Renault может возродить «Москвич» как бюджетный бренд

1 ≫

13 октября 2015, 14:54

прочитали: 475 раз

Компания Renault подала в Роспатент заявки на товарные знаки «Москвич» – всего 8 обозначений: от тех, что использовались на первом массовом советском легковом автомобиле «Москвич-400» и до последних моделей АЗЛК – «Святогор» и «Князь Владимир».

Как пишет газета «Известия», заявки от «Рено Россия» поступили 7 октября 2015 года, перечислены логотипы и текстовые обозначения, под которыми обанкротившийся в 2006 году завод «Москвич» ранее выпускал свою продукцию. Сроки защиты этих товарных знаков уже истекли (например, право ОАО «Москвич» на стилизованный под букву «М» зубец кремлевской стены истекло в 2004 году), и к настоящему времени весь этот брендовый комплекс бесхозный, утверждает руководитель отдела товарных знаков компании Patentus Лариса Грудина.

Правда, по нескольким другим, неавтомобильным классам – в частности, по классу общепита – известное курсивное обозначение «Москвич» принадлежит с 2011 года фирме «Авто-Винтаж», собственником которой является Елена Батурина, супруга экс-мэра столицы Юрия Лужкова. Компания экспонировала в своем музее «Автовилль» ретро-автомобили; в начале 2015 года экспозиция была закрыта, автомобили выставлены на других выставочных площадках. Товарный знак «Москвич» компания продала в пользование ООО «Глобакс Инвестмент», которое управляет рестораном «Москвич» в здании «Автовилля»; впрочем, ресторан, по всей видимости, закрыт (об этом свидетельствует статус ресторана в профильных сервисах, телефон ресторана заблокирован). По данным базы «Спарк», и «Авто-Винтаж», и «Глобакс» получили в 2014 году убытки – на 23,1 млн рублей и 3,3 млн рублей соответственно.

Одной из эмблем АЗЛК 17 декабря 2012 года также завладел концерн Volkswagen, но бренд на рынок так и не вывел – таким образом, через два месяца его права на этот знак также могут быть оспорены. Также Volkswagen в 2010 году получил права на экспортные наименования «Москвича» – Алеко / Aleko.

Товарные знаки семейства «Москвич» по 12-му классу (производство транспортных средств) Renault без особого труда может отсудить, отметил Вадим Усков, адвокат и патентный поверенный компании «Усков и Партнеры». При неиспользовании знака в течение трех лет его правовая охрана прекращается досрочно, если поступит ходатайство от заинтересованного лица (ст. 1486 ГК РФ). Основной фактор и для Роспатента в текущий ситуации, и для потенциального судебного разбирательства, – то, что завод «Рено Россия», воссозданный на бывшей территории АЗЛК «Москвич», в некоторой степени является его преемником, указала Лариса Грудина: «Французы полностью выкупили долю в предприятии у правительства Москвы. Юридический адрес французского юрлица находится в Москве и не будет вводить в заблуждение потребителей относительно того, что «Москвич» – это действительно бренд с российской пропиской. Будет важна в определенном смысле преемственность».

Для Renault в России новый дочерний бренд сейчас необходим по многим причинам и главная из них – повышение ценности самой марки Renault, уверен аналитик «ВТБ-Капитал» Владимир Беспалов. «Скорее всего, «Москвич» понадобился французам для того, чтобы отделить свои российские бюджетные модели от среднеценовых. В Европе Logan, Duster и Sandero французы продают под брендом дочерней венгерской марки Dacia. А в России эти недорогие машины накладывают отпечаток на весь модельный ряд Renault. Поэтому, скорее всего, они берут «Москвич», чтобы увести Renault из низкого ценового сегмента. Второй вариант – они хотят повторить успешный опыт сотрудничества Nissan и АВТОВАЗа, плодом которого стал Datsun», – полагает эксперт.

