Как сделать диагностику автомобиля

1 ≫

Добрый день всем тем, кто заинтересовался моим мнением по поводу диагностики своего автомобиля и выбора диагностического инструмента и его возможностей.

Итак, первое, что чаще всего волнует простого автолюбителя: как осуществить сброс ошибки, появившейся на приборной панели автомобиля.

Обычно мы, не заморачиваясь, едем в автосервис или к дяде Пете. Спец, подключив что–то к ноутбуку и специализированному компьютеру, сбрасывает ошибку, пространно рассуждая, что там не так, и берёт за это от 500 до 2000 рэ и "отвали моя черешня".

Не буду вдаваться в дебри классификаций ошибок, но скажу, что есть критические – типа всё, труба, сливайте воду, сушите весла, дальше уже не едет, и информационные – типа горит, да хрен с ней, ездит же.

Адаптеры ELM327 или KKL327 стоят от 250 до 400 рублей на "AliExpress", а у нас в магазинах порядка 500 – 900 рублей. Если у вас руки чуток заточены, то можно процесс сброса ошибок делать хоть каждые 15 минут, используя адаптер и средненький смартфон или ноутбук.

Бортовой компьютер, в отличии от адаптера, стоит минимум 2500рублей. Лучше брать за 4000 и выше.

В интернете неплохой ботровик можно купить за 2000р. Не ракламы ради, а чисто из практичных соображений: мне нравится бортовики типа Multitronics VG1031GPL или VG1031GPL UPL. Разница между ними: первый мультитроникс не имеет голосовых функций, а второй будет приятным женским голосом здороваться с вами каждое включение зажигания, будет говорить про гололед, асаго и прочую фигню, на которую вы заточите голосок, за который придется доплатить около 1500. У меня был с голосом, но так как одного женского голоса (жены) мне и так хватало за глаза, то второй мультитроникс я купил уже с противной пищалкой вместо голоса (кстати, на бортовике можно отключить голос и включить пищалку или вообще отключить звук).

Что предпочтительнее, бортовик или адаптер?

Плюсы бортового компьютера:

  1. Законченное устройство, которое показывает очень много полезной информации (найдите в инете описание прибора и убедитесь, что инфы более, чем достаточно, включая построения графиков, оценки качества топлива и многое, многое другое, в том числе и, например, поддержка датчиков парковки, и главное – индикация и сброс ошибок)

  • Подключен постоянно к разъёму OBD II автомобиля, настроен на родной протокол и не требует никаких дополнительных действий по настройке, всегда в работе и всегда показывает объективные параметры ЭБУ

  • Подключение доступно даже не очень сведущему специалисту, достаточно соединить два разъёма (остальные провода типа замка зажигания и ДУТ (датчика уровня топлива) можно просто оставить неподключенными)

  • Сразу при появлении ошибки ЭБУ сообщает вам выбранным способом и может показать код ошибки
  • Минусы:

    1. Куда–то надо его воткнуть (разместить в авто), в большинстве автомобилей, особенно забугровых, это действительно проблема (смотрите интернет, тут много вариантов и, кстати, есть и более дорогие, но более компактные бортовые компьютеры)

  • Протокол OBD–II введен Стандарт OBD–2 обязателен: в США с 1996 года в Европе: с 2001 года бензиновые автомобили с 2003 года дизельные автомобили в Японии с 2003 года

  • OBD–II, как правило, установлен со стороны водителя под рулевой колонкой. Так что если у вас авто выпадает из указанного периода, то могут быть серьезные проблемы с подключением и показаниями прибора, и тут уж надо не простые руки иметь, а как минимум позолоченные

  • Далеко не все автомобили, на которых установлен 16–контактный диагностический разъем, удовлетворяют требованиям OBDII и поддерживают обмен с диагностическими сканерами по стандартным протоколам
  • Не важно, кто произвел автомобиль – важно, для какого именно рынка сбыта он сделан.

    Стандартом OBD–II предусмотрено считывание ограниченного числа параметров. Число одновременно контролируемых параметров зависит как от возможностей бортового компьютера, так и от скорости обмена информацией с блоком управления двигателем автомобиля (скорость зависит от поддерживаемого протокола).

    В рамках стандарта OBD–II существуют пять протоколов диагностики, которые поддерживаются бортовыми компьютерами. Получить точную информацию о возможностях работы бортовых компьютеров на автомобиле по протоколу OBD–II возможно только пробным подключением БК (он же бортовой компьютер, он же бортовик).

    Поэту прежде, чем купить, рекомендуется попробовать бортовик в деле.

    Если у вас современное авто, которому 1–5 лет, то сто пудов, что подойдет. В паспорте бортового компьютера будет указана поддержка вашего автомобиля.

    Подключение к OBD–II

    Теперь рассмотрим адаптеры подключения к OBD–II. Их можно разделить с точки зрения простого пользователя.

    1. Как можно проще и дешевле

  • Хочется посмотреть, а что там внутри ЭБУ автомобиля и попробовать продиагностировать свой автомобиль самому.
  • Самый дешёвый и бюджетный вариант – это если у вас у же есть смартфон, работающий на андроиде (Пишу про андроид потому, что это самый распространенный вариант. Есть, конечно, программы и на другие платформы.) Покупка EML327 с поддержкой блютух подключения, цену вопроса см выше, как и образ девайса.

