Авто-путешествие по Черногории

1 ≫

Находиться весь отпуск на одном месте, пусть даже на море, даже в хорошую погоду, даже в таком оживленном курортном городе, как Будва — согласитесь, скучно. А уж если солнце скрылось за облаками и идти на пляж нет смысла — тут уж обязательно надо куда-то съездить, что-нибудь посмотреть. И тут встает вопрос — пойти купить экскурсию или направится в сторону прокатной конторы. Первый вариант дает возможность полностью расслабиться, и прихлебывая из заранее заполненной фляжки местный Вранац, спокойно слушать рассказы гида, но это, конечно, не так интересно, как самостоятельное путешествие на авто. Разве поехал бы экскурсионный автобус в Жабляк короткой дорогой, через перевал? А мы поехали, совершенно не представляя, что нас там ждет.

Да же в начале сентября, когда пик сезона уже позади найти не дорогую "живую" машину в прокатной конторе Будвы довольно сложно, лучше заказывать заранее. Но нам повезло — удалось взять бензиновую Тойоту Ярис, причем, прокатчики даже не попросили оставить залог. Странно, но дизельные машины в Черногории почему-то не жалуют, хотя рельеф местности очень к этому располагает. Итак, фляжки заполнены, пршут закуплен, пора в путь!

Будва осталась позади

Пока закупали провиант и наполняли фляжки, погода существенно улучшилась, и мы тут же свернули на ближайший пляж, чтобы продолжить овощной отдых солнце припекает, но решение принято, и мы уезжаем дальше от солнечного побережья в суровые (как потом выяснилось) черногорские дали. С плаката скупившей половину Черногории российской компании улыбаются нам вслед.

Планирование маршрута осуществлялось практически на ходу, с использованием навигационной программы. Дорога пока хорошая, машин не много, по сторонам — красота!

Даже пассажиры иногда отвлекаются от фляжки, чтоб куснуть пршута полюбоваться видами

Перед тоннелем остановились, чтобы перевести дух и набраться храбрости сфотографировать величественные горы, и дорогу по которой только что проехали.

Постояли немного и поехали дальше

На развилке после Шавника свернули налево, и тут же поняли, что допустили роковую ошибку почему Черногорию называют Черногорией

Тем временем дорога становилась все уже, а температура за бортом все ниже

Забираемся на перевал, дорога настолько сузилась, что дальше можно ехать только на ишаке разъезд со встречной машиной может вызвать проблемы. Перед крутыми поворотами, коих великое множество, сигналим в клаксон, чтобы встречный камаз случайно не раздавил нашу консервную банку предупредить о своем приближении. Но, машины по этой дороге практически не ездят, т.к. все умные люди едут по другой, хорошей дороге через Мойковац

Встречных и попутных машин нет, зато есть коровы

И, наконец-то, люди! Правда, непонятно, что они там делают, очень похоже на какой-то ритуал. Не стали выяснять подробности, чтобы нас случайно не принесли в жертву

Тем временем за бортом становится совсем не жарко, наверно, надо было взять с собой теплую одежду. Но кто ж знал, что разница температур с Будвой составит целых 20 градусов!

Быстро осматриваем попадающие на пути достопримечательности — и скорее обратно, в машину, там тепло, там печка

По всему видно, что места тут не туристические.

Брошенные дома, мрачно, безлюдно

Но все-таки и среди этого уныния, как оказалось, есть жизнь

Заборы выполняют чисто символическую функцию

Назначение таких мостиков перед некоторыми домами осталось загадкой

Жутковатое с виду жилище, а бампер у машины из натурального дерева!

Добрались до Жабляка, посмотрели на Черное озеро, и поехали искать ночлег. Ужин в гостинице в окрестностях города обошелся в смешную сумму, в разы дешевле, чем в Будве, причем доесть все предложенное мясо было очень трудно, но мы справились!

Т.к. смотреть в Жабляке было больше нечего (а может быть и было, но мы не знали, чего еще там смотреть), на следующее утро отправились в обратный путь. Термометр в машине показал +3, в футболке было совсем холодно, пришлось дрогнуть пока салон не прогрелся. По горам полз туман

Обратно поехали уже по другой дороге — через Мойковац, по пути есть очень красивый мост

Но его, наверно, уже все 100 раз видели на туристических проспектах и в путеводителях

По мере приближения к побережью теплело, солнце появлялось все чаще и чаще

Дома уже не такие страшные, печку в машине выключили

Когда проезжали Скадарское озеро, стало уже жарко, включили кондиционер

Если Вам понравились представленные в топике деревенские домики и Вы, возможно, находитесь в поисках «новой родины», можете ознакомится с ценами на недвижимость в Черногории. На сайте также много предложений таунхаусов и квартир в городах Черногории.

По инерции доехали до Стефана, можно снова расслабиться!

Материалы: http://www.montenegroinside.com/ru/reports/325-avto-puteshestvie-po-chernogorii.html

2 ≫

Прекрасная и дружелюбная Черногория — одно из самых популярных летних направлений у российских туристов. Некоторых отдыхающих настолько привлекают красота природы и демократичные цены, что они приобретают в Черногории квартиру или домик, чтобы возвращаться сюда снова и снова. В том числе, приезжать в Черногорию на машине. И для тех, кто отправляется в такое автопутешествие впервые, мы подготовили всю эту информацию.

