Тормозная система автомобиля: какие существуют виды тормозов

1 ≫

В этой статье я хочу поделиться с вами своими знаниями о тормозной системе автомобиля. Ведь для многих людей главное, чтобы автомобиль ездил и презентабельно выглядел. Иногда мы пренебрегаем своей безопасностью, подвергая риску себя, своих близких, а также других людей, передвигающихся по дорогам города рядом с нами. С уверенностью могу сказать, тормоза – нужная вещь.

Например, если отключить двигатель, то автомобиль будет двигаться по инерции. Скорость его будет снижаться под действием сил сопротивления, и скоро автомобиль остановится. Однако это «скоро» может произойти, когда будет уже поздно. Поэтому и существует тормозная система автомобиля, с помощью которой мы можем остановить наше транспортное средство, когда захотим. Как с помощью тормозов обезопасить себя? На какие виды классифицируются тормозные системы?

Во избежание аварийной ситуации эксплуатация автомобиля допускается только, если у него исправная тормозная система. Эта система на автомобиле необходима для снижения его скорости и остановки, а так же для удержания его на месте. Что бы обеспечить максимальную безопасность движения, на современных автомобилях устанавливают несколько тормозных систем, выполняющих каждый свое назначение.

Виды тормозных систем:

Подробнее рассмотрим каждую из них.

Рабочая тормозная система

Чаще всего используется рабочая тормозная система, которая позволяет водителю в обычных условиях эксплуатации снизить скорость движения автомобиля до его полной остановки. Эта система приводится в действие усилием ноги водителя, которое он прилагает, нажимая на педаль ножного тормоза. Чем сильнее нажимаем на педаль, тем сильнее тормозим. По сравнению с другими видами тормозных систем, самая большая эффективность действия именно у рабочей системы.

Стояночная тормозная система

Стояночная тормозная система предназначена для удержания автомобиля на месте во время его стоянки. Так же она используется, что бы удержать автомобиль от скатывания назад, если он тронулся с места на подъеме. Стояночная тормозная система управляется рукой водителя через рычаг ручного тормоза.

Запасная тормозная система

Запасная тормозная система служит для остановки автомобиля в случае отказа рабочей системы торможения. Она оказывает менее эффективное тормозящее действие на машину, чем рабочая система. Функции запасной тормозной системы может выполнять стояночная система.

Вспомогательная тормозная система

Вспомогательная тормозная система используется в качестве тормоза-замедлителя в основном на автомобилях большой грузоподъемности. Применяется, что бы снизить нагрузку на рабочую тормозную систему при длительном торможении, например на длинном спуске.

Классификация тормозных механизмов

Тормозные механизмы бывают следующих видов:

  • фрикционный (механический)
  • дисковый
  • барабанный
  • гидравлический
  • электрический
  • колодочный
  • трансмиссионный
  • колесный
  • ленточный

Наиболее часто применяются фрикционные тормозные механизмы. Для легковых автомобилей на передних колесах чаще всего используются дисковые тормозные механизмы, а на задних, барабанные колодочные механизмы. Так же барабанные колодочные тормозные механизмы устанавливаются на грузовых автомобилях.

Преимущества дисковых тормозов

1. Высокий коэффициент тормозной эффективности.

2. Небольшая масса и размеры.

3. Компоновочные достоинства.

4. Низкая температура тормозной жидкости.

5. Надежность. Повышается чувствительность тормозов.

6. Стабильность. Даже высокая температура не может повлиять на эффективность дисковых тормозов.

Недостатки дисковых тормозов

Низкий уровень грязезащищенности. Подвергаются попаданию пыли и грязи, поднятой передними колесами.

Преимущества барабанных тормозов

1. Большее усилие торможения. Они идеально подходят для грузовых автомобилей, так как масса их большая, и их нелегко остановить.

2. Долговечность. Из-за того, что внутрь барабана не попадает грязь, уменьшается износ накладок.

3. Низкая стоимость.

Недостатки барабанных тормозов

1. Медленность действия.

2. Залипание колодок. Может произойти, если оставить машину на ручнике при сильном морозе или жаре.

Не забывайте следить за состоянием вашей тормозной системы и вовремя устранять неполадки. Безопасность – прежде всего!

Вы уже знаете о бесплатной электронной рассылке "Советы экспертов от А до Я"?

