Какой двигатель лучше: дизельный или бензиновый?

1 ≫

Многие люди перед покупкой автомобиля начинают тщательно изучать производителей, модели и отзывы о них. На первый взгляд, два автомобиля одной модели могут вести себя в одних и тех же условиях эксплуатации совершенно по-разному. А разница между ними заключается в силовом агрегате, отсюда и возникает вопрос, какой двигатель лучше, дизельный или бензиновый?

У каждого водителя свои критерии по выбору двигателя

Авто с бензиновым движком стоит до 30% дешевле, а это очень привлекательный аргумент. Однако если задуматься, то дизельное топливо стоит процентов на 15 дешевле бензина. А вдобавок производители ещё и заявляют, что расход топлива на дизельном двигателе гораздо экономнее. Но на этом чаще всего и заканчиваются самостоятельные рассуждения на тему, чем отличается один движок от другого.

Часть людей прибегает к поиску советов у друзей, которые уже водят авто не первый год и могут подсказать, что лучше. Тут рекомендации бывалых водителей кардинально расходятся. Кто-то скажет, что завести дизельный агрегат в мороз — нереальная задача, а заправка низкокачественным горючим сразу ведёт вас в СТО и ставит на огромные деньги. Кто-то положительно отзовётся о дизеле, а по поводу бензиновых агрегатов скажет, что расход у них большой, постоянно возникают мелкие поломки и т. д.

Чтобы сделать правильный выбор, вы должны знать преимущества и недостатки каждого типа силового агрегата. Это поможет вам подобрать правильный двигатель под ваши условия эксплуатации и остаться довольным покупкой.

Какая разница между бензином и дизельным топливом?

Механики, когда проходят собеседование в фирменные СТО, часто слышат такой вопрос и недаром, ведь конструкционно эти двигатели совершенно разные и принципы работы различаются. Что касается бензина, то он имеет такую химическую форму, что при соединении с кислородом легко воспламеняется малейшей электрической искрой, которая вырабатывается свечами зажигания.

В дизельном аналоге система кардинально отличается, воспламенение топлива происходит из-за высокого атмосферного давления внутри камеры сгорания и высокой температуры внутри её. Достигается это благодаря изменённой конструкции: вместо свечей зажигания там используются свечи накала, которые обеспечивают постоянную температуру внутри камеры сгорания. Чтобы обеспечить надёжность такого системного узла, основные детали гораздо массивнее и толще. Сделано это ещё и по причине того, что в процессе сжигания ДТ происходит детонация и движок должен выдерживать её.

Преимущества и недостатки дизельного агрегата

Не всем людям очевидны преимущества дизельного двигателя перед бензиновым, хотя их довольно много. Давайте рассмотрим положительные стороны подробнее:

  1. Экономный. Для большинства водителей это один из определяющих факторов покупки авто. Мало кто учитывает расходы на содержание, а сжигается топлива гораздо меньше, к тому же дизельное горючее стоит на 10–15% дешевле бензина.
  2. Экологичность. С современными трендами, которые идут к нам из Европы, ужесточается степень возможных выбросов вредных веществ в атмосферу, а в дизельных агрегатах выбросы минимальны. Кстати, именно по этой причине в европейских странах активно покупают автомобили с дизелем, их там более 50%.
  3. Крутящий момент такого двигателя очень высокий, в отличие от бензиновых. Он прямо рвёт автомобиль в движение даже на низкой передаче и очень быстро набирает скорость.
  4. Долговечность дизельного агрегата — это одно из главных преимуществ. Автомобиль может выходить даже до миллиона километров, когда бензиновые аналоги на отметке в 300 000 уходят в утиль.
  5. Надёжность. При правильной эксплуатации движок способен долго работать исправно. Посещать СТО вы будете крайне редко.

