1 ≫
-
Во время эксплуатации и обслуживания двигателя внутреннего сгорания в обязательном порядке требует периодическая замена рабочих технических жидкостей. К таковым относят моторное масло, трансмиссионное масло в коробке передач, тормозную жидкость и жидкость системы охлаждения. Перед заменой в ряде случаев требуется предварительная промывка указанных систем и агрегатов.
Промывка системы охлаждения двигателя и замена охлаждающей жидкости (ОЖ) является ответственной процедурой, которую желательно производить не реже 1 раза в 2-3 года или каждые 70-80 тыс. км. пробега, что будет зависеть от качества залитой жидкости в системе охлаждения. От нормальной работы системы охлаждения ДВС и качества ОЖ напрямую зависит противодействие перегреву мотора, эффективность поддержания рабочей температуры двигателя при любых условиях и режимах работы двигателя, ресурс автомобильного радиатора, радиатора отопителя, водяного насоса (помпы) и соединительных патрубков
Когда и почему нужно менять антифриз
Начнем с того, что вода в системе охлаждения сегодня практически не используется, уступив место антифризу или тосолу. Одним из свойств такой рабочей жидкости в системе независимо от типа (антифриз или тосол) является склонность к постепенному выкипанию.
Другими словами, уровень в расширительном бачке понемногу падает. В этом случае большинство автолюбителей доливают обычную дистиллированную воду, так как сама ОЖ представляет собой концентрат, который в определенной пропорции разводится с дистиллированной водой. Добавим, что такая жидкость (при условии хорошего качества самого концентрата и дистиллированной воды) выполняет сразу две функции:
- Основной задачей является отвод тепла от двигателя и перенос нагрева в радиатор, где происходит последующее охлаждение циркулирующей ОЖ;
- Дополнительной функцией является защита, очистка и частично смазка внутренних поверхностей и элементов системы охлаждения;
В силу значительного нагрева и выкипания ОЖ, что требует периодической разбавки водой, а также по ряду других причин происходит постепенная потеря свойств охлаждающей жидкости. Следовательно, срок службы такой рабочей жидкости ограничен. Результатом становится необходимость ее замены. Также имеет место факт образования накипи и грязи в системе охлаждения. По этой причине происходит заметное изменение цвета (потемнение) и запаха антифриза, что указывает на окончание ресурса ОЖ и/или загрязненность системы охлаждения.
С учетом вышесказанного требуется не только периодически менять жидкость в системе охлаждения, но также производить промывку системы охлаждения двигателя перед заменой охлаждающей жидкости. Игнорирование данного правила приводит к тому, что свежий тосол или антифриз темнеет или даже чернеет через несколько десятков километров пробега, так как заливается в грязную систему охлаждения. Добавим, что загрязненная система не может нормально функционировать даже при учете замены ОЖ.
Как самому промыть и почистить систему охлаждения двигателя
Начнем с того, что очистка системы охлаждения предполагает разделение на два этапа. К первому относят наружную очистку сот радиатора и самого вентилятора системы охлаждения от пыли, пуха, грязи и другого мусора. Для очистки будет достаточно воспользоваться любой влажной ветошью, которой можно протереть лопасти вентилятора. Что касается радиатора, его соты промываются направленной струей воды под небольшим давлением. Обратите внимание, мойка аппаратами высокого давления типа Керхер может повредить мягкие ячейки-соты автомобильного радиатора.
Теперь перейдем к так называемой внутренней очистке, то есть непосредственно к промывке системы охлаждения. Промывать указанную систему необходимо для удаления накипи и ржавчины, а также отложений, которые неизбежно возникают после разложения присадок в составе тосола/антифриза. В двигателях, которые имеют определенные неисправности, в систему охлаждения может дополнительно попадать моторное масло или газы из камеры сгорания, что также негативно сказывается на общем состоянии системы.
Такая промывка осуществляется при помощи различных специальных средств, растворов или воды (как обычной, так и дистиллированной). Каждый из используемых очистителей имеет определенные преимущества и недостатки, о которых мы поговорим чуть позже.
Начинать промывку необходимо со слива старого антифриза из системы путем откручивания сливной пробки на радиаторе, которая конструктивно расположена в нижней точке. Также потребуется открутить сливную пробку и на блоке цилиндров (при наличии) для удаления остатков ОЖ из рубашки охлаждения двигателя. Для слива открутите крышку расширительного бачка, подставьте емкости под радиатор и БЦ, открутите сливные пробки.
