1 ≫
-
- Неисправности рулевого управления - что может подвести в дороге?
- 1. В чем заключается работа системы управления?
- 2. В каких случаях рулевое управление будет в зоне риска?
- 3. Устраняем неисправности рулевого управления.
Рулевое управление – это один из важнейших элементов автомобиля, правильная работа которого очень важна для безопасности водителя и пассажиров. Неисправности рулевого управления по серьёзности приравнивают к неисправностям тормозной системы. И если рулевое управление на транспортном средстве вышло из строя, значить ездить на нём категорически запрещено.
1. В чем заключается работа системы управления?
За управление автомобилем отвечает рулевая система. Работа системы рулевого управления состоит в повороте колёс транспортного средства и изменении направления движения. Рулевая система вместе с тормозной является самым важным элементом управления автомобилем. Управление может осуществляться методом поворота передних колёс, что называется кинематическим способом. Или же управление может происходить через притормаживание колёс, что называется силовым методом. Силовой метод поворота лежит в основе системы курсовой устойчивости. Конструктивно рулевая система транспортного средства состоит из таких элементов:
1. Рулевой механизм.
2. Рулевое колесо и рулевая колонка.
3. Рулевой привод.
4. Усилитель рулевого управления.
Рулевое колесо предназначается для передачи усилия от водителя на рулевой механизм посредством рулевой колонки. Также по вибрациям рулевого колеса водитель может узнать информацию об особенностях движения. Диаметр рулевого колеса в легковых авто 380-420 миллиметров, а в грузовых – 440-550 миллиметров.
Рулевая колонка соединяет рулевое колесо с рулевым механизмом. Она состоит из нескольких шарнирных соединений и рулевого вала. На автомобилях устанавливается электрическое или механическое регулирование рулевой колонки в разных направлениях. Во время фронтального удара колонка имеет свойство складываться, защищая водителя от травм. Также колонку можно заблокировать, что защитит авто от угона.
Рулевой механизм нужен для преобразования вращательного движения руля автомобиля в поступательное движение тяги привода, что обеспечивает поворот колёс ведущей оси. В качестве рулевого механизма используют разные виды редукторов с разными передаточными числами. На легковых авто в основном устанавливают реечные рулевые механизмы.
Рулевой привод обеспечивает передачу усилия по команде водителя на колёсачерез рулевой механизм, благодаря чему они и поворачиваются. Привод определяет нужное соотношение угла поворота управляемых колёс и исключает их поворот во время работы подвески. Конструкция привода определяется типом подвески автомобиля. Самый распространённый – механический привод, который состоит из рулевых шарниров и рулевых тяг.
Усилитель рулевого управления уменьшает требуемое усилие на рулевое колесо для его поворота, благодаря чему управление автомобилем становится и безопаснее, и комфортнее. Бывают такие типы усилителей: электрический, гидравлический, пневматический. Тип усилителя зависит от типа рулевого привода. Систему рулевого управления можно охарактеризовать такими кинематическими параметрами:
1. Угол схождения.
2. Угол поперечного наклона оси поворота колеса.
3. Угол продольного наклона оси поворота колеса.
6. Плечо стабилизации.
Конструктивно, система рулевого управления – это компромисс между кинематическими параметрами, потому что она объединяет противоречащие между собой лёгкость движения и устойчивость движения.
2. В каких случаях рулевое управление будет в зоне риска?
Даже самые мелкие неисправности рулевого управления становятся причиной тяжёлых и опасных для здоровья последствий. По этой причине эксплуатация транспортных средств с таким поломками строго запрещается. Как же диагностировать поломку? Первыми признаками возможной неисправности механизмов системы рулевого управления являются:
2. Наблюдаются стуки в системе рулевого управления.
3. Увеличивается люфт рулевого колеса (холостое движение, во время которого автомобиль никак не реагирует на команды водителя).
4. Слышен шум в гидроусилителе рулевого управления.
5. Рулевое колесо вращается очень туго.
6. Рабочая жидкость протекает. Протекание рабочей жидкости происходит не очень заметно и лужу под авто увидеть не удастся. Чтобы диагностировать протекание, нужно осмотреть элементы системы, и при наличии проблем, они будут выглядеть запотевшими.
По каким же причинам ломаются системы рулевого управления? Причины поломок систем рулевого управления:
1. Низкое качество дорожного покрытия.
2. Очень высокая интенсивность эксплуатации транспортного средства и несоблюдение правил его эксплуатации (например, неправильная периодичность технического обслуживания).
3. Использование неоригинальной гидравлической жидкости низкого качества, которой заполняют систему.
