Краш-тест Лада Гранта: испытание по программе EuroNCAP

1 ≫

Вот эта новая модель отечественного авто

Лада Гранта — бюджетный автомобиль, разработанный Волжским автомобильным заводом на базе Лада Калина. Серийное производство началось в мае 2011 года, а продажи — в декабре того же года. В линейке продукции АвтоВАЗа это авто заменило «классику» и семейство Samara. По сравнению с компактной Калиной, которая относится к классу В, новая вазовская модель по габаритам соответствует классу С.

Краш-тест Лада Гранта проводился журналом «Авторевю» по методике EuroNCAP. Он показал довольно неплохие результаты, которые, возможно, не обрадуют любителей ругать российский автопром, после того как они увидят видео испытания.

Как проводился краш-тест

Проверка надежности автомобиля

«Авторевю» — это советский, затем российский журнал об автомобилях. Издание выпускается с 1990 года. На сентябрь 2014 года тираж составил 155 тысяч экземпляров. Журнал издается 2 раза в месяц, его объем — от 80 до 160 страниц.

Краш-тест европейских автомобилей проводится по программе EuroNCAP, японских — JNCAP, австралийский — ANCAP и т. д. Чтобы не дублировалась работа других испытателей, «Авторевю» выбирает для теста автомобили, которые ранее не проходили проверку на надежность. Чаще всего это отечественные модели, собранные на заводах в России и странах СНГ.

Краш-тест — удовольствие очень дорогое. Как правило, издание проводит испытания на собственные средства и анонимно, чтобы исключить вероятность спецсборки, то есть автомобиль покупается в обычной торговой сети.

Краш-тест «Авторевю» предполагал фронтальный удар транспортного средства на скорости 64 км/час в деформируемый барьер из алюминиевых сот, который имитирует передок среднестатистического легкового авто. Закрепленные снизу блоки обладают большей жесткостью и имитируют бампер. Поскольку по статистике встречные столкновения редко происходят прямо в лоб, во время теста транспортное средство врезается в барьер только передней частью с водительской стороны (перекрытие 40%). Такой удар дает возможность смоделировать лобовое столкновение двух авто, когда они движутся на скорости около 55 км/час (т. е. суммарная скорость будет 110 км/час).

В салоне транспортного средства находятся 2 пристегнутых манекена Hybrid III. Все части тела (голова, шея, грудь, ноги) нашпигованы датчиками — их насчитывается целых 34 штуки. Все датчики в манекенах периодически проходят проверку. Их точность проверяется экспериментально — ударом тарированной болванкой.

Датчики манекенов показывают силу удара в голову, шею, грудь, бедра, ноги водителя и переднего пассажира. На основании этих показаний эксперты рассчитывают вероятность получения человеком травм при подобной аварии. Безопасность транспортного средства оценивается по перемещению руля, педалей и передней левой стойки. Все испытания проводятся в специальных лабораториях АвтоВАЗа и Дмитровского автополигона.

Результаты краш-тест Гранты

Желтый цвет — зоны получения тяжелых травм при ДТП

Заводской краш-тест Лада Гранта прошла успешно. Правда, скорость автомобильного средства составляла 56 км/час. Затем было проведено еще одно испытание согласно европейским требованиям по безопасности (на скорости 64 км/час). Для теста был выбран седан Лада Гранта базовой комплектации «стандарт», который оснащен подушкой безопасности только для водителя.

«Клетка» салона выдержала столкновение и осталась целой, а передняя стойка сдвинулась назад на 72 мм. Результат чуть лучше, чем у Калины (80 мм), но значительно хуже, чем у Соляриса и Логана (18 и 15 мм). Каркас двери со стороны водителя деформировался сильно, а это штрафуется одним баллом. Кроме того, двери после удара без спецсредств уже не открывались: слетели тяги привода замков.

Зато ситуация внутри авто оказалась более или менее нормальной. «Каскадеры» сидели почти на своих местах, руль не деформировался, но немного сместился вверх — на 66 мм. Получается, что опасного увода рулевого механизма вбок здесь не наблюдается. При столкновении голова водителя утыкается прямо в центр раскрывшейся подушки, что подтвердили кадры записанного видео.