Вместо того, чтобы читать сотни статей по интересующим Вас темам или самостоятельно их выискивать по информационным службам, подпишитесь на бесплатную рассылку от наших экспертов о самых важных событиях и трендах » Сейчас подписаться бесплатно! «

Материалы: http://www.experto24.ru/hobby-dosug/avtomobili/tormoznaja-sistema-avtomobilja-kakie-sushchestvujut-vidy-tormozov.html

2 ≫

Тормозная система необходима для замедления транспортного средства и полной остановки автомобиля, а также его удержания на месте.

Для этого на автомобиле используют некоторые тормозные система, как - стояночная, рабочая, вспомогательная система и запасная.

Рабочая тормозная система используется постоянно, на любой скорости, для замедления и остановки автомобиля. Рабочая тормозная система, приводится в действие, путем нажатия на педаль тормоза. Она является самой эффективной системой из всех остальных.

Запасная тормозная система используется при неисправности основной. Она бывает в виде автономной системы или её функцию выполняет часть исправной рабочей тормозной системы.

Стояночная тормозная система нужна для удержания автомобиля на одном месте. Стояночную систему использую во избежание самопроизвольного движения автомобиля.

Вспомогательная тормозная система применяется на авто с повышенной массой. Вспомогательную систему используют для торможения на склонах и спусках. Не редко бывает, что на автомобилях роль вспомогательной системы играет двигатель, где выпускной трубопровод перекрывает заслонка.

Тормозная система - это важнейшая неотъемлемая часть автомобиля, служащая для обеспечения активной безопасности водителей и пешеходов. На многих автомобилях применяют различные устройства и системы, повышающие эффективность системы при торможении — это антиблокировочная система (ABS), усилитель экстренного торможения (BAS), усилитель тормозов [3].

Тормозная система автомобиля состоит из тормозного привода и тормозного механизма [5].

Рис.1.3. Схема гидропривода тормозов: 1 — трубопровод контура «левый передний-правый задний тормоз»; 2-сигнальное устройство; 3 — трубопровод контура «правый передний — левый задний тормоз»; 4 — бачок главного цилиндра; 5 — главный цилиндр гидропривода тормозов; 6 — вакуумный усилитель; 7 — педаль тормоза; 8 — регулятор давления задних тормозов; 9 — трос стояночного тормоза; 10 — тормозной механизм заднего колеса; 11 — регулировочный наконечник стояночного тормоза; 12 — рычаг привода стояночного тормоза; 13 — тормозной механизм переднего колеса.

Тормозным механизмом блокируются вращения колес автомобиля и в следствии чего, появляется тормозная сила, которая является причиной остановки автомобиля. Тормозные механизмы находятся на передних и задних колесах автомобиля.

Проще говоря, все тормозные механизмы можно назвать колодочными. И уже в свою очередь, их можно разделять по трению - барабанные и дисковые. Тормозной механизм основной системы монтируется в колесо, а за раздаточной коробкой или коробкой передач находится механизм стояночной системы.

Тормозные механизмы, как правило состоят из двух частей, из неподвижной и вращающейся. Неподвижная часть – это тормозные колодки, а вращающаяся часть барабанного механизма - это тормозной барабан.

Барабанные тормозные механизмы (рис. 1.4.) чаще всего стоят на задних колесах автомобиля. В процессе эксплуатации из-за износа, зазор между колодкой и барабаном увеличивается и для его устранения используют механические регуляторы.

Рис. 1.4. Барабанный тормозной механизм заднего колеса: 1 – чашка; 2 – прижимная пружина; 3 – приводной рычаг; 4 – тормозная колодка; 5 – верхняя стяжная пружина; 6 – распорная планка; 7 – регулировочный клин; 8 – колесный тормозной цилиндр; 9 – тормозной щит; 10 – болт; 11 – стержень; 12 – эксцентрик; 13 – нажимная пружина; 14 – нижняя стяжная пружина; 15 – прижимная пружина распорной планки.

На автомобилях могут применять различные комбинации тормозных механизмов:

два барабанных задних, два дисковых передних;

В тормозном дисковом механизме (рис. 1.5.) - диск вращается, а внутри суппорта установлены, две неподвижные колодки. В суппорте установлены рабочие цилиндры, при торможении они прижимают тормозные колодки к диску, а сам суппорт надежно закреплен на кронштейне. Для увеличения отвода тепла от рабочей зоны часто используются вентилируемые диски [8].

Рис. 1.5. Схема дискового тормозного механизма: 1 — колесная шпилька; 2 — направляющий палец; 3 — смотровое отверстие; 4 — суппорт; 5 — клапан; 6 — рабочий цилиндр; 7 — тормозной шланг; 8 — тормозная колодка; 9 — вентиляционное отверстие; 10 — тормозной диск; 11 — ступица колеса; 12 — грязезащитный колпачок.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Материалы: http://studfiles.net/preview/6187660/page:3/

3 ≫

История создания тормозной системы

Тормозные системы применялись еще на каретах. Первые автомобили, в которых использовались колеса от экипажей, унаследовали от них и тормоза с колодками, обхватывающими обод с двух сторон. Похожие тормоза до сих пор используются на любительских велосипедах.