    Получив с "AliExpress" адаптер – включаете его в OBD разъем, ищете на телефоне устройство, подключаетесь к нему. Пароль будет указан в документе адаптера. Если соединение не удается, то путь ваш лежит великому волшебнику, именуемуму в народе программист. После того, как победили подключение, идете в маркет и качаете программу тестирования типа Torque, "OBD авто доктор" или что–то подобное, их много, в том числе и платных. А дальше запускаете двигатель, запускаете программу, выбираете в меню программы то, что она умеет и что хотите от неё получить и – вуаля! – мини–диагностика машины у вас в руках, в том числе одна из функций – чтение и сброс ошибки ЭБУ.

    Советую, если вы пошли таким путём, то не держите постоянно адаптер в разъёме OBD, все таки маде ин Китай, да еще и за 300 рублей. Часты случаи, что адаптер при постоянном включении горит по питанию. Надо – включите, протестируйте, сбросьте ошибки и отключите до следующего раза.

    Вариант для особо одаренных: вы покупаете EML – ку с usb – хвостом и диском с программами впридачу. Цена вопроса чуть дороже и головоломнее: адаптер практически по той же цене, но нужен ноутбук, желательно работающий под XP, но и под 7 можно, под 8 и 10 не пробовал. Сами понимаете, подключенный хвост адаптера мешает постоянному его использованию, но зато открывается огромная возможность почти безграничного тестирования автомобиля не только вашего, но еще и вашей жены, тестя, брата, свата и прочих родственников, готовых вам поставить магарыч, а также всех прочих желающих.

    Схема примерно такая: закачиваете как можно больше самых разных программ на свой ноутбук (типа ScanMasterEML, EaseOBDII, motorData – это универсальные, но есть и специализированные, только на определенную марку авто – это вам выбирать, как и то, сколько платить – в интернете есть платные программы, и есть халявные ). При заглушенном двигателе и выключенном зажигании подключаете адаптер к автомобилю на вышеуказанную колодку, подключаете usb – хвост адаптера к ноутбуку. Настраиваете подключенный ноутбучный usb – порт на 1, 2 или 3, в зависимости от того, что требует установленная программа, включаете зажигание, запускаете выбранную программу. Подключаетесь к ЭБУ – программа должна увидеть ЭБУ автомобиля, запускаете двигатель и если все успешно, то получаете полный доступ к ЭБУ. Теперь вы можете управлять в пределах возможностей выбранной вами программы автомобилем. Если подключиться не удается – опять же ваш путь лежит к великому волшебнику, именуемому в народе программист.

    Почти все программы считывают ошибки ЭБУ и умеют их сбрасывать.

    Пара слов об ошибках

    Запишите ошибку, найдите ее описание в интернете. Примерно ошибка выглядит так: P0010 "A" Camshaft Posit ion Actuator Circuit (Bank 1). Теперь вам предстоит расшифровать ошибку и принять решение, что делать. Тут вам поможет интернет и прежде всего описание ошибок именного вашего авто.

    Сбросьте ошибку – может, это просто случай, хотя такое бывает редко. Серьезная ошибка повторится почти сразу. Тут надо копать документацию на автомобиль (как правило, она на забугровом языке), а уж потом обращаться к специалистам сервисного центра. Примерная общая расшифровка показана на картинке.

    Вторая, более сложная часть возможностей адаптера и программ – это диагностика автомобиля.

    Диагностика автомобиля

    Тут не все так просто, и еще раз хочу оговориться: это моё личное мнение и железное убеждение. Диагностика – это считывание доступных для конкретной используемой вами программы параметров ЭБУ автомобиля. Эти параметры выдаются, как правило, в виде таблицы показателей.

    И вопрос: что это вам дает? Как определить, находится ли показатель в пределах нормы? И каким образом дядя Петя (или, что еще печальнее, – сопливый мальчик Вася) определил, что у вашего авто все нормально? Может он помнит наизусть параметры всех автомобилей и допустимые отклонения параметров? Ладно, допускаю, что основной десяток показателей он запомнил и даже допускаю, что запомнил все их возможные отклонения. Но не поверю, что за пару часов, а то и минут вот так, в самопальном гаражике, можно продиагностировать современный автомобиль, а уж автомобиль, выпущенный до OBD эпохи – и подавно. Возможно, на специализированной по этой марке СТО вам выдадут результат, максимально приближенный к реальной обстановке, но не факт. Для того, чтобы оценить продиагностированный параметр, необходимо иметь эталон.

    Эталоном может служить новенький автомобиль. Купили авто, обкатали, сняли карту диагностики и положили до лучших времен. Пробежал авто 20 тысяч – прогнали диагностику на том же оборудовании и при тех же условиях, что и первая "эталонная", сравнили показатели, и вот вам действительно картина, по которой уже можно делать примерные выводы. Если делать диагностику через каждые 20 000 км, то уже можно с уверенностью говорить о подлинной диагностике. Но это случай с новым авто и желанием его так долго вести в диагностике.

    Если у вас автомобиль не новый, то желательно получить карты диагностики автомобиля с нескольких программ. Убеждаетесь, что параметры не "плавают" в разных программах, потом идете в интернет и качаете полный комплект документации на диагностируемый автомобиль, в котором описан каждый параметр, включая процент допустимых его отклонений. Вот это реальная картина диагностики автомобиля, которая укладывается как минимум в пару дней с учетом поиска и анализа.

    Диагностическая карта – это не диагностика, это – считанные показания ЭБУ, а дальше идет сравнение с эталоном. За пару часов вам сделают диагностику только на заводе изготовителе и только специализированный инженер. У вас есть выбор, что и как делать, но, надеюсь, вы получили представление, что не надо делать.

