Оппозитный двигатель: достоинства и недостатки

1 ≫

Наиболее распространенными двигателями на современных автомобилях считаются рядные и V-образные. Оппозитные моторы используются гораздо реже, в основном на моделях Porsche и Subaru. В чем же причина такого невнимания, и какими достоинствами обладает оппозитный двигатель?

От своих собратьев этот мотор отличается тем, что цилиндры в нем расположены не вертикально или под углом, а горизонтально, т.е. в противоположные стороны друг от друга. Отсюда и название – оппозитный или горизонтально-оппозитный двигатель.

Существует два варианта конструкции таких моторов. Первый – поршни движутся навстречу друг другу и имеют общую камеру сгорания. Такие двигатели двухтактные. К их плюсам можно отнести высокое качество газообмена, более простую, по сравнению с рядными или V-образными моторами, конструкцию. Подобные приборы использовались на военной технике, в частности, на советских танках Т-64, которые могли работать на разных видах топлива: керосине, бензине, солярке. Чтобы перевести танк на другой вид, достаточно было передвинуть специальный рычажок на топливном насосе высокого давления и выставить требуемый угол зажигания. Двигатель оснащался двумя турбинами: наддува, которая увеличивала мощность, и газовой, выводившей отработанные газы наружу. Минусы у таких оппозитников те же, что и у двухтактных двигателей: более высокие потери топлива через выхлопную трубу. К этому, как можно догадаться, добавляются приличные габариты, ведь для движущихся навстречу поршней требуется и два коленчатых вала. Второй вариант более распространен. Именно его мы чаще всего имеем в виду, когда подразумеваем оппозитный двигатель. Условно говоря, это V-образный мотор, цилиндры которого решили разложить под углом в 180 градусов. Он применяется и на автомобилях (Porsche, Audi, Subaru), и на мотоциклах («Днепр», «Урал»). О нем мы и поговорим ниже.

Преимущества и недостатки

Итак, преимущества. Главный плюс такой компоновки двигателя – это более низкий центр тяжести, благодаря которому улучшается управляемость автомобиля. Также оппозитник выгодно отличается в плане размеров и веса. Он заметно короче и ниже, чем рядные двигатели. Еще одно преимущество – отличная сбалансированность, которая обеспечивается благодаря расположению поршней, нейтрализующих вибрацию друг друга. Смещение центра тяжести силового агрегата к центру автомобиля дает возможность сделать поворот более точным и стабильным. Это особенно важно для спортивных моделей, где управляемость стоит не просто на первом, а на самом первом месте. Есть свои плюсы и при лобовых столкновениях. Поскольку оппозитный двигатель расположен низко, то при столкновении он сдвинется под кабину, а не в салон автомобиля. Так что наличие такого мотора говорит в пользу безопасности машины.

Имеет ли оппозитный двигатель недостатки? Да, и довольно существенные. Именно они стали причиной того, что такие моторы не получили широкого распространения. Оппозитники имеют небольшую длину и высоту, но ширина у них гораздо больше, чем у двигателей, где цилиндры стоят в ряд или в виде буквы V. Это создает немало проблем конструкторам. Моторный отсек должен быть таким, чтобы оппозитный двигатель вписался в него по ширине. При этом нужно компактно расположить рулевое управление и управляемые колеса. Еще одна проблема – доступность узлов для обслуживания. Если масло в двигателе еще можно сменить самостоятельно, то остальные операции может выполнить только специалист. Даже свечи зажигания в двигателе менять самостоятельно не рекомендуется, потому что можно легко повредить головку блока цилиндров. Эти недостатки делают оппозитные двигатели дороже в изготовлении и обслуживании. А это, в свою очередь, влияет на цену автомобиля.

Как видим, у этого типа устройств хватает и достоинств, и недостатков. Впрочем, их конкуренты тоже неидеальны. Поэтому при выборе автомобиля определитесь, так ли важна для вас сложность и дороговизна в обслуживании силового агрегата. Вполне возможно, что хорошая управляемость автомобиля окупит эти затраты с лихвой.