Первый дисковый тормозной механизм запатентовал англичанин Уильям Ланчестер в 1902 году. Тормоза с медными колодками издавали душераздирающий скрип, поэтому запатентованные несколько позже Луи Рено барабанные тормоза получили более широкое распространение.

Современная гидравлическая система привода тормозов была запатентована американцем Уильямом Локхидом и нашла применение в автомобилях Уолтера Крайслера в начале двадцатых годов.

В конце пятидесятых в связи с резким увеличением предельной скорости серийных автомобилей на них начали устанавливать более эффективные дисковые тормоза.

В дальнейшем диски постепенно увеличивались в размерах для более эффективного торможения. Появились вентилируемые и перфорированные диски, которые быстрее остывают. Тормозные цилиндры также претерпели изменения – на самые мощные сейчас устанавливаются многопоршневые цилиндры, способные прижимать к дискам колодки большой площади.

В наше время тормозная система непрерывно совершенствуется. Для большей эффективности автомобили оснащают антиблокировочными системами, антипробуксовочными системами и системами курсовой устойчивости. Все это в совокупности ведет к повышению активной безопасности при торможении.

В современных легковых автомобилях устанавливаются две тормозные системы: рабочая и стояночная. Рабочая система поделена на две части в целях безопасности. Если одна часть системы отказывает, вторая выполняет функцию аварийной.

Рабочая система используется для снижения скорости движения автомобиля.

Стояночная система нужна для блокировки колес во время стоянки. Кроме того, стояночную тормозную систему используют при старте на подъеме, когда автомобиль может скатиться назад.

Кинетическая энергия движущегося автомобиля гасится, превращаясь в тепловую через трение неподвижных деталей о подвижные. Роль подвижных деталей играют тормозные диски или барабаны, трущиеся о неподвижные тормозные колодки.

Тормозные колодки

Нажимая на педаль, водитель передает нагрузку на вакуумный усилитель тормозов. Вакуумный усилитель передает усиленную нагрузку на главный тормозной цилиндр. Поршень главного тормозного цилиндра давит на тормозную жидкость в трубках, передавая усилие на рабочие цилиндры. Цилиндры прижимают колодки к дискам (или барабанам). Вращение колеса за счет трения колодок и дисков замедляется, и автомобиль останавливается. Когда водитель отпускает педаль, давление падает, и колодки разводятся, освобождая диски или барабаны.

Тормозные барабаны

Водитель, находясь в салоне, тянет вверх рычаг стояночного тормоза. Рычаг фиксируется в поднятом положении. Присоединенные к рычагу тросы передают усилие на механизм, сводящий колодки стояночного тормоза. Колодки прижимаются к барабанам, и колеса блокируются.

Ручник

При торможении в автомобиле с АКПП коробка самостоятельно переходит на пониженную передачу. Водителю остается лишь жать на педаль тормоза. Если же у вас автомобиль с МКПП, тормозить можно двумя способами: выжав сцепление или продолжая двигаться на передаче. В первом случае вы останавливаете автомобиль за счет трения между дисками и колодками. Если же сцепление не разомкнуто, двигатель, работающий на низких оборотах, помогает тормозной системе, гася инерцию автомобиля. Особенное актуально тормозить двигателем на спусках. Если использовать только тормозную систему, колодки и диски будут перегреваться, и длина тормозного пути автомобиля, едущего под гору, увеличивается на 25%. Правильно подобрав передачу и тормозя на спуске двигателем, можно существенно продлить срок службы тормозных колодок и дисков.

Тормозные колодки гоночных автомобилей, таких, к примеру, как болиды Формулы-1, для эффективной работы необходимо прогревать. Дело в том, что колодки могут работать при очень высоких температурах, возникающих при снижении скорости с 250 до 50 км/ч. К сожалению, эффективно тормозить такие колодки начинают только после прогрева, в рамках рабочего диапазона температуры.

Практически на каждой упаковке с тормозными колодками можно найти надпись «Asbestos free», то есть, «Без асбеста». Дело в том, что при трении содержащей асбест накладки о диск образуется опасная для организма пыль.

Материалы: http://blamper.ru/auto/wiki/tormoznaya-sistema/tormoznaya-sistema-avtomobilya-3210


Back to top