Как правильно ездить на автомобиле с прицепом

1 ≫

В жизни нередко случаются ситуации, когда необходимо быстро перевезти груз. Багажник машины, особенно малогабаритной, часто неспособен вместить необходимые вещи, поэтому многие водители решают приобрести прицеп.

Он позволяет увеличить функциональность легкового автомобиля и открывает новые возможности для перевозки грузов. Управление транспортного средства с прицепом требует определенной сноровки. Наша статья поможет разобраться во всех нюансах и особенностях поездки на автомобиле с этим устройством.

Подготовка прицепа

Для безопасного и комфортного вождения машины с прицепом необходимо оценить техническое состояние и исправность последнего. На какие моменты стоит обратить внимание при проверке:

  1. Одинаковое давление во всех шинах.
  2. Надежное крепление прицепа к автомобилю.
  3. Хорошее рабочие состояние амортизаторов. Если они неисправны, то прицеп будет «болтать» на дороге.
  4. Исправные подшипники. Они должны свободно и легко вращаться при прокручивании колес.
  5. Прочное крепление тента и бортиков прицепа.
  6. Фаркоп должен быть смазан графитовой смазкой. Она обеспечит хорошее скольжение соединения и закрепит электрический контакт между прицепом и транспортным средством.
  7. Скорость движения автомобиля с прицепным устройством на асфальтированной дороге не должна превышать 60 км/ч. По грунту разрешено двигаться с ускорением всего 20 км/ч.

Размещение груза в прицепе

Правильное размещение груза в прицепе обеспечит безопасность водителя и прочих участников дорожного движения. В первую очередь необходимо ознакомиться с максимально допустимым весом багажа. Эта информация представлена в техническом паспорте. Сам груз нужно размещать как можно равномернее. Центр тяжести багажа должен находится над осью прицепного устройства. Наиболее тяжелые грузы располагают на дне спецтехники, немного сдвигая их к передней части.

Если длина перевозимых материалов превышает длину прицепа, можно приобрести специальное тяговое устройство. Такое приспособление называется удлинителем дышла. Однако управлять таким автомобилем нужно крайне осторожно, поскольку устройство значительно снижает маневренность.

Грузы, которые не полностью вмещаются в спецустройство и выступают за его пределы более чем на 0.6 метров, должны обозначаться определенными знаками. Кроме этого, необходимо следить за тем, чтобы обзору водителя ничего не препятствовало.

Равномерное и правильное распределение вещей в прицепе обеспечит лучшее управление автомобилем.

Особенности вождения автомобиля с прицепом

Прицепное устройство снижает маневренность легкового автомобиля, делает его более тяжелым и габаритным. Управлять таким транспортным средством становится сложнее. Для избежания аварийных ситуаций водителю с прицепом необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Соблюдать дистанцию. Она должны быть длинее, чем у не груженных транспортных средств, поскольку автомобилю с прицепом требуется больше времени на торможение и разгон.
  2. Совершать обгон разрешается на открытом участке дороги с отличной видимостью. Машина с прицепом набирает скорость медленнее, поэтому перед тем, как объехать автомобиль, нужно быть уверенным в отсутствии машин на встречной полосе. Нельзя совершать обгон на подъемах или перед поворотом.
  3. Нужно быть предельно внимательным и осторожным при движении по бугристой дороге, а также при совершении маневра на крутых поворотах. Прицеп в этих случаях может стать менее устойчивым. Для того, чтобы спецустройство и автомобиль двигались по одной траектории, при наличии колеи необходимо сразу спуститься и ехать по ней.
  4. Если вы заметили, что вас обгоняет большегруз, необходимо снизить скорость и максимально сдвинуться в правую сторону проезжей части. В противном случае прицеп может отбросить в сторону или резко прижать к автомобилю.
  5. Угол поворота машины с прицепом заметно увеличивается — это значит, что для совершения маневра следует оставлять на один-два метра больше запасного места.
  6. Чтобы автомобиль не забуксовал на неровной дороге, необходимо заранее позаботиться о включении пониженной передачи.