История автопрома знает большое число возрождения марок, обанкротившихся либо прекративших существование по каким-то иным причинам. Так, компания BMW в 2010 году возродила Mini после пятнадцатилетнего безвременья английской марки; концерн Volkswagen в 1990-х вернул к жизни французского производителя Bugatti, свернувшего бизнес в 1963 году. Марка Datsun усилиями Nissan вернулась в строй в 2013 году, после прекращения деятельности в 1986 году.

Материалы: http://www.autostat.ru/news/23336/

2 ≫

АвтоРынок

Советский автобренд «Москвич» может быть возрожден. Компания Renault подала заявки на соответствующие товарные знаки в Роспатент, планируя получить право на все варианты названия бренда и его логотип. Эксперты считают, что возрождение «Москвича» возможно, но в Renault такую перспективу пока опровергают.

Компания Renault подала в Роспатент заявки на товарные знаки «Москвич». По данным агентства «Москва», заявки в Роспатент от ЗАО «Рено Россия» были отправлены 7 октября 2015 года.

Компания намерена закрепить за собой права на словесные обозначения «Москвич», а также на все логотипы, ранее использовавшиеся на моделях производства Московского автомобильного завода им. Ленинского комсомола (АЗЛК). Всего автопроизводитель претендует на восемь ранее существовавших обозначений бренда, включая использовавшееся на массовой советской модели «Москвич-400» и на самых поздних моделях марки.

«Заявляются словесные обозначения «Москвич» и Moskvich, изобразительное обозначение, представляющее собой оригинальную фигуру в виде замкнутой изогнутой линии, представляющей собой композицию из оригинальных фигур», — уточняется в заявках автопроизводителя на регистрацию.

Стоит отметить, что правом на использование одной из эмблем АЗЛК в декабре 2012 года завладел концерн Volkswagen. Но поскольку производитель не предпринял шагов по выведению марки на рынок, права на этот знак могут быть оспорены.

Само название «Москвич», в том числе и его латинская транслитерация после банкротства предприятия в течение 15 лет были бесхозными.

Эксперты в области защиты интеллектуальной собственности отмечают, что отсудить логотипы и словесные обозначения для Renault, в том числе и у Volkswagen, не составит труда за счет того, что завод «Рено Россия», воссоздан на территории бывшего АЗЛК «Москвич» и юридический адрес предприятия также находится в столице.

Официально в российском офисе Renault ситуацию не комментируют, но источники в представительстве марки заявляют, что у компании сейчас нет планов по выпуску автомобилей под возрожденным брендом.

В то же время многие эксперты считают, что оживление бренда «Москвич» — перспективный проект. «Это не лишено смысла, — рассказал «Газете.Ru» директор по развитию автокредитования Локо-банка Андрей Ермаков. — На сегодняшний день практика использования нескольких брендов при производстве автомобилей в различных ценовых сегментах достаточно широко применяется в мире.

Самым свежим примером может быть возрождение бренда Datsun компанией Nissan. Очень успешно система использования различных брендов, разбитых по ценовым сегментам, применяется Volkswagen Group.

Использование нескольких брендов позволяет компаниям эффективнее диверсифицировать продажи, формировать хорошо узнаваемые торговые марки».

По словам собеседника, в случае с «Москвичом» Renault сможет производить автомобили, формально не привязанные к основному бренду, что дает, например, возможность предлагать более бюджетные «народные» автомобили при использовании более дешевых комплектующих без риска причинения ущерба флагманскому бренду.

«Опять же сам бренд «Москвич» является узнаваемым, что может сыграть на руку Renault, но тут необходимо учитывать риски, связанные с определенным негативом, связанным с откровенно низким качеством продукции АЗЛК на финальном этапе существования компании и откровенно неудачными моделями наподобие «Святогора» и «Змея Горыныча», — отмечает Ермаков. — Финансовые затраты, связанные с использованием бренда, не так велики: в основном они сведутся к расходам на регистрацию бренда или его выкуп, в случае если у него найдутся другие собственники. Производить автомобили под маркой «Москвич» Renault может на уже имеющихся мощностях.

