Выбор аккумуляторных батарей Автомобильные аккумуляторы Советы Автолюбителю

1 ≫

Критерии выбора аккумулятора

- электрическая (номинальная) емкость, А*ч;

- значение пускового тока (тока стартерного разряда при регламентированном напряжении на полюсных выводах в режиме пуска двигателя автомобиля), А;

- размеры корпуса аккумулятора;

I - ток при разряде;

U - среднее арифметическое значение разрядного напряжения, измеренного через равные промежутки времени.

Пусковой ток новой батареи должен быть не ниже, чем у старой (заменяемой). При этом не следует брать новую аккумуляторную батарею с меньшей электрической емкостью (А*ч). Дело в том, что при некоторых режимах работы двигателя (холостой ход) и малых дневных пробегах автомобиля, аккумулятор в темное время "помогает" генератору питать включенные потребители. При малой собственной электрической емкости глубина разряда при этом может быть более 40-50%, что приведет к снижению работоспособности аккумулятора в режиме пуска двигателя. Повторяющиеся глубокие разряды аккумулятора приведут к сокращению ее ресурса. Таким образом, выбирая аккумулятор, надо учитывать величину пускового тока, значение электрической (номинальной) емкости, расположение полюсных выводов (полярность прямая, когда клемма "минус" справа; полярность обратная, когда клемма "плюс" справа), габаритные размеры (в основном по длине) и способ крепления аккумулятора. Паспортные показатели аккумулятора характеризуют ее потенциальные возможности. Однако, выбирая аккумулятор, необходимо помнить, что в процессе эксплуатации ее состояние во многом зависит от режима и условий работы автомобиля.

(1) - Цифра, указывающая число последовательно соединенных аккумуляторов в батарее (6 или 3), характеризующая её номинальное напряжение (12 или 6 В соответственно). (2) - Буквы, характеризующие назначение батареи по функциональному признаку (СТ - стартерная). (3) - Число, указывающее номинальную емкость батареи в ампер-часах (А-ч). (4) - Буквы или цифры, которые содержат дополнительную информацию об исполнении батареи (при необходимости^ и материалах, примененных для её изготовления, например: "А" - с общей крышкой, буква "З" - залитая и полностью заряженная (если ее нет -батарея сухозаряженная), слово "необслуживаемая" -для батарей, соответствующих требованию ГОСТ по расходу воды, "Э" - корпус-моноблок из эбонита, "Т" -моноблок из термопластичной пластмассы, "М" -сепаратор типа мипласт из поливинилхлорида, "П" -сепаратор-конверт из полиэтилена.

Рис. 3 Типовая маркировка, применяемая на АКБ, выпускаемых в России и Европе

В структуре кодов как по 01М, так и по ЕТМ, значение первых трех цифр одинаково. Они показывают номинальное напряжение и емкость батареи. Для 6-вольтовых батарей первые три цифры (от 001 до 499) представляют собой номинальную емкость в ампер-часах. Для наиболее распространенных 12-вольтовых АКБ номинальную емкость можно получить, вычитая 500 из трехзначного числа (от 501 до 799). Таким образом, если первая цифра обозначения равна 5, то емкость батареи от 1 до 99 А*ч, если 6 - от 100 до 199 А*ч, а если 7 - от 200 до 299 А*ч.

- шелкография, то есть нанесение краски по специальному трафарету;

При изготовлении АКБ сбои в работе оборудования могут привести к смещению отдельных сепараторов, перекосу пластин в блоке при сварке мостика, укороченному конверт-сепаратору на уровне (либо ниже) верхней части пластин, повреждению сепаратора при сборке блока, низкому качеству сварки отдельных соединений сквозь перегородку смежных блоков пластин, а также сварке выводных борнов с втулками полюсных выводов АКБ, образованию "холодных" спаев ушек пластин и мостика. Хотя общее количество дефектных батарей - доли процента, из-за несовершенства контроля часть из них попадает в продажу, особенно при поставке батарей в сухозаряженном исполнении. Реализация АКБ, как и всякой продукции, сопровождается гарантийным обязательством продавца на безотказную работу изделия (при соблюдении правил обслуживания и технических норм на условия его работы) на определенный календарный срок, в течение которого дефект изготовления может себя обнаружить. Этот срок, обычно составляющий 1-2 года, и принято называть гарантийным.