Недостатков у дизеля не так уж много, но на их фоне может показаться, что приобрести автомобиль с бензиновым двигателем гораздо рациональнее. Рассмотрим отрицательные стороны дизельного силового агрегата:

  1. Автомобиль с дизелем стоит гораздо дороже, наценка может достигать 30 процентов по сравнению с бензиновым мотором.
  2. Стоимость СТО вас не обрадуют, потому что любой ремонт будет стоить довольно дорого по причине сложного устройства движка. Более того, не в каждом СТО смогут сделать ремонт, ведь для этого нужен квалифицированный механик в этом направлении.
  3. В сильный мороз, возможно, вам придётся немного помучаться с запуском движка. Однако давайте вспомним одну вещь, даже бензиновые агрегаты заводятся далеко не с первого раза в такую погоду.
  4. Перед движением автомобиль нужно долго прогревать, чтобы свечи нагрева достигли нужной температуры и топливо начало сжигаться.

Преимущества и недостатки бензинового агрегата

С дизельным агрегатом мы уже ознакомились, теперь рассмотрим подробнее положительные и отрицательные стороны бензинового.

  1. Простая конструкция. Технология создания такого мотора довольно простая, что влияет и на стоимость авто.
  2. Небольшой вес автомобиля.
  3. Объёмный двигатель по сравнению с дизельными аналогами. В бензиновом моторе нет сильной детонации, поэтому объём его может быть значительно выше, чем у дизеля.
  4. Простой ремонт, с которым может справиться даже более-менее опытный водитель. Системные узлы расположены просто и понятно, более того, ремкомплекты стоят на порядок дешевле дизельных.
  5. Практически бесшумная работа.

  1. Самый главный недостаток — взрывоопасность топлива. Бензин является очень летучей смесью и поджигается от малейшей искры, вследствие чего носит характер повышенной опасности.
  2. Все детали двигателя нужно постоянно смазывать, менять и т. д.
  3. Расход топлива будет гораздо больше, потому что КПД в камере сгорания у бензинового агрегата заметно ниже.
  4. Медленный разгон и слабая тяга сразу почувствуются на бензиновом агрегате при сравнении двух моторов.
  5. Низкий параметр экологичности. Бензиновый двигатель выпускает гораздо больше вредных веществ в атмосферу.

Особенности двигателя на дизеле

Плюсы и минусы дизельного и бензинового двигателя стали теперь ясны, рассмотрим теперь конкретные особенности работы дизеля подробнее.

Зимний период года для дизельного мотора

Однозначно все автомобилисты с уверенностью заявят, что у дизеля встречаются проблемы в зимний сезон года, но не все они знают, что ДТ делится на два вида: летнее и зимнее! Эту особенность обязательно нужно учитывать, ведь по своей формуле и составу летнее ДТ замерзает уже при -5 градусах. Происходит это потому, что оно производится по особой технологии парафинизации, стоимость такого топлива становится ниже на 30%.

В летнее же время года вы можете им заправляться и не заметите никаких проблем. Что касается зимнего ДТ, то оно может выдерживать мороз более 30 градусов и не замерзать. Включить диз. двигатель с таким топливом совершенно не составит труда. Знать эту разницу между характеристиками топлива и соблюдать обязан каждый водитель дизеля, ведь несоответствие топлива времени года может оказаться большой проблемой.

Имейте в виду, что заправляться стоит только на проверенных вами АЗС, где вы уверены в качестве топлива. Дело в том, что нерадивые заправщики пытаются сколотить капиталы на обмане клиента, доливая в летнее топливо специальные примеси. Заправившись таким горючим, вы приблизитесь к отметке капремонта мотора, а это выльется в кругленькую сумму.

Управление

Практически на всех автомобилях, не учитывая самых последних моделей, при запуске движка наблюдается стук в моторе, проходит он только со временем, а конкретнее, когда свечи накала достигнут рабочей температуры. В современных устройствах такой особенности нет по причине использования в системе дополнительного силового узла.

Двигатель прогревается достаточно долго, поэтому, если вы живете в 10 минутах езды от офиса, нужно выделить время ещё на прогрев авто. Но имеется и положительный момент: двигатель работает практически на максимальных оборотах, поэтому сдвинуться с места очень легко. Эта особенность идеально применима к внедорожникам, так они легко преодолеют препятствия на своём пути.

Имеется ещё одна особенность дизельного движка, о которой мало кто знает. Диз. двигатель может функционировать даже в воде, важно, чтобы она не попала внутрь. Т. е. пересечь неглубокую речку на внедорожнике не составит труда. Если обращали внимание, на серьёзных моделях внедорожников воздухозаборник находится возле крыши авто, чтобы предотвратить попадание воды в силовой агрегат.

