Раздел 5

1 ≫

скачать фото на мобильник

Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию

и ремонту автомобиля Лада Гранта ВАЗ 2190

Двигатель автомобиля Лада Гранта ВАЗ 2190 особенности конструкции, схема, устройство, ремонт

Замена деталей уплотнения двигателя

Головка блока цилиндров

Система смазки двигателя

Система питания двигателя

Система выпуска отработавших газов

Особенности конструкции двигателя Лада Гранта ВАЗ 2190

Двигатели ВАЗ 11183, ВАЗ 21116 и ВАЗ 11186 (рис. 5.1 и 5.2) практически одинаковы по конструкции и имеют восемь клапанов в газораспределительном механизме. Двигатели ВАЗ 21116 и ВАЗ 11186 разработаны на базе двигателя ВАЗ 11183, их основное отличие от этого двигателя в облегченной на 39% шатунно-поршневой группе, что за счет снижения механических потерь позволило снизить уровень шума и вибраций, расход топлива, выброс токсических веществ и повысить ресурс (не менее чем до 200 тыс. км). Помимо этого двигатели ВАЗ 21116 и ВАЗ 11186 оснащены оптимизированной системой охлаждения головки и блока цилиндров, приводом газораспределительного механизма с автоматическим натяжителем, форсунками охлаждения поршней, металлической прокладкой головки блока и увеличенной степенью сжатия (10,5 против 9,8 у двигателя ВАЗ 11183). Двигатели ВАЗ 11186 и ВАЗ 21116 полностью одинаковы по конструкции и техническим характеристикам и отличаются только изготовителем шатунно-поршневой группы (на двигателе ВАЗ 21116 она импортного производства, а на двигателе ВАЗ 11186 - отечественного).

Двигатель ВАЗ 21126 (рис. 5.3 и 5.4) имеет те же блок цилиндров, коленчатый вал и шатунно-поршневую группу, что и двигатели ВАЗ 21116 и ВАЗ 11186, но оснащен четырьмя клапанами на цилиндр, приводимыми двумя распределительными валами через гидротолкатели.

Блок цилиндров двигателя 23 (см. рис. 5.4) отлит из специального высокопрочного чугуна, что придает конструкции двигателя жесткость и прочность.

Каналы для охлаждающей жидкости, образующие рубашку охлаждения, выполнены по всей высоте блока, это улучшает охлаждение поршней и уменьшает деформацию блока цилиндров от неравномерного перегрева. Рубашка охлаждения двигателя открыта в верхней части в сторону головки блока цилиндра. В нижней части блока цилиндров расположены пять опор коренных подшипников коленвала, крышки которых прикреплены болтами. В опорах установлены тонкостенные сталеалюминиевые вкладыши, выполняющие функцию подшипников коленвала. В средней опоре выполнены проточки, в которые вставлены упорные полукольца, удерживающие коленвал от осевых перемещений.

Коленчатый вал 15 (см. рис. 5.3) отлит из специального высокопрочного чугуна. Коренные и шатунные шейки коленвала прошлифованы. Для смазки шатунных вкладышей в коленчатом валу просверлены масляные каналы, закрытые заглушками. Для уменьшения вибрации служат восемь противовесов, расположенные на коленвалу.

На переднем конце коленчатого вала установлены масляный насос 1, зубчатый шкив ГРМ (ремня привода газораспределительного механизма) и шкив 2 привода генератора со встроенным демпфером крутильных колебаний. На заднем конце коленвала расположен маховик 12, отлитый из чугуна. На маховик напрессован стальной зубчатый обод.

Шатуны стальные, кованые, с крышками на нижних головках. Шатуны двигателей ВАЗ 21116, ВАЗ 11186 и ВАЗ 21126 изготовлены отрывным способом, что повышает их точность. В нижней головке шатуна установлены тонкостенные шатунные вкладыши, в верхнюю головку запрессована сталебронзовая втулка.

Поршни отлиты из алюминиевого сплава. На каждом из них установлены три кольца: два верхних компрессионных и нижнее маслосъемное. На днищах поршней выполнены два углубления под клапаны и углубление под камеру сгорания.