Пол мнется не сильно, а педали сцепления и тормоза хоть и сместились (88 и 125 мм соответственно), но угрозу для ног водителя не представляют.

Подушка выстрелила через 28 миллисекунд после удара, а спустя 50 миллисекунд уже раскрылась полностью. Пробоя и соскальзывания не было, голова «каскадера» оказалась прямо по центру подушки. Критерий повреждения головы (КПГ) составил 522 единицы («зеленая» зона — 650 единиц). Не возникло проблем и для шеи: критерии — в рамках «зеленой» зоны. А вот сжатие ребер манекена оказалось на 2 мм больше положенного — 22 мм. Итого: подушка фирмы Takata отлично справляется со своей задачей, и это при том, что у ремней Лады нет ни ограничителей усилия, ни преднатяжителей.

Подушки безопасности срабатывают мгновенно

Нагрузки на бедра и голени тоже оказались несильными — 4,2 кН, при этом индекс травмирования составил 0,52. На графических схемах бедра и голени можно было бы окрашивать в желтый или даже в зеленый цвет, если бы не разбитый пластик передней панели, который может травмировать ноги водителя и пассажира. Кроме того, металлические элементы рулевого механизма, которые находятся ближе 20 мм от кожуха, тоже повышают риск травмирования ног. За это Лада Гранта штрафуется еще на один балл.

Последствия аварии для пассажира

А теперь рассмотрим, чем чревата авария для пассажира. Поскольку подушки у него не было, лишь простой ремень, то сжатие грудной клетки составило 34 мм, а это уже «оранжевый» уровень угрозы. КПГ пассажира — 800 единиц, где-то между «зеленой» и «красной» зоной (650 и 1000 единиц соответственно). Хоть на видео и было видно, что голова манекена-пассажира не коснулась передней панели, то есть сильного повреждения удалось избежать, все равно это не очень хороший показатель. Ведь КПГ оценивает энергию, которая воздействует на мозг человека во время аварии. И когда авто движется со скоростью 64 км/час, а затем почти мгновенно останавливается, датчики в голове манекена показывают перегрузку в 60 g и больше (даже если голова не ударилась об переднюю панель или руль). А критическим значением считается 80 g.

Эксперты EuroNCAP считают, что если нагрузка не доходит до пикового значения в 80 g и в машине есть подушка безопасности, то она как бы «обнуляет» опасность для мозга человека. И если голова пассажира не ударяется об переднюю панель, то такая защита классифицируется европейскими экспертами как надежная. Поэтому и в Ладе Гранте защита головы считается «зеленой».

Такая методика оценивания сыграла свою роль: в Европе, Японии или Америке уже давно не производят автомобили с одной подушкой безопасности. Что касается России, то одна подушка для Лады — это уже прогресс. Но, увы, ее нет у пассажира на переднем сиденье.

Итоги тестирования

Итак, Лада Гранта получила 8,4 балла и 2 звезды ARCAP. При этом значки водителя не перечеркнуты, как у той же Калины. В общем, кузов у Гранты более-менее крепкий, ремни и подушка безопасности работают нормально. Не помешало бы заменить пластик передней панели, чтобы не травмировал ноги острыми осколками.

Также будет очень кстати подушка безопасности для пассажира, которая есть, например, в версии авто «норма плюс». Но как показали многочисленные видео краш-тестов, даже базовая модель «стандарт» с одной подушкой считается безопасной. Конечно, если сравнивать с российскими авто. Хотя это все равно прогресс, поскольку многие владельцы Гранты останутся целыми и невредимыми даже после серьезных ДТП.

Мы собрали огромную подборку видео о ремонте, тюнинге и обслуживании автомобилей ВАЗ

Делитесь фотографиями и оценивайте фотографии других пользователей

Материалы: http://expertvaz.ru/lada-granta/avtorevyu-krash-test-video.html

2 ≫

Несколько лет назад отечественный автомобиль «Лада Гранта седан» прошёл испытание фронтальным ударом. Методика была похожа на EuroNCAP, т.е. это был лобовое столкновение с деформируемым барьером. Перекрытие (смещение) составило 40%, а скорость – 64 км/ч. Машина была в базовой комплектации – всего лишь с одной подушкой безопасности.

