Здоровье водителя

1 ≫

В последние годы отмечен рост заболеваемости хроническими болезнями органов дыхания: хроническим бронхитом, бронхиальной астмой и аллергическим ринитом. Ученые-экологи и врачи связывают это с резким увеличением численности автотранспорта. Не тратя напрасно запугивающих фраз, пройдемся по основным источникам опасности автомобиля.

Автомобиль - главный источник загрязнения природной среды. Это знает даже ребенок. Два миллиона автомобилей ежедневно выбрасывают 32 тыс. тонн вредных веществ. Но окружающая среда. кажется, это где-то далеко, за пределами лобового стекла, а здесь, в салоне, ты в полной безопасности. Отнюдь… Разобраться во всем этом нам помогла технический директор ООО "Экология жизненного пространства" Савина Светлана Александровна.

Здоровью водителя приносят вред не только загрязненный воздух улицы, попадающий в салон через вентиляционную систему, но и вещества, выделяющиеся из материалов и предметов, находящихся непосредственно внутри автомобиля. Поэтому при покупке нужно интересоваться не только внешней красотой нового авто, но и составом его внутренней обивки и панелей, а также внимательно читать этикетки при покупке средств по уходу за автомобилем, автокосметики.

К сожалению, в машинах не указывают полный состав отделочных материалов и красок, используемых для салона, поэтому "сюрпризов" бывает много: фенол в отделке и наполнителе сидений, ароматические углеводороды, ксилол и толуол от лакокрасочных материалов, ароматические соединения от искусственной кожи салона, альдегиды, амины, ацетон, хлориды от синтетических тканей.

Выбирая машину, надо проверить ее на наличие резких запахов и их накопление в салоне. Желательно посидеть в закрытой машине с включенным и выключенным двигателем, потом проветрить салон и проследить время накопления запаха. Если через 15-20 минут после проветривания запах снова стал сильным, то, скорее всего, материалы отделки салона не очень качественные.

Важно выбирать качественные средства для ухода за автомобилем. Следует обратить внимание на те виды жидкостей, испарения которых могут попадать в салон, например, на стеклоомывающую жидкость. Из-за недостаточного контроля за составом данных жидкостей в них часто присутствует метанол. В виде паров он вызывает раздражение слизистых оболочек, головокружение, боли и даже судороги. Поэтому необходимо проверять состав на этикетке и избегать метанолсодержащих жидкостей. С 2000 года производство стеклоомывающих жидкостей на основе метанола запрещено. Лучше использовать жидкости на основе этанола, они менее токсичны. Жидкости на основе изопропанола часто имеют очень сильную отдушку для перебивания ацетонового запаха изопропанола.

Тормоза придумал трус?

В процессе торможения тормозные колодки выделяют в атмосферу целый "букет" вредных химических веществ и пыли: медь, ванадий, цинк, молибден, никель и хром. А вдыхание асбеста, также входящего в состав колодок, нередко приводит к раковым заболеваниям. Не менее опасен и свинец, используемый в производстве фрикционных накладок. Но больше всего вредит здоровью человека фенол, выделяющийся в момент продолжительного или резкого торможения из раскаленных колодок, когда температура диска и колодок достигает восьмисот градусов.

Для того, чтобы все эти вредные испарения не просачивались внутрь машины, придумали фильтры. Они действительно помогают, но только при полной герметизации салона от наружного воздуха. Частота замены фильтров зависит от их технических характеристик.

Но все-таки главным "поставщиком" канцерогенов в окружающую среду - кто бы мог подумать! - являются не выхлопные газы, как принято считать, а шины от автомобилей.

Вообще-то шины и резиновые комплектующие детали сами по себе не представляют опасности. Однако от износа шин на поверхности дорог и рядом с ними оседает большое количество пыли, губящей наши легкие, да и другие органы тоже. Около 60% частиц, образующихся при износе протектора шин и попадающих в воздух, легко проникают в дыхательные пути и вызывают аллергические реакции, бронхиальную астму, а при контакте со слизистой оболочкой и кожей - конъюнктивит, ринит и крапивницу.