Техническое обслуживание

Топливная система прихотлива в обслуживании, периодически нужно менять масло и фильтры, как и в бензиновом двигателе. Проблема заключается в том, что стоимость ТО будет несколько выше, чем у аналога. Более того, не в каждом СТО есть хорошие специалисты, поэтому тут лучше последовать совету бывалых водителей и обратиться к квалифицированным мастерам.

Обратите внимание, капитальный ремонт двигателя при правильной эксплуатации наступает где-то через 250 000 км пробега. И выложить придётся более 500 долларов, но если учесть постоянные ремонты бензинового агрегата, то сумма уже и не кажется такой заоблачной.

Даже автомобиль с дизельным двигателем можно оборудовать газовой установкой. Давайте вспомним, что ДТ воспламеняется под давлением, а газ от искры, как и бензин. Следовательно, работоспособность системы придётся модифицировать, изначально в камеру сгорания будет подаваться немного ДТ, чтобы получить огонь для поджигания газовой смеси. Модификация автомобиля на ГБО обойдётся очень дорого, а если учесть, что стоит дизельное горючее заметно дешевле бензина, то пройдёт далеко не один год, прежде чем отобьётся стоимость установки.

Вывод

Мы рассмотрели все недостатки и преимущества каждой модели двигателя, узнали об основных проблемах дизельных движков и каким образом их можно избежать. Вы можете либо сэкономить на покупке автомобиля, либо на его расходных материалах (топливо, масла и фильтры). Решать, какой двигатель лучше — дизель или бензин — можете только вы. Сделайте правильный выбор, учитывайте условия эксплуатации вашего региона, чтобы покупка приносила радость, а не проблемы!

Материалы: http://carextra.ru/obzory/dizelnyiy-i-benzinovyiy-dvigateli.html

2 ≫

Jun 2004 - Dec 2012

2.3. Бензин или дизель?

Рассмотрим реальные и мнимые достоинства и недостатки дизельных двигателей азиатских автомобилей. Но сначала проведем необходимый раздел между дизелями "старого" и "нового" поколений.

Традиционную конструкцию дизельные двигатели сохраняли на протяжении почти целого века, плавно совершенствуясь с момента своего появления и до конца 1990-ых годов. Система питания с распределительным ТНВД (давление впрыска порядка 150 атмосфер), простые механические форсунки, скромные удельные характеристики в сравнении с бензиновыми двигателями (40-50 л.с. и 90-100 нм с литра рабочего объема) - родовые признаки последних тойотовских дизелей старого поколения. Хотя именно в относительной простоте и крылись их главные преимущества.

2.3.1. "Классические" дизели - преимущества, недостатки, мифы.

Высокий крутящий момент на малых оборотах. Крутящий момент наддувного дизеля часто превосходил момент однообъемного бензинового двигателя, а достигался при вдвое меньшей частоте вращения. Кривая момента была более плавной, его максимум сохранялся в относительно широком диапазоне оборотов.

Автономность. Меньший расход предполагает больший пробег на одной заправке. Дизтопливо в относительно глухих местах доступнее, чем бензин.

Сохранность топлива. При длительном хранении солярка не утрачивает своих свойств (наоборот, отстаиваются примеси и вода), меньше испаряемость и воспламеняемость по сравнению с бензином.

Отсутствие сложной электроники. Это в полной мере относилось только к древним моторам с чисто механическим управлением. Однако даже японский дизель с механическим ТНВД требует электропитания для стартера, свечей накаливания и клапана отсечки, а дизели с электронным управлением по сложности и уязвимости сопоставимы с бензиновыми двигателями.

Чистота выхлопа. Из принципа работы исправного дизельного двигателя может вытекать только отсутствие CO в отработавших газах, однако дизель выбрасывает значительное количество не менее вредных оксидов азота, нейтрализация которых требует значительных ухищрений и затрат. Но главное, экологическая теория разбивается о реальную практику - в общем потоке резко выделяются смрадным выхлопом большегрузы рф производства и подержанные среднетоннажные японские и корейские грузовики.