Материалы: http://fb.ru/article/41337/oppozitnyiy-dvigatel-dostoinstva-i-nedostatki

2 ≫

  • Оппозитный двигатель - что это такое?
  • Как устроен оппозитный двигатель и принцип его работы
  • Виды оппозитных двигателей
  • Оппозитный боксер
  • OPOC, возрождение старых идей
  • Танковый оппозитный двигатель
  • Какие сложности могут возникнуть при ремонте оппозитного двигателя?
  • Ремонт оппозитного двигателя своими руками
  • В чем заключаются положительные и отрицательные стороны оппозитного двигателя?

После того как был создан первый в мире двигатель внутреннего сгорания, практически сразу образовались вопросы по его модернизации и увеличению мощности. Первый мотор был одноцилиндровым, поэтому сразу начали искать решения в увеличении его мощности, то есть увеличении количества цилиндров. Но дальнейшее время развития двигателей внутреннего сгорания было не таким очевидным, потому что дополнительные цилиндры можно разместить по-разному – по горизонтали, по вертикали в ряд друг за другом, либо под углом.

Именно горизонтальное расположение цилиндров в двигателе получило название оппозитный двигатель, напротив друг друга. Такой двигатель был создан для того чтобы сместить центр тяжести автомобиля как можно ниже, а также для того чтобы уменьшить уровень вибрации. Что представляет собой такой двигатель, все его плюсы и минусы вы узнаете из сегодняшней статьи.

Основным отличием оппозитного двигателя является особенное расположение поршней, угол под которым они находятся, составляет 180°, результатом которого является плавная работа мотора по сравнению с другими двигателями. Больше всего такой тип мотора используется в компаниях производства машин Volkswagen, Subaru, отечественных мотоциклов «Днепр», «Урал» и венгерских автобусов «Икарус».

Из-за того, что цилиндры располагаются в горизонтальном положении уменьшается вибрация и достигается более плавный ход. Возможно, это, получается из-за того, что во время движения поршни движутся в противоположных направлениях и тем самым осуществляется взаимная нейтрализация вибрации, и мощность нарастает плавно, без каких-либо рывков. А также двигатель изнашивается не так скоро.

Практичное устройство оппозитного двигателя оказывает хорошее влияние на устойчивость и управление автомобиля, так как в моторе расположены цилиндры в горизонтальном положении. Такое расположение мотора находится ближе к шасси. Из-за этого центр тяжести перемещается как можно ниже.

Даже такое простое техническое решение – как расположение цилиндров двигателя в горизонтальном положении друг напротив друга, можно сделать несколькими способами. При работе оппозитного двигателя, поршни его могут двигаться различными способами. Существует несколько видов оппозитных двигателей, о которых мы расскажем ниже.

Когда такой двигатель работает, его поршни располагаются относительно друг друга на определенном расстоянии, и каждый из них работает в своем цилиндре – если один из них находится на максимальном расстоянии от оси мотора, то такое же место занимает и соседний. Этот порядок работы двигателя похож на движение боксеров, из-за этого его и назвали боксер. Такой вид оппозитного двигателя очень часто использует Субару.

У такого оппозитного двигателя как по типу ОРОС принцип построения совсем другой, нежели у оппозитного боксера. На сегодняшнее время эти двигатели начинают свое развитие заново.

Такой оппозитный двигатель – двухтактный. В одном цилиндре располагаются по два поршня, которые закреплены на одном коленчатом валу. Один из поршней предназначен для впуска смеси, а вот второй для выпуска продуктов сгорания. В такой конструкции оппозитного двигателя отсутствует головка блока цилиндров и механизм привода клапанов. Помимо этого, положительной стороной такого оппозитного двигателя считается то, что поршни работают на один коленчатый вал.