Вероятность того, что Renault будет производить под маркой «Москвич» автомобили из среднего ценового сегмента, минимальна, скорее всего, это будут наиболее бюджетные автомобили. Нельзя исключить, что компания начнет производить под ней автомобили на базе уже имеющихся Logan и Duster».

«Создать или возродить из прошлого можно практически любой бренд, сделав ему хороший пиар, — рассказал «Газете.Ru» руководитель аналитического департамента QB Finance Дмитрий Кипа. — У бренда «Москвич», по сути, нет такого негативного ореола, как у «вазовских» брендов, и теперь он может восстать из пепла при грамотной подаче. В Renault наверняка есть специалисты, способные на такое продвижение.

«Новый старый» бренд в России сможет подстегнуть потребление и производство недорогих автомобилей, конкурирующих с Lada. Это как раз то, чего недостает российскому автопрому, который получает большие субсидии от государства и защищен от иностранного автопрома драконовскими пошлинами».

По оценке аналитика, на запуск и раскрутку нового автомобильного бренда сегодня может уйти около $0,5–1 млрд, а окупиться вложения могут всего за два-три года.

Напомним, что АЗЛК был создан в 1945 году. В 2001 году из-за финансовых проблем производство было остановлено. Официально признано банкротом предприятие было пять лет спустя. В данный момент в перестраиваемых московскими властями цехах АЗЛК производятся автомобили марки Renault.

Примечательно также, что о возрождении российских автопроизводителей последний раз речь заходила еще в 2009 году. Занимавший на тот момент должность главы департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов заявлял о существовании реальных предпосылок для возрождения автомобильных брендов «Москвич» и «Чайка».

Стоит также отметить, что помимо упоминаемой экспертом марки Datsun периодически возрождаются и другие именитые автомобильные бренды. Так, например, в начале 90-х годов концерн Volkswagen вернул на рынок люксовую марку Bugatti, а BMW в 2001 году снова начал производить и продавать легендарные автомобили Mini. Периодически в СМИ появляются новости о попытках вернуть к жизни шведский бренд Saab, обанкротившийся к 2012 году.

Материалы: http://www.gazeta.ru/auto/2015/10/12_a_7816913.shtml

3 ≫

В начале октября 2015 года российский автомир облетела новость – компания Renault подала в Роспатент заявку на регистрацию товарного знака «Москвич». Что стоит за этим шагом, и каковы его возможные последствия? Делимся информацией и соображениями.

Для начала вспомним во всех подробностях ситуацию – то есть пробежимся по тому, о чем в начале октября писали СМИ. «Застрельщиком» выступило агентство городских новостей«Москва», сообщившее, что 7 октября ЗАО «Рено Россия» подало заявки на регистрацию товарного знака «Москвич» и его эмблемы. Указывалось также, что бренд регистрируется во всех возможных вариантах написания названия за всю историю существования автомобилей Москвич.

В заметке, в частности, приводилась цитата из заявки, поданной на регистрацию: «Заявляется словесное обозначение «Москвич» и Moskvich, изобразительное обозначение, представляющее собой оригинальную фигуру в виде замкнутой изогнутой линии, представляющей собой композицию из оригинальных фигур». Опустим сомнительную литературность фразы – суть передана довольно точно. Речь, очевидно, об эмблемах со словом «Москвич», а «оригинальная фигура в виде замкнутой изогнутой линии» – это, вероятнее всего, не что иное, как эмблема самого завода, с 1994 года сменившего вид собственности и переименованного из АЗЛК в ОАО «Москвич». С такой эмблемой выходили в свет все последние машины Московского автозавода – вплоть до банкротства предприятия в 2006-м.

