1 ≫
-
Если двигатель не запускается или работает с перебоями, проверку системы зажигания рекомендуется начинать с высоковольтной части в следующем порядке.
Рис. 9.18. Разрядник для проверки высоковольтной части системы: 1 – изоляционное основание; 2 – электроды, соединяемые с проводами свечей зажигания 1-го и 4-го цилиндров; 3 – кожух; 4 – смотровое окно;
5 – электроды, соединяемые с проводами свечей зажигания 2-го и 3-го цилиндров; 6 – регулировочные винты; 7 – изоляционные втулки
Для проверки потребуется простейший разрядник (рис. 9.18) с двумя парами металлических стержней 2 и 5 (электродов), закрепленных на пластине из электроизоляционного материала (пластмасса, текстолит). Нижняя часть стержней вместе с изоляторами 7 по форме и размерам должна соответствовать размерам изолятора и наконечника свечей зажигания. В верхней части стержней завернуты винты 6 с заостренным концами. Зазор между концами винтов можно регулировать вращением винтов.
При проверке высоковольтной части необходимо соблюдать осторожность. С этой целью сверху разрядник надо закрывать крышкой 3 из изоляционного материала со смотровыми окнами 4. Разрядник крепить на кузове автомобиля.
Отсоедините наконечники проводов от свечей зажигания и присоедините их к электродам разрядника. Провода от 1 и 4 свечей соедините с одной парой электродов разрядника, а от 2 и 3 свечей — с другой парой электродов. Установите зазор между электродами 7–10 мм и проверните двигатель стартером.
При малой частоте вращения коленчатого вала будет заметно поочередное «проскакивание» искры между парами электродов 2 и 5. Если искрообразование на разряднике нормальное, то необходимо проверить свечи зажигания.
Если искрообразование отсутствует на одной паре электродов, то надо проверить электрическую цепь от коммутатора до этих электродов: высоковольтные провода, катушку зажигания и соединение катушки с коммутатором.
Когда искрообразование отсутствует на обеих парах электродов разрядника, то следует проверить, подается ли питание на коммутатор, контроллер и катушки зажигания, а также проверить коммутатор, контроллер и датчики НО, УИ, если цепи питания исправны.
Рис. 9.16. Осциллограммы импульсов напряжений и токов, действующих на выходах контроллера (а), коммутатора (б) и во вторичной цепи катушки зажигания (в): I – сигнал «Момент зажигания»; II – сигнал «Выбор канала»; III – сигнал «Начало отсчета»; IV – сигнал «Угловые импульсы»; V – импульсы тока на выходе 1-го канала; VI – импульсы тока на выходе 2-го канала; VII – импульсы напряжения на выходе 1-го канала; VIII – импульсы напряжения на выходе 2-го канала; IX – импульсы напряжения; X – импульсы тока; А – ВМТ поршней 1-го и 4-го цилиндров; Б – момент зажигания в 1 и 4 цилиндрах; В – момент зажигания во 2 и 3 цилиндрах; Q – угол опережения зажигания; I и U – ток и напряжение в первичной обмотке катушки зажигания; t – время накопления тока
Проверка работоспособности коммутатора должна производиться при помощи прибора диагностики коммутаторов или двухканального электронного осциллографа путем измерения параметров входных и выходных импульсов (см. рис. 9.16). Простейшую проверку можно выполнить с помощью контрольной лампы А12, 3 Вт. Для этого отсоединяют низковольтные провода от катушки зажигания, присоединяют к ним лампу и проворачивают двигатель стартером. Мигание лампы укажет на то, что коммутатор выдает импульсы тока.
Если импульсов тока нет только на одной катушке зажигания, то или повреждены провода, соединяющие эту катушку с коммутатором, или неисправен один из каналов коммутатора.
Если импульсов тока нет на обеих катушках, то либо не подается напряжение питания на катушки зажигания, коммутатор или контроллер (по голубому проводу с красной полоской), либо неисправность надо искать дальше. Возможно она находится в коммутаторе, контроллере или в соединениях между ними.
Если имеется заведомо исправный коммутатор, то можно заменить им коммутатор автомобиля и проверить работу системы зажигания. Нормальная ее работа в этом случае укажет на то, что на автомобиле был неисправный коммутатор.
Работоспособность контроллера и точность воспроизведения характеристик углов опережения зажигания проверяется при помощи тестера микропроцессорной системы управления двигателем в соответствии с инструкцией по эксплуатации тестера.
