Аккумуляторная батарея возможные неисправности и симптомы их проявления

1 ≫

Аккумуляторная батарея слабая

Симптомами слабой аккумуляторной батареи есть плохой запуск двигателя при нормальной плотности электролита. При запуске двигателя батарея быстро садится, не смотря на то, что ареометр показывает нормальные значения, пробки АКБ чернеют. Такую батарею следует заменить.

Не дозаряд аккумуляторной батареи

Симптомами разряженной аккумуляторной батареи есть плохой запуск двигателя и низкая плотность электролита во всех секциях АКБ.

Аккумуляторная батарея перезаряжена

При длительном перезаряде аккумуляторной батареи происходит электролиз воды электролита на кислород и водород. Кислород сильно окисляет решетки плюсовых электродов, что вызывает их разрушение. Одновременно в порах активного вещества электродов накапливается большое количество газов, вызывая разрыхление и выкрашивание активного вещества. Перезаряд батареи ведет к быстрой коррозии пластин, слишком высокой температуре электролита, деформации положительных пластин и повреждению изоляторов, что может привести к короткому замыканию. Сопровождается обильным газообразованием и вытеканием электролита через вентиляционные отверстия пробок, нагревом АКБ.

Неправильная установка аккумуляторной батареи

Ослабленные или загрязненные выводы АКБ могут привести к разрушению штырей аккумулятора во время запуска двигателя или к потере эффективности заряда. Неправильное крепление батареи способствует нежелательной вибрации, что приводит к снижению срока её эксплуатации. У слишком сильно затянутой батареи может произойти деформация и повреждение её корпуса.

Короткое замыкание секции батареи

Внутреннее короткое замыкание секции аккумуляторной батареи обычно сопровождается отсутствием кипения во время заряда и плотности. При подключении нагрузки к выводам АКБ напряжение резко снижается, а разряд сопровождается обильным газообразованием в неисправной секции аккумулятора. В случае внутреннего короткого замыкания батарею следует заменить.

Обрыв внутри аккумуляторной батареи

Неисправность, которая проявляется следующим образом: у батареи полностью отсутствует стартерный ток, но в каждой секции АКБ есть плотность. Такие аккумуляторы являются частой причиной взрыва и подлежат замене. Как правило обрыв происходит в месте соединения двух секций батареи или в месте крепления пластин.

В случае если владельца не интересует внешний вид батареи, такой аккумулятор можно отремонтировать. Вначале определяем место обрыва, для этого выкручиваем все пробки и замыкаем накоротко клеммы АКБ. В секции аккумулятора с обрывом будет наблюдаться обильное газообразование. Определив место обрыва, разрезаем пластиковый корпус аккумулятора и устраняем пайкой соединения. Пайку выполняем при помощи паяльника мощностью примерно 150 и выше ватт. В качестве перемычки используем пластину свинца толщиной 2-4 мм в зависимости от емкости аккумуляторной батареи.

Аккумулятор сульфатирован

Это явление заключается в образовании труднорастворимых кристаллов серно-кислого свинца (сульфата) на поверхности пластин аккумуляторной батареи. Кристаллы сульфата забивают поры активного вещества плюсовых и минусовых пластин, снижая емкость батареи. Симптомами сульфатации пластин аккумулятора есть быстрое повышение напряжения во время заряда, бурное газовыделение и незначительное повышение плотности электролита. Небольшое сульфатирование можно убрать медленной подзарядкой в течении нескольких дней.

Пониженный уровень электролита

Заряд аккумуляторной батареи излишним током приводит к значительному снижению уровня электролита. Не полностью погруженные в электролит пластины быстро становятся поврежденными, что ведет к потере емкости АКБ и его преждевременной замене. Кроме этого в предназначенных для электролита местах возможно скопление газа, что может привести к взрыву аккумуляторной батареи.