Все эти особенности двигателя сказались на его весе, он стал меньше, из-за чего сфера его применения значительно увеличилась. Еще одной особенностью, который может похвастаться этот тип двигателя это то, что он может быть как бензиновым, так и дизельным. Нужно только обязательно запомнить то, что как и любой двухтактный мотор, ему необходима продувка цилиндров. Для этого применяется электромотор с питанием от внешнего источника. В то время когда оппозитный мотор выходит на режим, электродвигатель отключается, а устройство подачи воздуха превращается в турбо наддув.

При рассматривании конструкции этого оппозитного двигателя, нужно указать на его положительные стороны: увеличение эффективности, достигаемое тем, что на два поршня давят расширяющиеся газы, а не давят на стенку камеры сгорания, а также увеличенное усилие на валу. Помимо этого, каждый из поршней проходит меньшее расстояние, из-за чего уменьшается сила трения, а значит и потери.

Рассматривая иные положительные качества, которыми обладает этот оппозитный двигатель, рассказывает компания изготовитель, которая изготавливает его как дизельный, то можно перечислить следующее:

• Такой тип мотора по сравнению с обычным турбо дизелем легче примерно 30-50 %.

• В таком оппозитном двигателе содержится на 50 % меньше деталей, чем в обычном дизельном двигателе.

• Этот тип мотра занимает намного меньше места под капотом.

• Еще положительной стороной этого мотора является его экономичность.

Но нужно знать, что такой тип оппозитного двигателя еще сыроват, а значит, все его положительные характеристики являются пока ожиданиями разработчиков.

Существовал и танковый оппозитный двигатель, это 5ТДФ, который был разработан специально для танков Т-64, а в последующем для Т-72 и иных танков. Этот двигатель был разработан такой мощности, которая была нужна для танка таких размеров. Поршни в таком двигателе находятся в одном цилиндре, и движутся они навстречу друг другу, но у каждого из них имеется собственный коленчатый вал.

При наименьшем расстоянии между поршнями создается камера сгорания, в которой происходит воспламенение топлива. Танковый оппозитный двигатель есть как бензиновый, так и дизельный. Так как и у оппозитного мотра, по типу ОРОС, воздух подается в цилиндры, а также отработанные газы удаляются при помощи турбо надува.

Такой способ движения поршней в встречном направлении позволил уменьшить конструкцию, обеспечить мощность и компактность двигателя. Такой танковый оппозитный мотор при обороте две тысячи, объеме тринадцать и шесть десятых литра давал семьсот лошадиных сил, при вес этом он занимал минимум места.

Стоит отметить, что положительные характеристики оппозитного мотора проявляются, в основном, только на шестицилиндровых моторах. А вот четырех и двухцилиндровые двигатели практически ничем не отличаются от обычных силовых агрегатов. Главным недостатком оппозитного двигателя является сложность его обслуживания. Также, из-за того что цилиндры мотра находятся горизонтально, он занимает очень много места в моторном отсеке.

Самостоятельно обслужить свой автомобиль с таким двигателем, автовладелец может лишь заменив масло. Все другие работы требуют специальных приборов и из-за этого они делаются в автоцентрах. К примеру, даже самое простое заменить свечи, может уже наученный человек, так как новичок в этом деле может повредить головку цилиндров. Ремонтировать оппозитный мотор, как и любой другой, нужно только на станциях технического обслуживания.

Для того чтобы двигатель дольше прослужил нужно постоянно делать его раскоксовку. Вся работа основывается на удалении с поверхности поршней, клапанов и камеры сгорания нагара. Лучшее время для проведения этого мероприятия считается ранняя осень или весна, обычно в это время необходимо менять и моторное масло.

Если на обычных моторах очистку, возможно, сделать и самому, то оппозитные двигатели требуют участия специалистов со станций технического обслуживания. В чем кроются причины очень быстрого появления нагара?

