Устройство, регулировка и ремонт карбюратора автомобиля ГАЗ-3307

1 ≫

Согласно техническим характеристикам, расход топлива грузового автомобиля ГАЗ-3307 с бензиновым двигателем ЗМЗ-5231.10 составляет 19,6 л на скорости 60 км/ч, при скорости 80 км/ч расход возрастает до 26,4 л. Но таких показателей практически невозможно достичь на груженом автомобиле, тем более в городских условиях.

Пример классического грузовика марки ГАЗ 3307

Следует отметить, что карбюраторы в настоящий момент активно вытесняются инжекторными системами впрыска, в которых регуляция пропорции бензин/воздух осуществляется автоматически, но, тем не менее, осталось еще очень много автомобилей, в которых используется традиционная карбюраторная система. К ним относятся и грузовой автомобиль ГАЗ-3307.

Карбюратор бензинового двигателя ГАЗ-3307

На автомобиле ГАЗ-3307 устанавливается карбюратор К-135. Он является модификацией К-126, имея практически такое же устройство, отличаясь лишь диаметром жиклеров и в отдельных вариантах диффузоров.

Принцип работы К-135

Карбюратор служит для приготовления качественной топливной смеси. Воздушный поток с бензином смешиваются в необходимой пропорции, пропорция задается диаметром диффузоров и жиклеров. Количество смеси зависит также от положения дроссельной заслонки.

Модели карбюратора К135 и К135МУ

Поскольку автомобиль ГАЗ 3307 производился в то время, когда Горьковский автозавод переходил к унификации деталей и узлов, в данном автомобиле используется карбюратор К135 или К135МУ, который так же используется в некоторых других автомобилях.

Пример карбюратора К135 для ГАЗ 3307

Тем не менее, модель К135 является более распространенной на автомобилях, встречающихся в наши дни, поэтому большинство механиков имели дело именно с ней.

Устройство К-135

Карбюратор имеет стандартное устройство — он имеет две камеры и, соответственно, два дросселя. Они регулируются двумя винтами, что позволяет настраивать качество смеси в карбюраторе (а значит, обороты холостого хода) индивидуально для каждой из камер. Впрочем, неправильная установка дроссельных пластин может вызвать неравномерную работу каждой из групп цилиндров, обслуживаемых карбюратором, а значит, нестабильную работу двигателя на холостом ходу.

схема устройства карбюбратора К135

Спасает ситуацию только то, что время работы в таком режиме для грузовых автомобилей невелико. Поток горючей смеси в данных карбюраторах — падающий, что практически исключает возможность заливки двигателя и облегчает запуск в тяжелых условиях. В каждой из камер карбюратора происходит двойное распыление смеси, поплавковая камера — сбалансированная.

Как уже было указано в начале статьи, возможна установка двух моделей карбюратора на ГАЗ 3307 — К135 и его модификации К135МУ.

Отличие между этими двумя карбюраторами, прежде всего, состоит в наличии штуцера системы рециркуляции отработанных газов двигателя. Естественно, что переплачивать за ненужную функцию не стоит, в том случае, конечно, если ваш двигатель не оснащен такой системой.

Так выглядит модель карбюратора К135МУ

  • Алюминиевый корпус дроссельных заслонок (нижняя часть);
  • Основной корпус (в котором находится поплавковая камера);
  • Верхняя часть карбюратора (крышка);
  • Корпус ограничителя.

Карбюратор является довольно сложным механизмом, в К-135 для приготовления топливно-воздушной смеси работает несколько систем:

  • Главная дозирующая система (основная в карбюраторе);
  • Поплавковая камера;
  • Система экономайзера;
  • Насос-ускоритель;
  • Пусковое устройство;
  • Система холостого хода;
  • Смесительная камера;
  • Ограничитель числа оборотов коленчатого вала.

Схема устройства карбюратора для Газ 3302

  1. Главная дозирующая система обеспечивает приготовление основной топливной смеси на средних нагрузках. Элементы системы находятся в основном корпусе: топливные и воздушные жиклеры, диффузоры.
  2. Система экономайзера служит для обогащения смеси.
  3. Насос-ускоритель добавляет порцию топлива при резком нажатии на педаль газа.
  4. Пусковое устройство связано с воздушной заслонкой и регулирует ее положение при запуске двигателя.
  5. Система холостого хода приготавливает смесь для поддержания холостых оборотов ДВС.
  6. Поплавковая камера поддерживает уровень топлива, необходимый для приготовления топливной смеси.
  7. Ограничитель оборотов не позволяет перегружать двигатель, ограничивая нагрузку за счет того, что под действием разряжения дроссельная заслонка не полностью открывается. Соответственно, максимальные обороты двигателя падают.

