Замена передней втулки стартера, Пособие автомобилиста

1 ≫

Прорблема: Стартер с трудом проворачивает двигатель, «заедает» и останавливается. При этом аккумуляторная батарея в порядке – заряжена. Причина «заедания» стартера – якорь задевает за статор. Зазор между якорем и статором стартера составляет десятые доли миллиметра, поэтому малейший перекос вала якоря стартера относительно статора приводит к касанию полюсов якоря о полюсы статора. Перекос вала якоря стартера происходит вследствие износа подшипников скольжения, в которых вращается якорь (износ шеек вала якоря незначителен). Более интенсивно изнашивается передний подшипник, т.к. на него приходится основная нагрузка. Подшипники представляют из себя латунные втулки. Передний подшипник крепится(вставляется с натягом) в отверстие в картере сцепления. Задний подшипник крепится в задней крышке(кожухе) стартера. Стартер с постоянными магнитами статора имеет дополнительный подшипник на передней крышке стартера. Стартер с обмотками статора (BOSCH 00 208 416 (417) WV AUDI 055 911 023 J) подшипника на передней крышке не имеет.

Лечение. Отсоединяем провода с + аккумулятора, отсоединяем провода от стартера.

Выкручиваем нижний длинный болт крепления стартера и вкручиваем его с противоположной стороны – это необходимо для «крепления» двигателя к передней опоре, иначе он «нырнет» вперед. Можно поддомкратить (гидравлическим домкратом) двигатель за коробку передач ближе к левому колесу. Выкручиваем оставшиеся два болта крепления стартера и снимаем стартер. Как упоминалось выше, втулка вставлена в картер сцепления с небольшим натягом. Чтобы ее извлечь потребуется метчик М12 (внутренний диаметр втулки 11мм) и патрон от дрели. Вставляем метчик в патрон, зажимаем, далее аккуратно пробуем вкрутить во втулку (нарезать резьбу). Это надо делать очень осторожно, т.к. сталь метчика очень хрупкая (особенно на морозе;) и малейший перекос с усилием – метчик сломался – хвостовик остается в руке — режущая часть во втулке – все крандец, приехали. Не, не крандец. Длина втулки около 14мм, значит в руке осталось около 10-20мм режущей части метчика. Берем гайку(или старую втулку) с резьбой М12 (как у метчика) и наворачиваем на сломанный метчик (если обломалось так, что не на что накрутить — берем болт длинной сантиметров 10 и с соответствующей резьбой и вытачиваем канавки как у метчика или бежим за новым метчиком). Метчик (как правило для этих случаев) имеет 3 канавки, в эти то канавки и вставляем гвозди (под гайку) нужного размера так, чтобы концы гвоздей выступали за торец метчика примерно на 10мм., смотри рис.1. Теперь эту конструкцию надо попытаться вставить во втулку с обломанным концом метчика — получится не с первого раза, а далее попытаться выкрутить обломок.

Если втулка посажена без большого натяга (заводская сборка, заводская втулка — втулка не менялась) то после 1-3 оборотов метчика она начнет прокручиваться и её можно осторожно без перекосов «вывернуть» метчиком. Если втулка «прикипела» то необходимо нарезать в ней резьбу на 5-8 оборотов, затем вынуть метчик и вместо него вкрутить подходящий болт и за него уже вытаскивать втулку. Новая втулка вставляется и слегка запресовывается.

После нескольких замен , новая втулка уже вставляется легко от руки. Однако в процессе эксплуатации это приводит к тому, что втулка может провернуться в посадочном отверстии а далее со временем посадочное отверстие разбивается, образуется эксцентриситет в отверстии картера, что приводит к перекосу вала стартера и далее — заедание стартера – невозможность пуска двигателя. Как выяснилось из общения с различными сервисменами это довольно распространенная болезнь гольфов и пассатов старше 10 лет.

Мне удалось вылечить это следующим способом.

0. Определяем размер эксцентриситета.

1. а. Вытачиваем (приобретаем, заказываем) втулку большего(на величину

эксцентриситета) наружного диаметра. Удаляем лишний металл.

б. Берем новую втулку и напаиваем сбоку припой несколько мм. Лишнее удаляем.

2. Вставляем втулку с небольшим натягом.

