1 ≫
-
Сегодня количество модификаций и разновидностей автоматических коробок передач растёт с каждым днём. Ещё совсем недавно автолюбители всего мира узнали о том, что существует стандартная АКПП с гидротрансформатором. Позже машины стали укомплектовывать бесступенчатыми вариаторами. И теперь появились роботизированные КПП. Многие ещё не доверяют этому свежему техническому решению. Так что лучше – «автомат» или «робот»? В чём различия между этими коробками, что выбрать рядовому автолюбителю?
Роботизированная КПП
Такая КПП или же «коробка-робот» – это не автомат.
На самом деле, это механическая трансмиссия, где функции отключения сцепления и переключения передачи проходят в автоматическом режиме. Название такой системы говорит о том, что водитель автомобиля и дорожные условия формируют лишь входные данные. А вся работа внутри КПП проводится при помощи электронного блока по определённым алгоритмам. Это главное отличие коробки: «робот» от «автомата» разнится этим в первую очередь.
«Робот» – это комфорт АКПП, высокая надёжность, а также экономия топлива – ведь он является механикой. При этом роботизированная коробка зачастую намного дешевле классических автоматических решений. Сегодня многие популярные и даже неизвестные автомобильные бренды оснащают свои авто именно такими установками. Уже есть производители, которые установили такие коробки на всю линейку: от бюджетных моделей до премиум класса.
Как устроена роботизированная КПП
Чем «робот» отличается от «автомата»? Как минимум своим устройством. «Роботы» также могут отличаться между собой. Однако есть в этих узлах кое-что общее. Это МКПП, где переключением и сцеплением управляет электроника. В подобных решениях применяют фрикционную систему сцепления.
Она может быть как однодисковой, так и многодисковой. В современных КПП обычно применяют двойное сцепление. Это позволяет избежать потерь в мощности и динамике. В основе «роботов» лежит привычная механика. На производствах применяются уже готовые решения. К примеру, в роботизированных системах SpeedShift используется база АКПП 7G-Tronic от «Мерседес». Здесь просто вместо гидротрансформатора установили диски сцепления.
Модель SMG от BMW – это шестиступенчатая механическая КПП с электрогидравлическим приводом сцепления. Так, что по технической части разница между «роботом» и «автоматом» – отсутствие гидротрансформатора и другая электроника. Вот и все отличия.
Привод роботизированных КПП
КПП-роботы бывают гидравлическими либо электрическими. Если модель имеет последний привод, тогда в качестве него используют сервомоторы и механизмы. Если он гидравлический, то работа осуществляется при помощи гидроцилиндров, которые управляются посредством электромагнитных клапанов. Специалисты и маркетологи называют эту систему электрогидравлическим приводом. Такими коробками оснащены некоторые модели Opel и Ford. Также может быть использован гидромеханический узел совместно с электрическим двигателем. Мотор в этом случае служит для перемещения основного цилиндра сцепления.
Электропривод отличается более медленной работой. Средняя скорость переключения составляет около 0,3–0,5 с. А потребление энергии – значительно меньше. Системы на гидро-приводе обеспечивают постоянное давление, а, значит, энергетические затраты будут выше. Однако, гидравлика гораздо быстрее. Подобные решения устанавливаются на спортивные автомобили из-за высокой скорости работы.
Привод и область применения
Электрические «роботы» применяются чаще на бюджетных моделях автомобилей. Среди популярных коробок можно выделить: Allshift – Mitsubishi, Dualogic – Fiat, 2-Tronic – Peugeot. Гидравлику устанавливают на более дорогие модели.
Управление
Управляет робо-КПП специальная электронная система. В неё входят различные датчики, ЭБУ, а также исполнительные системы. Датчики наблюдают за основными параметрами. Ещё в гидравлических системах отслеживается уровень давления, температура. Датчики отдают информацию в блок управления. На основании полученных сигналов, блок формирует управляющие импульсы на исполнительную часть по определённым алгоритмам. Управляющий блок находится в постоянном взаимодействии со многими узлами в авто.
В гидравлических системах, кроме всего этого, в блок управления также входит гидравлический элемент, обеспечивающий управление работой гидравлики. Это ещё одно отличие «робота» от «автомата».
Робот с двойным сцеплением
Главный недостаток подобных решений – долгое время срабатывания. Это приводит к рывкам и провалам в динамике. Всё это в комплексе снижает комфорт управления. Но это было раньше. Сейчас эту проблему решили двумя сцеплениями, что обеспечило быстрое переключение без потерь в мощности. Ещё одно отличие «робота» от «автомата» следующее: при одной включённой передаче водитель может выбрать другую и, если необходимо, включить её без каких-либо перерывов. Такие системы называют переселективными коробками. Ни одно автоматическое решение пока не может такого предложить.