    Еще хотелось бы сказать пару слов про прошивки ЭБУ.

    Прошивка ЭБУ

    Можно, используя адаптеры, перепрошить ЭБУ ( изменить заводские настройки ЭБУ автомобиля на самодельные). Да, у нас много светлых голов, которые могут соорудить прошивку под конкретную модель авто и ЭБУ, они доступны в интернете, и можно достаточно легко это сделать. Но! Прошивка, которая установлена в ЭБУ вашего авто – это, можно сказать, произведение искусств, созданное не одним гениальным инженером за месяц или даже год работы. Над этим работал целый коллектив, выверяя каждый параметр, с каждой новой серией прошивки "вылизывая" все "косяки" начальной прошивки, учитывая очень много разнообразных, порой просто противоречивых требований.

    Если это ваш рабочий автомобиль, который вы используете на повседневку, то лучше не трогайте прошивку ЭБУ, лучше её не сделаете.

    А если все таки прошить – ну уж если приспичило попробовать, то хоть сохраните текущую или скачайте с инета близкую к текущей! Помните, иногда ЭБУ после прошивки восстановить дороже, чем купить новый. Но если все–таки решились, то имейте ввиду, что тут чаще всего жертвуют:

    1. Экологией для поднятия мощностных характеристик двигателя

  • Расходом топлива, как правило, увеличивая его – опять–таки для увеличения мощности двигателя

  • Мощностными характеристиками двигателя – уменьшая расход топлива

  • Рядом функций контроля ЭБУ позволяя использовать неисправный или форсированный (что одно и то же) двигатель на полную, игнорируя всё то, что ограничивает эту возможность
  • Выбор всегда за вами. Инфы в инете более, чем достаточно.

    Материалы: http://about-the-way.ru/cars/bortovik.html

    2 ≫

    Шаг 1.Подтверждение факта наличия неисправности

    Шаг 3.Проверка технического состояния подсистем

    Шаг 4. Работа с сервисной документацией. Считывание диагностических кодов.

    Шаг 5. Просмотр параметров с помощью сканера.

    Шаг 6.Локализация неисправности на уровне подсистемы или цилиндра

    Шаг 8 Проверка после ремонта и стирание кодов ошибок из памяти ЭБУ.

    2 Порядок диагностики электронных систем автомобиля. Традиционные методы диагностики. Диагностика современных автомобилей.

    До того как электронные системы начали широко применяться на автомобилях, их электрооборудование состояло из нескольких достаточно простых и независимых систем, питаемых непосредственно от аккумуляторной батареи. Большинство электрических цепей обычно состояло из выключателя, управляющего электродвигателем или иным исполнительным механизмом, иногда через реле. Так как компонентов немного, неисправности легко определялись электрослесарем даже на незнакомых ранее моделях автомобилей. Простые по конструкции элементы проверялись с помощью контрольной лампы или мультиметра (вольтметр, амперметр, омметр в одном корпусе). Более сложные элементы, такие, как реле, проверялись подстановкой в цепь заведомо исправного такого же элемента.

    Быстрое распространение в 80-х годах более сложных электронных систем

    управления двигателем создало потребность в новых методиках диагностики, новом диагностическом оборудовании, значительном объеме сервисной информации. Большое количество различных типов ЭБУ приводит к потребности обеспечить быстрый доступ к технической информации по каждой конкретной модели автомобиля. Для удовлетворения этих потребностей были разработаны новые диагностические средства: бортовые (устанавливаемые на автомобиле, являющиеся частью ЭБУ) и небортовые. Условно их можно подразделить на три категории:

    • стационарные (стендовые) диагностические системы. Они не подключаются к бортовому ЭБУ и, таким образом, независимы от бортовой диагностической системы автомобиля. Эти устройства обычно диагностируют системы впрыска – зажигания, их часто называют-мотор- тестерами. По мере усложнения автомобильной электроники расширяются и функциональные возможности стационарных систем, т. к. теперь необходимо диагностировать не только управление двигателем, но и тормозные системы, активную подвеску и т.д.;__

    • бортовое диагностическое программное обеспечение, которое позволяет индицировать неисправности соответствующими кодами. Программное обеспечение ЭБУ содержит процедуры, которые записывают в память регистратора коды неисправностей. При обнаружении неисправности ЭБУ включает и выключает в определенной последовательности световой индикатор на приборном щитке. Световой сигнал можно расшифровать по справочным таблицам кодов неисправностей;

    • бортовое диагностическое программное обеспечение, для доступа к которому требуется специальное дополнительное диагностическое устройство. Портативный диагностический тестер (сканер) подключается через специальный разъем на автомобиле к конкретному ЭБУ или всей электронной системе. Контролируемые параметры и коды неисправностей считываются непосредственно с ЭБУ и интерпретируются специалистами сервиса.

    3 Пошаговый порядок проведения диагностики

    Диагностика неисправностей в электронных системах управления автомобиля проводится обычно в такой последовательности.

    Шаг 1.Подтверждение факта наличия неисправности Требуется убедиться, что неисправность реально существует. Если водитель неверно интерпретирует нормальные реакции автомобиля в каких-то обстоятельствах, ему следует это объяснить. Полезным источником информации является сам водитель (владелец) у которого надо уточнить условия возникновения неисправности.