Неисправности, влияющие на расход топлива

Признаки

Неисправности карбюратора негативно влияют на работу мотора. Признаки неполадок с карбюратором:

  • Нестабильная работа ДВС на холостом ходу, или мотор на этих оборотах регулярно глохнет;
  • Провалы на средних оборотах;
  • При резком нажатии на педаль акселератора двигатель дергается и захлебывается;
  • ДВС не развивает больших оборотов;
  • Из трубы глушителя идет черный дым;
  • Из карбюратора или из выхлопной трубы слышны хлопки и выстрелы;
  • Двигатель работает только при полузакрытой воздушной заслонке;
  • Мотор «троит» и заливает свечи;
  • Двигатель трудно запускается, и только при нажатой педали газа.

Нужно отметить, что практически любая неполадка карбюратора сопровождается повышенным расходом топлива.

О допустимой норме здесь не может быть и речи, и при таком расходе стрелка датчика уровня топлива в салоне автомобиля стремительно приближается к нулю даже на скорости 60 км/ч по ровной дороге.

Возможные неисправности

  1. Самая простая неисправность, которая легко выявляется – это прохудившийся поплавок в поплавковой камере. Такая неполадка видна сразу, стоит только открыть капот моторного отсека. В таком случае пахнет бензином и залит весь карбюратор. Если неисправна запорная игла в поплавковой камере, то такой дефект не так явно выражен, но холостой ход уже не поддается регулировке.

Так выглядит поплавок карбюратора

Вообще различных причин неисправностей у карбюратора может быть много, ремонт такого непростого устройства лучше доверить хорошему грамотному специалисту.

Регулировка карбюратора К-135

Регулировка К-135 имеет большое значение и от нее зависит расход топлива.

В карбюраторе ГАЗ-3307 снаружи регулируется только холостой ход и количество оборотов, других настроек без вмешательства в сам карбюратор не предусмотрено.

Для регулировки на корпусе дроссельных заслонок сзади есть два винта качества, каждый из них управляет качественным составом топливной смеси четырех цилиндров. Сбоку, у привода дроссельных заслонок есть винт количества, которым регулируется количество холостых оборотов.

Рекомендуется проводить регулировку следующим образом:

  • На неработающем двигателе закрутить винты качества до конца, затем каждый отвернуть на три оборота;
  • Запустить и прогреть ДВС до рабочей температуры;
  • Винтом количества установить частоту вращения двигателя около 600 оборотов в минуту;
  • Закручивать винт одной из камер до начала появления перебоев в работе ДВС;
  • Затем где-то на одну восьмую оборота отпустить винт (до появления устойчивости);
  • Ту же процедуру повторить с другой камерой;
  • Винтом количества установить необходимые обороты холостого хода.

Замена и регулировка карбюратора своими руками возможна только в том случае, если вы понимаете, что делаете. Неправильная настройка и установка могут привести к неприятным последствиям.

Приобрести новый карбюратор можно в магазинах, розничная цена составляет от двух с половиной до трех тысяч рублей, установка и настройка обойдутся еще примерно в тысячу рублей, но это хотя бы даст гарантию, что автомобиль будет нормально функционировать и гарантированно поедет.

Подробно рассказали, у меня самого Газ-3307 с таким карбюратором. Спасибо, узнал где винты холостого хода находятся, сейчас буду заниматься ремонтом.

Купил новый К 135 и установил его на ГАЗ, не развивает обороты машина, едет медленно, нет быстрого хода.

Под плитой прокладку менять пора видимо воздух подсасывает

На карбюраторе не полностью на своё место лажится заслонка , в чем причина?

Огромный расход топлива на ГАЗ-3308, стоит 135, на 60-70 км сожрал примерно 100 литров. Попробовал регулировать обороты, закрутил до конца винты качества, обороты не меняются, что делать, подскажите!

ПОСОС ВОЗДУХА.ВОЗМОЖНО,ИЗ-ПОД ПАУКА.ПРОВЕРЬ ПО ШЛАНГУ ВЕНТИЛЯЦИИ-КУДА ИДУТ ГАЗЫ.

иголка в поплавковой камере не держит, резиновое колечко на ней замени, отрегулируй уровень в поплавковой камере.

Смотри систему зажигания, свечи, их исправность и самое главное — зазор между электродами свечей

Материалы: http://avtomobilgaz.ru/gruzovye/gaz3307/karbyurator.html

2 ≫

КАРБЮРАТОРЫ К-126, К-135 АВТОМОБИЛЕЙ ГАЗ ПАЗ

Естественное различие двигателей, на которые устанавливаются К-126, учтено в размере дозирующих элементов. Прежде всего, это жиклеры, хотя могут встретиться и разные по диаметру диффузоры. Изменения отражены в индексе, присвоенном каждому карбюратору и об этом необходимо помнить, при попытках заменить один карбюратор другим. Сводная таблица размеров основных дозирующих элементов всех модификаций К-126 приведена в конце книги. Колонка "К-135" справедлива для всех модификаций: К-135, К-135М, К-135МУ, К-135Х.

