине снижается эффективность процесса заряда от генератора при тех же величинах зарядного напряжения на автомобиле.
2. Запуск холодного двигателя требует большей мощности и энергии от АКБ за счет увеличения значений разрядного тока и более продолжительной работы стартера. Это приводит к более глубокому разряду АКБ, снижению ее заряженности.
3. Увеличивается число включенных в работу потребителей электроэнергии как для комфорта в салоне, так и для безопасного движения, питание которых происходит от генератора, а при холостых оборотах двигателя - от АКБ.
4. Сокращение продолжительности светового дня вызывает необходимость более продолжительной работы приборов освещения, что снижает возможность генератора для эффективной подзарядки аккумуляторной батареи.
5. Ухудшение дорожных условий приводит к снижению динамики движения автомобиля, что уменьшает отдачу энергии генератором. Это, в свою очередь, сокращает возможность полного заряда аккумуляторной батареи.
- контролировать натяжение ремня привода генератора, при котором, согласно инструкции на автомобиль, обеспечивается полная отдача энергии для питания включенных потребителей и подзаряд АКБ;
- не допускать длительную работу включенных потребителей на автомобиле при неработающем двигателе;
- периодически контролировать отсутствие "утечки" тока от АКБ на различные изделия электрооборудования.
- "массовый" провод от аккумуляторной батареи полезно дополнительно подсоединить к двигателю с целью уменьшения потерь напряжения на стартере при пуске двигателя, поскольку переходы напряжения от клеммы на кузов, с кузова на двигатель и стартер при пусковом токе приводят к его снижению, т.е. к потере мощности, потребляемой от АКБ;
- периодически контролировать плотность электролита (при наличии пробок на крышке АКБ), а при отсутствии такой возможности - измерять напряжение на полюсных клеммах батареи через 8-10 часов после остановки двигателя. Если значение напряжения разомкнутой цепи (НРЦ) будет менее 12,6 В, то аккумуляторную батарею целесообразно подзарядить.
При разряде активных материалов с участием серной кислоты на электродах образуется сульфат свинца, концентрация электролита уменьшается, вследствие чего происходит снижение его плотности. Чем глубже происходит разряд АКБ, тем ниже плотность электролита. В электроды конструктивно заложено такое количество активного материала, которое необходимо для обеспечения заданных электрических характеристик АКБ. Соответственно, в объеме электролита содержится количество серной кислоты, необходимое для полного использования в реакции активного вещества пластин.
В таком состоянии (режиме работы) появление искры от неисправной электропроводки либо открытого огня (сигареты) опасно для аккумуляторной батареи - происходит взрыв и ее разрушение. Детали АКБ при разрушении могут причинить повреждения окружающим предметам и людям. Возникновение искры возможно также от проводов в местах их соединения с полюсными выводами аккумуляторной батареи. Если длительное время полюсные выводы АКБ и внутренняя поверхность наконечников не очищались от окислов, нарушается нормальный электрический контакт, возможно образование искр.
2.1 Ремонт и восстановление АКБ
Конструкция АКБ не предусматривает их ремонта в процессе эксплуатации в части замены блоков пластин в аккумуляторах, крышки или корпуса. Этого не делают даже на заводах-изготовителях. Если в новой АКБ обнаружен дефект, ее утилизируют.
Заряд свинцовых аккумуляторных батарей необходимо производить от источника постоянного (выпрямленного) тока. Можно использовать любые выпрямители, допускающие регулировку зарядного тока или напряжения. При этом зарядное устройство, предназначенное для заряда одной 12-вольтовой батареи, должно обеспечить возможность увеличения зарядного напряжения до 16,0-16,5 В, поскольку иначе не удастся зарядить современную необслуживаемую батарею полностью (до 100% ее фактической емкости).
2.3 Проверка НРЦ и плотности электролита
Материалы: http://avtomarketkar-go.ru/akb/expl
3 ≫
-
Заботливые владельцы в процессе эксплуатации контролируют заряженность аккумуляторных батарей доступными способами.