    Шаг 2.Внешний осмотр и проверка узлов,блоков и систем автомобиля Проведение осмотра и предварительной проверки при диагностике необходимо. По оценкам экспертов, 10-30% неисправностей на автомобиле выявляются таким путем. До проведения диагностики неисправностей в системе управления двигателем важно устранить очевидные неисправности, такие как: • утечка топлива, масла, охлаждающей жидкости;

    • трещины или неподключения вакуумных шлангов;

    • коррозия контактов аккумуляторной батареи;

    • нарушение электрических соединений в контактных разъемах;

    • необычные звуки, запахи, дым;

    • засорение воздушного фильтра и воздуховода (при длительном простое

    автомобиля зверьки могут делать там гнезда или запасы корма).

    Шаг 3.Проверка технического состояния подсистем

    · Проверка уровня и качества моторного масла.

    · Уровня охлождающей жидкости

    · Напряжение АКБ и др.

    Шаг 4. Работа с сервисной документацией. Считывание диагностических кодов.

    По оценкам производителей, до 30% случаев неисправностей автомобилей обнаруживается и исправляется на основе информации в виде указаний, предположений, диагностических карт в руководствах по техническому обслуживанию и ремонту. Перед использованием документации следует точно знать: модель год выпуска тип двигателя и трансмиссии, постоянная или не постоянная несправность.

    Шаг 5. Просмотр параметров с помощью сканера.

    Шаг 6.Локализация неисправности на уровне подсистемы или цилиндра Это наиболее трудоемкая часть диагностирования, т. к. необходимо выполнить следующие процедуры:

    • разобраться с диагностическими картами и технической документацией;

    • применить рекомендованную аппаратуру и методику диагностики;

    • просмотреть изменение коэффициентов коррекции подачи топлива,

    сделанные ЭБУ при разных режимах работы двигателя;

    • произвести анализ состава выхлопных газов;

    Шаг 7 Ремонт Шаг 8 Проверка после ремонта и стирание кодов ошибок из памяти ЭБУ.

    4 Поиск неисправностей. Считывание кодов неисправностей

    При поиске неисправностей следует придерживаться следующих принципов.

    Принцип 1.Обедненная топливовоздушная смесь (ТВ-смесь) чаще является

    причиной ухудшения ездовых характеристик, чем богатая. Обедненная ТВ-смесь:

    • горит медленно с высокой температурой;

    • может вызывать обратную вспышку;

    • обычно возникает при утечке вакуума.

    • горит быстро и с пониженной температурой;

    • увеличивает расход топлива, выхлопные газы становятся черными;

    • может привести к закоксованию свечей, ездовые характеристики при этом

    Принцип 2.Сначала всегда проверяется выходной сигнал контролируемого

    устройства. Если выходной сигнал контролируемого устройства (например, катушки зажигания) нормальный, то питание, “земля” и само контролируемое устройство исправны, Если выходной сигнал не соответствует норме, то входной сигнал, питание, “земля” или само контролируемое устройство могут быть неисправны. Естественно, не следует заменять контролируемое устройство, не убедившись в исправности питания.

    Принцип 3.В первую очередь проверяются .подсистемы, характеристики

    которых должны ухудшаться по мере эксплуатации. До проведения дорогостоящих диагностических работ следует убедиться в исправности или заменить подсистемы с ограниченным сроком службы. К таковым относятся: топливный и воздушный фильтры, свечи, бегунок и крышка распределителя, высоковольтные провода и т. п.

    Принцип 4.Проверяются разъемы и соединители, их контакты не должны

    быть погнуты или окислены.

    Принцип 5.Измеряется напряжение питания на контактах контролируемого

    устройства. На выводе, подключенном к “земля”, напряжение не должно превышать 0,2 В.

    Принцип 6.В двигатель должно подаваться чистое топливо в достаточном

    количестве. Засоренные фильтры, согнутые шланги способны вызывать ухудшение ездовых характеристик, часто непостоянное. Измерением только давления топлива в системе не обойтись, следует убедиться еще в его нормальном расходе через форсунки.

    Во время обычной эксплуатации автомобиля бортовой компьютер

    периодически тестирует электрические и электронные системы и Их компоненты. При обнаружении неисправности контроллер компьютера переходит в аварийный режим работы, подставляя подходящее значение параметра вместо того, которое дает неисправный блок. Например, если контроллер обнаружит неисправность в цепи датчика температуры охлаждающей жидкости, программа установит резервное значение температуры, рассчитанное для работы двигателя в штатном режиме (обычно для 80 °С), и будет использовать это значение при реализации управляющих алгоритмов, чтобы автомобиль оставался на ходу. Резервное значение будет записано в память ЭБУ как аварийное.

    Водитель информируется о неисправности с помощью контрольной лампы CHECK ENGINE (или светодиода), расположенной на панели приборов (рис. 1). Микропроцессор ЭБУ заносит специфический код неисправности в КАМ память. КАМ (Кеер Аlive Меmогу) память способна сохранять информацию при отключении питания ЭБУ. Это обеспечивается подключением микросхем КАМ памяти отдельным кабелем к аккумуляторной батарее или применением малогабаритных подзаряжаемых аккумуляторов, размещенных на печатной плате ЭБУ.

    5 Бортовые диагностические системы второго поколения. Основные сведения о стандарте OBD-II.