После этой публикации автомобильные ресурсы принялись тиражировать новость о возможном возрождении марки «Москвич», а также пытаться проводить параллели с ранее звучавшими заявлениями, делать предположения о том, как будет происходить это возрождение, и зачем оно нужно. Например, «Ведомости» получили подтверждение факта подачи заявки у представителя «Рено Россия», а также привели слова аналитика «ВТБ Капитал» Владимира Беспалова о том, что советский бренд мог понадобиться французам, дабы они могли отделить свои среднеценовые машины от бюджетных путём увода последних под бренд Москвич. Цитата того же Беспалова в «Известиях» более полная – названы, собственно, модели Renault, которые в России могут перекочевать под марку Москвич, – Logan, Sandero и Duster.

Renault Logan первого поколения, производящийся на московском заводе Renault, – один из весьма вероятных кандидатов на выпуск под маркой Москвич.

Конечно, в случае, если французы решатся-таки на перезапуск советского бренда, это будут совершенно другие автомобили, но едва ли они, мягко говоря, сразу начнут продаваться лучше, если просто сменят бренд Renault на Москвич. Единственный автомобиль, который почти не пострадает от такого «дауншифтинга», – это старый Logan, который продолжает выпускаться в Москве, в то время как нынешнее поколение делают в Тольятти на АВТОВАЗе.

Спрос на «ещё те» Логаны настолько устойчивый, что их, кажется, можно выпускать почти под любым брендом. И ведь этот Логан – больший «москвич», чем какой-либо ещё из современных автомобилей: он начал производиться на «Автофрамосе» (так до 2014 года назывался завод «Рено Россия») ещё десять лет назад, в 2005-м. Но, если перед Renault действительно стоит задача перевода целого ряда моделей под бюджетный суббренд, в роли которого выступит Москвич, компании придётся действовать более хитро.

На фото: Renault Sandero

Одной из возможных стратегий для Renault может стать внедрение в российскую программу производства модели еще более дешёвой, нежели хэтч Sandero и седан Logan. После отказа от концепции ультрадешёвого автомобиля для России в лице самого Логана французская компания возвращалась к этой идее не единожды, но дальше громких заявлений и неопределённых слухов дело ни разу так и не пошло.

Однако сейчас, если такой автомобиль, выпускаемый под отдельным брендом, окажется достаточно хорош и будет принят рынком, он наработает положительный имидж «нео-Москвичу», и тогда «под его крыло» на волне этого успеха можно будет постепенно перевести Logan в одной или двух из нынешних ипостасей, Sandero с модификацией Stepway и, чем чёрт не шутит, даже кроссовер Duster.

Такой шаг будет хотя бы отчасти выглядеть как расширение модельного ряда Москвича за счёт более статусных и комфортабельных автомобилей. Насколько это получится реализовать – зависит от маркетологов Renault, но в принципе задача не выглядит нерешаемой. Но вот в чем загвоздка – где взять тот самый «стартовый» автомобиль – стоящий меньше, чем Sandero/Logan, хотя бы теоретически воспринимаемый россиянами как «новый Москвич» и способный если не взорвать, то серьёзно подогреть рынок?

На ф ото: Renault Duster

У нас эта модель, как мы знаем, превратилась в Lada Largus, и французам наверняка не даёт покоя успех «обрусевшего» универсала повышенной вместимости. Очень может быть, что мысли откусить кусок пирога от этого упущенного некогда сегмента российского рынка у них есть, да только вот Dokker и Lodgy едва ли годятся в качестве конкурентов Ларгусу – они попросту заметно дороже. И по этой же причине не подходят в качестве первого (да и какого угодно вообще) «нового Москвича».