Можно проверить работу контроллера и при помощи двухканального электронного осциллографа по следующей методике.
1. Подключите электронный осциллограф к диагностическим выводам контроллера в следующем порядке:
— на вход усилителя первого канала подайте угловые импульсы (штекер «7» контроллера);
— на вход усилителя второго канала подайте импульсы начала отсчета (штекер «5» контроллера);
— на вход внешнего запуска развертки осциллографа подайте диагностический импульс момента зажигания СЗ (штекер «13» контроллера).
2. Включите «ждущий» режим развертки осциллографа, синхронизация — переходом с высокого уровня сигнала на низкий (момент искрообразования).
3. Вычислите угол опережения зажигания по формуле:
Q = nУИ·1,4° [град. по коленчатому валу],
nУИ — количество переходов сигнала УИ с высокого уровня на низкий и наоборот в диапазоне развертки осциллографа от момента искрообразования до фронта (перехода с низкого уровня на высокий) сигнала НО (ВМТ);
1,4° — угол поворота коленчатого вала за половину периода угловых импульсов.
Простейшую проверку работоспособности контроллера можно выполнить с помощью индикатора, выполненного по схеме на рис. 9–19. В индикаторе использованы резисторы типа МЛТ, 1 Вт, транзистор типа КТ817Б, а в качестве индикаторной лампы взята автомобильная лампа А12, 3 Вт.
Для проверки контроллера соединяют выводы «–» и «+» индикатора с аккумуляторной батареей, отсоединяют колодку штепсельного разъема от коммутатора и присоединяют вход А индикатора к штекеру «5» этой колодки (соединенному с белым проводом). Проворачивают двигатель стартером. Если лампа индикатора вспыхивает, то контроллер выдает импульсы «Выбор канала».
Аналогично проверяют наличие импульсов СЗ, подключив вход индикатора к штекеру «6» (к нему подходит голубой провод) отсоединенной от коммутатора колодки проводов.
Если импульсов нет, то проверяют, подается ли напряжение питания к контроллеру и нет ли обрыва в проводах, соединяющих контроллер с коммутатором и с датчиками НО и УИ. Если провода целы и напряжение питания подается на контроллер, а импульсов нет, то необходимо проверить контроллер на стенде.
Рис. 9.15. Схема микропроцессорной системы управления двигателем: 1 – свечи зажигания; 2 – катушка зажигания 2 и 3 цилиндров; 3 – катушка зажигания 1 и 4 цилиндров; 4 – коммутатор; 5 – колодка диагностики; 6 – аккумуляторная батарея; 7 – генератор; 8 – монтажный блок; 9 – реле зажигания;
10 – выключатель зажигания; 11 – электромагнитный клапан ЭПХХ карбюратора; 12 – концевой выключатель карбюратора; 13 – контроллер; 14 – впускная труба; 15 – датчик температуры; 16 – датчик начала отсчета; 17 – датчик угловых импульсов
Для проверки функции управления электромагнитным клапаном ЭПХХ карбюратора отсоединяют зеленый провод от концевого выключателя 12 (см. рис. 9.15) карбюратора и соединяют наконечник этого провода с «массой». Затем запускают двигатель и постепенно увеличивают частоту вращения коленчатого вала. При 1750 мин -1 (замеряется каким-либо дополнительным тахометром) клапан должен отключиться. Теперь плавно уменьшают частоту вращения. При снижении ее до 1650 мин -1 клапан должен включиться.
Устанавливают частоту вращения 2000 мин -1 , отсоединяют от массы наконечник провода, идущего к концевому выключателю карбюратора, а затем снова соединяют его с «массой». При отсоединении провода от «массы» клапан должен включаться, а при соединении с массой — отключаться.
Момент срабатывания клапана можно определять по характерному щелчку или с помощью вольтметра, подключенного к клапану и «массе». Если клапан включен, то вольтметр должен показывать напряжение не менее 10 В, а если выключен — то не более 1,5 В.
У катушки зажигания проверяется сопротивление обмотки, нет ли замыкания между обмотками и пробоя изоляции на «массу».
Сопротивление первичной обмотки (0,5±0,05) Ом, а вторичной — (11±1,5) кОм.
Пробой изоляции на массу обнаруживается по прогару или выплавлению пластмассовой оболочки катушки зажигания на поверхности, прилегающей к кронштейну крепления.
