Тормозная жидкость, ее классификация и требования к ней

1 ≫

Роль тормозной жидкости при эксплуатации автомобиля переоценить очень сложно. Безопасная езда без нее просто невозможна. Соответственно и требования, которые предъявляются к тормозной жидкости, не просто жесткие, а очень жесткие.

В целом принцип работы тормозной жидкости не слишком сложен. Водитель нажимает на педаль тормоза, после чего посредством гидравлического привода многократно возросшее усилие передается к тормозным механизмам. Последние за счет непосредственного взаимодействия тормозных колодок и дисков и останавливают автомобиль. Во время торможения, естественно, при трении в тормозной системе выделяется огромное количество теплоты. Часть ее бесследно рассеивается, но достаточно большое количество теплоты идет на нагревание тормозной жидкости. Обычно это никак не сказывается на ее работоспособности, но в отдельных случаях, чаще всего при длительных интенсивных замедлениях, жидкость может нагреться свыше допустимого предела. Результат очевиден – кипение и образование паровых пробок. Чем это грозит при дальнейшей эксплуатации автомобиля? Если сама по себе тормозная жидкость практически несжимаема, то о смеси жидкости и пара этого уже не скажешь. Таким образом, в результате торможения, если в тормозной системе образовались паровые пробки, педаль тормоза может просто «провалиться», а сам автомобиль откажется тормозить с должной интенсивностью. А тут уже и до аварии недалеко.

Тормозная жидкость и требования, предъявляемые к ней

Уже один этот пример наглядно показывает, насколько высока роль тормозной жидкости. Ее температура кипения должна полностью соответствовать тому значению, что заявляет производитель. При этом тормозная жидкость должна сохранять свои рабочие свойства не только при температурах, близких к точке кипения, но и при крайне низких отрицательных температурах. Так, например, даже при температуре в минус 40 градусов в тормозной жидкости не допускается выпадение отложений и осадков, а сама она должна противостоять расслаиванию и окислению.

Кроме этого к тормозным жидкостям предъявляется ряд других не менее важных требований. Основное из них – отсутствие отрицательного воздействия на детали из резины. А таких хватает. И все резиновые составляющие должны в процессе эксплуатации не разбухать, не давать усадку, не терять эластичность и прочность.

Видео: Тормозные жидкости Unol Tv

Кроме деталей из резины в тормозной системе любого автомобиля используется немало деталей, изготовленных из различных металлов. Чаще всего эти детали соединены между собой, что приводит к образованию электрохимической коррозии. С ней-то и должна бороться тормозная жидкость, которая служит своеобразным ингибитором коррозии. Для этого в состав жидкости добавляют специальные вещества, которые защищают латунные, медные и алюминиевые изделия. Хватает в тормозной системе и деталей, требующих смазки. И эта задача также возложена на тормозную жидкость. Именно от нее зависит степень износа тормозных цилиндров, манжетных уплотнений и поршней.

Классификация тормозных жидкостей

Любая тормозная жидкость представляет собой сочетание основы, доля которой в общем объеме доходит до 93-98%, и присадок, которые и должны защищать металлические и резиновые элементы тормозной системы автомобиля. На заре автомобилестроения тормозная жидкость представляла собой минеральное вещество, состоящее из бутилового спирта и касторового масла. Несомненным преимуществом тормозных жидкостей данного состава является то, что они обладают отличными защитными свойствами. Кроме этого они абсолютно негигроскопичны и щадящим образом относятся к лакокрасочным покрытиям. Однако в настоящее время такие тормозные жидкости уже не используются в силу того, что они не соответствуют мировым стандартам. И это вполне объяснимо. Тормозные жидкости на минеральной основе имеют не только низкую температуру кипения, но и становятся недопустимо вязкими уже при температуре в минус 15-20 градусов.

Гликолевые тормозные жидкости получают из многоатомных спиртов. Это позволяет им иметь не только хорошие смазывающие свойства, но и отличные показатели по температуре кипения и вязкости. Явный недостаток у гликолевых тормозных жидкостей, пожалуй, только один. Они слишком гигроскопичны. И постепенное смешивание с водой, поглощаемой из атмосферы, приводит к заметному ухудшению характеристик тормозной жидкости. Понижается температура кипения, увеличивается вязкость, ускоряется процесс коррозии металлических составляющих тормозной системы.