Повышенный уровень электролита

Возникает по причине некачественного обслуживания аккумуляторной батареи. Сопровождается вытеканием электролита во время движения через вентиляционные отверстия. Повышенный уровень электролита не ведет к разрушению аккумулятора, но разрушает детали автомобиля, на которые попадает электролит.

Еще одной неисправностью аккумуляторной батареи является нормальное напряжение на клеммах АКБ, во время заряда, и при этом повышенный ток заряда длительное время. Данная неисправность сопровождается обильным газообразованием, частой доливкой воды высокой температурой электролита. Устранить неисправность можно только заменой аккумуляторной батареи.

Степень разряда батареи можно определить измерив плотность электролита. Снижение плотности электролита на 0,01 г/см³ соответствует разряду аккумулятора на 6%. К примеру, после эксплуатации автомобиля, плотность электролита в АКБ снизилась с 1,27 г/см³ до 1,23 г/см³. Снижение плотности произошло на 0,04 г/см3, что соответствует фактическому разряду батареи на 24%.

Приборы для измерения плотности в автомобильной акумуляторной батарее.

Таблица плотности электролита при различных температурах:

Материалы: http://www.100scan.ru/neispravnosti_akb.php

2 ≫

Окисление полюсных выводов ускоряется при попадании на них электролита, отсутствии смазки на выводах и неплотном креплении наконечников проводов. Окисленные выводы повышают сопротивление в цепи всех потребителей, особенно стартера, что ухудшает их работу. Окисленные выводы зачищают наждачной бумагой и смазывают техническим вазелином.

Трещины в мастике, крышках и стенках бака являются причиной понижения уровня электролита в аккумуляторах. Электролит, попавший на поверхность крышек, замыкает полюсные выводы полублоков пластин, что ускоряет саморазряд аккумуляторов. В случае соприкосновения заряженных пластин с воздухом, губчатый свинец отрицательных пластин переходит в гидроокись свинца, вызывая нежелательное уплотнение активной массы. Пористость активной массы уменьшается, что затрудняет доступ электролита в глубокие слои пластин. В работе будет участвовать меньше активной массы, что снижает емкость батареи. Кроме того, на оголенной части пластин происходит образование крупных труднорастворимых кристаллов сернокислого свинца, что еще больше снижает емкость батареи.

Трещина во внутренней стенке бака вызывает замыкание электролитом разноименных групп пластин двух соседних аккумуляторов, соединенных между собой свинцовой перемычкой, и происходит их саморазряд, а в дальнейшем— образование труднорастворимых кристаллов сернокислого свинца.

Плотность электролита в этих аккумуляторах будет меньше, чем в исправных; э. д. с. двух соседних аккумуляторов, замыкающихся через электролит, будет равна 2В.

Поврежденные крышки, баки и мастику заменяют.

Ускоренный саморазряд аккумуляторов, При эксплуатации и длительном хранении батарей каждый исправный аккумулятор постепенно разряжается и теряет свою емкость даже в том случае, если к нему не подключают никаких потребителей. Это явление называется саморазрядом.

По ГОСТ 959.0—71 нормальный (естественный) саморазряд новых аккумуляторов при бездействии в течение первых 14 сут соответствует потере первоначальной емкости не более 10%. При более длительном бездействии аккумулятора саморазряд уменьшается примерно наполовину

Для батарей, бывших в эксплуатации, саморазряд превышает указанные ГОСТ ом нормы. Такой саморазряд называется ускоренным.

Причинами возникновения ускоренного саморазряда являются: замыкание выводов аккумуляторов грязью и электролитом, разлитым на поверхности крышек баков; замыкание разноименных пластин осыпающейся активной массой или при разрушении сепараторов; образование местных (паразитных) токов в активной массе пластин, разная плотность в верхних и нижних слоях электролита.

Местные токи появляются в результате возникновения э. д. с. между свинцовыми окислами активной массы и металлическими примесями в решетках пластин или примесями, попавшими в аккумулятор с электролитом или водой. Самой распространенной металлической примесью в электролите является железо.