Рис. 9.20. Cхема установки датчика угловых импульсов: 1 – венец маховика; 2 – картер сцепления; 3 – датчик
Следует проверить установку датчика. Для нормальной работы датчика необходимо, чтобы зазор между датчиком и вершиной зуба венца маховика (или торцем штифта для датчика НО) находился в пределах 0,3–1,2 мм (рис. 9.20). Зазор можно определить сняв датчик, замерив расстояние от поверхности картера сцепления до вершины зуба и вычтя из него размер 25 мм.
Рис. 9.17. Осциллограммы импульсов датчика начала отсчета (а) и угловых импульсов (б)
Сопротивление обмотки датчика составляет (400±50) Ом и измеряется омметром. Форма и амплитуда импульсов, генерируемых датчиком, проверяется электронным осциллографом (см. рис. 9.17).
Грубо оценить наличие генерируемых датчиком импульсов можно с помощью вольтметра переменного тока, проворачивая двигатель стартером.
Сопротивление обмотки датчика и напряжение можно измерять обычным комбинированным прибором (тестером).
Рис. 9.21. Схема проверки датчика температуры: 1 – датчик; 2 – вольтметр
Датчик проверяют, поместив его в бачок с водой или охлаждающей жидкостью, которая может подогреваться. Подключают к датчику источник напряжения питания 12 В и вольтметр (рис. 9.21). Вольтметр должен быть постоянного тока с пределом измерения 0–5 В и классом точности 1,5. Ток питания датчика температуры задается резистором R1.
Включив подогрев воды, измеряют падение напряжения на датчике при различных температурах в бачке. Падение напряжения не должно отличаться более, чем на ±0,1 В от расчетного, определенного по формуле, данной в подразд. «Особенности устройства».
Руководство по ремонту ВАЗ 2108, 2109, 2114, 2115
Двигатель ваз 2109, монтажный блок ваз 2114, воздушный фильтр ВАЗ 2115. Снятие рулевой рейки 2108 замена опоры двигателя, замена термостата ваз 2112. Замена тосола или антифриза. Датчик температуры ваз 2114. регулировка сцепления, зажигания. Реле поворотов лада. схема предохранителей, падение давления масла. Натяжение троса сцепления на ВАЗ 21099. ремонт коробки передач ваз.
Материалы: http://21092115.ru/%D0%B2%D0%B0%D0%B7-2108-2109/%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8/%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0-%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9-%D0%B2-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5-%D0%B7%D0%B0%D0%B6%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.html
2 ≫
-
Во всех бензиновых ДВС, находится система зажигания, и часто ее дефекты, не дают возможности нормально работать, или даже запускаться двигателю.
Система зажигания состоит из исполнительной (высоковольтной) части и управляющей (низковольтной) системы, которая отвечает также за опережение зажигания.
Высоковольтная часть состоит из:
- катушка (или модуль) зажигания;
- провода высокого напряжения (бронепровода);
- свечи зажигания;
Низковольтная часть состоит из:
- коммутатора (блока управления);
- датчика отсчета оборотов, индукционного или на эффекте Холла;
- распределителя зажигания;
В старых системах использовался механический (вакуумный) способ регулировки опережения угла зажигания, в современных системах используют электронный расчет опережения.
При отсутствии искры, в первую очередь необходимо проверить:
- на контактных системах, наличие искры на контактах;
- на электронных – исправность и наличие сигнала с датчика оборотов (датчик коленвала или распредвала);
- наличие питающего напряжения на коммутаторе, блоке управления, а также катушке (ах) зажигания;
- целостность высоковольтных проводов;
- целостность керамических деталей (крышки трамблера, «бегунка» и т. д);
- свечи зажигания;
- исправность электронных блоков управления;
При пропусках воспламенения, причины надо искать, прежде всего, в высоковольтной системе. «Утечки» напряжения в бронепроводах, свечах, катушках.
Также высоковольтная часть может быть причиной «троения» или «подтраивания» мотора, «стрельбы» в воздушный фильтр или в глушитель (особенно автомобили с ГБО), плохого запуска, как на холодную, так и на горячую.
Самым оптимальным способом диагностики различных систем зажигания, считается снятие осциллограмм, с первичных и вторичных цепей искрообразования. По осциллограмме можно определить практически все виды неисправности системы зажигания, такие как:
- пробой бронепровода;
- межвитковое замыкание катушки;
- отсутствие или искаженный сигнал с датчиков и коммутатора;
- дефект свечей зажигания;
К сожалению, без осциллографа, устранить неисправность можно только методом подмены деталей, на заведомо исправные.