3. Если стартер с постоянными магнитами то его лучше заменить на стартер с обмотками на статоре – у такого стартера зазор между якорем и статором больше и следовательно допустимый перекос вала тоже больше (на разборке стартер стоит примерно 2500 руб., при покупке обратить внимание на состояние хвостовика — это который во втулку будет вставляться — он должен быть без задиров, отполированный). Оптимально заменить также заодно заднюю втулку стартера, чтобы «забыть» о проблеме надолго. Кстати заодно можно заменить щетки, раз уж стартер разобран, щетки можно взять от ваз-2108 и немного обточить. Штатные щетки приварены, но можно и припаять аккуратно мощным паяльником, тоководы щеток во время пайки пережать круглогубцами чтобы не залудились, иначе тоководы потеряют гибкость. Вот и всё, удачи в ремонте!

2 Комментариев

оргомное спасибо а то в сервисе мне хотели каробку снимать

Материалы: http://sanekua.ru/zamena-perednej-vtulki-startera/

2 ≫

Конструкция стартеров на ВАЗ 2109 отличается достаточно неплохими показателями надежности. Но по мере эксплуатации и с течением времени они все равно выходят из строя.

Внешний вид устройства

Чтобы разобраться в особенностях ремонта, необходимо для начала изучить конструкцию стартера и разобраться, как оно работает на благо вашего автомобиля.

Начнем с конструкции. Она включает четыре основных узла.

По нему через четыре щетки передается постоянный ток

Муфта свободного хода с шестеренкой

Муфта или бендикс приводит в работу маховик двигателя вашего автомобиля

Служит для выдвижения бендикса с шестеренкой при включении электроприбора

Обеспечивают легкое вращение муфты, ротора, шестерни. Одна втулка находится внутри стартера, а вторая — в картере сцепления.

Схема устройства

Ознакомившись со схемой стартера, можно обсудить принцип его работы.

Начинать диагностику стартера лучше еще до того, как вы его сняли.

После демонтажа некоторые признаки поломки, по которым можно определить источник проблем, определить уже не удается.

К признакам неисправности элемента относят:

  • Во время запуска двигателя возникает необычный шум;
  • Полное отсутствие или медленное вращение стартера;
  • Вращение происходит, но зацепления шестеренки с венцом бендикса нет;
  • Агрегат вращается с бендиксом, но потом сцепление разрывается;
  • Поворачивая ключ в замке зажигания, наступает тишина.

Проверка демонтированного узла

Прежде чем винить во всем стартер, не поленитесь заглянуть под капот и проверить состояние контактов клемм и разъемов. Также обратите внимание, все ли в порядке с аккумулятором. Только после этого можно приниматься за стартер.

Чтобы провести диагностику, вооружитесь обычным тестером с режимом вольтметра.

  1. Клеммы АКБ соедините с полюсами вашего измерительного прибора. Потребуется помощник, который будет за рулем.
  2. Присоединив клеммы к вольтметру, смотрите на показания прибора. Если аккумулятор исправен, данные составят 11-13 В.
  3. Поверните ключ зажигания, и в этот момент замерьте напряжение. Если потери составляют всего 1-2 Вольта, тогда стартер работает нормально, сопротивления не оказывает.
  4. При снижении параметров вольтметра в 2 раза и более, причина в стартере. А точнее его втулках или щетках.
  5. Снимите стартер и проверьте реле. К его выводам на корпусе подключите клеммы аккумулятора и передайте его 12 В. Если обгонная муфта при этом переместится в передней крышке, тогда реле работает отлично. Если нет, замените его.

Что ж, проверка показала, что нужно ремонтировать стартер. Потому первым делом его демонтируем.

  1. Зафиксируйте машину в неподвижном состоянии, включив ручник и подставив стопоры под колеса.
  2. Минусовую клемму от АКБ откиньте в сторону. Так вы лишите питания свой автомобиль.
  3. Отключите разъем проводов от вывода втягивающего реле стартера.
  4. Открутите крепежную гайку с контактного болта реле, снимите провод.
  5. Если защита картера имеется, снимите ее. Тут просто откручиваются все болты.
  6. 2 гайки фиксации стартера откручиваются снизу моторного отсека. А вот третья удобнее снимается изнутри подкапотного пространства.
  7. Сняв крепежи и отключив проводку, можете смело доставать из картера сцепления ваш стартер.

Перед началом работ обязательно зачистите устройство от скопившейся грязи, чтобы она не попала внутрь конструкции и не свела все усилия по ремонту на нет.

Далее вам предстоит поочередно проверить состояние и предпринять соответствующие меры по устранению проблем со следующими компонентами стартера:

Теперь обо всем поочередно.

Щетки

Сначала оцените, в каком текущем состоянии находятся щетки. Именно они в большинстве случаев становятся источником проблем со стартером.

