Международные маркировки моторных масел

1 ≫

2 ≫

3 ≫

Международные классификации моторных масел

В предыдущей статье приведена маркировка моторных масел в соответствии с российским стандартом ГОСТ17479.1-85. Однако в последние годы автомобилисты все чаще используют в качестве смазочного материала двигателей (особенно, владельцы иномарок) импортные масла, имеющие отличную от российской маркировку.

В настоящее время ведущие мировые производители чаще всего используют следующие общепризнанные классификации моторных масел:

  • SAE - Американское общество автомобильных инженеров;
  • API - Американский институт нефти;
  • ACEA - Ассоциация европейских производителей автомобилей (совместная американо-японская классификация);
  • MIL-L - спецификации Военного ведомства США;
  • ILSAC - Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел.

Кроме того, ведущие производители автомобилей подвергают моторные масла испытаниям по собственным программам и технологиям, после чего допускают масла, выдерживающие такие испытания, в качестве масел первой заправки для всех или определенных типов техники своего производства. Такие специфические масла называют допусками.

Как уже отмечалось выше, отечественные моторные масла проходят сертификацию по вязкостно-температурным и эксплуатационным свойствам в соответствии с требованиями ГОСТ 17479.1-85.

Классификация моторных масел по SAE

Одним из основных свойств моторных масел является вязкость, которая изменяется в зависимости от температуры - при нагревании вязкость уменьшается, при охлаждении - увеличивается.

В настоящее время общепризнанной международной системой классификации моторных масел по вязкости является SAE J300, разработанная Обществом Автомобильных Инженеров США (SAE - Society of Automotive Engineers). Вязкость масла по этой системе выражается в условных единицах - степенях вязкости. Чем больше число, входящее в обозначение класса SAE, тем выше вязкость масла.

Спецификация описывает три ряда вязкости масел: зимние, летние и всесезонные.

Но, прежде, чем их рассмотреть, обратимся к теории, которую описывает наука гидравлика. Температурный диапазон моторного масла в основном определяется двумя его характеристиками: кинематической и динамической вязкостью.

Кинематическая вязкость измеряется в капиллярном вискозиметре и показывает, насколько легко масло течет при данной температуре под действием силы тяжести в тонкой капиллярной трубке.

Динамическая вязкость измеряется в более сложных установках - ротационных вискозиметрах. Она показывает насколько меняется вязкость масла при изменении скорости перемещения смазываемых деталей относительно друг друга.

С увеличением скорости относительного перемещения смазываемых деталей вязкость снижается, а с уменьшением - возрастает.

В соответствии с классификацией SAE регламентируются вязкостно-температурные показатели моторных масел, т. е. их практическая вязкость. Эксплуатационные свойства масел (качество) определяются по классификациям, разработанным API и АСЕА, а также устаревшей, но все еще иногда применяемой ССМС.

Под SAE адаптирован и отечественный ГОСТ 17479.1-85.

Зимние масла SAE

Ряд зимних масел: SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W - обозначаются цифрой и буквой "W" ("Winter" - Зима). Для зимних классов установлены два максимальных значения низкотемпературной динамической вязкости и нижний предел кинематической вязкости при 100 °С.

Основной характеристикой зимних масел является низкотемпературная вязкость, которая определяется показателями проворачивания и прокачиваемости.

Проворачиваемость - показывает динамическую вязкость моторного масла и температуру, при которой масло остается достаточно жидким, чтобы было возможно запустить двигатель.

Температурный предел прокачиваемости определяет минимальную температуру, при которой насос системы смазки способен подавать масло к деталям двигателя, не допуская сухого трения между ними.

Вязкость, обеспечивающая нормальную работу системы смазки, не превышает 60 000 мПа×с.

Максимальная низкотемпературная вязкость проворачивания измеряется по методу ASTM D5293 на вискозиметре CСS. Этот показатель соответствует значениям, при которых обеспечивается требуемая для запуска двигателя частота вращения коленчатого вала.

Прокачиваемость - это динамическая вязкость масла, при которой масло сможет прокачаться по системе смазки и двигатель не будет работать в режиме сухого трения. Температура прокачиваемости ниже температуры проворачиваемости примерно на 5 °С.

Вязкость прокачиваемости определяется по методу ASTM D4684 на вискозиметре MRV.

Высокотемпературные свойства зимних масел характеризует минимальная кинематическая вязкость при 100 °С - показатель, определяющий минимальную вязкость моторного масла при прогретом двигателе.

Летние масла SAE

Ряд летних масел: SAE 20, 30, 40, 50, 60 - обозначаются цифрой без буквенного обозначения.

Основные свойства летнего ряда масел определяется по:

  • минимальной и максимальной кинематическим вязкостям при 100 °С - показатель, определяющий минимальную и максимальную вязкость моторного масла при прогретом двигателе.
  • минимальной вязкости при 150 °С и скорости сдвига 10 6 с -1 .

Градиент скорости сдвига - это отношение скорости движения одной поверхности трения относительно другой к величине зазора между ними, заполненного маслом. С увеличением градиента скорости сдвига снижается вязкость масла, но она снова возрастает, когда скорость сдвига уменьшается.

Всесезонные масла SAE

Ряд всесезонных масел: SAE 0W-20, 0W-30, 0W-40, 0W-50, 0W-60, 5W-20, 5W-30, 5W-40, 5W-50, 5W-60, 10W-20, 10W-30, 10W-40, 10W-50, 10W-60, 15W-30, 15W-40, 15W-50, 15W-60, 20W-30, 20W-40, 20W-50, 20W-60.