Есть, конечно, и другие «народные» методы, они конечно не достаточно эффективны, но с их помощью можно определить с какой детали стоит начать замену, например:
- В темное время суток открыть капот на заведенном автомобиле, если будет виден эффект «северного сияния», то есть свечения «бронепроводов», их нужно заменить.
- Визуальный осмотр свечей на наличие ферритизации изолятора электрода (появление красного токопроводящего налета на изоляторе свечи, из-за низкокачественного топлива, с большим содержанием металлов и ферроцена) и появлению пробоев, в виде токовых дорожек.
- Осмотр крышек трамблера и распределителя зажигания на наличие трещин и пробоя.
Никогда не проверяйте наличие искры в электронных системах зажигания, сняв высоковольтный провод со свечи. С высокой долей вероятности выйдут из строя, сама катушка, электронный блок управления или коммутатор.
На контактных системах зажигания, допускается чистка контактов надфилем или пилочкой, с последующим восстановлением зазора.
Материалы: http://avtooverview.ru/ekspluataciya/poisk-neispravnostej-sistemy-zazhiganiya/
3 ≫
-
Неисправности системы зажигания в общем счете можно разделить на такие категории:
- Когда двигатель не удается запустить.
- Когда двигатель не развивает полной мощности.
- Когда в работе двигателя присутствуют перебои.
Что касается первого типа, то это такие неисправности:
- Повреждение провода, соединяющий модуль зажигания и реле питания;
- Выхождение из строя реле питания;
- Окисление или же неплотное нахождение в гнездах наконечников проводов;
- Нарушение изоляции или загрязнение проводов;
- Изменение зазора между электродами свечей или их замасливание;
- Неисправность в модуле зажигания;
- Выход из строя контроллера, в результате чего импульсы перестали поступать на модуль;
- Выход из строя, неправильная установка или оборванные провода датчика, регулирующий положение коленчатого вала;
- Повреждение контактного уголка датчика;
- Утечка тока в связи с трещинами и прогарами, которые появляются на крышке или датчике, а также с накоплением влаги и нагара на внутренней части крышки;
- Прекращение работы электромагнитного клапана от карбюратора в связи с разрывом провода, который соединяет его с контроллером;
- Выход из строя контроллера;
- Выход из строя коммутатора;
- Неисправность в выключателе;
- Неправильная установка элемента зажигания;
- Повреждение катушки.
- Неправильно установлен момент зажигания.
- Ослабление пружины регулятора или заедание его грузиков.
- Изменение формы импульсов на первичной обмотке коммутатора, в чем выражается одна из главных причин его неисправности.
- Повреждение шланга, задача которого заключается в соединении выхлопной трубы и датчика абсолютного давления.
- Выход из строя ранее упомянутого датчика.
- Оседание топливного конденсата на стенках шланга.
- Прекращение реагирования контролера на изменения сигналов от датчика.
- Неисправности в работе датчиков по температуре.
- Повреждение провода, соединяющий контролер и датчики.
И, наконец, к третьей категории общих неисправностей относятся:
- Выход из строя контролера или модуля зажигания;
- Повреждение, окисление или ослабление крепления проводов высокого уровня напряжения;
- Замасливание свечей, скопление на них нагара и образование трещин;
- Изношенность электродов;
- Слишком раннее и позднее зажигание;
- Образование чересчур большого зазора между электродами свечей;
- Ослабление пружин грузиков регулятора;
- Изношенность контактного уголка;
- Повреждение крышки датчика;
- Неисправность коммутатора;
- Подгорание центрального контакта ротора;
- Возникновение трещин, других повреждений и нагара на крышке датчика и роторе.
Это были перечислены основные неисправности системы зажигания. Теперь более подробно по каждой системе (бесконтактной и электронной).
Я рекомендую при выявлении признаков неисправностей в работе бесконтактной системы ни в коем случае не паниковать.
В процессе поиска неисправностей контактной системы зажигания, а также бесконтактной, я рекомендую обратить внимание на такие особенности:
- Для осуществления проверки части высоковольтного типа желательно было бы изготовить простой разрядник, имеющий зазоры между первым и вторым электродом около 7-10 мм. Данный прибор необходим для того, чтобы не допустить при проверке на искру выхода из строя приборов электронного типа.