Какой состав смеси требуется для каждого режима можно определить по специальным регулировочным характеристикам, снимаемым с двигателя на тормозном стенде при фиксированных положениях дросселей и постоянных частотах вращения.

Одна из таких характеристик приведена на рис. 1.

Нежелательны, прежде всего, не полностью сгоревшие компоненты выхлопных газов, самыми важными и самыми частыми составными частями которых являются окись углерода (СО), не сгоревшие или только частично сгоревшие углеводороды (СН), сажа (С) и окислы азота (NО«).Все они являются токсичными и опасными для человеческого организма. На рис. 3 представлены типичные кривые изменения концентраций трех наиболее известных компонентов от состава смеси.

На режимах холостого хода, где проводится знакомый всем автомобилистам тест на токсичность, этот компонент не учитывается, поскольку в цилиндрах двигателя "холодно" и выброс NOx на этом режиме очень мал.

Для дополнительного повышения качества распыливания использована схема с двумя диффузорами (большим и малым). Малые диффузоры представляют собой отдельные детали, вставляемые в средней части больших. В каждом из них имеется собственно распылитель, соединенный каналом с отверстием в корпусе, из которого подводится топливо.

Смесь топлива и воздуха образует эмульсию, которая по каналу 6 опускается вниз к корпусу дроссельных заслонок. Далее поток разделяется: часть идет к переходному отверстию 5 чуть выше кромки дросселя, а вторая часть - к регулировочному винту "качества" 4. После регулировки винтом, эмульсия выводится непосредственно в смесительную камеру после дроссельной заслонки.

Клапан экономайзера 12 ввернут на дне специальной ниши в поплавковой камере. Над ним всегда находится бензин. В нормальном положении клапан закрыт, и чтобы его открыть на него должен нажать специальный шток 13. Шток закреплен на общей планке 1 вместе с поршнем ускорительного насоса 2. С помощью пружины на направляющем штоке планка удерживается в верхнем положении. Перемещение планки осуществляется приводным рычагом 3 с роликом, который поворачивается тягой 4 от рычага привода дросселя 10. Регулировки привода должны обеспечить срабатывание клапана экономайзера при открытии дросселей примерно на 80%.

Чем выше частота вращения, тем большее разрежение создается у распылителей, и большее количество топлива подается экономайзером.

Впрыск, таким образом, определяется пружиной поршня, которая должна, как минимум, преодолеть трение поршня и его манжеты о стенки камеры нагнетания. За вычетом этого усилия пружина определяет давление впрыскивания и реализует продолженный впрыск топлива в течение 1. 2 секунд. Впрыск оканчивается при опускании поршня на дно камеры нагнетания. Дальнейшее перемещение планки только сжимает пружину.

Для надежного холодного пуска в условиях плохой испаряемости топлива создание требуемого состава смеси возможно только за счет многократного увеличения количества бензина, подаваемого в двигатель.

Значительная его часть все равно не испарится, но из большего количества бензина получится большее количество паров, которые, смешавшись с воздухом, организуют смесь, способную воспламениться.

Отдельные ограничители максимальной частоты вращения двигателей с карбюратором К-126И, -Е применяются на шестицилиндровых двигателях ГАЗ-52. Ограничитель выпускается в виде отдельной проставки, которая монтируется между карбюратором и впускной трубой двигателя (рис. 15). Под К-126 ограничитель имеет две камеры, совпадающие с камерами карбюратора. В каждой из них основными деталями являются заслонка и пружина. Заслонки установлены эксцентрично осевой линии карбюратора и под некоторым начальным углом.

Двуплечий рычаг гайкой закреплен на оси дроссельных заслонок 11. Пружину, зацепленную на одном плече рычага, вторым концом надевают на штифт, укрепленный в корпусе исполнительного механизма. Для регулировки предварительного натяжения пружины штифт можно устанавливать в любое из четырех гнезд, имеющихся в корпусе. За другое плечо рычага зацеплен шток мембраны. Полости внутри исполнительного механизма под и над мембраной имеют выходы, которые медными трубками 6 соединяются с соответствующими выходами на центробежном датчике.

Другой вариант обслуживания - когда вмешательство в карбюратор происходит только после обнаружения явной неисправности. Другими словами - ремонт. При этом разборке могут подлежать только те узлы, которые предварительно выявлены как наиболее вероятные виновники неисправностей.

