История LUAZ (ЛуАЗ)

1 ≫

1 поколение, 1966–1979

Сектор сельского хозяйства в Советском Союзе был одним из важнейших, однако, несмотря на это до середины 1960-х годов у сельчан не было автомобиля, который мог бы удовлетворять их потребности — Москвичи и Волги не обладали требуемой проходимостью, да и были достаточно дороги, а внедорожников в свободном обращении еще не имелось.

История создания первого общедоступного полноприводного автомобиля относится к началу пятидесятых. Изначально внедорожник, или так называемый транспортер переднего края (ТПК), был заказан Министерством Обороны, но выдающийся инженер Андрей Липгарт предложил создать и гражданскую версию этого автомобиля — во времена освоения целины он мог бы оказаться очень актуальным и востребованным. Таким образом, с 1958 года работы над версиями для армии и для народа велись раздельно.

В том же 1958 году на Ирбитском Мотоциклетном Заводе был построен первый прототип НАМИ-049, который конструкторы прозвали «Огонек». Внедорожник имел очень простенькую внешность и минимальный уровень комфорта, зато проехать он мог практически где угодно. Полный привод с отключаемым задним мостом, независимая торсионная подвеска всех колес, впечатляющий 300-миллиметровый клиренс и потрясающая геометрическая проходимость позволяли «Огоньку» чувствовать себя полноценным покорителем бездорожья, несмотря на малюсенькие 13-дюймовые колесики. Главным его недостатком был силовой агрегат, который выдавал всего лишь 22 «лошадки».

Вскоре после этого был создан второй образец — НАМИ-049А «Целина», отличавшийся от предшественника разными мелочами, а так же новым мотором от «Запорожца». Сборка прототипа, кстати, осуществлялась уже в Запорожье из-за того, что ИМЗ признал свою неготовность к производству серии новых автомобилей.

К 1964 году проектирование сельского внедорожника было окончательно завершено, а через год новинка, именуемая ЗАЗ-969, отправилась в пробег Запорожье-Памир и обратно вместе с ГАЗ-69 и австрийским Steyr-Puch Haflinger. Маршрут пролегал по труднопроходимым пустынным и гористым участкам, а его протяженность составляла более 10000 км. По результатам пробега было отмечено, что по многим параметрам ЗАЗ не уступил своим более дорогим и сложным собратьям, а в чем-то даже превзошел их.

Внедорожник ЛуАЗ-969, 1966–1979

Как ни странно, Запорожский завод принял эстафету ИМЗ и тоже отказался от производства модели, так как не имелось свободных мощностей. И вот проект переехал в Луцк, где уже в 1966 году была выпущена первая серия ЗАЗ-969В (литера «В» намекала на временный характер модели). Интересно, что автомобиль был переднеприводным — дело в том, что Мелитопольский моторный завод не успел к старту производства наладить поставку некоторых узлов для заднего моста. Под капотом стоял двигатель МеМЗ-969 объемом 0,9 литра и мощностью 30 л. с. в паре с четырехступенчатой механической коробкой передач.

Привод на все четыре колеса «сельский труженик» получил лишь в 1971 году: при движении по обычным дорогам задний мост был отключен, на бездорожье он подключается принудительно. Также у машины была блокировка заднего дифференциала.

В 1975 году 30-сильный мотор был заменен на 40-сильный объемом 1,2 литра, кузов получил несколько обновленных деталей, а индекс сменился — на 969А. Так появилась первая модернизированная версия, способная разгоняться аж до 85 км/ч. Разумеется, никто не стремился с такой скоростью гонять на «Волыни», как её прозвали в народе, но прибавка в мощности положительно сказалась на проходимости и подвижности в общем.

Таблица двигателей автомобиля ЛуАЗ-969

Интерьер внедорожника ЛуАЗ-969, 1966–1979

2 поколение, 1979–1992

В 1979 году автомобиль был модернизирован и получил индекс ЛуАЗ-969М. У машины изменилась форма кузова, у дверей появились замки, металлические оконные рамки и форточки. Улучшилась отделка интерьера, автомобиль получил новый руль и «жигулевские» сиденья.

Единственное заметное техническое новшество — раздельный привод тормозов с гидровакуумным усилителем на переднем контуре. В остальном конструкция не изменилась: полунесущий кузов с интергированной рамой, брезентовый верх, торсионные подвески всех колес, подключаемый полный привод. Как и предыдущая версия, ЛуАЗ-969М оснащался 1,2-литровым мотором МеМЗ мощностью 40 л. с. и четырехступенчатой механической коробкой передач.