Сам дальнейший процесс промывки предельно прост:
- после слива все пробки завинчивают. Затем в систему через расширительный бачок заливается вода или специальная жидкость-промывка.
- затем двигатель работает на холостых оборотах около 10-15 минут (до того момента, пока мотор полностью не выйдет на рабочую температуру и включится вентилятор охлаждения).
Отклонения в процессе нагрева двигателя до рабочей температуры могут указывать на наличие образовавшейся воздушной пробки. Такую пробку необходимо устранить посредством прогазовки на холостых или отсоединения патрубков для последующей прокачки системы на заведенном двигателе.
После выхода на рабочую температуру двигателю дают остыть, затем жидкость снова сливают описанным выше способом. Не забывайте, что во время промывки печка в салоне должна быть включена на максимальный обогрев. Это позволяет промыть радиатор отопителя, по которому также циркулирует ОЖ. Окончанием промывки можно считать момент, когда после очередного слива из системы охлаждения будет вытекать чистая промывочная жидкость или вода.
Почему загрязняется система охлаждения: основные причины
Главной причиной быстрого загрязнения системы охлаждения является использование обычной проточной воды, так как вода в системе охлаждения вызывает обильное образование накипи и ржавчины. Также простая вода имеет в своем составе большое количество солей, которые в условиях высоких температур оседают на внутренних поверхностях системы охлаждения. Что касается дистиллированной воды, накипи в результате ее использования меньше, но она все равно не способна обеспечить должной защиты от коррозии.
Заливка в систему охлаждения качественного тосола или антифриза не приводит к образованию накипи и замедляет процессы коррозии. Параллельно с этим антифриз после определенного времени теряет свои защитные свойства, присадки в его составе прекращают действовать. В результате может наблюдаться выпадение осадка, продукты разложения скапливаются на стенках патрубков и на внутренних поверхностях элементов системы охлаждения. Общая эффективность работы системы снижается, в отдельных случаях может произойти закупорка магистралей.
Чем и как лучше промыть систему охлаждения двигателя
Начнем с того, что примеры с использованием популярного напитка Кока-Кола для промывки радиатора и системы охлаждения двигателя мы рассматривать не будем. Остановимся на общепринятых решениях:
- обычная или дистиллированная вода, вода с окислителем;
- специальные очистители системы охлаждения двигателя;
Что касается проточной воды, указанный способ промывки наименее эффективен, а еще может вызывать дополнительное образование накипи. Лучше заранее накипятить литров 10-15 воды, а уже после заливать кипяченую воду в систему. Более щадящим вариантом можно считать использование дистиллированной воды, которая продается на АЗС или в крупных гипермаркетах. Некоторые автомобилисты предпочитают также использовать дистиллированную воду из аптеки, ссылаясь на лучшее качество.
В любом случае, результативность промывки водой будет низкая и подходит только для относительно чистых систем, так как кипяток не способен удалить большую часть загрязнений. Если в сливаемой ОЖ или воде после промывки обнаружена накипь, но под рукой нет специальных средств для очистки, тогда отмывать подобные отложения лучше при помощи подкисленной воды. Для решения задачи потребуется слабый раствор, который должен состоять из воды, в которую добавляется на выбор каустическая сода, уксус или молочная кислота.
Первые 2-3 часа мотор с залитым составом нужно прогревать на холостых до рабочих температур, затем глушить и ожидать остывания. Необходимо, чтобы нагретый кислотный раствор оставался в системе не менее 3-х часов. Затем раствор сливается, заливается новый и процедура повторяется. Завершением очистки можно считать слив раствора, после чего обязательна итоговая промывка дистиллированной водой.
Наиболее эффективным способом очистки системы охлаждения мотора от грязи является приобретение специальных средств. Для удаления накипи нужны кислоты, для органических соединений и жиров требуется щелочной раствор. В обычных условиях кислотно-щелочной раствор изготовить нельзя, так как кислота и щелочь не являются совместимыми и нейтрализуют друг друга. Также щелочи и кислоты оказывают влияние на различные элементы в системе, которые выполнены из резины и пластика.