    Разработка требований и рекомендаций по стандарту ОВD-II велась под эгидой ЕРА (Environmental Protection Agency — агентство по защите окружающей среды при правительстве США) при участии САRВ и SАЕ (society of Automotive Engeneers — Международное общество автомобильных инженеров). Стандарт ОВD-II предусматривает более точное управление двигателем трансмиссией, каталитическим нейтрализатором и т. д. Доступ к системной информации бортового ЭБУ можно осуществлять не только специализированными, но и универсальными сканерами. С 1996 г. все продаваемые в США автомобили стали соответствовать требованиям ОВD-II

    . В Европе аналогичные документы традиционно принимаются с запаздыванием по отношению к США. Тем не менее аналогичные правила ЕОВD (European On Board Diagnostic) вступили в силу и в Европе с 1 января 2000 г.

    С применением стандартов ЕОВD и ОВD-II процесс диагностики электронных систем автомобиля унифицируется, теперь можно один и тот же сканер без специальных адаптеров использовать для тестирования автомобилей всех марок.

    Требования стандарта ОВD-II предусматривают:

    • стандартный диагностический разъем;

    • стандартное размещение диагностического разъема;

    • стандартный протокол обмена данными между сканером и автомобильной

    бортовой системой диагностики;

    • стандартный список кодов неисправностей;

    • сохранение в памяти ЭБУ кадра значений параметров при появлении кода

    ошибки (“замороженный” кадр);

    • мониторинг бортовыми диагностическими средствами компонентов, отказ

    которых может привести к увеличению токсичных выбросов в окружающую среду;

    • доступ как специализированных, так и универсальных сканеров к кодам

    ошибок, параметрам, “замороженным” кадрам, тестирующим процедурам и т. д.;

    • единый перечень терминов, сокращений, определений, используемых для элементов электронных систем автомобиля и кодов ошибок.

    Обмен информацией между сканером и автомобилем производится согласно международному стандарту ISO1941 и стандарту SAE J1850. Стандарт J1979 устанавливает список кодов ошибок и рекомендуемую практику программных режимов работы для сканера.

    В соответствии с требованиями ОВD-II бортовая диагностическая система должна обнаруживать ухудшение работы средств до очистки токсичных выбросов. Например, индикатор неисправности Malfunction Indicator Lamp — МIL (аналог прежней Check Engine) включается при увеличении содержания СО или СН в токсичных выбросах на выходе каталитического нейтрализатора более чем в 1,5 раза по сравнению с допустимыми значениями. Такие же процедуры применяются и к другому оборудованию, неисправность которого может привести к увеличению токсичных выбросов.

    6 Проверка бортовой диагностической системы OBD-П в испытательном ездовом цикле.

    Диагностические мониторы системы ОВD-П реализуют свои тесты один раз за поездку. Поэтому до испытательной поездки (до или после ремонта) автомеханик должен проверить работоспособность диагностической системы в ездовом цикле.

    В зависимости от температурных и дорожных условий производители рекомендуют различные испытательные ездовые циклы для своих автомобилей. В таблице 4 приведен пример испытательного цикла для проверки готовности бортовой диагностической системы ОВD-П к тестированию, Во время проведения теста подпрограмма DE независимо от результата маркирует флагом в памяти ЭБУ каждый отработавший монитор. Эти флаги затем считываются сканером и выясняется, какие из мониторов отработали, а какие нет. Функционирование неотработавших мониторов должно быть восстановлено.

    Этапы и операции испытательного ездового цикла

    1. Прогрев двигателя до 82 °С (180 °F)

    3. Ускорение до 45 миль/час дроссельная заслонка открыта на четверть

    4. Постоянное положение дроссельной заслонки, скорость 30-40 миль/час

    5. Скорость 20-45 миль/час, дросельая заслонка открыта не полностью

    6. Сброс газа до холостого хода

    7. Ускорение до 55 миль/час дроссельная заслонка открыта наполовину

    8. Постоянное положение дроссельной заслонки, скорость 40-60 миль/час

    1-Не менее 2 - 4 мин. 3- 45 сек. 4 - 10 сек. 5 - 1 мин. 6 - 4 мин.

    7- 10 сек 8 - 10 сек. 9 - 80 сек

    1Автомобильные диагностические сканеры.

    Сканер — это портативный компьютер с миниатюрным дисплеем на жидких кристаллах, способный обмениваться информацией с компьютером ЭБУ автомобиля по соединительному кабелю. Сканер — это диагностический тестер, который получает доступ к внутрисистемной информации ЭБУ и выдает эту информацию на дисплей. Другие диагностические средства имеют доступ только к внеишим входным и выходным сигналам различных устройств автомобиля. Стандартный сканер обеспечивает:

    • доступ к кодам регистратора неисправностей;

    • доступ к текущей информации в ЭБУ;

    • запись параметров во время ездовых испытаний;

    • испытательное управление исполнительными механизмами.

    • простой, надежный и наглядный способ индикации кодов неисправностей;

    • доступ к текущей информации в ЭБУ (потоку цифровых параметров в

    реальном масштабе времени);

    • возможность получения диагностической информации время ездовых

    • инициацию процедур самотестирования, испытательного управления и

    других специальных функций, запрограмированных в ЭБУ.

    3 Ограниченные возможности сканеров

    Сканер проверяет входные и выходные параметры электрических цепей и информирует оператора об их величине. Таким образом, сканер всего лишь фиксирует наличие или отсутствие неисправностей в каком-либо узле, но не позволяет определять причины неисправности, которых может быть много для одних и тех же значений контролируемых параметров. Непонимание или неправильная интерпретация кодов неисправностей, полученных, со сканера, являются общей проблемой диагностирования. Иногда электромеханик, получив со сканера код неисправности датчика, предполагает, что датчик неисправен и заменяет его. Но далеко не всегда это решение правильное

    4 Международныйстандарт IS09141.