Масляный картер стальной, штампованный, прикреплен болтами к блоку цилиндров снизу.

Головка блока цилиндров, установленная сверху на блок цилиндров, отлита из алюминиевого сплава. В нижней части головки блока цилиндров отлиты каналы, по которым циркулирует жидкость, охлаждающая камеры сгорания.

В верхней части головки блока цилиндров двигателя ВАЗ 21126 установлены два распределительных вала: один распредвал 11 (см. рис. 5.4) для впускных клапанов, другой распредвал 8 - для выпускных клапанов. Распредвалы установлены в опорах, выполненных в головке блока цилиндров, и в одном общем корпусе подшипников, закрепленном болтами.

Распределительные валы отлиты из чугуна. Для уменьшения износа рабочие поверхности кулачков и поверхности под сальник термообработаны - отбелены. Кулачки распредвалов через толкатели приводят в действие клапаны. В верхней части толкателей двигателей ВАЗ 11183, ВАЗ 21116 и ВАЗ 11186 установлены стальные регулировочные шайбы, подбором которых регулируют зазоры в приводе клапанов. Двигатель ВАЗ 21126 оснащен гидротолкателями клапанов, которые автоматически компенсируют зазоры в приводе клапанов. В процессе эксплуатации этого двигателя не нужно регулировать зазоры в клапанном механизме.

Направляющие втулки и седла клапанов запрессованы в головку блока цилиндров. Направляющие втулки клапанов, кроме того, снабжены стопорными кольцами, удерживающими их от выпадения. На направляющие втулки клапанов установлены маслосъемные колпачки, уменьшающие попадание масла в цилиндры.

Распределительные валы приводятся в действие резиновым армированным зубчатым ремнем от коленчатого вала.

Система смазки двигателя комбинированная: разбрызгиванием и под давлением. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, а также опоры распределительных валов. Система смазки двигателя состоит из масляного картера, шестеренчатого масляного насоса с маслоприемником, полнопоточного масляного фильтра, датчика давления масла и масляных каналов.

Система охлаждения двигателя включает в себя рубашку охлаждения, радиатор с электровентилятором, центробежный водяной насос, термостат, расширительный бачок и шланги.

Система питания двигателя состоит из электрического топливного насоса, установленного в топливном баке, дроссельного узла, фильтра тонкой очистки топлива, регулятора давления топлива, форсунок и топливных шлангов.

В систему питания функционально входит система улавливания паров топлива с угольным адсорбером, предотвращающая выход паров топлива в атмосферу.

Система зажигания двигателей ВАЗ 11183, ВАЗ 21116 и ВАЗ 11186 состоит из четырехвыводной катушки зажигания, установленной на специальном кронштейне на блоке цилиндров, свечей зажигания и высоковольтных проводов. В систему зажигания двигателя ВАЗ 21126 входят четыре индивидуальные катушки зажигания, установленные на крышке головки блока цилиндров, и свечи зажигания. Управляет катушками зажигания электронный блок управления (ЭБУ, или контроллер).

Система вентиляции картера двигателя закрытая, с отводом картерных газов во впускную трубу 1 (рис. 5.5) через сетку 7 маслоотделителя, установленного в крышке 6 головки блока цилиндров. Далее картерные газы направляются в цилиндры двигателя, где сгорают. При работе двигателя в режиме холостого хода картерные газы поступают по шлангу 3 малого контура через калиброванное отверстие (жиклер) в корпусе дроссельного узла 2. В этом режиме во впускной трубе 1 создается высокое разрежение, и картерные газы эффективно отсасываются в задроссельное пространство. Жиклер ограничивает объем отсасываемых газов, чтобы не нарушалась работа двигателя на холостом ходу. При работе двигателя под нагрузкой, когда дроссельная заслонка частично или полностью открыта, основной объем газов проходит по шлангу 5 большого контура в воздухоподводящий патрубок 4 перед дроссельным узлом и далее во впускную трубу и камеры сгорания.

