Что такое горюче-смазочные материалы

1 ≫

По непроверенным данным, смазочные материалы использовались человеком более 6 тыс. лет назад. Нефть известна уже давно, но использовать ее в чистом виде начали сравнительно недавно, а о переработке речь и не шла. Когда же люди научились перерабатывать ее, то забирали только керосин, а самое ценное – мазут - использовался в качестве топлива или попросту сжигался. А он же составляет до 90% от основной массы нефти.

Но технологии не стоят на месте - и вот уже на нефтеперерабатывающих предприятиях научились разделять мазут на разные фракции. Последующая обработка позволила получить из него ценные масла, названные потом нефтяными или минеральными. В современных двигателях автомобилей – высокие механические тепловые нагрузки, поэтому горюче-смазочные материалы для них должны соответствовать определенным требованиям.

Повысить качество смазочного масла можно с помощью добавления к нему специальных веществ (присадок). Каждая из этих добавок повышает показатели по одному или сразу по нескольким пунктам. К примеру, противоизносостойкие присадки добавляют в горюче-смазочные материалы для понижения уровня износа работающих деталей, а моющие – снижают количество отложений и оберегают поршневые кольца от пригорания. В современных смазочных маслах можно насчитать больше десяти прибавок.

Благодаря широкому выбору присадок и возможности их комбинировать увеличился и ассортимент, который предлагают производители. Это смазочные масла, которые они выпускают. А к тому же появились и несколько их целевых разновидностей – моторные, трансмиссионные и прочие. Перед приобретением смазочных масел (даже известной фирмы-производителя) необходимо знать основные принципы их выбора.

Горюче-смазочные материалы имеют много показателей, указанных в технических характеристиках, но при покупке необходимо обратить внимание только на два из них. Уровень качества масла указывает на совместимость вашего автомобиля с данным материалом, а вязкость – на пригодность его к использованию в определенном климате и сезоне.

Определиться, тот ли это смазочный материал, поможет маркировка, присутствующая на любом товарном сорте, с одинаковой мировой системой индексации. В зарубежных стандартах описана технология определения и указания показателя вязкости по методике, принятой американским обществом автомобильных инженеров SAE, поэтому нетрудно догадаться, что после маркировочных букв SAE будет указана вязкость. Обозначаются буквой W зимние сорта горюче-смазочных материалов, а летние – простым указанием вязкости.

Есть также стандартные обозначения. К примеру, под обозначением SAE J300 скрывается целых шесть классов вязкости зимнего режима – 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W. Все эти классы гарантируют запуск машины в холодном режиме, да и движение горюче-смазочных материалов происходит свободно по всей системе в температурном режиме -30-+5 градусов. Летние сорта не имеют в маркировке дополнительных букв, но с повышением вязкости все эти сорта разделяются по классам SAE: 20, 30, 40, 50, 60.

Теперь вы знаете, что такое горюче-смазочные материалы и какова их классификация!

Материалы: http://fb.ru/article/70658/chto-takoe-goryuche-smazochnyie-materialyi

2 ≫

ГСМ: виды, характеристики

Горюче смазочные материалы (ГСМ)относятся к категории промышленных товаров, требования к качеству и процессу изготовления которых жестко регламентированы. Продажа ГСМ осуществляется, в основном, специализированными торговыми предприятиями.

Горюче смазочные материалы — это группа веществ, к которой относят автомобильный бензин, дизельное топливо, сжиженный газ, применяющийся в качестве топлива, а также различные масла для карбюраторных и дизельных двигателей внутреннего сгорания. Большинство из представленных ГСМ являются продуктами нефтепереработки.

Бензин обладает способностью к воспламенению. Удельная теплота сгорания бензина составляет примерно 44 Мдж/кг. Различные марки бензина (АИ-76, АИ-92, АИ-95 и др.) получают путем смешивания компонентов, выделяющихся на разных этапах нефтепереработки либо с помощью добавок повышающих октановое число

Дизельное топливо состоит из керосиново-газойлевых фракций нефти. Различают маловязкое и высоковязкое дизтопливо. Первое применяется для высокооборотистых двигателей быстроходных машин, например, для грузовых автомобилей. Высоковязкое используют для моторов, работающих на малых оборотах, в основном, это — тракторы, производственное оборудование. Удельная теплота сгорания дизельного топлива — 42.7 Мдж/кг.