Холодный пуск. Для уверенного запуска дизеля необходимо наличие: 1) соответствующей сезону жидкой солярки, 2) заряженного аккумулятора большой емкости, 3) соответствющего сезону жидкого масла, 4) исправно работающей системы предпускового подогрева, 5) хорошей компрессии в цилиндрах. И сбой в любом компоненте заставит в лучшем случае орудовать обогревателями и пусковыми аэрозолями.

Цена топлива. В начале 2010-х качественное дизельное топливо на рф заправках отпускается по цене 95-го бензина.

Взрывобезопасность. Мощность взрыва при детонации паров дизельного топлива заметно выше, чем при взрыве паров бензина. Военный опыт показал, что само по себе наличие дизельных двигателей не делает машины значимо безопаснее бензиновых аналогов.

Качество дизтоплива в регионах. Если в центре качество топлива в основном подтянулось до приемлемого уровня, то на периферии дела продолжают обстоять удручающе. Наличие на заправках соответствующей сезону солярки никак не зависит от текущей температуры за бортом - критический недостаток рф дизтоплива именно в непредсказуемости температуры его парафинизации. И если в сильный мороз бензиновый двигатель уже завелся, то скорее всего он дотянет до места назначения, тогда как топливная система дизеля может "замерзнуть" прямо на ходу.

Запах и грязь. Даже более-менее современный автомобиль в процессе эксплуатации пропитывается ароматами свежей солярки и дизельного выхлопа, с возрастом ситуация только усугубляется. В отличие от бензина, вонь пролитой солярки гораздо сильнее и устойчивее, а пятна ее выводятся с трудом.

Шум и вибрации. Любой дизель выдает себя характерными "тракторными" звуками и повышенной вибрацией даже внутри салона.

Посредственная динамика. Практически все японские автомобили, оснащенные классическими дизельными двигателями, уступали в динамике бензиновым модификациям. Причем адекватное ускорение могли обеспечить только турбодизели, тогда как к безнаддувным версиям понятие "динамики" было вообще неприменимо.

Уязвимость при поломках. Последствия обрыва или проскакивания ремня ГРМ для дизеля самые плачевные - клапана гнутся в обязательном порядке, легко лопаются направляющие втулки, ломается распределительный вал, порой вырывается головка блока цилиндров. Объем камеры сгорания дизеля значительно меньше, чем в бензиновом двигателе, поэтому вероятность гидроудара существенно выше.

Слабые места. К наиболее уязвимым элементам классических японских дизелей можно отнести: прокладку головки блока цилиндров (прогар), головку блока (трещины), турбокомпрессор (износ уплотнений), топливную аппаратуру (износ плунжерной пары, износ форсунок, коррозия внутренностей ТНВД, коксование).

Цена запчастей. К примеру, стоимость контрактной головки блока дизеля зачастую превышает стоимость целого бензинового мотора, не сильно уступает в цене и топливная аппаратура, а контрактный дизельный двигатель в сборе обходится в несколько раз дороже бензинового.

Надежность в дальней дороге. Последние классические японские дизели были достаточно сложны конструктивно, разнокалиберны и не слишком широко распространены. Поэтому неприятность в дальней дороге может надолго обездвижить автомобиль из-за отсутствия в пределах досягаемости запчастей и ремонтников.

Примечание. Старых дизелей больше нет. В настоящее время не то что новые, а хотя бы более-менее свежие дизели без электронного управления можно найти только на легких развозных грузовиках для рынков третьего мира. Легковые японские дизели без электроники практически не выпускались после 1998 года, а уже с 2000-го начался массовый переход на системы common-rail. И сегодня бессмысленно говорить про какие-либо достоинства машин с механическими ТНВД - большинство из них совершенно изношены если не по части двигателя, то по ходовой или трансмиссии - покупка их в любом случае нецелесообразна.

2.3.2. "Новые" дизели - преимущества, недостатки, мифы.

Высокий максимальный крутящий момент - часто вдвое больше, чем у атмосферного бензинового двигателя такого же объема.

"Новому" дизелю не место в глубинке - нулевая ремонтопригодность и высокая чувствительность к качеству топлива.

Длительный прогрев и низкая теплоотдача на холостом ходу - требуют установки автономных отопителей или штатных вспомогательных нагревателей в системе охлаждения.

