1 ≫
-
Каждая российская зима – настоящее испытание для автомобилистов. Большие перепады температур, ледяные дожди, гололед, туман и снежные бури… Не облегчает положение и состояние самих дорог – снегоуборочная техника не всегда срабатывает оперативно, а некоторые улицы и вовсе остаются под снежными завалами. Так как же избежать аварии в таких сложных условиях?
Гололед на переднем, заднем и полном приводе. Приемы контраварийной езды
Эксперты, в число которых входят известные автогонщики и инструкторы уверены, что можно уберечь себя и других участников дорожного движения от непредвиденных происшествий, если следовать нескольким простым правилам безопасности.
Само собой, автомобиль при езде должен быть абсолютно исправен, особенно важна корректная работа электронных систем активной безопасности.
Итак, одна из основных проблем, с которыми сталкиваются водители зимой, — это заносы, которые могут быть вызваны резким замедлением или резким ускорением, торопливым поворотом руля и многим другим. Главное при заносе – контролировать автомобиль и вернуть его на нужную траекторию.
Эксперты различают два вида заносов — избыточная поворачиваемость и недостаточная поворачиваемость
Существуют два вида заносов – это избыточная поворачиваемость, когда задние колеса теряют сцепление с дорогой, и автомобиль проходит поворот по меньшему радиусу, чем задано поворотом руля. Второй вид – это недостаточная поворачиваемость, когда автомобиль проходит поворот по большему радиусу, чем задано поворотом руля.
Контролировать автомобиль в условиях заноса можно при помощи руля и педали газа.
- При заносе переднеприводного автомобиля водитель должен плавно поворачивать руль в обратную сторону от заноса, выравнивая тем самым траекторию. При этом ни в коем случае нельзя выжимать сцепление и уменьшать подачу топлива. Более того, следует чуть сильнее нажать педаль газа, тогда ведущие передние колеса буквально «вытянут» автомобиль из заноса.
- При заносе заднеприводного автомобиля следует работать рулем, как и в случае с переднеприводным транспортным средством, однако необходимо очень плавно уменьшить подачу топлива и корректировать траекторию движения мягкими поворотами руля.
Следует отметить, что все вышеописанное – теоретические знания, которые лишь отчасти могут помочь в аварийной ситуации.
Cпециальные приемы вождения в зимний период
Самая распространенная ситуация – при трогании с места в гололед автомобиль может «повести», в результате чего рискуют пострадать транспортные средства, припаркованные рядом. Трогаться следует медленно, педали выжимать – плавно, а в случае, если под колесами ледяная корка, припорошенная снегом, следует попробовать тронуться с повышенной передачи.
Следующий этап движения – это набор скорости. Следует помнить, что в условиях скользкой дороги оптимальная скорость движения – это не максимально разрешенная. Для того чтобы выбрать оптимальную скорость, можно перед выездом на дорогу общего пользования, на безопасном участке, попробовать провести экстренное торможение и оценить, насколько увеличился тормозной путь. Исходя из полученной информации, можно сделать выводы о том, на какой скорости возможно безопасное движение в конкретных дорожных условиях.
Выезжая на дорогу в гололед, помните об увеличении тормозного пути!
Далее следует помнить о дистанции и интервале между впереди едущим автомобилем. Выезжая на дорогу с плотным потоком нужно помнить об увеличении тормозного пути и двигаться на такой дистанции, чтобы оставалось пространство для маневра в случае непредвиденных обстоятельств.
При экстренном торможении на автомобиле с ABS ни в коем случае нельзя убирать ногу с педали тормоза. Нужно плавно, без рывков и резких усилий, увеличивать силу нажатия, доводя ее до максимума (можно даже упереться спиной в спинку сиденья). Чтобы повысить эффективность, можно прибегнуть к торможению мотором посредством перехода с повышенной на пониженную передачу. Ногу с педали тормоза следует убирать только в том случае, если, несмотря на наличие ABS, начался занос.
При езде в гололед нужно соблюдать несколько простых правил дорожной безопасности: обходиться без резких торможений и ускорений, а также без резких вращений рулем. Для полной уверенности в своих силах эксперты рекомендуют пройти курс экстремального вождения.
Материалы: http://blamper.ru/auto/wiki/bezopasnost/osobennosti-vozhdeniya-v-gololed-3162
2 ≫
-
Как не разбить машину на гололедице.
Консультирует инструктор по повышению водительского мастерства и контраварийной подготовке автошколы "РОСТО" Андрей Сижук.
Немало начинающих водителей, едва получив права, чувствуют себя на дороге этакими Шумахерами. Да и автолюбители со стажем нередко неоправданно рискуют на гололедице. А при особенностях владивостокского рельефа зимняя езда превращается в сплошной экстрим. Андрей Сижук считает, что многие проблемы на зимних дорогах возникают из-за элементарной невоспитанности участников движения. Ну и, разумеется, сказывается отсутствие навыков вождения в сложных условиях.