Периодически, желательно не реже одного раза в 2-3 месяца, даже при безотказной работе, необходимо проверять напряжение на клеммах стартерной аккумуляторной батареи при неработающем и при работающем двигателе, а также наличие утечки в системе электрооборудования автомобиля (главы 4.3-4.5).
- "утечка" тока в электросети (к примеру из-за некачественной проводки или неисправности выключателей);
- неисправность генератора или регулятора напряжения, слабое натяжение ремня привода генератора двигателя;
- долговременное использование потребителей сети при неработающем двигателе, например сигнализации при долговременной стоянке автомобиля.
1.2. Причины ухудшения работы и выхода из строя АКБ
Ухудшение работы или выход из строя аккумуляторной батареи происходит, если:
- имеет место дефект производства (гарантийныйслучай);
- нарушены условия эксплуатации батареи (ускоренный износ);
- батарея полностью исчерпала свой естественный ресурс.
Батареи с производственными дефектами, которые выявляются в течение гарантийного срока, подлежат замене на новые в установленном порядке.
Перезаряд происходит при эксплуатации батарей на автомобилях, уровень зарядного напряжения которых превышает 14,5 В. Дело в том, что по мере повышения степени заряженности выше 75-80%, наряду с основным процессом заряда электродов АКБ, начинается вторичный процесс: разложение воды на водород и кислород. Причем, его скорость быстро растет с ростом зарядного напряжения на выводах батареи выше 14,5 В. Перезаряд является следствием нарушения режима работы регулятора напряжения по причине выхода из строя отдельных его элементов. В некоторых случаях, как показала практика, величина зарядного напряжения при неисправном регуляторе достигает 17-18 В. Это приводит к ускоренной потере воды и коррозии положительных токоотводов (решеток) пластин батареи.
Ухудшение свойств аккумулятора в результате старения
Емкость аккумуляторной батареи в процессе эксплуатации постепенно снижается. Это происходит от того, что при чередующихся зарядах и разрядах, которые имеют место во время работы батареи на автомобиле, положительная активная масса постепенно оплывает вследствие деструкции, и ее количество, участвующее в химической реакции, уменьшается. Ускоряет процесс оползания положительной активной массы частое повторение глубоких разрядов, причина которых либо в утечке тока в электросети, либо в недозаряде из-за неисправности генератора или регулятора напряжения. Особенно быстро снижается емкость при глубоких разрядах у батарей с решетками положительных электродов из свинцово-кальциевых сплавов.
Критерием пригодности аккумуляторной батареи, проработавшей в условиях эксплуатации в течение продолжительного времени, может служить тестовый разряд, который возможно выполнять в специализированных сервисных центрах. Полностью заряженную батарею подвергают разряду при положительной температуре током, равным половине тока холодной прокрутки по ЕN или SАЕ.
Ложные неисправности АКБ
1.3. За счет чего можно увеличить ресурс АКБ?
- плотность электролита в ячейках АКБ (при нормальном уровне его над пластинами) должна быть не ниже 1,24 г/см3 (+25°С), а напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) - не ниже 12,5 В;
- полюсные выводы необходимо периодически очищать от окислов;
- АКБ на автомобиле должна быть надежно закреплена на установочной площадке;
- пуск карбюраторного двигателя должен проводиться с длительностью попыток 5-10 сек; повторяющиеся попытки пуска должны проводиться с интервалом 30-60 сек.;
- разряженная при неудачном пуске двигателя аккумуляторная батарея должна быть как можно скорее заряжена;
- в зимнее время АКБ полезно обогревать теплом, чтобы эффективнее происходил ее заряд от генератора. Для этого часть радиатора (со стороны АКБ) целесообразно закрывать от встречного холодного потока воздуха.
1. Понижается температура электролита батареи (возрастает его вязкость, снижается скорость его диффузии в поры активного материала пластин,
уменьшается электропроводность) и по этой причине снижается эффективность процесса заряда от генератора при тех же величинах зарядного напряжения на автомобиле.
