Проверка и замена датчика распредвала своими руками

1 ≫

Здравствуйте, уважаемые автомобилисты! Сегодняшняя тема посвящена небольшой по размеру детали, которая своей неисправностью может доставить вам неприятные минуты и неравномерно работающий двигатель автомобиля.

Рассмотрим роль, которую играет датчик положения распредвала (кулачкового вала), причины и признаки его неисправности, и, естественно, как производится замена датчика распредвала своими руками.

При том, что принцип действия датчика распредвала практически одинаков, место его размещения зависит от типа и модели двигателя. Поэтому, самостоятельную проверку неисправностей и замену датчика, начинайте с мануалом в руках.

Что собой представляет датчик распредвала

Датчик положения распредвала выполняет задачу по определению углового положения ГРМ, соответственно положению коленвала двигателя. Система управления двигателем, получая информацию от датчика кулачкового (распределительного) вала, производит впрыском топлива и зажиганием.

В основу работы датчика распредвала положен принцип датчика Холла. Именно поэтому, датчик фазы распредвала иногда называют датчиком Холла.

Действие датчика Холла основано на измерении направления движения (изменении напряжения) носителями заряда. Изменение фиксируется в момент пересечения полупроводником магнитного поля. Постоянный магнит, размещенный в датчике, и создаёт это магнитное поле.

Металлический зуб (репер) размещенный на зубчатом колесе распредвала (либо на задающем диске) производит замыкание магнитного зазора. И, когда репер проходит мимо датчика распредвала, вызывает в датчике импульс напряжения, который затем передается в электронный блок управления.

Импульсы напряжения подаются в разное время. ЭБУ распознает положение поршня первого цилиндра двигателя в ВМТ (верхней мертвой точке) такта сжатия, и обеспечивает впрыск и зажигание топливной смеси.

У двигателей, имеющих систему изменения фаз газораспределения, датчики установлены на распредвалах впускных и выпускных клапанов.

Датчик фазы распредвала на дизельном двигателе измеряет положение поршней каждого цилиндра в ВМТ такта сжатия.

Как проверить датчик распредвала

При возникновении датчика Холла мы получаем сигнал от индикатора неисправности. Следует отметить, что функционально датчик распредвала связан с датчиком коленвала. И во время движения при возникновении неисправности датчика распредвала, система управления считывает информацию от датчика частоты вращения коленвала. Двигатель даже в состоянии повторно запуститься после остановки.

Проверка датчика распредвала, основывается на знаниях водителя характерных неисправностей и их признаков. И после выявления, логичное действие: замена датчика распредвала.

Каковы характерные причины неисправности датчика распредвала

  • зубчатый диск импульсного датчика поломался,
  • произошел разрыв ушек крепления, датчик сместился,
  • короткие замыкания внутренней схемы датчика,
  • повышение температуры двигателя.

Типичные признаки неисправности датчика Холла

  • работа ЭБУ двигателя происходит в аварийном режиме,
  • заметно повышается расход топлива,
  • контрольная лампочка работы двигателя на панели, загорается,
  • происходит регистрация кода неисправности.

Естественно, поиск неисправности датчика, вы не сможете определить «на глаз». Для этого придется обращаться в автосервис для тестирования. Проверка приёма сигнала с датчика осуществляется при помощи осциллографа. Во время тестирования памяти будет показан полный перечень неисправностей.

Визуально вы можете лишь проверить наличие внешних механических повреждений датчика, провести очистку головки датчика, проверить электрическую цепь: на предмет обрыва, правильности подключения разъемов соединения.

Замена датчика распредвала – задача вполне выполнимая своими руками. Перед покупкой нового датчика и его замене, используйте рекомендации производителя автомобиля из мануала, используйте только те параметры, которые указывает производитель.

Материалы: http://cartore.ru/237-kak-proverit-ispravnost-i-zamenit-datchik-polozheniya-raspredvala.html

2 ≫

Благодаря современной электронной начинке автомобильных двигателей, из них удается выжать максимум мощности, но в плане надежности, такие силовые установки могут уступать старым моделям ДВС, в которых электронными датчиками и контроллерами даже не пахло.