Ещё одно преимущество систем с двойным сцеплением – высокая скорость работы. Она здесь зависит лишь от скорости переключения муфт. Это применено в популярной DSG от «Фольксваген». Чем «робот» отличается от «автомата»? Стоит сказать про компактные размеры первого и малый вес. Это очень актуально для небольших малолитражных моделей авто. Кроме компактности, отмечают большое энергопотребление. Высокая скорость работы с постоянной отдачей крутящего момента даёт возможность получить хорошую разгонную динамику и экономию горючего.
Как работает «робот»?
Что касается работы, то здесь доступно два режима – автоматический и полуавтоматический. В первом случае ЭБУ по датчикам реализует заложенные алгоритмы. В каждой роботизированной коробке есть ручной режим. Он аналогичен работе Tiptronic на большинстве «автоматов». Этот режим позволяет последовательно переходить от низшей передачи к высшей при помощи селектора.
Коробка «робот» и «автомат»: разница
Если взглянуть на обе системы с точки зрения эксплуатации, то отличий немного. В случае с «автоматом» отсутствует управление сцеплением. Робот же им управляет, но полностью автоматически. «Робот» – это механика, автомат – гидромеханическая система. В этом и кроется отличие его от «автомата».
Важно брать во внимание разгон с опозданием. Жидкость в автоматической трансмиссии не может сразу справиться с воздействием ведомого вала. Они сцеплены не очень жёстко – это своего рода «предохранитель». Трансформатор будет вращаться свободно даже тогда, когда что-то заклинит. Коэффициент полезного действия гидротрансформатора небольшой, поэтому часть мощности пропадает. Если двигатель отключён, «автомат» не может работать.
Плюсы и минусы
Чем «робот» отличается от «автомата»? Как минимум ценой. Среди достоинств можно выделить надёжную конструкцию.
В основе – механика, которая уже достаточно изучена и проверена. По своей надёжности РКПП значительно превосходит и вариатор, и «автомат». Также считается, что применение РКПП может способствовать меньшему расходу горючего. Так, некоторые владельцы заявляют об экономии до 30%. Роботизированная коробка потребляет меньшее количество масла. Так, здесь хватит 2-3 литров, а вариатор съест 7. Число передач равно количеству на механической трансмиссии.
Механика значительно проще и дешевле ремонтируется, хотя автолюбители пишут на форумах, что обслуживание достаточно дорогое. Но большую часть поломок можно выполнить своими руками, имея необходимый опыт. Также увеличен ресурс дисков сцепления. В условиях города водитель часто стоит в пробках, а на подъёмах функция ручного управления будет очень полезной. Среди недостатков – отсутствие возможности прошивки агрегата.
Скорость работы ниже, чем на автомате. В городе требуется переключаться на полуавтоматический режим. На подъёмах размыкается сцепление.
Визуальные различия
Если автолюбители не знают, как отличить «автомат» от «робота», то, выбирая автомобиль, стоит взглянуть на селектор. Если есть знак P, тогда это автомат. Если есть только N и R, тогда это «робот».
Какую трансмиссию выбрать?
Если сравнить плюсы и минусы, то ни одна трансмиссия преимуществ не имеет. Иначе производители бы уже выпускали самое лучшее решение. Выбор зависит больше от личных предпочтений. Трудно сказать, что лучше: «автомат» или «робот». Нужно отметить, что АКПП – это плавность, РКПП – динамика. Итак, мы выяснили, чем «робот» отличается от «автомата».
Материалы: http://fb.ru/article/236159/chem-robot-otlichaetsya-ot-avtomata-v-chem-raznitsa-chto-luchshe---korobka-robot-ili-avtomat
2 ≫
-
Водителю автомобиля, оснащенного автоматизированной трансмиссией, уже не нужно думать о переходе на высшую или низшую передачу. Эта задача возлагается на автоматическую коробку переключения передач (АКПП), которая бывает 3 видов – роботизированная, вариаторная и гидравлическая. Наибольший интерес представляют два последних вида, поскольку «робот» — это несколько модернизированная «механика».
При покупке нового автомобиля, особенно у водителей – женщин, нередко возникает проблема выбора между традиционной гидравлической АКПП и вариаторной трансмиссией (в простонародье – вариатор). Для решения проблемы стоит немного вникнуть в принцип действия обоих агрегатов. Это поможет вам понять, что лучше — вариатор или коробка – автомат.