    С конца 80-х годов используется международный стандарт ISO 9141, определяющий протокол обмена информацией через последовательный интерфейс между ЭБУ и диагностическим тестером (сканером). Стандарт устанавливает единую, методологию доступа к внутрисистемным данным, к кодам неисправностей, регламентирует испытательное (инструктивное) управление системами автомобиля с помощью сканера. Но при этом не предусматривается совместимость программного обеспечения, диагностических процедур, кодов неисправностей и диагностических разъемов, т. к. достичь такой совместимости для всех моделей современных автомобилей пока не предоставляется возможным.

    Стандарт ISO 9141 устанавливает, что сканер должен обмениваться информацией с ЭБУ по одному проводу (К-линия) или по двум проводам (К- и L- линии) диагностического разъема. Линия К Двунаправленная и передает данные в обе стороны, линия L однонаправленная и используется только при установлении связи между ЭБУ сканером, затем линия L переходит в состояние логической единицы. К разъему должны также подключаться «масса» автомобиля и напряжение питания от аккумуляторной батареи.

    5Передача информации от ЭБУ к сканеру и ее представление на дисплее сканера.

    После подключения сканера к диагностическому разъему автомобиля

    электромеханик может наблюдать на дисплее сканера в цифровом виде значения сигналов с датчиков на входах ЭБУ и выходные сигналы с ЭБУ, передаваемые исполнительным механимам. Каждый наблюдаемый сигнал называется диагностическим параметром или просто параметром. Параметры передаются сканеру последовательно один за другим, пока все не будут выведены на дисплей, затем процесс повторяется. Весь набор параметров от начала до конца называется кадром. Передача информации от ЭБУ к сканеру называется потоком цифровых параметров в реальном времени. Кроме параметров, ЭБУ может передавать в сканер коды неисправностей (ошибок). Размер кадра или число параметров зависят от производителя автомобиля, модели, года выпуска, двигателя, топливной системы, типа зажигания и т.д. Устаревшие автомобили с карбюраторными двигателями помимо кодов неисправностей могут выдавать 12—18 параметров.

    6 Работа с потоком цифровых параметров.

    На современных автомобилях с помощью сканера можно получить доступ к

    большому (часто избыточному) объему информации. Поэтому при работе со сканером важно правильно выбрать масштаб дисплея и упорядочить информацию о параметрах в зависимости от характера изменения ездовых качеств и характара диагностируемой проблемы. Как правило, имеется возможно разбивать параметры на группы и просматривать их в таком виде. Состав групп определяется по «умолчанию», но может изменяться пользователем в соответствии с характером решаемой задачи. Типичная последовательность операций со сканером при жалобах на ухудшение ездовых качеств автомобиля следующая:

    • подсоединить сканер, включить зажигание без запуска двигателя и получить параметры от ЭБУ;

    • получить коды ошибок и неисправностей и записать их для использования в дальнейшем;

    • запустить двигатель, получить параметры от ЭБУ.

    7Запись данных (работа в режиме снимка).

    Для записи данных сканер подключают к диагностическому разъему автомобиля и устанавливают связь с ЭБУ. Затем проводят ездовые испытания так, чтобы спровоцировать появл симптома неисправности, на которую имелись жалобы. Когда симптом проявится (например, в виде толчков или рывков) сканере следует нажать кнопку синхронизации записи. Некоторые модели сканеров позволяют программировать автоматическое включение синхронизации записи параметров при появлении кода неисправности. Сканер работает таким образом, что производит запись снимка, даже в тех случаях когда, имеется небольшое запаздывание между временем появления симптом и началом записи.

    После установки режима записи параметров сканер постоянно заносит системные данные в свою память. На большинстве сканеров в память помещается около 100 кадров параметров. При поступлении очередного кадра ранее записанная информация стирается из памяти. По сигналу «синхронизация записи» сканер компилирует (размещает) данные в памяти таким образом, что 75—80% кадров в снимке соответствуют ситуации до нажатия кнопки синхронизации (или до появления кода ошибки), остальные кадры соответствуют данным этого события. После фиксации снимка обновление данных прекращается.

    Современные программные картриджи обеспечивают работу сканера, в режиме помощи (контекстной справки), что ускоряет обнаружение и устранение неисправностей на автомобиле. В справке приведена хорошо организованная информация по диагностике, устранению неисправностей, кодам ошибок, симптомам ухудшения ездовых качеств и т.д. Справочная система программного картриджа содержит описания и пошаговые инструкции по выполнению алгоритмов из диагностических карт, разработанных производителями автомобилей. Это не позволяет оператору пренебречь частью необходимых этапов. Так как вся стандартная информация выводится на дисплей сканера, нет необходимости искать что-либо в сервисной документации.

    Имеются программные картриджи, поддерживающие многооконный режим работы, т.е., например, можно свернуть окно диагностической программы, выполнить ряд тестов для цепей или компонентов и снова вернуться к диагностической последовательности. Некоторые программы предназначены только для пошагового мониторинга тестов компонентов автомобиля.

    Сканер имеет небольшой по размеру дисплей, просматривая данные на нем не всегда удобно, даже используя прокрутку кадра. Обычно имеется возможность подключения сканера к пенальному компьютеру через последовательный порт для переноса данных. Специальное программное обеспечение позволяет просматривать данные со сканера в табличном и графическом виде на мониторе компьютера, сохранять их, создавать базы данных по обслуживаемым автомобилям.

