1 ≫
-
1. Торговая марка шины является, в первую очередь, характеристикой конкретного рисунка протектора. Кроме того, по ней можно определить и другие технологичные и конструкторские особенности, которые отличают от других данную шину. У каждого производителя имеется своя система кодировок, поэтому даже одинаковые цифры и буквы на изделиях разных производителей часто могут свидетельствовать о совершенно разных параметрах. Точно узнать, что скрывается за той или иной маркой можно, воспользовавшись каталогом фирмы.
Среди водителей существует одно довольно распространённое заблуждение. Они считают, что указанную максимальную нагрузку достаточно умножить на количество колёс в автомобиле (4), чтобы получить максимальную нагрузку автомобиля. Это неправильно! Полученная таким способом цифра является очень завышенной: под предельным весом шины работать не должны. Чтобы получить представление о реальной возможной нагрузке, от полученного числа следует отнять 20% в случае легковой машины и 30% в случае внедорожника. И даже после этого на полученную массу нельзя рассчитывать в полной мере, поскольку значение MAX LOAD не учитывает особенности конструкции автомобиля, а обозначает общую предельную нагрузку на шину. Но каждый автомобиль имеет свою развесовку, особенности управляемости. Некоторые машины лучше управляются на недогруженных шинах, другие на разные оси требуют шины с разной грузоподъёмностью. Бездумный подход к определению грузоподъёмности шин с помощью механического пересчёта величины MAX LOAD к хорошему не приведёт. Руководствоваться следует паспортом автомобиля.
Износостойкость – величина относительная. Основана она на данных тестов в чётко отрегулированных условиях на определённой правительством экспериментальной дороге. Шина, у которой выставлена оценка 200 прослужит вдвое дольше, чем в аналогичных условиях шина с оценкой 100. Реальный срок эксплуатации шины будет зависеть от условий, в которых она используется: от стиля вождения, местного климата, качества дорог и других показателей. Аналогии в износостойкости между шинами разных производителей проводить некорректно: оценки можно сравнивать лишь в шинах одного производителя. Нормальным считается показатель износостойкости в 100 баллов. Выше ста – улучшенные шины, ниже ста – износостойкость невысокая.
От этого показателя зависят тормозные способности шины. Данный показатель определяют с помощью испытаний на специальной тестовой бетонно-асфальтовой площадке, определённой правительством. Индекс сцепления показывает способность к торможению на прямолинейном отрезке трассы, устойчивость на поворотах этот показатель не учитывает.
Индекс А говорит об отличном качестве сцепления, В – среднем, С – удовлетворительном.
Данный показатель оценивает термостойкость шины, а точнее, её устойчивость к выделению теплоты. Тесты по определению индекса проводятся в закрытом помещении в регулируемых условиях на экспериментальном колесе. Длительный перегрев может вызвать дегенеративные изменения в материале шины, сократив срок её службы, а чрезмерно высокая температура сразу может вывести изделие из строя. Согласно Федеральному закону, температурный индекс шин не должен быть ниже оценки С, что говорит об удовлетворительных показателях термостойкости. Индекс В соответствует средней величине, А – превосходной.
Единицами измерения этот показателя являются килопаскали и фунты на квадратный дюйм. Например: 2.5 kPa (36psi), 1psi=0,0069 MPa. Данные показатели корректны для «холодной» шины.
- M+S (Mud + Snow или грязь + снег) - эти буквы указывают на возможность эксплуатировать шину зимой или может использоваться как при наличии грязи, так и снега.
- WINTER – шины для зимы.
- AQUATRED (AQUA CONTACT) – шины для дождливой погоды.
- Шины AW (Any Weather) можно использовать в любую погоду .
- AS (All Seasons) – всесезонные шины.
Если на шины нанесены маркировки AS и AW, они пригодны для использования на скользком и влажном покрытии в любую погоду.
В последнее время вместо буквенных обозначений производители помещают на боковины шин рельефные картинки: солнце, дождь, снежинку, наглядно демонстрируя, для каких погодных условий предназначено изделие.