На фото: Dacia Dokker

А почему бы французам не последовать примеру партнёров по альянсу Renault-Nissan, которые использовали платформу Lada Granta для запуска в России марки Datsun? Ведь Датсун – самый свежий пример удачного в целом введения в структуру марки низкоценового суббренда. Казалось бы, нужно ещё раз взять платформу Гранта-Калина, заложить какую-нибудь собственную «фишку» (скажем, использовать кузов Калины-универсала, упирая на высокую утилитарность в сочетании с «бюджетностью»), перелицевать автомобиль в духе некоего «нового Москвича»… Сценарий выглядит не слишком вероятным, потому что вызывает сразу несколько вопросов.

На фото: Dacia Lodgy

На фото: Lada Granta

Второй вопрос: нужна ли в России ещё одна Гранта-Калина? Будет ли она продаваться на фоне Lada и Datsun, являясь, как ни позиционируй, их копией? Можно было бы дистанцироваться от обоих брендов, пойдя на тотальную перекройку ВАЗовского кузова, но это, в свою очередь, может повлечь и изменения по платформе, а значит, «потащит» вверх себестоимость автомобиля и, в конечном итоге, его цену. И тут мы подходим к третьему и, пожалуй, самому важному вопросу: а годится ли в принципе платформа Granta/Kalina в качестве базы для бюджетного суббренда Renault? Ведь первый «новый Москвич», как мы предположили выше, должен быть автомобилем дешевле седана Logan и хэтчбека Sandero – а машины под маркой Lada и Datsun являются их одноклассниками, сравнимыми по цене.

На фото: Lada Kalina в кузове универсал

Даже без серьёзной «перекройки» платформа Гранты слишком дорога, чтобы быть «новым Москвичом». Вспомним также и то, что в иерархии альянса марка Nissan позиционируется чуть выше, чем Renault, – соответственно, и суббренд у французов должен быть немного «скромнее», чем у японцев, – то есть не пересекаться (или, по крайней мере, не совпадать полностью) по ценовому коридору, дабы минимизировать конкуренцию внутри Альянса. Можно ли так точно спозиционировать «новый Москвич» на платформе Lada, чтобы он был чуть дороже (и лучше) Lada, но чуть дешевле Datsun? Едва ли.

Из чего же французам сделать «новый Москвич»? Остались ли у них варианты? При более пристальном рассмотрении глобального арсенала Renault выясняется, что остались. По крайней мере – теоретические. Стоит задуматься, где ещё, кроме России, машины низкого и отчасти среднего ценового сегмента продаются именно как Renault, а не как Dacia? Ведь в ряде регионов это вполне логично: там выгодно продавать машины под брендом с мировой известностью (пусть даже большинство моделей – из недорогих), а сами модельные ряды достаточно компактны, так что никаких бюджетных суббрендов в принципе не нужно. Конечно, это Южная Америка, присутствие в которой альянс Renault-Nissan в последние годы всеми силами пытается усилить.

Вот, например, модельный ряд Renault в Перу: Logan, Sandero, Stepway (выделенный в отдельную модель, без приставки «Сандеро» в названии), Duster, Fluence, Koleos. Всего шесть моделей. А вот, скажем, Бразилия – там французская марка представлена почти так же, только в компанию к Sandero и Stepway добавлен спортивный Sandero RS… Но есть в бразильской линейке ещё один автомобиль – пятидверный хэтчбек Clio второго поколения. Эта машина производится в Бразилии, поставляется также в Аргентину, но главное – она стоит дешевле бразильских же Sandero и Logan. Возможно ли, чтобы этот автомобиль начали собирать в России и сделали первым возрождённым Москвичом?

Идея не кажется такой уж дикой, если как следует рассмотреть детали. Клио второго поколения – суперпопулярный автомобиль, его производство для Европы начали в 1998-м, в 2001-м запустили модернизированную версию, а прекратили делать всего три года назад, в 2012-м, под занавес выпустив ностальгическую версию «ByeBye».