Однако в прошлом году на рынок вышла «Лада Гранта лифтбэк», построенная на той же платформе, но с другим типом кузова. Есть ли различия между ней и седаном по части безопасности водителя и пассажира? Чтобы ответить на этот вопрос, был проведён краш тест Лады Гранты лифтбек. Машина была в начальной комплектации, методика испытаний осталась без изменений.

«Лада Гранта лифтбэк» в целом соответствует современным требованиям, предъявляемым к бюджетным автомобилям – уже в базовой комплектации присутствует подушка безопасности водителя. Поставками эйрбэгов для ВАЗов занимается филиал японской компании «Takata», расположенный в Германии. Инженеры отечественного автопроизводителя сделали грамотную настройку отстрела подушки. Вследствие этого оба манекена соприкоснулись головами с баллонами точно по центру, благодаря чему нагрузка на череп и шейный отдел позвоночника не превысила штатные нормативы, оставшись в так называемой зелёной зоне. Согласно произведённым замерам, подушка раскрылась всего лишь через 28 мс. с момента столкновения машины с барьером.

Руль сместился, но не намного: всего лишь 66 мм. по направлению вверх и на 52 мм. к водителю. Проём двери также повело, однако неопасно – сокращение его ширины составило 72 мм. Все вышеперечисленные показатели остались в зелёной зоне, что говорит о хорошей прочности кузова.

Продемонстрированный результат мог быть и выше, если у тестового автомобиля была регулировка руля по высоте. Дело в том, что для регулировки в рулевую колонку устанавливается специальный промежуточный вал. Именно эта деталь усиливает безопасность, поскольку благодаря ей руль во время столкновения смещается меньше.

Что касается силовой клетки салона и структуры кузова, то они сработали как надо. Сминаемые лонжероны, призванные смягчать кинетическую энергию от удара, сработали, как и было спланировано. Кузов «Лады Гранты» имеет несколько дополнительных сварных швов по сравнению с кузовом «Калины». Тем не менее, в ходе краш-теста не один шов не разошёлся – ни основной, ни дополнительный. Это говорит о том, что кузов сделан основательно и крепко.

Пол вблизи ступней водителя деформировался не слишком сильно – без урона ногам.

Педальный узел сместился, но не критично: педаль сцепления «уехала» на 88 мм. к водителю. Педаль тормоза переместилась значительнее: 125 мм.

В тоже время колени манекена при краш-тесте всё-таки достали до жёсткого пластика торпедо и рулевой колонки, в результате чего имитатор человека получил травму. Но опять же, степень повреждений не дошла до критической, оставшись в жёлтой зоне.

Видео краш тест LADA Granta лифтбек

В целом, «Гранта лифтбэк» обладает весьма крепкой конструкцией. Если взглянуть на цветную схему, отражающую повреждения манекенов в различных зонах, то она окрашена в зелёные, жёлтые и оранжевые цвета, т.е. защищённость водителя и переднего пассажира находятся на удовлетворительном уровне. Итоговая оценка составила 8,4 балла – ровно такая же, как и у седана. Ещё один с небольшим балла – и «Лада Гранта» получила бы 3 полноценных звезды. На первый взгляд это мало. Но взгляните на результаты одноклассников тольяттинской машины: «Hyundai Solaris», «Hyundai Accent», «Chevrolet Lanos» и «Fiat Albea». Они набрали соответственно 8,5; 8,9; 8,1; 7,5 баллов.

Это означает, что «Гранта» – автомобиль, соответствующий предъявляемым к нему требованиям и не пасующий по сравнению с иномарками.

Материалы: http://avtgid.ru/krash-test-lady-granty-liftbek.html

3 ≫

Я все время чувствовал какой-то подвох, пока беседовал с инженерами и руководством лаборатории пассивной безопасности АВТОВАЗа, пока наблюдал, как подготовленную на убой «Гранту» обклеивали датчиками, взвешивали, примеряли к установленному в конце разгонной полосы деформируемому барьеру. Мне все время говорили, что «Гранта» хороша тем, что у нее даже в базовой комплектации «Стандарт», где нет ничего, кроме самого автомобиля, имеется водительская подушка, что никто из конкурентов за эти деньги такую заботу о безопасности не проявляет.

