Brainbox Auto - автожурнал

1 ≫

Ликбез

Вспомним еще раз о главном в вождении автомобиля. Возможно, эти советы вам помогут избежать многих проблем на дороге.

Посадка за рулем

Как мы сидим за рулем? Удобно! Верно, за рулем должно быть комфортно, при этом посадка должна позволять использовать основные органы управления автомобилем без каких-либо ограничений. Не существует посадки «на дальняк», «на ближняк» — есть одна-единственная правильная посадка. Поэтому при выборе автомобиля очень важно устроиться за рулем правильно и удобно. Если машина позволила вам это сделать, можно рассматривать этот вариант уже подробнее.

Начинать регулировку рабочего места лучше с сиденья, при этом руль устанавливаем максимально вверх и от себя. По высоте сиденье устанавливаем так, чтобы между головой водителя и потолком помещался как минимум кулак. По возможности садимся как можно ниже. Осуществляя продольную регулировку, ориентируйтесь по педалям. При полностью выжатых педалях наши бедра не должны давить на подушку сиденья и нога (левая или правая) должна быть чуть согнута. Положение спинки должно быть близко к вертикальному. Именно сиденье должно держать водителя.

Устанавливаем рулевое колесо. Вертикальная настройка руля должна быть такой, чтобы не перекрывалась приборная панель, и чтобы руки не касались наших ног при управлении машиной. Продольно регулируем рулевое колесо так, чтобы, вытянув руки и положив их на руль в направлении «на 12 часов» (представляем циферблат на рулевом колесе), мы касались обода руля запястьями рук, а кисти находились за рулем. При этом наши плечи не должны отрываться от спинки сиденья. И пристегиваемся ремнем безопасности! Если спинка слишком откинута назад, то при активном рулении нам придется приподняться — наше тело будет не зафиксировано, и мы будем держаться за руль, что неправильно и опасно. А еще, если автомобиль определит ситуацию как экстремальную, ремень безопасности может прижать водителя к спинке сиденья. Тогда при неправильной посадке руль окажется слишком далеко для правильного и безопасного управления автомобилем. С этого начинаются курсы подготовки водителей.

Особенности управления автомобилем в экстремальных условиях

У каждого четырехколесного друга есть свои особенности в управлении, на которые влияют разные факторы: тип привода автомобиля, настройки подвески, развесовка автомобиля (распределение нагрузки между передней и задней осью) и другое. Эти параметры будут влиять в экстремальных ситуациях — слишком высокая скорость для конкретных виражей и маневров, движение по поверхности с низкими сцепными качествами, — и мы должны быть к этому готовы. Умение не допускать дестабилизации очень важно. Для этого необходимо понимать и чувствовать свой автомобиль, трезво оценивать состояние дорожного полотна. При управлении мы можем столкнуться с заносом (скольжение колес задней оси). Корректируем рулем (поворачиваем колеса в сторону заноса) и газом — в случае с передним приводом есть смысл добавить газ, а в случае с задним приводом — убавить. Все движения должны быть плавными и быстрыми. Скольжение колес передней оси — снос автомобиля (например, при движении на скользком покрытии руль поворачиваем, а автомобиль продолжает двигаться прямо). При сносе корректировка рулем сложнее психологически, поскольку колеса надо снова выставить прямо и снова поворачивать, но на меньшие углы, чтобы поймать «зацеп» передних колес с покрытием под ними. Нам также может помочь сброс газа или торможение с целью загрузить переднюю ось. В случае с задним приводом может помочь и добавление газа. Автомобиль, оснащенный полным приводом, может проявлять повадки в обоих вариантах в зависимости от типа реализации системы полного привода, иногда от степени нажатия на газ или тормоз, и т.д. Поэтому управление автомобилем с полным приводом в экстремальных условиях, вопреки распространенному мнению, — сложнее.

Электронный помощник — друг или враг?

Эти электронные помощники созданы для предотвращения ДТП и других нештатных ситуаций на дороге. Антиблокировочная система тормозов (ABS) не допускает полной блокировки колес при резком торможении, чтобы мы могли продолжать управлять автомобилем в ситуации резкого замедления. Антипробуксовочная система не позволяет ведущим колесам буксовать, что уменьшает вероятность скольжения ведущей оси. Система динамической стабилизации призвана вернуть автомобиль на заданную водителем траекторию при сносе и/или заносе автомобиля, притормаживая необходимые колеса и иногда уменьшая подачу топлива в двигатель.

Многие ругают эти системы за то, что они мешают им управлять автомобилем. Во-первых, некоторые системы активной безопасности можно принудительно отключить и/или уменьшить их вмешательство. Во-вторых, в электронных помощниках стоит видеть учителя. Если системы помощи сработали, значит, мы что-то сделали не так: сильно нажали на педаль тормоза на скользком покрытии — сработала ABS, допустили снос или занос и не смогли сразу скорректировать — сработала система стабилизации. В будущем в схожих ситуациях мы будем действовать более профессионально.