    Большинство программ реализуют показ данных со сканера на персональный компьютер в табличном или графическом виде. В табличном виде (табл. 3) значения параметров представлены, как на дисплее сканера, но организованы в столбцы по кадрам. Имеется возможность горизонтальной и вертикальной прокруток. В графическом виде (рис. 2) значения параметров нанесена график относительно оси времени в соответствии с номерами кадров. Такой способ позволяет наглядно представить до 100 кадров одновременно. Для перемещения между кадрами и точно считываются значений параметров используется визир (прямая вертикальная линия).

    10 Диагностическая программа «Мотор-Тестер».

    Программа МТ предназначена для диагностики двигателя внутреннего сгорания автомобилей, оснащенных системами электронного управления впрыском топлива. Программа используется для проведения технического обслуживания и ремонта автомобилёй на станциях технического обслуживания, автосервиса владельцем автомобиля при наличии компьютера типа IBM PC. При установке программы на портативный компьютер ее можно использовать и при ездовых испытаниях.

    Программа «Мотор-Тестер» считывает и обрабатывает данные с электронного блока управления (ЭБУ) автомобиля через вставляемый адаптер, обеспечивает возможность сохранять, просматривать и распечатывать полученную информацию, а также управлять исполнительными механизмами двигателя.

    • отображать в динамике все контролируемые параметры ЭБУ, просматривать как в цифровом, так и в графическом виде до 7 параметров одновременно;

    • управлять исполнительными механизмами двигателя в процессе отображения интересующих параметров;

    • определять значения параметров в необходимый момент времени, т. к. система записи и просмотра поступающей информации, снабжена набором визиров;

    • получать сведения об ошибках ЭБУ, паспортах ЭБУ, двигателя, калибровок, таблицах коэффициентов топливоподачи;

    • проводить, испытания по определению частоты вращения коленвала, механических потерь, скорости прогрева двигателя и другие, в зависимости от типа ЭБУ;

    • создавать и вести базу данных о владельцах автомобилей, а также персональные базы данных для каждого автомобиля по проведенным диагностикам, сохранять в базе данных графики параметров;

    • благодаря удобному интерфейсу легко управлять процессом диагностики автомобиля.

    1 Электронные измерительные приборы для диагностики электрооборудования автомобилей. Автомобильные осциллографы.

    Автомобильный Осциллограф — это двухмерный электронный вольтметр, который показывает, как напряжение изменяется во времени. Многие годы осциллографы применялись в автосервисе для контроля первичных и вторичных цепей зажигания, а также некоторых устройств системы электроснабжения автомобиля, теперь используют портативные автомобильные осциллографы для наблюдения низко уровневых сигналов в электронных цепях управления. Осциллограф — универсальное средство при поиске непостоянных (нерегулярных) неисправностей.

    Современный автомобильный осциллограф — это сложный электронный измерительный прибор, частично выполняющий и функции компьютерного мотор- тестера. Например, осциллограф Fluke-98, который показан на рис. 1 может работать в режиме запоминающего осциллографа, мультиметра, с помощью кабелей с дополнительными преобразователями измеряет температуру, давление, ток, напряжение во вторичной цепи зажигания и т. д. В памяти Fluke-98 хранятся характерные осциллограммы сигналов (шаблоны) для различных компонентов электрооборудования автомобилей. Это позволяет автоматически тестировать (проверять на работоспособность) различные элементы электрооборудования и электроники по образцовым сигналам (по шаблонам). Так проверяются различные датчики, система электроснабжения, полупроводниковые элементы, относительная компрессия в цилиндрах и т.п.

    2 Логические пробники.

    Логический пробник — это относительно простой прибор, электронный аналог контрольной лампы. Контрольная лампа имеет низкое входное сопротивление, ее применение может привести к выходу из строя элементов в высокоомных микроэлектронных схемах.

    Логический пробник имеет высокое входное сопротивление, оказывающее влияния на тестируемые электрические цепи применяется для безопасного тестирования низковольтных поточных цепей. Два провода соединяют прибор с внешним источником питания, например с аккумуляторной батареей, а подключается к исследуемой цепи. Пробник и исследуемая электрическая цепь должны иметь общую землю «массу». На корпусе пробника располагается 3 светодиода (красный, зеленый, желтый), некоторые модели снабжены звуковым сигналом.

    Логический пробник может информировать пользователя о наличии напряжения только в определенной зоне значений, и его диагностические возможности ограничены. Но он быстро позволяет проверить цепь на наличие напряжения по отношению к «массе». Например, при незапуске двигателя с помощью логического пробника можно быстро проверить напряжение на катушке зажигания, на топливном насосе и на других элементах.

    3 Автомобильные цифровые мультиметры.

    Автомобильный цифровой мультиметр — это цифровой тестер многосегментным дисплеем на жидких кристаллах, с высоким входным сопротивлением Цифровой мультиметр является неотъемлемой частью диагностического оборудования. Выполняет функции нескольких измерительных приборов, измеряй силу тока, напряжение, частоту, длительность импульса.

    Мультиметр удобен для проверки состояния электрических цепей, но для проверки их функционирования он обычно н применяется. На цифровом дисплее мультиметра применяется только низкая скорость обновления информации, что связано с особенностями человеческого зрения. Т.к. человеческий пй различает быстрое изменение цифр на дисплее, мультиметр показывает только средние или фиксированные значения электрических сигналов с низкой кадровой частотой обновления диапазон (обычно не более 4-х Гц).