Постепенно начинают завоевывать популярность тормозные жидкости на силиконовой основе. Кроме тех преимуществ, что свойственны для гликолевых жидкостей, жидкости на основе полимерных продуктов хороши еще и тем, что практически не адсорбируют влагу. Да и рабочий диапазон температур для таких жидкостей значительно шире, что позволяет использовать их в автоспорте.

Если же отталкиваться не только от химического состава жидкости, но и от ее физических характеристик, то придется признать, что единого стандарта, который бы регламентировал основные рабочие характеристики тормозной жидкости, в нашей стране пока нет. Однако большинство производителей уже давно и успешно пользуются так называемыми нормами DOT, введенными Министерством транспорта США. Исходя из этих норм, все выпускаемые на данный момент жидкости можно разделить на несколько классов – DOT3, DOT4 и DOT5.1. Жидкость DOT3 в настоящее время уже практически не используется по той причине, что подходит она только для автомобилей с барабанными тормозами. Известная всем автолюбителям тормозная жидкость DOT4 залита в тормозную систему практически всех современных автомобилей. Для эксплуатации автомобиля в гражданских условиях ее характеристик вполне хватает. А вот в спортивных дорожных автомобилях целесообразнее применять жидкость DOT5.1. Температура ее кипения в сравнении с таковой для жидкости DOT4 выше как минимум на тридцать градусов. В отдельную группу можно выделить тормозные жидкости DOT5 (не путать с DOT5.1). Данные тормозные жидкости изготовлены на основе силикона и с жидкостями на гликолевой основе не сочетаются.

Замена тормозной жидкости

Большинство автолюбителей, даже зная о том, что тормозная жидкость может поглощать воду, не спешат с ее заменой. А ведь по всем правилам делать это необходимо как минимум раз в 1-3 года. Причем тот факт, что автомобиль тормозит вроде бы как обычно, принимать во внимание не стоит. Оценить реальные свойства тормозной жидкости можно разве что в специализированной лаборатории. В домашних условиях автолюбители могут лишь визуально оценить ее состояние. Никакого осадка, а тем более комков, в ней быть не должно. Не стоит полагаться и на специальные приборы, которыми иногда пользуются в мастерских для определения рабочих характеристик жидкости. С их помощью можно проверить состояние жидкости в бачке, но никак не в районе тормозных механизмов. И зачастую отличия могут быть очень большими.

Видео: Когда менять тормозную жидкость?

Одним словом – на тормозной жидкости и ее замене лучше не экономить. Благо, что полная замена жидкости стоит не слишком дорого. Последовательность действий при замене тормозной жидкости может разниться в зависимости от конструкции тормозной системы конкурентного автомобиля, но в целом все сводится к нескольким простым операциям. Сперва старую тормозную жидкость сливают, для чего открывают все клапаны выпуска воздуха. После этого свежая тормозная жидкость добавляется в бачок и начинается прокачка тормозной системы. Нажимая на педаль тормоза, тормозная жидкость закачивается в систему. Проделывать данную операцию придется до тех пор, пока в клапанах выпуска воздуха не покажется тормозная жидкость. Переходя от одного клапана к другому, остается вывести из тормозной системы весь воздух и заполнить ее тормозной жидкостью. Процедура эта хоть и не сложная, но требующая определенных навыков. Зато теперь тормозная система вашего автомобиля в полном порядке. А это куда важнее потраченного времени и средств.

Материалы: http://avtomotoprof.ru/obsluzhivanie-i-uhod-za-avtomobilem/tormoznyie-zhidkosti-dlya-avtomobiley/

2 ≫

Мы дадим ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.

Это особый тип рабочей жидкости, используемый в тормозных системах. Наиболее распространенные тормозные жидкости сегодня изготавливаются на основе синтетических компонентов с добавлением ингибиторов коррозии.

В гидравлических тормозных системах легковых, грузовых, легких коммерческих автомобилей, мотоциклов, скутеров и т.п., чтобы передавать давление к тормозным механизмам. Другая область применения - в системах гидравлических сцеплений.

  • Какие технические требования существуют для тормозных жидкостей?