Наши советы — лишь верхушка айсберга навыков правильного управления автомобилем в экстремальной ситуации. Эти навыки складываются из теории, чувства и понимания своего автомобиля, грамотной оценки дорожной ситуации, внимания и уважения к законам физики и другим участникам дорожного движения и, конечно, из практики.

Материалы: http://bb-magazine.com/20.html

2 ≫

Если коротко описать основы экстремального вождения, то можно представить перечень основных рекомендаций и требований. В целом, же предела совершенствованию в экстремальном вождении не существует.

Чем меньше количество совершаемых водителем манипуляций по управлению автомобилем, тем меньше вероятность совершения ошибки.

Правила вождения машины в экстремальных условиях.

Чем более медленными являются действия водителя, тем более быстро перемещается автомобиль. Нажимать на педаль тормоза необходимо аккуратно и с чувством, а отпускать педаль нужно очень плавно. Педаль газа представляет собой не рубильник, работающий по принципу «включено-выключено». Чем меньшим является угол для поворота руля, тем более высокой является скорость движения автомобиля. Рулить необходимо скупо, поворот руля осуществлять на наиболее незначительный угол. В зеркала необходимо смотреть настолько часто, насколько это является необходимым, чтобы получать регулярную информацию о том, какие объекты располагаются поблизости от тебя. Передачи необходимо переключать очень аккуратно и с истинным чувством.

Сначала необходимо тормозить и только после этого осуществлять переключение на пониженную передачу. Для того, чтобы перемещаться быстрее, для начала необходимым является понимание того, каким образом свою работу осуществляют шины. Вести автомобиль необходимо с минимально возможным отклонением увода шин, которое обеспечивает их оптимальное сцепление. Плавно – означает быстро. Необходимо нагружать шины полезной работой при поворотах постепенно. Необходимо стремиться к совмещению усилий торможения поворота и ускорения. Обычно гонки выигрываются на прямолинейных участках трассы, а не в области поворотов. Каждый раз лучшим решением будет более медленно войти в поворот, а выход из него произвести намного более быстрыми темпами, чем в противоположном случае. Это основы вождения вообще, благодаря которым возможно перейти к безопасному экстремальному вождению.

Чем большее количество времени колеса смотрят прямо перед собой, и педаль газа является полностью нажатой, тем более высокой будет скорость перемещения автомобиля. Чем меньшее количество времени вы будете затрачивать на осуществление торможения, тем более быстрыми темпами будет перемещаться автомобиль. Для того, чтобы езду осуществлять быстро, но в безопасном режиме, для начала необходимо осознать, в каких местах можно перемещаться «на полном отрыве», а в каких случаях и местах необходимо соблюдать максимальную осторожность. Необходимо спрогнозировать такую траекторию, в случае которой будет возможно наиболее оптимальное сцепление шин. В случае, когда автомобиль перемещается как по рельсам, мы имеем дело с ситуацией, когда потенциал сцепления шин применяется недостаточно, а водитель может осуществлять свою езду куда более быстрыми темпами.

При обгоне необходимо в обязательном порядке убедиться в том, что тебя заметил водитель обгоняемого автомобиля. Нужно концентрироваться на своем вождении машины, а не на том, какие действия выполняют остальные водители. Нужно свой взгляд фиксировать на том месте, где ты желаешь оказаться. Необходимо думать и смотреть настолько далеко, насколько это представляется возможным. Тренировка сама собой не позволит прийти к совершенству, лишь совершенная тренировка позволит добиться оптимальных результатов экстремального вождения.

Нужно получать удовольствие! В противном случае удача обойдет вас стороной. Если думаете, что у вас не получится – не получится на самом деле! В случае, если у вас есть уверенность, что уже на протяжении долгого времени отсутствует прогресс, это значит, что ты стоишь у самого порога нового уровня. Перед тем, как выполнять выезд на трассу, необходимо проехать ее в своем воображении с каждой подробностью.

Необходимо оставить свои ожидания и полностью сосредоточиться на собственных способностях и возможностях. Необходимо тренировки выполнять ежедневно, каждую свою поездку использовать в качестве тренировки. Правило обнаружения идеальной трассы звучит так: чем более быстрым является поворот, тем более близко к геометрической траектории гонщик должен вести автомобиль. Чем более медленным является поворот, тем в большей степени траектория должна иметь отличия от геометрической и тем более поздним должен быть апекс.

Зачастую скорость в месте входа в поворот намного важнее, чем более позднее торможение. Чем более крутым, то есть медленным, является поворот, тем позднее апекс, и тем более резко и решительно необходимо выполнять поворот руля «быстрыми руками». Чем более быстрым является поворот, тем более плавными темпами необходимо осуществлять поворот руля «медленными руками», чтобы автомобиль плавно вошел в поворот. Высокое значение средней скорости составляется из высокой скорости при входе, а также сбалансированности автомобиля и раннего разгона в случае выхода из поворота. Степень адаптации желательно повышать лишь благодаря тренировкам и знаниям.