При торможении автомобильные шины тоже выделяют губящие человеческое здоровье продукты: бензол, ксилол, стирол, толуол; сероуглерод, формальдегид, фенолы; окислы серы и другие токсические вещества со сложными и пугающими названиями. До 120 вредных для живых организмов веществ. А теперь представьте: в таком городе, как Москва, в атмосферу выбрасывается несколько сотен тонн шинной пыли в час, в основном оседающей на автомагистралях и вблизи них.

Мелкая резиновая пыль долго сохраняется на поверхности дорожного покрытия и на почве. В сухую погоду она поднимается в воздух и летит прямиком в наши органы дыхания – решили ли мы пешком прогуляться по обочине или же захотели проехать на машине. Кстати, такая шинная пыль остается в организме надолго.

Количество образующейся шинной пыли также зависит не только от качества шин, но и от правильной регулировки ходовой части автомобиля, манеры вождения, соблюдения правил эксплуатации и др. Значительно меньше шинной пыли образуется при равномерном износе протектора.

Проведенные исследования показывают, что одним из значимых источников нежелательных процессов является сопротивление качению шин. При старении шин количество пыли увеличивается.

Покупая жидкость стеклоомывателя, внимательно посмотрите на этикетку: в составе не должно быть метанола (известного в народе как метиловый спирт)! Это опасное ядовитое вещество, поэтому с недавнего времени, как уже говорилось ранее, оно запрещено Минздравом к применению в России. При вдыхании паров метанола возникают раздражение слизистых оболочек, головокружение, боли, судороги. При приеме внутрь он вызывает тяжелое, угрожающее жизни отравление, а те, кто остается в живых, могут потерять зрение из-за поражения зрительного нерва.

По данным НИИ медицины труда, который проводил исследования по определению концентраций паров метанола в салоне автомобиля, в котором использовалась "незамерзайка" плохого качества, в момент стоянки концентрация паров превышает предельно допустимую норму в 7 раз! При движении показатели улучшались, но не намного.

В таких условиях головная боль и рассеянность становятся постоянными спутниками водителя.

Используйте в эксплуатации автомобиля только сертифицированную продукцию, соответствующую установленной документации, выбирайте жидкости, на которых есть этикетка, где указаны завод-изготовитель и дата производства.

Автомобильный транспорт, так же, как и железнодорожный, - основной источник шума в больших городах. И это проблема не только жителей придорожных домов, но и самих водителей.

Уровень шума на автомобильном транспорте составляет 72-92 дБ. К слову, при 50 дБ срок засыпания человека увеличивается на час и более. После такого шумового фона дня вряд ли хорошо и качественно выспишься. В таких случаях после пробуждения люди чувствуют усталость, головную боль, а нередко и учащенное сердцебиение. Регулярное отсутствие полноценного отдыха не дает организму восстановиться после рабочего дня и в результате приводит к хроническому переутомлению – одной из самых распространенных причин многих заболеваний. К тому же постоянная усталость отрицательно сказывается на способности человека к безопасному управлению автомашиной.

Снизить вред автодорожных шумов можно, сделав шумоизоляцию в машине или снизив вибрации автомобиля.

Нежелательно также использование прямоточного глушителя: при этом усиливается шум низких частот, который действует на нервную систему человека.

И нельзя забывать про выхлопные газы. При сгорании бензина – а именно на этом топливе работают большинство частных автомобилей - выделяется более 200 токсичных продуктов! Самые вредные из них - окислы углерода и азота, органические соединения (формальдегид, бензпирен, фенол) и тяжелые металлы. В России нормируется только содержание в выхлопных газах окиси углерода и углеводородов, а для дизельных автомобилей - дымность (сажа).

Дело в том, что концентрация вредных выбросов больше всего на высоте 50-150 см от земной поверхности, то есть как раз на уровне органов дыхания человека.

Окись углерода (или угарный газ) не имеет ни цвета, ни запаха, поэтому человек может не почувствовать ее присутствия в воздухе даже при смертельных концентрациях.

Угарный газ образует прочное соединение гемоглобином, лишая его способности переносить по органам и тканям кислород, что может привести к кислородному голоданию, от которого в первую очередь страдает мозг.

Будьте внимательны к своему состоянию!

Первые признаки отравления: головная боль, тяжесть в голове, слабость, замедление реакции у водителя, головокружение, тошнота, рвота. В более тяжелых случаях можно даже потерять сознание.