Рис. 17. Вид карбюратора со стороны привода:

1 - пробка топливного фильтра; 2 - регулировочная планка приоткрывателя;

3 - рычаг привода ускорительного насоса; 4 - ось воздушной заслонки;

5 - рычаг привода воздушной заслонки; 6 - тяга; 7 - винт «количества»;

8 - рычаг привода дросселя; 9 - штуцер отбора разрежения на клапан

рециркуляции; 10 - пробки главных топливных жиклеров

Рис. 18. Вид на корпус поплавковой камеры:

1 - малые диффузоры; 2 - блок распылителей экономайзера и ускорителя;

3 - большие диффузоры; 4 - топливные жиклеры холостого хода;

5 - пробки воздушных жиклеров холостого хода; 6 - главные воздушные жиклеры;

7 - главные топливные жиклеры; 8 - клапан экономайзера;

9 - камера нагнетания ускорительного насоса

Рис. 19. Схема закрытой системы вентиляции картера:

1 - воздушный фильтр; 2 - карбюратор; 3 - шланг основной ветви вентиляции;

4 - шланг дополнительной ветви вентиляции; 5 - маслоотделитель;

6 - прокладка; 7 - пламегаситель; 8 - впускная труба; 9 - штуцер

Воздушные клапаны на заслонке должны легко перемещаться на своих осях и плотно садиться на место под действием пружин.

Рис. 20. Вид на исполнительный механизм

ограничителя (крышка снята):

1 - пружина, 2 - двуплечий рычаг, 3 - язычок

Рис. 21. Корпус смесительных камер с ограничителем:

1 - дроссельные заслонки; 2 - отверстие подвода воздуха

к мембранному механизму ограничителя; 3 - мембранный механизм;

4 - корпус ограничителя; 5 - отверстия подвода топлива

к винтам «качества» и переходным отверстиям; 6 - винты «качества»;

7 - отверстие отбора разрежения к вакуумному регулятору

угла опережения зажигания

Рис. 22. Вид карбюратора без крышки:

1 - шток экономайзера; 2 - планка привода экономайзера и ускорителя;

3 - поршень ускорителя; 4 - главные воздушные жиклеры;

5 - топливоподводящий винт ускорительного насоса;

Предварительная сборка карбюратора начинается с монтажа на корпус поплавковой камеры корпуса смесительных камер. Предварительно уложите на перевернутый корпус прокладку, соблюдая положение отверстий. На карбюраторах, которые варварски привертывались к двигателю, как правило, деформированы "уши" крепления на корпусе. Если на них поставить новую прокладку, то она не обожмется в середине.

Установка и проверка ускорительного насоса и экономайзера. Вставьте в корпус поплавковой камеры пружину и планку с поршнем ускорителя и штоком экономайзера. Проверьте моменты включения экономайзера и ход поршня ускорителя (рис. 23). Для этого прижмите пальцем планку 1 так, чтобы расстояние между ней и плоскостью разъема составляло 15±0,2 мм. При этом регулировочной гайкой 2 штока необходимо установить зазор 3± 0,2 мм между торцом гайки и планкой 1. После регулировки гайку следует обжать.

Рис. 23. Проверка момента включения экономайзера:

1 - планка привода; 2 - гайка штока включения

Совместите прорезь на рычаге привода дросселя с усом на тяге привода ускорителя. В определенном положении они совпадут, и тяга вставится в рычаг. Вставьте верхний конец тяги в отверстие и зашплинтуйте. Не забудьте, в каком из двух возможных отверстий рычага находилась тяга перед разборкой! Поворачивая рычаг привода дросселей, проверьте теперь, плавно ли двигается поршень ускорительного насос.

Рис. 24. Схема проверки уровня топлива в поплавковой камере:

1 - штуцер; 2 - резиновая трубка; 3 - стеклянная трубка

Как вариант, возможно, что в нестабильной работе виноват не карбюратор, а клапан системы рециркуляции отработавших газов СРОГ. Она устанавливается на двигателях относительно недавно (рис. 25).

Рис. 25. Схема рециркуляции отработавших газов:

I - рециркулируемые газы; II - управляющее разряжение;

1 - впускной коллектор; 2 - трубка рециркулятора;

3 - шланг от термовакуумного включателя к карбюратору;

4 - проставка рецир-куляции;5 • карбюратор;

6 - шланг от термовакуумного включателя к клапану рециркуляции;

7 - термовакуумпый включатель; 8 • клапан рециркуляции;

9 - шток клапана рециркуляции

Для измерений необходимо использовать инфракрасный газоанализатор непрерывного действия, предварительно подготовив его к работе. Двигатель должен быть прогрет не ниже рабочей температуры охлаждающей жидкости, указанной в руководстве по эксплуатации автомобиля.

затормозить автомобиль стояночным тормозом;

заглушить двигатель (при его работе), открыть капот и подключить тахометр;

установить пробоотборный зонд газоанализатора в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм от среза;

полностью открыть воздушную заслонку карбюратора;

пустить двигатель, увеличить частоту вращения до Nпов и проработать на этом режиме не менее 15 секунд;

установить минимальную частоту вращения вала двигателя и, не ранее чем через 20 с, измерить содержание оксида углерода и углеводородов;

установить повышенную частоту вращения вала двигателя и, не ранее чем через 30 с, измерить содержание оксида углерода и углеводородов.