Качество отдачи находится в прямой зависимости от качества приобретаемой информации. Тренировка представляет собой программирование. Управление автомобилем опытным водителем осуществляется на «автопилоте», т. е. на уровне подсознания.

Каждый раз помни, что свое внимание необходимо фокусировать на потенциальных достижениях, а не потенциальных испытаниях. Свое мышление необходимо строить в позитивном ключе, смотреть необходимо туда, где ты в конечном итоге желаешь оказаться как в прямом, так и в переносном смысле слова. Нужно полностью расслабиться, не особо напрягаться, стараться нужно в достаточной мере. Просто нужно допустить все таким, как есть! Необходимо виртуальным образам проигрывать движение автомобиля по наиболее подходящей траектории при повороте в собственной голове. Чем более часто вы будете этим заниматься, тем лучше будет, если это станет наиболее важной составляющей частью твоей мыслительной программы. Вот основы экстремального движения, которые желательно знать каждому начинающему экстремалу.

Материалы: http://www.autoshcool.ru/2751-osnovy-ekstremalnogo-vozhdeniya.html

3 ≫

Любой крутой поворот дороги, подъем или спуск повышают опасность движения автомобиля и усложняют управление им. Перед крутыми поворотами, как правило, обзорность дороги ограничена.

При оценке крутизны поворота легко допустить ошибку, даже в случае, когда дорога просматривается на большом протяжении.

На горных дорогах следует двигаться на невысоких скоростях с соблюдением предельной осторожности.

На затяжных спусках, перед спуском следует снижать скорость и включать низшую передачу. При остановках на спусках нужно упереть колеса в бордюр, камень или другое препятствие, включить заднюю передачу и стояночный тормоз.

Для проверки технического состояния автомобиля и устранения появившейся неисправности в горных условиях сооружают эстакады в специально отведенном месте.

  • с уклоном не менее 23 o -для легковых автомобилей и автобусов;
  • с уклоном 31 o для грузовых автомобилей и автопоездов.

Необходимо помнить, что при съезде с эстакады преждевременный поворот рулевого колеса может привести к падению автомобиля с эстакады.

На дороге, свободной от транспортных средств, водитель выбирает скорость движения автомобиля в зависимости от дорожных обстоятельств (ширины и числа полос, профиля, качества и состояния дорожного покрытия), условий видимости и установленных ПДД ограничений.

В каждом отдельном случае скорость должна сочетаться с окружающей обстановкой, опытом водителя, интенсивностью движения и дорожных условий. Чем выше скорость, тем труднее водителю, так как меньше времени остается для принятия решения.

В транспортном потоке часть транспортных средств движутся друг за другом с ограниченной дистанцией, причем условия для маневрирования бывают крайне стесненными. В этой ситуации водитель лишен возможности выбирать скорость движения.

Скорость устанавливается под влиянием скоростного режима всего потока и, прежде всего головного автомобиля - лидера. Такой режим движения характерен для многих дорог вне населенных пунктов и в городах.

Действия водителя в плотных транспортных потоках отличаются большой напряженностью. Двигаясь в стесненных условиях, некоторые водители теряют выдержку, идут на лишний риск, пытаясь опередить поток транспортных средств, что нередко приводит к возникновению опасных и аварийных ситуаций.

В плотных транспортных потоках водитель должен уметь сохранять на длительное время благоразумие и выдержку.

Для таких потоков наиболее характерны ДТП с попутными столкновениями, которые бывают при торможении лидера, особенно на мокрых и скользких дорогах. Чаще всего столкновения происходят из-за ошибок водителей в выборе дистанции, невнимательности, а также из-за неумелых действий водителя - лидера или его эгоистических наклонностях. Водитель - лидер должен быть предупредительным в отношении следующих за ним водителей и заблаговременно предупреждать их о каждом своем намерении.

Выбор дистанции в транспортном потоке является важной задачей. Часто это сопряжено с риском, особенно при совместном движении в потоке транспортных средств с разными габаритами, тяговой и тормозной динамичностью. Безопасная дистанция зависит от скорости транспортного потока, размера транспортного средства - лидера, разницы характеристик тормозных систем и загрузки транспортных средств, а также от типа и состояния дорожного покрытия.

С учетом перечисленных факторов дистанцию безопасности выбирают равной остановочному пути в зависимости от скорости движения.

В насаленных пунктах - она должна быть примерно равной (в метрах) скорости автомобиля, выраженной в м/с. Например, при скорости 60 км/час (17 м/с) необходимо поддерживать дистанцию, равную 17 м.

За пределами населенных пунктов - она должна быть примерно равной (в метрах) скорости (км/час). Например: при движении со скоростью 50 км/час безопасная дистанция должна быть 50 метров; при скорости 70 км/час - 70 метров и т.д.