Маркировка типа 195/60R14 говорит о следующем:
Число 195 в данном случае указывает на ширину профиля шины, которая определяется в накачанной шине линейным расстоянием между внешними сторонами боковин. При этом различные возможные возвышения, возникшие из-за нанесения отделки, маркировок или защитных поясов (ободов) не учитываются.
Значение 60 – это отношение высоты и ширины профиля в процентном отношении.
Высотой профиля принято считать разность между общим и номинальным диаметрами обода, разделенную на 2.
Конструкция шин, как и их форма в процессе развития автомобилестроения постоянно менялись. От почти круглой форма шины менялась на более плоскую, при чём менялось и отношение высоты и ширины профиля от 100% к современным 50%.
Данное соотношение высоты шины к ширине (Н/В, Н - высота, В - ширина) называют серией шины. Серия – крайне важный показатель, поскольку именно от этого параметра зависят ездовые свойства шины. Некоторые производители (как правило, американские) перед указанием размера ставят букву Р - Passenger, тем самым указывая, что предназначение данной шины – легковые автомобили (Р195/60R14). Пометка LT - Light Truck – свидетельствует о том, что эта шина изготовлена для лёгкого грузовика.
Буква R на маркировке означает, что шина имеет радиальную конструкцию, цифра 14 – на монтажный диаметр диска в дюймах. Диаметр может измеряться и в миллиметрах. Пересчёт с одной величины на другую осуществляют, считая дюйм за 25,4 мм.
Рассмотрим на схеме пример шины с тем же размером: 195/60R14
Первый размер (А) является шириной профиля шины в миллиметрах. У нас А = 195 мм.
Второй размер (В) – это высота профиля, являющая собой отношение высоты шины к её ширине в процентном обозначении. В нашей шине этот размер равен 60% (117 мм)
Третий размер (С) – диаметр диска в дюймах. У нас он равен 14 дюймам (356 мм)
Четвёртый размер (D) – полная высота шины, которая равна 2В+С. У нас это составит 590 мм.
Согласно инструкции, принятой в Европе, после обозначения размеров шин следуют условные обозначения эксплуатационных показателей, которые состоят из коэффициента нагрузки и обозначения скорости
11. Индекс грузоподъёмности или коэффициент нагрузки указывает на граничный вес нагрузки, на который рассчитана шина. Указанное на шине число из двух знаков не является количеством килограммов, оно является условным индексом. Конкретные значения грузоподъёмности шин можно найти в таблице, первое число в которой является коэффициентом нагрузки, второе – фактической грузоподъёмностью шины в килограммах.
12. Обозначение скорости указывает на максимальные расчетные скоростные показатели шины. Таблица, приведённая ниже, показывает эквивалент скорости в км/ч, соответствующий каждой букве.
Ранее скоростные характеристики шины указывались на внутренней боковине в средине обозначения размеров, к примеру, 165SR14.
Шины с маркировкой "VR" способны выдержать скорость свыше 210км/ч.
Маркировка "ZR" указывает на возможность развивать скорость свыше 240км/ч.
Маркировка "V" в комплекте с индексом грузоподъёмности, к примеру, 91, созданы для скоростей от 210 до 240 км/ч (индекс грузоподъёмности в данном случае корректен для скорости в 210 км/ч. Для каждых 10 км увеличения скорости следует уменьшать нагрузку на 3%.
Шины, имеющие маркировку "W" вкупе с индексом грузоподъёмности 100 (100W) предназначаются для скоростей от 240 до 270км/ч. На каждые 10 км скорости, начиная от 240 км, нагрузку следует уменьшать на 5%. Шины с индексом скорости "W" иногда снабжены дополнительной маркировкой "ZR".
Маркировка "Y" означает возможность развития скорости от 270 до 300 км/ч. На каждые 10 км скорости сверх 270 грузоподъёмность снижаем на те же 5%.
Скоростной индекс, определяемый экспериментально на специальных стендах, подразумевает предельную скорость, которую шина способна выдержать. Если этот показатель будет превышен, нет никакой гарантии, что шина не развалится. А для долговременной эксплуатации лучше подойдёт щадящий скоростной режим: на 10 – 15% меньше указанной максимальной скорости.
- TWI – отметка индикатора износа протектора (Tread wear indicator) наносится на обеих боковинах, в шести местах, равномерно распределяясь по окружности шины указывает на отметки остаточной высоты рисунка канавок протектора. Кроме букв метка моет содержать стрелку или наноситься в виде стрелки, без букв.