Тормозить или не тормозить?
По мнению опытного инструктора, примерно 80 процентов владивостокских водителей не обучены правильному торможению. А в некоторых случаях тормозить с помощью педали просто опасно.
На спуске перед вами остановился автомобиль на сухом асфальте, а вы находитесь на гололедном участке. Если дистанция недостаточна, тормозить бесполезно, да и чревато потерей управления. Неизвестно еще, куда занос выбросит машину.
Выход: в этом случае лучше рулить в сторону обочины. Сугроб или бордюр помогут остановить машину.
Зимой может случиться и такое - перед вашим автомобилем поскользнулся пешеход. Нет уже возможности ни остановиться, ни объехать человека.
Выход: в такой экстренной обстановке могут помочь не стать убийцей столб, подпорная стенка (по ситуации). Только не надо идти на лобовой таран, боковой удар о препятствие поможет затормозить с меньшими потерями для автомобиля и вашего здоровья.
Как не улететь в занос?
Вы выехали на ледяной участок дороги.
Выход: На скользком спуске желательно по возможности цеплять правыми колесами обочину. Удержать машину поможет грязь или рыхлый снег. Еще вариант - на спуске тереться колесом о бордюр. К сожалению, новички за рулем, как правило, теряются, почувствовав, что машина едет не туда, и вместо того, чтобы рулить в сторону заноса, непроизвольно давят на педаль тормоза и тут же теряют управление.
Как тронуться на ледяном подъеме?
Вам необходимо подняться в горку, а она просто блестит ото льда.
Выход: На гололедном подъеме важно все делать плавно. Не надо резко газовать. Более того, желательно придерживать машину ручным тормозом (это относится и к коробке-автомату), по чуть-чуть добавлять обороты. Когда почувствовал момент, что машина поддается, опять же плавно отпускаем тормоз. Если въехали в снежную кашу, надо держать средние обороты - неизвестно, что прячется под шугой.
Автомобиль попал в колею
Машина стоит в ледяной колее. Заметив встречку, водитель решает посторониться на всякий случай. Руль резко вправо. Готово - автомобиль стоит поперек дороги.
Выход: Нельзя делать резких движений. Где-то колея будет не столь глубокой. В таком месте и надо постепенно выгребаться на среднем газу.
А если автомобиль забуксовал?
Автомобиль забуксовал на скользком подъемчике.
Выход: Здесь главное правило: колеса должны стоять прямо. Плавно работаем газом и сцеплением. Стараемся, как бы раскачать машину, и ловим момент, когда она зацепится за дорогу. Держим средние обороты. Включаем повышенную передачу.
Снегопад застал вас на улицах нашего города.
Выход: Если увязли в снегу, колеса опять же прямо и пробиваем себе колею, двигаясь вперед-назад. Можно, стоя на месте, покрутить рулем вправо-влево. Следите только, чтобы не посадить машину на брюхо. В этом случае придется работать не педалями, а лопатой.
На странице "Книги - бесплатно" Вы можете СВОБОДНО скачать некоторые материалы раздела "Бонус" немедленно.
Материалы: http://www.homearchive.ru/avto/av0019.html
3 ≫
-
Сколько бы вы ни слушали разговоры в курилках, "ледового опыта" не накопите - тут нужно упражняться самому. И чем чаще, тем лучше. Ведь лед - штука хитрая, обманчивая. На одном и том же участке улицы сегодня автомобиль ведет себя иначе, чем вчера.А что изменилось? Ага, вчера было около 15 градусов мороза, а нынче всего два.
В сильные морозы лед "держит" шину лучше, потому что подтаивает под протектором меньше. Именно пленка влаги обусловливает скользкость льда. Конькобежцы знают, что при сильных морозах высокие результаты недостижимы.
Одну и ту же нешипованную шину лучше "держит" шершавый лед, хуже гладкий, еще хуже бугристый,как булыжная мостовая. А что можно сказать о самих шинах? Опасное заблуждение некоторых автолюбителей заключается в том, будто шина с крупным "внедорожным" рисунком протектора (в том числе специальная зимняя) хороша на льду. Вспомните обувь: туристские ботинки - вездеходы не раз подводили хозяев на обледенелом тротуаре - литая гладкая резина скользит куда угодно. А обуетесь в ботинки на "микропоре" - глядишь, можно кое-как передвигаться, не падая на каждом шагу.
На скользком покрытии лучше "держат" шины с мелкорасчлененным, насыщенным рисунком протектора.Особенно хороши эластичные шины радиального типа. Но и они не позволяют получить коэффициент сцепления со льдом выше 0,15-0,2. Когда же нормальное качение шины заменяется скольжением (при торможении с юзом, разгоне с пробуксовкой и т.д.), коэффициент сцепления может снизиться еще раза в полтора.