На мокрой, грязной дороге безопасная дистанция также должна быть увеличена, иначе брызги грязной воды могут попасть на лобовое стекло и ухудшить видимость.

В плотных транспортных потоках, особенно в городах, часто приходится двигаться на расстоянии до лидера меньшем, чем дистанция безопасности. В этих случаях водитель должен быть готов к мгновенному торможению.

Определить повышенную опасность при закрытом обзоре можно по разным признакам, например перекрестки - по поведению других участников движения, расположению дорожных знаков, а также судить о намерениях водителя, движущегося впереди по таким признакам:

  • Снижение скорости и перемещение вправо или влево с включенными указателями поворота (свидетельствуют - остановка, поворот, разворот).
  • Увеличение скорости при включенных указателях поворота и смещение автомобиля - опережение или обгон.
  • Перемещение вправо без снижения скорости - о встречном разъезде.
  • Перемещение влево без увеличения скорости и включенных сигналах поворота - об объезде.
  • Снижение скорости и перемещение к правому краю проезжей части или даже на обочину при включенном левом указателе поворота - о развороте.

Если дистанция до лидера увеличена, этим могут воспользоваться водители других автомобилей меньшей длины, с лучшей тяговой динамичностью и маневренностью, выстраиваясь за лидером. На это нужно реагировать спокойно.

Водитель должен хладнокровно реагировать и на непонятные или неправильные действия лидера и других участников движения.

На многополосных дорогах в плотных транспортных потоках перестроение сопряжено с определенными трудностями, особенно для больших грузовых автомобилей, автобусов и автопоездов. Легче перестроиться на полосу, по которой транспортные средства движутся медленнее. В этом случае достаточно, чтобы расстояние от заднего конца автомобиля до передней части опережаемого транспортного средства было в два - три раза больше длины вашего автомобиля.

Для перестроения на полосу, по которой транспортные средства движутся быстрее, указанное расстояние должно быть в три - четыре раза больше длины автомобиля.

Перестроение должно быть четким и в строгом с ПДД.

Известно, что самое большое число ДТП происходит на перекрестках. А поскольку пересечения, особенно в населенных пунктах, встречаются часто и их проезд довольно сложный, необходимо очень тщательно отработать безопасные приемы маневрирования на перекрестках, доводя их до автоматизма.

Большое значение для удобства и безопасного проезда перекрестка имеют условия обзорности.

Необходимо запомнить последовательность действий при проезде нерегулируемого перекрестка:

  • Определить характер перекрестка (пересечение равнозначных или неравнозначных дорог).
  • Своевременно занять необходимую полосу движения, выверить свое положение на дороге.
  • Снизить скорость движения до безопасной по фактическим условиям движения.
  • Осуществить проезд перекрестка в соответствии с правилами проезда нерегулируемых перекрестков.
  • Быть готовым к предотвращению ДТП.
  • Быть готовым к экстренному торможению.
  • При маневре на перекрестке необходимо:
  • Посмотреть в зеркало заднего вида, убедиться в безопасности маневра и подать сигнал указателем поворота.
  • Через 2-3 сек после подачи сигнала указателем поворота еще раз проконтролировать обстановку в зеркало заднего вида и начать перестроение.
  • На нерегулируемых пересечениях встречаются следующие типичные опасные ситуации, возникающие:
  • При нарушении правил дорожного движения. Водитель не пропустил транспортное средство, имеющее преимущественное право на движение.
  • При ограниченной обзорности из-за поворачивающегося транспортного средства.
  • При сочетании ограниченной обзорности с отвлечением внимания на автобус или другое транспортное средство.
  • При нежелании пропустить пешеходов на пешеходном переходе, совершая, правый или левый повороты.
  • При повороте (автопоезда) не из крайнего правого ряда направо из-за больших габаритов.
  • При сочетании нарушений ПДД с невнимательностью.

Техника выполнения поворотов и разворотов на регулируемом перекрестке аналогична технике выполнения этих маневров на нерегулируемых перекрестках. Только эти маневры выполняются при соответствующих сигналах светофора или регулировщика.

При проезде регулируемых пересечений возникают следующие типичные опасные ситуации:

Столкновение при разрешающем сигнале светофора с не успевшим закончить проезд перекрестка в поперечном направлении транспортным средством, пытающимся пересечение.

Столкновение перед перекрестком при смене сигнала светофора из-за невнимательности и несогласованности действий водителей при резком торможении на зеленый мигающий сигнал.

Наезд на пешехода, заканчивающего переход проезжей части при включенном для него запрещающем сигнале светофора.

Проезд на большой скорости (сходу) на разрешающий сигнал в условиях недостаточной видимости или ограниченной обзорности дороги при совершении поворотов.

Эти места характеризуются повышенной опасностью из-за частого внезапного появления пешеходов.