Одним из важнейших электронных компонентов для управления работой двигателя, следует считать датчик положения распредвала (ДПРВ), который также обозначают латинскими буквами CMP. В этой публикации, мы рассмотрим предназначение датчика распредвала, его устройство, а также опишем основные признаки его неисправности.

Датчик распредвала на ВАЗ

И так, распределительный вал управляет впускными и выпускными клапанами двигателя. Располагается он, а во многих современных авто, таких вала два, в головке двигателя. Распредвал является важнейшим элементом системы любого двигателя внутреннего сгорания, хоть дизельного, хоть работающего на бензине. Но, если в старых моторах, распредвалы отлично работали и без всяких датчиков, зачем они понадобились в наши дни?

Дело в том, что повышение мощности автомобильных моторов и снижение расхода топлива, достигается в основном за счет оптимизации подачи воздушно-топливной смеси, а так же наиболее оптимального ее сжигания. Для этого и применяется обширная сеть различных датчиков, электронная система зажигания, а так же и другие инженерные решения.

Благодаря сведениям, поступающим с датчика распредвала, электронный блок управления автомобиля, четко знает какой цилиндр в настоящий момент в такте. Исходя из этого, осуществляется подача искры и оптимизируется работа мотора. Таким образом, современный мотор без датчика распредвала не может нормально работать и вообще, скорее всего, заглохнет.

Датчики распредвала бывают двух видов.

Магнитные датчики положения распредвала при его вращении вырабатывают собственное электричество, которое и регистрирует управляющая электроника. Датчики, основанные на эффекте Хола, требуют внешнего электропитания.

На одном распредвалу может применяться, как один датчик, так и несколько подобных устройств. Поэтому, без специального диагностического оборудования, определить какой из датчиков сломан, будет очень непросто. Даже просто найти датчик распредвала, в первый раз, задача не столь уж и простая. Что же касается того, в чем выражается поломка такого датчика, то все последствия такой поломки относятся к работе мотора.

Пожалуй, самым ярким симптомом и одновременно последствием выхода из строя датчика распредвала, является самопроизвольная остановка двигателя.

Помимо остановки двигателя, признаками неисправности датчика распредвала могут являться рывки в работе двигателя, существенное падение мощности, а также увеличение расхода топлива. При этом на приборной панели загорается значок Check Engine. Окончательная диагностика датчика положения распредвала, как и большинства электронных компонентов системы автомобиля, производится при помощи специального сканера, опытным специалистом.

Собственно говорить о ремонте датчика распредвала не приходится, весь ремонт здесь сводится к проверке подключения датчика и устранению разрывов в электрической цепи. Если же датчик выходит из строя, его нужно только менять. Ремонт подобных устройств, не предусмотрен уже самой их конструкцией. Между тем, существуют специальные коды ошибок, которые позволяют определить поломку именно этого датчика, а так же понять характер проблемы.

Менять датчик положения распредвала, нужно с учетом того, подходит ли он на вашу модель авто, или же нет. Это устройство, увы, как и большинство автомобильной электроники, универсальным отнюдь не является. Поэтому, при покупке нового датчика, уточняйте, подойдет ли он к вашему автомобилю. А еще лучше, доверить это дело профессионалу. Электронные компоненты современных машин, очень чувствительные, капризные и что самое неприятное, дорогие. Поэтому, заменой и настройкой бортовой электроники должны заниматься действительно опытные специалисты.

Материалы: http://avtonov.com/%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%B4%D0%B0%D1%82%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B0/

3 ≫

Это может произойти в любое время без предупреждения. Представьте, Вы едете по шоссе, двигаясь на большой скорости, и тут внезапно двигатель машины выключается. После того как вы испытаете неприятные мгновения, связанные с отключением усилителя рулевого управления и ухудшения эффективности тормозной системы, вы, припарковавшись на обочине, будете гадать, что произошло с автомобилем. Частой причиной неожиданного выключения двигателя во время движения является неисправность датчика распредвала (датчик положения распределительного вала).