С учетом данных особенностей в продаже довольно слабо представлены отдельно щелочные и кислотные составы, так как риск негативных последствий очень высок. Главной причиной является повышенная агрессивность по отношению к резине и пластику, а также необходимость нейтрализации и тщательной промывки системы после применения подобных средств.
На этом фоне более популярны так называемые двухкомпонентные очистители системы охлаждения двигателя. В упаковке находятся сразу два состава, щелочной и кислотный. Указанные составы поочередно выливаются в радиатор или бачок. Также в комплекте может присутствовать и промывочная жидкость-нейтрализатор.
Самыми дорогими являются нейтральные очистители. Такие средства исключают негативные последствия, которые возникают после использования воды, кислоты и щелочи, комплексно ведут борьбу с разными типами загрязнений в системе: накипью, органическими отложениями и жирами. Их можно использовать как для профилактики при очередной замене антифриза, так и для удаления обильных загрязнений.
В состав подобных средств для очистки входят:
- активные чистящие вещества для комплексного удаления загрязнений;
- пакеты диспергентов, которые не позволяют ранее отмытым от стенок отложениям повторно прилипать к поверхностям и деталям;
- средства для защиты резиновых и пластиковых элементов системы охлаждения от воздействия на них кислот и щелочей;
- компоненты для борьбы с коррозией;
Напоследок добавим, что к замене антифриза следует относиться с таким же вниманием, как и к вопросу замены моторного масла. Только своевременная замена ОЖ и использование качественной охлаждающей жидкости позволит содержать жидкостную систему охлаждения двигателя в исправности и чистоте.
Отличие тосола от антифриза, совместимость разных видов охлаждающей . Особенно тщательно это делается, когда идет замена тосола на антифриз.
Нейтральные промывки оптимально использовать для профилактики перед плановой заменой антифриза или тосола, а также в тех случаях.
В результате попадания тосола или антифриза в масло достаточно часто под крышкой маслозаливной горловины образуется эмульсия.
Жидкость системы охлаждения двигателя (тосол, антифриз) не является . Замена охлаждающей жидкости предполагает слив отработавшего материала.
Как найти место утечки антифриза или тосола самому. . Что касается того, как устранить течь антифриза из патрубков, необходима замена элемента.
Антифриз или тосол в блоке цилиндров: что делать и как решить проблему. . Если так, то от попадания тосола в цилиндр спасет только замена головки.
Материалы: http://krutimotor.ru/promyvka-sistemy-oxlazhdeniya-dvigatelya/
2 ≫
-
Система охлаждения – важный элемент машины, который время от времени нуждается в очистке. Из этой статьи вы узнаете, как промыть систему охлаждения лимонной и уксусной кислотой, а также некоторые другие секреты.
В летнее время в систему охлаждения автомобилисты заливают обычную воду, а зимой – антифриз. В обычной водопроводной жидкости содержится множество тяжелых металлов и солей, которые негативно влияют на всю систему в целом. А дистиллированную воду практически никто не использует. В итоге на трубках охлаждения появляется осадок и накипь, препятствующие нормальной работе автомобиля.
С антифризом дело обстоит по-другому: средство не выпадают в осадок, но в процессе разложения становятся причиной ржавчины.
Все это становится причиной снижения теплопроводности системы охлаждения и забиванию трубок, которые, к слову, и так имеют малый диаметр. Автомобиль начинает работать неэффективно и с перебоями. Таким образом, очистка охлаждения – важное мероприятие. Его необходимо производить систематически.
Но как распознать, что пора чистить систему? Об этом оповестит сама машина. Если у вас коробка-автомат, на панели приборов загорится соответствующая лампочка. В ином же случае автомобиль начнет «баловаться» на дороге: начнутся подёргивания и рывки во время езды.
Мы рекомендуем не «запускать» дело, а чистить охлаждающую систему каждый год.
Разобравшись с причиной возникновения проблем с системой охлаждения, стоит выяснить, чем именно можно обработать трубки. Действующие средства против накипи и ржавчины – щелочи и кислота соответственно. Если у вас нет финансов на посещение СТО, можете сделать все в домашних условиях.
Проверенный годами способ от загрязнения системы охлаждения – лимонная кислота. Разведите килограмм вещества в 10 литрах воды.