Сжиженный или сжатый газ, вырабатывают из природного газа. В основном он состоит из метана, но содержит и другие компоненты — бутан, пропан, водород и др. Газ обладает интересной особенностью: он воспламеняется только в том случае, если присутствуют его испарения в воздухе строго в концентрации от 5 до 15%. Самовозгорание может произойти лишь при нагреве до 650 градусов по Цельсию. Газ имеет удельную теплоту сгорания от 28 до 46 МДж/м³.

Каждый из видов топлива имеет свойственный ему уровень детонации, который обозначается октановым числом. Оно характеризует способность топливной смеси оказывать сопротивление самовозгоранию при повышении давления. Чем выше октановое число, тем лучше: горение стабильнее, выше стойкость к детонации, которая оказывает разрушающее воздействие на двигатель. Так, АИ-92 имеет октановое число равное 92, а метан — 107,5. Можно заключить, что использование газа вызывает меньший износ двигателя. Применительно к дизельному топливу фиксируется цетановое число, которое обозначает временной отрезок от момента впрыска топлива до начала его горения.

Масла для различных типов двигателей — это горюче смазочные материалы для ухода за подвижными элементами мотора. Они делятся на три большие группы — минеральные, синтетические и полусинтетические. Первые являются продуктом переработки нефти, вторые синтезируются искусственно, третьи представляют собой смешанные основы первых двух видов.

Моторное масло подбирается исходя из типа двигателя (на легковом, грузовом транспорте, спецтехнике используются различные модели моторов) состояния систем автомобиля, которые определяются пробегом и степенью износа. Также на выбор данных ГСМ влияют погодные условия.

Продажа ГСМ осуществляется в широком ассортименте и основным показателем, который оценивается при выборе того или иного масла, является его вязкость. По данному параметру эти горюче-смазочные материалы подразделяются на шесть зимних и пять летних классов. Они обозначаются 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W и 20, 30, 40, 50 и 60 соответственно. Чем выше число класса, тем большей вязкостью обладает масло. Существуют также всесезонные масла.

Использование некачественных ГСМ способно нанести вред механизмам и устройствам, поэтому лучше приобретать их у проверенных производителей и поставщиков.

Основные виды ГСМ

Оптимальные условия хранения ГСМ

Горюче-смазочные материалы относятся к категории относительно неприхотливых продуктов в плане условий хранения. Для них практически не требуется специального складского оборудования и систем регулирования температурного режима. Специальная организация мест хранения может иметь место в случае с летучими материалами или продуктами с низкой морозоустойчивостью.

Хранение на открытых площадках

При хранении горюче-смазочных материалов на открытых площадках следует учитывать колебания температуры воздуха, которые могут привести к изменению давления в емкостях, а также вероятность конденсации влаги, что может повлиять на качество ГСМ. Еще один важный момент - попадание дождевой или конденсированной влаги на поверхность тары: в этом случае может пойти коррозия и пострадать маркировка. Следует обратить особое внимание на расположение емкостей. Установка пробками вверх чревата просачиванием дождевой (или конденсированной) влаги внутрь бочки, что может негативно отразиться на ее содержимом. Не менее важен выбор поверхности, на которую должны устанавливаться емкости с ГСМ - это опять же связано с воздействием влаги на поверхность тары. Недопустима установка резервуаров с горюче-смазочными материалами на землю.

Хранение в складских помещениях

Эффективность и сроки хранения горюче-смазочных материалов во многом определяются характеристиками складского помещения. Специфика данного вида продукции предполагает определенные требования - как в отношении расположения склада, так и в плане его оснащения. Тем не менее, эти показания выполнить достаточно просто - хранение горюче-смазочных материалов не требует приобретения специального складского оборудования.

Особое внимание следует обратить на атмосферный режим складского помещения. Обязательное требование для хранения горюче-смазочных материалов - сухость склада. Повышенная влажность может спровоцировать коррозию металлических емкостей для хранения ГСМ и вызвать утечку их содержимого. В отношении температуры складского помещения следует помнить о том, что перегрев некоторых горюче-смазочных материалов может вызвать испарение их компонентов, а значительное превышение средней температуры чревато возгоранием смесей. Если помещение склада предусматривает возможность организации различных тепловых зон, то в более теплом секторе желательно располагать густые масла и смеси с содержанием воды.

