На что воздействует антиблокировочная система тормозов при экстренном торможении?

1 ≫

Друзья, очень хорошо, что вы на страницах самого лучшего блога! Наверняка, вы слышали выражение «тормоза придумали трусы». Его как мантру любят повторять лихачи и любители быстрой езды. Но, на самом деле, они лукавят, ведь как никто другой понимают необходимость безотказных тормозов, которые срабатывают чётко и в нужный момент. Понимают это и автопроизводители, поэтому заботятся о том, чтобы наши машины останавливались быстро и безопасно. Для этих целей была разработана очень остроумная технология — антиблокировочная система (АБС или ABS). Сегодня нам предстоит разобраться, что это такое, на что воздействует антиблокировочная система тормозов, как она устроена и как работает.

АБС: наша страховка от неприятностей

Представьте ситуацию, Вы едете на автомобиле по загородной трассе, наслаждаясь окружающей природой. Впереди на небольшой дистанции движется грузовик, кузов которого забит какими-то коробками и хламом. Внезапно, подпрыгнув на кочке, он теряет одну из коробок, и она падает прямо перед Вашим авто.

Конечно, первая реакция водителя в этой ситуации попытаться затормозить и одновременно объехать препятствие.

И вот, кульминация истории – если ваша машина оборудована АБС, то совершить подобный манёвр довольно легко, но если этой системы нет, то тогда вполне вероятно, что от резкого удара по педали тормоза колёса заблокируются, и автомобиль превратится в неуправляемый снаряд, а это сулит неприятной встречей с выпавшей коробкой.

Как Вы уже поняли, ABS не просто полезная опция, а просто таки необходимая система, от которой зависит безопасность водителя и всех кто находится в авто.

Помимо того, что антиблокировочная система помогает сохранить контроль над транспортным средством в ситуациях похожих на описанную выше, она также значительно сокращает тормозной путь, улучшает манёвренность в сложных погодных условиях и даже помогает сэкономить резину.

Вот жили же раньше… без АБС

Минутка истории. Первым серийным автомобилем, оборудованным АБС, стал Mercedes-Benz S-класса, а произошло это в далёком 1979 году.

В то время наличие данной технологии на машине было признаком элитарности, поэтому и стоимость этой опции могла достигать 10% от всего авто. Сегодня наличием антиблокировочной системы уже никого не удивить, более того, с 2004 года она является обязательной для установки на все выпускающиеся в Европе автомобили.

За свои почти 40 лет АБС прошла массу модернизаций, и на данный момент наиболее прогрессивной считается четырёхканальная версия, контролирующая поведение каждого колеса в отдельности. Кстати, главным производителем этой технологии в мире является вездесущая компания Bosch.

Как управлять тормозами? Спроси у АБС

Пришло время разобраться в устройстве антиблокировочной системы и принципе её работы. Основные компоненты ABS следующие:

• датчики скорости вращения колёс и давления в тормозной магистрали;

• блок управления (БУ);

Что происходит, когда Вы нажимаете педаль тормоза в машине с АБС? Первым делом блок управления на основе сигналов, поступающих от датчиков, отслеживает поведение каждого колеса. Если выяснится, что вот-вот произойдёт блокировка, мгновенно посылается команда исполняющим механизмам – гидравлическому блоку.

В его арсенале имеются впускные и выпускные клапаны, насос обратной подачи, аккумуляторы давления и демпфирующие камеры. Всё это оборудование встроено в тормозную магистраль и его главная задача отрегулировать давление жидкости, поступающей к тормозам колёс по остроумному алгоритму.

Если система видит, что колесо близко к блокировке – она стравливает давление из той части тормозной магистрали, которая ведёт к нему, тем самым приотпуская тормоза. После того как колесо снова набрало определённые обороты, блок управления АБС опять посылает сигналы своим подчинённым, но в этот раз, чтобы прихватить тормоза.

Таким образом, пока Вы давите на педаль, система заставляет работать тормоза импульсами – отпускает, поддерживает определённый уровень давления, сжимает снова. И так продолжается, пока Вы не остановитесь, или пока не отпустите педаль.