По законам термодинамики при работе тормозной системы выделяется большое количество тепла, которое может приводить к закипанию ТЖ и выделению газа. Поэтому жидкость должна иметь высокую температуру кипения (сухую и увлажненную точку) и не замерзать при как можно более низких отрицательных температурах, чтобы иметь возможность эффективно исполнять свою функцию. Эти условия исключают как альтернативу применение тормозных жидкостей на водной основе.

- широкий диапазон рабочих температур;

- правильную вязкость и хорошую способность течь при низких температурах;

- стойкость к старению;

- отличную совместимость с уплотнительными материалами.

DOT - общепринятое название для тормозных жидкостей. Это условное обозначение министерства транспорта США (Department Оf Transportation - DOT). Жидкости классифицируют по температуре закипания и вязкости по нормам, принятым департаментом транспорта. При этом учитываются показатели кипения жидкости без примеси воды ("сухой") и содержащей её до 3,5% ("увлажненной"). По вязкости тоже два норматива: при температурах +100°C и –40°C. Смотрите таблицу ниже (данные соответствуют американскому федеральному стандарту). Такие же требования предъявляются и прочими международными сертификатами – ISO 4925, SAE J1703 и др. В России пока не принят собственный единый стандарт, который бы регламентировал показатели качества тормозных жидкостей.

- SAE J1702, J1703, J1704 - стандарт Общества инженеров автомобильной промышленности (SAE - Society of Automotive Engineers, Inc.);

- ISO 4925 класс X; Х = 3,4 . - Международная организация по стандартизации (ISO - International Organization for Standardization);

- FMVSS №116 - стандарт безопасности Министерства транспорта США;

- JIS K2233 Класс Х; X = 3,4 - промышленные стандарты Японии;

- АТЕ-DOT X; X = 3,4,5.1 - общепринятая типовая маркировка.

В России выпускаются гликолевые тормозные жидкости ГТЖ-22,-22М, «Нева», «Томь», «Роса», «Тайга» и другие.

Тормозная жидкость существует в различных формах, отвечающих требованиям классификации Министерства транспорта США: DOT 3, DOT 4, DOT 5.1, и отдельно от них DOT 5 и DOT 5.1/ABS - они кардинально отличаются от других категорий по своему химическому составу. Эти типы тормозной жидкости малопригодны для обычных транспортных средств.

Стандарт FMVSS 116 также требует, чтобы жидкости DOT 5 были подкрашены в темно-красный цвет, в то время как гамма DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 - от бесцветного до янтарного. К слову, если вам встретилась жидкость зелёного цвета, знайте - она минеральная. Про неё читайте ниже.

Обычный состав - это смесь маловязкого растворителя (например, спирта) и вязкого нелетучего вещества (например, глицерина).

DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 производятся на основе полиэтиленгликоля.

DOT 5 изготавливается на основе силикона – кремний-органических полимерных продуктов.

DOT 5.1/ABS – основа из силикона с добавлением гликолей, специально для автомобилей с антиблокировочной системой (ABS).

DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 гигроскопичны и поглощают влагу из окружающей среды со скоростью около 2-3% в год, при этом их характеристики сильно меняются.

Водопоглощение ухудшает эксплуатационные качества жидкости и резко снижает температуру кипения, при 3,5% содержания воды температура с 260 опускается до 140-150°C (это является одной из причин, требующих регулярной замены ТЖ), к тому же вода вызывает коррозию, например, на уплотнителях образуется накипь, начинает подтекать тормозной цилиндр, причём она впитывается настолько сильно, что удалить ее практически невозможно.

DOT 5 является гидрофобной жидкостью, то есть не вбирает влагу из атмосферы, поэтому её сервисные интервалы в два-три раза длиннее.

Некоторые производители допускают применение на своих авто специально разработанных минеральных жидкостей под конкретные тормозные системы. Минеральные ТЖ производятся обычно на основе касторового масла с добавлением бутилового или этилового спирта. Они обладают отличными смазывающими свойствами и низкой гигроскопичностью, но слишком низкой температурой кипения, да и замерзают уже при температуре -20°. Кроме того, "минералка" постепенно разрушает детали из меди, латуни, алюминия и резиновые манжеты гидравлического привода. В отличие от DOT, тормозные жидкости на основе минерального масла не подлежат сертификации, это скорее «коктейли» от разных производителей, держащих их компоненты в секрете.