Металлы, попадающие в электролит, образуют с кислотой растворимую соль и во время заряда вследствие электролиза отлагаются на отрицательных пластинах. Между крупинками металлов и активной массой отрицательных пластин создается большое количество мельчайших коротко-замкнутых первичных местных элементов (посторонний металл — электролит — губчатый свинец). Тогда в результате разности потенциалов в той части активной массы, где вкраплены посторонние металлы, возникает большое количество цепей местных «паразитных» токов. Эти токи вызывают преобразование губчатого свинца в сернокислый свинец; местные токи возникают в положительных пластинах между РЬ02 активной массы и РЬ решетки, а также между сурьмой и свинцом в решетках всех пластин.

Вследствие образования местных токов происходит электролиз воды, поэтому из электролита будут выделяться пузырьки газов водорода и кислорода, что является признаком ускоренного саморазряда аккумулятора.

Неодинаковая плотность в различных слоях электролита в аккумуляторе является причиной ускоренного саморазряда пластин. Плотность электролита в верхних и нижних слоях может быть неодинаковой после доливания воды в аккумулятор.

Вследствие большей плотности электролита нижняя част ь пластин будет иметь больший потенциал, чем верхняя, погруженная в электролит меньшей плотности. При этом возникает уравнительный ток, направленный от нижней части пластин к верхней, а затем через электролит—снова к нижней части пластин. Уравнительные токи, вызывая непроизводительный разряд, ускоряют образование крупных кристаллов PbS04, что снижает емкость аккумулятора, а следовательно, и всей батареи.

Основным средством уменьшения саморазряда является соблюдение чистоты как при приготовлении электролита, так и при эксплуатации аккумуляторной батареи. При хранении аккумуляторной батареи в заряженном состоянии ее необходимо периодически подзаряжать, чтобы компенсировать саморазряд.

Саморазряд ускоряется при большой загрязненности крышек и электролита, а также замыкании пластин высыпавшейся активной массой. Если установлено, что саморазряд аккумуляторов происходит из-за загрязнения электролита, то такую батарею необходимо разрядить силой тока 10-часового режима до напряжения 1,1 —1,2 В на аккумулятор, чтобы посторонние металлы и их окислы, попавшие в аккумуляторы с электролитом или водой, перешли с активной массы отрицательных пластин в электролит. После этого вылить весь электролит, а затем залить аккумуляторы свежим электролитом той же плотности, которую имел электролит, вылитый перед промывкой, и полностью зарядить батарею.

Пониженная или повышенная плотность электролита.

При понижении плотности электролита увеличивается внутреннее сопротивление батареи и снижается ее емкость.

Корректировку плотности электролита в конце заряда производят доливкой в аккумуляторы дистиллированной воды в случае, когда плотность будет выше нормы, и доливкой электролита плотности 1,40 г/см3, когда она будет ниже нормы.

Сульфатация пластин. Сульфатацией называют образование крупных труднорастворимых кристаллов сернокислого свинца (сульфата) PbS04 на поверхности пластин и на стенках пор активной массы. Кристаллы сульфата закупоривают поры активной массы положительных и отрицательных пластин, что препятствует проникновению электролита в глубь пластин. В результате не вся активная масса будет участвовать в работе, что снизит емкость аккумулятора.

Сильно сульфатированные пластины приобретают светлую окраску с образованием белых пятен сульфата. Суль-фатация пластин возникает при длительном хранении батареи без подзаряда, повышенной плотности электролита, большом саморазряде, соприкосновении пластин с воздухом при пониженном уровне электролита, при систематическом недозаряде батареи и при попадании посторонних примесей в электролит.

Сульфатированная батарея из-за малой емкости быстро разряжается при резком падении напряжения, особенно при включении стартера.

При заряде сульфатированной батареи быстро повышается напряжение и температура электролита, а также начинается бурное газовыделение, в то время как плотность электролита повышается незначительно, поскольку часть серной кислоты остается связанной в сульфате.