Иногда датчик распредвала (CMP) может выйти из строя без предупреждения, в результате чего двигатель глохнет. В некоторых случаях водитель может не догадываться о проблемах с датчиком до тех пор, пока при пуске двигатель отказывается запускаться.

В статье мы рассмотрим основные признаки неисправности датчика положения распределительного вала, а также расскажем вам что делать, чтобы устранить неисправность. Но для начала давайте узнаем, что делает этот датчик в автомобиле.

Распределительный вал управляет открытием и закрытием впускных и выпускных клапанов

В головке блока цилиндров двигателя вашего автомобиля находится один или два распределительных вала, которые оснащены лепестками, необходимые для работы впускных и выпускных клапанов. Коленчатый вал находится в блоке цилиндров, который, получая крутящий момент от движения поршней в блоке, передает его с помощью шестерней, цепи ГРМ (или ремня ГРМ) на распределительный вал.

Распредвал

Для того чтобы определить, какой цилиндр двигателя находится в такте, компьютер вашего автомобиля контролирует положение поворота распределительного вала относительно положения коленчатого вала с помощью датчика распредвала (СМР). Получаемая информация с датчика СМР, необходима для настройки синхронизации подачи искры в камеру сгорания и работы топливных форсунок. Таким образом, датчик распредвала напрямую влияет на расход топлива машины и на количество выбросов в выхлопе.

Наиболее распространенные датчики распредвала: магнитные и основанные на эффекте Холла. Оба типа датчиков передают сигнал напряжения к электронном блоку управления двигателем или на бортовой компьютер машины.

Магнитный тип датчика распредвала производит собственный переменный ток (синусоидальная волна). Обычно этот датчик имеет два провода. Датчик основанный на эффекте Холла использует внешний источник питания для получения цифрового сигнала, и как правило, имеет три провода.

Датчик положения распределительного вала

В зависимости от марки и типа вашего автомобиля ваш двигатель может иметь один или несколько датчиков распределительного вала. Также в вашей машине могут использоваться два вида датчиков CMP.

Так же как и любая часть или компонент вашего автомобиля, датчик CMP в конечном итоге рано или поздно перестанет работать из-за износа. Это произойдет в любом случае, как только истек его максимальный срок службы. Обычно это происходит из-за износа внутренней обмотки проволоки или связанного с ней компонента.

Обычно в этом случае ваш двигатель может начать работать с перебоями, а признаки неисправности могут варьироваться в зависимости от типа износа датчика. Например в датчике может износится разъем, внутренняя цепь датчика или выйти из строя связанный компонент.

- На некоторых автомобилях при неисправности датчика положения распределительного вала, коробка передач может заблокироваться на одной передачи, до тех пор, пока вы не выключите двигатель и снова его не запустите. Это может повторяться с определенной цикличностью.

- Если датчик распредвала во время движения автомобиля начинает некорректно работать, вы можете почувствовать, что машина начала двигается рывками, теряя скорость.

- При неисправности датчика распредвала вы можете столкнуться с заметной потерей мощности двигателя. Например, ваша машина не сможет разогнаться выше 60 км/час.

- Двигатель может глохнуть с перерывами из-за неисправности датчика СМР

- При выходе из строя датчика вы заметите плохую работу двигателя: потеря динамичности, осечки при включении зажигания, толчки при разгоне, хлопки в системе выхлопа и т.п.

- На некоторых моделях автомобиля при неисправности датчика распредвала может полностью исчезнуть искра зажигания, что в итоге приведет к отказу запуска двигателя.

После того как компьютер вашего автомобиля обнаружит неисправность датчика положения распределительного вала, это, как правило, приведет к появлению на приборной панели индикатора "Чек двигателя" (Check Engine). Сразу после обнаружения плохой работы датчика СМР компьютер запишет в свою память код ошибки датчика. Для того чтобы точно определить причину неисправности датчика распредвала, необходимо провести компьютерную диагностику автомобиля, подключив специальное оборудование к диагностическому разъему машины. Далее с помощью специальной компьютерной программы прочитать код ошибки. Ниже представляем вам таблицу диагностических кодов ошибок, которые связаны с износом датчика распредвала.