Особенности вождения легкового авто с прицепом задним ходом

Несомненно, самым сложным маневром при управлении машины с прицепом является передвижение задним ходом. Нижеприведенные советы пригодятся как новичку, так и водителю со стажем:

  1. Начинать ехать задним ходом нужно лишь в том случае, когда прицепное устройство и автомобиль стоят на одной линии.
  2. Если вы хотите повернуть прицеп вправо, то следует сдавать влево и, наоборот, для разворота спецтехники в левую сторону необходимо крутить руль вправо. Это основа вождения машины с прицепом задним ходом.
  3. Совершая маневр, необходимо двигаться равномерно, без скачков и рывков. Поскольку прицеп не имеет собственных тормозов, в случае резкой остановки он продолжит движение по инерции.

Прицеп — это уникальное транспортное средство, которое помогает перевозить негабаритные грузы. Управление машиной с прицепом имеет свои особенности и правила, следуя которым, вы обеспечите себе безаварийную и комфортную езду. Соблюдая скоростной режим и зная принципы поведения спецтехники при различных маневрах, вы без проблем довезете нужный груз до места назначения.

Материалы: http://www.avtobeginner.ru/articles/87211/how-to-drive-a-car-with-a-trailer.html

2 ≫

Послушность, с которой прицеп катится за легковой машиной по шоссе, обманчива. На изменение дорожных условий или действия водителя он может отреагировать неожиданно резко. Чтобы поездка была безопасной, надо знать особенности управления автопоездом.

Особенности движения автомобиля с прицепом.

Поведение одиночных машин на дороге зависит в основном от управляющих действий водителя, собственных конструктивных особенностей (характеристик подвески, рулевого управления, шин) и внешних сил. А состава — еще и от влияния его звеньев друг на друга. Причем, как правило, одновременно возникают и взаимодействуют несколько факторов.

По сравнению с автомобилем у автопоезда:

  • динамические характеристики ниже из-за большей массы и возросшего сопротивления движению1;
  • габаритный коридор (рис. 2) больше;

О1 и О2 – центры поворота;

Ва и Вт – габаритные коридоры автопоезда и одиночной машины.

Чем круче поворот, тем больше габаритный коридор автопоезда.

  • движение задним ходом затруднено — обзорность ограничена, а прицеп склонен к резкому изменению траектории при наезде одним колесом на дорожную неровность (камень или выбоину);
  • управляемость и устойчивость хуже2. При резкой манере управления автопоездом прицеп может раскачаться и выйти за пределы полосы движения, следовательно — повредить идущие рядом
  • автомобили, опрокинуться, спровоцировать занос тягача или складывание состава.

Колебания прицепа, движущегося за автомобилем, одновременно могут быть в разных направлениях. Упрощенная классификация:

вертикальные колебания прицепа (рис. 3) — раскачка вверх-вниз. Они быстро затухают при исправных амортизаторах прицепа и поэтому мало влияют на поведение автопоезда;

горизонтальные колебания прицепа (курсовые, рис. 5) — в плоскости дороги. Машина едет прямо, а прицеп — по синусоиде. Такие колебания, вызванные резким маневром, порывом бокового ветра, переездом неровности и т.п., как правило, гаснут сами. Но иногда, преимущественно у прицепов с независимой подвеской3, их амплитуда растет до определенной величины, свойственной каждому прицепу, и остается неизменной. Увеличивать скорость опасно — курсовые колебания всегда сопровождаются поперечными;

Рис. 5. Горизонтальные колебания прицепа.

поперечные колебания прицепа (рис. 6) — переваливание с боку на бок. При слишком высоком положении центра тяжести прицепа возникают на неровностях дороги и могут его опрокинуть.

Занос (складывание) автопоезда (рис. 7) вероятен на скользком спуске или повороте. При резком изменении траектории движения и замедлении состава прицеп разворачивает машину.