А я, будучи немного не в себе после срочных сборов и экстренного перелета в Тольятти, пытался свести в голове уже известные факты о машине. Что-то здесь не то… Стоп! Вот оно. Всего несколько месяцев назад Антон Чуйкин, вернувшись с АВТОВАЗа с первым материалом о «Гранте», говорил, что никакой подушки в базовой комплектации не будет, что автомобиль за 220 тысяч рублей спокойно укладывается в действующие нормы и без подушки, – а тут передо мной реальная машина в самой простой версии, у которой, тем не менее, подушка есть! Где правда?

Оказывается, за прошедшее время концепция немного поменялась: теперь водительский эйрбег будет на всех «грантах» без исключения, а не начиная с промежуточной «Нормы» за 256 тысяч. Цена вопроса уложилась в 9 тысяч рублей, и теперь базовая версия обойдется в 229 тысяч. Совсем скромная прибавка к цене и гигантский прорыв вперед.

Даже с учетом того, что на «Стандарт» придется примерно 15% всех «грант», – эти 15% покупателей вычеркнуты из списка фаталистов, для которых цена важнее собственной безопасности. Теперь в их судьбу решил вмешаться сам АВТОВАЗ – и за это заслужил наше глубокое уважение.

Нынешнее испытание – одно из обязательных для сертификации автомобиля. Сегодня бьют базовую «Гранту» (с подушкой!) со скорости 56 км/ч о деформируемый барьер с 40-процентным перекрытием. Удар по требованиям EuroNCAP происходит в схожих условиях, но при скорости на 8 км/ч выше. Поскольку «Гранта» предназначена лишь для внутреннего рынка и ближайшего зарубежья, то выполнения норм европейской организации от нее никто и не требует.

Хотя показанный результат вполне на уровне: деформации салона не наблюдается, манекен водителя впечатался в подушку точно по центру, смещение педалей минимальное, панель приборов осталась на месте, водительская дверь после приложения некоторого усилия (без использования инструмента) открылась.

Здорово помогло при доводке безопасности «Гранты» то, что используемая для нее платформа «Калины» досконально изучена и сама по себе уже весьма неплоха в этом плане. Математическая модель деформации кузова имелась, ее только следовало оптимизировать с учетом новых элементов кузова и салона, применения новых удерживающих устройств разработки и производства японско-германской фирмы Takata-Petri. О последней отдельный разговор.

Именно эта компания (точнее, ее европейский филиал) помогла разработать рулевое колесо, подушки, ремни, управляющую ими электронику, обеспечив выполнение технических требований. Ведь даже самая дорогая версия «Люкс» с дополнительными функциями, где поставят и боковые подушки, вряд ли будет сильно дороже 350 тысяч рублей. Уровень цен и получаемого за него набора опций на сегодняшний день вне конкуренции. При этом Takata-Petri пришла в российский автопром всерьез и надолго: в апреле 2012 года в Ульяновске она запустит собственное производство компонентов системы пассивной безопасности, которые помимо АВТОВАЗа, будут приобретать ГАЗ, «Соллерс», «Рено», «Фольксваген», «Ниссан»…

А «Гранта» тем временем тоже готовится выйти на международный уровень – хотя бы в плане безопасности. Например, в проект уже заложены элементы защиты пешеходов. Правда, по большому счету они достались бюджетному седану от будущей модернизированной «Калины», рассчитанной и на внешние рынки. С ней у «Гранты» будут общими, к примеру, капот и крылья, здесь перенесены в более безопасное место петли капота, уменьшена толщина накладки, прикрывающей механизмы дворников, изменена завальцовка кромок крыльев. И это будет на каждой «Гранте»!

Я уважаю нынешний АВТОВАЗ и работающих там людей все больше и больше.

Итоговые таблицы открываются в полный размер по клику:

Материалы: http://www.zr.ru/content/articles/365315-pervyj_krash-test_lada_granta/


Back to top