В данном разделе описаны работы по ремонту двигателя Лада Гранта ВАЗ 2190, доступные начинающему мастеру, такие как замена уплотнений, прокладок, опор подвески силового агрегата, проверка компрессии, притирка клапанов и пр. Помимо этого в расчете на исполнителя, уже имеющего опыт серьезных работ, рассмотрены работы по ремонту головки блока цилиндров, блока цилиндров, коленчатого вала и шатунно-поршневой группы.

При известном навыке и внимательности многие неисправности двигателя и его систем на автомобиле Лада Гранта можно довольно точно определить по цвету дыма, выходящего из выхлопной трубы. Синий дым свидетельствует о попадании масла в камеры сгорания, причем постоянное дымление - признак сильного износа деталей цилиндропоршневой группы. Появление дыма при перегазовках, после длительного прокручивания стартером, после долгой работы на холостом ходу или сразу после торможения двигателем указывает, как правило, на износ маслосъемных колпачков клапанов. Черный дым - слишком богатая смесь из-за неисправности системы управления двигателем или форсунок. Сизый или густой белый дым с примесью влаги (особенно после перегрева двигателя) означает, что охлаждающая жидкость попала в камеру сгорания через поврежденную прокладку головки блока цилиндров. При сильном повреждении прокладки головки блока цилиндров охлаждающая жидкость иногда попадает и в масляный картер, уровень масла резко повышается, а само масло превращается в мутную белесую эмульсию. Белый дым (пар) при непрогретом двигателе во влажную или в холодную погоду - нормальное явление.

Довольно часто можно увидеть стоящий посреди городской пробки автомобиль с открытым капотом, испускающий клубы пара. Перегрев. Лучше конечно, этого не допускать, почаще поглядывая на указатель температуры. Но никто не застрахован от того, что может неожиданно отказать термостат, электровентиляторы или просто потекла охлаждающая жидкость. Если вы упустили момент перегрева, не паникуйте и не усугубляйте ситуацию. Не так страшен перегрев, как его возможные последствия. Никогда сразу же не глушите двигатель - он получит тепловой удар и возможно, остыв, вообще откажется заводиться. Остановившись, дайте ему работать на холостых оборотах, тогда в системе сохранится циркуляция жидкости. Включите на максимальную мощность отопитель и откройте капот. Если есть возможность, поливайте радиатор холодной водой. Только добившись снижения температуры, остановите двигатель. Но никогда сразу не открывайте пробку расширительного бачка - на перегретом двигателе гейзер из-под открытой пробки вам обеспечен. Не спешите, дайте всему остыть, так вы сохраните здоровье машины и ваше собственное здоровье. Практически во всех инструкциях к автомобилю содержится рекомендация при пуске двигателя обязательно выжать сцепление. Эта рекомендация оправдана только в случае пуска в сильный мороз, чтобы не тратить энергию аккумуляторной батареи на проворачивание валов и шестерен коробки передач в загустевшем масле. В остальных случаях - это просто рекомендация для того, чтобы автомобиль не тронулся, если по забывчивости включена передача. Этот прием вреден для двигателя, так как при выжатом сцеплении через него на упорный подшипник коленчатого вала передается значительное усилие, а при пуске (особенно холодном) смазка к нему долго не поступает. Подшипник быстро изнашивается, коленчатый вал получает осевой люфт, и трогание с места начинает сопровождаться сильной вибрацией. Для того чтобы не портить двигатель, возьмите в привычку проверять перед пуском положение рычага переключения передач и пускать двигатель при затянутом ручном тормозе, не выжимая сцепление без крайней необходимости.

Рис. 5.1. Продольный разрез двигателя ВАЗ 11183, ВАЗ 21116 или ВАЗ 11186 Лада Гранта ВАЗ 2190

Рис. 5.2. Поперечный разрез двигателя ВАЗ 11183, ВАЗ 21116 или ВАЗ 11186 Лада Гранта ВАЗ 2190

Рис. 5.3. Продольный разрез двигателя ВАЗ 21126 Лада Гранта ВАЗ 2190:

1 - масляный насос; 2 - шкив привода генератора; 3 - шатун; 4 - поршневой палец; 5 - ремень привода газораспределительного механизма; 6 - крышка газораспределительного механизма; 7 - шкив распределительного вала; 8 - впускная труба; 9 - свечной колодец; 10 - крышка маслоналивной горловины; 11 - термостат; 12 - маховик; 13 - форсунка охлаждения днища поршня; 14 - маслоприемник; 15 - коленчатый вал