  1. Открутите пару винтов, которые удерживают защитную крышку. Теперь крышку легко снять.
  2. Отверткой снимите с вала стопорное кольцо, а также не забудьте про регулировочные шайбы.
  3. Открутите еще 2 гайки стяжных шпилек. Снимите крышку со стороны коллектора.
  4. Отожмите при помощи отвертки пружины и извлеките щетки из держателя.
  5. Замерьте щетки штангенциркулем или линейкой. Если высота составляет менее 12 миллиметров, щетки подлежат замене.
  6. Также элементы лучше заменить, если на поверхности есть сколы, трещины и прочие дефекты.

Щетки

Якорь

Если со щетками все хорошо, следующим подозреваемым будет якорь.

  1. Снимите корпус со стартером.
  2. На якоре посмотрите на состояние коллектора, проверьте, цела ли обмотка.
  3. При наличии нагара на коллекторе или признаков пробоя, зачистите эти участки мелкой наждачкой.
  4. Проверьте с помощью мультиметра в режиме омметра обмотки якоря и статора.

Обгонная муфта

Параллельная проверка обгонной муфты с якорем позволит заодно заменить последний.

Для получения доступа к муфте вам предстоит извлечь якорь из передней крышки. Заодно поменяете его, если есть необходимость.

  1. Снимите стопорное кольцо, расположенное возле обгонной муфты.
  2. Снимите ограничительное кольцо.
  3. Демонтируйте пластиковый упор рычага, что позволит достать якорь.
  4. Достаньте промежуточную опору с вала.
  5. Проверьте, в каком состоянии находятся зубья шестерни. Если имеются дефекты, узел меняется на новенький.

Бендикс или обгонная муфта

Тяговое реле

Замена тягового реле необходима в том случае, если при подаче напряжения на его выводы обгонная муфта не выдвигается. Иногда ВАЗ 2109 оснащается разборными реле. Но все же лучше не ремонтировать, а заменить новой релюшкой.

  • Чтобы снять реле, открутите два винта, расположенные спереди;
  • Приподнимите реле, отсоедините от рычага якорь;
  • Достаньте релюшку из корпуса, прихватив пружину и якорь. Все элементы при необходимости меняются.

Втулки

При чрезмерном износе втулок не редко нарушается работоспособность стартера. Это обусловлено материалом, из которого они изготовлены — латунь, бронза или медь. Контакт с более прочным металлом провоцирует износ.

Втулки

  1. В случае со стартером ВАЗ 2109 мы имеет одну втулку, расположенную в задней крышке, а также вторую, которую вы найдете в картере сцепления.
  2. Определить наличие дефектов можно визуально. Если на элементах есть сколы, трещины, задиры, прочие дефекты, это говорит об износе.
  3. Попробуйте перемещать поперечно вал стартера. Если ощущается заметный люфт, втулки стартера износились и им нужна замена.
  4. Планируя замену задней втулки, рекомендуется одновременно поменять и саму крышку.
  5. Передняя втулка извлекается из картера метчиком нужного размера. Закрутите метчик, как резьбу, и уперевшись им в дно отверстия, втулка постепенно начнет выходить со своего места.
  6. Прежде чем поставить новую втулку, обработайте внутреннюю поверхность гнезда посадки моторным маслом.

Собирая стартер обратно после ремонта, наиболее значимым советом будет очистка поверхностей от загрязнений. Это позволит существенно продлить срок службы отремонтированного агрегата и избежать поломок в ближайшем будущем.

Приготовьтесь к тому, что попытки отремонтировать стартер не дадут ожидаемого эффекта. В этом случае лучше заменить его полностью или обратиться на проверенный автосервис.

Нажмите, чтобы отменить ответ.

Все про 2109

Как снять и почистить форсунки на ВАЗ 2109 (инжектор)?

Содержание: Расположение Когда требуется замена Снятие и

Причины перегрева двигателя на ВАЗ 2109 (карбюратор, инжектор)

Не секрет, что двигатель — это главный агрегат всего автомобиля. От его работоспособности зависит ваша возможность ездить на машине, расходовать оптимальное количество топлива и не только. Но перегрев — вполне распространенная ситуация, при которой многие допускают серьезные ошибки.

Ремонт выпускного коллектора на ВАЗ 2109 (карбюратор)

Выпускной коллектор — это компонент выпускной системы, который выполняет процесс отвода отработанных газов от цилиндров силового агрегата в выхлопную трубу.

Материалы: http://luxvaz.ru/vaz-2109/325-chto-delat-esli-ne-rabotaet-starter.html

3 ≫

Замена втулки стартера ВАЗ 2109 необходима, когда имеет место чрезмерное осевое биение ротора. Из-за этого пропадает контакт, на роторной обмотке отсутствует масса. Возникают проблемы при запуске двигателя автомобиля, мощность стартера и обороты снижаются.