4. Использование некачественных компонентов системы и комплектующих при её ремонте.
5. Низкое качество работ по ремонту и ТО системы.
6. Достижение предельного срока службы элемента.
7. На работу рулевого управления также влияют отклонения в работе колёс из-за нарушенной балансировки, низкого давления в покрышках, сильного износа ступичного подшипника.
С любой из систем транспортного средства полумеры и шутки недопустимы. Но что касается рулевого управления, то здесь не может быть компромиссов, так как от этой системы зависит здоровье водителя и его пассажиров. Поэтому автомобилисты обязаны вовремя проходить осмотр и техническое обслуживания рулевого управления в профессиональных сервисных центрах. А, если были замечены признаки возможной неисправности, то следует сразу же обращаться на СТО, не дожидаясь времени следующего осмотра.
3. Устраняем неисправности рулевого управления.
Рулевое управление – элемент довольно надёжный. Но и он иногда ломается, что приводит к повышенной опасности. Поэтому очень важно вовремя распознать неисправность и оперативно с ней разобраться. Стоит отметить, что использование на современных авто рулевого механизма реечного типа заметно повышает надёжность и безопасность движения. Но даже такие механизмы невечные и, хоть и нечасто, а ломаются.
С некоторыми возникающими неисправностями рулевого управления водитель может разобраться самостоятельно, но вот с серьёзными неисправностями лучше обращаться сразу к специалистам. В любом случае, рекомендуем даже после собственноручного ремонта проверить авто на СТО, так как безупречная работа рулевого управления для авто – одно из главных требований. Какие же бывают неисправности рулевого управления? Самые распространённые неисправности рулевого управления:
1. Износ пары «шестерня-рейка».
2. Износ подшипников рулевого вала или его разрушение.
3. Нарушение герметичности системы.
4. Износ шарнира наконечника рулевой тяги.
Самые распространённые неисправности гидроусилителя руля:
1. Износ подшипника вала гидронасоса.
2. Низкий уровень гидравлической жидкости в резервуаре.
3. Пробуксовка ремня привода гидронасоса.
4. Ослабление креплений.
5. Повреждения шлангов.
6. Засорение элементов гидроусилителя.
Эти неисправности рулевого управления и гидроусилителя руля, в большинстве случаев, приводят к возникновению следующих проблем:
1. Вращение рулевого колеса становится тугим.
2. Увеличение холостого хода транспортного средства.
3. Утечка рабочей жидкости.
4. Плохая устойчивость автомобиля.
Как же устранить неисправности рулевого управления?
Причины и методы борьбы с тугим вращением рулевого колеса:
1. Пониженное давление в покрышках. При обнаружении, его немедленно следует повысить до нормального значения.
2. Пониженный уровень масла в картере рулевого механизма. При обнаружении, его немедленно следует повысить к нормальному уровню.
3. Деформирование деталей рулевого механизма, подшипников верхней опоры стойки, рулевого привода, шаровых шарниров, телескопической стойки подвески. Деформированную деталь нужно сразу же заменить новой.
4. Неправильно отрегулированы зазоры в зацеплениях ролика с червяком или углы передних колёс. В таком случае, нужно правильно отрегулировать эти углы и зазоры.
5. Сильно затянутая регулировочная гайка на оси маятникового рычага. В этом случае гайку необходимо ослабить.
Причины и методы борьбы с увеличением холостого хода автомобиля:
1. Сильно большие зазоры в подшипниках шаровых шарниров, ступиц, червячном зацеплении. В таком случае, этот зазор нужно отрегулировать.
2. Слабо затянуты гайки рулевых тяг либо болты рулевого механизма. В таком случае, их нужно подтянуть.
3. Люфты заклёпочных соединений. Если обнаружена такая неисправность, то придётся подогнать детали, чтобы устранить люфты.
Причины и методы борьбы с утечкой масла:
1. Повреждения либо износ сальников и уплотнительных накладок или червяка. Тогда эти элементы следует срочно заменить.
2. Болты крепления крышки картера разболтались и их необходимо дотянуть.
3. Разболтались гайки и болты поворотных рычагов, рулевых тяг, нижнего фланца, кронштейна. После обнаружения неисправности, эти болты и гайки потребуется затянуть посильнее.
4. Большие зазоры между упорными рейками, осью тяг и в подшипниках колёс. В таком случае, понадобится отрегулировать зазоры.
Причины и методы борьбы с плохой устойчивостью транспортного средства:
1. Неправильный угол на передних колёсах или большой зазор в подшипниках, шарнирных тягах, зацеплении ролика и червяка. При обнаружении, все зазоры и угли нужно будет отрегулировать.