Причём гидравлика работает очень быстро – до 20 циклов сжатия и отпускания в секунду. О том, что ABS сработала, водителю уведомляет контрольная лампа на панели приборов, также имеется лампочка, сигнализирующая о неисправности системы.

Нет ничего идеального

Может создаться впечатление, что антиблокировочная система идеальна и безукоризненна. На самом деле это не так, и у неё есть свои недостатки, о которых нужно знать.

Так, к примеру, АБС может оказать медвежью услугу при торможении на снежной, песчаной, грунтовой дороге или на льду. Дело в том, что в этих случаях идеальным с точки зрения длины тормозного пути будет заблокированное колесо, особенно если оно обуто в шипованную резину.

Но зато во всей красе ABS себя демонстрирует на мокром, сухом и ровном покрытии – тут равных ей нет.

На этом, уважаемые читатели и подписчики, наш краткий рассказ об антиблокировочной системе можно завершить.

В заключение хотелось бы сказать, что какой бы совершенной ни была электроника автомобиля, водителем всегда остаётся человек. Поэтому расслабляться за рулём, уповая на всесильные современные технологии, всё же не стоит.

Бдительность и внимание на дороге – это то что в первую очередь убережёт Вас и Ваших близких от неприятных ситуаций.

До новых встреч, друзья!

Подписывайтесь на новый материал и поделитесь полученными знаниями, ведь это наша безопасность и безопасность наших близких.

Системы пассивной безопасности: спасут ли нас при аварии?

Парковочные системы автомобиля: паркуется сам без водителя

Система курсовой устойчивости vsc: как она нас спасает от заноса?

Системы активной безопасности: защита от дурака или электронный помощник?

Реклама

Следите за новыми статьями

Рубрики блога

  • Автомобиль (28)
  • Двигатель (75)
  • Новости (21)
  • ПДД (1)
  • Подвеска (16)
  • Ремонт своими руками (4)
  • Рулевое управление (8)
  • Системы безопасности автомобиля (8)
  • Толковые советы (34)
  • Тормозная система (9)
  • Трансмиссия (32)
  • Устройство автомобиля (6)
  • Электрооборудование (21)
  • Юридические вопросы (7)

Система экстренного торможения: разновидности и принципы работы

Тонировка передних стекол по ГОСТу

Атмосферный двигатель или турбированный, вот в чем вопрос

Для чего нужен лямбда зонд?

Какая коробка передач лучше: автомат, робот или вариатор?

Самые надежные двигатели концерна Volkswagen

Когда автомобиль будет иметь паровой двигатель?

Cамые надежные коробки автомат. ТОП-5

Vvti Toyota — что это за зверь?

Система впрыска насос-форсунка

Для меня, в этом смысле, Чероки - самый крутой джип: //.

позвонить 8-800-100-58-57 и вызвать специалиста.

очинь сложна. можна проще.

Здравствуйте. Очень полезная и интересная статья! Спасибо Ва.

Материалы: http://auto-ru.ru/antiblok-sistena-abs.html

2 ≫

Современные автомобили сложно представить себе без антиблокировочной системы. Отсутствие АБС стало характерным только для дешевых модификаций так называемых «бюджетных» автомобилей. Во многих странах приняты требования об обязательной установке АБС на тяжелые грузовики и автобусы. Возможно, в недалеком будущем обязательным станет и применение антиблокировочной системы на легковых автомобилях. Тем не менее нередко можно услышать от водителей: «АБС только тормозить мешает, я вчера с ней чуть не разбился!» Зачем же тогда все производители упорно внедряют «опасную» систему? Задачи выполняются