Столица — Подгорица. Язык — черногорский, а также сербский, албанский, босанский и хорватский. Разница во времени между Черногорией и Москвой — 2 часа, эта страна переходит на летнее время. Валюта — евро. Жители Черногории — чудесные, гостеприимные люди, которые искренне симпатизируют россиянам.

Маршрут Москва — Черногория (Подгорица)

Маршрут в Черногорию на автомобиле из Москвы можно построить через Белоруссию, Польшу, Словакию, Венгрию и Сербию. На маршруте предстоит как минимум две ночевки — в Люблине после перехода белорусско-польской границы и в Будапеште. Таким образом, вся дорога займет три дня (примерно 2700 км до Подгорицы). Для более комфортного путешествия в Черногорию лучше сделать сделать дополнительную остановку на ночь в Минске. Приблизительная стоимость бензина и дорожных расходов для легковой машины на весь путь в одну сторону — 315 евро (согласно расчетам ViaMichelin).

Виза в Черногорию для путешествия на машине из России

Между Российской Федерацией и Черногорией действует «Соглашение об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и Черногории». Документ означает, что граждане РФ могут находиться в Черногории без визы до 30 дней с момента въезда. Но так как автопутешествие предполагает транзит по другим странам ЕС, то потребуется многократная шенгенская виза. Получать её лучше в Визовом центре Венгрии. Подробно о нюансах получения шенгенской визы для путешествия по Европе на машине и про маршрутный лист читайте здесь.

МИД РФ: Каждый прибывающий в Черногорию иностранец обязан в течение 24 часов зарегистрироваться в органах внутренних дел, а перед убытием — сняться с этого учета. При регистрации в гостиницах это делает администрация учреждения.

Дороги в Черногории

Автомагистрали Черногории пока бесплатные. Оплачивается только проезд через тоннель Созина — 2,5 евро для легкового авто. Водители в Черногории обычно вежливые и дружелюбные. В особенно живописных местах для автопутешественников сделаны панорамные площадки, где можно любоваться великолепными видами и фотографировать.

Важные телефоны в Черногории

  • Полиция — 122
  • Пожарная служба — 123
  • Неотложная медицинская помощь — 124

Парковки в Черногории

Черногория — одна из немногих европейских стран, где можно без каких-либо проблем бесплатно припарковать машину на обочине. Разумеется, если в этом месте нет запрещающего знака или знака платной парковки. В центре города и около достопримечательностей могут быть платные парковки, но отъехав чуть подальше, уже можно поставить машину бесплатно. Стоимость часа платной парковки в Черногории — от 5 евро центов до 1 евро.

Отели в Черногории

Автопутешественникам удобнее всего будет устроиться в отеле, гостевом доме или апартаментах с бесплатной частной парковкой, чтобы спокойно оставлять машину на неограниченный срок и наслаждаться отдыхом. Бронировать такие отели для автопутешествия лучше с помощью сервиса, подтверждения из которого принимаются визовыми центрами при оформлении визы, например, этого:

Правила дорожного движения в Черногории

ПДД в Черногории практически такие же, как в России и вопросов обычно не вызывают.

Скорость (если знаки не предписывают иное)

В населенном пункте — 50 км/ч, вне населенного пункта — 90 км/ч, на автодорогах — 100 км/ч, на новых автомагистралях — 130 км/ч.

Алкоголь

Допустимый уровень содержания алкоголя в крови — 0,3 промилле. Молодым водителям до 24 лет — 0 промилле.

Ближний свет

Должен быть включен и днем, и ночью! В противном случае — штраф от 30 до 150 евро.

Ремни безопасности

Обязательно пристегиваться ремнями безопасности, в том числе и на заднем сиденье! Дети до 12 лет могут путешествовать в машине только на задних сиденьях, дети до 5 лет — в соответствующих их весу детских сиденьях.

Мобильный телефон

Запрещено пользоваться телефоном без устройства Handsfree. Штраф от 60 до 150 евро.

Штрафы

Штраф оплачивается в банке по квитанции, выписанной полицейским.

Оборудование

  • Обязательны: аптечка, знак аварийной остановки, огнетушитель.
  • Светоотражающий жилет обязателен для любого человека, который выходит из автомобиля в случае остановки на дороге днем или ночью. Жилет должен находиться в салоне автомобиля.
  • Использование анти-радаров и радар-детекторов запрещено.
  • Зимние шины обязательны в период с 15 ноября до 31 марта при наличии на дорогах сплошного слоя снега или льда. Шипованная резина запрещена. Цепи противоскольжения разрешены только в случае, если дорога полностью покрыта снегом или льдом.
  • Степень пропускания света у лобового стекла должна быть не менее 75%, передних боковых стекол — не менее 70%, задние стекла не регламентируются, но автомобиль должен быть оборудован двумя зеркалами заднего вида.