2. Повреждены поворотные кулаки или рычаги подвески. В таком случае, неисправные детали следует немедля заменить.
Таким образом, причин поломки рулевого управление может быть множество, поэтому на диагностику и последующий ремонт тратится немалое количество времени. Но лучше диагностировать и устранить неполадки заранее, чем потом жалеть, что это было не сделано.
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
Вам также может быть интересно
Nissan запускает производство деталей для своих легендарных классических моделей
Новое поколение Porsche 911 Turbo S станет еще мощнее
Электромобиль Samsung SM3 удивляет всех своими новыми характеристиками
Цена нового электрического грузовика Tesla Semi оказалась неожиданно низкой
- © 2017 Auto.Today
- Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
- Конфиденциальность
- Реклама на сайте
- Редакция
Редакция портала может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы, за достоверность и содержание рекламы
Материалы: http://auto.today/bok/2570-neispravnosti-rulevogo-upravleniya.html
2 ≫
-
Рулевое управление должно обеспечить надежное и легкое управление автомобилем на любых участках пути. При этом все детали рулевого управления должны быть зашплинтованы и смазаны, соединения системы гидроусилителя должны быть герметичны, а люфт рулевого колеса — в пределах нормы. Однако в пути, в рулевом управлении могут возникнуть неисправности, которые создают угрозу безопасности движения автомобиля, затрудняют его управление.
Основными неисправностями рулевого управления могут быть:
1. Увеличенный люфт рулевого колеса.
2. Заедание руля или тугое вращение.
3. Износ деталей рулевого управления.
4. Отказ в работе гидроусилителя руля.
Если автомобиль в движении плохо держит дорогу, трудно управляем, а на месте при большом повороте руля передние колеса не поворачиваются, значит, увеличен люфт рулевого колеса.
Причинами этой неисправности бывают:
а) ослабление креплений картера рулевого механизма, рулевой сошки, крышки нижнего подшипника червяка рулевого механизма, поворотных рычагов, подшипников передних колес;
б) износ шарниров рулевых тяг, роликовых подшипников червяка, подшипников ступиц передних колес, втулок, шкворней поворотных кулаков, циркулирующих шариков и шариковой гайки рулевого механизма с гидравлическим приводом, карданной передачи этого привода либо поломка амортизационных пружин наконечников тяг и увеличение зазора между роликом и червяком.
Заедание руля (тугое вращение) характеризуется трудным поворачиванием руля как на месте, так и при движении автомобиля.
Эта неисправность возникает, как правило, по следующим причинам:
а) чрезмерно затянуты или повреждены подшипники червяка;
б) заедает вал рулевой сошки или червяка, шкворней поворотных цапф, ролика с червяком в зацеплении;
в) неправильно отрегулирован рулевой механизм;
г) погнуты рулевые тяги;
д) на поверхностях ролика и червяка имеются задиры либо в картер механизма руля попадают посторонние предметы;
е) недостаточна смазка в картере рулевого механизма;
ж) отсутствует воздух в камерах передних колес.
Износ деталей рулевого управления возникает из-за несвоевременной и плохой смазки рулевого управления, движения на повышенных скоростях по плохим дорогам, частых поворотов колес, когда автомобиль стоит.
Неисправности гидроусилителя руля:
а) нет усиления при поворотах или оно недостаточное и неравномерное;
б) шум и стук при работе насоса.
Возможные причины: попадание воздуха в систему, неисправный силовой цилиндр и насос, заедание золотника клапана управления, ослабление ремней привода насоса, ненормальный уровень масла в бачке насоса, повышенный износ либо заедание деталей насоса.
Чтобы проверить величину люфта руля, лучше всего пользоваться люфтомером. Как это делается? Управляемые колеса установить в положение, соответствующее движению по прямой, люфтомер закрепить на кожухе колонки, а его стрелку на ободе. Руль поворачивать влево (выбирая свободный ход) до начала увеличения сопротивления дальнейшему поворачиванию и в этом положении установить «нуль» шкалы против стрелки. После этого руль поворачивать вправо на величину свободного хода. Шкала люфтомера покажет величину свободного хода рулевого колеса.
1 — люфтомер; 2 — стрелка; а — величина люфта
Допустимый люфт руля для каждой марки автомобиля должен быть в соответствии с данными таблицы.