2. Запуск холодного двигателя требует большей мощности и энергии от АКБ за счет увеличения значений разрядного тока и более продолжительной работы стартера. Это приводит к более глубокому разряду АКБ, снижению ее заряженности.
3. Увеличивается число включенных в работу потребителей электроэнергии как для комфорта в салоне, так и для безопасного движения, питание которых происходит от генератора, а при холостых оборотах двигателя - от АКБ.
4. Сокращение продолжительности светового дня вызывает необходимость более продолжительной работы приборов освещения, что снижает возможность генератора для эффективной подзарядки аккумуляторной батареи.
5. Ухудшение дорожных условий приводит к снижению динамики движения автомобиля, что уменьшает отдачу энергии генератором. Это, в свою очередь, сокращает возможность полного заряда аккумуляторной батареи.
Влияние перечисленных факторов на снижение заряженности АКБ объективно усиливается в значительно большей мере, если генератор автомобиля по причинам износа деталей не обеспечивает отдачу номинальных показателей (ток нагрузки). Владелец автомобиля, как правило, после многолетней эксплуатации не проверяет генератор на отдачу и, в результате, в зимнее время оказывается перед фактом наполовину разряженной АКБ, не способной запустить холодный двигатель.
- контролировать натяжение ремня привода генератора, при котором, согласно инструкции на автомобиль, обеспечивается полная отдача энергии для питания включенных потребителей и подзаряд АКБ;
- не допускать длительную работу включенных потребителей на автомобиле при неработающем двигателе;
- периодически контролировать отсутствие "утечки" тока от АКБ на различные изделия электрооборудования. Если условия хранения (стоянки)
автомобиля позволяют отключать аккумуляторную батарею, то это целесообразно делать при длительном бездействии (снимать один наконечник);
- "массовый" провод от аккумуляторной батареи полезно дополнительно подсоединить к двигателю с целью уменьшения потерь напряжения на стартере при пуске двигателя, поскольку переходы напряжения от клеммы на кузов, с кузова на двигатель и стартер при пусковом токе приводят к его снижению, т.е. к потере мощности, потребляемой от АКБ;
- периодически контролировать плотность электролита (при наличии пробок на крышке АКБ), а при отсутствии такой возможности - измерять напряжение на полюсных клеммах батареи через 8-10 часов после остановки двигателя. Если значение напряжения разомкнутой цепи (НРЦ) будет менее 12,6 В, то аккумуляторную батарею целесообразно подзарядить.
Выполнение перечисленных мероприятий в зимних условиях позволит исключить отказы в работе стартерных АКБ, сохранить их ресурс на длительный срок работы.
1.5. Как определить, что аккумялятор пора менять?
1.7. О причинах взрыва АКБ
В таком состоянии (режиме работы) появление искры от неисправной электропроводки либо открытого огня (сигареты) опасно для аккумуляторной батареи - происходит взрыв и ее разрушение. Детали АКБ при разрушении могут причинить повреждения окружающим предметам и людям. Возникновение искры возможно также от проводов в местах их соединения с полюсными выводами аккумуляторной батареи. Если длительное время полюсные выводы АКБ и внутренняя поверхность наконечников не очищались от окислов, нарушается нормальный электрический контакт, возможно образование искр.
Таким образом, нарушение техники безопасности и режима обслуживания АКБ, длительная эксплуатация батареи на автомобилях с отклонениями технических показателей у изделий электрооборудования, служат причинами скопления выделяющегося' "гремучего" газа и провоцируют возникновение взрыва, приводящего к разрушению корпуса свинцовых стартерных аккумуляторных батарей. Такой взрыв может причинить вред человеку.
По материалам журнала "Секреты выбора и применения. Автомобильные аккумуляторы".
Авторы: Н. Курзуков, В. Ягнятинский
из любого региона России
- Дорожно-строительная
и специальная техника
- Запчасти
Навесное оборудование
- Промышленое
Материалы: http://www.mrmz.ru/article/v5/article3.htm