В случае отклонений измеренных величин от нормативов проведите регулировку системы холостого хода. На минимальной частоте вращения достаточно воздействия на винты "количества" и "качества". Регулирование проводится последовательным приближением к "цели", поправляя по очереди один и другой винт пока не будут достигнуты требуемые значения СО и СН при заданной частоте Nмин. Начинать всегда следует с "качества", чтобы по возможности не сбивать настройку положения дросселей относительно переходных отверстий. Если после настройки состава смеси одними винтами "качества" обороты двигателя выходят за рамки 575. 625 мин"1, пускайте в ход винт "количества".

Ограничитель работает правильно если частота вращения находится в пределах 3300+35° мин"1.

Возможные неисправности системы топливоподачи и методы их устранения.

Проверив магистрали до и после бензонасоса и не добившись эффекта, проверяйте сам бензонасос. Перед его впускными клапанами установлена небольшая сетка. Если загрязнения исключены, проверьте герметичность клапанов насоса или работоспособность его привода от распределительного вала двигателя.

Если при регулировании видимого эффекта не наблюдается, причина может быть в не герметичности клапана поплавковой камеры. Подтекание бензина приводит к нерегулируемому переобогащению смеси. На карбюраторах со смотровым окном уровень топлива при этом выше стекла.

Случается, что нестабильная работа вызывается недостаточной подачей бензина по причине засоренности системы холостого хода. Самая высокая вероятность засорения - в топливном жиклере холостого хода, где самое малое сечение. Попробуйте прочистить его способом, который описан в разделе "предварительная настройка холостого хода".

При проведении регулировки двигателя может возникнуть ситуация, когда при работоспособности в целом, он не поддается на регулировки по токсичности. Проявляется это в повышенных выбросах СО и СН, которые невозможно устранить регулировочными винтами.

Причиной очень богатой смеси и повышенных выбросов СО, как правило, служит не герметичность поплавковой камеры (в незначительных пределах, иначе двигатель просто отказывается работать на этом режиме), засорение воздушных жиклеров холостого хода 8 (рис.22) твердыми частицами или смолами, увеличенное сечение главных топливных жиклеров 7 (рис.18) или топливных жиклеров холостого хода 4.

Проверьте чистоту канала малой ветви вентиляции 9 (рис. 19), убедитесь, что работают все цилиндры и зажигание установлено не слишком поздно.

Проведите сами весь комплекс регулировок карбюратора. Обратите внимание на:

• соответствие жиклеров марке карбюратора;

• правильность регулировки пускового устройства, полноту открытия воздушной заслонки;

• отсутствие подтекания клапана поплавковой камеры;

• регулировку системы холостого хода. Не старайтесь сделать смесь беднее, это не уменьшит расход, но увеличит проблемы перехода к нагрузочным режимам;

• следите за состоянием самого двигателя. Летящие из системы вентиляции частицы или песчинки при негерметичном воздушном фильтре могут засорить воздушные жиклеры, неправильная регулировка зазоров в клапанном механизме приведет к неустойчивой работе на холостом ходу, малые величины угла опережения зажигания напрямую вызовут повышенный расход;

• проследите за отсутствием прямого подтекания топлива из топливной магистрали, особенно на участке после бензонасоса.

Учитывая сложность и многообразие эксплуатационных факторов нельзя дать единых рекомендаций по снижению эксплуатационного расхода. Методы, приемлемые для одного водителя, могут быть совершенно не пригодны для другого только из-за различий в манере езды или выборе режимов движения. Целесообразно, наверное, порекомендовать полностью довериться заводским регулировкам и размерам дозирующих элементов. Маловероятно, что, изменив сечение каких-либо жиклеров, удастся существенно изменить экономичность двигателя. Возможно, это получится только в ущерб каким-то другим параметрам - мощности, динамичности. Помните, что те, кто создавал карбюратор и подбирал под него жиклеры, стояли в жестких рамках необходимости соблюсти много разнообразных и противоречивых условий. Не думайте, что сумеете их обойти. Зачастую бесполезные поиски новых глобальных решений уводят от простых, элементарных приёмов обслуживания автомобиля, позволяющих добиться вполне приемлемой, но реальной экономичности. Не лучше ли направить усилия именно в этом направлении, поскольку чудес, к великому сожалению, не бывает.

Параметры дозирующих элементов карбюраторов

Материалы: http://kulibinsclub.ru/stati/tehnicheskie-instrukci/a-n-tihomirov-karbyuratory-k-126-k-135-avtomobilei-gaz-paz.html

3 ≫

Двухкамерные карбюраторы восьмицилиндровых V-образных двигателей ЗИЛ (К-88, К-89, К90) и ГАЗ (К-135) и их модификации (рис. 1 и 2) имеют ряд принципиальных отличий от ранее рассмотренных систем. Главные из них — это параллельное открытие дроссельных заслонок и наличие ограничителя числа оборотов коленчатого вала.