Угарный газ образуется в результате неполного сгорания углерода в топливе. Его высокая концентрация в салоне автомобиля – о чем иногда забывают нерадивые водители, включая двигатель для обогрева и засыпая, остановившись на ночевку за городом, - даже при кратковременном воздействии может привести к смерти.

В одноместном гараже смертельная концентрация угарного газа возникает уже через две-три минуты после включения стартера.

И, конечно же, тяжелые металлы. В бензине, производящемся в России, до сих пор содержатся соединения свинца. Их главная опасность не только в том, что они канцерогенны, но и в том, что эти вещества накапливаются в организме, создавая опасные концентрации. Проведенные в США исследования показали, что до запрещения этилированного бензина в урбанизированных районах с высоким уровнем концентрации отработанных газов четко наблюдалось снижение уровня коэффициента интеллекта у детей. И причина этого - пары свинца. Ученые отмечают, что тяжелые металлы, особенно свинец, весьма плотно концентрируются вдоль автомагистралей, превышая фоновые показатели в 10-20 раз и сохраняя повышенный фон в сторону до 120 метров от этих трасс.

Так что - пора пересаживаться на велосипеды и уезжать жить за город? Конечно, это невозможно – возразите вы. Порой ведь без автомобиля, как без рук…

Но попробуйте все-таки максимально обезопасить себя, сидя за рулем своего любимого "коня". Если перефразировать Сократа, можно сказать о машине: "Автомобиль мне друг, но здоровье дороже!"

Для блага здоровья важно также своевременное прохождение технического обслуживания автомобиля, своевременная замена износившихся деталей, жидкостей, масел, фильтров и пр.

Меры предосторожности для снятия усталости и сонливости:

- не употреблять спиртное накануне поездки;

- не переедать перед поездкой;

- выспаться перед ночной поездкой;

- чаще проветривать салон - это одно из лучших средств против усталости и сонливости за рулем;

- если вы отправились в длительное путешествие со спутником-водителем, время от времени меняйте друг друга за рулем;

- в долгой дороге старайтесь делать остановки не реже чем через каждые 3 часа.

Женский журнал Клео.Ру

Расскажите о статье друзьям или скормите ее принтеру

Онлайн-консультации Задать вопрос получите консультацию

у наших экспертов

© 2004 — 2017 Doctor.kz

Внимание! Информация, опубликованная на этом сайте, является справочной или популярной. Диагностика и назначение лекарственных препаратов требуют знания истории болезни и непосредственного обследования врачом. Мы рекомендуем Вам, для исключения случаев недопонимания, по вопросам применения лекарств и диагностики обращаться к лечащему врачу.

P. S. На улице холодно, аскорбинку не забудьте :)

Материалы: http://doctor.kz/health/news/2008/01/24/3434

2 ≫

Какие запахи, а точнее какие вредные вещества мы вдыхаем, находясь за рулем или просто сидя в салоне автомобиля? Бензин, обивка кресел, пластик торпеды, частицы резины от шин… Всё это очень неприятные, а порой и вредные запахи. Да и парфюм, который автолюбители часто используют в салоне, тоже не всегда полезен. Предлагаем вам разобраться, какие запахи вредны и как с ними бороться.

Дешевая отделка из пластика нового транспортного средства может выделять некоторые опасные вещества, такие как ксилол, формальдегид, фенол. Искусственная кожа является источником ацетона, аминов, альдегидов. Лакокрасочное покрытие выделяет толуол, а синтетические ткани, которые используются в обивке — хлориды. Поэтому при выборе нового авто, если вы сели в него, закрыли двери, причем двигатель при этом выключен, и почувствовали в салоне сильный запах химикатов, рекомендуется выйти и открыть двери на 15 минут, а потом снова сесть в машину.

Если запах не исчез, значит, существует большая вероятность, что в автомобиле есть вредные вещества, которые выделяют пары.

При покупке жидкости для автомобиля: моющие средства, стеклоочистительные, внимательно изучайте этикетки, чтобы в состав не входил метанол, так как пары этого вещества вызывают слезотечение, головокружение и даже судороги.

Менее токсичны вещества, в составе которых присутствует этанол вместо метанола.