Сложность, невысокий ресурс, неремонтопригодность топливной аппаратуры и непропорционально высокая цена новых запчастей. При длительной эксплуатации выигрыш на расходе топлива в значительной степени будет уходить на ремонт. Тем более, что основная с середины 2000-х серия легковых тойотовских дизелей AD особой надежностью и беспроблемностью не отличается.

Шум и вибрации. Современные дизели с высоким давлением впрыска работают еще жестче и шумнее классических, поэтому за редким исключением премиум-марок "бензиновый" комфорт в салоне остается недостижим.

Конструкция усложнилась с применением новых систем снижения выбросов - сажевые фильтры, DPF, NO-катализаторы, кислородные датчики, подача топлива на выпуск, впрыск мочевины и т.д..

Новый автомобиль с дизельным двигателем в рф порой настолько дороже бензиновой модификации, что в финансовом плане разница окупится за счет низкого расхода только при пробеге свыше 80-100 тысяч километров. Особенно, с учетом более дорогого и частого техобслуживания.

Особенно примечательна экологичность и безопасность (для окружающих) новых дизелей в момент срабатывания на ходу очередного цикла регенерации сажевого фильтра.

Японские производители (в отличие от корейских) достаточно редко агрегатируют дизели с автоматическими КПП на исходно-переднеприводных моделях младших классов, минивэнах и паркетниках, отдавая предпочтение 6-ступенчатой механике.

Высокий крутящий момент создает неизбежные проблемы с долговечностью всей трансмиссии, особенно на исходно-переднеприводных моделях с поперечным расположением двигателя.

Приспособленность к рф условиям. На эту тему хорошо сказал один из владельцев: "У меня 4 дизельных грузовика, но легковая машина - бензиновая. Можно в любой мороз подвезти аккумуляторы, керосин, хорошей солярки, слить бензинчику в паяльную лампу, просто банально погреться после танцев с бубнами."

Решающим достоинством классических дизелей, помимо экономичности, была их "ломовая тяга на низах" - нередко груженый автомобиль даже с механической коробкой мог тронуться в горку на холостых оборотах. Старые моторы были хороши в пробках и на бездорожье.

Однако "новым" дизелям катастрофически не хватает тяги именно на низких оборотах - при попытке тронуться без подгазовки или ехать внатяг они банально глохнут. С механической коробкой движение по городу превращается в самоистязание, хватает неудобств и на бездорожье - равномерно дозировать тягу или медленно ползти на моменте невозможно, а при добавлении газа двигатель выходит на полку момента и колеса резко срываются в пробуксовку. Только использование многоступенчатых гидромеханических автоматических коробок передач нивелирует этот недостаток.

Зато при наличии автомата "новые" дизели раскрываются полностью, и особенно заметно это проявляется на машинах корейских марок (тем более, что в современном легковом дизелестроении они превосходят японцев) - их условно топовые бензиновые версии по динамике тотально проигрывают дизельным. Появление относительно бюджетных высокофорсированных дизелей позволяет теперь едва ли не каждому добиться тех ощущений, которые 10-15 лет назад были доступны только обладателям заряженных моделей с бензиновыми турбомоторами.

Еще один миф сформировался от непонимания причинно-следственных связей.

- Во-первых, среди автомобилей с большими ("миллионными") пробегами абсолютное большинство являются коммерческими, а значит дизельными - по чисто экономическим причинам. Частные автомобили с бензиновыми двигателями эксплуатируются с гораздо меньшей интенсивностью и сопоставимые пробеги набирают за много лет - но обычно так долго машину в одних руках не держат, да и зачастую успевает уже сгнить ее кузов или рассыпаться ходовая часть.

- Во-вторых, при равных условиях эксплуатации и режимах движения, особых предпосылок к долговечности у дизельного двигателя нет. При активной езде он быстрее расходует свой ресурс, чем бензиновый мотор, который предназначен для работы в более широком диапазоне оборотов. И пусть даже в дизеле рабочие обороты несколько ниже, однако нагрузка (давление в цилиндре при воспламенении смеси и скорость ее сгорания) значительно больше.

- В-третьих, понятия исправности и работоспособности двигателя - отнюдь не синонимы. Как показывает практика общения с владельцами японских автомобилей и их машинами, объективно оценить техническое состояние собственных агрегатов большинство из них или не может, или просто не хочет.