Рис.3. Индикатор вакуума: 1 – корпус;

5 – указатель предельной засоренности;

Каждая камера карбюратора питает 4 цилиндра. Данное обстоятельстро определяет повышенные требования к точности регулировок, необходимых для обеспечения одинакового состав смеси в каждой группе. Система холостого хода подает струю эмульсии в задроссельное пространство, в зону, где воздух движется с небольшими скоростями и поэтому, в отличие от автономной системы карбюраторов К-131 и К-151, не может обеспечить хорошего распыления топлива. Часть топлива идет в виде пленки по стенкам впускного трубопровода, из-за чего состав смеси в различных цидиндрах сильно варьируется, а следовательно, двигатель имеет повышенные выбросы СО и СН с отработавшими газами.

Для выполнения норм по СО (1,5%) приходится так обеднять смесь, что в некоторых цилиндрах происходит неполное сгорание и увеличивыаются выбросы СН. Именно из-за восьмицилиндровых двигателей ЗИЛ и ГАЗ допустимые нормы на СН пришлось увеличить увеличить при минимальной частоте вращения до 3000 частей на миллион и до 1000 – при повышенной.

Почему же на этих карбюраторах не применить автономную систему холостого хода, обеспечивающую идеальное распыление топлива? Мешает ограничитель числа оборотов, требующий установки обеих дроссельных заслонок на одной оси. В массовом производстве невозможно обеспечить плотное и равномерное прилегание заслонок к стенкам воздушного канала. Кроме того, на холостом ходу ось дроссельных заслонок прогибается и, как следствие, пришлось увеличить зазор между осью и перемычкой между камерами. В него также проходит воздух. В результате при закрытых заслонках основная часть воздуха поступает через них, и организовать распыливание топлива оставшейся частью воздуха не удается. Все это сильно затрудняет настройку карбюраторов в процессе эксплуатации.

Перед регулировкой карбюраторов необходимо проверить систему зажигания: угол опережения зажигания, состояние контактов и угол их замкнутого состояния, состояние низко- и высоковольтной проводки, а также и свечей зажигания. Затем проверяют уровень топлива в поплавковой камере и и состояние иглоьчатого клапана. При нарушении его герметичности необходимо заменить уплотнительную шайбу на игле.

В карбюраторах с параллельным открытием дроссельных заслонок равномерное распределение смеси по цилиндрам очень важно на нагрузочных режимах, поскольку именно они определяют минимальные эксплуатационные расходы. А потому именно для них необходимо в первую очередь обеспечить одинаковую регулировку обеих камер. Для этого нужно определить пропускную способность топливных и воздушных жиклеров главной дозирующей системы на специальном пневматическом или жидкостном стенде. При его отсутствии косвенным показателем пропускной способности жиклера может служить диаметр его отверстия (см. таблицу 1).

Зазоры между кромками дроссельных заслонок и стенками смесительной камеры должны быть одинаковыми. Если этого нет, следует, ослабив винты крепления дроссельных заслонок к оси примерно на один оборот, отвернуть упорный винт («винт количества»), закрыть заслонки до упора в стенки смесительной камеры, после чего затянуть крепежные винты. В результате произойдет самоустановка заслонок.

Хорошая динамика разгона обеспечивается насосом-ускорителем. При этом важна не только его производительность, нои но и равномерной подачи топлива в каждую из камер. Для проверки этого параметра карбюратор устанавливают на подставку с отверстиями так, чтобы под каждой смесительной камерой расположить мензурку. Далее производят 10 циклов: резкое открытие дроссельных заслонок до упора, а после прекращения подачи топлива их медленное закрытие для заполнения полости под плунжером. Результаты замера производительности ускорительного насоса сравнивают с табличными данными. При большой разнице в количестве впрыскиваемого топлива между камерами следует прочистить отверстия распылителей, а если этого недостаточно, то уточнить их проходные сечения разверткой.

Проверку и регулировку системы холостого хода на СО и СН следует начинать с режима повышенных оборотов nпов. При избыточной концентрации СО ( более 2%) следует прежде всего прочистить воздушные жиклеры главной дозирующей системы и системы холостого хода. Если это не помогает, нужно или уменьшить топливные, или увеличить воздушные жиклеры холостого хода ( см. рис. 1). Учитывая, что топливные жиклеры и так имеют очень малые проходные сечения во избежание их засорения у карбюраторов К-88, К-89, К-90 и их модификаций предпочтительно увеличить пропускную способность воздушных жиклеров холостого хода на 10-15%. После этого проверку концентрацию СО и СН при nповповторяют. В случае необходимости — дополнительно увеличивают воздушные жиклеры.

И только добившись выполнения норм на СО и СН при nпов начинают регулировку при минимальной частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу. Вращением «винта качества» одной из камер добиваются минимальной концентрации СН. Затем «винтом качества» второй камеры снова добиваются минимальной концентрации СН. После этого проверяют концентрацию СО. Как правило, она несколько превышает допустимую (1,5%). В этом случае следует, последовательно поворачивая винты качества на одинаковый угол, добиться снижения СО до нормы. При этом для восьмицилиндровых двигателей ЗИЛ и ГАЗ концентрация СН обычно несколько увеличивается. Поэтому после регулировки на СО необходимо проверить концентрацию СН, которая не должна превышать 3000 частей на миллион.