Влияние параметров автомобиля и прицепа на управление автопоездом

Влияние массы автомобиля на управление автопоездом. Чем тяжелее машина и легче прицеп, тем меньше он влияет на управляемость автопоезда.

Рекомендации по управлению автомобилем с прицепом

Прицеп должен соответствовать грузу. Например, домашние вещи и стройматериалы удобнее возить в универсальном, а лодки, водные мотоциклы, снегоходы и т.п. — на специальном. Он спроектирован с учетом особенностей такой техники, у него, как правило, предусмотрены места ее крепления и средства погрузки.

  • полная масса — не больше разрешенной изготовителем автомобиля, которым предполагают буксировать прицеп4;
  • вертикальная статическая нагрузка на шар сцепного устройства при полной массе — соответствует требованиям автозавода5;
  • длина — не более 1,5 длины автомобиля6;
  • отношение базы прицепа к расстоянию от задней оси машины до центра шара сцепного устройства (см. рис. 1) — не менее 1,55;
  • ширина — не более чем на 200 мм шире автомобиля с каждой стороны6;
  • высота — не более 1,8 колеи6;
  • отношение высоты центра тяжести при полной нагрузке к колее — не более 0,725;
  • дорожный просвет (клиренс) — не меньше, чем у машины;
  • допускаемая скорость движения в составе автопоезда полной массой — больше разрешенной изготовителем автомобиля и Правилами дорожного движения.

Кроме того, желательно, чтобы у машины и прицепа были одинаковы:

  • высота расположения центров шара сцепного устройства и сферы сцепной головки7 — когда дышло прицепа горизонтально, его меньше бросает в сторону при движении состава задним ходом и
  • наезде колесом на неровность;
  • колея — прицеп будет легче буксировать по уже проложенному автомобилем следу на мягком грунте (песке, грязи) или в дорожной колее;
  • колеса и шины (тип, модель, размер), чтобы их характеристики отличались как можно меньше и было не нужно дополнительное запасное колесо.

В пределах указанных соотношений лучше выбирать прицеп, у которого:

  • максимальные база и колея;
  • минимальные высота центра тяжести и снаряженная масса.

Движение автопоезда

Если нет навыков управления автопоездом, полезно потренироваться на свободной площадке. Чтобы понять изменение тормозных свойств состава — несколько раз затормозить с невысокой (около 40 км/ч) скорости на прямой и в повороте. Для привыкания к габаритам — сымитировать перестроение, парковку, въезд в ворота задним ходом (рис. 8).

I – Трогаясь с места, повернуть управляемые колеса машины в сторону противоположную повороту – “сломать” автопоезд.

II – Продолжая движение, вращать рулевое колесо в сторону поворота до тех пор, пока автопоезд не начнет ехать по выбранной траектории.

III – Когда прицеп займет нужное положение, вращать руль обратно, чтобы выровнять состав.

Длина предохранительных цепей (тросов) должна быть такой, чтобы дышло висело на них свободно. Иначе при аварийном разъединении движущегося состава оно упрется в дорогу и опрокинет прицеп. Чересчур длинные цепи нужно укоротить, хотя бы намотав излишек на дышло.

Размещать груз нужно так, чтобы при полной массе прицепа нагрузка на сцепной шар не превышала разрешенную автозаводом (рис. 9). В крайнем случае, можно довериться собственным ощущениям — дышло правильно сбалансированного прицепа человек поднимает легко (нагрузка около 30 кгс).

Давление в шинах прицепа должно соответствовать требованиям завода-изготовителя и отличаться слева и справа не более чем на 0,1 атм. В задних колесах автомобиля его полезно увеличить на 0,2 атм от нормы, установленной автозаводом для одиночной машины.