- Слейте всю воду из охладительной системы машины.
- Залейте приготовленный раствор.
- Далее прокатитесь на автомобиле, чтобы температура была 70-80°С.
- По истечению сорока минут слейте всю кислотную жидкость и залейте обычную воду для промывки системы охлаждения.
- Вновь прогрейте машину, а затем слейте воду. Повторите процедуру около двух раз, чтобы лимонной кислоты не осталось.
Действие уксусной кислоты подобно лимонной. Данное вещество, в отличие от покупных, не может сильно навредить системе. Именно поэтому его часто используют автомобилисты.
Пропорции раствора следующие: в 10 литрах чистой воды, желательно дистиллированной, разведите пол литра уксуса. Инструкция очистки аналогична представленной выше: сначала нужно слить воду или антифриз из системы охлаждения, залить раствор и прогреть машину до рабочих температур. После этого стоит выключить двигатель, оставив уксусную жидкость в установке на одну ночь, но не более. В конце процедуры систему следует очистить и посмотреть на результат. Если он особо не изменился, значит нужно повторить очистку.
В очень сложных ситуациях можно заливать уксус без разбавления, но в этом случае после прогрева его рекомендуется сразу слить.
Чтобы проверить состояние именно вашего автомобиля, не гадая, сильно ли забита система охлаждения, необходимо произвести анализ жидкости из установки. Если вы увидите частицы ржавчины, окиси, измененный цвет до темных тонов, вплоть до черного, действуйте незамедлительно.
Если слитая вода или антифриз будет светлый, произвести очистку можно обычной дистиллированной или кипяченой водой. Инструкция проста: залейте чистую жидкость, и подержите автомобиль 20 минт заведенным на низких частотах. После этого слейте воду. Если она вышла не совсем чистой, повторите процедуру. Вам нужно добиться идеально чистой жидкости.
Наверняка вы видели различные видео о Coca-Cola, где напиток разъедает металлические изделия. Но мало кто мог подумать, что данная жидкость достаточно эффективна в случае с загрязненной системой охлаждения.
Залив Кока-колу в установку, прогрейте двигатель в течение пяти минут. После всех действий обязательно промойте радиатор, так как напиток содержит много сахара, негативно влияющего на детали.
В очистке охлаждающей системы может помочь и каустическая сода. Вам нужно промыть раствором медные радиаторы двигателя и радиаторы печки салона. Заливать соду в саму систему нельзя. Стоит также учесть, что этот вариант не допустим, если детали изготовлены из алюминия. Также нельзя промывать и сам двигатель.
Если ваш радиатор изготовлен из других материалов, то пропорции раствора таковы: на литр воды 60 грамм каустической соды.
Молочная кислота тоже эффективна в борьбе с осадком и накипью. Единственный минус – ее трудно достать. Она практически нельзя найти в магазинах. Единственным вариантом остается поспрашивать у знакомых или посмотреть на различных аукционах.
Для очистки необходим 6% раствор вещества. Стандартная концентрация обычно составляет 36%. Таким образом, вам нужно развести молочную кислоту в воде с расчетом 1:5.
Существует два метода проведения процедуры.
- Можно залить смесь в радиатор и подождать, пока прекратиться выделение углекислого газа.
- Второй вариант заключается в следующем: автомобилисту нужно сутки ездить на молочной жидкости, а затем просто ее слить, прочистив систему охлаждения.
Стоит отметить, что во время такой езды мотор начинает греться намного больше. Это связано с тем же углекислым газом, который создаёт некие воздушные пробки. Рекомендуется внимательно следить за состоянием автомобиля.
И последний способ – сыворотка. В некотором роде она похожа на предыдущее средство. Сначала нужно процедить продукт в пятилитровую емкость. Далее сыворотку заливают в охлаждающую систему. На данном средстве нужно проехать полторы тысячи километров, и только после этого слить. Жидкость тоже выделяет углекислый газ, поэтому постоянно следите за температурой двигателя.
Все выше представленные советы в некотором роде являются народными. Если вы действительно хотите получить качественный результат, стоит приобрести фирменное средство. Активные вещества в составе химии не навредят автомобилю, и стоят при этом сущие гроши.