Работа вариатора основана на принципе ременной передачи между двумя шкивами разных размеров. Только у вариаторной трансмиссии диаметры шкивов способны изменяться в заданных пределах.
Шкивы вариатора состоят из двух конусов, направленных острыми концами друг к другу, между ними вращается клиновидный ремень. При движении с места конусы первого шкива максимально раздвинуты, а второго – сдвинуты. В результате на ведущем валу шкив имеет малый диаметр, а на ведомом – большой. Крутящий момент передается с малой скоростью, но с повышенной величиной тяги. По мере разгона эти диаметры уравниваются, величина тяги снижается, а скорость увеличивается. Изменением расстояния между конусами управляет электроника.
Автоматическая коробка передач преобразует и отдает крутящий момент от двигателя колесам посредством планетарных шестеренок разных размеров. Переключение между парами шестерен осуществляется с помощью гидравлического привода. За это отвечает гидротрансформатор, наполненный маслом. Его задача – переключать передачи своевременно, точно и быстро. Это происходит за счет давления масла в трансформаторе, которое возрастает при повышении оборотов коленчатого вала двигателя.
Чем отличается вариатор от гидравлической АКПП, так это плавностью хода автомобиля на всех режимах. Во время езды с вариаторной коробкой водитель и пассажиры не ощущают даже малейших толчков. Это происходит благодаря непрерывному контакту ремня (или цепи) со шкивами. Отсюда и второе название – бесступенчатая трансмиссия.
Ей присущи следующие достоинства:
- небольшие размеры и малый вес по сравнению с коробкой – автоматом;
- агрегат обеспечивает машине хорошую разгонную динамику;
- благодаря оптимальному выбору передаточных чисел и отсутствию рывков экономится горючее;
- без рывков дольше служат детали силового агрегата и различные элементы трансмиссии.
Негативные стороны вариаторной коробки передач тоже выглядят внушительно:
- вариатор – это дорогостоящий трансмиссионный узел. Любой ремонт, связанный с ним, влетит в автовладельцу в копеечку;
- качественные услуги по ремонту и обслуживанию данных агрегатов предоставляет далеко не каждый автосервис;
- передающий элемент (ремень или цепь) необходимо периодически менять, хотя интервалы между заменами довольно велики – от 150 тыс. км;
- в картер бесступенчатой коробки заливается специальное недешевое масло, требующее замены. Интервал зависит от марки авто и составляет в среднем 70—80 тыс. км.
Проанализировав плюсы и минусы вариаторов, можно сделать краткий вывод: за повышенный комфорт придется платить.
Хотя по плавности хода гидравлическая трансмиссия немного уступает вариаторной, ездить на машине с АКПП вполне комфортно. Современные агрегаты настолько совершенны, что толчки при переключении практически не ощущаются. Также от автоматической коробки можно добиться отличной динамики разгона авто без последствий в виде ремонта. Точно подобранные шестерни и большое число ступеней (до 7) позволяют ощутимо экономить топливо.
Немаловажное значение имеет ремонтопригодность гидравлической коробки – автомата и развитая сеть станций технического обслуживания. В картер агрегата заливается обычное трансмиссионное масло. Теперь о недостатках:
- большой вес и габариты АКПП;
- дорогостоящий ремонт при поломке;
- при сильных морозах масло густеет и требует небольшого прогрева.
Оба вида трансмиссии одинаково удобны в эксплуатации, особенно для новичков и водителей прекрасного пола. Но вариатор опережает коробку – автомат по совокупности технических характеристик и комфортабельности во время езды. В то же время есть трудности с ремонтом и обслуживанием подобных систем.
На вопрос, что надежнее вариатор или многоступенчатая коробка, нет однозначного ответа. Автомобилистам, исповедующим агрессивную езду, лучше обратить внимание на традиционную гидравлическую трансмиссию. Причина – в способе передачи крутящего момента. В вариаторе она происходит за счет силы трения, от резвой езды данный узел быстро изнашивается, что заканчивается дорогим ремонтом. В АКПП все передачи – зубчатые, а значит, более надежные при работе в разных режимах эксплуатации.
- Автоликбез
- Диагностика и ремонт
- Обслуживание
- Обучение на права
- Покупка-продажа
- Соблюдаем ПДД
- Уход за автомобилем
- Эксплуатация
На сайте представлены статьи, которые будут полезны как для начинающих автолюбителей, так и для тех, кто только собирается покупать автомобиль. Здесь вы найдёте полезные советы по выбору авто и уходу за ним, практические руководства по самостоятельному ремонту и многое другое.