Отдых в Черногории

Конечно, в Черногорию в первую очередь отправляются за пляжным отдыхом. Пляжи в этой стране разные (песчаные, галечные и даже бетонные), но почти все расположены в укрытых от ветра бухтах. Центральные пляжи Черногории (в Будве, Рафаиловичах, Петровце) переполнены с середины июля до середины сентября, поэтому лучшим временем здесь считается период с конца мая до начала июля, но море в это время может быть прохладным. В сезон также может быть грязновато. На пляжах Черногории нет платного входа, но за лежак или зонтик берется плата 2-5 евро. Туристы с автомобилем, конечно, в самом выигрышном положении — они могут свободно передвигаться со своими пляжными принадлежностями в багажнике, выбирая пляж почище, получше да поспокойнее…

Чтобы насладиться настоящей черногорской кухней, лучше держаться подальше от туристических ресторанов и поближе к местным харчевням. Возможно, из них не будет открыточных видов, но будет вкуснейшая еда (особенно мясо), большие порции и искреннее радушие. А средний чек за отличный обед составит 10 евро на человека.

На автомобиле можно с комфортом изучить многие достопримечательности Черногории. Посетить старинные города Будва, Герцег-Нови, Улцинь, Цетинье и Котор — памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. И национальный парк Скадарское озеро — самое большое и чистое на Балканах…

Друзья, как прошло ваше путешествие в Черногорию на машине? Поделитесь, пожалуйста, с начинающими автопутешественниками своими приключениями в комментариях!

Материалы: http://dreamroute.ru/v-chernogoriyu-na-mashine/

3 ≫

Содержание поста

Статья написана для всех автопутешественников, которые едут в Черногорию впервые. Мое первое черногорское автомобильное путешествие было практически под угрозой срыва, из-за невозможности собрать толковые маршруты в ограниченные сроки.

На форуме Винского тонны полезной и нужной информации, но для её поиска нужно приложить неимоверные усилия и потратить очень много времени. Ввиду актуальности данной проблемы (с которой я тоже столкнулся), было принято решение свести всю актуальную информацию по самым популярным черногорским автомобильным маршрутам в одном посте. Если у вас есть дополнения, замечания или критика, то добро пожаловать в комментарии. Приятного чтения!

Отдых в Черногории можно провести по-разному, либо всё отпускное время потратить на пляж-море-рестораны, либо подробно изучить самую красивую балканскую страну, а бонусом будет отдых на самых лучших пляжах (каждый день на разных).

В отличие от пассивного пляжного отдыха, который к сожалению выбирают многие, у вас будет возможность искупаться и в море, и в Боко Которской бухте, и в горных и лесных озерах, обедать вам предстоит в самых лучших ресторанах или небольших кафе местных жителей, а не в прибрежных туристических местах, продолжать описывать плюсы активного отдыха на авто можно бесконечно.

Арендовать автомобиль в Черногории проще, дешевле и удобнее на местном прокатном сайте rentacarfor me, он же auto travel me (рекомендую именно этот вариант). В Черногории, аренда авто и передвижение по стране доступна по российскому водительскому удостоверению (МВУ - Международное Водительское Удостоверение не требуется), дороги в стране хорошие, выбор машин большой, так что не вижу причин отказывать себе в этом удовольствии.

Подробный отчет о том как я арендовал машину, а так же мои отзывы, рекомендации и лайфхаки по аренде авто в Будве (настоятельно рекомендую изучить статью), читайте по ссылке.

Обязательно изучите статью про самые туристические места Черногории (по ним мы обязательно проедем на машине), а так же нетуристические достопримечательности Черногории (это для тех, у кого много времени и желания).

В Черногории выгодно арендовать машину на длительный срок. Если вы арендуете автомобиль на весь отдых, то значительно экономите на аренде машины (чем больше срок аренды, тем дешевле), на групповых экскурсиях (экскурсии от 20 Евро с человека, а аренда машины от 20 Евро за машину, за день можете объехать пол страны) и такси в аэропорт (в сезон таксисты берут по 50 Евро за поездку). Следует лишь предупредить прокатчика, что бы он привез и забрал автомобиль в аэропорту.

Местные (черногорские) фирмы по прокату автомобилей. Если вы не планируете путешествовать на автомобиле по Европе, то выгодней всего воспользоваться местными прокатчиками. Автопрокатных фирм в Черногории много, цены у них ниже чем у крупных международных прокатных фирм, но есть ряд ограничений: взять и вернуть машину можно только на территории Черногории (если у вас путешествие через всю Европу, то вам этот вариант не подойдет), выезжать за пределы страны позволит не каждый прокатчик (в соседние страны Албания, Хорватия ещё можно, а дальше в Европу — уже сложней). Я в Черногории пользуюсь вот этим сайтом, на нем собраны практически все местные арендные машины (более 700 авто).

Международные фирмы по прокату автомобилей. Если вы планируете длительное автомобильное путешествие по Европе (с возможностью вернуть машину в любой европейской стране), то намного удобнее (но чуть дороже) воспользоваться международной прокатной конторой. Арендовать машину в крупной фирме (Avis, Herts, Europcar и т.д) не намного сложнее, для этого есть удобный сайт. У крупных фирм есть несколько существенных преимуществ: нет проблем при поездке в соседние европейские страны, вернуть машину можно в любом городе, любого европейского государства где есть представительство фирмы, при сложностях с авто можно обратиться в любой офис и т.д.

