Датчик холостого хода ВАЗ 2114: диагностика и замена своими руками

1 ≫

Что представляет собой датчик холостого хода ВАЗ 2114, для чего он нужен и какие неисправности наиболее часто встречаются, должен знать каждый владелец авто этой марки. Современный автомобиль – это совокупность множества датчиков, которые производят замеры различных параметров – положения коленчатого вала, скорости, давления в рампе и т. д. Все сигналы подаются на микроконтроллерный блок управления и обрабатываются. Согласно встроенному алгоритму, контроллер решает, что нужно предпринять: включить насос топлива или отключить его, подать напряжение на форсунки, регулятор холостого хода, либо прекратить запитку.

Что делает РХХ в системе?

Правильное название этого устройства - не датчик, а регулятор. Ведь, по определению, датчик – это измерительный прибор, который преобразует физическую величину в электрический сигнал. Но когда осуществляется замена датчика холостого хода, видно, что он ничего не измеряет. Это обычный шаговый электродвигатель. Он приводит в движение небольшую иглу, которая перекрывает подачу воздуха или открывает ее.

Допустим, вы включили зажигание. В этот момент подается напряжение на обмотку РХХ. Шаговый двигатель начинает вращаться, шток достигает крайнего положения и возвращается в исходное состояние. Это начальная, предпусковая, калибровка – она производится всегда, как только включается зажигание. Когда проводится запуск двигателя, шток регулятора полностью выдвинут, канал для прохождения воздуха закрыт. Минимальное необходимое количество воздуха проходит через байпасный канал. При открывании дроссельной заслонки происходит подача воздуха в гораздо большем количестве, датчик холостого хода ВАЗ 2114 из контура подачи воздуха исключается.

ЭБУ автомобиля

Вы замечали, как работает непрогретый инжекторный двигатель зимой? Постоянно поддерживается определенная частота вращения коленвала. Это происходит только лишь благодаря регулятору холостого хода. Он открывает и закрывает байпасный канал, регулируя тем самым качество топливной смеси. Точно так же работает рычаг «подсоса» в карбюраторных двигателях. При эксплуатации автомобиля могут появиться следующие ошибки, виновником которых является РХХ:

  1. 0507 – чрезмерно высокая частота вращения коленвала на ХХ.
  2. 0506 – чрезмерно низкая частота вращения коленвала на ХХ.
  3. 0505 – поломка РХХ.

При этом во время переключения скоростей двигатель может глохнуть. Снижается частота вращения коленвала при включении дополнительного оборудования – явный признак выхода из строя регулятора.

Замена РХХ своими руками

Чтобы его заменить, нужно знать, где стоит датчик холостого хода на автомобиле ВАЗ 2114. А найти его можно в районе дроссельного узла: именно там производится установка этого устройства. Для замены вам потребуется один инструмент – крестовая отвертка. Выкручиваете два болта, которыми крепится корпус РХХ к дроссельному узлу. Аккуратно вынимаете его и отсоединяете штекер. Желательно перед установкой нового регулятора убедиться в том, что старый пришел в негодность. Также полезно будет провести очистку каналов, для этой цели приобретите специальный спрей. Устанавливается датчик холостого хода ВАЗ 2114 в обратном порядке.

Диагностика поломок

Чтобы убедиться в том, что регулятор холостого хода не подлежит восстановлению, необходимо провести пару процедур. Во-первых, мультиметром проверьте сопротивление обмоток. Если имеется обрыв, то это сразу станет ясно. Во-вторых, снимите регулятор и подключите к нему штекер. Аккуратно придерживайте шток пальцем, но не нажимайте. Когда включите зажигание, датчик холостого хода ВАЗ 2114 начнет работать. Шток приведется в движение и остановится в определенном положении. После выключения зажигания он полностью выдвигается (если бы он был на автомобиле, байпасный канал полностью оказался бы закрыт).

Материалы: http://fb.ru/article/260893/datchik-holostogo-hoda-vaz-diagnostika-i-zamena-svoimi-rukami

2 ≫

Перед тем как приступить к чистке датчика холостого хода необходимо обозначить принцип работы этого агрегата, а также выявить характерные признаки неисправностей, связанные с преждевременным его засорением.

Датчик холостого хода необходим для регулировки оборотов двигателя на различных режимах. Водители ВАЗ 2114 обязаны обращать внимание на повышенные обороты двигателя при движении автомобиля на холостом ходу свыше 30 км/ч. Это правило обуславливается мерами безопасностями программного обеспечения, которое защищает двигатель от случайного некорректного выбора передачи КПП, для создания уменьшения нагрузки на двигатель.

Обычно эти обороты держатся от 1100 до 1200 об/мин., и часто приводят в ложное заблуждение автовладельцев, которые обращаются на станции технического обслуживания, думая, что произошла поломка или загрязнение датчика холостого хода.