Цель применения антиблокировочной системы тормозов указана в ее названии – не допускать блокировки колес при торможении. Задача – уменьшить тормозной путь и сохранить устойчивость автомобиля при торможении. Со второй задачей АБС справляется успешно и всегда. Особенно это заметно при торможении на так называемом «миксте» - например, когда одна сторона автомобиля попадает на лед или снег, а вторая идет по асфальту. АБС распределяет тормозные силы между правыми и левыми колесами, не давая автомобилю разворачиваться. Даже если и произошел небольшой занос, водитель легко может его подправить поворотом руля – автомобиль, колеса которого не заблокированы, остается управляемым. С задачей уменьшения тормозного пути сложнее. На сухом, ровном асфальте результат однозначен: при экстренном торможении АБС обеспечивает более высокое замедление, а значит, и меньший тормозной путь. На скользком покрытии, особенно на льду, - вопрос спорный, хотя все производители утверждают, что тормозной путь ощутимо уменьшается. На самом деле результат зависит от нескольких факторов: состояния покрытия, температуры, сцепных свойств шин. К тому же на ледяной поверхности тормозной путь настолько увеличивается (по сравнению с сухим асфальтом), что разницу в пять-шесть метров вы просто не заметите. Хуже всего дело обстоит при торможении на дороге с мягким покрытием: мягкая земля, песок, рыхлый снег. Здесь тормоза с АБС уверенно проигрывают. Заблокированное колесо нагребает перед собой валик почвы (или снега). Сопротивление движению заметно возрастает, уменьшая тормозной путь на 15 – 20%. Правда, конструкторы АБС уже научились обходить это препятствие. На дорогих внедорожниках появляются системы, которые способны «распознавать» состояние покрытия и автоматически изменять алгоритм работы антиблокировочной системы. За счет частичной блокировки колес длина тормозного пути снижается на те же 15 – 20%. Доставить неприятности АБС может и на дорогах с поврежденным покрытием – с большим количеством мелких выбоин или гребенкой типа «стиральной доски». В момент проезда неровностей колеса автомобиля поочередно разгружаются, подскакивая на ямах или выступах. Стоит в этот момент затормозить, как разгруженное колесо тут же блокируется. АБС срабатывает, прекращая торможение. Расторможенное колесо касается дороги и тут же снова подпрыгивает. Импульс, посланный АБС, опять предотвращает блокировку разгруженного колеса. Фактически торможения не происходит. А ведь такой случай – не редкость. По «закону бутерброда» разбитые участки и гребенка встречаются там, где нужно тормозить: перед перекрестками, крутыми поворотами, переломами дороги. Но эта особенность более характерна для АБС с низкой частотой срабатывания. Чем выше частота срабатывания АБС, тем меньше тормозная эффективность будет зависеть от дорожных неровностей. Простые правила

Что же теперь, отказаться от АБС? Конечно, нет! Просто на автомобиле, оборудованном антиблокировочной системой, нужно соблюдать несколько простых правил.Для начала забудьте, что на вашем автомобиле есть АБС. Пользуйтесь тормозами аккуратно, по возможности избегая резких торможений, используйте торможение двигателем и передачами.Никогда не надейтесь, что АБС позволит вам остановиться в последний момент. Система не отменяет законов физики и не улучшает сцепление колес с дорогой, она только предотвращает блокировку колес. Наверняка те, кто «вчера чуть не разбился», пренебрегли этим правилом. И неизвестно, что было бы, если бы на их автомобиле не было АБС.Внимательно следите за состоянием дорожного покрытия впереди. Заранее снижайте скорость перед участками с «сомнительным» покрытием, скользким или разбитым. Так же заранее снижайте скорость перед крутыми поворотами, перекрестками, переломами и закрытыми участками дорог.В случае аварийного торможения, при котором сработала АБС, не пытайтесь «помочь» ей прерывистым торможением – будет только хуже. Держите педаль тормоза нажатой до полной остановки. Лучше попытайтесь небольшим поворотом руля изменить траекторию автомобиля (конечно, если есть свободное место для маневра). ТО – вовремя