Следует привыкнуть к местным дорогам. Этот пункт касается лишь неопытных водителей и тех, кто никогда не ездил по горным дорогам. На самом деле всё намного проще чем кажется. Большинство черногорских дорог хорошего качества (качество дорожного покрытия, знаки, разметка и т.д.), но следует быть очень внимательным на горных участках, в горах встречаются камнепады (зависит от сезона), а сами дороги очень узкие.

На горных серпантинах сложно разъехаться. И да и нет, если на дороге встретились два туриста, то будет немного сложно, но если вам на пути встретился местный житель, то разъехаться с ним одно удовольствие. Достаточно притормозить, а он сам и объедет, и пропустит, и покажет как надо разъехаться.

Мощность двигателя имеет значение. Если собираетесь ездить по Национальным паркам, которые находятся в горах, то лучше взять машину с более мощным двигателем.

Лучше выбрать механическую коробку передач. Это исключительно моё мнение, я привык к механической коробке передач и мне с ней проще.

У меня в Черногории была история с малолитражной тойотой ярис на автомате (вернее там был тойотовский робот). Хотелось мне поездить на новом авто, заказал свежую тойоту (в салоне запах свежей машины, на спидометре было меньше 7 000 километров), всё отлично, еду и понимаю что она как-то дергается. Тут может быть несколько причин, либо двигатель слабый, либо я разучился ездить, либо коробка никудышная (на автомобильных форумах признают именно эту причину рывков яриса).

По ровной дороге как-то привык к поведению коробки, но на горной дороге в небольшой пробке было невозможно (на подъеме робот переключает передачу вверх, тщедушный двигатель яриса начинает не справляться с нагрузкой и робот переключает вниз, двигатель начинает орать, робот переключает опять вверх и так по кругу). На следующий день поменял на старенький гольф на механике и был доволен.

Навигация и карты Черногории. В век цифровых технологий бумажными картами редко кто пользуется, по Черногории можно ездить и вовсе без карт и навигатора, но черногорская дорожная инфраструктура не настолько информативны, как европейская, так что рекомендую иметь хоть какой-нибудь гаджет. Некоторые достопримечательности можно отыскать исключительно по навигатору. Бумажные карты Черногории, смотрите по ссылке.

Черногорская дорожная полиция. Ничего хорошего про местных ГАИшников сказать не могу, как впрочем и ничего плохого. По повадкам, они очень похожи на наших, так же сидят в засаде и ждут жертву. Так же не против денежного вознаграждения, но в отличие от наших, могут за мелкое нарушение отпустить и пожелать доброй дороги. Тут многое зависит от вас, старайтесь не баловать их взятками, включайте ближний свет и пользуйтесь ремнями безопасности. Подробный пост про платные и бесплатные парковки в Черногории, ищите по ссылке.

Маршруты по Черногории. Все маршруты на этой странице имеют старт из Будвы, так как большинство туристов (и я тоже) отдыхают именно на этом курорте. Рекомендую в первые дни аренды авто не лезть в горы, а покататься по побережью, так вы привыкнете к машине и к дорожной обстановке. Не обязательно соблюдать строгую очередность описанных маршрутов (комбинируйте как вам удобно), я старался сделать их более удобными и простыми.

Я постарался уместить все маршруты из данного поста на эту интерактивную гугл карту. Что бы детально изучить один из маршрутов, отключите все остальные.

  • вокруг Боко Которской Бухты;
  • к Албанской границе и нудистам;
  • через всю Черногорию в Национальный парк Дурмитор (маршрут на 2 дня);
  • лучшие пляжи Черногории на автомобиле;
  • в Национальный парк Ловчен и прекрасные виды на Котор.

Если у вас есть интересный маршрут, поделитесь им в комментариях (я обязательно добавлю его на карту и в пост), либо напишите про это пост.

Боко Которский залив является самым красивым приморским регионом Черногории, тут есть всё что туристу нужно, от целых городов — памятников ЮНЕСКО (Котор), до крохотных и очень живописных рыбацких поселков. Рекомендую в первый день своего автомобильного путешествия посвятить именно Боко Которской бухте.

Мне настолько понравилась бухта, что я сменил автомобиль на велосипед и объехал Боко Которку на велике.

Карта маршрута вокруг Боко Которской Бухты

Общая протяженность маршрута: 125 километров.

Общее время на прохождение маршрута: желательно иметь целый световой день, маршрут очень интересный.

Автомобильный маршрут вокруг Боко Которской Бухты:

  1. Будва — Котор: 24 км;
  2. Котор — Пераст: 12 км;
  3. Пераст — Рисан: 5 км;
  4. Рисан — Герцег-Нови: 25 км;
  5. Герцег-Нови — Игало: 3 км;
  6. Игало — Каменари: 17 км;
  7. Каменари — Лепетане: 300 м;
  8. Лепетане — Котор: 15 км;
  9. Котор — Будва: 24 км.

Рекомендую эту легкую автомобильную прогулку вдоль побережья, совершить в один из первых дней, вы успеете привыкнуть к машине и дорожной обстановке.

Встаем пораньше и едем из Будвы в Котор, пока там ещё нет толп туристов. Утром в Котор лучше ехать через перевал, а не через тоннель. Сразу за стадионом вам следует повернуть (смотрите карту), дорога весьма интересна. Практически все парковки в Которе платные, ищите свободное место, паркуйтесь и бегом в Старый город (пока Котор не оккупировали толпы туристов). Достопримечательности Котора и окрестностей, смотрите по ссылке.

