Индекс вязкости масла: что это такое

1 ≫

Когда водители покупают масло, они обращают внимание на то, насколько оно вязкое. Индекс вязкости масла – это величина, позволяющая определить степень вязкости масла в зависимости от температуры. Сравнивая кинематическую вязкость, указанную на коробке, люди определяются с покупкой. Но как определить необходимый индекс вязкости масла для своего автомобиля?

Индекс вязкости показывает зависимость степени вязкости масла от температуры окружающей среды.

Для чего необходимо определять индекс вязкости?

Отличительные качества для моторного масла с высоким индексом следующие:

  • когда запускается холодный двигатель, данная смазочная жидкость более текучая;
  • увеличивается вязкость при повышении температуры двигателя;
  • отлично при использовании гидравлических и всесезонных масел.

Схема изучения этикетки автомасла.

Сам индекс вязкости моторного масла определяют согласно установленному стандарту ASTM D2270 или DIN ISO2909. Разницей данных масел является то, что жидкость, сделанная по одному стандарту, сильно реагирует на повышение температуры, а по второму – практически не реагирует на температурные изменения. Сам индекс вязкости определяется на графике в районе 40 о С, при превышении отметки в 100 о С определение осуществляется расчетным путем.

В зависимости от того, какова масляная структура на молекулярном уровне и в каком количестве содержатся в нем минеральные масла, варьируется сам индекс вязкости. Самым высоким таким показателем обладают масла, созданные на основе парафина. Нафтеновые масла обладают менее высоким показателем – всего до 60, а ароматические масла могут даже иметь отрицательные показатели.

Когда масло очищается, индекс вязкости увеличивается. Это происходит из-за устранения из смазочной жидкости ароматических соединений. Также индекс вязкости увеличивается при помощи гидрокрекинга . Так у полиальфаолефинов показатель достигает отметки в 130, а полиалкиенгликоли и сложные эфиры позволяют увеличить вязкость до 150. Известно, что повысить вязкость можно с помощью ввода дополнительных присадок с содержанием полимеров и загустителей.

Почему так важно сделать верный выбор?

Когда производители создают мотор, они основываются на определенных масляных свойствах, в том числе и на ее вязкости.

Масло должно качественно препятствовать трению поверхностей комплектующих двигателя.

Обозначения вязкости моторного масла.

Когда образуемая пленка недостаточно широкая или когда она вообще отсутствует, возникает контакт «метал-метал». Это чревато повышенным износом двигателя и возникновением в нем задиров. В результате вкладыши проворачиваются, а цилиндры двигателя начинают «прихватываться».

Сама вязкость вплотную влияет на ширину этой пленки. Чем выше масляная вязкость, тем пленка шире. Аналогично, чем меньшей вязкостью жидкость обладает, тем пленка, препятствующая контакту металла с металлом, тоньше.

Известно, что ввиду конструктивных особенностей в узлах двигателя пленка физически не может образоваться. Для предотвращения износа двигателя добавляют специально предназначенные присадки.

Все водители должны придерживаться таких следующих требований по отношению к маслу:

  1. Всегда желательно подбирать масло на основе тех данных, которые при продаже автомобиля дилер указывает в руководстве по эксплуатации двигателя и его обслуживанию.
  2. В соответствии с этим, вязкость не должна быть заниженной, ибо это приведет к преждевременной поломке двигателя или его повреждения поверхностей.
  3. Слишком высокая вязкость чревата затруднительному движению запчастей двигателя. В этом случае масляная прокачка также затруднительная, впоследствии чего возникает отсутствие в узлах смазочной жидкости, что приводит к сухому трению и более высокому расходу топлива.

Чем меньше вязкость масла, тем пуск двигателя легче. В этом случае масляная подача на поверхность цилиндра осуществляется гораздо быстрее. Водитель должен знать о том, что удельная нагрузка, выдерживаемая подшипником, увеличивается при увеличении количества валовых оборотов и при повышении масляной вязкости.