    Некоторые модели автомобильных мультиметров имеют аналоговый дисплей (помимо цифрового) и обладают возможностью записи минимального и максимального значений контролируемого сигнала. Имеется возможность обновлять показания 40 раз в секунду. Но на некоторых моделях мультиметров аналоговый дисплей работает на той же частоте, что и цифрой.

    Материалы: http://poisk-ru.ru/s61162t2.html

    3 ≫

    Некорректное поведение автомобиля всегда сопровождается какой-либо неисправностью. Чтобы ее выявить, вам обязательно необходима компьютерная диагностика автомобиля. Что это такое, как её производить в гаражных условиях – один из крайне популярных вопросов. Давайте обо всем подробнее.

    Диагностика – это определенный комплекс мер, направленный на обнаружение неисправностей конкретных узлов транспортного средства и неправильной работы отдельных компонентов. В последние годы действительно активное развитие компьютерных технологий оказало непосредственное влияние на автомобилестроение. Практически каждый авто располагает электронными системами, контролирующими работу тех или иных агрегатов.

    Сейчас появилась такая возможность, как компьютерная диагностика автомобиля своими руками. Это быстрый, доступный и самое главное – эффективный метод настройки своего автомобиля. Выполнить подобную диагностику может каждый автомобилист при наличии минимальных знаний в этой области и специального оборудования.

    Что показывает автодиагностика автомобиля – вопрос, интересующий многих. В зависимости от имеющегося оборудования, вы можете произвести полную проверку таких компонентов:

    • блок управления двигателем;
    • антипробуксовочные системы ABS, TCS;
    • автоматическая трансмиссия;
    • электрика автомобиля;
    • различные вспомогательные системы: пневмоподвеска, система кондиционирования, навигации и другие.

    В каких случаях стоит обязательно произвести компьютерную диагностику? Сделать это необходимо в случае приобретения подержанной машины, изменения цвета выхлопных газов, загорании датчика «Check Engine», проблемах с перерасходом топлива, продолжительном прогреве двигателя или очевидных неполадках в электронике.

    Все виды проверок можно фактически разделить на две категории: с использованием специальных устройств и диагностика автомобиля с помощью компьютера или смартфона. О втором способе будет рассказано чуть позже. Итак, что входит в компьютерную диагностику авто и какие для этого необходимы приборы?

    Первый незаменимый атрибут – специальный сканер кода ошибки. Этот аппарат представляет собой мини-компьютер, выполненный на базе микропроцессора. Он подключается непосредственно через диагностический разъем к блоку электронного управления. Именно в нем содержится вся ключевая информация о параметрах транспортного средства. Существует довольно большое разнообразие подобных сканеров. В зависимости от спецификации конкретной модели, с помощью последнего вы можете:

    • считывать специальные коды ошибок, которые говорят о конкретных неисправностях;
    • производить конфигурацию определенных параметров;
    • получать цифровые значения с различных датчиков;
    • менять значение всевозможных коэффициентов.

    С помощью этого сканера также можно выполнять чип-тюнинг, т. е. оптимизировать заводские параметры под свое усмотрение.

    Вторым неотъемлемым компонентом являются мотор-тестеры. Это электронные устройства, главным образом предназначенные для диагностики двигателя авто. В комплекте обычно поставляются различные датчики и пробники, с помощью которых вы можете считать конкретные параметры. Мотор-тестер позволяет измерить:

    • температуру масла;
    • давление во впускном коллекторе;
    • частоту вращения коленвала;
    • токи стартера и генератора и многое другое.

    Также для компьютерной диагностики могут понадобиться автомобильные осциллографы, корректоры одометров, тестеры свечей зажигания и форсунок. Все эти устройства только расширят ваши возможности.

    Современные технологии позволяют использовать обычные ноутбуки и мобильные телефоны для диагностирования вашего «железного друга». При использовании ноутбука вам необходимо загрузить в него соответствующее программное обеспечение. Также стоит найти кабель, совместимый с выводами на компьютере и ЭБУ. Данная процедура включает в себя такие этапы:

    1. Подключить блок электронного управления к вашему компьютеру.
    2. Установить канал связи между бортовым компьютером и ноутбуком.
    3. Начать сканирование.
    4. Дождаться конца и проанализировать результаты.

    Диагностика совершается при определенных оборотах мотора, а также иногда при заглушенном. Если будут обнаружены какие-либо критические отклонения, система выдаст код ошибки. Весь процесс может длиться несколько десятков минут. Это однозначно сэкономит вам массу времени.

    Производить подобную диагностику можно и с помощью смартфона. Для этого нужна специальная программа для компьютерной диагностики автомобиля и беспроводной сканер. Этот сканер подключается к штатному разъему ЭБУ, а при помощи Bluetooth передает данные на телефон.

    В зависимости от установленного ПО, это приложение может не только выдать коды ошибок, но и представить описание, а также расшифровку. Воспользоваться этим методом могут практически все автовладельцы с машинами после 1996 года выпуска. Для более старых машин можно использовать специальный DATA-Cable, который позволяет считывать информацию.

    Если материал был для вас интересен или полезен, опубликуйте его на своей странице в социальной сети:

    Вас может заинтересовать:

    ТО авто Nissan

    ТО авто Mitsubishi

    ТО авто Toyota

    ТО Hyundai

    Перепечатывание и распространение материалов сайта разрешено.

    Материалы: http://jrepair.ru/interesnoe-na-jrepair-ru/diagnostika-avtomobilya-svoimi-rukami


    Back to top