Требования к емкостям для хранения ГСМ

Для хранения горюче-смазочных материалов, как правило, применяются специальные резервуары, покрытые изнутри эпоксидной смолой. Эти емкости конструируются с учетом циркуляции воздуха - резервуары оснащаются специальными клапанами, обеспечивающими доступ воздуха, но, в то же время, препятствующими попаданию влаги вовнутрь. Транспортировка ГСМ

Транспортировка ГСМ отличается повышенной сложностью организации и выполнения, так как огнеопасные грузы создают повышенный риск ДТП, а также угрожают окружающей среде. Для повышения безопасности необходимо правильно подобрать транспортные средства, емкости. Обязательным является оформление разрешительной документации.

Специально оборудованные цистерны для перевозки опасных грузов являются одним из наиболее подходящих транспортных средств. Особенно если необходимо перевезти ГСМ на сравнительно небольшое расстояние. В таком случае выбор иного транспорта не выгоден заказчику.

У некоторых групп нефтепродуктов условия перевозки и хранения существенно различаются. К таким относят:

жидкие — бензин, ДТ, печное топливо,

смазочные материалы (СМ),

Емкости для перевозки выбирают в зависимости от того, к какой группе относится ГСМ.

Цистерны для жидкого топлива

Оснащение цистерн для ГСМ контролируется ГОСТом 1510-84. Они должны быть снабжены нижними сливом и заливом, воздушными заглушками и системами контроля давления.

Заполняется цистерна не более чем на 95 процентов. С внутренней стороны стенки покрыты составом, который противостоит действию масла, бензина или пара. Кроме этого, вещество является электростатически безопасным. Регулярное техническое обслуживание цистерн осуществляется обязательно.

Если предстоит транспортировка небольшого объема нефтепродуктов, то применяются канистры или бочки, которые производятся из металла, полимерных материалов. Они грузятся и закрепляются на еврофурах подходящей грузоподъемности.

Емкости для перевозки густого топлива

Для транспортировки мазута также используются цистерны, оборудованные аналогичным образом. При необходимости применяются подогревающие устройства.

Вязкие материалы менее текучие, поэтому после слива в контейнерах возможен остаток. В соответствие с требованиями он не должен быть более 1 сантиметра. Действуют строгие правила по обеспечению безопасности: не принимается груз в таре с нарушенной герметичностью, без защиты от воспламенения и электростатики.

Контейнеры для СМ и битума

Горюче-смазочные материалы помещают в полимерные емкости, канистры, бочки и автоцистерны. В соответствии с ранее названным стандартом контейнеры выбирают и оснащают в зависимости от вязкости, температуры горения и вспышки, испаряемости масел.

Перед заполнением цистерны или иные емкости очищают. В сопроводительной документации обязательно указывают, какие смазочные материалы залиты в тару.

Для транспортировки битума применяют различные подогреваемые емкости. Если битум представлен в виде рулонов, может применяться упаковка из дерева, бумаги. Твердый ГСМ помещают в грузовой транспорт в пакетах, барабанах, мешках.

Материалы: http://lektsii.org/13-76179.html

3 ≫

2. Документальное оформление операций с ГСМ

3. Государственная регистрация лиц, осуществляющих деятельность с ГСМ

Еще несколько лет тому назад торговля горюче-смазочными материалами (ГСМ) была распространена в сфере довольно узкого круга предприятий и организаций. Однако в настоящее время в силу своей практически 100-процентной ликвидности и высокой рентабельности данный вид предпринимательской деятельности превратился в один из самых популярных. Множество предприятий и организаций, никогда ранее не занимавшихся торговлей ГСМ, оказались вовлеченными в этот процесс. Поэтому у многих организаций возникают вопросы, связанные с особенностями правового регулирования и налогообложения деятельности по производству и реализации ГСМ.

Как следует из действующих в сфере нефтепродуктообеспечения нормативно-правовых актов, в том числе:

- Приказа Минтопэнерго России от 25 сентября 1995 г. N 194 "О введении в действие руководящего документа "Правила сдачи нефтепродуктов на нефтебазы, АЗС и склады ГСМ по отводам магистральных нефтепродуктоводов";

- Инструкции о порядке поступления, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на нефтебазах, наливных пунктах и автозаправочных станциях системы Госкомнефтепродукта СССР, утвержденной Госкомнефтепродуктом СССР 15 августа 1985 г. N 06/21-8-446, к горюче-смазочным материалам, как правило, относят различные продукты переработки нефти.