В 1990 году машина была переименована в ЛуАЗ-1302.

В 1991 году цена модели ЛУАЗ-969М составляла 5100 рублей.

Таблица двигателей автомобиля ЛуАЗ-969

Эту страницу ищут по запросам: цена ЛуАЗ-969, характеристики автомобиля, подробная информация о модели ЛуАЗ-969.

Популярное на сайте

  • Volkswagen Golf Это супер легенда
  • ГАЗ Комбат А мне нравится. И да согласен нужно делать лёгкий джип. Просто модэрну…
  • Chevrolet Niva Очень нравится, хотела бы купить для своей дочери. Но пока что финансы…
  • Лада Ларгус VIP Лучше бы усилия направили Весту SW Кросс 4wd
  • Hummer H2 Класс V8
  • Ford Explorer Cупер

Материалы: http://wroom.ru/cars/luaz/969/history

2 ≫

В конце 40-х годов в УССР постепенно начинается рост производства и в большинстве городов открываются новые предприятия. 2 февраля 1949 года выходит постановление Совета Министров УССР, согласно которому должна произойти реорганизация мастерских сельского хозяйства в ремонтные заводы. Одним из городов, где должно было появиться новое предприятие, стал Луцк.

В 1951 году началось строительство завода, а уже 25 августа 1955 года его ввели в эксплуатацию.

На заводе производят запчасти к автомобилям ГАЗ-63 и ГАЗ-51 и выпускают ремонтное оборудование, идущее на удовлетворение потребностей Министерства сельского хозяйства.

В сентябре 1959 года начинается новый этап в развитии предприятия: завод переквалифицируется в машиностроительный. Налажен выпуск авторефрижераторов, автомагазинов, кузовов и изделий специального назначения.

1965 год становится для предприятия по-настоящему знаменательным. Благодаря усилиям дирекции при отделе главного конструктора создается несколько бюро, где разрабатывают техническую документацию на ЗАЗ-969.

В декабре 1966 года на предприятии собирают 50 малолитражных ЗАЗ-969В. С выпуском автомобилей на Волыни образуется автомобильная ветвь машиностроения. 11 декабря 1966 года Луцкий завод переименовывается из машиностроительного в автомобильный.

На предприятии проводится реконструкция и начинается производство автомобилей ЗАЗ-969. Эта модель делает переворот в советском автомобилестроении благодаря колесной формуле 4 на 4, при которой все колеса являются ведущими. ЗАЗ-969 становится первым отечественным автомобилем с передним приводом.

В начале 1975 года Луцкий автомобильный завод образовывает объединение вместе с крупнейшим автозаводом в Запорожье «Коммунар».

Предприятие выпускает небольшое количество автомобилей, которые славятся своим качеством. В 1979 году начинается производство новой модели автомобилей — ЛуАЗ-969М. Машина выгодно отличается от предыдущих моделей не только экстерьером, но и техническими усовершенствованиями.

22 сентября 1982 года с конвейера Луцкого автомобильного завода сходит стотысячный автомобиль.

Начиная с середины 1980-х годов предприятие регулярно увеличивает объемы производства. Дирекция завода не только следит за выполнением плана, но и уделяет внимание социальной сфере. С 1988 по 1989 год было построено два общежития и 70 квартир для сотрудников предприятия и их семей.

В марте 1990 года на завод приезжают делегации швейцарской компании «Ипатко» и американского предприятия «Крайслер». За время посещения подписываются важные договоры о сотрудничестве.

В 1992 году генеральный директор «АвтоЗАЗ» подписывает договор, согласно которому Луцкий автомобильный завод больше не входит в состав объединения. Предприятие преобразовывается из государственного в Открытое акционерное общество ОАО «ЛуАЗ».

В это же время завод начинает переживать трудные времена. Несмотря на уставный фонд в 18999540 гривен, дирекция задерживает зарплату рабочим, что ведет к резкому спаду производства. В таком сомнительном положении завод находился вплоть до 2000 года. Уже никто не верил, что предприятие сможет восстановить былую мощь.

В феврале дирекция завода заключает договор о сотрудничестве с концерном «Укрпроминвест» о начале сборки автомобилей ВАЗ. 14 апреля проходит коммерческий конкурс, во время которого шла продажа 81,12% акций общества. «Укрпроминвест» становится победителем, и в истории предприятия наступает новый виток.

На заводе начинается крупноузловая сборка ВАЗ-21093 и УАЗ различных модификаций. В это же время предприятия удается возобновить выпуск ЛуАЗов. Так, за 2000 год завод производит 648 УаЗов, 2250 ВАЗов-21093 и 150 ЛуАЗов.