Реальный и регламентируемый срок службы АКБ

Реальный срок службы

В отличие от гарантийного срока реальный (фактический) срок службы стартерной батареи полностью зависит как от её качества, так и от условий работы автомобиля, качества техобслуживания батареи и технических показателей изделий электрооборудования.

Регламентируемый срок службы

Директивные сроки службы АКБ в прежние годы устанавливались руководителями автопредприятий и таксомоторных парков на основании показателей по сроку службы в эксплуатации, установленных ГОСТ 959-91. При этом, контроль за техническими показателями системы электрооборудования автомобилей входил в обязанность водителя автомобиля и специалистов технических служб. Средний срок службы по ГОСТ 959-91 и по ГОСТ 959-2002 составляет: - 24 месяца при пробеге в пределах этого срока не более 90 000 км - для сурьмяных АКБ (более 5% сурьмы в сплаве токоотводов); - 48 месяцев при пробеге в пределах этого срока не более 100 000 км - для необслуживаемых батарей.

Порядок действий автолюбителя при покупке АКБ

При покупке стартерной аккумуляторной батареи на автомобиль необходимо решить следующие вопросы:

- уточнить тип, электрические показатели и габариты старой (заменяемой) АКБ, способ ее крепления;

- узнать тип и электрические показатели новой (покупаемой) АКБ, которые должны быть не ниже, чем у старой. При одинаковом значении емкостей (новой и старой АКБ) значение пускового тока у новой АКБ может быть больше (при одинаковых режимах их определения), что должно способствовать более надежному режиму пуска двигателя в зимний период;

- выбрать аккумуляторную батарею, у которой форма исполнения полюсных выводов и их расположение (прямая и обратная полярность) как на старой батарее, поскольку у легкового автомобиля длина проводов для подключения может оказаться недостаточной, если пытаться установить АКБ другой полярности;

- определиться с необходимым исполнением батареи: в продаже имеются АКБ как сухозаряженного исполнения, так и залитые - электролитом и заряженные. При срочной замене необходимо брать залитую и заряженную АКБ. Она готова к работе в отличие от сухозаряженной АКБ, которая требует заливки, пропитки и последующего заряда до выравнивания плотности электролита по всем ячейкам до значения плотности залитого электролита (более подробная информация о заряде батареи - в главе 4.2);

- на прилавке необходимо освободить АКБ (как сухозаряженную, так и залитую электролитом) от упаковки и осмотреть целостность корпуса АКБ, наличие этикеток с обозначениями и показателями.

- удалить упаковку (пленку, картон);

- в батареях, имеющих пробки заливных горловин, проверить уровень и плотность электролита;

- замерить напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) на полюсных выводах;

- проверить на разряд (нагрузку) устройством, дающим информацию о состоянии работоспособности АКБ на момент продажи.

Материалы: http://www.avtoinfvz.ru/akkumulr/akkum2.htm

2 ≫

На тяговых подстанциях обычно применяется постоянный оперативный ток, источником которого являются свинцово-кислотные аккумуляторные батареи типа СК, работающие в режиме постоянного подзаряда. Аккумуляторную батарею выбирают по необходимой емкости, определяемой типовым номером батареи, и по напряжению, которое должно поддерживаться на шинах постоянного оперативного тока (110 или 220 В).

При выборе батареи исходят из аварийного режима работы электроустановки, когда к постоянной нагрузке батареи добавляется нагрузка аварийного освещения и других потребителей, переключаемых на питание от постоянного тока при исчезновении переменного напряжения. К постоянной нагрузке на подстанциях относятся цепи управления, сигнализации, защиты, автоматики, телемеханики, блокировок безопасности, на тяговых подстанциях постоянного тока дополнительно – держащие катушки быстродействующих выключателей.

Кроме того, батарею проверяют по кратковременному толчковому току, значение которого определяется, помимо постоянной и аварийной нагрузок, еще и током, потребляемым наиболее мощным приводом выключателей. Значения тока включения некоторых выключателей указаны в табл. 5.16 – 5.18.

Количество последовательно соединенных аккумуляторных элементов определяется необходимым напряжением на шинах.

Аккумуляторные батареи являются источником постоянного оперативного тока 110 или 220 В. В настоящее время целесообразно проектировать батареи напряжением 220 В. У батареи имеются отпайки для получения различных напряжений, необходимых для питания цепей включения выключателей, сигнализации, управления и защиты.