В современных конструкциях аккумуляторных батарей вследствие применения новых материалов сепараторов и баков, а также лучших составов активной массы пластин почти полностью устранено образование крупных нерастворимых кристаллов сульфата, а поэтому сильная сульфа-тация пластин при нормальном уровне электролита возникает редко.

Сульфатированные пластины исправляют продолжительными зарядами силой тока не более 0,05 от емкости батареи, при плотности электролита не более 1,12 г/см3.

Сильно сульфатированные пластины не восстанавливают.

Преждевременное разрушение пластин в аккумуляторах происходит при длительном перезаряде, т. е. когда полностью заряженная батарея остается под напряжением зарядного агрегата и через нее проходит зарядный ток.

Так как у заряженного аккумулятора активная масса преобразована на положительных пластинах в РЬ02, а на отрицательных в РЬ, дальнейший заряд вызывает только бесцельный электролиз воды, содержащейся в электролите, на водород и кислород и вредное окисление решеток положительных пластин выделяющимся кислородом. Сильное окисление решеток сопровождается их разрушением.

Одновременно в порах активной массы пластин будет накапливаться значительное количество газов водорода и кислорода, вследствие чего давление в порах будет возрастать, что вызывет разрыхление и выкрашивание активной массы и даже отрыв ее от решеток пластин.

Ввиду меньшей механической прочности активная масса положительных пластин при перезаряде батареи разрушается гораздо быстрее, чем активная масса отрицательных пластин.

Аналогичное явление происходит:

— при заряде аккумуляторов большой силой зарядного тока в конце заряда, при повышении плотности и температуры электролита. В этих случаях механическая прочность активной массы пластин уменьшается, поэтому происходит оползание и выпадение ее из ячеек решеток пластин;

— при непрочном креплении батареи на автомобиле;

— при замерзании воды в электролите;

— вследствие коррозии решетки положительных пластин при повышении температуры электролита, длительном перезаряде батарей и при применении неаккумуляторной серной кислоты.

Короткое замыкание батареи, повышение температуры электролита выше 45 °С, а также частое и длительное включение стартера способствует короблению пластин, что ускоряет разрушение активной массы.

Разрушение пластин вызывает уменьшение емкости и короткое замыкание разноименных пластин. В таком аккумуляторе плотность электролита будет очень малой.

Короткое замыкание разноименных пластин происходит при разрушении сепараторов, большом выпадении активной массы на дно бака и на кромках сепараторов, выступающих над верхней частью пластин. При работе батареи электролит в аккумуляторах все время перемешивается между нижней и верхней частями бака и переносит частицы высыпавшейся активной массы на верхние торцы сепараторов и пластин, что и вызывает частичное замыкание последних. Частичное замыкание пластин возникает и при образовании наростов свинца на кромках решеток отрицательных пластин.

Короткозамкнутый аккумулятор быстро разряжается и пластины его сульфатируются. Плотность электролита в таком аккумуляторе будет очень малой.

При полном коротком замыкании аккумулятор зарядить нельзя, а э. д. с. его будет равна нулю. При частичном коротком замыкании вольтметр будет регистрировать напряжение меньше величины э. д. с. Е0, подсчитанной по плотности у электролита, приведенной к 15 °С.

Как правило, в аккумуляторах, имеющих частичное короткое замыкание, электролит загрязнен активной массой пластин.

При полном коротком замыкании нужно разобрать аккумулятор и устранить дефекты, вызвавшие замыкание. Для устранения частичного замыкания пластин производят промывку аккумулятора дистиллированной водой.

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Остались вопросы по теме:

"Основные неисправности аккумуляторных батарей"

© 2007-2017 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

Материалы: http://stroy-technics.ru/article/osnovnye-neispravnosti-akkumulyatornykh-batarei

3 ≫

Аккумуляторная батарея (аккумулятор)- это химический источник электрического тока, который используется на автомобиле или мотоцикле для питания приборов при неработающем двигателе, или при работе двигателя на минимальных оборотах. Также, используется для пуска двигателя. Аккумулятор обладает свойством после разряда восстанавливать свою способность отдавать ток в электрическую цепь, если через него пропустить ток в обратном направлении — произвести заряд.