В 2001 году на заводе собирают автомобили ВАЗ-21099, ВАЗ-2107, УАЗ-3160, ВАЗ-2104, ВАЗ-23213 «Нива». Всего за год на предприятии выпускается около 6000 моделей.

17 сентября 2003 года принимается решение о начале инвестирования ЛуАЗов и строительстве нового автомобильного завода, на котором будет выпускаться около 70000 автомобилей ежегодно. Но 1 октября президент отменяет решение.

В 2004 году расширяется ассортимент выпускаемых моделей на предприятии ОАО «ЛуАЗ». Так, в начале февраля с конвейера сошла первая партия грузовых машин Hyundai HD 65, состоящая из 55 автомобилей.

В июне 2005 года на совете директоров компании «Богдан» было принято решение о замене производств. Так, автобусное производство перевели из Черкасс в Луцк, а автомобильное — из Луцка в Черкассы.

Автобусная программа — новый этап развития

С июня 2005 по апрель 2006 года на заводе создаются условия для выпуска 1,5 тысяч троллейбусов и автобусов в год. 6 апреля 2006 года ОАО «ЛуАЗ» презентует новую автобусную программу.

На первом этапе инвестиции в предприятие составляют 40 млн. гривен (около 8 млн. долларов). Благодаря реализации задуманного плана на заводе появляется 300 дополнительных рабочих мест, и расширяется номенклатура производства.

Во время второго этапа на предприятии создается до 70 000 м² производственных крытых площадей, а производственная мощность увеличивается на 4,7 тыс. автобусов и троллейбусов. Инвестиции в производство составляют 70 млн. долларов. Из-за проводящейся реорганизации предприятия на базе луцкой производственной площадки открывается дочерний завод «Автосборочный завод № 1» ОАО «ЛуАЗ».

В это же время начинается выпуск троллейбусов Т-601.11 и десятиметровых автобусов А-601.10. Новые транспортные средства отличаются от своих предшественников надежностью, удобством и красивым дизайном. Одним из главных их преимуществ является низкий пол. Помимо этого в выпускаемом транспорте устанавливается книлинг — система наклона транспорта в сторону мест для посадки.

Начиная с 2009 года предприятие выпускает троллейбусы Т-801.10, пятнадцатиметровые автобусы А-801.10 и туристические автобусы Богдан» A-401.62 соответствующие стандарту Евро-4.

Качество выпускаемого транспорта обеспечивает использование высококлассных комплектующих отечественных и зарубежных фирм и высокотехнологичное оборудование немецкого и японского производства. Сегодня ГП «Автосборочный завод №1» ОАО «ЛуАЗ» имеет сертифицированную систему менеджмента качества, которая соответствует требованиям международных стандартов ISO 9001-2000, ISO 1400.

На правах рекламы:

• Смотри здесь замена отопителя porsche.

Материалы: http://www.luaz-auto.ru/history.html

3 ≫

История

Историю семейства «969» необходимо начать с описания предыдущей модели — амфибии ЛуАЗ-967, принятой на вооружение Советской армии как ТПК — «транспортёр переднего края».

В годы Корейской войны (1949-53 гг.) выявилась потребность в лёгком, способном плавать вездеходе для подвоза боеприпасов, эвакуации раненных с поля боя, разведки, буксировки лёгких орудий и миномётов, и аналогичных задач. ГАЗ-69, при всех своих положительных качествах, для выполнения этих функций не вполне подходил, как и созданная на его базе излишне специализированная амфибия ГАЗ-46 (МАВ — «малый автомобиль водоплавающий»).

Разработка началась в середине пятидесятых в НАМИ группой под руководством Б. М. Фиттермана. Опытный образец, обозначенный НАМИ-049 (в некоторых источниках упоминается собственное имя вездехода — «Огонёк»), был готов к 1958 году. Он имел стеклопластиковый кузов с усиленным несущим основанием, независимые торсионные подвески на продольных рычагах, постоянный привод на передний и задний мосты, связанные через блокируемый межосевой дифференциал, блокируемые дифференциалы мостов, колёсные редукторы и двухтактный мотоциклетный двигатель МД-65 мощностью 22 л.с. Последний оказался излишне слабым, имел малый ресурс и не развивал должных тяговых свойств. Кроме того, пластмассовый кузов оказался излишне хрупким, особенно учитывая требование обеспечить возможность десантирования на парашюте.