При замене втулки необходимо полностью разобрать стартер, так как проверить пригодность всех его деталей иначе невозможно. Всю работу можно проделать в гаражных условиях своими руками, не прибегая к помощи напарника, не используя специальные инструменты. Вам потребуются новая втулка, новые щетки, если техобслуживание давно не проводилось.

Для работы вам пригодятся ключи на 13 (рожковые, накидные, торцовые) и ключ на 10, чтобы снять клемму с аккумулятора. Запаситесь ими перед тем, как снять стартер. Сначала снимите минусовую клемму с аккумуляторной батареи, чтобы не получилось короткого замыкания. Если у вашего автомобиля инжекторная система впрыска, то придется демонтировать воздушный фильтр, который находится над стартером.

Снять стартер на ВАЗ 2109 можно двумя способами: через верх и через низ. Если идете по второму пути, то придется на время избавиться от защиты двигателя. Сначала отсоединяете от втягивающего реле стартера два провода: тонкий, который необходим для питания обмотки реле, и толстый, по которому подается напряжение на сам стартер.

Первый просто вытягивается руками. Чтобы отключить второй, необходимо ключом на 13 выкрутить гайку с контакта втягивающего. Когда избавитесь от проводов, уберите их в сторону, чтобы они не мешали. Ключом на 13 теперь нужно выкрутить три гайки, которыми прикручен корпус стартера к блоку сцепления.

Если необходимо, можно воспользоваться торцовыми ключами с карданом. Но, как показывает практика, все работы проводятся без труда накидным ключом. Когда все три гайки выкручены, необходимо потянуть корпус стартера ВАЗ 2109 в правую сторону, чтобы увести со шпилек.

Теперь останется только вытянуть стартер наверх или вниз. Возможно, при вынимании его через верх потребуется немного оттянуть в сторону патрубок, идущий к радиатору системы охлаждения.

Когда достали устройство, положите его на верстак и очистите от грязи. Сначала отсоедините втягивающее реле, которое крепится двумя болтами с головкой под отвертку. Якорь необходимо снять с металлических пластин бендикса. Ключом на 10 открутите заднюю крышку стартера ВАЗ 2109, откроется вид на ось ротора. На ней установлено стопорное кольцо, которое потребуется снять при помощи плоской отвертки.

Корпус стартера ВАЗ 2109 состоит из трех частей, которые стянуты двумя шпильками. При выкручивании гаек на этих шпильках все части устройства разъединяются, поэтому разборка стартера ВАЗ не вызывает особых трудностей. Стоит заметить, что существует два типа устройств: с планетарным редуктором и без него. У них имеются небольшие отличия в коллекторе.

Если установлен планетарный механизм, то щетки стоят параллельно корпусу стартера, а если нет, то перпендикулярно. Втулка запрессована в заднюю крышку, поэтому вам необходимо подготовиться к выпрессовке. Для того чтобы избавиться от старой втулки, вам потребуются молоток и оправка подходящего диаметра. Приставляете ее к детали и резкими ударами выгоняете из посадочного места.

Здесь главное — это баланс, так как чрезмерное усилие может стать причиной того, что по крышке пойдет трещина. А заменить ее ничем не получится, если только удастся найти похожий стартер ВАЗ. Установку новой втулки необходимо проводить в обратном порядке. Оцените, нужна ли замена щеток. Если да, то замените их, ламели на коллекторе очистите при помощи тонкого кусочка металла.

Как проверить стартер ВАЗ 2109 и правильность сборки? Попробуйте сначала подключить его напрямую к аккумуляторной батарее. Ровная и спокойная работа скажет вам о том, что сборка проведена правильно, никаких неточностей в процессе работы не было допущено. Если все собрано так, как следует, можно устанавливать стартер на место.

Если же в процессе разбора выяснилось, что имеют место серьезные дефекты (разрушение корпуса, обмоток), то необходима замена стартера ВАЗ на аналогичную модель. Стоит отметить, что наиболее эффективными в работе считаются механизмы с планетарными редукторами: у них обороты выше, следовательно, запуск осуществляется намного проще. Сборка производится в порядке, обратном тому, в котором происходило снятие стартера ВАЗ. Не забудьте по завершении установить на место воздушный фильтр и клемму аккумулятора.

Мы собрали огромную подборку видео о ремонте, тюнинге и обслуживании автомобилей ВАЗ

Делитесь фотографиями и оценивайте фотографии других пользователей

Материалы: http://expertvaz.ru/2109/zamena-vtulki-startera.html


Back to top