- В-четвертых, ресурс цилиндро-поршневой группы - это всего лишь одна из составляющих ресурса двигателя и, тем более, автомобиля. Например, срок службы топливной аппаратуры современных дизелей в разы меньше, чем их же механической части, тогда как стоимость ее замены больше цены капремонта "механики".

- разгонный и коммерческий автотранспорт с большими пробегами;

- тяжелые джипы м коммерческие микроавтобусы;

- грузовой и коммерческий пассажирский автотранспорт;

- легковые автомобили при постоянной эксплуатации на межгороде;

- средние и тяжелые паркетники, джипы с АКПП.

Материалы: http://www.toyota-club.net/files/class/203_dies.htm

3 ≫

Современный дизельный двигатель для легковых автомобилей претерпел значительные изменения с недавним прошлым, и составил серьезную конкуренцию своему бензиновому "собрату" в этом сегменте автомобильной промышленности. За большегрузые автомобили и крупный транспорт (тепловозы, речной и морской флот) разговора нет. Тут дизель полноценный хозяин, не допускающий конкурентов.

Чем хорош дизель?

Дизель имеет очень большой моторесурс (в 2-3 раза больше, чем у бензиновых двигателей). Отчасти это объясняется тем фактом, что во время сжатия в цилиндрах дизеля присутствует только воздух, который не смывает со стенок цилиндра масло, в отличие от бензиновых двигателей, в которых в момент сжатия в цилиндрах находится горючая смесь, смывающая масляную пленку со стенок цилиндров.

Дизель более экономичен, чем бензиновый двигатель. Объясняется это более высоким КПД за счет более полного сгорания горючей смеси. Современные турбодизели немного превосходят по мощности бензиновые двигатели аналогичного объема.

Дизель не нуждается в регулировках системы зажигания по той простой причине, что такая система у них отсутствует. Отсюда вытекает следующее преимущество дизелей - они не боятся воды. Если вы видите, что автомобиль спокойно движется по водной преграде, доходящей ему до середины капота - будьте уверены, у этого авто дизельный двигатель.

Современный дизель имеет высокие тяговые характеристики, высокую экономичность, практически бесшумен и выбрасывает в атмосферу ничтожно малое количество вредных примесей. Прогресс в проектировании современных систем впрыска дизельных двигателей привел к тому, что этот тип двигателей без проблем вписывается в жесткие требования по экологии, соответствуя стандарту Евро-4, а некоторые дизеля, даже - Евро-5.

Чем плох дизель?

Дизели дороже бензиновых двигателей аналогичного объема. Это объясняется высокими степенями компрессии - все детали двигателя надо делать прочнее и надежнее.

Дизель работает на солярке. В конце прошлого века, когда не было такой экспансии дизелей на легковой рынок - солярка была очень дешевой. Сейчас же ее стоимость сравнялась (а иногда и превышает) со стоимостью высокооктанового бензина.

При низких температурах солярка густеет и превращается в гель, теряя свою текучесть. Если не применять хорошую зимнюю солярку или специальные присадки, то хлопот в зимнее время не оберешься. Думаю, многие видели картину ранним зимним утром, когда водители КАМАЗов бегают вокруг своих машин с факелами в руках, разогревая застывшую соляру.

Дизель более "капризен" в обслуживании. Необходимо четко следить и вовремя менять воздушные и топливные фильтры. В топливном баке есть опасность появления грибка, если использовать плохую соляру. Если при падении компрессии бензиновый двигатель теряет в мощности, но продолжает работать, то дизель даже не заведется.

Что же предпочтительнее бензиновый или дизельный двигатель? Вопрос неоднозначный. В одних ситуациях предпочтение можно отдать одному двигателю, в других - другому. Факторов много: географический район эксплуатации транспортного средства; наличие и доступность необходимого сервиса и горючки; финансовая состоятельность хозяина и его "хозяйственность". В каждом конкретном случае будет свое решение. Но, мое личное мнение, для бюджетных легковушек бензиновый инжектор остается у нас пока еще приоритетом.

Материалы: http://vaz-2101-07.ru/avto_remont/85_Sovremennij_Diesel.html


Back to top