Помните, что на автомобилях, где имеется гидроусилитель руля, проверку люфта нужно обязательно производить при работающем двигателе. Если в пути люфтомер отсутствует, то свободный ход руля можно определить замером длины дуги на его ободе. При превышении нормы люфта рулевого колеса следует проверить надежность крепления картера руля к раме, рулевого колеса на валу и при необходимости закрепить их. Обычно надежность крепления рулевого колеса на валу проверяют покачиванием его в направлении, перпендикулярном в плоскости вращения. При обнаружении качки следует туго затянуть гайку крепления рулевого колеса на валу.
Величины люфтов рулевого колеса
Допустимый люфт рулевого колеса, в градусах
Допустимый люфт рулевого колеса при измерении на ободе, в мм
ЗИЛ-150, ЗИЛ-164, ЗИЛ-157
Можно попытаться устранить люфт в шарнирном сочленении тяг. Для этого следует расшплинтовать пробку, разобрать и промыть детали тяги, смазать их, поставить на место и завернуть пробку до отказа, а затем отвернуть примерно на 1/2-3/4 оборота до первого положения, при котором ее можно зашплинтовать. Затягивать пробку до полного сжатия пружин не разрешается. Если люфт не удастся устранить описанной регулировкой, значит, детали сильно изношены и требуют замены. Заменой изношенных деталей устраняется люфт и в самоцентрирующих соединениях поперечных рулевых тяг. Следует также проверить, нет ли люфта в подшипниках колес (см. раздел «Неисправности ходовой части автомобиля»). При наличии люфта устранить его регулировкой.
Если детали рулевого привода исправны, надежно закреплены, то причиной увеличенного люфта рулевого колеса является неисправный рулевой механизм, требующий регулировки. В первую очередь в рулевом механизме следует проверить, нет ли увеличенного зазора в подшипниках червяка.
Регулировка шарнирных соединений продольной рулевой тяги:
1 — пробка; 2 — отверстие для шплинта, 3 — отвертка
Для этого нужно:
1. Поднять переднюю ось автомобиля.
2. Установить управляемые колеса в положение, соответствующее движению по прямой.
3. Повернуть руль влево на один оборот и закрепить его, привязав за спицу к левой стойке ветрового окна.
4. Взять рукой колонку так, чтобы большой палец слегка касался ступицы рулевого колеса.
Если при сильном раскачивании управляемых колес в обе стороны большой палец будет ощущать осевое перемещение ступицы рулевого колеса, то это свидетельствует об увеличении люфта в подшипниках червяка.
Обнаружить осевой зазор в подшипниках червякам новых автомобилях «ГАЗ» рекомендуется так. Отсоединить продольную рулевую тягу от сошки (при необходимости откинуть кабину и отсоединить вилку нижнего шарнира вала руля от вала червяка) и, покачивая сошку рукой, следить, нет ли осевого перемещения вала червяка относительно верхней крышки картера руля. Наличие осевого перемещения вала червяка свидетельствует о необходимости регулировки подшипников. Увеличенный люфт в подшипниках червяка устраняется регулировкой с помощью регулировочных прокладок, устанавливаемых под нижней крышкой картера рулевого механизма (автомобили «Волга», ГА3-53А, ГАЗ-66), или вращением регулировочной гайки, расположенной в передней части картера механизма рулевого управления (автомобиль «Москвич»).
Если при проверке окажется, что нет необходимости регулировать подшипники червяка или после регулировки подшипников червяка все же сохраняется недопустимый люфт рулевого колеса, проверьте и. при необходимости отрегулируйте зацепление ролика с червяком.
Проверку осуществляют так. Руль поставьте в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой и разъедините сошку с продольной тягой. Покачивая сошку рукой (в плоскости ее вращения) определите люфт на ее конце, который не должен превышать 0, 2—0, 3 мм. Если величина перемещения конца сошки больше, значит, необходимо произвести регулировку зацепления ролика с червяком с последующей проверкой. Эта регулировка осуществляется винтом на боковой крышке картера рулевого механизма (автомобиля «ЗИЛ» прокладками), при ввертывании которого в картер рулевого механизма происходит продольное перемещение вала сошки с роликом к червяку, и зазор между ними уменьшается.
Если возникло заедание руля, то прежде всего проверьте давление воздуха в передних колесах и смазку в картере рулевого механизма. При необходимости следует шины накачать и заправить картер маслом. Внешним осмотром проверить, нет ли погнутости рулевых тяг, если есть — выправить. Убедиться в правильности регулировок рулевого механизма.
Если при этом не удается устранить заедание, то разберите рулевой механизм и замените изношенные либо поломанные детали.