При приближении к пешеходному переходу следует заранее снизить скорость, повысить внимание, оценить условия видимости, обзорности на нем. Причем, чем ниже или хуже обзорность, тем больше должна быть снижена скорость.

Особое внимание следует уделять поведению пешеходов в ненастную погоду, в темное время суток и в условиях недостаточной видимости (поднятый зонтик и воротник, головной убор) и т.д., спешка при переходе, из-за чего не замечается опасность.

Основная ошибка водителя - отсутствие прогноза и неумение вовремя обнаружить появление пешехода.

Признаком опасности является скопление пешеходов на переходе в ожидании безопасного для окончания перехода проезжей части промежутка между автомобилями, движущимися с нарушением ПДД. В этой ситуации часто находится нетерпеливый пешеход, внезапно перебегающий проезжую часть.

Характерной особенностью опасных ситуаций является наличие мест скопления людей, автобусная остановка (маршрутных транспортных средств). В этих зонах пешеходы из-за отвлечения внимания недостаточно собраны, склонны перебегать дорогу перед близко идущими транспортными средствами. Водителю необходимо заранее учитывать эти факторы проезжая остановки маршрутных транспортных средств.

Выход на проезжую часть в неустановленном месте достаточно характерен для детей. Важнейшим признаком опасности является ограниченная обзорность ближайшего придорожного пространства. Заборы, густые зеленые насаждения в непосредственной близости от проезжей части всегда значительно повышают вероятность внезапного появления пешеходов, особенно детей.

Необходимо заранее снизить скорость, повысить внимание, увеличить интервал до насаждения и быть готовым к экстренному торможению.

Типичные опасные ситуации на трамвайных остановках:

  • Водитель пропускает ранний признак опасности - трамвайную остановку.
  • Не прогнозирует возможное внезапное появление пешеходов.
  • Не принимает предварительных мер для безопасного проезда трамвайной остановки.

Работа водителя при управлении автомобилем протекает в различных дорожных условиях и что не менее важно, климатических условиях. От того, как он подготовил свое рабочее место, зависит утомляемость и производительность труда.

Возникают трудности у водителя особенно при управлении автомобилем в темное время суток и УНВ.

В темное время суток условия работы водителя ухудшаются, - сокращается обзорность дороги и окружающих предметов. Возникает возможность ослепления светом фар встречных транспортных средств. Водитель, работающий в более напряженной обстановке устает быстрее.

При наступлении темноты, когда обзорность дороги уменьшается на расстояние 150 м необходимо включить дальний свет фар. Необходимо учитывать, что освещенность дороги фарами даже при включенном дальнем свете не обеспечивает хорошей просматриваемости окружающей обстановки, поэтому водители должны снижать скорость движения. При встречных разъездах водитель должен заблаговременно на расстоянии не менее 150 м переключить фары на ближний свет.

В городских условиях - на освещенных улицах или дорогах, когда свет фонарей обеспечивает хорошую просматриваемость дороги и окружающей обстановки, включают ближний свет или подфарники. Большое значение во время движения в такое время имеет состояние фар и их регулировка. Дорога в непосредственной близости от автомобиля лучше освещается ближним светом фар, поэтому при небольшой скорости лучше включать ближний свет фар.

Чем выше скорость движения автомобиля, тем на большее расстояние должна просматриваться дорога. Так при скорости 30 км/час видимость должна быть 30 м, при скорости 60 км/час - 90 м, при скорости 90 км/час - 180 м не менее.

При остановке, стоянке в местах с УНВ необходимо включать аварийную сигнализацию, при неисправности аварийной сигнализации установить позади автомобиля знак аварийной остановки не ближе 20 м в населенных пунктах и 40 м вне населенных пунктов.

Движение во время дождя опасно тем, что поверхность дороги увлажняется вместе с имеющейся на ней пылью, которая делает дорогу скользкой. Во время дождя резко ухудшается видимость дороги, в этом случае необходимо снизить скорость движения.

При разъезде со встречными транспортными средствами и обгоне ветровое стекло забрызгивается. Поэтому пользование стеклоочистителем, где отсутствует жидкость для обмывания стекла, ухудшает видимость. Образовавшиеся лужи заполняют выбоины дороги, поэтому необходимо снизить скорость, чтобы не попасть в яму. В дождь намокают колодки тормозов в связи с чем значительно снижается эффективность торможения. Необходимо чаще производить сушку тормозных колодок, для чего, на короткой дистанции пробега несколькими резкими нажатиями на тормозную педаль просушить тормоза

Движение при тумане опасно тем, что видимость дороги резко ухудшается. Если туман плотный, то лучше его переждать, съехав с проезжей части дороги. Объекты в тумане всегда кажутся более отдаленными, чем в действительности. При движении в тумане в темное время суток необходимо включить ближний свет фар, противотуманные фары, а днем подфарники.