Рис. 5.4. Поперечный разрез двигателя ВАЗ 21126 Лада Гранта ВАЗ 2190:

1 - пробка сливного отверстия; 2 - масляный картер; 3 - масляный фильтр; 4 - водяной насос; 5 - катколлектор; 6 - выпускной клапан; 7 - пружина клапана; 8 - распределительный вал выпускных клапанов; 9 - впускная труба; 10 - крышка головки блока цилиндров; 11 - распределительный вал впускных клапанов; 12 - гидравлический толкатель клапана; 13 - корпус подшипников распределительных валов; 14 - топливная рампа; 15 - форсунка; 16 - направляющая втулка клапана; 17 - впускной клапан; 18 - прокладка головки блока цилиндров; 19 - компрессионные кольца; 20 - маслосъемное кольцо; 21 - поршневой палец; 22 - шатун; 23 - блок цилиндров; 24 - крышка шатуна; 25 - маслоприемник

Рис. 5.5. Схема системы вентиляции картера двигателя Лада Гранта ВАЗ 2190:

1 - впускная труба; 2 - дроссельный узел; 3 - шланг малого контура системы вентиляции; 4 - воздухоподводящий патрубок; 5 - шланг большого контура системы вентиляции; 6 - крышка головки блока цилиндров; 7 - сетка маслоотделителя; 8 - вытяжной шланг

Материалы: http://car-exotic.com/lada-granta/vaz-2190-auto-repair-manual-5.html

2 ≫

Конструктивной особенностью двигателя внутреннего сгорания является выделение тепла от сжигания топлива. Особенно сильно нагревается верхняя часть мотора — головка блока, в которой расположены камеры сгорания. Контролировать процесс, не допустить перегревания и эффективно использовать выделяющееся тепло — задача новой схемы охлаждения Лада Гранта.

Перегрев — главный враг цилиндро-поршневой группы. Алюминиевый сплав, из которого изготовлены поршни, при перегреве начинает интенсивно расширяться, рабочие поверхности — резко уплотняться. При этом повышается сила трения, вызывающая дополнительный нагрев, температура становится еще выше, и последствия таковы.

  1. Поршень начинает царапать стенку гильзы, делая на ней глубокие борозды. Если процесс не остановить, расширение материала поршня приведет к его заклиниванию в цилиндре, обрыву шатуна и так далее.
  2. Поршневые кольца, изготовленные из стали с термической обработкой, при наличии высокой температуры получают отпуск и становятся мягкими, как проволока. Даже если перегрев прекратится, материал колец не вернется к прежнему состоянию.

Вот почему система охлаждения двигателя играет такую большую роль, без ее нормальной работы эксплуатация автомобиля невозможна. Схема, примененная в силовом агрегате Лады 2190, усовершенствована и работает более эффективно, чем на предыдущих моделях концерна АвтоВАЗ.

В схеме автомобиля Лада Гранта, как и в предыдущих моделях ВАЗ, задействованы следующие элементы и узлы.