Небольшой лайфхак по Котору: если приехать до 8 утра, то подняться в крепость Иоанна можно бесплатно, кассиры приходят на работу после 8:00 или 8:30. Берите бутылку воды, удобную обувь и фотоаппарат.

Выезжаем из Котора и не торопясь едем вдоль Боко Которского залива. Можно заезжать практически в любой населенный пункт, который вам понравился. Если времени не много, то я настоятельно рекомендую обязательно побывать в Перасте и Рисане, там много чего интересного (особенно в Перасте).

От Переста можно совершить короткую морскую экскурсию к островам или более длительную по Боко Которскому заливу, это отлично разнообразит вашу автомобильную экскурсию. Посмотреть на Боко Которскую бухту с моря — это Маст Си для любого туриста.

На пути следования будут рестораны и кафе, рекомендую пообедать/поужинать на устричной ферме, их в Боко Которке несколько (ищите в окрестностях Перастра, и там где увидите таблички).

Следующим обязательным пунктом нашего автопутешествия является город Герцег Нови, интересных мест в городе достаточно, часть из которых разбросаны в разных концах городка, поэтому вот там статья (с картой) про все достопримечательности Герцег Нови.

Если свободного времени у вас много, то можно заглянуть в соседний городок — Игало. В этом небольшом городе находятся грязелечебница и институт, все желающие могут пройти курс лечения (платно) или извазюкаться в целебной грязи прямо на местных пляжах (совершенно бесплатно).

Отправляемся в обратный путь. Для сокращения пути в Будву, можно воспользоваться паромной переправой Каменари — Лепетане (далее можно ехать через Тиват, но без Котора), переправа платная 5 Евро с машины. Если времени у вас достаточно, то можно прокатиться вдоль залива (рекомендую именно этот вариант).

На обратном пути в Будву, обязательно загляните в Котор и полюбуйтесь на вечерний город и посидите в одном из уличных ресторанов, которых в городе множество. Рекомендую, вы не пожалеете.

На юге Черногории расположен самый протяженный пляж страны — Велика плажа, его длина более 12 километров, тут же расположен самый большой нудистский пляж Ада Бояна. В этом регионе станы (рядом с Албанской границей) Черногория и черногорцы совершенно другие, но тем не менее поездка будет интересной.

Карта маршрута на юг Черногории

Минимальная протяженность маршрута: 220 километров.

Общее время на прохождение маршрута: желательно иметь целый световой день.

Автомобильный маршрут на юг Черногории:

  1. Будва — Бар: 39 км;
  2. Бар — Старый Бар: 5 км;
  3. Старый Бар — Улцинь: 25 км;
  4. Улцинь — пляж Велика плажа: 9 км;
  5. пляж Велика плажа — остров Ада Баяна: 7 км;
  6. остров Ада Баяна — Вирпазар: 64 км;
  7. Вирпазар — Риека Црноевича: 25 км;
  8. Риека Црноевича — Будва: 46 км.

Ещё один простой маршрут для адаптации, который идет вдоль побережья и упирается в границу с Албанией. Если у вас имеется время, и желание проехать вдоль Скадарского озера (но дорога тут достаточно сложная), то вам следует на обратном пути свернуть в Улцине вглубь страны. Но обо всё по порядку.

Выезжаем из Будвы и без остановок (можно и с остановками, кому как нравится) едем до города Бар.

Если время позволяет, то можно по пути заехать в Бечичи и навестить Старую Оливу. Не доезжая до курорта Пржно, можно подняться на гору Челобрдо и полюбоваться с самой лучшей смотровой площадки на прекрасный Свети Стефан. Но следует помнить про время, возможно на эти маршруты следует выделить дополнительный день.

В Баре можно посмотреть на порт, пошоппиться и собственно говоря, поехать дальше. В пяти километрах от Нового Бара, есть Старый Бар, вот тут намного интересней, рекомендую не спеша побродить по древнему городу.

Рядом со Старым Баром есть ещё одна достопримечательность — старая олива. Говорят что дереву более 2 000 лет, но на вид так не скажешь. Достопримечательность платная (1 Евро за вход), найти её достаточно сложно (указал её расположение на гугл карте), вот вам точные координаты @42.0729748,19.1083698, (достаточно ввести в гугл карты). В Бечичи есть такая же олива, она примерно того же возраста, возле неё нет туристов и посетить её можно бесплатно.

Следующая наша остановка в старинном городе Улцинь, город сильно отличается от других приморских черногорских городов, тут большая мусульманская община, преобладают мечети, но есть и христианские храмы. Посещаем Старый город, но не купаемся на пляже, пляж в городе маленький и перенаселенный. В Улчине можно искупаться на одном из частных пляжей, среди которых есть специальный женский пляж, тут дамы загорают голышом и мажутся лечебными грязями.

Из Улцина едем на самый большой пляж Черногории — Велика плажа, он мне немного напомнил пляжи Южного Гоа, такой же протяженный, но песок тут имеет грязно-серый оттенок.