Соответственно, некоторое время второй Клио выпускался и продавался одновременно с третьим. В 2012 году производство переехало в Бразилию, где Clio II обрёл полноценную новую жизнь – тут его наверняка будут делать долго. Для южноамериканского рынка заслуженный автомобильчик «перелицевали», постаравшись приблизить облик к только что вышедшему на мировой рынок четвёртому Clio. Но самое любопытное выявляется, если взглянуть на платформу Clio II.

На фото: «Москвич-Клио»

Как-то сформировался стереотип, что платформу B0, основу «бюджетников» французской марки во всём мире, подарили французам румыны с их Dacia Logan. На самом же деле всё не совсем так: французы возродили Dacia исключительно в своих интересах – как раз чтобы продавать «бюджетники» не под маркой головного бренда. А румынский инженерный штат в своё время лишь талантливо поработал с хорошо известным материалом – основой для платформы B0 послужила «тележка» хэтчбека Clio II.

Итак, второй Клио – прародитель В0. С нынешним уровнем технологических методик ничто не мешает делать сейчас эту машину на полноценной платформе B0 – произвести т.н. обратное заимствование компонентов, полное или частичное. Реношникам, кстати, подвластны и более сложные фокусы – не секрет, что кроссовер Captur в версии для России вообще сменит платформу – вместо «тележки» от актуального, четвёртого поколения Clio будет платформа Дастера – то есть опять-таки вариант «B0». Сейчас уже понятно, что о запуске производства именно этой машины в России говорил в марте 2015 года Жан-Кристоф Кюглер, топ-менеджер евразийского отделения Renault.

На фото: «Москвич-Клио»

На фото: «Москвич-Клио»

Ещё одним подспорьем в налаживании производства новых Москвичей может быть реализованная идея полноценного автокластера, в котором участвуют Renault и компания «Альфа Автоматив Технолоджиз» (ATT), специализирующаяся на выпуске автокомпонентов, порядка 70% которых сейчас закупает, собственно, ЗАО «Рено Россия». И это даже символично, ведь сам завод ЗАО «Рено Россия» располагается на территориях бывшего ОАО «Москвич», и там же, после реконструкции ещё одного старого корпуса, планируется заложить основу нового автокластера. Удачная платформа, проверенная временем конструкция, максимально локализованное производство компонентов – это ли не секрет успеха нового «бюджетника», коим может стать первый «нео-Москвич»?

Фирменный знак Aleko, под которым делались Москвичи на экспорт. Права на использование знака сейчас принадлежат Volkswagen.

Эмблема МЗМА. Права на использование принадлежат Volkswagen.

Впрочем, всё может оказаться гораздо проще – в плане перевода под бренд Москвич французы в обозримом будущем ограничатся одним лишь дорестайлинговым Логаном. А то и вовсе положат до поры до времени зарегистрированные товарные знаки на полку – так же, как это сделал Volkswagen, получив в 2010 году права на использование импортных обозначений Москвича – речь о эмблемах «Алеко» и «Aleko» – а в 2012-м завладев ещё и правами на эмблему МЗМА (так прежде назывался АЗЛК) со Спасской башней.

Да и вообще истории с «возрождением» той или иной отечественной марки то и дело всколыхивают автомобильную общественность, но дальше наступает тишина. Например, ничем в разное время заканчивались попытки «перезапустить» Руссо-Балт и Чайку, да и исход истории с Volga Siber тоже удачным никак не назовёшь. А некоторые марки, по всей вероятности, никто возрождать и вовсе не собирается. Есть, например, Победа (права использования принадлежат «Группе ГАЗ») или Жигули (как и Москвич до подачи заявки французами, этот знак сейчас не принадлежит никому), но, скорее всего, эти автомобильные бренды, как и многие другие, навсегда ушли в историю. Может быть, там им и место?

Реакции на статью

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

Реакции на комментарий

Комментарии Facebook

С вашего аккаунта зарегистрирована подозрительная активность. Для вашей безопасности, мы хотим удостовериться, что это действительно вы

Материалы: http://auto.mirtesen.ru/blog/43850296362


Back to top