Так, к ГСМ относят бензины различных марок (в зависимости от октанового числа), автомобильное масло, тосолы, дизельное топливо.

Однако необходимо отметить, что не все виды топлива, используемые в настоящее время на автомобильном транспорте, могут быть отнесены к горюче-смазочным материалам. Например, природный газ, также реализуемый рядом автогазозаправочных станций (АГЗС) г. Москвы в качестве топлива для автомобилей, согласно названию и определению, данным в ст. 2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", не относится к ГСМ.

Бухгалтерский учет операций по реализации и (или) приобретению природного газа в качестве топлива незначительно отличается от бухгалтерского учета нефтепродуктов. Исключение составляют отдельные вопросы, связанные с налогообложением нефтепродуктов, в том числе начислением и уплатой акцизов, о которых подробнее будет рассказано далее.

Сфера применения нефти и нефтепродуктов в настоящее время чрезвычайно широка. Нефть и нефтепродукты используются в качестве топлива (во всех сферах экономики) или смазочных материалов на предприятиях, оказывающих услуги по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств.

Если отдельно остановиться на бухгалтерском учете и налогообложении горюче-смазочных материалов как топлива для автотранспортных средств, то необходимо отметить, что, как правило, ГСМ приобретают за наличный расчет владельцы автомобилей.

Вместе с тем в некоторых случаях крупные автотранспортные предприятия могут заключать с организациями, осуществляющими реализацию нефтепродуктов, долгосрочные договоры по оптовой реализации топлива. Такие договоры фактически исполняются путем заправки транспорта данного автотранспортного предприятия на автозаправочных станциях (АЗС) продавца нефтепродуктов по специальным талонам, по предъявлении карт или иных документов, являющихся эквивалентом заранее оплаченного определенного количества топлива. Расчеты между покупателями и продавцами топлива, как правило, производятся безналичным путем.

Действующими нормативно-правовыми актами допускается осуществление денежных расчетов между юридическими лицами наличными деньгами. Но согласно п. 1 Указания ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. N 1050-У и совместному Письму МНС России и ЦБ РФ от 1 июля 2002 г. N 24-2-02/252, от 2 июля 2002 г. N 85-Т их лимит ограничен 60 тыс. по одному договору.

При этом, так же как и при наличных расчетах с населением, требуется применение контрольно-кассовой техники. Данное требование установлено п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

Для продажи топлива через АЗС, расположенные на территории каких-либо предприятий и не предусматривающие реализацию ГСМ на сторону, характерны некоторые особенности. Они будут связаны, прежде всего, с применением (неприменением) контрольно-кассовой техники.

В таких ситуациях оплата топлива часто происходит по безналичному расчету или иным аналогичным способом, позволяющим организации-продавцу вести аналитический учет отпуска топлива различным подразделениям (или иным производственным единицам) покупателя.

2. Документальное оформление операций с ГСМ

Как следует из Положения о Министерстве промышленности и энергетики РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 284, данное Министерство осуществляет нормативно-правовое регулирование всех вопросов, связанных с топливно-энергетическим комплексом.

Горюче-смазочные материалы зачастую поставляются по трубопроводам, поэтому главные особенности их учета связаны в первую очередь с их транспортировкой и нахождением в резервуарах и (или) непосредственно в системе трубопроводов (остатки).

Требования к организации и порядку приема-сдачи нефтепродуктов на нефтебазы, АЗС и склады ГСМ установлены Правилами, утвержденными Приказом Минтопэнерго России от 25 сентября 1995 г. N 194 (далее - Правила), а также Руководящим документом РД 153-39.2-080-01 "Правила технической эксплуатации автозаправочных станций", утвержденным Приказом Минэнерго России от 1 августа 2001 г. N 229 (с изм. от 17 июня 2003 г.).

Одновременно вопросы учета нефти и нефтепродуктов регулируются положениями Инструкции о порядке поступления, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на нефтебазах, наливных пунктах и автозаправочных станциях системы Госкомнефтепродукта СССР, утвержденной Госкомнефтепродуктом СССР 15 августа 1985 г. N 06/21-8-446 (далее - Инструкция), в части, не противоречащей вышеуказанным документам. Именно в Инструкции подробно раскрыты вопросы количественного учета нефтепродуктов, осуществляемого в текущем режиме.