  • Действия водителя должны быть предсказуемы и понятны другим шоферам. Они, особенно встречных и обгоняемых машин, часто видят прицеп в последний момент.
  • Начинать движение, разгонять автопоезд, менять полосу движения, обгонять и тормозить нужно очень мягко, плавно, без рывков. Иначе прицеп будет сильно дергать и толкать автомобиль.
  • Управлять составом легче, когда машина загружена больше прицепа. В самом неблагоприятном случае, если она пустая, лучше переложить в нее часть груза.
  • Дистанцию в потоке автомобилей нужно увеличить. Например, между одиночными машинами при 80 км/ч она примерно равна 40 м, а при буксировке прицепа — больше на 15-20 м.
  • На перекрестках (рис. 10), поворачивая направо, лучше вести автопоезд ближе к левой стороне полосы движения и вращать рулевое колесо, когда задние колеса машины будут примерно у края тротуара пересекаемой проезжей части. При левом повороте наоборот — вначале ехать правее и выбирать траекторию движения так, чтобы прицеп не задел пропускающие состав автомобили.

Редакция благодарит специалистов отдела исследования безопасности автомобилей (ОИБА) Дмитровского автополигона (НИЦИАМТ) за помощь в подготовке материала.

1 Например, у машины полной массой 1,5 т с полуторалитровым 70-сильным двигателем, буксирующей 350- килограммовый универсальный прицеп без тормозов:

максимальная скорость меньше на 15%;

время разгона с места до 80 км/ч больше на 40%;

тормозной путь на сухом асфальтобетоне со скорости 80 км/ч длиннее на 86%.

2 По ОСТу 37.001.471-88 скорость прохождения автопоездом и одиночным автомобилем «Переставки» (имитация объезда внезапно возникшего препятствия) должна быть не менее соответственно 62 и 83 км/ч, а входа в поворот – 65 и 72 км/ч.

3 В независимой подвеске левое и правое колеса не связаны между собой жестко. Вертикальные перемещения одного не передаются на другое, но, особенно в подвесках на поперечных или косых рычагах, колесо наклоняется и поворачивается. Это делает движение прицепа неустойчивым.

4 По ОСТу 37.001.220-93 «Караваны и легкие прицепы. Параметры, размеры. Общие технические требования» она не должна быть больше снаряженной массы автомобиля.

5 Эта нагрузка может быть: для прицепов без тормозов — от 250 до 1000 Н (ОСТ 37.001.220-93); для прицепов с тормозами — в зависимости от соотношения допустимых полных масс автомобиля и прицепа (ОСТ 37.001.484-89)

6 По ОСТу 37.001.220-93 максимальные габариты прицепа ограничены: длина — не более 8 м, ширина — 2,3 м, высота – 3 м.

7 По ОСТу 37.001.220-93 высота расположения центра сферы сцепной головки горизонтально расположенного прицепа полной массой может быть 350-420 мм.

8 Колею часто накатывают даже в левых полосах автомагистралей, а зимой ее образуют снежные валы на нечищенной проезжей части.

Навигация:

Облако тегов

  • Вы здесь:  
  • Главная
  • Автошкола
  • Экстремальное вождение
  • Управление легковым автомобилем с прицепом

Сегодняшний день в автоистории

© 2017 Руководства по ремонту. Штрафы ГИБДД. Тюнинг. Автоюрист. Автообои

Материалы: http://www.autosecret.net/avtoshkola/extrim/214-upravlenie-s-pricepom

3 ≫

Журнал добавлен в корзину.

ЗА РУЛЕМ АВТОМОБИЛЯ С ПРИЦЕПОМ

Кандидат технических наук Д. Зыков

Одной из верных примет начавшегося дачного сезона можно считать возросшее в несколько раз по сравнению с зимой количество легковушек с прицепом, который значительно усложняет управление автомобилем. Нынешнее занятие автошколы мы посвятим некоторым особенностям вождения таких "автопоездов".

Рекомендации по подготовке прицепа к поездке касаются проверки его технического состояния. Увы, многие автомобилисты ее не проводят и в результате попадают в неприятные, а иногда и весьма опасные ситуации.