Общие коды неисправности CMP

Причина ошибки датчика распредвала

Нет сигнала с датчика распредвала

Неправильная фаза газораспределения

Низкий уровень сигнала цепи датчика распредвала

Высокий уровень сигнала цепи датчика распредвала

Неустойчивый сигнал с датчика распредвала (прерывистый сигнал)

Как вы, наверное, догадываетесь конкретное расположение датчика положения распределительного вала варьируется в зависимости от марки и модели транспортного средства. В большинстве автомобилей вы можете найти датчик где-то вокруг головки блока цилиндров. Ищите датчик вокруг верхней части расположения зубчатого ремня или в защищенных частях электропроводки в передней части двигателя.

Также датчик может быть расположен в задней части головки блока цилиндров.

Некоторые модели автомобилей могут иметь специальный отсек под капотом, в котором установлен датчик распредвала (например, в некоторых автомобилях, которые производит компания General Motors).

Кроме того в некоторых моделях автомобилей датчик распредвала может находится внутри головки блока цилиндров.

При необходимости проверьте руководство по эксплуатации вашего автомобиля, чтобы точно узнать, где расположен датчик СМР. Если у вас нет руководства по ремонту и обслуживанию вашего автомобиля, то вы сможете найти его в интернете или приобрести в автомагазине, где представлен большой выбор подобной авто литературы.

Мы настоятельно рекомендуем всем владельцам автомобилей приобрести подобную книгу (руководство по ремонту и обслуживанию) конкретно на вашу модификацию и модель автомобиля. Руководство на автомобиль поможет вам в случае поломок и неисправностей, и станет для вас ценным справочником для выполнения планового технического обслуживания транспортного средства и для его мелкого ремонта.

Если компьютер вашего автомобиля обнаружил ошибку датчика и уже включил на приборной панели значок "Чек двигателя", то вы легко сможете узнать самостоятельно код ошибки, которая привела к появлению индикации на приборке. Для этого советуем каждому водителю приобрести недорогой комплект диагностирующего оборудования для компьютерной диагностики. Если вы не можете позволить себе приобрести диагностирующий сканер для автомобиля, то обратитесь в любой недорогой автосервис, где вам считают ошибки в компьютере автомобиля.

После того как вы по коду ошибки узнали, что в вашей машине существует неисправность датчика распредвала или связанных с ним компонентов, вы должны сделать несколько простых тестов. Помните, что код неисправности, указывающий на потенциальный отказ датчика положения распределительного вала, не обязательно означает, что вышел из строя непосредственно сам датчик СМР. Ведь возможно причина неисправности не в датчике, а в разъеме датчика или есть повреждение проводов подключенных к нему. Или возможно вышли из строя связанные с ним компоненты автомобиля.

Правда, для того чтобы точно установить функционирует ли нормально датчик распредвала, вам может понадобиться провести не малый объем диагностики. Особенно надо учесть, что в некоторых случаях, для того чтобы проверить эффективность сигнала датчика СМР может понадобиться специальное оборудование, без которого трудно установить причину неисправности.

Тем не менее, вы можете сделать несколько простых проверок самостоятельно, используя цифровой мультиметр (DMM):

- Во-первых, проверьте у датчика распредвала электрический разъем и состояние проводов. Отсоедините разъем и проверьте, нет ли на нем признаков ржавчины или загрязнений. Например, топлива. Все это может мешать хорошему контакту для передачи электричества.

Затем проверьте наличие повреждений проводов: порванные провода, признаки плавления проводов от близлежащих горячих поверхностей.

Кроме того убедитесь, что провода датчика распредвала не касаются свечей зажигания или катушек зажигания, которые могут давать помехи и мешать датчику передавать правильный сигнал.

- После вышеописанных проверок используйте цифровой мультиметр, который может тестировать переменный ток (АС) напряжения или постоянный ток (DC) - в зависимости от конкретного типа датчика распредвала, который используется в вашем автомобиле.