Искупаться в окрестностях Улциня можно так же на острове Ада Баяна, остров маленький и обладает широкой известностью, именно на Ада Баяне самый большой нудистский пляж. Купаемся голышом и едем дальше.

Вот тут перед вами стоит выбор, либо ехать по уже знакомой и легкой дороге в сторону Будвы и рядом с Сутоморе свернуть к городу Вирпазар (платный тоннель), либо в Улцине свернуть в сторону городка Владимир (именно этот путь указан на моей карте), и проехать вдоль Скадарского озера (дорога тут сложнее).

Не так важно какой дорогой вы решите воспользоваться, но я рекомендую посетить Вирпазар и покататься по Скадарскому озеру на лодке.

После Скадарского озера следует ещё одна дилемма, либо возвращаться в Будву по уже знакомой дороге (вдоль моря), либо проехать через небольшой живописный городок-деревню Риека Црноевича (самый красивый городок на берегах Скадарского озера) и далее через Цетинье (Цетинье можно проехать транзитом) вернуться в Будву (этот путь указан на моей карте).

Дорога от Вирпазара до деревни Риека Црноевича протяженностью километров 20 и тоже весьма сложная, а местами опасная. Деревушку Риека Црноевича можно посетить более безопасно, если съехать с трассы Цетинье — Подгорица, то до деревни не более 7 километров.

Ваша поездка в Черногорию будет не полной, если вы не побываете в горах, цель этого маршрута в посещении Национального парка Дурмитор с ночевкой в городе Жабляк. Но если быть честным, то на нашем пути будут и другие Национальные парки (Скадарское озеро, Биоградское озеро), которые тоже стоят вашего внимания.

Многие совершают поездку в Жабляк на один день, но в спешке не видят всей красоты места, мы не будем спешить и повторять их ошибок. По этой причине поездка разделена на поездку из Будвы в Жабляк и из Жабляка в Будву, туда и обратно едем разными дорогами.

Есть более бюджетный вариант, поехать на автобусную экскурсию «Каньоны Черногории», как она проходит, смотрите по ссылке.

План следующий, выехать из Будвы как можно раньше, проехать по части вчерашнего маршрута (смотрите выше) и посмотреть, что не успели посмотреть (Скадарское озеро), далее столица Черногории — город Подгорица, далее на север страны и конечная точка маршрута — Жабляк (там ночевка).

Карта маршрута из Будвы в Жабляк

Протяженность маршрута: 245 километров.

Общее время на прохождение маршрута: целый световой день.

Автомобильный маршрут из Будвы в Жабляк:

  1. Будва — Вирпазар: 43 км (через горы);
  2. Вирпазар — водопад «Ниагара»: 27 км;
  3. водопад «Ниагара» — Подгорица: 7 км;
  4. Подгорица — монастырь Морача: 47 км;
  5. монастырь Морача — Биоградское озеро: 43 км;
  6. Биоградское озеро — водопад Равняк: 28 км;
  7. водопад Равняк — мост Джурджевича: 28 км;
  8. мост Джурджевича — Жабляк: 22 км.

Выезжаем из Будвы как можно раньше и едем к Скадарскому озеру. Из Будвы в Вирпазар есть две дороги, одна попроще через платный тоннель Созина, вторая бесплатная, интересная и горная. В этом маршруте мы едем по горам (этот путь указан на моей карте). Для этого следует повернуть вглубь страны прямо у Петроваца. В Вирпазаре можно позавтракать, покататься на лодке по озеру, погулять и отправиться дальше.

Едем к водопаду «Ниагара», конечно до настоящей Ниагары черногорский водопад не дотягивает, но заехать можно. Будьте внимательны, черногорскую «Ниагару» можно запросто проскочить мимо, если не знать где остановиться (смотрите расположение на карте). :)

Найти путь к «Ниагаре» тоже не просто, она расположена на реке Циевна, на второстепенной дороге. После того как проедете поворот на аэропорт Голубовицы будет мост через реку Циевна, после моста сворачивайте и поезжайте вдоль реки. У водопада имеется ресторан с неторопливым сервисом.

Следующая остановка — Подгорица, тут можно посмотреть на Старый город, мост Миллениум, памятники Высоцкому и Пушкину, пошоппиться в столичных моллах и поехать далее.

Дорога вдоль каньона реки Морача приводит нас в монастырь с одноименным названием. Не доезжая до монастыря есть река Мртвицы, обязательно прогуляйтесь по каньону реки Мртвицы, очень красивые места (координаты въезда 42.705212 19.374902). Далее, осматриваем монастырь Морача и едем далее.

На пути в Национальный парк Биоградское озеро будет город Колашин, при наличии свободного времени можно его посетить, но если проедете мимо, то практически ничего не потеряете.

Едем в Национальный парк Биоградское озеро, гуляем и отправляемся дальше. Проезжаем город Мойковац, опять же при наличии времени и желания можно там побывать.

Направляемся в сторону ещё одного Национального парка Черногории, на этот раз это парк Дурмитор и наша конечная цель поездки городок Жабляк. Весь дальнейший путь лежит вдоль каньона реки Тара, тут достаточно живописно. На пол пути к Жабляку можно сделать остановку у водопада Равняк и пообедать в одноименном ресторане (готовят долго, но вкусно).