Материалы: http://www.vozhdenie-nn.ru/library/ustrojstvo-i-ekspluataciya/oboznachenie-i-rasshifrovka-markirovki-avtomobilnyh-shin
2 ≫
-
1. Торговый марка (бренд) шины – прежде всего, характеризует рисунок протектора. Также она отражает различные конструктивные и технологические особенности, которые отличают определенную шину от других.
Каждый производитель использует свою систему кодов, поэтому одинаковые цифры и литеры в индексах разных компаний, означают не одно и тоже. Если есть необходимость узнать точно, какое значение имеет конкретная торговая марка, то лучше воспользоваться фирменным каталогом.
2. Обозначение максимальной нагрузки шины (согласно требованиям минтранспорта США). Большинство фирм ставят отметку MAX LOAD, а за ней указывают нагрузку в английских фунтах и килограммах (к примеру, MAX LOAD 514kg(1133lbs), 1lbs=0,4536кг).
Но необходимо обратить внимание, что как новые, так и шины б у не должны работать под предельной нагрузкой. Чтобы определить оптимальную нагрузку следует отнять от максимальной массы 15-20% ее величины – это в случае для легковой машины, или же 30% — для внедорожника.
Если вы даже и отнимите нужные значения от максимальной нагрузки, то все равно не факт, что эта масса будет допустимой для вашего автомобиля. Суть в том, что MAX LOAD – это всего лишь предельная нагрузка на шину, в ней не учитываются особенности конструкции определенного автомобиля. А это обязательно нужно учитывать. Ведь есть множество автомобилей, на которые следует устанавливать шины разной грузоподъемности на разных осях – объясняется это особенностями управляемости и развесовки. Пересчет теоретического значения MAX LOAD не приведет ни к чему хорошему, следует руководствоваться паспортом на автомобиль.
Видео — расшифровка маркировки автомобильных шин:
3,4,5 – это отметки, которые требуются нормативными документами США об уровне качества и информированию потребителей. TRACTION INDEX – это индекс сцепных качеств шины; TWI (TREAD WEAR INDEX) – индекс износостойкости; TEMPERATURE INDEX – индекс температуры.
6. Отметка, которая показывает максимально допустимое значение давления воздуха в шине, оно указывается в фунтах и килопаскалях на квадратный дюйм (к примеру, 42 psi, 1psi=0,069 кПа)
7. Производитель – название фирмы разработчика и производителя шины.
8. DOT – это условное обозначение, которое указывает что шина соответствует всем требованиям и нормативным документам США.
9. «M+S» – это литеры, которые означают Mud + Snow= грязь + снег , и указывают на то, что шина может эксплуатироваться при наличии снега и грязи, то есть в зимних условиях. AW (любая погода) или AS (все сезоны) – это шины на все сезоны года, которые используются на твердых дорогах, в том числе и на скользком и мокром покрытии. WINTER – зимние шины, AQUA CONTACT или AQUATRED – используются в сезон дождей. Важно отметить, что в последнее время множество фирм вместо данных надписей на боковины шин наносят рельефные пиктограммы – снежинку, дождь, солнце, означающие все сезоны года.
10. Обозначение, что означает размер шины, к примеру, 198/62R14 несет в себе информацию:
- о ширине профиля шины (198). Она представляет собой линейное расстояние между наружными боковинами накачанной шины, при этом не учитываются возвышенности из-за присутствия маркировки или защитных поясов. Выражается в миллиметрах;
- про отношение высоты профиля к его ширине (62), выражается в процентах.
Данное отношение называют серией шины. Это важный параметр, от которого зависят основные качества шины. Большинство фирм ( чаще всего, американских) перед обозначением размера ставят литеры. Р (Passenger) – указывает то, что шина предназначена к использованию на легковых автомобилях, к примеру, Р198/62R14. LT – значит, что шины предназначены для легковых грузовиков;
- о конструкции шины и её монтажном диаметре обода. R – означает, что шина имеет радиальную конструкцию. Диаметр обода выражается или в дюймах или миллиметрах, при переводе стоит считать 1 дюйм = 25,4 миллиметров. Согласно европейской инструкции после обозначения размера шины, для легковых автомобилей, следует маркировка эксплуатационных характеристик, которые состоят из условного обозначения скорости и коэффициента нагрузки на шину.