Как осуществляется выбор на основании расшифровки?

Схематическая классификация моторного масла по стандарту SAE.

Сбалансированная вязкость способствует улучшению условий для топливного сгорания при езде. Только масло плохого качества становятся причиной плохого запуска в холодную погоду. Плохой старт осуществляется с трением из-за отсутствия масла в двигателе. Неправильно подобранное масло увеличивает повышенный топливный расход, потому выбор следует делать таким образом, чтобы расшифровка, указанная на упаковке, совпадала с рекомендациями производителя двигателя или автомобиля. Только в этом случае осуществляется комплексный подход к правильной работе двигателя, а, возможно, и к устранению неких неполадок.

Многие водители при покупке масла обращают внимание на цифры SAE. Что же они обозначают? К показателям вязкости с пониженной температурой относятся:

  • 0W – этот показатель символизирует возможность использования даже в условиях мороза, достигающего -35 о С;
  • 5W – используется при чуть более теплых условиях (до -30 о С);
  • 10W – обозначает, что использование масла в условиях мороза, превышающего -25 о С недопустимо;
  • 15W – допустимая температура поднимается до отметки -20 о С;
  • 20W – применимо для более теплых континентов, где морозы являются редкостью (до -15 о С).

С температурными показателями все гораздо проще. Чем выше показатель, тем больше допустимая температура. Если в летнее время температура не превышает 25 о С, а в зимнее – не опускается до аналогичных показателей со знаком «-», то идеальным будет масло с показателями 10W-30.

Какие еще показатели водитель должен знать для достоверной расшифровки

Классификация масла по API.

Чаще всего классификация определяется по API, в которой используются следующие обозначения:

  • S – двигатель, работающий на бензине;
  • C – агрегат работает на дизеле;
  • SJ/CF – разработано как для дизельных, так и для бензиновых двигателей;
  • SC – агрегаты, которые были разработаны до 1964 года;
  • SD – следующее поколение, выпускаемое до 1968 года;
  • SE – предназначено для агрегатов, разработанных в период до 1972 года;
  • SF – год разработки двигателя попадает в область от 1973 до 1988 года;
  • SG – для агрегатов, разработанных в период до 1994 года (предназначение – использование в условиях жесткого эксплуатирования);
  • SH – для бензиновых двигателей, предназначенных для жесткого эксплуатирования и выпускаемых до 1996 года;
  • SJ – для бензиновых двигателей, разработанных до 2000 года и обладающих энергосберегающими характеристиками;
  • SL – разработанные до 2003 года и увеличивающие эксплуатационный срок агрегата;
  • SM – обладают свойствами, идентичными SL в повышенной степени, добавлена устойчивость к окисляющим воздействиям (предназначено для моторов, разработанных и выпускаемых после 2004 года).

Когда водитель решается на смену масла, характеристики должны указывать на возрастающие показатели, превышающие предыдущий тип масла только на пару пунктов. Только при переходе с SD, предназначенных для двигателей старого типа, на SL может возникнуть повышенная «агрессия» масла.

Материалы: http://vseavtomasla.ru/vyazkost/indeks-vyazkosti-masla-eto.html

2 ≫

Индекс вязкости масла — это составная величина, иллюстрирующая изменение вязкости масла с изменением окружающей температуры. Попробуем разобраться, зачем нужно знать индекс вязкости обычному автовладельцу, отчего и зачем меняется вязкость моторного масла.

Вязкость моторного масла, во-первых, является показателем его смазывающих свойств, так как от вязкости зависит качество смазывания, распределение масла на поверхностях трения и, тем самым износ двигателя.

Во-вторых, от вязкости зависят потери энергии при работе двигателя. Чем выше вязкость, тем толще масляная пленка и надежнее смазывание, но тем больше потери мощности на преодоление жидкостного трения.