Не доезжая до Жабляка сворачиваем чуть в сторону и любуемся видами моста Джурджевича. Можно покататься на ЗипЛайне (зиплайны есть и в других местах Нац. парка), так же есть возможность осуществить сплав на кайаках (рекомендую), но это для тех, кто едет в Жабляк на несколько дней.

Приезжаем в Жабляк. Если силы после дороги остались, то можно отправиться на Чёрное озеро (в 2‑х километрах от Жабляка), для самых стойкий (или самых упертых) можно подняться на утес Чуровац (закаты тут чудесные) и т.д.

План на этот день следующий, проснуться пораньше, погулять по окрестностям и отправиться обратно в Будву, но другим маршрутом, который тоже обещает быть интересным.

Карта маршрута из Жабляка в Будву

Протяженность маршрута: 286 километров.

Общее время на прохождение маршрута: целый световой день.

Автомобильный маршрут из Жабляка в Будву:

  1. Жабляк — плотина Пивского озера: 61 км (через горы Нац. парка Дурмитор);
  2. плотина Пивского озера — Пивской монастырь: 24 км;
  3. Пивской монастырь — Никшич: 51 км;
  4. Никшич — монастырь Острог: 25 км;
  5. монастырь Острог — Даниловград: 30 км (по трассе М18);
  6. Даниловград — монастырь Дайбабе: 26 км;
  7. монастырь Дайбабе — Вирпазар: 26 км;
  8. Вирпазар — Будва: 43 км.

Проведя одну ночь (две, три и т.д.) в Жабляке двигаемся в обратный путь в Будву. В Будву поедем другой дорогой, что бы увидеть как можно больше красивых мест и достопримечательностей.

Одна из техногенных достопримечательностей рядом с Национальным парком Дурмитор — это искусственное озеро (Пивское водохранилище) и огромная плотина на нём. Если вам повезет и горная дорога через Национальный парк Дурмитор будет открыта для движения (следует уточнить заранее), то вы увидите красочные виды и сэкономите время в пути. Сама дорога не очень сложная, дорожное покрытие пригодное для любой машины.

Возле Пивского озера следует повернуть направо и ехать вдоль воды не более 15 километров (смотрите карту). Плотина на Пивском озере считается самой большой в Европе, и действительно её размеры впечатляют (высота более 200 метров).

Разворачиваемся и двигаемся на юг, проезжаем Плужине, в нескольких километрах за ним будет Пивский монастырь. После Пивского монастыря рекомендую сделать остановку в Никшиче, размять ноги и погулять вдоль озер (смотрите на карту). Если вы живете в Боко Которской бухте (Герцег Нови, Тиват, Котор и т.д.), то можно прямо от Никшича проехать в Боко Которску, маршрут следующий: Никшич — Грахово — Рисан (смотрите на карте).

Следующая остановка — монастырь Острог. Монастырь Острог является обязательным местом для посещения, вне зависимости от вашей религиозной принадлежности, место уникальное и светлое. Если вы побаиваетесь дорогу-серпантин к монастырю (многие не рекомендуют по ней ехать не опытным водителям), то можно подняться на маршрутке, но мне кажется что страхи про эту дорогу сильно преувеличены.

Ходит легенда, что всех путников на этой дороге охраняет сам Василий Острожский, который является основателем монастыря, так что ничего плохого на этой горной дороге случиться не должно.

Далее едем в сторону Подгорицы, проезжаем столицу транзитом и заезжаем в достаточно интересный монастырь с забавным названием — монастырь Дайбабе.

Тут следует отметить: вы можете из Подгорицы поехать (через Цетинье) в Национальный парк Ловчен (дорогу смотрите на карте). Однако, я рекомендую выделить на Ловчен, отдельную поездку.

Далее, едем уже знакомой дорогой через Вирпазар и платный туннель, но можно (если не очень устали) и по бесплатной дороге через горы.

Нет никакого смысла арендовать автомобиль и ездить на доступные для всех туристов пляжам будванской ривьеры, там как правило всё предсказуемо (много народу, шумно и всё по-туристически). Предлагаю прокатиться по менее доступных, для безмашинных туристов пляжам, хотя и там тоже будет полно отдыхающих.

Карта маршрута пляжи Черногории на автомобиле

Протяженность маршрута: 120 километров.

Общее время на прохождение маршрута: целый световой день.

Автомобильный маршрут пляжи Черногории:

  1. Будва — пляж Яз: 6 км;
  2. пляж Яз — пляж Трстено: 4 км;
  3. пляж Трстено — пляж Плоче: 2 км;
  4. пляж Плоче — пляж Бигово: 25 км;
  5. пляж Бигово — пляж Голубые горизонты: 19 км;
  6. пляж Голубые горизонты — пляж Крашичи: 5 км;
  7. пляж Крашичи — пляж Росе: 10 км;
  8. пляж Росе — пляж Жаница: 10 км;
  9. пляж Жаница — пляж Миришта: 1 км;
  10. пляж Миришта — Будва: 42 км.

Особо рассказывать про этот маршрут нечего, забиваете координаты в навигатор и едете по всем пляжам. Я постарался включить в этот список самые интересные и менее туристические пляжи (хотя это не про черногорские пляжи, они все туристические).