11. Коэффициент нагрузки или индекс грузоподъемности, обозначающий допустимую весовую нагрузку, которую может выдержать шина. Обычно на шине ставится двузначное число, которое математически не привязано к килограммам. Данное число – это условный индекс, который указывает на отношение между индексом грузоподъемности (первая цифра) и фактическим значением нагрузки в килограммах (вторая цифра).
12. Маркировка категории скорости. Это условное обозначение скорости, которое показывает расчетную, максимальную скорость для определенной шины. Раньше условное обозначение скорости прописывалось в обозначении размера (например, 158SR13).
Данное обозначение представляется в виде латинских литер. Шины, которые имеют маркировку VR – используются для скоростей более 210 км/ч, шины с маркировкой ZR – для скоростей более 240 км/ч. Существует маркировка скорости вместе с индексом грузоподъемности (к примеру, 91V). V – шины предназначены для скоростей более 210 км/ч, но не больше 240 км/ч. При этом индекс грузоподъемности, точнее нагрузку на шину, необходимо уменьшать на 3 % на каждые 10 км/ч, изначально он указывается для скорости 210 км/ч. Шины с литерой W и индексом грузоподъемности (к примеру, 100W) используются для скоростей от 240 км/ч до 270 км/ч. При увеличение скорости на 10 км/ч нагрузку на шины нужно уменьшать на 5 % и так до 270 км/ч. Маркировка шины литерой Y вместе с индексом грузоподъемности используют при скоростях от 270 км/ч до 300 км/ч. С каждым увеличением скорости на 10 км/ч до 300 км/ч, необходимо уменьшать нагрузку на 5 %. Категория скорости – это показатель, который показывает, какую максимальную скорость шина может выдержать. Поэтому в процессе эксплуатации автомобиля следует придерживаться «щадящего» режима, при котором автомобиль эксплуатируется при скорости, на 10-15 % меньше, от максимальной, которую выдерживает шина.
13. Это сведения, которые говорят о конструкции шины. Данное обозначение требуется министерством транспорта США. Маркировка конструкции шины наносится на борта и несут в себе информацию о количестве слоев каркаса и брекера, а также о материале, с которого изготовлен корд. К примеру, обозначения TREAD PLIES: 2 POLYESTER CORD+2 STEEL CORD+1 NYLON CORD говорят о том, что брекер состоит из 2 слоев полиэстера + 2 слоя металлокорда + 1 слой нейлонового корда. Обозначение SIDEWALL говорит о количестве слоев каркаса, а RAYON – значит, вискозный корд.
14. Дополнительная информация, которая имеется на шинах. TWI — Tread wear indicator (индикатор износа протектора) – знак, что находится на боковине шины, показывающий, как расположены отметки остаточной высоты рисунка, в канавах протектора. Данный знак наносится по краям протектора в шести местах окружности на каждой стороне шины. Эта метка может иметь вид аббревиатуры TWI, или TWI со стрелкой.
Дата выпуска шины, показана в виде трех цифр в окружности на одной стороне шины. Первые две цифры означают неделю изготовления, третья – год выпуска. К примеру, 225 – это значит 22-я неделя 1995 года. Знаком «» обозначают десятилетие 1990-1999 годов. Сейчас, на неопределенное время введено четыре цифры (с 2000 года).
Маркировка TUBELESS – указывает на то. Что шину следует использовать без камеры. Такая шина не нуждается в надувной камере. В таких шинах, роль герметика, который удерживает воздух в шине, исполняет тонкий слой резины, что наносится внутри каркаса. Маркировка TUBE TYPE – означает, что данная шина камерная. PR (Ply rating) – несущая способность или прочность каркаса, которая условно оценивается нормой слойности. В легковых автомобилях используются шины с нормой слойности 4PR. А шины, имеющие маркировку 6PR и 8PR более всего пригодны для микроавтобусов и легких грузовиков, поэтому после обозначения размеров шины пишется литера С (commercial), к примеру, 186R14C.