На работе АБС существенно сказывается техническое состояние автомобиля – особенно шин и амортизаторов. По мере износа сцепные свойства шин ухудшаются. Значит, блокировка колес при торможении будет происходить при меньших тормозных усилиях. Соответственно и АБС будет срабатывать раньше, чем это было, когда шины были еще новыми. Зимой на автомобили с АБС обязательно нужно устанавливать «зимние» шины, хотя бы и без шипов, но со специальным рисунком, обеспечивающим более надежное сцепление на скользких покрытиях. Дисбаланс и биение колес при торможении на неровном покрытии могут вызвать «подпрыгивание» колеса и преждевременное срабатывание АБС. Заметно влияют характеристики амортизаторов. Снижение демпфирующих свойств амортизаторов вызывает «раскачку» автомобиля и разгрузку колес. Исследования, проведенные в Германии, показали, что у автомобиля, амортизаторы которого потеряли 50% начальной характеристики, длина тормозного пути увеличивается на 15 – 20% вследствие раннего срабатывания АБС. Отсюда еще одно правило: внимательно следите за состоянием и износом шин, своевременно проверяйте балансировку колес, меняйте погнутые и деформированные диски, при появлении «раскачки» автомобиля ремонтируйте или меняйте амортизаторы. Если на вашем автомобиле АБС срабатывает чуть ли не при каждом торможении, не спешите обвинять электронику. Возможно, вам стоит поменять стиль вождения и не давить на педаль тормоза при каждом удобном и неудобном случае. Ведь не зря опытные водители очень мало пользуются тормозами без необходимости. Счастливого вам пути и поменьше аварийных торможений!

Какой компании доверить экспедировании контейнеров? основное направление работы транспортно-экспедиторской компании Си Гейт Эйдженси. Вам помогут в экспедировании и перевозке контейнеров и сделают всё, чтобы ваш груз прибыл в точку назначения целым и в срок.

Рубрики
Автомобили
7 ВЕРСТ
  • Федеральная еженедельная газета

Основная тематика: "всё о транспорте" и "Русское географическое общество" Использование материалов разрешено только при наличии активных ссылок на источник.

Материалы: http://www.7verst.ru/article/2011/09/29/966-antiblok_horosho_ili_ploho.html

3 ≫

Современные автомобили изобилуют различными системами, помогающими водителю безопасно управлять транспортным средством на любой дороге. Одной из первых таких «помощниц» стала антиблокировочная тормозная система (Anti-lock Brake System). Практически все ведущие автокомпании устанавливают в последнее время ее уже не дополнительным бонусом, а в базовом пакете комплектации.

Принцип работы АБС на автомобиле заключается в том, чтобы не блокировать однозначно по требованию водителя колеса после нажатия на педаль тормоза. Взамен этого проводится моментальный контроль и перераспределение тормозного усилия на колесах. Благодаря такому алгоритму автомобиль остается управляемым, обеспечивается курсовая устойчивость, при этом транспортное средство благополучно снижает скорость.

Инженеры автомобильных компаний, выполняя задачи по работам, связанным с безопасностью, занимались разработкой АБС еще с конца 60-х годов прошлого века. Одни из первых вариантов этих систем проявили себя достаточно успешно. В следующем десятилетии такие блоки уже внедряли на серийных автомобилях.

Ведущей компанией в этой отрасли была немецкая Mercedes. После опытов с механическими датчиками, которые устанавливались лишь на одной оси и передавали информацию в блок управления об изменении давления в тормозных контурах, немецкие инженеры перешли к бесконтактным датчикам. Это помогло ускорить передачу информации в логический блок. Также снизилось количество ложных срабатываний, пропал износ за счет устранения трущихся поверхностей.

Современная система АБС работает по такому же принципу, какой был заложен в первых разрабатываемых антиблокировочных системах.

Именно второе поколение этого блока, выпущенное в конце 70-х годов, начало ставиться уже в качестве базовой комплектации на престижные авто того времени Mercedes-Benz 450 SEL.

Основной задачей, которая возложена на АБС, является максимальное сохранение управляемости автомобилем во время торможения. Так как заблокированное колесо имеет существенно хуже сцепление с дорожным покрытием, то и тормозные силы его будут гораздо ниже, чем у вращающегося колеса. Управление же некрутящимся колесом у водителя отсутствует вовсе. Наиболее приемлемым вариантом перемещения тормозящего авто будет прямолинейное движение, однако, часто авто переходит в неконтролируемую траекторию.

Установленный блок АБС способствует эффективной работе колес в данный момент времени, балансируя между блокировкой (не стопоря вращение полностью) и наибольшим уровнем сцепления с дорожной поверхностью. Ледяная дорога и сухая грунтовка дадут разные входные параметры, но в обоих случаях система будет стремиться сохранить максимальную управляемость.

Считается, что отлично отрегулированная антиблокировочная система способна вести автомобиль на более высоком уровне, чем высококвалифицированный водитель на авто без АБС.