Специалисты предупреждают, что при торможении колодками выделяются очень вредные вещества: медь, цинк, никель, хром, фенол (при долгом торможении), а так же вещество, пары которого могут вызвать раковые опухоли.

Шины являются одним из основных источников негативных элементов. При трении с асфальтовым покрытием (при торможении, например) они могут быть источником бензола, ксилола, стирола, толуола, сероуглерода, формальдегидов, фенола и т.д. В итоге — более 120 веществ.

Самый известный «загрязнитель» воздуха и источник неприятного запаха — это топливо, выхлопные газы, если быть точным. В них содержатся не только тяжелые металлы, но и фенол, бензпирен, формальдегид, окиси азота и углерода.

А ведь водитель вдыхает пары не только своего автомобиля, но и соседних.

Практически все автомобилисты пытаются уничтожить неприятные запахи при помощи различных ароматизаторов, которые в широком ассортименте представлены на прилавках автомагазинов. Что нужно знать об ароматических средствах и учитывать при их покупке?

Для начала давайте отметим, что ароматизаторы бывают разных видов: сухие, жидкие, гелевые и всем известная «Елочка».

Сухие изготавливаются в гранулах, в виде фигурок, которые пропитаны эфирными маслами, в виде саше (мешочки, набитые сухими листьями или лепестками цветов). Такие ароматизаторы обладают ненавязчивым запахом, их можно класть под сиденье, на приборную панель, вообщем в любое место салона.

Но сухие средства достаточно быстро утрачивают ароматические свойства.

Гелевые ароматизаторы представляют собой емкость со специальной композицией, которая постепенно испаряется через мембрану. Коробочки с гелем надежно клеятся к торпеде авто, и вы сможете забыть про неприятные запахи в салоне на целых 4 месяца.

Но парфюмерные композиции в гелевых средствах нравятся не всем, они, как говорится, на любителей, да и их стоимость довольно высокая.

Жидкие выпускаются во флаконах и подвешиваются на зеркало заднего вида или крепятся к дефлектору. Благодаря кондиционеру и теплому воздуху жидкость начинает испаряться. Такие ароматизаторы будут радовать вас примерно два месяца, затем нужно просто заменить сменный блок.

Но иногда жидкость может подтекать, что пачкает автомобиль.

«Елочка» — это пропитанная парфюмерным веществом фигурка из картона, которая вешается на зеркало. Она имеет устойчивый запах, а главное низкую цену, поэтому «Елочку» может позволить себе любой водитель.

В минусы можно записать тот факт, что она быстро испаряется, и её приходится часто менять.

Давайте посмотрим видеоматериал об автомобильных запахах (на 2.20 минуте):

При покупке ароматизатора для машины, психологи рекомендуют обращать особое внимание на свойства различных запахов. Считается, что аромат елки или сосны, а так же цитрусовые (грейпфрут, мандарин, апельсин) улучшают реакцию автомобилиста и отлично бодрят.

А вот запахи экзотических фруктов (например, ананаса или манго) и розы быстро утомляют и вызывают головные боли.

Если у вас есть такая возможность, то лучше всего ездить по оживленным дорогам с закрытыми окнами, периодически чистить фильтры автомобиля и ухаживать за кондиционером. Вот 3 простых правила хотя бы как-то обезопасить себя от действия вредных частиц, которые опутывают автомобиль от бампера до бампера.

Удачи вам, свежего воздуха и будьте аккуратны!

Материалы: http://spokoino.ru/articles/obslugivanie_avto/vov_chem_mi_dishim_v_nashei_mashine/

3 ≫

Игорь ТВЕРДУНОВ. Фото Александра Полунина и Александра Будкина

Сидя за рулем, господа водители, вдыхайте городской воздух полной грудью, можете даже опустить стекло, чтобы лучше ощутить аромат, исходящий из выхлопной трубы стоящего рядом КамАЗа. Не откажите себе в удовольствии затянуться крепчайшей папиросой. Не курите? Начните - вам это не повредит. Уже не повредит.

Лучшая агитация - наглядная. Можно без конца твердить об экологических проблемах, но разговоры - разговорами и останутся. Кто-то где-то заболел или помер? Мало ли от чего! Вы чувствуете себя разбитым, болит голова? Просто устали на работе. В сознании многих все это не связывается с загрязнением окружающей среды. Ведь вредные вещества сложно увидеть, не всегда можно унюхать и мало кто рискнет попробовать на вкус. Стоит ли бояться того, чего вроде бы и нет?