Второй образец был обозначен НАМИ-049А. К его разработке были привлечены специалисты НАМИ и Запорожского завода, которые в те годы как раз работали над проектом малолитражного автомобиля «Запорожец». Для военной амфибии сочли подходящим один из вариантов двигателя, проектировавшегося для «Запорожца» — V-образный, четырёхцилиндровый, с воздушным охлаждением. Дальнейшие работы над малолитражкой и амфибией велись параллельно.

Двигатель НАМИ-049А был в основном унифицирован с серийным мотором «Запорожца», но имел и существенные отличия — в первую очередь, на «Запорожце» двигатель располагался сзади, и не охлаждался набегающим потоком воздуха, что потребовало использования мощного вентилятора принудительного воздушного охлаждения (тем не менее, двигатель ЗАЗ-а всё равно нередко перегревался в жаркую погоду, а на ЛуАЗ-е, на котором он был установлен спереди, даже несмотря на бо́льшие нагрузки, такой тенденции не наблюдалось).

Кроме этого, вместо пластикового корпуса применили открытый стальной с тентом, отказались от межосевого дифференциала, сделали отключаемым задний мост. Подвеску усилили для обеспечения возможности десантирования на парашюте. Место водителя разместили посередине автомобиля, спиной к нему сидел санитар, а бока кузова занимали носилки с раненными. Гребной винт отсутствовал — на воде машина передвигалась за счёт вращения колёс, так что по сравнению с «настоящими» амфибиями она была менее приспособлена к плаванию, но в большей степени к передвижению по суше.

В окончательном виде автомобиль получил обозначение ЛуАЗ-967 и стал производиться в Луцке с 1961 года. До этого завод ремонтировал автофургоны, изготавливал душевые установки и транспортеры ТСМ-6,5 для силосных масс.

Освоение целины потребовало создания специализированного автомобиля высокой проходимости для сельского хозяйства. ГАЗ-69 оказался опять же слишком большим и тяжёлым для многих ситуаций, кроме того, чрезмерно дорогим, опыт же эксплуатации созданных на базе серийных легковых автомобилей внедорожником ГАЗ-М-72 и Москвич-410 был не вполне удачным. Решение было найдено в конверсии военного вездехода ЛуАЗ-967 в гражданскую версию.

Проектирование вёл коллектив Запорожского завода. Изначально автомобиль обозначался как ЗАЗ-969. От военного варианта он отличался в первую очередь кузовом, который приобрёл более традиционную форму и потерял способность держаться на воде (но остался открытым, хотя и с пристежными брезентовыми боковинами). Водителя и пассажиров разместили также более традиционно, но по комфорту и отделке салона автомобиль недалеко ушёл от военного прототипа. В 1964 году на ЗАЗ-е была выпущена опытно-промышленная партия в 50 единиц.

На Луцком заводе на основе этой конструкции, но с внесением многочисленных изменений, создали свой вариант — ЛуАЗ-969В (в некоторых источниках, ЛуМЗ-969В или ЗАЗ-969В). Опытные образцы были собраны в 1965, а в следующем году появилась опытная партия. Массовое производство началось в 1967 году. Из-за дефицита агрегатов привода на задний мост, ЛуАЗ-969В имел привод только на передние колёса, зато в трансмиссии имелся вал отбора мощности для привода навесного и прицепного оборудования. Двигатель имел обозначение МеМЗ-969 и развивал мощность 30 л.с.

Было выпущено 7438 автомобилей этой модели.

В 1971 (по другим сведениям — в 1969) году были решены проблемы с поставками нужных агрегатов, и автомобиль был запущен в серию в полноприводном варианте, который обозначался как ЛуАЗ-969 или ЗАЗ-969, — без литеры. В те годы ЛуАЗ был включён в единое производственное объединение с Запорожским заводом, и его продукция некоторое время носила обозначение «ЗАЗ» (не путать с опытной партией ЗАЗ-969 образца 1964 года).

Полноприводной вариант имел весьма неплохую проходимость за счёт хорошей загрузки переднего моста, блокируемого дифференциала сзади, большого дорожного просвета, обеспеченного колёсными редукторами, и независимой подвески всех колёс с большими конструктивными ходами.

Предполагалась к выпуску и грузовая модификация, но в силу ряда причин она не пошла в серию.

ЛуАЗ-969А

В 1975 году в серию пошёл ЛуАЗ-969А с усовершенствованным двигателем МеМЗ-969А (1,2 л., 40 л.с.). Внешние отличия от предыдущей модели были незначительны и заключались в основном в изменении дизайна передней части автомобиля.

Было выпущено около 30,5 тысяч автомобилей этой модели.