Порядок выбора аккумуляторной батареи

Перед выбором аккумуляторной батареи необходимо определить токовую нагрузку всех присоединенных к батарее потребителей, которая может быть постоянной и аварийной.

Постоянно присоединенные приемники:

а) Лампы положения выключателей постоянного и переменного тока, количество которых определяется количеством выключателей на подстанции по однолинейной схеме. Выбирается ток сигнальной лампы (0,035; 0,065 или 0,09 А).

б) Держащие катушки быстродействующих выключателей преобразовательных агрегатов и фидеров контактной сети (по типу выбранных быстродействующих выключателей и их количеству по однолинейной схеме).

в) Устройства автоматики, управления и защиты определяются выбранными устройствами. На этапе расчета аккумуляторной батареи – в зависимости от типа подстанции по заданию преподавателя-консультанта.

Постоянно присоединенные приемники определяют нагрузку на аккумуляторную батарею – Iпост.

Затем определяются приемники электрической энергии, питающиеся от аккумуляторной батареи, присоединяемые при аварийном режиме:

а) Устройства телеуправления, телесигнализации и связи (по заданию преподавателя-консультанта).

б) Аварийное освещение (по заданию преподавателя-консультанта). Эти две нагрузки определяют ток Iав.

в) Ток, потребляемый наиболее мощным приводом при включении одного выключателя (на опорных подстанциях возможно одновременное включение двух или трех выключателей). Нагрузка, потребляемая приводом, определяются по выбранным типам выключателей, а их количество – по оперативной (однолинейной) схеме. Это будет ток Iвкл.

Расчет токовой нагрузки рекомендуется свести в таблицу по типу табл. 5.47

На основании данных табл. 5.47 определяются токи длительного и кратковременного разрядов.

1. Ток длительного разряда в аварийном режиме

,

где Iпост – ток постоянной нагрузки рабочего режима, А; Iав – ток временной аварийной нагрузки, А.

Ток кратковременного разряда в аварийном режиме

,

где Iвкл – ток, потребляемый наиболее мощным приводом выключателя, А.

2. Определяют необходимую расчетную емкость батареи, ,

,

где tав – длительность разряда при аварии, принимается для тяговых подстанций равной 2 ч.

3. Выбирают номер аккумуляторной батареи по требуемой емкости:

, (5.44)

где – емкость аккумулятора СК-1 при длительности разряда tав = 2 ч.

4. Выбирают номер аккумуляторной батареи по току кратковременного разряда:

, (5.45)

где 46 – кратковременно допускаемый разрядный ток аккумулятора СК-1, А.

5. По результатам расчетов (см. п. 3.4) принимают наибольший из двух значений номер аккумуляторной батареи. Дробное значение номера округляют до ближайшего типового номера в большую сторону.

Надо пояснить из каких сообщений принят тот или иной тип аккумуляторов (С или СК), их конструктивное выполнение.

Выбирая номер аккумулятора нужно знать, что они могут быть следующими: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 24, 28 и т.д. через 4 до 148.

Так как от батареи делаются несколько выводов, надо определить общее количество аккумуляторных элементов, питающих шины, к которым присоединен подзарядный выпрямитель. Для этих расчетов нужно знать как максимальное напряжение на шинах постоянного тока, от которых питаются включающие катушки выключателей, и напряжение на шинах, к которым присоединен подзарядный выпрямитель, так и минимально допустимое напряжение одного аккумулятора и напряжение подзаряда аккумулятора.

Определяют полное число последовательно включенных элементов аккумуляторной батареи

, (5.46)

где UШВ – напряжение на шинах включения, принимаемое 258 В при первичном напряжении подстанции 110 – 220 кВ и 245 В при напряжении подстанции 10 – 35 кВ;

UПЗ – напряжение аккумуляторного элемента при подзаряде аккумуляторных элементов, нормально питающих шины управления и защиты, равное 2,15 В.

Число аккумуляторных элементов, нормально питающих шины управления и защиты

, (5.47)

где UШ – напряжение на шинах управления и защиты, равное 232 В.

6. Выбор зарядно-подзарядного устройства (ЗПУ) следует выполнить, сравнивая его номинальные значения тока, напряжения и мощности с требуемыми значениями.

7. Расчетная мощность ЗПУ, кВт,

.

Напряжение заряда ЗПУ, В,

,

где n – полное число элементов батареи.