Материалы: http://autochainik.ru/variator-ili-avtomaticheskaya-korobka.html
3 ≫
-
Чуть больше века назад двигатели внутреннего сгорания и Дизеля «приговорили» электрические и паровые двигатели. У них было огромное преимущество – на топливном баке с жидким бензином или дизельным топливом можно было проехать куда дольше, чем на аккумуляторной батарее. Да и заправить бак было проще и быстрее. Цены на нефть в то время были очень дешевыми, объемы добычи постоянно росли и мир захватили двигатели на жидком топливе.
Но двигатели внутреннего сгорания и Дизели были менее совершенными и требовали использования дополнительных систем: охлаждения, питания, смазки, зажигания, отвода отработавших газов, забора воздуха и так далее. Кроме этого, такие двигатели могли передавать крутящий момент только в очень узком диапазоне оборотов, что и привело к необходимости введения трансмиссии.
Существуют различные виды коробок передач, каждый из которых будет рассмотрен ниже более подробно
Первой из введенных трансмиссий стала простая и привычная нам механическая коробка переключения передач (МКПП). МКПП представляется из себя редуктор со ступенчатыми передачами и орган управления им. МКПП очень простые, дешевые в производстве, надежные и долговечные. При их использовании появляется возможность использовать двигатель на полную, вручную управлять переключением передач.
Однако при вождении автомобиля МКПП необходимо уделять дополнительное внимание: управлять педалью сцепления, ручкой переключения передач, следить за скоростью и оборотами двигателя. Что требует формирования определенных рефлексов и навыков и отвлекает водителя от дороги. В условиях городских пробок использование МКПП сильно снижает комфорт использования автомобиля. Поэтому в начале двадцатого века производители автомобиля задумались, как снять с автолюбителя эту ношу и сделать автомобиль более комфортным. Так появились автоматические коробки переключения передач (АКПП).
Гидравлическая АКПП появилась самой первой и, пройдя многочисленные модернизации, до сих пор является самым популярным видом автоматических трансмиссий. Передача крутящего момента с двигателя на колеса автомобиля производится через потоки жидкости, вращаемые двумя колесами, то есть трансмиссия и двигатель не связаны. Первые гидравлические автоматы не обладали никакой электроникой, управление базировалось на гидравлике и механике. Но в начале восьмидесятых в их конструкцию начали вводить все больше электроники, управление было предоставлено компьютеру. Начиная с этого времени, они все больше усложнялись и модифицировались, становясь все более комфортными, экономичными, повышали КПД и динамические характеристики автомобиля. Но, к сожалению, становились все менее надежными.
Введение компьютеров в конструкцию АКПП положительно повлияло на их работу. Появилась возможность реализовать дополнительные режимы функционирования КПП: спортивный, экономичный и для движения в сложных дорожных условиях (снег, грязь, лед).
Типтроник и стептроник появились как отдельные разработки, но суть их одинакова. Они добавляют в АКПП режим ручного переключения передач, активируемый переключением селектора. Этот режим не является полностью «ручным», компьютер все равно внимательно следит за показателями датчиков и не переключит передачу в ненужный момент.
- Ресурс от 120 тыс. до 1 млн километров. Отработанная десятилетиями конструкция, надежная и долговечная, способная проработать всю жизнь автомобиля.
- Современные многоступенчатые АКПП превосходят в экономичности и скорости переключения механику.
- Самая комфортная из трансмиссий. Плавные незаметные переключения, двигатель работает в широком диапазоне оборотов, не создавая акустической усталости.
- Почти все АКПП достойно переживают «бытовые» пробуксовки, остальные типы коробок передач этим похвастаться не могут.
- При старте с места нет отката.
- Отлично работает на всех скоростях, от маленьких до очень высоких.
- Трансмиссия уберегает двигатель от чрезмерных нагрузок, повышая его ресурс. Механическая связь с ним отсутствует, на него не передаются вибрации и удары, что также повышает его ресурс.
- Эффективно тормозит двигателем.
- Наличие дополнительных режимов, расширяющих возможности трансмиссии. Например, зимний режим для мощных автомобилей с задним приводом и внедорожников позволяет им свободно тронуться на льду. От водителя с механической коробкой передач в таком случае будет необходимо очень развитое чутье автомобиля и навыки.
- дорогие в производстве;
- вероятность поломки выше, чем у МКПП;
- дорогой и сложный ремонт;
- динамика автомобиля, его КПД и расход зависят от удачности и новизны трансмиссии. Старые АКПП значительно уменьшали динамику автомобиля и повышали расход;
- невозможно завести «с толкача» из-за необходимости наличия давления масла в системе и работающего масляного насоса.