Простым языком, понятным автолюбителю, можно сказать так: вязкость трансмиссионного масла – это его способность оставаться на поверхности внутренних деталей мотора и при этом сохранять текучесть. Не сложно? Но ведь именно вязкость масла более всего меняется в зависимости от температуры, являясь «переменной» величиной?

Именно поэтому, Американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE) разработана классификация моторного масла по вязкости, которая описывает вязкость трансмиссионного масла того или иного автомобильного масла при разных рабочих температурах. По существу, эта классификация дает диапазон температур, в котором работа двигателя является безопасной, при условии, что производитель мотора допустил моторное масло с такими параметрами к использованию в этом двигателе.

Сам индекс вязкости - это безразмерная величина, т.е. не измеряется в каких-либо единицах, это просто условное число. Чем выше индекс вязкости моторного масла, тем в более широком температурном диапазоне масло обеспечивает работоспособность двигателя.

Другими словами, чем выше индекс вязкости масла — тем жиже масло при низкой температуре, и тем меньше изменяются вязкостные характеристики трансмиссионного масла при высокой температуре. Чтобы обеспечить холодный пуск двигателя (проворачивание коленвала стартером и прокачивание масла по системе смазки) при низких температурах, вязкость трансмиссионного масла не должна быть очень большой. При высоких температурах, наоборот, масло не должно иметь очень малую вязкость, чтобы создавать прочную масляную пленку между трущимися деталями и необходимое давление в системе.

Исходя из этого, для каждого отдельно взятого двигателя производитель определяет компромиссные оптимальные параметры моторного масла. Именно эти параметры, как считает производитель мотора, должны обеспечить максимальный коэффициент полезного действия (КПД) при минимальном износе внутренних деталей мотора при заданных «типичных» условиях эксплуатации.

Увидеть показатель индекса вязкости масла можно в характеристиках трансмиссионного масла, который указывается самим производителем.

На этикетке после аббревиатуры SAE мы видим несколько чисел, разделенных буквой W и тире, например 5W-30 (для всесезонного масла, которое, как правило и используют все автолюбители). Не вдаваясь в сложную терминологию, расшифровать эти надписи по типам трансмиссионных масел можно так:

5W – это низкотемпературная вязкость, которая означает, что холодный запуск двигателя возможен при температуре не ниже -35° С (т.е. от цифры перед W нужно отнять 40). Это та минимальная температура этого масла, при которой масляный насос двигателя сможет прокачать автомобильное масло по системе, не допустив при этом сухого трения внутренних деталей. На работу прогретого двигателя этот параметр никак не влияет.

Больше первая цифра перед W ровным счетом ничего не означает, и на работу прогретого двигателя никак не влияет. Поэтому если Вы живете в регионе, где температура воздуха зимой редко опускается ниже -20°С – Вам по данному параметру подойдет практически любое масло из продающихся на рынке. Другой вопрос, в каком состоянии Ваши стартер и аккумулятор, если они уже слегка подуставшие, им безусловно легче будет завести мотор при -20°С на масле 0W-30, чем если это будет 15W-40.

Второе число в обозначении – высокотемпературная вязкость (в данном случае это 30). Его нельзя так просто, как первое, перевести на понятный автолюбителю язык, так как это сборный показатель, указывающий на минимальную и максимальную вязкость масла при рабочих температурах 100-150°С. Чем больше это число, тем выше вязкость моторного масла при высоких температурах. Хорошо это, или плохо именно для Вашего мотора – знает только производитель автомобиля.

Дополнительно заметим, масла, в зависимости от вязкостных свойств, используются при зимней и летней эксплуатации. Использование зимой летних сортов масел ведет к дополнительному расходу топлива до 8%; использование зимних масел летом — к повышенному износу двигателя, увеличению расхода масла на угар.

От значения вязкости зависит прокачиваемость по масляной системе, отвод тепла от трущихся поверхностей, их чистота. Это обеспечивает масло с меньшей вязкостью. Для уплотнения зазоров в изношенных двигателях при работе с повышенными давлениями требуются масла с более высокой вязкостью.

