Устройство и работа термостата

1 ≫

Многим водителям и людям, очень далеким от устройства двигателя внутреннего сгорания (ДВС), наверняка, знакома картина, ярко растиражированная кинорежиссерами, когда из-под капота автомобиля поднимаются густые клубы пара, а главный герой с задумчивым лицом всем своим видом изображает немую сцену — “приехали”. Виновником этого значимого события зачастую бывает незаметная, но очень важная деталь системы охлаждения – термостат.

Примерно так выглядят все автомобильные термостаты

Именно термостат должен автоматически перенаправлять потоки охлаждающей жидкости при разной температуре нагрева двигателя по так называемым контурам системы охлаждения: большому – через радиатор, и малому – минуя его. Если двигатель перегрелся, то термостат отправляет охлаждающую жидкость к радиатору по большому контуру. В радиаторе излишнее тепло отводится. Если двигатель холодный, то термостат прогоняет охлаждающую жидкость по малому контуру, что позволяет двигателю быстрее нагреться. В холодное время года неправильно работающий термостат полностью парализует работу печки, и салон автомобиля обогреть невозможно. Термостат есть у большинства автомобильных двигателей, использующих жидкостную систему охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, и его устройство принципиально ничем не отличается ни у русских, ни у европейских или японских автомобилей.

Принцип работы термостата

Основным узлом термостата является механический клапан: он приводится в действие довольно простым и точным механизмом. В герметичном корпусе находится термочувствительный искусственный воск, который при расплавлении увеличивается в объеме и сжимает резиновую камеру, выталкивающую металлический хромированный шток, который и приводит в действие клапаны. В этом и заключается принцип работы термостата.

Так работает термостат

При нарушении целостности данного механизма воск вытекает вследствие использования некачественного антифриза (тосола) или коррозии и увеличивается сила трения подвижного штока. Термостат начинает функционировать неправильно, постепенно и неумолимо превращая жизнь водителя в ад.

Устройство термостата

Термостат представляет собой клапан, иногда помещенный в корпус, регулирующий поток охлаждающей жидкости в двигателе вашего автомобиля. По конструктивным особенностям устройство термостатов бывает корпусным и бескорпусным.

Корпусный термостат с двумя выводами

Как видно на рисунке, одним из видов термостатов является устройство, заключенное в корпус и, как правило, имеющее не менее двух выводов. Исключением являются термостаты с корпусным устройством, которые образуют сложные 2-хуровневые контуры. Корпусы термостатов изготавливают из пластика, латуни или алюминия.

Два вывода, находящихся рядом, обычно называют «малым контуром». Он не дает охлаждающей жидкости поступать в радиатор, позволяя циркулировать внутри мотора и радиатора печки. Это делает возможным быстрый прогрев двигателя до нужной (рабочей) температуры – точки, при которой термостат открывается полностью. На автомобилях отечественного производства довольно часто встречается температура полного открытия термостата 80-85 градусов. Как правило, у корпусных термостатов ручная регулировка температуры открытия-закрытия невозможна, но в профессиональных автомастерских могут оказать такую услугу.

А так выглядит бескорпусный термостат

Бескорпусный термостат устанавливается непосредственно в блоки двигателей, в специально предусмотренные для этого места. Этим он отличается от корпусного устройства. Цифровая маркировка, выбитая на термостате, означает температуру его полного открытия.

В последнее время для одной и той же марки авто выпускаются летние и зимние разновидности термостатов. В зимних вариантах открытие устройства происходит при более высоких температурах, позволяя мотору лучше прогреваться и работать в повышенном диапазоне температур. Смысл нововведения состоит в следующем: на старых авто печка и радиатор засорены, и более высокая температура двигателя в холодный период и более низкая – в летнее время позволят автомобилю «вписаться» в допустимые рамки теплоотдачи, а исправному автомобилю совершенно не нужна эта подмена с разными температурами.

Как проверить термостат

Не снимая термостат с автомобиля, проверить его работу можно приблизительно условно. Исключения составляют случаи, когда он заклинил в полностью открытом или закрытом положении. В таком случае по температуре патрубков, времени прогрева и датчику температуры можно сделать вывод о возможной неисправности термостата.

В горячей воде термостат должен открыться

Можно проверить термостат и своими силами, сняв его с автомобиля. Для этого его или поливают кипятком, визуально наблюдая открытие, или греют в емкости с водой на электроплитке, контролируют температуру градусником и замеряют длину выдвижения штока. Оба эти метода дают весьма неточный результат, не позволяя отобразить петлю гистерезиса работы термостата и сравнить ее с образцовой, полученной в лаборатории завода-изготовителя.