Количественный учет нефтепродуктов на АЗС, согласно п. 1.1 Инструкции, ведется в литрах, количественно изменяющихся в зависимости от плотности того или иного нефтепродукта одновременно с изменением температуры окружающей среды.

При организации учета нефтепродуктов на АЗС определяется следующее:

- порядок (система) организации учета нефтепродуктов, элементы которых приведены ниже, включая документооборот и периодичность проведения инвентаризации;

- материально-ответственные лица из числа персонала АЗС;

- лица, осуществляющие контроль организации, порядка и правильности осуществления учета на предприятии и выступающие в качестве представителей от организации при проверке учета с транспортной (снабжающей) организацией (порядок контроля количественного учета на АЗС и складах ГСМ подробнее будет раскрыто ниже);

- состав инвентаризационной комиссии;

- единицы оперативного учета нефтепродуктов по объему (в литрах) и по массе (в килограммах).

Учет нефтепродуктов на АЗС осуществляется по совокупности:

- наличия в резервуарах (учитывается количество нефтепродуктов по каждому резервуару и суммарно по нефтепродуктам каждой марки);

- наличия в технологических трубопроводах;

- результатов отпуска через топливо-, маслораздаточные колонки.

Масса нефтепродукта определяется следующим образом:

- при объемно-массовом методе измерения - по его объему и плотности при одинаковых условиях или условиях, приведенных к одинаковым (температура и давление);

- при массовом методе - измеряется в таре и транспортных средствах путем взвешивания на весах;

- при объемном методе - измеряется только объем нефтепродукта. Данный метод является частью объемно-массового и применяется на АЗС для учета нефтепродуктов;

- при гидростатическом методе - как произведение разности давлений столба продукта (в начале и конце товарной операции) и средней площади сечения части резервуара, из которой отпущен продукт, деленных на ускорение силы тяжести.

Поступление нефтепродуктов на АЗС и склады ГСМ может осуществляться следующими способами:

- путем слива нефтепродуктов в резервуары АЗС:

из железнодорожных цистерн;

при поставках в автоцистернах;

В товарно-транспортных накладных, оформляемых в случае доставки в цистернах, производителями-поставщиками проставляются показатели отгрузки:

- точное наименование нефтепродукта по маркам;

- температура, плотность и объем нефтепродукта в момент отгрузки;

При применении объемно-массового метода в момент приемки нефтепродуктов измеряют объем и плотность продукта при одинаковых или приведенных к одинаковым условиях (температура и давление).

Объем нефтепродукта определяется из градировочных таблиц по измеренному уровню в резервуарах, железнодорожных цистернах, танках судна или по полной вместимости указанных емкостей. Объем можно также измерять счетчиком жидкости.

Плотность нефтепродуктов в резервуарах и транспортных средствах определяется в соответствии с ГОСТ 3900-85 "Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности" по пробам, отобранным в соответствии с ГОСТ 2517-85.

Количество нефтепродуктов в единицах массы при приеме определяется по формуле:

Мпост. = Pпост. х Vпост.,

где Мпост. - масса нефтепродуктов;

Vпост. - объем нефтепродуктов при температуре измерения уровня (куб. м);

Pпост. - плотность нефтепродукта при температуре измерения уровня в момент приема нефтепродуктов (кг/куб. м).

В ходе и по завершении слива нефтепродуктов в резервуары необходимо данные о фактически принятом количестве внести в журнал поступления нефтепродуктов, в сменный отчет и товарно-транспортную накладную (при доставке автоцистернами).

На принятый по трубопроводу нефтепродукт составляется акт в двух экземплярах, который подписывается членами комиссии. Один экземпляр акта представляется в бухгалтерию организации-поставщика, второй остается на АЗС и прилагается к сменному отчету.

В случае, когда нефтепродукты доставляются на АЗС автотранспортом или железнодорожными цистернами, предусмотрен следующий порядок их приемки.

При отсутствии расхождения между фактически принятым количеством (в тоннах) нефтепродукта и количеством (в тоннах), указанным в накладной, сотрудник покупателя расписывается в накладной, один экземпляр которой остается у покупателя, а три - возвращаются водителю, доставившему нефтепродукты (при доставке автоцистернами) или представителю железнодорожного транспорта.