Качественными маслами являются те, которые имеют небольшую вязкость при отрицательных температурах и обеспечивают хорошую текучесть, минимальные пусковые износы, а при рабочих температурах имеют высокую вязкость (то есть вязкость остается стабильной независимо от температуры) и хорошие смазочные свойства.

Подпишитесь! Новинки, скидки, предложения!!

Материалы: http://1ak.by/stati-i-obzory/indeks-vyazkosti-masel.html

3 ≫

При выборе моторного масла многие автомобилисты обращают внимание на компанию-изготовителя, сезон использования смазки, синтетическое оно или минеральное. А ведь одним из важнейших показателей качества данного продукта является его индекс вязкости.

Основное предназначение моторной смазки – это максимальное уменьшение трения движущихся частей мотора и обеспечение полной герметичности его цилиндров. При создании оптимального смазочного материала возникает серьёзная сложность – как сохранить его эксплуатационные свойства при различных температурных диапазонах работающего двигателя и температуры окружающего воздуха. По приборной доске автомобиля можно отслеживать температуры охлаждающей жидкости, но она не отражает реальную температуру работающего двигателя, которая может достигать +150 градусов и колебаться в широких пределах.

Итак, вязкость моторной смазки – это индекс, характеризующий способность продукта, попавшего на деталь, как можно дольше оставаться на его поверхности, сохраняя свою текучесть. Малая вязкость помогает мотору быстрее завестись при низких температурах, но способствует быстрому износу его деталей. Большая вязкость оберегает агрегат от действия сил трения, но уменьшает мощность мотора и увеличивает расход топлива. Производители моторных масел стремятся найти компромисс, определяющий вязкость смазки, поэтому у разных групп и типов этого продукта индекс вязкости различается в зависимости от условий эксплуатации двигателя.

Классификация моторных смазок, разработанная Американской ассоциацией SAE, наиболее полно отражает вязкость масла в широком температурном диапазоне, который является безопасным для двигателя. Безусловно, при выборе смазки для мотора своего автомобиля необходимо не только правильно выбрать для него нефтепродукт, но и обязательно руководствоваться рекомендациями компании-изготовителя машины.

Вязкость масла – единица, характеризующаяся двумя состояниями: кинематическим и синтетическим. Текучесть моторной смазки, согласно стандарту, измеряется при температурах от 40 до 100 °С. Именно текучесть определяет величину кинематической вязкости масла. Измеряют этот показатель в сантистоксах (cST) или капилляр-визкозиметрах (cCT). Последний индекс показывает, за какое время масло вытечет из сосуда под воздействием силы тяжести.

Динамическая вязкость – несколько иной показатель. Он отражает силу сопротивления, которая возникает, если перемещать 2 слоя масла, расположенных на расстоянии 10 мм друг от друга. Площадь слоёв должна быть ровно 1 кв. см, а скорость перемещения 10 мм/сек. Динамическая вязкость не зависит от величины плотности моторного масла.

Кинематическая вязкость отличается от динамической и зависит от плотности смазки. Если рассматривать численный показатель этой разницы, то, например, если масло парафиновое, то кинематическая составляющая будет на 16-22% больше, чем динамическая. А вот меньшая разница индекса (9-15%) говорит, то масло нафтеновое.

Покупая новую смазку для двигателя, часто задаются вопросом: а можно ли лить её в агрегат, и что обозначают цифры и литеры кода вязкости? Расшифровка закодированного значения не займёт много времени, если вы будете знать её основные правила. Индекс вязкости по классификации SAE укажет, к какому типу масел относится ваш продукт. Если он содержит цифру и литеру W, то масло зимнее. Если только цифру, то летнее, а при наличии циферно-буквенного обозначения, разделённого дефисом – эта смазка всесезонная.

У каждого автомобилиста должно быть такое универсальное устройство для диагностики своего автомобиля. Сейчас без автосканера просто никуда!