На автомобилях и современных мотоциклах используются стартерные аккумуляторы. Эти батареи способны кратковременно отдавать ток большой величины, что необходимо для прокрутки и пуска двигателя электростартером. Аккумуляторная батарея современных мотоциклов и автомобилей состоит из шести последовательно соединённых аккумуляторов (в каждом залит электролит), каждый из которых имеет напряжение 2 вольта. Наиболее качественные и современные аккумуляторные батареи можно просмотреть здесь.

При заряде аккумуляторной батареи плотность электролита повышается, а при разряде — плотность понижается, поэтому, по плотности электролита можно судить о состоянии аккумулятора, замерив плотность специальным прибором- ареометром (кислотомер).

устройство аккумуляторной батареи.

Как я уже говорил, напряжение на выводных клемах исправного и полностью заряженного аккумулятора, независимо от его размеров и количества пластин составляет 2 вольта. А на современных автомобилях и мотоциклах применяют приборы электрооборудования, которые расчитаны на напряжение 12 вольт. Значит, чтобы получить напряжение 12 вольт, необходимо соединить последовательно шесть аккумуляторов, создав аккумуляторную батарею.

Все шесть аккумуляторов размещаются в общем баке 1, разделённом внутренними перегородками на шесть ячеек. На дне бака имеются рёбра, на которые опираются свинцовые пластины аккумуляторов, а рёбра нужны для свободного прохода электролита под пластинами. Бак аккумуляторной батареи изготавливают из кислотоупорного материала: пластмасса (кислотоупорная), эбонит, термопласт, пропилен и др.

Аккумулятор состоит из плюсовых 9 и минусовых 10 пластин, которые собраны в полублоки. Пластины изолированы друг от друга сепараторами 8, которые изготовлены из пористой пластмассы. Сами пластины отлиты из свинца в виде решёток, с добавлением сурьмы (7 — 8%) для механической прочности. В решётки пластин впрессовывают активную массу, изготовленную на водном растворе серной кислоты из окислов свинца- свинцового сурика (Pb3O4) и свинцового глёта ( PbO) для положительных пластин и свинцового порошка для отрицательных пластин. Для увеличения ёмкости аккумулятора и уменьшения его внутреннего сопротивления одноимённые пластины соединены в полублоки, которые заканчиваются выводными полюсными штырями 3 и 5.

Полублоки с положительными и отрицательными пластинами собираются в блок таким образом, что положительные пластины расположены между отрицательными, поэтому отрицательных пластин всегда на одну больше. Благодаря этому, лучше используется активная масса положительных пластин и предохраняет их от коробления и разрушения. Сепараторы монтируются между пластинами так, чтобы их ребристая сторона была обращена к поверхности положительных пластин, этим обеспечивается лучшее поступление к ним электролита.

Собранный аккумулятор устанавливают в отделение общего бака, закрываемого крышкой 2, которая имеет отверстия для выхода полюсных штырей (клемм) и отверстия для заливки электролита, которые закрываются пробками, имеющими вентиляционное отверстия. Аккумуляторы в батарее соединяются между собой свинцовыми перемычками 4.

Электролит, заливаемый в аккумуляторную батарею, должен быть очень чистым. Нельзя применять техническую серную кислоту и недистиллированную воду, может ускорится саморазряд, сульфатация и разрушение пластин, и существенное уменьшение ёмкости. Новые аккумуляторы заливают электролитом плотностью на 0,002 г/см² меньше той, которая должна быть в конце заряда. В полностью заряженной аккумуляторной батарее плотность электролита во всех шести банках, должна быть, как в таблице, на фото ( при температуре +25ºС).

Следует помнить, что чем выше плотность электролита, тем ниже температура его замерзания. Электролит плотностью 1,30 замерзает ,лишь при — 68º мороза, плотностью 1,25, только при — 50º мороза, и плотностью 1,11 при всего — 7º мороза.