Идея теста родилась сама собой: застряли как-то "зарулевские" испытатели в пробке. В горле першило, глаза щипало, разговор перескакивал с темы на тему - и тут кому-то пришла в голову мысль: почему бы не проверить, чем дышит автомобилист, живущий в большом городе. Сколько и какой дряни попадает в его организм во время ежедневных поездок из дома, расположенного в пригороде или на окраине, на работу в центр.

Ну, и завертелось. Проконсультировались со специалистами, нашли приборы, составили программу. Измерять решили содержание окиси углерода, окиси азота и углеводородов в салоне автомобиля (VAZ 2106 1996 года выпуска, пробег - 30 тыс. км) в разных точках города. Ездили с газоанализаторами по одной из самых загруженных московских магистралей - Садовому кольцу. Потом отправились из центра за город.

Скорость автомобиля зависела, в основном, от средней скорости транспортного потока и колебалась от 0 (остановки у светофоров на перекрестках и пешеходных переходах, а также транспортных пробках) до 70-80 км/ч за городом. На остановках двигатель не выключался и работал в режиме холостого хода. Приточная вентиляция автомобиля работала при полностью открытой заслонке забора наружного воздуха, электровентилятор был включен на малые обороты (положение переключателя № 1).

В контрольных точках маршрута снимали показания приборов. Через пару дней, когда погода изменилась, замеры повторили: хотелось посмотреть, как влияют температура, ветер, давление, влажность на загрязнение атмосферы. Не обманывают ли нас радио и телевидение, когда милым голоском предупреждают об особо неблагоприятной экологической обстановке?

Перед заездами на "шестерке" установили пробоотборник, через который проходил тот воздух, что поступает в салон по системе вентиляции. На сменных фильтрах пробоотборника оседали взвешенные в воздухе частицы. Четыре фильтра, отработавшие по два часа в разных районах города, отправились на экспертизу. Вместе с ними поехали на анализ три бумажных конвертика, в которых находилось черное маслянистое вещество - соскобы с внутренней стороны стекол автомобиля (VAZ 21213, 1995 год выпуска, пробег - 70 тыс. км). Не видел бы сам, ни за что не поверил бы, что на чистом вроде бы стекле столько грязи.

Лабораторные анализы должны были ответить, сколько и каких вредных веществ содержится в городском воздухе и в отложениях на стеклах автомобиля. Результаты всех замеров приведены в таблице и на графиках. Осталось их прокомментировать.

Вспомним, что ни на одном отечественном автомобиле нет фильтров для поступающего в салон воздуха. Стало быть, приточная вентиляция подобна пылесосу. Что же он засасывает, когда автомобиль едет или, того хуже, стоит в потоке транспорта?

Сразу оговоримся - проведенные замеры не претендуют на полноту данных об угрозе здоровью тех, кто ездит по Москве. Хотели просто оценить общую картину - "объем бедствия", прибегнув для этого к помощи специалистов автополигона (НИЦИАМТ).

Опыты показали: содержание СО, NO и СnНm в салоне автомобиля во много раз превышает предельно допустимую концентрацию (ПДК) для атмосферы населенных мест. Мало того, кое-где концентрация вредных оксидов многократно "зашкаливает" даже за ПДК промышленных зон. Так что, сидя за рулем в центре города, вы не просто работаете, а трудитесь на вредном производстве. И лишь отъехав от города на порядочное расстояние, можете считать, что наконец-то выбрались из "газовой камеры".

Немалый интерес представил и спектр полициклических углеводородов (ПАУ). Пробы с фильтров и образцы отложений со стекол автомобиля после специальной обработки подвергли анализу методом газовой хроматографии. Результаты - в таблице.

Все эти ПАУ отличаются красивыми труднопроизносимыми названиями и на редкость вредным воздействием на организм человека. Говоря научным языком, они обладают канцерогенной и мутагенной активностью. А если попросту - канцерогены способствуют возникновению у человека злокачественных опухолей. (Канцероген - от латинского слова "рак" и греческого "рождение", то есть "рождающий рак"). Мутагены же, как видно из названия, вызывают мутации - изменения в свойствах и признаках организма, передающиеся потомству. Все насмотрелись по телевизору "ужастиков" - что такое мутант, представляют. Медики же прекрасно знают, что действительность бывает пострашнее кино.