Достаточно эффективен Radiator Flush. Вещество способно за десять минут «разъесть» практически любые отложения ржавчины и осадка. Кроме того, оно защищает систему охлаждения от дальнейшего вреда антифриза и водопроводной воды. Одной бутылки объемом 250 миллилитров хватит на три прочистки.
Применение таково: нагреть двигатель, но не сильно, отключить авто и влить средство, предварительно слив старую жидкость. После этого обеспечить работу машины на холостом ходу в течение десяти минут. Обогрев салона нужно оставить включенным.
Также стоит отметить LAVR Radiator Flush 1&2. Инструкция по применению ничем не отличается от других химических составов, единственный нюанс – прогревать автомобиль нужно полчаса. Детальнее о применении сможете прочесть на самой бутылке. В конце процедуры обязательно нужно промыть систему охлаждения дистиллированной или кипяченой водой.
Советы по очистке охлаждающей установки:
- производите все действия в летнее время, чтобы исключить появление заморозков;
- обязательно надевайте перчатки, так как жидкость в радиаторе может обжечь руки. Кроме того, получить ожог можно и от купленной химии;
- внимательно изучите состояние слитой жидкости, чтобы не было бесполезной очистки «в пустую». Возможно, ваша СО не будет нуждаться во всех кампаниях;
- не экспериментируйте с дозировкой как «народных» средств, так и фирменных;
- по окончанию работ всегда промывайте охлаждающую систему.
Таким образом, самостоятельно почистить установку для охлаждения двигателя – не такое и сложное дело. Главное придерживаться определенных правил, чтобы не произошло «сюрпризов».
Материалы: http://365cars.ru/reytingi/chem-promyt-sistemu-ohlazhdeniya-dvigatelya-8000.html
3 ≫
-
Приветствую вас друзья на сайте ремонт автомобилей своими руками. Система охлаждения несет прямую ответственность за температуру силового узла, своевременное оповещение о его перегреве и принятие мер по эффективному охлаждению. При этом «здоровье» мотора во многом зависит от слаженности работы всех элементов системы и их четкого взаимодействия между собой.
Как промыть систему охлаждения двигателя
Радиатор, множество трубок, водяная помпа , вентилятор и прочие устройства — все это работает для решения указанных выше задач. Но достаточно системе забиться, как она перестает выполнять свои функции. Вот почему каждый автолюбитель должен знать, как промыть систему охлаждения, и какие средства можно использовать для этих целей.
Несмотря на важность мероприятия, многие даже не знают, чем промывать систему охлаждения двигателя от ржавчины, а так же, как и когда это делать. Как правило, все ограничивается обычной доливкой антифриза в радиатор. Но этого мало.
Без своевременной замены антифриз приобретает черный оттенок и перестает выполнять свои функции. Более того, грязная жидкость забивает систему и делает ее недееспособной.
Как же промыть все узлы системы охлаждения двигателя? Сегодня есть два популярных способа:
1. Наружная очистка. Здесь все ограничивается удалением с радиатора и других элементов системы различного мусора (песка, грязи, насекомых и так далее). Делается эта работа с помощью направленной на радиатор водяной струи. Главное — не переусердствовать с давлением, чтобы не деформировать соты.
2. Внутренняя очистка. Здесь речь идет о внутреннем удалении ржавчины и накипи, последствий разложения масла и тосола.
Чтобы продлить срок службы системы охлаждения и реже ее промывать, нужно понимать причины загрязнения.
Использование воды. Есть мнение, что летом лучше заливать воду, а уже зимой (с наступлением морозов) антифриз. Но это не так.
Вода для системы охлаждения очень опасна. Присутствующие в ней соли обязательно будут оседать на элементах системы, постепенно забивая трубки и соты радиатора.
Появление «пробки» в каком-либо из узлов становится делом времени. Другое дело — дистиллированная вода. В ее составе нет вредных солей, поэтому применение такого средства для промывки является допустимым;
Длительное применение антифриза (тосола). Заливая охлаждающую жидкость в систему, автолюбители часто забывают о необходимости ее замены. Через некоторое время антифриз разлагается. При этом в первую очередь теряют свои свойства присадки, которые защищают систему от коррозии.
Элементы разложения никуда не уходят, ведь система имеет замкнутый цикл. Они оседают на стенках трубочек радиатора, блокируя нормальную циркуляцию охлаждающей жидкости;
— посторонние вещества. В процессе эксплуатации в охлаждающую жидкость неизбежно попадает моторное масло, пыль и прочие вещества. В радиаторе может даже попасться герметик, если ранее он применялся для устранения течи и ремонта.