Для тех, кто не знает закон о зимней резине 2015 принят или нет — советуем прочитать обзорную статью.
Многим автолюбителям этот сервис поможет построить оптимальный маршрут на автомобиле между городами.
Видео — маркировка автомобильных шин:
Как быстро избавиться от царапин на машине
Защитить автомобиль от грязи поможет жидкое стекло
Меховая накидка на автокресло
Как защитить себя от слепящего солнца и фар за рулем?
Устает спина за рулем? Полезный подарок водителю!
Как защить авто от дождя и грязи
Надоело чистить салон своего авто? Это поможет >>>
Материалы: http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/markirovka-avtomobilnyx-shin.html
3 ≫
-
На каждой шине, как российского, так и зарубежного производства, имеется маркировка, соответствующая стандарту российскому, международному, американскому и т. д. Информация на боковинах шин позволяет выбрать наиболее подходящее изделие для конкретных условий эксплуатации. В этой статье мы познакомим читателя с наиболее часто встречающимися обозначениями. Следует отметить, что многие производители вводят собственные обозначения, дополняющие стандартные.
1) Наименование или товарный знак изготовителя (рис. 1, поз. 1).
2) Обозначение шины (см. рис. 1): первое число 195 (поз. 2) указывает ширину профиля (в миллиметрах или дюймах); дробь с числом /60 – серия (отношение высоты профиля к ширине в %); буква R – радиальная конструкция каркаса (тире вместо R означает диагональную конструкцию); следующее число 14 (поз. 3) – посадочный диаметр обода в миллиметрах или дюймах; Н (поз. 4) в данном обозначении – высота шины.
Ширина профиля и посадочный диаметр на некоторых шинах выражаются двойным обозначением – и в миллиметрах, и в дюймах, например 9,00-20 (260-508).
Для обозначения широкопрофильной шины используют три числа, указывающие соответственно на наружный диаметр, ширину профиля и посадочный диаметр в миллиметрах (1500х600х635). В обозначении арочных шин присутствуют два числа, выражающие наружный диаметр и ширину профиля в миллиметрах (1500х840). Важнейшие геометрические характеристики пневмокатков определяют три цифры, обозначающие те же параметры, как и для широкопрофильных шин, в миллиметрах (1000х1000х250).
3) Модель шины (рис. 2, поз. 1) – Бл-85.
4) Заводской (порядковый) номер шины (на рис. 2, поз. 2). Заводской номер может включать дату изготовления и индекс изготовителя.
5) Индекс скорости (рис. 2, поз. 3) – условное обозначение максимально допустимой скорости в км/ч: S – 180, Q – 160, P – 150 и т. д.
Если обозначение имеет такой вид: 195/70 НR14, то Н – индекс допустимой максимальной скорости.
6) Норма слойности – условное обозначение прочности каркаса, у грузовых шин обозначается HC или PR с числом через тире и соответствующим этой норме слойности коэффициентом нагрузки (в странах, где действуют стандарты TRA) или индексом грузоподъемности – в соответствии с требованиями стандартов ETRTO и ISO. Например, норме слойности НС-6 соответствует коэффициент нагрузки С, норме слойности 18 – коэффициент нагрузки J и т. д.
На американских шинах просто указывается материал и число слоев корда (см. рис. 1, поз. 5) или, например, TREAD: 4 PLUES (2 PLUES RAYON+2 PLUES STEEL) и SIDEWALL: PLUES RAYON (брекер шины состоит из двух слоев металлокорда, а каркас (боковины) – из двух слоев вискозного корда).
7) Индекс грузоподъемности – цифровой код, соответствующий определенной максимальной нагрузке на шину в кг. Для шин грузовых автомобилей индекс грузоподъемности указывается как для одинарных, так и для сдвоенных колес (через дробь). Например, индексу грузоподъемности 117 соответствует максимальная нагрузка на шину 1285 кг, индексу 151 – 3450 кг и т. д. На американских шинах просто пишется MAX LOAD; MAX PRESS («максимальная нагрузка»; «максимальное давление» – рис. 1, поз. 6).
8) Балансировочная метка в виде круга диаметром 5. 10 мм над закраиной борта, с которой должен совмещаться вентиль, обозначает самое легкое место шины.