Что же должен сделать автомобилист перед тем, как выехать на дорогу на машине с прицепом? Прежде всего, нужно проверить состояние прицепного устройства. Замок должен быть в исправном состоянии (это же относится к его предохранителю) и надежно фиксироваться в закрытом положении. Не забудьте о страховочных цепях или тросиках. На машине для них нужны надежные крепления. Шар сцепного устройства (фаркоп) промажьте графитной смазкой, это уменьшит трение и улучшит электрический контакт между прицепом и тягачом.

После проверки сцепки проконтролируйте состояние колесных подшипников. Для этого достаточно приподнять борт прицепа и прокрутить колесо рукой. Далее проверьте давление в шинах. В целях безопасности шины на одной оси прицепа должны быть одинаковыми. Не забудьте об амортизаторах. Если они неисправны (еще хуже - если неисправен один из них), прицеп будет "кидать" на дороге из стороны в сторону. В экстремальных случаях "разгулявшийся" прицеп может сбросить машину с дороги.

Проверьте работу фонарей. Часто бывает, что лампы на прицепе горят в полнакала, а при включении, например, стоп-сигнала загораются поворотники. Такое случается из-за плохого контакта с "массой". Улучшить его можно, соединив медным проводом кузов автомобиля с дышлом прицепа.

Проконтролируйте состояние бортов и тента: они должны надежно крепиться и закрываться.

Поклажу укладывайте так, чтобы центр тяжести груза был как можно ниже и ближе к оси. Лучше сместить груз немного вперед, чем перегрузить корму тележки. В любом случае дышло загруженного прицепа (речь идет о легковом автомобиле) не должно давить на фаркоп с усилием более 50 кг.

Когда у прицепа перегружена корма, он приподнимает заднюю часть тягача, снижая тем самым эффективность задних тормозов и перегружая переднюю подвеску. Когда перегружен передок, дышло давит на фаркоп и приподнимает переднюю часть автомобиля. В этом случае перегруженная машина может не слушаться руля, а переднеприводной автомобиль забуксует даже на асфальте.

Машина с прицепом почти вдвое длиннее, значит, для обгона ей нужна вдвое большая дистанция, чем обычно. Кроме того, динамика автопоезда заметно хуже, чем у одиночного автомобиля, из-за этого "добавить" в скорости во время обгона бывает очень сложно. Поэтому, принимая решение обогнать идущий впереди автомобиль, реально оцените возможность маневра. Обгоняйте только на ровных, хорошо просматриваемых участках дороги. Помните, что машине с прицепом сложнее "нырнуть" в правый ряд при возникновении опасности на соседней или встречной полосе.

Когда вас обгоняет большегрузный автомобиль, потоком воздуха прицеп вашей машины сначала отбрасывает в сторону от грузовика, а затем, наоборот, прижимает к нему. В таких случаях следует либо принять вправо, либо плавно снизить скорость - пусть себе обгоняет. Если же, наоборот, вы обгоняете грузовик или автобус, то в тот момент, когда машины поравняются, ваш прицеп потоком воздуха будет отжиматься влево.

Каждый знает, что у автомобиля с прицепом маневренность значительно хуже, чем без него. При резких маневрах прицеп может раскачаться влево-вправо. Такая же опасность ожидает вас на неровной дороге, особенно на спусках, где в жаркую погоду на асфальте образуется так называемая "стиральная доска" (многочисленные мелкие кочки).

Кроме того, у машины с прицепом возрастает ширина габаритного коридора. Чем больше расстояние от фаркопа до оси прицепа, тем больше места занимает автопоезд в повороте. Выполняя поворот на перекрестке, оставляйте между бортом машины и бордюром не менее 1,5 метра, иначе прицеп заедет на тротуар. Этим же правилом пользуйтесь при объезде любых других препятствий. Перестраиваться на соседнюю полосу можно, если дистанция между машинами в этом ряду в 4-6 раз больше длины вашего автопоезда.