Профессионально проверить термостат можно только в специализированных точках диагностирования, так как неправильная его работа бывает связана с другими неполадками двигателя, которые нужно уметь различать. Если у вас нет нареканий на работу двигателя, который зимой «удерживает» стрелку термометра в нормальной зоне, а летом не перегревается, то с вашим термостатом все в порядке. Точная диагностика работы термостата подразумевает участие опытного специалиста и специального оборудования.

Видео о том как самостоятельно проверить исправность термостата

Признаки неисправности термостата

Явными признаками неисправности термостата являются:

  • долгий прогрев двигателя до рабочей температуры, а также быстрый его перегрев;
  • стрелка температуры двигателя падает на скорости ниже обычного и подымается при остановке автомобиля;
  • нижний патрубок теплый при нескольких минутах прогрева двигателя: это означает, что термостат все время открыт;
  • термостат заклинил в закрытом положении, двигатель кипит, а нижний патрубок остается холодным даже при прогретом моторе

(2 оценок, среднее: 4,00 из 5)

Поделитесь с друзьями:

Как можно узнат вентилятор или термостат не работает

Если температура работы двигателя близка к критической отметке, первое на что следует обратить внимание — уровень тосола в системе. Охлаждающей жидкости достаточно? Значит необходимо проверить термостат. Плохое охлаждение грозит перегревом мотора, который ведет к поломке последнего.

Материалы: http://avtomotoprof.ru/obsluzhivanie-i-uhod-za-avtomobilem/ustroystvo-i-rabota-termostata-priznaki-neispravnosti/

2 ≫

В любом современном автомобиле используется система охлаждения. На большинстве моделей она жидкостного типа. Антифриз циркулирует по контуру благодаря давлению, которое создает помпа. Также в конструкции имеется радиатор. Но многие забывают про термостат. А ведь он играет немаловажную роль в работе мотора и СОД в целом. Что он собой являет и как проверить работу термостата? Об этом вы узнаете в нашей сегодняшней статье.

Термостат – одна из конструктивных составляющих системы охлаждения, которая обеспечивает управление потоком антифриза.

Элемент выполняет две функции:

  • Быстрый прогрев двигателя.
  • Поддержание его оптимального температурного режима (обычно это диапазон от 85 до 95 градусов).

Также отметим, что существует и термостат стиральной машины. Проверка его осуществился омметром путем подсоединения щупов к контактам. В результате прибор должен выдать сопротивление в 1350 Ом.

Но вернемся к классическим термостатам. Работают они по следующему принципу. После запуска жидкость начинает циркулировать по малому кругу. Это радиатор печки и сам мотор. В результате двигатель быстрее прогревается, а в салоне обеспечивается теплый воздух (что особенно актуально зимой). Как только температура охлаждающей жидкости превышает заданную отметку (обычно от 70 до 80 градусов Цельсия), клапан устройства открывается и антифриз попадает на большой круг, включая основной радиатор охлаждения. Последний расположен сразу за решеткой радиатора автомобиля.

Расположен данный элемент на входе к насосу охлаждающей жидкости (помпе) либо на выходе из ГБЦ. У каждого автомобиля есть свои особенности насчет места расположения данного элемента. Но где бы он ни находился, конструкция его одинакова и не меняется еще с прошлого века. Внутри устанавливается твердый наполнитель. При нагреве он меняет плотность и способствует открытию запорного клапана. Последний выдвигается при помощи пружины.

Проверка работоспособности термостата может осуществляться разными способами:

Первый метод более простой, но не слишком точный. Второй требует больше времени и усилий. Но таким способом вы точно определите, нужна ли вам замена термостата или причина вовсе в другом. Что же, рассмотрим оба способа диагностики.

Итак, проверку производим прямо на самом автомобиле. Сперва запускаем его двигатель. Важным условием является запуск уже остывшего мотора. Этот метод не работает на прогретом автомобиле.

На следующем этапе находим резиновый патрубок, который подходит к верхней части радиатора. Найти его несложно, но будьте аккуратны – рядом находятся лопасти вентилятора, о которые вы можете травмироваться. Далее ждем 1-2 минуты и начинаем щупать патрубок. При исправном термостате он должен быть холодным. Это свидетельствует о том, что жидкость циркулирует только по малому кругу, и клапан находится в закрытом состоянии. Спустя еще некоторое время (когда стрелка температуры будет в зеленой шкале) трогаем патрубок еще раз. Он должен быть горячим. В таком же состоянии должен находиться и нижний патрубок, который отходит от радиатора.

Если оба шланги остались холодными, а стрелка температуры показывает 90 и более градусов, можно сделать вывод, что термостат неисправен. Он заклинил и не пропускает жидкость по большому кругу.

Но проблема может усложниться тем, что клапан будет не полностью закрытым, то есть часть жидкости все-таки проникает в большой круг. Как это определить, рассмотрим ниже.