9) Номер ГОСТ или ТУ, по которым изготовлена шина.
10) Штамп ОТК с указанием сорта шины.
11) Знак направленного вращения (стрелка).
12) «Radial» – для радиальных шин.
13) «Tubeless» – для бескамерных шин.
14) «Т» – для радиальных шин с текстильным брекером и каркасом.
15) «Steel» – для шин с металлокордным брекером.
16) «All steel» – для цельнометаллокордных шин.
17) «Север» – для морозостойких шин.
18) «Ш» – для шин, предназначенных для ошиповки.
19) «М+S» или «М(.)S» (грязь и снег) – для шин с зимним рисунком протектора.
20) «Regroovable» – для шин, пригодных для восстановления нарезкой канавок протектора.
21) «Reinforced» – для усиленных шин (по ГОСТ 4754–97).
22) «All seasons» – для всесезонных шин (по ГОСТ 4754–97).
23) TWI или другой символ, указывающий место расположения индикаторов износа в плечевой зоне протектора.
24) Индекс давления PSI – значение испытательного давления.
25) Знак официального утверждения «Е» с номером страны, выдавшей сертификат.
26) Страна-изготовитель, на английском языке (например, Made in Russia).
27) Индекс назначения, который проставляется на шинах США и Канады: LT (Light Truck) – указывает, что шина предназначена для легких грузовых автомобилей и микроавтобусов.
28) Некоторые низкопрофильные шины обозначаются индексом L (Low Section Tyre).
29) «DOT» – знак сертификации шин по стандартам США, включает несколько кодов: код изготовителя, кодовый номер размера шины, дата производства.
30) На американских шинах указываются индексы TRACTION INDEX и TEMPERATURE INDEX – сцепных качеств и температурный.
Шины для тяжелой техники – КГШ (крупногабаритные шины), или по-английски OTR (Off The Road), обычно с посадочным диаметром более 24 дюймов (610 мм) имеют особые обозначения. Для классификации шин по назначению и условиям эксплуатации используются коды TRA (Tire and Rim Association). WD – означает «Wide Base», широкое основание.
NHS – Non Highway Service – для эксплуатации на бездорожье.
TG – Tractor Grader – тракторный грейдер.
ML – Mining Logging – горные работы, трелевка, с периодической эксплуатацией на дорогах.
DT – Desert Tire – шина для пустыни, для песчаной поверхности. Также часто используется на асфальтовых катках.
MCS – Mobile Crane Service – шины для мобильных кранов.
Буквы Е, L, G обозначают тип техники, для которой используются шины. Цифра после буквы обозначает тип и глубину рисунка протектора.
Шины Е применяются, как правило, на машинах, выполняющих земляные работы: самосвалах, скреперах и мобильных кранах. Эти шины используются для транспортировки грузов по бездорожью на короткие расстояния до 4 км в один конец при скорости до 65 км/ч.
Глубина протектора шин типа Е может обозначаться с использованием числового рейтинга. Обычная глубина имеет рейтинг 100, глубокий – 150, что означает глубину в 1,5 раза больше обычной, мелкий – 60, что составляет 60% от обычной глубины.
Шины L используются для погрузчиков и бульдозеров, работающих в условиях бездорожья. Большая часть шин из-за своей тяжелой конструкции имеет ограничения по скорости (8 км/ч) и расстоянию перевозки грузов (76 м). Шины L-2 и L-3 также устанавливаются на грейдеры.
Глубина протектора L-4 составляет примерно 150% от глубины протектора L-3, а глубина протектора L-5 – 250% от глубины L-3.
Шины G применяются в основном на автогрейдерах всех типов при скоростях до 40 км/ ч без ограничения расстояния. Они также могут устанавливаться и на погрузочную технику.
В настоящее время шины одного типоразмера часто используются для разных типов техники и поэтому имеют двойное обозначение (L-2/G2, E-3/L-3).
Журнал зарегистрирован в Комитете РФ по печати. Регистрационное свидетельство ПИ ФС 77—65322.
Материалы: http://os1.ru/article/7219-oboznacheniya-na-markirovke-shin-vizitnaya-kartochka-shiny