При выявлении несоответствия поступивших нефтепродуктов данным накладной составляется акт на недостачу в трех экземплярах, из которых первый прикладывается к сменному отчету, второй - вручается водителю (представителю железнодорожного транспорта), доставившему нефтепродукты, а третий - остается у покупателя. О недостаче нефтепродукта делается соответствующая отметка на всех экземплярах накладной.

Нефтепродукты, расфасованные в мелкую тару, транспортируются в упаковке, исключающей разлив нефтепродуктов, порчу тары и этикеток.

При приеме нефтепродуктов, расфасованных в мелкую тару, работник АЗС проверяет число поступивших мест, соответствие трафаретов данным, указанным в товарно-транспортной накладной, наличие паспортов и сертификатов качества.

При приеме нефтепродуктов по трубопроводу и от наливных судов обязательно представление данных о партии и сертификатов качества.

В отдельных случаях (в управленческих целях) предприятия нефтепродуктообеспечения могут применять показатель средней плотности нефтепродуктов - при необходимости исчисления среднего значения показателя плотности за какой-либо отчетный период. Тогда он должен быть исчислен как частное от деления за этот отчетный период массы на объем по формуле:

Где. Pj - среднеотчетное значение плотности нефтепродуктов за отчетный период (кг/куб. м);

Mj - масса нефтепродуктов за отчетный период (т, кг);

Vj - объем нефтепродуктов за отчетный период (куб. м, л).

Однако необходимо иметь в виду, что применение указанного показателя в целях упрощения учетно-расчетных процедур при ведении ручных методов измерений и считывания не рекомендуется.

3. Государственная регистрация лиц, осуществляющих деятельность с ГСМ

В соответствии с п. 1 ст. 181 гл. 22 "Акцизы" НК РФ бензин, дизельное топливо, моторные масла являются подакцизными нефтепродуктами.

На основании п. 2 ст. 179 и пп. 2 - 4 п. 1 ст. 182 НК РФ плательщиками акцизов являются производители нефтепродуктов (в том числе из давальческого сырья), имеющие специальные свидетельства. Порядок выдачи этих свидетельств утвержден МНС России Приказом от 6 февраля 2003 г. N БГ-3-03/52 "Об утверждении Порядка выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами" (далее - Порядок).

Для производителей объектом налогообложения акцизом является:

- оприходование нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов);

- получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов.

При этом не имеет значения, есть ли у организации свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, или нет.

Оприходованием признается принятие к учету подакцизных нефтепродуктов, произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов).

Вместе с тем реализация нефтепродуктов налогоплательщиком не подлежит налогообложению согласно пп. 5 п. 1 ст. 183 НК РФ.

Порядок уплаты акциза и получения налогового вычета по акцизам зависит от наличия или отсутствия свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Рассмотрим назначение и порядок получения этого документа.

Свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (далее - свидетельство), выдается организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим следующие виды деятельности:

- производство нефтепродуктов - свидетельство на производство;

- оптовую реализацию нефтепродуктов - свидетельство на оптовую реализацию;

- оптово-розничную реализацию нефтепродуктов - свидетельство на оптово-розничную реализацию;

- розничную реализацию нефтепродуктов - свидетельство на розничную реализацию.

Организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют оптовую (оптово-розничную) реализацию нефтепродуктов, произведенных из собственного сырья либо полученных в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов, получают свидетельство на оптовую или оптово-розничную реализацию нефтепродуктов.

При этом свидетельство на производство этим налогоплательщикам не выдается.

В случае, когда организация (индивидуальный предприниматель) реализует горюче-смазочные материалы, произведенные и полученные по договору на оказание услуг по переработке нефти, и осуществляет фактическую деятельность в одном месте, реквизиты данного договора, согласно п. 7 Порядка, указываются в свидетельстве о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов.

Пунктом 4 ст. 179.1 НК РФ установлено, что свидетельства выдаются организациям и индивидуальным предпринимателям при соблюдении определенных требований. Свидетельства выдаются налогоплательщикам, имеющим в собственности (на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления) необходимые активы:

1) свидетельство на производство выдается при наличии мощностей по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов;

2) свидетельство на оптовую реализацию - при наличии мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов;

3) свидетельство на оптово-розничную реализацию - при наличии мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов и стационарных топливораздаточных колонок;

4) свидетельство на розничную реализацию - при наличии мощностей по хранению и отпуску со стационарных топливораздаточных колонок нефтепродуктов (за исключением моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей) и (или) мощностей (помещений) по хранению и реализации моторных масел.