Проверить его можно следующим образом. Включаем двигатель и сразу же щупаем верхний и нижний патрубок. Если они в течение минуты стали теплыми, это значит, что клапан закрыт не полностью. При этом двигатель будет долго прогреваться. Это очень вредит мотору – он не может выйти на свой температурный режим. Когда оба патрубка сразу после запуска стали теплыми, можно сделать вывод, что клапан заклинил наполовину. В таком случае требуется замена термостата.

Как проверить термостат в таком случае? Этот метод более трудоемкий, но с ним мы точно узнаем состояние данного элемента. Сперва нам нужно найти большую емкость для слива охлаждающей жидкости. Также нам понадобятся отвертки (шлицевая и крестовая) и стандартный набор инструментов (головки и ключи). Итак, подставляем нашу емкость под сливное отверстие и откручиваем краник. На легковых автомобилях должно выйти около семи литров жидкости.

Далее ослабляем хомут, который крепит к радиатору патрубок. Последний извлекаем наружу. Подводящий патрубок обычно откручивается шлицевой отверткой. Далее откручиваем сами болты термостата (его крышка может крепиться на шестигранных винтах). Извлекаем старую прокладку и достаем нашего «пациента» наружу.

Как проверить термостат своими руками? Далее отправляемся домой, ставим кастрюлю на плиту. Ее не нужно заполнять особыми жидкостями типа антифриза – подойдет обыкновенная проточная вода. Помещаем внутрь термостат. Далее ждем, пока жидкость закипит. Если термостат исправен, его клапан должен открыться после этого.

В ходе проверки рекомендуется использовать водный термометр. Так мы точно определим, при какой температуре клапан будет открываться. Иногда характеристики, заявленные производителем, не соответствуют действительным. Элемент, рассчитанный на 72 градуса, открывается при 80 и так далее.

Если диагностируемый элемент не открылся и вовсе после закипания, он неисправен и требует замены. Ремонту термостаты не подлежат. Да и какой смысл копаться в детали, стоимость которой не превышает двухсот рублей?

Это происходит из-за наполнителя. Зачастую это искусственный воск. При нагреве он расширяется в объеме, приводя в действие клапан. В случае разгерметизации воск может смешаться с антифризом. Двигателю это не нанесет ущерба (поскольку наполнитель весит всего пару грамм), но термостат после этого работать уже не будет. При его неисправности существует риск перегрева двигателя.

Рассмотрим, как производится снятие и установка элемента на примере авто ВАЗ-2110. Для этого нужна:

  • Шлицевая отвертка.
  • Шестигранный ключ на 5.
  • Пустая емкость (объём не менее семи литров).

После слива охлаждающей жидкости требуется демонтировать воздушный фильтр. Затем при помощи отвертки нужно ослабить хомут крепления патрубка радиатора. Также следует отсоединить шланги, которые идут от крышки корпуса термостата и помпы. После этого при помощи шестигранного ключа на 5 откручиваем болты крепления «пациента». Их всего три. Далее снимаем крышку термостата. Из нее вынимаем и уплотнительное кольцо. Важный момент! При последующей установке резиновое кольцо должно быть новым. Повторно использовать старый уплотнитель нельзя. В противном случае термостат будет течь.

Устанавливается новый элемент в обратной последовательности. Обратите внимание, что на верхней его части есть прорезь для вывода воздуха. Устанавливать термостат нужно так, чтобы эта прорезь была в максимально верхнем положении. Ну и, конечно же, не забываем про резиновое кольцо. Далее заливаем антифриз и проверяем работу.

В ходе диагностики и замены термостата необходимо обратить внимание и на состояние других элементов. Это патрубки и хомуты. Последние могут окисляться, а резьба – деформироваться – их очень трудно открутить и закрутить. Если это так, замените хомуты на новые. Что касается патрубков, они должны быть мягкими и без трещин. Твердые и потрескавшиеся элементы эксплуатации не подлежат. Патрубки рекомендуется менять в комплексе с хомутами.

Итак, мы выяснили, как проверить термостат и как правильно его заменить. Проверку можно сделать разными способами. Но в любом случае с решением проблемы не стоит медлить. Своевременная проверка исправности термостата поможет предотвратить перегрев двигателя, что чревато серьезным капитальным ремонтом.

Материалы: http://www.syl.ru/article/345143/kak-proverit-termostat-zamena-i-remont-termostata

3 ≫

Любые автомобили, которые охлаждаются при помощи жидкостной системы, имеют в конструкции двигателя управляющее устройство — термостат. Он расположен между радиатором и двигателем. Но его размеры небольшие, зачастую, не превышают 5 см в диаметре.

Кратко о предназначении

Задача устройства — не допустить попадание охлаждающей жидкости из радиатора в рубашку охлаждения двигателя пока тот не наберёт рабочую температуру. То есть пока мотор не прогреется он не будет охлаждаться в полной мере. А когда мотор прогревается до 90 градусов, то заслонка открывается и холодный антифриз поступает в рубашку охлаждения. Защитить двигатель от перегрева, но дав ему быстро прогреться до рабочей температуры — такова суть терморегулятора.