Это следует знать и чтобы не заморозить батарею зимой (может треснуть бак) и не испортить её полностью, следует зимой всегда держать полностью заряженной. При замере плотности всегда следует учитывать, что она зависит от температуры электролита и реальная плотность уменьшается на 0,01 г/cм³ при повышении температуры на 15ºС. Для точного замера плотности, температура электролита должна быть +25°С.

По мере разряда аккумулятора, плотность электролита резко снижается и при стопроцентном разряде аккумулятора. Плотность электролита, при таком разряде, уменьшается на 0,16 г/ см³. Значит, можно сделать вывод (подсчитать), что уменьшение плотности электролита на 0,01 г/см³ от нормы, указанной в таблице (на фото), соответствует разряду аккумулятора на 6%.

Номинальной ёмкостью аккумуляторной батареи считается количество электричества, которое может отдать полностью заряженная батарея, при разряде током 20 часового режима, при температуре электролита 18 — 25 градусов и начальной его плотности 1,28 ± 0,01 г/см³ до напряжения 10,5 вольт.

Ёмкость аккумулятора измеряется в ампер-часах (А• ч) и зависит от размера и количества параллельно соединённых пластин, силы разрядного тока и от температуры электролита. Чем больше количество и размер пластин, меньше сила разрядного тока и выше температура электролита, тем большую ёмкость может отдать аккумуляторная батарея при разряде (работе).

При понижении температуры электролита от + 25°С, ёмкость уменьшается ,примерно, на 1% на каждый градус температуры. Например, если номинальная ёмкость аккумуляторной батареи равна 55А• ч (при +25°С), то при понижении температуры электролита до нуля градусов, ёмкость уменьшится на 25% и получится 41А• ч, а при понижении температуры электролита до — 25°С ёмкость уменьшится, аж на 50% и составит только всего 27,5 А• ч. При последовательном соединении аккумуляторов в батарею, ёмкость останется такой же, как у одного аккумулятора, а напряжение увеличится (на 2 вольта с каждого отдельного аккумулятора).

Как покупать аккумулятор, и при этом не ошибиться с выбором, советую почитать вот тут.

Неисправности аккумуляторной батареи и обслуживание батареи.

При эксплуатации автомобиля или мотоцикла в аккумуляторной батарее могут возникнуть следующие неисправности: ускоренный саморазряд, сульфатация пластин, короткое замыкание, утечка электролита, выплёскивание электролита, окисление полюсных штырей(клемм).

Ускоренный саморазряд. Ускоренный саморазряд аккумуляторной батареи при её эксплуатации и особенно хранении происходит из за образования в активной массе пластин местных токов. Местные токи появляются при возникновении электродвижущей силы между окислами активной массы и решёткой пластин. К тому же, при долгом хранении (без работы) батареи, плотность электролита в нижних слоях становится больше, чем в верхних слоях. Это приводит к появлению разности потенциалов и возникновению уравнителных токов на поверхности пластин.

А вообще, нормальный саморазряд исправной кислотной аккумуляторной батареи составляет до 10% за 14 суток, а у новых, современных необслуживаемых или гелевых батарей, за эти четырнадцать суток саморазряд может быть всего 1 -2%. Если в течении месяца кислотная обслуживаемая батарея разряжается более чем на 10% при температуре окружающей среды +20 ± 5°С, то такой саморазряд считается ускоренным и доказывает о неисправности аккумуляторной батареи.

Причинами ускоренного саморазряда могут быть: загрязнение верхней поверхности батареи, доливка при обслуживании обычной, недистиллированной воды, которая обычно содержит щёлочи и соли; попадание внутрь батареи мусора или металлических частиц, которые способствуют образованию гальванических пар. Для устранения этих неисправностей нужно протереть поверхность батареи и заменить электролит, но перед этим промыть бак дистиллированной водой.