Свою работу антиблокировка просчитывает на основании коэффициента проскальзывания колеса. Его находят как частное от деления разности скоростей авто и окружной скорости колес к линейной скорости машины. При разных режимах езды показатель меняется.

Интенсивный разгон дает высокую окружную скорость колесу при низкой линейной скорости машины, а резкое торможение способствует обратному процессу. Примером стопроцентного проскальзывания являются два варианта: заблокированное тормозящее колесо и процесс пробуксовки без движения, например, в грязи или луже.

В современной тормозной системе антиблокировка манипулирует электронными клапанами и насосом. Водитель запускает торможение с помощью нажатия на педаль, и если проскальзывания не происходит, то антиблокировочная система не подключается к этим действиям.

Новые машины оснащены четырехканальными компоновками контуров. Таким образом контроль ведется для каждого из колес. Каждый контур способен функционировать в трех режимах:

  • повышение давления;
  • удержание его значения;
  • понижение давления.

При приближении момента блокировки колес происходит удержание давления на одном уровне. В это время отсекается подача жидкости из тормозного цилиндра и дальнейшее нажатие на педаль не приводит к блокировке. Если же высчитанный коэффициент проскальзывания принимает значения более 20%, то происходит сбрасывание давления через насос. Затем проскальзывание может наоборот снижаться более 15%, тогда раскрываются клапаны для увеличения давления при нажатии на педаль.

Происходит попеременное включение/выключение таких режимов. Процесс чаще всего прекращается после существенного снижения скорости до 5-15 км/ч. Отдачу от работы антиблокировочной системы водитель может слышать от тормозной педали. Скорость смены таких циклов не способен повторить даже самый большой профессионал.

Если автомобиль попадает одним колесом на сухое покрытие, а вторым на скользкое, то транспортное средство с АБС будет удерживаться прямолинейно за счет сбалансирования давления для каждого из контуров. При попадании авто на такую дорогу без этого блока произойдет уход машины в сторону сухой трассы, а во время резкой блокировки колес ситуация приведет к резкому развороту с непредсказуемыми последствиями.

Информацию, на которой строятся дальнейшие действия по работе антиблокировочной системы, модуль управления получает от датчиков скорости. Чтобы понять до конца, что такое АБС в автомобиле, необходимо разобраться с их работой. Импульсы приходят от четырех таких датчиков, которые могут отличаться по конструкции, и быть активными или пассивными.

Пассивный вариант исполнения подразумевает наличие гребенки в блоке ступицы. С помощью аналоговых сигналов датчик определяет скорость вращения. Однако, такая конструкция на малых скоростях может выдавать погрешность.

Активный вариант датчика работает с магнитным кольцом. Считывая его метки, происходит передача бинарного сигнала. Погрешности за счет скоростей вращения в этом случае нет. Остается лишь точная импульсная диаграмма.

Набор нештатной АБС для грузовика

Нужно знать, что автомобили с полным приводом оснащены дополнительным G-датчиком, корректирующим показания скорости и ускорения транспортного средства для модуля АБС.

Этот датчик смонтирован с акселерометром.

Молодые водители часто интересуются способом торможения автомобиля с антиблокировкой. Ведь отдача в педаль при первом ее ощущении отталкивает ногу с тормоза. Делать этого не стоит. Прерывистое торможение характерно для автомобилей без АБС, так как водитель стремится избежать полной блокировки колес и потери управляемости. На современных же машинах можно смело топить педаль, а автоматика сделает свое дело.

Штатного отключения данной системы в транспортных средствах не предусматривается. По разным причинам автовладельцы иногда хотят это сделать. Для этого достаточно вынуть предохранитель из блока, но нужно помнить, что в современном транспорте на АБС возлагается и перераспределение межосевых тормозных сил. Соответственно нажатие на педаль приводит к полной блокировке задних колес и нежелательным последствиям.

Нужно также понимать, что нельзя перекладывать все на автомат. Водитель должен сам контролировать ситуацию, а автомобиль с его разными элементами останется лишь качественным инструментом.

Материалы: http://ktonaavto.ru/remont-i-obsluzhivanie/tormoznaya-sistema/kak-rabotaet-abs-na-avtomobile.html


Back to top