- Держать провода голыми руками не рекомендуется, особенно в момент образования искры.
- Для осуществления проверки цепей лучше всего применять не контрольную лампу, а тестер.
- Нельзя дотрагиваться до элементов системы и высоковольтных проводов в связи с тем, что данный вид системы зажигания имеет более высокий уровень напряжения, чем контактная.
- Нельзя отсоединять от клемм батареи провода при включенном зажигании, так как это способно вывести из строя узлы электронного типа.
- Запрещается в одном жгуте прокладывать провода с высоким и низким уровнем напряжения.
- Не допускать процесса ослабления затяжки винтов, которые крепят коммутатор, так как благодаря им он может соединяться с «массой».
Теперь что касается конкретных признаков, а именно внешних, которые могут указать на наличие неисправности системы зажигания бесконтактного типа:
- Двигатель не может начать работать или же начинает свое функционирование с определенными трудностями и осуществление неустойчивой работы мотора при холостом ходу. Причинами этого может быть следующее:
- пробой или обрыв проводов высоковольтного типа и крышки датчика, отвечающий за распределение;
- неисправности в работе: свечей и катушки зажигания, транзисторного коммутатора, датчика;
- обрыв обмотки статора от датчика;
- отсутствие электрического контакта, возникающего на выходе датчика-распределителя;
- нарушение контактов в тех местах, где проводы присоединяются к аппаратам зажигания (можно определить по наличию выстрелов из глушителя);
- возникновение слишком большого зазора в свечах.
- повышение уровня расхода топлива и понижение уровня мощности в работе мотора. Тут причины могут заключаться в неисправностях обоих регуляторов (вакуумного и центробежного) и свечей.
Все эти проблемы являются решаемыми, причем при помощи различных методов: регулировка, восстановление, замена и т.д.
Также следует отметить то, что при наличии данной системы нельзя использовать катушку, так как это может стать причиной поломки электронного датчика. Это – существенное различие с контактной системой.
Схема электронного зажигания автомобиля
На сегодняшний момент можно стать свидетелем такой тенденции, как все более активное вытеснение из-под капотов автомобилей механических систем, осуществляемое электроникой. Данный факт обусловлен разными причинами. В первую очередь целью повысить уровень экономичности и надежности авто, а также снизить уровень токсичности отработавших газов. Таким образом полупроводниковая техника начала развиваться более активно, что стало причиной возникновения сначала контактно-транзисторной, а потом и электронной системы зажигания.
Основная особенность первой системы заключается в прохождении небольшого тока управления транзистором по контактам прерывателя. Когда же появилась электроника, то наличие этих контактов уже перестало быть обязательным условием. При этом они были заменены бесконтактным датчиком, огромное преимущество которого заключается в его способности не быть подверженным механическим износам и том, что он не нуждается в осуществлении постоянных регулировок.
Итак, внешние признаки неисправностей электронной системы зажигания и, соответственно, их причины:
- Невозможность к запуску двигателем или же осуществление запуска со значительными трудностями и неустойчивая работа мотора в процессе холостого хода. Тут дело может заключаться в следующем:
- пробой или обрыв проводов высоковольтного типа;
- неисправности в работе электронного блока управления, катушки и свечей зажигания, входных датчиков, отвечающих за частоту вращения коленчатого вала, а также датчик холла.
- Снижение уровня мощности двигатели и повышение уровня пользования топливом. При этом причина кроется, как правило, в неисправностях следующих механизмов: электронного блока управления, свечей зажигания и всех датчиков.
Напоследок я хочу отметить, что перед тем как начинать процесс поисков неисправностей в анализируемом механизме надо проверить работоспособность топливной системы. Ведь если бензин не поступает в карбюратор, то двигатель наверняка не сможет осуществить запуск. При этом стоит помнить о том, что мотор может работать и в связи с высоким уровнем топлива, а также негерметичным соединением шланга усилителя с клапаном или впускной трубой, неисправным усилителем тормозов вакуумного типа.
Как видим, все автомобильные системы и их элементы тесно взаимосвязаны между собой, о чем нужно помнить и обращать на это внимание. В целом же я желаю всем водителям никогда или, как минимум, как можно реже сталкиваться с любого рода автомобильными проблемами.
На записи показано какие бывают неисправности системы зажигания и как провести диагностику всей системы.
Материалы: http://mineavto.ru/remont/elektrooborudovanie/neispravnosti-sistemy-zazhiganiya-1658.html