Перечислим основные причины, которые приводят к закоксовыванию камеры сгорания:

1. Если вы используете некачественное топливо – результатом этого является очень быстрое образование нагара и других органических отложений на стенках цилиндров и на поверхности поршней.

2. Также причиной является непрогретый двигатель, без нагрузки и езда на небольших оборотах.

Существует два метода, при которых можно удалить нагар: это мягкая и жесткая раскоксовка цилиндров. Если проводить мягкую раскоксовку, то очищаются только поршневые кольца.

Для этого в моторное масло необходимо добавить специальную очищающую жидкость, после чего при прохождении 200 километров пробега нужно заменить масло. В проведении жесткой раскоксовки заключается механическая очистка камеры сгорания, поршневой поверхности и клапанов через отверстия свечей. В этом процессе нет ничего сложного: необходимо в каждый из цилиндров на 12 часов залить специальную жидкость, которая размягчит нагар.

По прохождении некоторого промежутка времени свечи необходимо выкрутить, а очищающую жидкость удалить при прокрутке мотора стартером. После такой процедуры нужно прогреть двигатель и заменить моторное масло. Вся сложность чистки оппозитного мотора заключается в следующем, цилиндры двигателя находятся горизонтально и при этом может появиться проблема с заливкой очищающей жидкости. Помимо этого при стекании вниз, жидкость будет действовать только на нижнюю часть цилиндров.

Нужно сказать, что в истории автомобилей разработчики в разные времена применяли оппозитный двигатель, пытаясь достичь тех самых преимуществ, которыми он должен обладать. Но в наше время оппозитные двигатели чаще других применяет компания SUBARU.

Стоит отметить, что использование оппозитного двигателя обеспечит вашему автомобилю следующие преимущества:

• У автомобиля будет низкий центр тяжести, что скажется на улучшении его устойчивости при движении.

• Оппозитный двигатель обеспечит уменьшение шума и вибрации, из-за того, что поршни движутся навстречу друг другу. Из-за этого оппозитный мотор является тише, чем другие типы моторов.

• Значительный ресурс, который достигает миллиона километров при правильном использовании двигателя.

Но если существуют положительные стороны, значит и имеются отрицательные, о которых вы прочтете ниже:

• Отремонтировать оппозитный двигатель очень сложно.

• Само устройство мотора очень сложное, а значит и стоимость у него тоже немаленькая.

• Стоимость обслуживания велика, и само обслуживание очень затратное и неудобное, необходимы специалисты высокой квалификации.

• Во время эксплуатации идет большой расход моторного масла.

Даже не смотря на все перечисленные недостатки, на некоторые модели автомобилей, которые мы упоминали ранее, все равно ставят оппозитные двигатели. Производители автомобилей хорошо обдумывают все за и против, перед тем как установить такой вид двигателя.

Для двигателей внутреннего сгорания горизонтальное расположение цилиндров является одним из разнообразных вариантов построения, но не зависимо от этого, такие двигатели также отличаются большими возможностями и хорошими перспективами при применении в автомобилях.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

  • © 2017 Auto.Today
  • Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  • Конфиденциальность
  • Реклама на сайте
  • Редакция
Использование любых материалов, размещенных на сайте, разрешается при условии ссылки на auto.today

Редакция портала может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы, за достоверность и содержание рекламы

Материалы: http://auto.today/bok/2421-chto-takoe-oppozitnyy-dvigatel.html

3 ≫

Оппозитный двигатель – особый тип силовой установки, напоминающий традиционный двигатель внутреннего сгорания, в котором цилиндры имеют особое расположение — горизонтальное. В народе подобные агрегаты известны под названием «боксеры». Такое прозвище мотор получил вследствие того, что поршни двигаются либо друг от друга, либо навстречу друг к другу. При этом пара поршней находится в одном положении, например, снизу.

Самый первый образец появился в 1938 году благодаря стараниям автомобильной компании Volkswagen. Тогда агрегат представлял собой 4-цилиндровый оппозитник, объём которого составлял 2 л. Предельная мощность силовой установки достигала 150 лошадиных сил.