Ориентиром во время движения служат деревья, столбы и другие предметы у края дороги. Дальний свет включать не следует, так как он рассеивается и только ослепляет встречных водителей. Туман всегда находится на некотором расстоянии от поверхности дороги, поэтому свет противотуманных фар более эффективен.

Вождение на загородной дороге имеет ряд особенностей, которые водитель должен учитывать. Отсутствие интенсивного движения, меньшее количество перекрестков, лучшая видимость дороги - все это ослабляет внимание водителя, это успокаивает его, и он не сразу оценивает осложнение ситуации и не может своевременно принять меры предосторожности. Однообразный ландшафт действует на водителя усыпляюще, а если водитель устал и долго находится в движении, то он может уснуть. Для того чтобы избежать этого необходимо остановиться, отдохнуть, размяться, сделать несколько резких движений, а если разминка не помогает, необходимо автомобиль отвести в сторону на обочину дороги и отдохнуть.

Статистика показывает, что на темное время суток приходится почти половина всех ДТП с наиболее тяжелыми последствиями.

Снижение интенсивности движения порождает у многих водителей уверенность в том, что можно двигаться с более высокой скоростью и более свободно маневрировать, чем днем, а ослабление контроля порождает чувство безнаказанности.

В темное время суток и в условиях недостаточной видимости водитель большую часть времени находится в состоянии повышенного эмоционального напряжения, поэтому он намного быстрее утомляется, чем днем. К работе на автомобиле в темное время суток надо тщательно готовиться. Скорость движения в темное время суток почти во всех случаях должна быть меньше скорости днем.

Сближаясь со встречным транспортным средством, водитель должен быстро определить, движется оно или стоит на месте. Переключать фары на ближний свет необходимо тогда, когда водитель испытывает ощущение неудобства или когда переключил свет водитель встречного автомобиля, но не ближе 250 м до встречного транспортного средства. После переключения установить (снизить) скорость в связи с уменьшением расстояния видимости и наблюдать за правым краем проезжей части.

Если водитель встречного транспортного средства не выключает дальний свет, необходимо повторить переключение света фар. В случае, когда он продолжает нарушать ПДД, необходимо снизить скорость, принять вправо и остановиться на своей полосе.

Колея, образованная гужевыми повозками, не очень глубокая и значительной глубины. Ширина колеи гужевой повозки меньше автомобильной и если она неглубокая, то можно пустить одно колесо автомобиля по колее. Если колея глубокая, то лучше от нее отказаться.

Когда нужно пересечь колею, то следует направлять автомобиль наискосок к колее под углом 45 град. если колея глубокая, то лучше в месте пересечения предварительно обрушить ее края.

Перед выездом из колеи после остановки необходимо повернуть рулевое колесо сначала в сторону, противоположную стороне выезда, а затем в сторону выезда. Выезжать необходимо на низшей передаче, без рывков, плавно повернув управляемые колеса так, чтобы они не препятствовали выезду из колеи. В движении выезжать из колеи надо с небольшим разгоном, на низшей передаче.

Такие участки необходимо преодолевать очень осторожно. Прежде чем въезжать в них, надо предварительно их разведать - под водой могут находиться топкие, грязные участки. Ехать через лужу лучше по имеющейся колее - там грунт плотнее и меньше шансов застрять.

Заранее следует переключиться на пониженную передачу, двигаться через лужу равномерно, не замедляя и не ускоряя движение автомобиля.

Преодолевая песчаные участки, следует заранее выбрать наиболее безопасное направление движения.

  • На вязком песке или песчаном участке большой протяженности заранее спустить воздух в шинах до половины давления Р = 1,8 - 2,0.
  • Включить пониженную передачу и не менять ее во время движения.
  • Стараться двигаться прямо, так как повороты могут вызвать остановку автомобиля или его пробуксовку.
  • По сырому песку надо ехать быстрее, так как малая скорость приводит к заплыванию колес.

Неглубокие и узкие канавы, рвы следует преодолевать под прямым углом на пониженной передаче.

Для преодоления водной преграды необходимо:

  • Въезжать в воду без разгона, на первой передаче, под небольшим углом к берегу и вниз по течению.
  • Въезжать плавно, увеличивая обороты двигателя после преодоления брода, на ровном участке просушить тормоза.
  • Для обеспечения безопасности при ледовой переправе необходимо:
  • Разведать наиболее пологие съезды на лед и выезды на берег, определить толщину льда и его состояние,
  • При замере толщины льда учитывается только чистый, сплошной, стекловидный слой льда.
  • Если между льдом и поверхностью воды имеется воздушная прослойка, то следует отказаться от переправы по такому льду.
  • Двигаться по льду постоянно со скоростью 10 - 15 км/час.
  • Перед началом переправы высадить пассажиров, открыть дверь салона и не закрывать ее на протяжении всей переправы.