О неправильной работе РХХ можно судить по следующим критериям:

  1. Отсутствие или неустойчивые обороты холостого хода.
  2. Отключение двигателя во время движения автотранспорта на нейтральной скорости.
  3. При прогреве в холодное время обороты двигателя не подымаются до 1500 .
  4. Также при включении электроприборов возможны проседания оборотов, но это может свидетельствовать и об неисправностях электрической сети автомобиля.

Самая распространенная причина выхода из строя датчика холостого хода, это попадание на него масла из системы выпуска катерных газов, проще говоря, из сапуна. При попадании данной жидкости на иглу датчика, происходит коксование из-за того, что дроссельный механизм постоянно нагревается с помощью водяной системы.

Это происходит довольно быстро и ощутимые неполадки с холостым ходом проявляются все чаще, напрямую зависящие от состояния поршневой системы. В некоторых случаях, если двигатель сильно изношен, рекомендуется до его ремонта отключать из воздушной системы сапун, а вход герметично глушить. Это не только поможет избежать частых чисток регулятора холостого хода, но и поспособствует экономии расхода топлива, ведь помимо попадания в воздушный канал масленых частиц, с картера прорывается углекислый газ, который мешает полному сгоранию топлива.

Еще одна распространенная причина неустойчивого холостого хода — плохая герметизация воздушной системы. Чаще всего повреждаются вспомогательные патрубки на адсорбере, регулятор давления топлива, может лопнуть гофра в районе ДМРВ (датчика массового расхода топлива), который установлен на крышке воздушного фильтра.

Эти неисправности убираются только путем замены. Как правило, при повреждении воздушных каналов наблюдается неровный холостой ход с характерным шипением под капотом или при выдаче постоянно завышенных оборотов.

Если автомобиль намотал большой километраж, более 50 000, то желательно промыть весь дроссельный узел, и по результатам приступить непосредственно к замене самого агрегата холостого хода.

Чистка РХХ на ВАЗ 2114

Для того, чтобы достать датчик, нужно заглушить двигатель и желательно отсоединить питание с аккумуляторной батареи. Сам регулятор находится на дроссельном узле, чуть ниже датчика положения заслонки, на корпусе дросселя инжектора.

Как правило, это действие может вполне осуществить сам автовладелец, так как для этого не требуется особых навыков и инструментов.

Что нужно подготовить?

  • Чистую хлопчатобумажную ветошь.
  • Небольшую отвертку.
  • Аэрозольную жидкость.
  • Любое средство для чистки карбюраторов.

Как почистить рхх на ВАЗ 2114 в случае его загрязнения? Чистка изделия начинается с его демонтажа, путем откручивания крестообразной отверткой двух крепежных винтов. Также встречаются и болты под звездообразные отвертки, поэтому перед началом чистки, нужно убедиться в наличии нужного инструмента под рукой.

Такие конструкторские изменения зависят от года и типа установленной системы распределенного впрыска топлива. После удаления крепежных болтов, необходимо вынуть датчик холостого из своего гнезда в блоке дросселя (акселератора).

Выполнять это действие нужно аккуратно, так как при загрязнении агрегата, его посадочная часть может немного прилипнуть к корпусу.

Далее осуществляется чистка регулятора холостого хода с помощью ветоши и специальной аэрозольной жидкости. Важно учитывать то, что помимо датчика, нужно произвести очистку самого посадочного гнезда.

Как почистить датчик холостого хода на ВАЗ 2114, когда он снят и находится в руках автовладельца? Необходимо несколькими нажатиями на баллончик, сбрызнуть очищающей жидкостью кончик датчика, так называемую иглу.

Игла может быть как пластиковая, так и металлическая, но материал иглы никак не влияет на работу двигателя.

Внимание: сама же жидкость ни в коем случае не должна попасть во внутреннюю часть датчика (под пружину). Если же это случилось, необходимо продуть ее большим количеством воздуха. В противном случае жидкость для чистки может попасть в механизм датчика и повредить внутреннюю смазку, что приведет к быстрому выходу из строя регулятора холостого хода.

РХХ ВАЗ 2114 в разобранном виде

Во время чистки внутреннего седла датчика рхх необходимо правильно дозировать очищающуюся жидкость, дабы не пришлось после всех процедур еще чистить и сушить свечи зажигания.

После того как датчик и его седло полностью очищены, можно приступать к комплексной сборке. Для этого важно смазать солидолом или неотработанным маслом уплотнительное резиновое кольцо, аккуратно установить его в штатное место, не повредив целостность уплотнителя, без которого эксплуатация транспортного средства будет невозможна.

Работа выполнена, как почистить клапан холостого хода теперь все прекрасно знают. Можно безопасно продолжать движение Вашего автотранспорта.

Материалы: http://nadomkrat.ru/toplivnaya-sistema/kak-pochistit-datchik-xolostogo-xoda-na-vaz-2114

3 ≫

Для регулировки холостого хода на ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 установлен датчик холостого хода (РХХ). Как и любое устройство РХХ подвержен износу, а значит, со временем может прийти в негодность. Это отрицательно скажется на эксплуатации автомобиля с инжектором. В статье рассматривается принцип его действия, признаки неисправности, дается подробная инструкция по замене. К статье прилагаются фото и видео материалы.