  1. Главный радиатор представляет собой сотовый теплообменник, работающий по принципу «охлаждающая жидкость — воздух». Главная его цель — отдать лишнее тепло мотора в окружающую среду. Снабжен электрическим вентилятором, установленным в специальном диффузоре на поверхности теплообмена радиатора, и датчиком температуры. Последний сигнализирует о повышении температуры в сотах теплообменника, в результате чего блок управления включает вентилятор. Чаще всего такая ситуация возникает при движении в пробках или повышенных нагрузках на малой скорости движения.
  2. Рубашка охлаждения двигателя — система каналов в блоке и головке цилиндров, позволяющих отводить тепло от горячих стенок гильз и камер сгорания.
  3. Насос перекачки жидкости для охлаждения (помпа). Его задача — создавать в сети циркуляцию, преодолевая гидравлическое сопротивление каналов. Установлен на блоке цилиндров, вал привода вращает ремень ГРМ. Чем выше обороты и быстрее сжигается топливо в цилиндрах, тем интенсивнее помпа перекачивает охлаждающую жидкость в системе.
  4. Термостатический элемент, задача которого — задействовать при повышении температуры охлаждающей жидкости большой контур циркуляции и остывание ее в радиаторе. Термостат ВАЗ 2190 — одноклапанный, полностью открывает поток в радиатор при температуре 102 °С.
  5. Радиатор отопления салона — это тоже сотовый водовоздушный теплообменник, для него жидкость для охлаждения двигателя является теплоносителем, энергию которого тот передает в пространство салона с помощью небольшого электрического вентилятора.
  6. Бачок расширительный компенсирует либо принимает количество жидкости, которая уменьшается или увеличивается в объеме в зависимости от температуры. Снабжен герметичной крышкой с клапанами впуска и выпускания воздуха. Порог срабатывания клапана при повышении давления в бачке — 1.1 Bar, при появлении разрежения — 0.03 Bar. То есть задача крышки бачка — регулирование давления в системе.
  7. Соединительные патрубки с хомутами.

Система охлаждения: 1 — шланг отвода охлаждающей жидкости из радиатора отопителя; 2 — шланг подвода охлаждающей жидкости к радиатору отопителя; 3 — шланг отвода жидкости из радиатора двигателя; 4 — шланг расширительного бачка; 5 — расширительный бачок; 6 — пароотводящий шланг радиатора двигателя; 7 — термостат; 8 — шланг подвода жидкости к радиатору двигателя; 9 — электровентилятор радиатора; 10 — радиатор двигателя; 11 — пробка сливного отверстия радиатора; 12 — насос охлаждающей жидкости; 13 — подводящая труба насоса охлаждающей жидкости.

Новая система охлаждения автомобиля Лада 2190 работает по определенному алгоритму. При пуске двигателя клапан термостата закрыт, жидкость циркулирует в малом контуре охлаждения по схеме: водяная рубашка двигателя — радиатор отопления салона — помпа. Параллельно в схему включен и расширительный бачок. Ранее салонный теплообменник был тоже подключен параллельно, но в модели Лада Гранта он стоит последовательно, то есть вся жидкость, циркулирующая по малому контуру, проходит через него.

Это и есть одно из главных отличий новой схемы охлаждения. По этой причине рассматриваемый теплообменник сделан одноходовым (ранее ставили двухходовые). Это значит, что вода в его сотах движется только в одном направлении. При достижении температуры жидкости в 85 °С (с погрешностью ± 2 °С) термостатический элемент начинает приоткрывать свой клапан, запуская часть воды охлаждаться в радиаторе по схеме: водяная рубашка двигателя — радиатор — помпа.

При этом движение жидкости по малому контуру продолжается параллельно, расширительный бачок имеет подключение и к радиатору. То есть давление в системе регулируется через две трубки и точки подключения — от верхней зоны радиатора и от места, где сходится 3 обратных патрубка: с радиатора, отопителя салона и с водяного насоса. Такая схема работы приносит свои преимущества.

  1. Последовательное подключение теплообменника отопителя повысило интенсивность обогрева салона, а новая одноходовая конструкция уменьшила гидравлическое сопротивление элемента и улучшила циркуляцию жидкости.
  2. По новой схеме подключения жидкость из рубашки мотора напрямую поступает на управляющий элемент термостата, а не смешивается в его корпусе, как это было ранее. Теперь клапан элемента открывается именно тогда, когда это необходимо, реагируя на реальную температуру в двигателе.
  3. Перегрев силового агрегата практически исключен, в некоторые моменты даже наблюдается определенный «недогрев», который не сказывается на работе двигателя или расходе топлива.

Благодаря обновленной системе охлаждения излишки теплоты используются более эффективно. При этом перегрев двигателя стал еще менее возможным, чем это было раньше. Многие автолюбители уже поняли достоинства новой схемы и задействуют ее на более старых моделях ВАЗ.

Добавить в избранное

Печать

Поделиться в соцсетях:

После установки подогрева220 стала загоратся лампочка на щитке и срабатывает вентилятор. Почему?