Зарядный ток батареи, А,

(для СК-1 – СК-5);

(для СК-6 – СК-20).

Окончательный выбор ЗПУ выполняют по следующих условиям:

(5.48)

где Iн.ЗПУ, Uн.ЗПУ, Рн.ЗПУ – номинальные параметры зарядно-подзарядного агрегата.

В качестве зарядно-подзарядного агрегата широко применяют выпрямительный агрегат типа ВАЗП-380/260-40/80, обеспечивающий стабилизированное напряжение до 260 В при токе 80 А, максимальной мощностью 20,8 кВт. Во время формовочного заряда батарей с номером больше СК-10 включают два таких агрегата.

Выбрать аккумуляторную батарею и зарядно-подзарядный агрегат промежуточной тяговой подстанции переменного тока, на которой установлен в рабочей перемычке выключатель МКП-110, а общее количество выключателей на подстанции – 25. Номинальное напряжение батареи 220 В.

Определяем нагрузку на аккумуляторную батарею, сведенную в табл. 5.48.

Ток длительного разряда в аварийном режиме

А.

Ток кратковременного разряда в аварийном режиме

А.

Расчетная емкость батареи

Номер батареи по требуемой емкости

; принимаем N = 3.

Номер батареи по току кратковременного разряда . Окончательно принимаем аккумуляторную батарею СК-6. Полное число элементов батареи

Напряжение заряда ЗПУ

В.

Зарядный ток батареи А.

Расчетная мощность ЗПУ

кВт.

Принимаем зарядно-подзарядный агрегат типа ВАЗП-380/260-40/80, технические данные которого удовлетворяют условиям выбора:

Материалы: http://studopedia.ru/17_92309_vibor-akkumulyatornoy-batarei.html

3 ≫

• I1 – ток постоянно включенной нагрузки (аппараты управления, блокировки, сигнализации и релейной защиты, постоянно включенная часть аварийного освещения);

• I2 – ток, потребляемый электромагнитными приводами выключателей 6 кВ;

• I3 – ток резервного преобразовательного агрегата устройств связи;

• I4 – ток аварийного освещения;

• I5пуск – пусковой ток двигателей аварийных маслонасосов (АМН) уплотнений вала генератора;

• I6 – рабочий ток двигателей АМН смазки подшипников турбины;

• I7 – ток, потребляемый электромагнитными приводами выключателя 220 кВ;

• Iуст – ток установившегося (получасового) аварийного режима;

• Iмах – максимальный толчковый ток в конце разряда.

Для тепловых электростанций принята схема аккумуляторной батареи с элементным коммутатором, работающая в режиме постоянного подзаряда.

Количество элементов, присоединяемых к шинам в режиме постоянного подзаряда, определяется по формуле:

1,05 – коэффициент запаса;

j – допустимая нагрузка аварийного разряда, А/N, приведенная к первому номеру аккумуляторов, в зависимости от температуры электролита (рис.13.2).

Полученный номер округляется до ближайшего большего типового номера.

определяют по кривой, соответствующей температуре аккумуляторов, отклонение напряжения на аккумуляторах в процентах (рис.13.3). Найденное значение сравнивается с допустимыми значениями отклонений напряжения по табл.13.2 с учетом падения напряжения в соединительных кабелях

Продемонстрируем применение изложенной методики на примере выбора аккумуляторной батареи для ТЭЦ 3х63 МВт. Подсчет нагрузки аккумуляторной батареи сведен в табл.13.3, график нагрузки приведен на рис.13.1. В табл.13.3 отсутствует ток I2 потребления электромагнитных приводов выключателей 6 кВ, т.к. эта нагрузка имеет место в начале разряда и полностью исчезает после срабатывания

По кривой 2 рис.13.3 определяем напряжение на аккумуляторе равным 85%. С учетом падения напряжения на соединительном кабеле (5%) напряжение на приводах выключателей будет 80%. По табл.13.2 допустимое отклонение напряжения на электромагнитах включения составляет 80 110%. Таким образом, принятые аккумуляторы обеспечивают необходимое напряжение.

Рекомендуйте эту статью другим!

  • Вы здесь:  
  • Главная
  • Выбор электрооборудования
  • Выбор шуруповерта

© 2017 Сайт посвящен энергетике, электротехнике и электронике

Материалы: http://pue8.ru/vybor-elektrooborudovaniya/227-vybor-akkumulyatooy-batarei.html


Back to top