Налогоплательщики, не имеющие в собственности мощностей, необходимых для совершения операций с нефтепродуктами, могут получить свидетельство при следующих условиях:

а) организации, осуществляющие вышеперечисленные виды деятельности, - если они владеют более чем 50 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества, имеющих в собственности соответствующие мощности;

б) акционерные общества, имеющие в уставном капитале долю государства не менее 50 процентов и осуществляющие оптовую и оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, - при наличии договора аренды мощностей, являющихся государственной собственностью;

в) лица, осуществляющие оптовую реализацию нефтепродуктов, - при наличии у них договора на оказание услуг по переработке принадлежащего им сырья.

Для получения свидетельства на оптовую реализацию налогоплательщик - собственник сырой нефти, а также продуктов ее переработки может сделать следующее. Вместо документов, подтверждающих право собственности (право хозяйственного ведения и (или) оперативного управления) на вышеуказанные активы, он может представить в налоговый орган заверенную копию договора на оказание услуг по переработке нефти, а также продуктов ее переработки с отметкой налогового органа по месту нахождения организации, осуществляющей указанную переработку.

Согласно п. 6 Порядка свидетельство выдается сроком на 1 год по заявлению лица, совершающего операции с нефтепродуктами.

Свидетельство выдается управлением МНС России того субъекта Российской Федерации, на территории которого организация (индивидуальный предприниматель) состоит на учете по месту нахождения (месту жительства), а также межрегиональными инспекциями МНС России по крупнейшим налогоплательщикам-организациям, состоящим на учете в этих инспекциях.

Для получения свидетельства налогоплательщик представляет в налоговый орган:

- заявление о выдаче свидетельства;

- сведения о наличии у него необходимых для осуществления заявленного вида деятельности мощностей;

- копии документов, подтверждающих право собственности налогоплательщика на указанные мощности (копии документов, подтверждающих право хозяйственного ведения и (или) оперативного управления закрепленным за ним имуществом).

Хотелось бы обратить внимание на то, что получение свидетельства о регистрации является важным при существующей системе налогообложения акцизами, но не обязательным. В гл. 22 Налогового кодекса РФ или иных законодательных актах, связанных с исчислением и уплатой акцизов, не установлена обязанность налогоплательщика получить вышеуказанное свидетельство.

Вместе с тем при наличии свидетельства о регистрации соответствующего вида (для производителей это свидетельство на оптовую или оптово-розничную реализацию нефтепродуктов) налогоплательщик может применять налоговые вычеты по акцизам. Однако налоговые вычеты возможны, только если у налогоплательщика есть реестры счетов-фактур с отметкой налоговой инспекции. В данном случае это будут реестры счетов-фактур, выставленных продавцом нефтепродуктов, претендующим на вычет акцизов согласно ст. 200 НК РФ (то есть данным налогоплательщиком). При этом налоговый орган проставляет свою отметку только после того, как он сверит реестры с декларацией покупателя (получателя) нефтепродуктов.

В завершение настоящей книги хотелось бы указать, что в наше время горюче-смазочные материалы используются практически во всех отраслях народного хозяйства, предприятиями всех форм собственности. Бухгалтерский учет и налогообложение покупки и использования бензина и иных горюче-смазочных материалов вызывают определенные трудности на предприятии, связанные, в первую очередь, со значительным количеством первичной документации.

Однако, для того чтобы при возможной налоговой проверке в организации не было проблем с налоговыми органами в части правильного отражения реализации ГСМ или же их покупки и использовании в своей деятельности, автор рекомендует особое внимание обращать на правильность и четкость оформления именно первичных документов, связанных с производством (использованием) нефтепродуктов.

1. Иванов И.С. //Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение, 2006,- № 5

2. Майорова Л.В. //Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение, 2006, -№ 1

3. Холоднова В.А.. //Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение, 2006, -№ 4

4.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ

5. Постановление Правительства РФ от 28 августа 2002 г. № 637 "О лицензировании деятельности в области эксплуатации электрических и тепловых сетей, транспортировки, хранения, переработки и реализации нефти, газа и продуктов их переработки" (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 № 731)

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта - спам опубликован не будет

Материалы: http://mirznanii.com/a/219282/goryuche-smazochnye-materialy


Back to top