В конце девяностых – начале двухтысячных мир помешался на экологии и топливной экономии. Некоторые производители автомобилей посчитали, что гидравлические АКПП свое отжили и не имеют никаких перспектив развития. Независимо друг от друга несколько производителей начали разработку Роботизированных Коробок Переключений Передач (РКПП).
Конструктивно они представляли собой обычную механическую коробку переключения передач, но работой сцепления и сменой передач теперь руководил компьютер, передвигающий сервоприводы. РКПП получилась дешевле в производстве, чем АКПП, переключалась быстрее любого человека на механической коробке и автомате и обеспечила самую лучшую топливную экономию из всех существующих типов трансмиссий.
Но не все так радужно. Гидравлическая АКПП разрабатывалась и совершенствовалась в течение практически века. В конструкциях же РКПП до совершенства еще далеко. РКПП не может нормально работать на высокой скорости и при агрессивной манере вождения – начинаются рывки и пинки, свойственные умирающей гидравлической трансмиссии. Конструкция, которая казалась очень надежной, на деле очень быстро умирает от неопытного или инфантильного водителя и обслуживания.
Эти проблемы были частично решены с разработкой РКПП с двумя сцеплениями. Одно сцепление управляет четными передачами, второе нечетными, работают они практически одновременно, запуская одну передачу, еще до того момента, как остановилась предыдущая. Их назвали преселективными. Такие коробки работают комфортно, переключаются нереально быстро. Скорость их переключения составляет сотые доли секунды. Но стоят дороже гидравлических АКПП и имеют меньший ресурс.
- дешевая в производстве;
- самые быстрее переключения;
- топливная экономичность.
- комфортно автомобиль ведет себя только при спокойной езде;
- преселективная коробка передач стоит очень дорого, дороже, чем все остальные типы автоматических коробок передач;
- неустойчива к пробуксовкам;
- откат в начале движения;
- задержки при переключении передач;
- прощает меньше ошибок чем АКПП и ресурс в целом меньше;
- необходимость адаптации и подстройки.
НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!
Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.
Первые вариаторы появились в середине девяностых, как альтернатива гидравлическим АКПП. В отличие от остальных типов – эти трансмиссии бесступенчатые. Вместо комплектов шестерней, имеющих определенное передаточное число, в них используется другой принцип. Механизм состоит из двух конусовидных колес и ремня (или цепи), натянутого между ними. В зависимости от режима работы двигателя сервопривод двигает ремень между колесами, плавно увеличивая или уменьшая передаточное отношение. Гениальное решение упростило конструкцию трансмиссии до невероятного уровня. Теперь автомобиль в любом режиме ехал оптимально. Хоть быстро, хоть медленно. Топливная экономия была выше, чем у гидравлических АКПП. Но все было не так гладко.
При работе вариатора двигатель всегда оставался в одном диапазоне оборотов, издавая равномерный монотонный звук, от которого непривычные водители очень быстро уставали. Правда, в современных вариаторах уже существуют специальные режимы, делающие работу трансмиссии более привычной на слух.
Простой конструкции потребовалось сложное и тонкое компьютерное управление, которое не всегда работает нормально. Сам принцип действия вариатора не позволяет автомобилю тронуться с места. Поэтому в его конструкцию пришлось внедрять гидротрансформатор, как в гидравлических АКПП.
Вариатор использует очень дорогое трансмиссионное масла, которое необходимо менять раз в 30 тыс. километров. Цепь или ремень является очень нагруженным элементом и редко живет больше 120 тыс. километров, замена достаточно накладна.
- двигатель всегда работает оптимально;
- максимальный комфорт, отсутствие рывков, толчков, задержек, автомобиль хорошо ускоряется;
- экономичнее, чем гидравлическая АКПП;
- простая конструкция.
- дорогие в производстве;
- дорогой ремонт и обслуживание;
- обслуживание в два раза чаще, чем у гидравлических АКПП;
- ресурс главного механизма вариатора всего 120 тыс. километров. Необходимость капитального ремонта у нормальной АКПП наступает после 250 тыс.;
- не терпит мощных и больших двигателей. Они еще больше снижают долговечность ремня или цепи;
- не любит перегревов и пробуксовок;
- акустическая монотонность (практически не встречается);
- за управление отвечает сложная компьютерная система, которая не всегда может работать хорошо.
Сохраните ссылку чтобы не потерять, она Вам понадобиться:
Материалы: http://akppgid.ru/vse-ob-akpp/raznovidnosti-akpp.html