Как ни странно, на чистом льду глубина протектора не имеет большого значения. Только бы шина не была откровенно лысой. Тогда она не способна выдавить в стороны пленку влаги и буквально всплывает, сводя сцепление с дорогой к нулю. Но если вы окажетесь в снегу с изношенным протектором, будет худо!
Какую ошибку допустил герой нашего рассказа? Выжав сцепление и заблокировав колеса тормозами,он получил полный юз. Запомните: на гладком льду невраща-ющемуся колесу безразлично,куда скользить, - если блокированы хотя бы передние колеса, автомобиль неуправляем.
Как же остановить машину?
Скажем честно: при скорости 60 км/ч во время гололедицы о "быстрой" остановке и речи быть не может. С учетом коэффициента сцепления 0,15 торможение будет продолжаться. 94 метра. Впечатляет, не так ли? Спасает наших лихачей то, что по-настоящему гладкий и чистый лед все-таки редкость. На реальной дороге худо-бедно мы все же останавливаемся. Но для тех, кому и зимой скорость ниже ста кажется унизительной, любой лед - гладкий!
Играть надо умеючи
Как показывают исследования, сцепление шины с покрытием достигает максимума в момент перехода от качения к проскальзыванию. Это справедливо и для льда. Мастер, "играя" тормозами, ухитряется удержать колеса как раз на грани юза, добиваясь наиболее эффективного торможения. Если нажимать на педаль грубыми рывками, остановочный путь увеличится - ведь в какие-то мгновения торможения вообще нет. И все же на льду это лучше, чем тормозить, удерживая педаль нажатой до упора, заблокировав таким образом колеса.
Почему? Колесо, идущее юзом, неуправляемо, то есть не слушается руля. Когда же вы, тормозя прерывисто, на миг ослабляете нажим на педаль, колеса начинают нормально катиться - к машине возвращается управляемость.
Кстати, если прерывистое торможение демонстрирует мастер, вы, двигаясь следом, можете этого и не заметить - его стоп-сигналы горят постоянно. А фокус-то простой: водитель быстро-быстро работает педалью возле положения, за которым - юз. Полного растормаживания колес не происходит - прием довольно эффективный. (Дело, как видим, нехитрое, вроде хождения с шестом по канату. Пробуйте, тренируйтесь. )
А если тормозить двигателем, не выключая зажигания и передачи? Вот вы сняли ногу с педали газа: вращение ведущих колес замедляется особенно резко, если машина легкая, а мотор мощный или просто большого рабочего объема, то есть создающий повышенную тормозную силу.
Как правило, ведущие колеса начинают немного проскальзывать, поскольку максимально возможная для данных условий тормозная сила в пятне контакта шины и льда превышена. Обратите внимание: совершенно не важно, что именно эту силу создает, - мотор, как в нашем примере, или тормоза. Приходим к любопытному выводу: торможение ведущих колес как двигателем, так и обычными тормозами одинаково эффективно (или, скорее, неэффективно, когда происходит на льду).
На полноприводном автомобиле замедление, достигаемое обоими способами, практически одинаково.Более того, если применить их одновременно - замедление останется тем же. Ведь оно фактически задается свойствами льда и шин - и только.
Почему же на льду предпочтение отдают торможению двигателем? Еще раз напомним: блокированное (некатящееся) колесо на льду неуправляемо. Катящееся - даже при частичном проскальзывании - обеспечивает какой-то минимум управляемости, машина слушается руля.
ШИПЫ, ШИПЫ.
Уповать на них особенно не стоит. Шипы по-настоящему оправдывают себя там, где могут вонзиться в поверхность дороги. Например, на не очень твердой ледяной поверхности во время несильного мороза. А ударит мороз покрепче, затвердеет лед - и шип, особенно старый, притуплённый, вонзиться в него толком не может.
Если дорога, как это особенно характерно для конца зимы, от льда очистилась и вы ездите по твердому от мороза асфальту, бетону или, что еще хуже, булыжной, брусчатой мостовой, шипы могут давать отрицательный эффект, снижая сцепление шины с покрытием. Сталь, как известно, скользит по камню лучше резины.
"В своей стихии", то есть на льду, шипованная шина может вести себя по-разному при разгоне автомобиля и при торможении.
В первом случае вращающееся колесо отбрасывает частицы сколотого, срезанного льда, хорошо самоочищается и обеспечивает достаточно хорошее сцепление с покрытием.
Во втором случае, если водитель жмет на тормоз до упора, колеса могут блокироваться и в зонах контакта сразу образуются "подушки" из срезанного льда, на которых машина скользит, как на салазках. Аварии, случившиеся именно так, не редкость.
Материалы: http://legavto.ru/article/read/vojdenie_avtomobilja_v_gololed.html