Сульфатация пластин. Она бывает от систематического недозаряда, долгого хранения незаряженной аккумуляторной батареи с электролитом, большого разряда батареи ниже допустимого предела, понижения уровня электролита, или резкого увеличения его плотности. На поверхности пластин от этого образуется белый налёт из крупных кристаллов сернокислого свинца, который называется сульфатом. Сульфатированные пластины перестают участвовать в химической реакции (заряда) и ёмкость аккумуляторов, при этом, заметно уменьшается, батарея становится непригодной к эксплуатации. Признаком частичной сульфатации пластин батареи являются: быстрое повышение напряжения и температуры электролита при заряде и бурное газовыделение (кипение) электролита, плотность электролита при заряде увеличивается совсем незначительно. При разряде, особенно большом — например, включение стартера, аккумуляторная батарея быстро разряжается из — за очень малой ёмкости.

Небольшую сульфатацию можно устранить проведением нескольких циклов заряд-разряд. Для этого, батарею нужно полностью зарядить и довести плотность электролита до нормальной величины (см. таблицу), путём добавления электролита повышенной плотности, а лучше полностью слить старый электролит, промыть батарею дистиллированной водой и залить свежий электролит необходимой плотности. Затем, следует разрядить батарею током силой 4 — 5 А до напряжения 1,7 вольт в каждом аккумуляторе, это 10,5 вольт для всей батареи. После этого, снова зарядить батарею малым током (1,5 — 2 А), и так несколько раз.

Короткое замыкание. Бывает из за разрушения сепараторов, выпадения активной массы или её оплавления, в следствии чего происходит соприкосновение разноимённых пластин(+ и -) то есть короткое замыкание, и в результате полный выход из строя аккумуляторной батареи из за чего происходит резкое снижение ёмкости и напряжения батареи и её очень быстрый разряд.

Причинами короткого замыкания могут быть: заряд батареи током большой силы и при высокой температуре, частые перезаряды, от чего происходит коробление и выкрашивание пластин, повреждение сепараторов. Эти неприятности могут произойти и из — за замерзания электролита и, к тому же, ещё может треснуть бак батареи. Короткое замыкание может произойти ещё от интенсивной вибрации при плохом креплении батареи на автомобиле или мотоцикле, или резкие удары при случайном падении. Необходимо всегда следить за рекомендованным режимом заряда, не допускать перезаряда батареи, периодически проверять плотность электролита и не допускать её уменьшения ниже рекомендованной в таблице (для каждого климатического района).

Подтекание электролита бывает из — за трещин в баке и обнаруживается осмотром. Для проведения ремонта из повреждённой банки полностью откачивают электролит и запаивают корпус с помощью фена или мощного паяльника. О правильном ремонте пластмасс смотрите в этой статье.

Выплёскивание электролита из вентиляционных отверстий батареи обнаруживается, обычно, после поездки на мотоцикле или автомобиле, на поверхности аккумуляторной батареи виден электролит (от этого может быть замыкание полюсных штырей). Причиной этого может быть повышенный уровень электролита, высокое напряжение генератора ( из- за неисправности реле заряда), которое приводит к кипению электролита и приводит к сульфатированию пластин батареи, и еще более сильному кипению из — за быстрого заряда от сульфатирования.

Необходимо довести уровень электролита до нормы (риски на корпусе) и срочно разобраться с генератором или реле, проверив напряжение на клеммах вольтметром. При максимальных оборотах напряжение заряда не должно подниматься выше 14,5 вольт, а для большинства современных необслуживаемых и гелевых батарей — не больше 13,8 вольт ( более точно, смотрите инструкцию данной батареи).

Окисление полюсных штырей приводит к увеличению сопротивления во внешней цепи (переходное сопротивление между штырём и клеммой) и может привести к большой потере тока, и даже, к полному прекращению тока. Для устранения этой неисправности необходимо снять с полюсных штырей клеммы с проводами и зачистить штыри и клеммы до блеска, после чего надеть клеммы на штыри, зажать и смазать штыри и клеммы тонким слоем технического вазелина.