Оппозитный мотор получил весьма широкое распространение. На сегодня производством и установкой агрегата занимаются такие именитые автомобильные концерны, как Subaru и Porsche. Ранее можно было обнаружить двигатель и на моделях от Toyota, Volkswagen, Honda, Ferrari. Подобные установки используются в мотоциклах, автобусах Икарус и некоторой военной технике (например, танках).

Форма и конструкция оппозитного двигателя значительно отличается от турбодизельных аналогов.

Чтоб до конца понять, что такое оппозитный двигатель, необходимо ознакомиться с его строением. Как было уже отмечено выше, это ДВС, обладающий особой структурой – пара поршней движется в горизонтальной плоскости (не вниз-вверх, а слева направо). Вторая, соседняя, находится в том же положении.

Количество таких цилиндров варьируется в диапазоне от 2 до 12 (их число всегда кратно двум). Наиболее распространенные образцы обладают 4 и 6 цилиндрами. Для спорткаров были разработаны 8- и 12-ти цилиндровые моторы. Профессионалы отмечают, что принцип функционирования 2-х и 4-х цилиндровых оппозитников ничем не отличается от традиционных дигателей. Свои особенности имеют те, которые обладают шестью цилиндрами.

Возможность совместной работы нескольких цилиндров в оппозитном двигатели позволяет увеличить крутящий момент.

Принцип работы оппозитного двигателя также меняется в зависимости от особенностей его устройства. Даже такой простой агрегат может иметь несколько вариаций работы поршней. Следовательно, выделяют такие типы моторов:

  1. Оппозитный боксер зачастую применяется в производстве автомобилей Subaru. Как же работает оппозитный двигатель заявленного вида: поршни расположены на предопределенной дистанции друг напротив друга, к примеру, если первый зафиксирован на определенном промежутке от оси двигателя, то и второй займет аналогичное положение. При этом они расположены каждый в отдельном цилиндре. Описанный принцип функционирования напоминает боксерский поединок, отсюда и название типа.
  2. ОРОС располагает совсем иным принципом построения и порядком работы поршней. Подобные аппараты являются двухтактными. Один цилиндр располагает сразу двумя поршнями, которые крепятся к одному коленчатому валу. Первый отвечает за впуск смеси, другой – за своевременный выход продуктов сгорания. Подобная конструкция не располагает головкой, которая зачастую имеется на блоке цилиндров. Преимущества оппозитного двигателя ОРОС заключаются в том, что поршни функционируют в пользу одного коленчатого вала. Такой тип устройства располагает небольшой массой и меньше в размерах. Следовательно, значительно расширилась сфера применения. Вдобавок, указанный двигатель может работать на разном топливе – дизельном или бензиновом. В довершении, укажем основные преимущества:
    • поршни проходят гораздо меньшую дистанцию, вследствие этого значительно снижается сила трения, которая негативно влияет на износостойкость;
    • увеличивается эффективность, ведь вредоносные газы не влияют на камеру сгорания, а оказывают давление на поршни;
    • мотор на 30-50 % легче привычного;
    • оппозитный двигатель располагает меньшим количеством деталей (в среднем на 50 %);
    • экономичность;
    • отсутствие системы привода клапанов.
    • мотор отнимает гораздо меньше пространства под капотом.

Однако стоит помнить, что ОРОС находится на стадии разработки, поэтому может возникнуть много непредвиденных проблем в ходе эксплуатации.