- вдвое меньшее сжатие даже при нагревании, что приводит к более высокой производительности системы и усиливает ощущение твердости педали тормоза;

- содержание воды увеличивает вязкость при низких температурах и усиливает коррозионную активность;

- разъедают краску и раздражают кожу;

- срок хранения очень ограничен из-за гигроскопических свойств и обычно не превышает 12 мес. после открытия тары;

- полностью совместимы между собой (3, 4 и 5.1);

- легко смываются и нейтрализуются водой.

- эта силиконовая жидкость абсолютно несовместима с гликольными;

- имеет гидрофобные свойства, что увеличивает срок хранения (гипотетически до неограниченного в герметичной таре и 10-15 лет после вскрытия) и эксплуатации до 4-5 лет;

- так как не поглощает воду, то любая влага, находящаяся в системе, будет собираться в одном месте. Это может повлечь за собой коррозию гидравлики. Необходима тщательная прокачка для удаления всего воздуха;

- неагрессивна по отношению к лако-красочным покрытиям;

- имеет высокие рабочие температуры с начальной точкой закипания +260°С, предназначена для использования в системах с большими нагрузками или в экстремальных условиях, для быстрой, агрессивной езды с частыми и резкими торможениями. В основном для автомобилей со сложными и многосуппортными тормозными системами;

- немного компрессионна и дает едва заметное ощущение «мягкой педали»;

- запрещена к применению в машинах с антиблокировочной системой (ABS);

- дружит с любыми резиновыми частями (жалобы на то, что DOT 5 приводит к выходу из строя резиновых частей тормозов, были при использовании ранних формул силиконовой жидкости. Последние композиции эту проблему устранили).

- тормозные жидкости являются токсичными и легковоспламеняющимися, нужно соблюдать меры предосторожности при их транспортировке, хранении и работе с ними;

- ёмкости для хранения тормозной жидкости должны быть идеально чистыми и герметичными, чтобы предотвратить попадание влаги из воздуха;

- гликолевые жидкости оказывают сильное разъедающее воздействие на автомобильные краски, лаки и хромированные детали, это должно быть принято во внимание при работе с продуктом.

Для доливки любой коммерческий бренд может быть использован - при условии соблюдения правил и технических требований. Основной принцип: жидкость может быть заменена только маркой с более высокой DOT-рейтинговой цифрой (например DOT 3 может быть заменен DOT 4, а DOT 4 - DOT 5.1). И ни в коем случае не наоборот, свойства жидкости могут непредсказуемо измениться.

Для системы автомобиля, наполненной DOT 5, ни один из других видов тормозной жидкости, т.е. DOT 3, DOT 4 или DOT 5.1, не подойдёт.

Также не совмещаются между собой минеральные и гликолевые жидкости, если их смешать – резиновые манжеты гидропривода деформируются.

  • Нужно ли полностью менять тормозную жидкость или достаточно её доливать?

Пополнение не может компенсировать необратимые изменения, происходящие в стареющей жидкости. Точка кипения падает. Химический состав изменяется. Действие ингибиторов коррозии ухудшается. Доливку можно использовать при неисправности, когда она приводит к утечке тормозной жидкости, а доехать до гаража или СТО как-то надо.

Специализированные центры автосервиса обеспечивают диагностику с применением испытательного оборудования. Бывалые водители часто определяют "на глаз" - по цвету жидкости или упругости педали, но правильнее будет просто соблюдать сроки замены - в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля и принимая в расчёт условия эксплуатации и климата. Универсальный срок замены любой тормозной жидкости на гликолевой основе — один раз в два года или после 40 тыс.км. пробега. Если климат ну очень жаркий или экстремальная езда с резкими торможениями - ваша повседневность, то менять тормозную жидкость придётся чаще, возможно, раз в год. Силиконовую DOT 5 допускается менять раз в 5 лет (но помните, если у вас обычный автомобиль - забудьте про силикон). Для проверки состояния ТЖ существуют и специальные приборы. Критерий оценки: если воды в жидкости меньше 3,5%, то она ещё пригодна, если больше — её срочно нужно сменить.

Тип жидкости обычно указывается на тормозной ручке, чтобы пользователь случайно не ошибся, залив не ту жидкость и убив тем самым все уплотнения в тормозе .