Также перед тестированием вам нужно выставить на мультиметре правильные электрические параметры для конкретного типа датчика СРМ. Обычно подобная информация указывается в руководстве по ремонту и обслуживанию автомобилей.

- Некоторые датчики распредвала позволяют вам создать разветвитель электрической цепи датчика СМР для того чтобы считать сигнал с датчика во время его работы в автомобиле.

Если тип вашего датчика не позволяет подсоединить к нему провода мультиметра, то вы можете, отсоединив разъем с датчика, прикрепить к нему медную проволоку, вставив ее в каждый разъем датчика.

Затем подключите разъем обратно к датчику, соблюдая осторожность, чтобы не замкнуть провода во время тестирования. Если вы используйте этот метод, заизолируйте провода изолентой.

Тестирование двухпроводного датчика распредвала

- Если в вашей машине датчик распредвала имеет два провода, то это означает, что автопроизводитель установил на машину магнитный тип датчика СМР. В этом случае установите на мультиметре "переменное напряжение".

- Попросите помощника повернуть ключ зажигания без запуска двигателя.

- Теперь проверим наличие электричества, которое должно протекать через контур датчика. Возьмите один контакт мультиметра и прислоните его к "земле" (любой металлической части на двигателе). Другой контакт мультиметра вы должны прислонить к каждому проводу, которые вы подсоединили к разъему датчика распредвала. Если ни на одном проводе нет электрического тока, то датчик полностью неисправен.

- Попросите вашего помощника запустить двигатель

- Прислоните один контакт мультиметра к одному проводу датчика распредвала, другой контакт измерительного оборудования ко второму проводу датчика. Посмотрите на дисплей мультиметра. Сверьте показатель со спецификацией указанной в руководстве по ремонту автомобиля. В большинстве случаев вы уведите колеблющийся сигнал от 0,3 до 1 вольта.

- Если нет сигнала, то датчик положения распределительного вала неисправен

Тестирование трехпроводного датчика распредвала

- После того как вы проверили провода датчика распредвала, состояние его разъема и т.п., и определили, что в вашей машине установлен трехпроводной датчик СРМ, пришло время проверить его работоспособность мультиметром. Для этого установите мультиметр в режим "постоянного тока".

- Попросите помощника повернуть ключ в зажигании, но без запуска двигателя.

- Один проводов мультиметра прислоните к "земле" (к металлическому кронштейну, к болту или к металлической части двигателя). Другой провод мультиметра подсоедините к проводу питания датчика. Сравните показатели мультиметра со спецификацией указанной в руководстве по ремонту машины.

- Попросите вашего помощника запустить двигатель

- Подсоедините красный провод мультиметра к красному проводу датчика, а черный провод мультиметра к черному проводу датчика. Сравните показатели мультиметра со спецификацией, которая указана в руководстве по ремонту вашего автомобиля. Если показатель на мультиметре ниже чем указан в руководстве по ремонту или данные полностью отсутствуют, то, скорее всего, датчик распредвала вышел из строя.

- Снимите датчик распредвала и проверьте его на наличие признаков физического повреждения или загрязнения.

Если после самостоятельной диагностики датчика положения распределительного вала вы установили, что он полностью исправен, то возможно существует поломка или сбой в связанных с датчиком компонентах автомобиля.

Например, цепь ГРМ (или ремень ГРМ) может иметь недостаточную натяжку или перетянута. Также возможно износился натяжитель ремня или цепи ГРМ . Будьте внимательны.

При подобных проблемах с машиной также причиной может неисправности может быть сильно изношенный ремень ГРМ. Из-за этого распределительный вал и коленчатый вал могут потерять синхронизацию. В итоге датчик распредвала может посылать неправильный сигнал в компьютер машины. В итоге это приведет к неправильному зажиганию и впрыску топлива.

Популярные новости

© 2008-2017 Информацинное издание «1ГАИ».

Права на изображения и материалы принадлежат их авторам

Материалы: http://www.1gai.ru/baza-znaniy/poleznoye/517279-priznaki-neispravnosti-datchika-raspredvala.html


Back to top