Произвести чтение, сброс, анализ всех датчиков и настройку бортового компьютера автомобиля Вы сможете самостоятельно с помощью специального сканера.

Например, какую информацию нам даст расшифровка аббревиатуры 5W30? Сразу видим, что масло моторное всесезонное. Холодный запуск движка при использования смазки с такой вязкостью может произойти при минимальной температуре – 35 °С. (Во всех случаях от первой цифры, стоящей перед литерой W, необходимо отнимать число 40). При более низкой температуре масло загустеет и не даст двигателю нормально работать. Если вы проживаете в климатическом районе, где не бывает таких экстремальных температур, то покупать смазку 5W30 незачем.

Число после дефиса обозначает высокотемпературную вязкость. Перевести на понятный простому обывателю язык этот показатель довольно трудно. Скажем только, что она определяется диапазоном вязкости смазки при температуре от 100 до 150 °С. Величина этого значения говорит о вязкости масла во время работы двигателя. На высокую вязкость укажет большее число, на низкую – меньшее. Автолюбитель должен знать, какая вязкость рекомендована его автомобилю заводом-изготовителем и руководствоваться при выборе масла этим параметром.

При выборе моторного масла для своего авто необходимо руководствоваться несколькими критериями. Самое главное, не забывайте рекомендации, указанные в сервисной книге машины. Кроме этого, обратите внимание, какой тип двигателя имеет автомобиль, на каком топливе он работает, грузоподъёмность машины и прочие тонкости. Лить масло без учёта таких характеристик рискованное дело.

В климатических зонах, где в течение одного сезона температурный диапазон может существенно изменяться, необходимо выбирать моторную смазку очень осторожно. Чем больше индекс вязкости, тем масло плотнее. Кинематическая вязкость смазки значительно изменяется при повышении температуры, а, следовательно, изменяются и эксплуатационные характеристики масла. Масло 5W30 идеально подойдёт для холодного пуска двигателя при температуре воздуха окружающей среды до – 35 °С, а вот масло с повышенной плотностью 20W можно использовать при аналогичном показателе до – 15 °С.

Ниже приведённая таблица показывает, какой индекс вязкости соответствует заданной температуре окружающей среды.

Нулевой показатель зимнего масла рекомендован для самых низких температур, а самый большой индекс вязкости характерен для смазки, используемой в мягких климатических зонах.

Для удобства таблица разделена на два подраздела, для зимнего масла и летнего. Расшифровка первых цифр кода вязкости моторной смазки окажется проще, если эта таблица будет у вас всегда под рукой.

Вязкость масла для двигателей – главный показатель, которым нужно руководствоваться при выборе смазки. Индекс этого показателя укажет, для каких моторов подойдёт масло и в каких температурных условиях они могут применяться. Расшифровка кода, указанного на упаковке продукта, с нашей таблицей не составит труда.

Вам все еще кажется что диагностика авто это сложно?

Если вы читаете эти строки, значит у вас есть интерес сделать что-то самому в машине и реально сэкономить, потому что вам уже знакомо что:

  • СТО ломят большие деньги за простую компьютерную диагностику
  • Чтобы узнать ошибку надо ехать к специалистам
  • В сервисах работают простые гайковерты, а хорошего спеца не найти

И вы конечно устали выбрасывать деньги на ветер, а о том чтобы кататься по СТО постоянно не может быть и речи, тогда вам нужен простой АВТОСКАНЕР ELM327 , который подключается к любому авто и через обычный смартфон вы всегда найдете проблему, погасите CHECK и неплохо сэкономите.

Мы сами протестировали этот сканер на разных машинах и он показал отличные результаты, теперь мы его рекомендуем ВСЕМ! Чтобы вы не попались на китайскую подделку, мы публикуем тут ссылку на официальный сайт Автосканера.

Материалы: http://tuningkod.ru/tyuning-avtomobilej/motornye-masla/indeks-tablica-rasshifrovka-vjazkosti-motornogo-masla.html


Back to top