Датчик холостого хода относится к измерительным приборам, которые используются для измерения и преобразования данных. Его правильнее назвать регулятором.

Внешний вид ДХХ

Принцип работы

Задача данного устройства — регулировка объема воздуха, который поступает в топливную систему, когда закрыта дроссельная заслонка. Таким образом, происходит автоматическая регулировка количества оборотов силового агрегата на холостом ходу. Регулятор ХХ используется в зимнее время, чтобы прогреть двигатель до какой нужно температуры.

Когда включается зажигание, шток РХХ выдвигается на всю длину и упирается в калибровочное отверстие дроссельного патрубка. Затем датчик считает шаги, и клапан перемещается в прежнее положение. На разогретом двигателе устройство ХХ во время регулировки расположен на отметке 30-40 шагов.

При изменении количества шагов, меняется объем воздуха, который проходит через калибровочное отверстие. Таким образом, в топливную систему поступает необходимый объем воздуха, который обеспечивает нормальную работу мотора на холостом ходу. При вытянутом штоке количество шагов увеличивается. Ход штока равен 250 шагам.

Место расположения

Для того, чтобы проверить или заменить регулятор ХХ, необходимо знать, где он находится. На автомобилях ВАЗ 2114 и 2115 с инжектором он расположен на корпусе дроссельного узла. Прикреплен датчик с помощью нарезных винтов крепления.

Место расположения ДХХ

Основные неисправности

РХХ не оснащен системой для проведения самодиагностики, поэтому бортовой компьютер не может его проверить и послать код ошибки на приборную панель.

Но существует ряд признаков, по которым можно сделать вывод о неисправности устройства:

  • неконтролируемое изменение числа оборотов двигателя (произвольное увеличение или уменьшение);
  • двигатель неожиданно глохнет при работе на холостом ходу;
  • невозможно повысить количество оборотов, когда заводиться холодный мотор;
  • при использовании таких устройств как фары, печка и др., одновременно падает количество оборотов силового агрегата на холостом ходу;
  • двигатель глохнет при переключении передач;
  • бывает от выработки конуса завышений ХХ.

Эти признаки могут быть и при неисправности других датчиков, но их может проверить компьютер и выдать соответствующий код ошибки на панель приборов.

Новый РХХ для замены

Если выяснилось, что неполадки в системе из-за неисправности РХХ, не стоит спешить покупать новое устройство. Лучше сначала почистить и проверить старый датчик.

Для этого нужно приобрести средство для чистки карбюратора. Чтобы почистить устройство ХХ, нужно его снять. Сначала необходимо отключить колодку проводов, а затем окрутить крепежные винты и вынуть устройство.

Извлечение ДХХ из дроссельного узла

Регулятор следует тщательно очистить от загрязнений и сора. Особенного внимания требует конусная игла и пружина. Кроме того, нужно почистить место нахождения РХХ на дроссельном узле. После чистки прибор нужно его проверить на исправность и вернуть на штатное место.

Если возникла необходимость в замене регулятора на ВАЗ 2114, то нужно выполнить следующие действия:

  1. Сначала следует отключить электропитание автомобиля путем снятия отрицательной клеммы с АКБ.
  2. Далее следует отключить от датчика колодку проводов.

Процесс отсоединения жгута проводов

  • Затем откручиваем два винта и снимаем регулятор.
  • Взяв новое устройство устанавливаем его на место демонтированного. Перед установкой нужно смазать уплотнительное кольцо моторным маслом.
  • Прикручиваем РХХ двумя винтами.
  • Затем подключаем к новому устройству питание.
  • Подключаем к аккумулятору минусовую клемму (автор видео Роман Лозовой).
  • Если снять регулятор не удается, следует демонтировать дроссельный узел, а затем выкрутить удобным способом винты и заменить датчик.

    Таким образом, можно самостоятельно почистить или заменить регулятор ХХ, если из-за его неисправности нарушилась работа двигателя ВАЗ 2114. Аналогичные меры следует применять и в случае с ВАЗ 2115. Самостоятельная замена регулятора дает возможность сэкономить на автосервисе.

    В этом видео Василий Калугин демонстрирует, как снять и заменить датчик холостого хода на ВАЗ 2115.

    • Обзор датчиков, которыми оснащены все авто семейства «Самара-2»
    • Датчики впрыска: фаз и детонации для ВАЗ 2114
    • Один из важнейших элементов системы управления «сердцем» ВАЗ 2114 — датчик скорости

  • Иван Иванович Баранов

    Опыт работы на СТО:

    Посмотреть все ответы

    Avtozam.com - ваш помощник в ремонте и обслуживании авто

    Использование вами данного веб-сайта означает ваше согласие с тем, что вы используете его на свой страх и риск.

    Материалы: http://avtozam.com/vaz/2114/2115-datchik-holostogo-hoda/


  • Back to top