  • Танковый двигатель (5ТДФ, спроектированный специально для Т-64 и Т-72). Ресурс оппозитного двигателя рассчитан на военную технику крупных габаритов. Здесь поршни разделяют один цилиндр и перемещаются они в одном направлении, но каждый располагает своим отдельным коленчатым валом. Место, где воспламеняется топливо (камера сгорания), возникает тогда, когда промежуток между поршнями становится минимальным. Как и у моторов ОРОС, в цилиндры впускается воздух, а ненужные газы удаляются посредством турбонаддува. Встречный ход поршней позволил сконструировать компактный, но мощный агрегат. Силовая установка обладает предельным количеством оборотов в 2000, а мощностью – в 700 лошадиных сил. Объем соответственно достигал 6 и 13 л.
  • Компания Subaru одна из последних осталась верна созданию автомобилей на оппозитной основе, и значительно преуспела в этом плане.

    Каждый элемент в автомобильном организме обладает своими преимуществами и недостатками. Плюсы оппозитного двигателя состоят в следующем:

    • снижение центра тяжести транспортного средства, что позитивно отражается на его устойчивости;
    • ресурс мотора непременно возрастает (если правильно эксплуатировать, то он достигает порядка 1 млн. км);
    • благодаря особому взаимодействию поршней, снижается уровень вибро- и шумоотдачи.

    Оппозитный двигатель, имеет лучший баланс в конструкции и позволяет сместить центр тяжести транспортного средства

    Если у оппозитного двигателя есть плюсы, то непременно имеются и определенные минусы:

    • затратное самообслуживание – требуется привлечение профессионалов;
    • дорогостоящий и сложный ремонт, ведь составные части отличаются своей повышенной стоимостью;
    • дороговизна силовой установки;
    • сложность конструкции;
    • увеличенный расход масла во время работы.

    Несмотря на описанные выше минусы, многие автопроизводители оснащают свои модели именно такими агрегатами. Компании-разработчики хорошенько взвешивают все аргументы за и против, прежде чем воспользоваться именно таким типом мотора. Основной плюс – большие возможности и широкие перспективы.

    Так, все негативные аспекты, по сути, сводятся к дорогому обслуживанию, что может сказаться на выборе большинства автолюбителей не в пользу представленных агрегатов. Однако крупные производители (Porsche, Subaru) считают, что качество требует больших вложений в сервис.

    К примеру, японский автоконцерн не собирается возвращаться к традиционным двигателям внутреннего сгорания, ведь они полагают, что в таком случае совершат шаг назад в технологическом плане. Поскольку автомодели зарекомендовали себя лишь наилучшим образом, то уровень продаж никак не зависит от расценок на обслуживание.

    Важно отметить, что зачастую положительные моменты указанных моторов заметны лишь в силовых агрегатах, которые располагают шестью цилиндрами, а вот 2-х и 4-х цилиндровые мало чем отличаются от традиционных ДВС.

    Если необходимо провести некие манипуляции с таким типом двигателя, то тут непременно нужно обращаться к специалистам в автосервис. Самостоятельно вы сможете лишь заменить масло. Даже замену свечей лучше поручить профессионалам, новички с легкостью навредят головке цилиндра. Полный ремонт производится только на особых сервисных станциях.

    Продолжить срок службы может своевременная и систематическая раскоксовка. Эта процедура подразумевает очищение поверхности камеры сгорания, клапанов и поршней от нагара. Проводится операция в осенний сезон или в марте, когда также весьма разумно проверить и моторное масло.

    В материале мы рассмотрели, что значит понятие «оппозитный двигатель», описали принцип функционирования, возможные за и против. Надеемся, что это поможет определиться с выбором не только мотора, но и будущей автомодели на которой может быть установлен подобный силовой агрегат.

  • Новости партнеров

    О сайте

    AML - сообщество авто и мото любителей. Мы размещаем только качественные статьи и обзоры авто и мото тематики, публикуем новости и другие интересные материалы. Мы всегда ищем новых людей, для обмена знаниями, советами и просто интересными историями. Если вы хотите помочь в развитии сообщества, или просто поделиться своим опытом, свяжитесь с нами.

    Материалы: http://automotolife.com/services/chto-takoe-oppozitnyj-dvigatel/


  • Back to top