Чтобы обеспечить нормальную работоспособность системы, ее необходимо чистить. При этом промывка системы охлаждения двигателя может производиться несколькими способами:
1. С помощью обычной воды. Этот вариант наиболее простой, но при этом наименее эффективный. Если уж и прибегать к данному методу, то нужно использовать кипяченую или дистиллированную воду.
Сам процесс прост. Требуется слить старую воду (антифриз) и залить подготовленную жидкость. После этого нужно завести двигатель и дать ему поработать в течение 15-25 минут на холостом ходу. Остается только заглушить мотор и слить охлаждающую жидкость .
Действовать таким способом нужно до тех пор, пока вода из радиатора не станет абсолютно чистой. Минусы такого способа — высокий риск образования накипи и минимальная эффективность промывки. Как правило, даже заливка горячей воды не дает ожидаемого результата в плане растворения отложений.
2. Использование подкисленной воды актуально в том случае, когда в слитой ОЖ были обнаружены куски отвалившейся накипи. Данный факт — явное свидетельство проблем в работе системы охлаждения. Вот почему эффективность описанного выше средства для промывки системы охлаждения двигателя будет нулевой.
Состав нужно усовершенствовать с помощью одного из элементов — уксусной эссенции, молочной кислоты или каустической соды. Обратите внимание, что с кислотой нужно быть особо осторожным — ее стоит добавлять небольшими порциями, чтобы не превысить допустимую концентрацию.
В противном случае возможно случайное повреждение резиновых или пластиковых элементов. Чтобы полностью удалить все лишние элементы, необходимо не более восьми часов.
После заливки жидкости в систему, необходимо провести несколько специальных циклов, а именно запустит движок, дать ему прогреться до рабочей температуры и дождаться остывания.
Для достижения максимальной эффективности нагретый состав должен оставаться в двигателе на протяжении двух, трех часов. После этого подкисленная вода сливается и производится промывка с помощью обычной дистиллированной воды.
3. Применение специальных составов — один из лучших вариантов, ведь позволяет устранить различные виды загрязнений, такие как жир, различную органику и накипь.
Перед тем как промыть систему охлаждения двигателя, необходимо правильно подойти к выбору жидкостей для промывки, здесь нужно учитывать, что они все разные.
Бывают они четырех различных видов:
У каждой из них есть свои особенности:
Щелочные и кислотные составы почти не используются, да и отыскать их в чистом виде — весьма непростая задача. Причин здесь несколько. Во-первых, такие растворы плохо сказываются на состоянии всей системы (шлангах и пластиковых изделиях), а во-вторых, они заставляют владельца проводит нейтрализацию кислоты (щелочи) после применения.
Двухкомпонентные жидкости весьма востребованы в первую очередь, благодаря своей эффективности. В их составе содержится два раствора кислотный и щелочной, каждый из которых по очереди заливается в радиатор.
Нейтральные. Особенность этих изделий — отсутствие в составе каких-либо жестких кислот или щелочей. В ряде случаев такие жидкости применяются только в целях профилактики.
В их составе есть защитные средства, ингибиторы коррозии, диспергенты, основное чистящее вещество и специальные растворы для осторожной обработки комплектующих элементов из пластика или резины.
Если точно знать, чем и как правильно промыть систему охлаждения двигателя, можно исключить риск загрязнения, избежать перегрева силового узла и дорогостоящего ремонта. Так что «здоровье» автомобиля во многом зависит именно от действий владельца. Удачной дороги и конечно же без поломок.
Также советуем почитать
1 коммент. к “Как промыть систему охлаждения двигателя своими руками”
Я тоже всегда думала, что систему охлаждения двигателя нужно промывать всего лишь водой. Но теперь понимаю, что это не самый лучший из вариантов. Знаю, что еще промывают подкисленную воду, она немного лучше для двигателя, чем обычная вода. Но самый лучший способ промывки системы охлаждения- это специальная жидкость.
Материалы: http://remontavtovaz.ru/avto-sovety/kak-promyt-sistemu-oxlazhdeniya-dvigatelya-svoimi-rukami.html