Исследования показали, что ПАУ всегда присутствуют в отработавших газах автомобилей. Содержание их находится в прямой зависимости от регулировок двигателя и резко возрастает, если двигатель неисправен.

Для большей наглядности в ту же таблицу мы поместили результаты анализа вредных веществ в отработавших газах автомобилей VAZ 2106 и КамАЗ-5320. "Особо выдающиеся" концентрации ПАУ в таблице выделены. Как выяснилось, в кусочке грязи со стекла размером с булавочную головку опасной "химии" бывает на два порядка больше, чем в кубометре вонючих выхлопных газов. Неудивительно - как показал анализ проб на фильтрах, за пару часов в салон попадает через систему вентиляции одного только бенз(а)пирена столько, сколько его в двадцати кубометрах "выхлопа". Куда ему деваться - в салоне. Стоит ли спрашивать, откуда берутся злокачественные опухоли, почему рождаются больные дети?

"Неавтомобилизованная" часть городского населения если и может чувствовать себя спокойней, то ненамного. Пешеходы ходят по тротуарам, а тротуары, как правило, идут по краям дороги. А разве в салоне автобуса чище, чем в легковом автомобиле?

Цифры, в самом деле, заставляют задуматься, в каком же "грязном" мире мы живем. Причем автомобилисты смело могут отнести себя к числу основных потребителей канцерогенных, мутагенных и прочих, на редкость "полезных" веществ. Подтвердим эту мысль таким примером: содержание окиси углерода в помещении редакции не превысило 5 мг/м3, тогда как на Сухаревской площади, до которой от редакции метров пятьсот, прибор показывал в салоне машины концентрацию СО в десять раз большую.

Конечно, загазованность зависит от многих факторов: от места, интенсивности движения, погодных условий. Но в черте Москвы водителям и пассажирам то и дело приходится вдыхать "смесь", в которой все предельные концентрации безнадежно превышены. Безусловно, с загрязнением атмосферы надо бороться. Весь цивилизованный мир помешан на экологии неспроста - строгие требования к автомобилям появились не на пустом месте. Сейчас и московские власти вступили в борьбу за чистоту воздуха: нейтрализаторный "бум" то затихает, то разгорается вновь. Однако принудительной установкой нейтрализаторов на все машины проблему вряд ли удастся решить в одночасье. Вообще, борьба за чистоту выхлопа - тема отдельного разговора, к которому мы обязательно вернемся.

Сегодня "в бой" за чистоту своего "личного" воздуха могут вступить лишь состоятельные люди, чьи жилища расположены в зеленых пригородных зонах, а дорогие автомобили мало того, что имеют "чистый" выхлоп, но еще в какой-то мере защищают обитателей салона от чужой "грязи".

Кстати, насколько эффективны фильтры, установленные в системах вентиляции многих импортных автомобилей? "Герметичен" ли их салон? Это тоже тема одного из будущих тестов.

В начале статьи мы предложили всем некурящим водителям закурить. Делать этого, конечно, не стоит. Но если вы вдоволь надышались чистым воздухом на природе и решили все же покурить, то знайте - содержание окиси углерода в сигаретном дыме будет заметно ниже, чем в салоне автомобиля, стоящего в пробке где-нибудь в центре города.

Газоанализаторы, с помощью которых измерялось содержание СО, NO, СnНm в салоне автомобиля.

Воронка-пробоотборник закреплена на дефлекторе вентиляции VAZ 2106. Внутри нее - специальный фильтр АФА-РМ-20.

Концентрации СО и NO в салоне автомобиля, который движется от центра города в пригород.

Концентрация СО, NO, CnHm (мг/м3) в салоне автомобиля в разных точках Садового кольца. ПДК для СО: жилая зона - 5 мг/м3, промышленная зона - 20 мг/м3; для NO: жилая зона - 2 мг/м3, промышленная зона - 5 мг/м3; для CnHm: жилая зона - 5 мг/м3, промышленная зона - 300 мг/м3.

Материалы: http://www.zr.ru/content/articles/5449-dyshite_glubzhe/


Back to top