Причиной повышенной концентрации СН может быть износ двигателя и, соответственно, высокий угар масла.

Карбюраторы К-90 оборудованы экономайзерами принудительного холостого хода (ЭПХХ). В отличие от клапанов ЭПХХ рассмотренных ранее карбюраторов К-131 и К-151, перекрывающих при торможении двигателем подачу топливовоздушной смеси, в карбюраторах К-90 применен электромагнитный клапан, перекрывающий подачу топливной эмульсии в канал перед переходной системой, и потому его проходные сечения значительно меньше.

Рис.4. Инерционно-масляный фильтр:

1 – емкость для масла;

2 – сетчатый фильтр

Схема подключения клапана также имеет принципиальные отличия от рассмотренных ранее карбюраторов: на режиме ПХХ блок управления включает обмотку клапана ЭПХХ к электроцепи и клапан перекрывает подачу эмульсии. Вместо микровыключателя карбюратор имеет контактную пластину на нижнем фланце и контакт на рычаге дроссельных заслонок. Благодаря такой конструкции при каких-либо нарушениях в системе управления клапаном ЭПХХ (обрыве цепи, окислении контактов и др.) двигатель на холостом ходу продолжает работать, и водитель не замечает неисправности, поскольку расход топлива увеличивается всего на 2-4%, а на шоссе практически не меняется.

Клапан ЭПХХ начинает работать только после прогрева системы охлаждения двигателя свыше 60 0С. На режиме свыше 1000 об/мин электронный блок включает цепь питания клапанов ЭПХХ. Однако если дроссельные заслонки приоткрыты, то контакты на упорном винте разомкнуты, электроцепь питания отключена и клапана ЭПХХ остаются открытыми. При частоте вращения свыше 1000 об/мин, когда водитель отпускает педаль «газа», электромагнитные клапаны перекрывают подачу эмульсии через систему холостого хода. При снижении частоты вращения до 1000 об/мин блок управления отключает цепь питания, клапаны открываются, и двигатель начинает работать на режиме холостого хода.

Проверку системы ЭПХХ можно произвести на прогретом двигателе при помощи лампы 12 вольт мощностью не более 3 вт, подключаемой вместо клапана. При повышении частоты вращения (свыше 1500 об/мин) лампа должна гореть. Если лампа не горит, следует убедиться, что проводка не нарушена и очистить контакты на карбюраторе и у датчиков. После резкого закрытия дроссельных заслонок и снижения частоты вращения меньше 1000 об/мин лампа должна гаснуть. Работу клапанов проверяют также по характерным щелчкам при их посадке во время резкого закрытия дроссельных заслонок после работы при повышенной частоте вращения (2000-2500 об/мин). Отдельно проверяется герметичность посадки каждого из клапанов, для чего их необходимо вывернуть и подключить к сети 12 вольт. На клапан одевается шланг, в который подается воздух или вода под небольшим давлением (например резиновой грушей).

Своевременный и грамотный уход за карбюраторами позволяет не только избежать пробле с экологической полицией, но и заметно снизить эксплуатационные расходы.

Впрочем, карбюратор — далеко не единственный виновник перерасхода топлива и повышенного содержания СО и СН в отработавшихъ газах. Большое значение имеет состояние системы питания двигателя воздухом.

В автомобилях ЗИЛ 431410, ЗИЛ 130К и ЗИЛ 131М воздух к воздушному фильтру подается по каналу, расположенному в усилителе капота двигателя. Это позволяет повысить мощностные показатели двигателя за счет подачи более холодного, чем в подкапотном пространстве, воздуха. Кроме того, наружный воздух, как правило, более чистый, что уменьшает засорение фильтра, увеличивает ресурс двигателя, способствует стабилизации его экологических и энергетических показателей. При этом необходимо следить за наличием заглушки в дополнительных отверстиях канала, чтобы предотвратить попадание воздуха из подкапотного пространства

В настоящее время главным образом применяются воздушные фильтры трех типов: масляно-инерционные, сухие с пористым сменным элементом и сухие инерционные (циклоны).

Достоинством масляно-инерционных фильтров является возможность их длительного использования без замены фильтрующего элемента. При засорении сопротивление меняется незначительно. Основной недостаток – относительно невысокая степень очистки воздуха: 95-97% при минимальном и 98,5-99% при максимальном расходе воздуха.

Наилучшая очистка воздуха обеспечивается пористым материалом (бумагой, картоном или синтетическим). Эффективность очистки доходит до 99,5%. Недостатком таких фильтров является меньшая пылеемкость и заметное повышение сопротивления при засорении. Поэтому чаще приходится проверять степень их засоренности и своевременно заменять или очищать фильтрующий элемент.