В 1977 году была выпущена и партия закрытых цельнометаллических фургонов. У Э. Томпсона в его труде о советских автомобилях обозначается как ЛуАЗ-969Ф.

ЛуАЗ-969М

С 1979 года был освоен ЛуАЗ-969М (в разработке с 1973 года), отличавшийся в основном формой, конструкцией и отделкой кузова, а также — обновлённой агрегатной частью.

Эта модель оборудовалась, как и предшественник, 1,2-литровым 40-сильным двигателем МеМЗ-969А, однако оснащалась раздельным приводом тормозов с гидровакуумным усилителем на переднем контуре. Внешность автомобиля осовременили благодаря изменению панелей передка, изменению формы лобового стекла. Двери были оборудованы замками, их боковые окна получили жёсткое обрамление и открывающиеся «форточки», в салоне появилась мягкая панель приборов, травмобезопасная рулевая колонка и «жигулёвские» сиденья.

Ещё до запуска в серию, ЛуАЗ-969М получил высокую оценку на ВДНХ СССР, а в 1978 году на международном салоне в городе Турин (Италия) он (как указывается в ряде источников) вошёл в десятку лучших автомобилей Европы. В 1979 году на международной выставке в городе Ческе-Будеёвице (ЧССР) он получил Золотую медаль как один из лучших автомобилей для жителей села.

На базе этого автомобиля был создан аэродромный тягач ЛуАЗ-2403.

ЛуАЗ-1302

В 1990 году начался выпуск ЛуАЗ-1302 с двигателем от «Таврии» — МеМЗ-245, 53 л.с.

Внешних отличий от «969М» не было. Машина имела усиленные лонжероны, новую панель приборов, дополнительную шумовиброизоляцию и более комфортабельные сидения от «Таврии». Расход топлива и шумность существенно снизились, динамика улучшилась.

Семейство «969»

  • ЛуАЗ-969В (1967-71) — временная версия, передний привод;
  • ЛуАЗ-969 (1971-75) — серийный с колёсной формулой 4х4;
  • ЛуАЗ-969А (1975—1979) — первая модернизация, двигатель МеМЗ-969А;
  • ЛуАЗ-969М (1979—1992) — вторая модернизация, обновлённый кузов;

Семейство «1301»

ЛуАЗ 1301 — попытка кардинального обновления модельного ряда Луцких внедорожников, модельный ряд включает в себя в основном прототипы:

  • ЛуАЗ-1301 (прототип 1984 года) — первый вариант ЛуАЗ-1301, по сути вариант 969М, на который был надет новый кузов, в дальнейшем мотор был заменен на мотор от «Таврии»;
  • ЛуАЗ-1301 (прототип 1990 года) — модернизация образца 1984 года, представленная на московской выставке МИМС-94. Имел массу прогрессивных опций, например — регулируемая высота подвески;
  • ЛуАЗ-1301-08 — санитарная модификация нового варианта 1301;

Семейство «1302»

  • ЛуАЗ-13021 (прототип) — грузовая длиннобазная модификация 969М в заводском исполнении. В дальнейшем был изменен тип бортового кузова, а базой для серийной модели стал 1302;
  • ЛуАЗ-13021 — серийная грузовая модификация модели 1302. Некоторые варианты этого грузовика комплектовались КПП от «Москвича-2141» без привода на задний мост;
  • ЛуАЗ-13021-03 — модификация модели 13021 с нормальной жесткой кабиной и люком в крыше;
  • ЛуАЗ-13021-04 — длиннобазная грузопассажирская модификация модели 1302, создавалась для мобильных ремонтных бригад на обслуживании ЛЭП и трубопроводов. В сдвоенной кабине четыре места, на укороченной грузовой платформе можно перевозить до 250 кг груза;
  • ЛуАЗ-1302-05 «Форос» — ещё одна модификация модели 1302, отличается дизайном и открытым кузовом с дугами безопасности.
Максимальный угол поперечной устойчивости — 40 градусов; Глубина преодолеваемого брода — 0,5 м; Колёса:

  • диски — 51/2J/13;
  • шины — 186/65R13.
  • ЛуАЗ-13021-07 — вариант модели 13021-04 с удлиненным кузовом типа «фургон» со стеклопластиковым верхом и металлическим задним откидным бортом;
  • ЛуАЗ-13021-08 — модификация модели 13021-07 для службы Скорой помощи. Верх — из стеклопластика. Для удобного размещения носилок задняя часть кузова удлинена более чем на 600 мм, в связи с чем увеличился задний свес. Кузов имеет четыре двери: одну слева, две справа и заднюю;

Материалы: http://luaz4x4.ru/history/


Back to top