Техническое обслуживание аккумуляторной батареи.

При обнаружении наружного загрязнения батареи её поверхность необходимо протереть чистой ветошью, смоченной 10% раствором нашатырного спирта или кальцинированой соды, после этого протереть чистой сухой ветошью. При заряде батареи в результате химической реакции выделяются газы, которые при закупорке вентиляционных отверстий могут значительно повысить давление внутри аккумуляторов. Поэтому, нужно следить за чистотой вентиляционных отверстий, особенно перед началом заряда.

Как я уже говорил, при заряде из вентиляционных отверстий выделяется газ (водород), который очень взрывоопасен, поэтому ни в коем случае не осматривайте батарею при заряде с помощью открытого огня и даже не курите. Так же, не пытайтесь во время заряда батареи поправлять или снимать клеммы с проводами, так как может при этом возникнуть искра, что приведёт к печальным последствиям.

Поверьте, я сам был свидетелем взрыва бака аккумуляторной батареи в одном из Московских автосервисов. Проходящий рядом с заряжаемой батареей человек, просто слегка задел клемму типа «крокодил» от зарядного устройства. Возникла маленькая искра и этого хватило, чтобы произошёл взрыв. Кислотой был испорчен кузов дорогого автомобиля и многое другое… Повезло, что проходящий человек к моменту взрыва уже стоял спиной. Но одежду пришлось выкинуть.

Желательно, через 2000 — 2500 км пробега, а в очень жаркое лето каждую неделю проверять уровень электролита и доливать его до нормы дистиллированной водой, так как при нагреве электролита при заряде испаряется только вода. Если обнаружено, что понижение уровня произошло от выплёскивания электролита, а не от выкипания, то необходимо долить электролит той же плотности.

При заряде обычной обслуживаемой кислотной батареи зарядным устройством, зарядный ток составляет 0,1 от емкости. Например, емкость батареи 55А, значит зарядный ток составляет 5,5А. Но, если вы не куда не спешите, то советую зарядный ток всегда уменьшать ещё в два раза, так батарея прослужит дольше и при малом токе всегда происходит самый глубокий и правильный заряд. Зарядку проводим до достижения напряжения 14,5 вольт и прекращаем, когда начнётся выделение пузырьков газа (водорода)

Для необслуживаемых и гелевых аккумуляторных батарей, даже для 65 амперных, сила зарядного тока всегда не должна превышать 2,75 А, а по возможности, ещё меньше. Зарядку прекращаем при достижении на клеммах напряжения 13,8 вольт при силе зарядного тока в конце зарядки всего 1 — 1,5 А. О том, как правильно заряжать аккумулятор, чтобы существенно увеличить срок его службы, я очень подробно описал вот в этой статье.

Для долгого хранения батареи в зимнее время её необходимо снять с мотоцикла или автомобиля и полностью зарядить. Далее, следует хранить в сухом месте и, желательно ,при температуре не выше 0°С и не ниже -15 °С, учитывая, что чем ниже температура электролита, тем меньше саморазряд аккумуляторов. Каждые три месяца батарею необходимо подзаряжать для восстановления потерь от саморазряда. Современные необслуживаемые или гелевые аккумуляторные батареи могут храниться без подзаряда целый год, так как саморазряд в них в пять — семь раз меньше.

В идеальном случае следует подсоединить к батарее автоматическое зарядное устройство, электроника которого будет постоянно периодически подзаряжать аккумулятор, без вашего участия, и тем самым предотвращая саморазряд. Об автоматических зарядных устройствах, а так же о том как выбрать зарядное устройство и как им пользоваться, советую почитать вот здесь.

Надеюсь, что данная статья поможет новичкам правильно обращаться с аккумулятором и существенно продлить срок службы вашей батареи, удачи всем!

Материалы: http://suvorov-castom.ru/akkumulyatornaya-batareya-eyo-obsluzhivanie-i-neispravnosti/


Back to top