С прицепом сложно ездить по грунтовым дорогам. Там, где одиночной машине удается проехать между колеями, с прицепом такой фокус не проходит. Если прицеп сползет в одну колею, тягач неизбежно окажется в другой. Вылезти из такой ловушки бывает непросто (см. "Наука и жизнь" № 5, 2001 г.). На проселочной дороге лучше двигаться по колее или искать объезд. Труднопроходимые участки преодолевайте на пониженной передаче, заранее включая ее перед препятствием. Переключение скоростей в луже или в грязи почти всегда приводит к тому, что машина застревает. Разгон начинайте только после того, как задняя ось прицепа проедет препятствие. Если приходится преодолевать брод, то выбирайте пологие съезды. На выезде не должно быть поворотов, хотя бы на расстоянии, равном длине вашего автопоезда.

Самый сложный элемент в управлении машиной с прицепом - езда задним ходом. Трудность заключается в том, что руль нужно поворачивать в сторону, противоположную направлению поворота прицепа. Если вы хотите, чтобы прицеп ехал направо, руль крутите влево, и наоборот. Для того чтобы этому научиться, нужно выбрать свободную площадку и потренироваться. Чем длиннее прицеп, тем легче им управлять при езде задним ходом. Нужно только не торопиться и не крутить руль резко.

Во время движения задним ходом прицеп может "сложиться" - встать перпендикулярно автомобилю. В такой ситуации продолжать движение назад нельзя: дышло может согнуться, а сам прицеп помнет заднюю часть машины. Лучше тронуться вперед, "растянуть" состав и повторить маневр. Если в какой-то ситуации проехать задним ходом не удается, отцепите прицеп и перекатите его руками - будет быстрее и спокойнее. Помните, что на некоторых прицепах, оснащенных инерционной тормозной системой, перед началом движения назад тормоза нужно заблокировать, иначе колеса застопорятся.

Если вы будете соблюдать все наши рекомендации, можете смело нагружать прицеп и отправляться в путешествие.

Кандидат технических наук Д. Зыков. Бюро справок

Требования к уровню подготовки водителя автопоезда изложены в Инструкции по применению Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений (Приложение к приказу МВД РФ от 30 декабря 1997 года № 860). Вот что, в частности, в ней говорится: если разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массы снаряженного автомобиля, относящегося к категории "В", а также разрешенная максимальная масса сцепленного состава из автомобиля (тягача) и прицепа не превышает 3500 кг, при управлении ими достаточно водительского удостоверения с разрешающей отметкой в категории "В". Водители, имеющие право на управление транспортными средствами категорий "В", "С" и "D", могут управлять ими также при наличии прицепа с максимальной массой (масса самого прицепа плюс максимальная масса груза, разрешенная инструкцией завода-изготовителя. - Прим. ред.), не превышающей 750 кг. Для поездок с более тяжелым прицепом в водительском удостоверении должна быть разрешающая отметка в категории "Е".

Разрешенная максимальная масса прицепа, не оборудованного тормозами, в соответствии с положениями пункта 17 Приложения 5 к Конвенции о дорожном движении (принята в Вене 8 ноября 1968 года), не должна превышать половины массы тягача с водителем, но без нагрузки. Вес водителя принимается равным 75 кг, а вес машины берется из заводских паспортных данных. Например, для "Жигулей" (их вес по паспорту - 1450 кг) максимальный вес прицепа не должен превышать: (1450+75):2=762,5 кг. Легкий прицеп с инерционной тормозной системой можно буксировать, если его разрешенная максимальная масса не превышает разрешенную максимальную массу тягача, но только в том случае, когда в заводской технической характеристике автомобиля нет ограничения по массе буксируемого прицепа. Для большинства отечественных автомобилей ограничение существует - 500 кг.

Если разрешенная максимальная масса тягача и прицепа превышает 3500 кг, то управлять таким автопоездом имеет право водитель, у которого в водительском удостоверении есть разрешающие отметки в категориях "В"+"Е" или "С"+"Е".

Все материалы сайта принадлежат редакции

журнала «Наука и жизнь»

Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Материалы: http://www.nkj.ru/archive/articles/4214/


Back to top