в машине колотун, греть с включеной печкой не реально, сто наделали . Температуры 80 гр очень не хватает

Следует иметь ввиду что неисправность термостата может заключаться в том что клапан завис в открытом положении. машина не будет перегреваться, но в салоне будет холодно

Тест для водителей автомобилей: какой вы водитель? Автомобильный тест для девушек – ты и авто Кто главнее, вы или ваш автомобиль?

Материалы: http://1ladagranta.ru/harakteristiki/sistema-ohlazhdeniya-obzor.html

3 ≫

Система охлаждения. Описание конструкции

1 – расширительный бачок;

2 – пароотводящий шланг радиатора системы охлаждения;

3 – отводящий шланг радиатора системы охлаждения;

4 – датчик температуры охлаждающей жидкости;

5 – корпус термостата;

7 – головка блока цилиндров;

8 – радиатор системы охлаждения;

9 – подводящий шланг радиатора системы охлаждения;

10 – насос охлаждающей жидкости;

11 – блок цилиндров;

12 – подводящая труба насоса;

13 – отводящий шланг радиатора отопителя;

14 – радиатор отопителя;

15 – подводящий шланг радиатора отопителя;

16 – наливной шланг

Элементы системы охлаждения:

2 – радиатор системы охлаждения;

3 – подводящий шланг радиатора системы охлаждения;

4 – корпус термостата;

5 – датчик температуры охлаждающей жидкости;

6 – крышка термостата;

7 – головка блока цилиндров;

8 – подводящая труба насоса;

9 – блок цилиндров;

10 – насос охлаждающей жидкости;

11 – отводящий шланг радиатора отопителя;

12 – подводящий шланг радиатора отопителя;

13 – отводящий шланг радиатора системы охлаждения;

14 – наливной шланг

1 – штуцер наливного шланга;

2 – метки минимального и максимального уровней жидкости;

3 – пробка заливной горловины;

4 – штуцер пароотводящего шланга;

5 – кронштейны крепления бачка

Пробка расширительного бачка

Выпускной клапан поддерживает повышенное (1,1 бар), по сравнению с атмосферным, давление в системе на горячем двигателе. За счет этого повышается температура кипения жидкости, и уменьшаются паровые потери.

Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного (на 0,03–0,13 бар) на остывающем двигателе.

При утере пробки заливной горловины нельзя заменять ее герметичной пробкой без клапанов.

Насос охлаждающей жидкости:

2 – зубчатый шкив;

3 – корпус насоса;

4 – контрольное отверстие;

В корпусе насосе установлен валик, который вращается в закрытом подшипнике, не нуждающемся в пополнении смазки. На концы валика напрессованы зубчатый шкив и крыльчатка. Уплотнение валика обеспечивается сальником насоса.

В корпусе насоса выполнено контрольное отверстие для обнаружения течи жидкости при выходе из строя уплотнения насоса. При обнаружении течи жидкости заменяем насос в сборе. Насос прокачивает охлаждающую жидкость через рубашки охлаждения блока и головки блока цилиндров двигателя.

Корпус термостата в сборе:

1 – патрубок для соединения с подводящим шлангом радиатора системы охлаждения;

4 – патрубок для соединения с подводящим шлангом радиатора отопителя;

5 – датчик температуры охлаждающей жидкости

В корпусе установлен термостат, который способствует ускорению прогрева двигателя, автоматическому поддержанию его теплового режима в заданных пределах и регулирует количество жидкости, проходящей через радиатор. Патрубок корпуса термостата соединяется шлангом с верхним патрубком радиатора системы охлаждения, а патрубок крышки термостата – с верхним патрубком радиатора отопителя.

2 – уплотнительное кольцо;

5 – фиксирующая пластина;

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Радиатор системы охлаждения:

1 – штуцер пароотводящего шланга;

2 – патрубок подводящего шланга;

3 – правый бачок;

4 – пробка сливного отверстия;

5 – подушка нижнего крепления радиатора;

6 – патрубок отводящего шланга;

Вентилятор с кожухом в сборе:

1 – кожух вентилятора;

2 – крыльчатка вентилятора с электродвигателем;

Материалы: http://wiki.zr.ru/126-2_Granta


Back to top