Вождение автомобиля на ледовых переправах и дорогах, покрытых льдом, не прощает ошибок и неточностей в вождении. Чаще всего это бывает занос. Причиной заноса может быть резкое ускорение движения автомобиля и резкое торможение.

Боковой занос возникает от воздействия центробежной (на повороте), или поперечной инерционной силы.

Причинами бокового заноса могут быть:

  • неодновременное и неравномерное торможение колес вследствие неправильной их регулировки, замасливания или износа фрикционных накладок колодок;
  • неодинаковое давление воздуха в шинах или большой износ рисунка протектора; прокол шины;
  • слишком большая скорость на поворо-тах;
  • резкое ускорение движения на скользких дорогах; резкое торможение и особенно на влажных, грязных, заснеженных и покрытых льдом участках дороги;
  • резкий поворот рулевого колеса на большой скорости движения.

Таким образом, главным фак-тором здесь является скорость движения, поэтому водитель дол-жен уделять большое внимание выбору правильной скорости применительно к конкретной обстановке.

Занос, как правило, бывает задней оси и реже - передней. Одним из способов прекращения заноса задней оси является поворот передних колес в сторону заноса. При этом рулевое колесо следует поворачивать плавно на небольшой угол. Резкий и большой поворот рулевого колеса может вызвать занос в противоположную сторону. В начальный момент заноса не ре рекомендуется сразу отпускать педаль управления дроссельными заслонками, выключать сцепление и производить резкое торможе-ние, что может только усилить занос.

Водители транспортных средств могут пересекать железнодорожные пути, только на железнодорожных переездах. Начиная движение после остановки перед ЖДП, водитель должен убедиться в том, что не приближается поезд или другое рельсовое средство.

Руководствоваться шлагбаумом, световой и звуковой сигнализацией, дорожными знаками, дорожной разметкой и указаниями и сигналами дежурного по переезду. Останавливаться водитель должен у разметки 1.12 или перед дорожным знаком 2.2, светофором или шлагбаумом так, чтобы видеть сигналы. Если их нет - не ближе 10 м от ближайшего рельса до транспортного средства.

Движение через ЖДП запрещается в следующих случаях:

  • Дежурный по ЖДП подает сигнал запрещения движения.
  • Шлагбаум опущен или начал опускаться.
  • Включен запрещающий сигнал светофора, (независимо от положения шлагбаума).
  • За переездом образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде.
  • Если вы видите, что приближается локомотив.

Сельскохозяйственным, дорожным, строительным и другим машинам и механизмам движение через ЖДП разрешается только в транспортном положении.

В случае вынужденной остановки транспортного средства на переезде немедленно высадить людей и принять меры для освобождения переезда транспортным средством. Послать в обе стороны людей на расстояние не менее чем 1000 м для подачи сигнала и остановки поезда. Оставаться возле транспортного средства и подавать сигналы тревоги, принимать все меры для освобождения транспортным средством переезда. При появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки круговым движением руки днем и фонарем или фонариком - ночью.

При проезде узких мостов, эстакад, путепроводов нужно помнить, что отсутствие на них обочин создает у водителя ложное впечатление значительного сужения дороги, и поэтому они стремятся ехать как можно ближе к осевой линии, что затрудняет встречный разъезд. Во многих случаях при въездах на мосты, путепроводы обзорность ухудшается так же, как и состояние дорожного покрытия, поэтому скорость движения надо снизить заблаговременно до безопасных пределов.

С наступлением холодов при въезде на мост надо остерегаться гололедицы, хотя на дорогах ее может и не быть. Это объясняется тем, что пролетные строения моста быстро охлаждаются. Обледенению способствует также повышенная влажность воздуха от испарения воды.

На автомобильных дорогах грузоподъемность мостов определяется дорожными знаками. Если на пути движения имеется деревянный мост, грузоподъемность которого не определена дорожным знаком и возможность проезда по нему вызывает сомнение, то лучше объехать его по другому маршруту. Определять грузоподъемность моста не стоит.

  • На жесткой сцепке (не более 4 м) у буксируемого транспортного средства должно быть исправным рулевое управление.
  • На гибкой сцепке (от 4 м до 6 м) - у буксируемого ТС должны быть исправны тормозная система и рулевое управление.
  • С частичной погрузкой на платформу или специальную автомашину.

Допускается отсутствие водителя за рулем буксируемого ТС, если жесткая сцепка обеспечивает буксируемому ТС повторение траектории движения.

Перед началом буксировки водители согласовывают подачу сигналов.

Перевозить людей при буксировке в кузове буксирующего автомобиля, а также в кабине и кузове буксируемого грузового автомобиля запрещается

Разрешается перевозить людей в легковом автомобиле и в кабине буксирующего грузового автомобиля.

Обозначение при буксировке у буксирующего транспортного средства - ближний свет, у буксируемого - аварийная сигнализация. Если аварийная сигнализация неисправна, закрепить сзади ЗАО. Гибкая сцепка обозначается сигнальными флажками через каждый метр.