Комментарии

Интересно

НОВОСТИ АВТО МИРА

Последние комментарии

Вооружёны и очень опасны - конфликты на дороге

Подборка аварий и дтп 24 11 2016

Подборка аварий и дтп 24 11 2016

Подборка аварий и дтп 24 11 2016

Подборка аварий и дтп 24 11 2016

Поддержать

Обращаем Ваше внимание на то, что все материалы, размещенные на сайте Авто Мастер, добавлены посетителями ресурса.

Администрация сайта не располагает информацией о правомерности публикования этих материалов.

Весь контент публикуется в ознакомительных целях.

Просмотр содержимого сайта не рекомендуется людям с чувствительной психикой ! Лицам, не достигшим 18 лет, вход на сайт запрещен!

Ответственность за размещенные на сайте рекламные материалы несет рекламодатель.

Материалы: http://dtp777.ru/stati-dlya-avtolyubitelej/poleznye-sovety/998-vse-chto-nuzhno-znat-o-tormoznoj-zhidkosti

3 ≫

Что такое тормозная жидкость? Это специальное вещество для обеспечения торможения автомобиля. Оно находится в жидком состоянии и давит на тормоза после нажатия педали. Иными словами, она обеспечивает связь между командами водителя и тормозным механизмом. Если произойдет нарушение этой связи, то автомобиль просто не остановится. Это может случиться в случае чрезмерного нагрева жидкости, после чего внутри тормозного механизма появляется пар. Он делает систему сжимаемой, и вещество не сможет связать нажатие на педаль с резким замедлением и ударом по тормозам. Вот почему тормозная жидкость - это хоть и небольшая, но очень важная деталь автомобиля. Без нее водитель не сможет безопасно двигаться в потоке. Другими словами, нет тормозной жидкости - нет тормозов.

Тормозная жидкость подразделяется на несколько видов, которые различаются по температуре ее нагревания. Так, первая классификация разделяет это вещество на "увлажненную" и "сухую" жидкость. Естественно, "сухая" жидкость включает в себя меньше воды, а в "увлажненной" ее доля составляет 3-4 %. Причем эти две тормозные жидкости делятся еще на четыре группы: DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1. Самый первый тип выдерживает наименьшую температуру: 205 градусов Цельсия для "сухой" и 140 - для "увлажненной". За ним следует DOT 4 (для машин с дисковыми тормозами). Большие нагрузки требуют большей температуры, и поэтому второй тип тормозной жидкости рассчитан на 155 и 230 градусов Цельсия. Что касается жидкости DOT 5.1, то ее можно встретить на спортивный автомобилях, например, на BMW M6, Ferrari F458, Porsche 911 и других. А вот предпоследний вид на серийных машинах почти не применяется. Скорее всего, DOT 5 ставится на гоночные автомобили и доработанные модификации спорткаров. Кстати, вполне возможно, что на Bugatti Veyron стоит самая совершенная жидкость. Выдающиеся характеристики это подтверждают.

Итак, мы рассмотрели виды, но остается вопрос "какая тормозная жидкость лучше?". Как на него ответить? Конечно, лучшее торможение обеспечит DOT 5. Что касается серийных автомобилей, то это DOT 5,1. Остальные виды жидкостей больше подходят для обычных условий и стандартных автомобилей, которые не рассчитаны на огромную скорость и экстремальные ситуации.

Подводя итоги, хочется уделить внимание компонентам, из которых состоит тормозная жидкость. Состав этого вещества пестрит разнообразием. Например, силиконовая тормозная жидкость содержит полимеры, а гликогелевые состоят из полигликолей. Но у них есть нечто общее - присадки. К ним относятся антикоррозийные и смазочные вещества.

Какова же главная функция тормозной жидкости? Конечно, это обеспечение безопасности во время движения автомобиля. Как уже говорилось выше, без этого вещества нет тормозов. Поэтому важно относиться к ней с особым вниманием, ведь утечка может привести к опасным последствиям. Ни к чему хорошему не приведет и использование жидкости DOT 3 на спортивных автомобилях, ведь большие перегрузки приводят к чрезмерному ее нагреванию.

Следует отметить, что смешивать разные жидкости можно, если только они на одной основе. Если соответствующей информации на этикетке нет, то рисковать не стоит!

Материалы: http://fb.ru/article/62837/chto-takoe-tormoznaya-jidkost


Back to top