Установить связь между пробегом автомобиля и повышением сопротивления воздушного фильтра довольно трудно. При езде в городе, по асфальтированному шоссе, в зимних условиях допустимый пробег часто превышает 15 тысяч километров. В то же время несколько десятков километров в условиях сильной запыленности могут довести сопротивление фильтра до предела.

Увеличение сопротивления ведет к ухудшению наполнения цилиндров двигателя, нарушению регулировок карбюратора, увеличению выброса СО и СН. При больших нагрузках и сопротивлении фильтра 5 кПа (около 40 мм рт.ст.) снижение максимальной мощности доходит до 5-8%, а максимального крутящего момента – до 3-5%. Увеличивается расход топлива. Оценка сопротивления воздушного фильтра производится при испытании двигателя на моторном стенде или автомобиля на роликовом стенде, а также при проверке фильтра на вакуумной установке. На некоторых автомобилях устанавливаются индикаторы вакуума, отрегулированные на заданную допустимую степень засорения фильтра (обычно 3.3-7,5 кПа). Индикаторы вакуума выпускаются для тяжелых грузовиков, но часто их устанавливают на автомобили среднего и малого тоннажа.

Элемент картонного фильтра, достигший предельной запыленности, должен быть заменен на новый. При этом следует обратить внимание на плотность прилегания уплотняющих поясков к корпусу фильтра по всему периметру и герметичность заделки торцов картонного или синтетического элемента. При отсутствии сменного элемента он может быть частично восстановлен путем продувки его сжатым воздухом со стороны внутренней полости (при наличии предочистителя продувка производится отдельно). В отдельных случаях элемент фильтра промывается беспенным моющим раствором и тщательно просушивается.

После продувки пылеемкость в среднем восстанавливается наполовину, а после промывки -на 60%, поэтому срок службы после регенерации соответственно сокращается. Элементы фильтра из синтетического материала допускают многократную промывку — до 10 раз.

Рис.5. Фильтр с пористым элементом:

В связи с невысокой пылеемкостью фильтров из пористого материала для автомобилей, работающих в условиях высокой запыленности воздуха, существуют двух- и трехступенчатые фильтры. Как правило, первая ступень – это циклон или масляно-инерционный фильтр, вторая и третья ступени это сухие пористые фильтры.

Необходимо периодически проверять герметичность соединения воздушных каналов, шлангов системы вентиляции картера, установки фильтрующих элементов, уплотнений фланцев карбюратора и впускного трубопровода. При смене фильтра на изношенном двигателе требуется проверить, нет ли течи масла через сальники на повышенных оборотах коленчатого вала: давление в картере увеличилось, и появилась вероятность течи масла через изношенные сальники и неплотные соединения. В системе топливоподачи необходимо периодически проверять степень засоренности топливных фильтров. При их засорении особенно в жаркое время возникают паровые пробки, приводящие к нарушению топливоподачи.

1 – главный топливный жиклер; 2 – жиклер холостого хода; 3 – воздушный жиклер главной системы; 4 – жиклер полной мощности; 5 – малый диффузор; 6 – воздушная заслонка; 7 – кольцевой распылитель главной системы; 8 – шток клапана экономайзера; 9 – пружина демпфирующая экономайзера; 10 – шток шарикового клапана экономайзера; 11 – шариковый клапан; 12 – серьга; 13 – жиклер экономайзера; 14 – дроссельная заслонка;

15 – рычаг привода ускорительного насоса экономайзера; 16 – верхнее переходное и нижнее отверстия системы холостого хода; 17 – эмульсионный колодец главной дозирующей системы; 18 – игольчатый клапан поплавкового механизма; 19 – электромагнитный клапан; 20 – ограничительный колпачок; 21 – контактный упорный винт холостого хода; 22 – контактная пластина

1 – тяга привода экономайзера и ускорительного насоса; 2 – главный топливный жиклер; 3 – эмульсионная трубка; 4 – малый диффузор; 5 – топливный жиклер системы холостого хода; 6 – воздушная заслонка; 7 – топливоподводящий винт; 8 – распылитель экономайзера и ускорительного насоса; 9 – воздушный жиклер системы холостого хода; 10 – крышка карбюратора; 11 – воздушный жиклер главной дозирующей системы; 12 – топливный фильтр; 13 – поплавок; 14 – смотровое окно; 15 – мембрана; 16 – крышка исполнительного механизма ограничителя частоты вращения коленчатого вала двигателя; 17 – корпус исполнительного механизма; 18 – ваккумный жиклер; 19 – воздушный жиклер; 20 – корпус топливного клапана;21 – запорный клапан с шайбой; 22 – большой диффузор; 23 – винт качества смеси холостого хода; 24 – нагнетательный клапан ускорительного насоса; 25 – дроссельная заслонка; 26 – смесительная камера; 27 – ускорительный насос; 28 – обратный клапан; 29 – клапан экономайзера; 30 – ограничительный колпачок

Материалы: http://karbiuator.ru/karbiuratori-dlya-srednetonnazhnich-gruzovikov


Back to top