На каждом автомобиле должен быть включен ближний свет.

Вождение автомобиля в колонне значительно сложнее управления одиночным автомобилем и требует от водителя предельной собранности и внимательности. Двигаясь в колонне, водитель лишен необходимой обзорности. Он должен вести автомобиль строго вслед за движущимися впереди транспортными средствами. Поэтому многие препятствия возникают перед водителем неожиданно. Это требует постоянной готовности к немедленным действиям.

В начале колонны должны двигаться тяжеловесные и тихоходные транспортные средства, что позволит избежать их остановки и сильного увеличения дистанции.

В начале основной автомобиль начинает движение со скоростью 15-20 км/час, а затем плавно увеличивается скорость, (на грунтовых дорогах 30-40 км/час, на дорогах с твердым покрытием 40-50 км/час).

На каждом ТС устанавливают знак . Движение колонны более 5 автомобилей в ней согласуется с ГАИ.

На грунтовых дорогах сопротивление движению автомобиля значительно больше, чем на дорогах с твердым покрытием. Поэтому при трогании с места необходимо давать больше разгон и быстрее переключать передачи.

При съезде на труднопроходимую дорогу переключение на низшую передачу необходимо делать быстрее, чем мягче грунт, тем менее правильным и точным будет поворот автомобиля. Он может проехать по большой дуге поворота.

При сильном торможении колеса вдавливаются в мягкий грунт, и рулевое колесо может вырваться из рук и потребуется больше усилий для удержания автомобиля в заданном направлении. При движении на крутых спусках грунтовых дорог нужно включить низшую передачу и тормозить в основном двигателем.

Особенно опасно сочетание крутого скользкого поворота со спуском. Здесь нельзя одновременно тормозить и поворачивать рулевое колесо. Автомобиль не может среагировать на поворот и движется прямо. В этом случае тормоз необходимо отпустить и пробовать притормозить стояночным тормозом.

В случае подъема при влажном, скользком грунте, лучше всего заблаговременно надеть цепи противоскольжения.

Вождение по лесным дорогам несет за собой много неожиданностей из-за ограниченной обзорности и, следовательно, трудностей в ориентации водителя при движении по ней. Во всех случаях, когда требуется двигаться по лесной дороге без хорошей накатанной на ней колеи, следует разведать путь, поискать, нет ли возможности объехать такой участок.

Если его нет, то:

  • если дорога узкая, следует двигаться с малой скоростью, дающей возможность экстренного торможения;
  • если слышен звук приближающегося транспортного средства, лучше всего принять вправо в более широком месте и остановиться, пропустить транспортное средство;
  • если есть участки с мокрым грунтом, то лучше их объехать или устлать ветками и проехать на более высокой скорости, но не поломать рессоры;
  • если встречаются участки с глубокой грязью, то преодолевайте их на 2-й скорости с разгона;
  • если участок покрыт водой, то автомобиль необходимо вести осторожно, чтобы не попасть в яму или не наехать на скрытые под водой пни и камни, а в случае сомнений проверить глубину ямы;
  • если предстоит проезд по колейной дороге необходимо одной стороной ехать по сухому, не заезженному участку.

Движение по накатанной снежной дороге не представляет трудностей. Следует лишь помнить, что на ней сцепление колес автомобиля с дорогой небольшое, поэтому:

  • нельзя резко поворачивать рулевое колесо и тормозить перед поворотом; необходимо заблаговременно снизить скорость автомобиля;
  • небольшие снежные заносы и сугробы следует преодолевать с разгона без переключения передачи и поворотов руля;
  • если длинный участок автомобиль не прошел и начинает буксовать, то, не допуская его полного застревания, следует остановиться и начать движение назад по старому следу, затем разогнать автомобиль и преодолеть оставшийся участок.

Участки с глубоким снегом лучше всего преодолевать, используя цепи противоскольжения. Дорогу, покрытую рыхлым и мокрым снегом преодолевать на небольшой скорости, плавно и осторожно.

На участках дороги с вязким грунтом следует быть внимательным и выбирать путь, наиболее удобный и безопасный.

Участки, покрытые водой или жидкой грязью, необходимо предпочитать местам с густой грязью, потому что там сопротивление качению колес меньше.

Не раскатанная колея, оставленная ранее прошедшим автомобилем пригодна для проезда. Наличие воды в колеях свидетельствует о том, что на их дне находится плотный грунт. Если колея вдруг расширилась, это означает, что она в этом месте имеет большую глубину.

Для того чтобы проехать участок дороги с вязким грунтом необходимо остановить автомобиль на расстоянии возможного разгона, включить низшую передачу и поддерживать непрерывное движение автомобиля, плавно, без рывков и резких торможений, не переключая передач и не останавливаясь. При остановке автомобиля применять метод раскачки.

Материалы: http://www.znaypdd.ru/difficult_conditions.php


Back to top