При неисправности прибора существуют следующие риски:

  • перегрев мотора;
  • недостаточно эффективное сжигание топлива, поскольку мотор не вышел на рабочую температуру.

Чтобы этого избежать нужно следить за состоянием устройства. Понять, что поломка случилась можно по следующим признакам:

  • быстрый перегрев двигателя;
  • мотор долго не выходит на рабочую температуру;
  • патрубки радиатора на прогретом моторе холодные.

Менять устройство независимо от состояния рекомендуется раз в 2 года. Устройство недорогое и не будет сильно бить по карману.

Замена устройства терморегуляции на двигателе 9А

За время эксплуатации Фольксваген Пассат В3, на который устанавливается двигатель 9А, становится очевидна погрешность прибора температуры антифриза. Стрелка не так быстро достигает рабочей температуры даже на ходу. Это первый признак того, что устройство неисправно. Также на последующую замену термостата на двигателе 9А указывают следующие признаки:

  • температура антифриза в районе 60 градусов, спустя долгое время работы под нагрузкой;
  • прохладный воздух из системы отопления;
  • патрубок внизу радиатора, спустя 5 минут работы на холостых оборотах, не набирает температуру.

Для замены термостата на двигателе 9а потребуются следующие действия:

  1. Пригнать автомобиль на эстакаду, снять защиту двигателя при наличии и выкрутить крышку расширительного бачка.
  2. Насос ГУРа нужно открутить и с креплением отвести в сторону крепко привязав его, чтобы он не болтался под руками.
  3. С помпы нужно отвести шланг и слить антифриз.
  4. После того как вся жидкость сольётся потребуется выкрутить болты крепления патрубка. Под ним находится регулятор системы охлаждения двигателя 9а, его достаточно подковырнуть и вынуть.

Порядок обратной сборки:

  1. Установить новое устройство, а поверх его поставит уплотнительное кольцо из резины.
  2. Прикрутить фланец и установить на место патрубок, который ведёт от радиатора. Насос отвязывают и ставят на место.
  3. После заливается антифриз.

При правильной сборке протечки должны отсутствовать. Подробно процесс описан на видео:

Проблемы с терморегулирующим устройством двигателя EW10A Ситроен С5 и его замена

При наблюдении проблем с охлаждением Ситроена С5 требуется приступать к замене на двигателе EW10A. Желательно не только заменить само устройство, но и промыть всю систему охлаждения. Для этого используют специальный очиститель, который заливается в антифриз. Нужно дать двигатель поработать полчаса чтобы:

  • чтобы грязь смылась с термостата;
  • отмылись радиаторы охлаждения и отопления.

После антифриз сливают вместе с грязью. Для этого нужно:

  1. Открыть расширительный бачок и снять патрубок с радиатора внизу.
  2. После слива жидкости всё закрутить назад и залить дистиллированную воду.
  3. Завести мотор и дать поработать ему 5-10 минут на холостом ходу.
  4. Затем слить охлаждающую жидкость снова и повторять операцию до тех пор, пока сливаемая вода не будет полностью чистой.

После нужно разобрать систему, чтобы заменить термостат на двигателе ew10a Ситроена С5:

  1. Демонтировать воздушный фильтр и патрубки топливного насоса.
  2. Снять из клемм провода и демонтировать пластину их крепления, а затем сдвинуть в сторону.
  3. Выкрутить болты и шпильки крепления корпуса термостата и отсоединить патрубки.

Затем нужно поменять устройство и собрать всё в обратном порядке. Антифриз заливают в последнюю очередь , а после нужно развоздушить систему. Развоздушка установлена на корпусе устройства терморегуляции, а также на патрубке, который ведёт к радиатору отопления.

Рено и двигатель K9k 768

В автомобилях Рено с двигателем K9k 768 термостат достаточно надёжен. Однако иногда прокладки между корпусом устройства и двигателем дают течь. К тому же рекомендуемую замену раз в 2 года никто не отменял. Ниже о том, как производить замену термостата на двигателе K9k 768:

  1. Демонтировать аккумулятор, его площадку и воздуховод к двигателю.
  2. Снять нижний патрубок радиатора и дать жидкости вытечь. После закрутить на место.
  3. Отсоединить патрубок и датчик температуры.

Далее, нужно собрать узлы обратно.

Процесс замены на любом автомобиле не представляет сложности, поскольку для этого достаточно нескольких операций. Главное, заменить антифриз, очистить систему охлаждения и поставить новые прокладки. С заменой термостата двигатель всегда будет правильно охлаждаться и не перегреется.

Материалы: http://mashintop.ru/articles.php?id=3385


Back to top