Обозначение состоит из комбинации зимнего и летнего ряда, разделенных тире.

Всесезонные масла должны удовлетворять одновременно критериям и зимнего, и летнего масла. Чем меньше цифра, стоящая перед буквой W, тем меньше вязкость масла при низкой температуре, легче холодный пуск двигателя стартером и лучше прокачиваемость масла по смазочной системе. Чем больше цифра, стоящая после буквы W, тем больше вязкость масла при высокой температуре и надежнее смазывание двигателя при жаркой погоде.

Таким образом, класс SAE сообщает потребителю диапазон температуры окружающей среды, в котором масло обеспечит:

  • проворачивание двигателя стартером (для зимних и всесезонных масел);
  • прокачивание масла масляным насосом по смазочной системе двигателя под давлением при холодном пуске в режиме, не допускающем сухого трения в узлах трения (для зимних и всесезонных масел);
  • надежное смазывание летом при длительной работе в максимальном скоростном и нагрузочном режиме (для летних и всесезонных масел).

Следует отметить, что европейские стандарты считаются более строгими, чем американские. Объясняется это тем, что условия эксплуатации и более компактные двигатели на европейских моделях позволяют снимать больше мощности с единицы объема.

мПа×с, при 150 °С и скорости сдвига 10 6 с -1

Классификация моторных масел по API

Основными показателями масел в соответствии с классификацией API являются: тип двигателя и режим его работы, эксплуатационные свойства и условия применения, год выпуска.

Стандартом предусмотрено разделение масел на две категории:

  • Категория « S » (Service) – масла, предназначенные для 4-тактных бензиновых двигателей;
  • Категория « C » (Commercial) – масла для дизельных двигателей автотранспорта, дорожно-строительной техники и сельскохозяйственных машин.

Обозначение класса масла состоит из двух букв латинского алфавита: первая ( S или C ) указывает категорию масла, вторая - уровень эксплуатационных свойств. Чем дальше от начала алфавита вторая буква, тем выше уровень свойств (т.е. качество масла).

Классы дизельных масел подразделяются дополнительно для двухтактных (CD-2, CF-2) и четырехтактных дизелей (CF-4, CG-4, СН-4).

Большинство зарубежных моторных масел универсальные - их применяют как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. Такие масла имеют двойное обозначение, например: SF/CC, CD/SF и т.д. Основное назначение масла указывают первые буквы , т.е. SF/CC - "более бензиновое", CD/SF - "более дизельное".

Энергосберегающие масла для бензиновых двигателей дополнительно обозначаются аббревиатурой ЕС (Energy Conserving).

В настоящее время категория S состоит из 12 классов моторных масел - SA, SB, SC, SD, SE, CF, CG, SH, SJ, SL, SM, SN.

В категорию C входит 14 классов - CA, CB, CC, CD, CD-II, SE, CF, CF-4, CF-2, CG-4, CH-4, CI-4, CI-4 Plus, CJ-4.

Каждый последующий класс категории характеризуется более поздним годом ввода в действие, например: SB - в 1930 году, SC - в 1964 году, СВ - в 1949 году, СЕ - в 1983 году и т. д.

Цифры в обозначениях (например, CF-4, CF-2) дают представление о применимости масел в 2-х или 4-тактных двигателях.

Как указывалось выше, если моторное масло может использоваться как в бензиновых, так и дизельных двигателях, то обозначение состоит из двух частей. В первой указывается тип двигателя, для которого масло оптимизировано, во второй – еще один допускаемый тип двигателя.

Пример обозначения – API SI-4/SL.

Класс SH предусматривает улучшение показателей класса SG, на смену которому он пришел.

Масла, соответствующие классу CJ-4, особенно эффективно работают в двигателях с сажевыми фильтрами (DPF) и другими системами нейтрализации отработавших газов. Также они обладают улучшенными антиокислительными свойствами, стабильностью в широком диапазоне температур, стойкостью к образованию отложений.

На сегодняшний день классификация API содержит 3 действующих класса категории " S " и 6 действующих классов категории " С ". Но многие производители продолжают выпускать масла классов, исключенных из спецификации, поскольку автомобили со старыми двигателями продолжают эксплуатироваться, а значит, есть необходимость в этих маслах.

Согласно рекомендаций API любой вышестоящий действующий класс категории " S " заменяет нижестоящий действующий класс.

Для дизельных масел, вышестоящий действующий класс как правило, но не всегда, заменяет нижестоящий класс.

Классификация моторных масел по ACEA

Классификация ACEA была разработана Ассоциацией европейских производителей автомобилей в 1995 году. Последнее издание стандарта предусматривает разделение масел на три категории и 12 классов:

A/B – бензиновые и дизельные двигатели легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов (A1/B1-12, A3/B3-12, A3/B4-12, A5/B5-12);

C – бензиновые и дизельные двигатели с катализатором отработавших газов (C1-12, C2-12, C3-12, C4-12);

E – тяжелонагруженные дизельные двигатели (E4-12, E6-12, E7-12, E9-12).

В обозначении по ACEA помимо класса моторного масла указывается год его введения в действие, а также номер издания (в случае, если были обновлены технические требования).

Классификация моторных масел по ILSAC

Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел (ILSAC) издал пять стандартов моторных масел: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5.

Главная страница
Устройство автомобилей
  • Экзаменационные билеты

для группы Т-21 (IV семестр)

для группы Т-31 (V семестр)

для группы Т-31 (VI семестр)

КГБПОУ «Каменский агротехнический техникум»

Материалы: http://k-a-t.ru/dvs_smazka/3_masla_import/index.shtml


Back to top