В случае возникновения недостаточного или неравномерного усилия руля при поворотах необходимо сначала проверить: натяжение ремней привода насоса (если нужно отрегулировать), уровень масла и его качество в бачке насоса. Если уровень масла недостаточный, следует долить масло. Затем тщательно проверить герметичность соединений системы гидроусилителя, убедиться, нет ли повреждений и заеданий деталей, ослабления креплений. Обнаруженный воздух в системе (пена в бачке) удаляется прокачкой, ослабленные крепления подтягиваются, заедания устраняются. Если при этом не удается восстановить нормальную работу гидроусилителя руля, то необходимо разобрать насос, прочистить и промыть его детали, проверить их на исправность и при сильном износе или поломках заменить неисправные детали.
Напомним, что разбирать и проверять насос необходимо и в случае отсутствия полного усиления на различных оборотах двигателя, которое возникает вероятнее всего при отвертывании седла предохранительного клапана насоса либо при заедании перепускного клапана.
Повышенный шум при работе насоса можно попытаться устранить доливкой масла, подтяжкой ремней привода насоса, промывкой фильтра (точностью установки его) и удалением воздуха из системы. Если это не дает результатов, то необходимо разобрать и проверить детали насоса.
При возникновении сильного стука в передней части насоса необходимо заменить шариковый подшипник вала насоса. Если в пути усилитель отказал в работе, то для дальнейшего продолжения движения рекомендуется отключить насос, сняв приводные ремни, слить масло из системы гидроусилителя для уменьшения усиления на рулевом колесе и снять силовой цилиндр, если он поврежден. В этом случае можно пользоваться рулевым механизмом только кратковременно, во избежание поломок и преждевременного износа деталей рулевого управления. Возвратись в гараж, надо восстановить работу гидроусилителя.
Материалы: http://roadmachine.ru/car-repair/faults-steering.html
3 ≫
-
и методы устранения
Течь масла
Основная причина возникновения утечки масла - повреждение сальников.
Повреждения могут быть вызваны естественным износом материала сальника или механическим воздействием.
Наиболее частой причиной повреждения сальника является коррозия рулевого штока, которая, подобно наждачной бумаге, повреждает рабочую кромку сальника, после чего сальник перестает держать давление и начинает пропускать гидравлическую жидкость.
Коррозия может присутствовать на рулевом штоке, вертикальном валу, зубчатом соединении.
При восстановлении рулевой рейки мы шлифуем вал для того, чтобы убрать коррозию, наносим защитный состав и полируем.
Во многих случаях для того, чтобы убрать коррозию, нужно снимать до 0,5 мм. металла. В этом случае мы используем сальники ремонтных размеров, которые позволяют уплотнить шлифованный вал.
Обращаем внимание, что мы используем термины "восстановление рулевой рейки" и "ремонт рулевой рейки".
Под восстановлением или ремонтом мы подразумеваем замену ВСЕХ необходимых деталей.
Мы не занимаемся частичным ремонтом и заменой только лишь сальников или втулок. Даже в случае, если ваша рейка "потекла", мы заменим все необходимые детали и комплектующие, такие как втулки, сальники, поршень поджима, пружину, тефлоновые кольца, прижимной механизм, все резиновые уплотнения, гайку поджима, восстановим рулевой вал. В итоге после нашего ремонта вы получаете не отремонтированную рейку с замененными сальниками, а фактически новый агрегат с высоким сроком службы.
"Закусывания" при вращении руля
Причин появления "закусываний" может быть несколько:
1. Неисправность рулевого кардана. Устраняется ремонтом, заменой крестовин, вальцовкой, кернением. В некоторых случаях необходима замена вала целиком. При ремонте рулевых карданных валов мы используем специальное оборудование и заводские керны, которые позволяют нам полностью восстановить вал.
2. Неисправность прижимного механизма рулевой рейки. В этом случае необходим полный ремонт рулевого механизма.
3. Неисправность распределителя и/или поршня рулевой рейки. В этом случае также необходим полный ремонт рулевого механизма.
Неравномерное усилие при вращении руля
Данная неисправность может быть вызвана износом распределительных колец, износом корпуса распределителя, неисправностью рулевого карданного вала, неисправностями подвески, износом поршня рулевого штока.
"Гул" из-под капота
Может быть вызван неисправностью насоса гидроусилителя, подсосом воздуха, разгерметизацией системы, износом уплотнительных колец и др.
Люфт рулевого колеса
Может быть вызван неисправностью рулевого карданного вала, прижимного механизма. Необходима точная диагностика. По результатам диагностики принимаем решение о ремонте рулевой рейки и/или карданного вала.
Материалы: http://gur58.ru/poleznaya-informatciya-neispravnosti-rulevogo-upravleniya-chto-n/2016-12-11/osnovnye-neispravnosti-rulevogo-mekhanizma