Дороги по данному маршруту разные, часть пути пролегает по автомагистралям, есть и совсем проселочные, но очень симпатичные (в основном на полуострове Луштица).

Старт маршрута, как всегда из Будвы, ближайший пляж по нашей легенде — пляж Яз. Пляж достаточно большой и при этом рядом с ним нет слишком крупных туристических поселений, самый ближний населенный пункт — Будва. Покрытие пляжа — крупная галька, есть вся туристическая инфраструктура и платная парковка.

Едем дальше, а дальше пляж Трштено. Пожалуй это лучший песчаный пляж возле Будвы, он совсем небольшой так что может быть переполнен. Пляж Трштено отлично подойдет для автотуристов с детками, вход в воду пологий, пляж расположен в укрытой бухте, а это значит отсутствие сильных волн. Покрытие пляжа — песок, есть вся туристическая инфраструктура и переполненная бесплатная парковка.

Следующий пляж Плоче, тут можно зависнуть на долго, пляж является излюбленным местом для автотуристов и туристов из Будвы (сюда можно добраться на общественных автобусах). Пляж большой и имеет хорошую инфраструктуру, тут есть даже специальные бассейны (детские и взрослые), так что купаться можно в любую погоду. Покрытие пляжа — галька + привозной песок, есть вся туристическая инфраструктура и бесплатная парковка.

Перед тем как въехать на полуостров Луштица, можно заглянуть на маленький пляж Бигово, который расположен в одноименном поселке. Пляж бетонный со скалистыми участками, расположен в уютной бухте, особо долго тут задерживаться не стоит. Покрытие пляжа — бетон, туристическая инфраструктура отсутствует, паркуйтесь где увидите свободное место.

Въезжаем на полуостров Луштица и первый достойный для посещения пляж — это пляж Голубые горизонты, он расположен в заливе Траште (там же где и пляж Бигово, только с другой стороны залива). Пляж от «большой воды» укрывает уютная скалистая бухта, а вокруг сосновые и оливковые рощи. Пляж Голубые горизонты отлично подойдет для автотуристов с детьми, тут песочек и пологий вход в воду. Покрытие пляжа — песок, есть вся туристическая инфраструктура и парковка.

Следующий пляж на полуострове Луштица, который можно посетить — это пляж Крашичи. Пляж расположен в Боко Которской бухте, таким образом волнение моря на нем меньше. Пляж Крашичи сильно проигрывает пляжу Голубые горизонты, ведь тут практически вся пляжная линия залита бетоном. Покрытие пляжа — бетон, есть вся туристическая инфраструктура и парковка.

Ещё один бетонный пляж в Боко Которской бухте — это пляж Роси. Пляж Роси расположен в одноименной рыбацкой деревне, которая выросла до небольшого курортного поселка, но не стоит в этом месте рассчитывать на высокий сервис. Покрытие пляжа — бетон, самая необходимая туристическая инфраструктура присутствует.

Вот мы и приехали на самый популярный пляж полуострова Луштица, а может быть и всей Черногории — это пляж Жаница. Пляж омывается водами Адриатического моря, а не Боко Которской бухты, от моря пляж спрятан в уютной и очень зеленой бухте. Вода в этом месте имеет красивый бирюзовый оттенок, который её дарит мелкая светлая галька. От пирса отправляются морские такси и экскурсионные лодки, на которых можно посетить: остров Мамула, Голубую пещеру и т.д. Покрытие пляжа — мелкая галька, в некоторых местах бетон, вся необходимая туристическая инфраструктура присутствует, есть места для парковки. На пляж Жаницу возят групповые экскурсии, так что следует быть готовым к обилию отдыхающих.

Последним пляжем в нашей поездке будет небольшой пляж Миришта. Пляж расположен по соседству с пляжем Жаница, при желании можно дойти пешком (смотрите карту). Берег вокруг пляжа утопает в зелени, но пляж частично бетонный. Вода в море может показаться слишком холодной, виной тому служат родники, которые сильно охлаждают прибрежные воды. Покрытие пляжа — бетон и галька, необходимая туристическая инфраструктура присутствует, можно найти место для парковки.

Ваше автопутешествие будет не полным, если вы не побываете в Национальном парке Ловчен и не полюбуетесь видами на которскую гавань с высоты птичьего полета. Маршрут этого дня не очень продолжительный (не более 130 километров), но из-за сложности ландшафта (горы и холмы), ехать придется с особой осторожностью.

Карта маршрута в Национальный парк Ловчен

Протяженность маршрута: 122 километра.

Общее время на прохождение маршрута: целый световой день.

Автомобильный маршрут в Национальный парк Ловчен:

  1. Будва — крепость Космач: 16 км;
  2. крепость Космач — Цетинский монастырь: 16 км;
  3. Цетинский монастырь — Цетинье: 2 км;
  4. Цетинье — мавзолей Негоша: 20 км;
  5. мавзолей Негоша — село Негуши: 14 км;
  6. село Негуши — серпантин в Котор: 16 км;
  7. серпантин в Котор — крепость Гораджа: 6 км;
  8. крепость Гораджа — Котор: 9 км;
  9. Котор — Будва: 23 км.

Выезжаем из Будвы и двигаемся в сторону Цетинье, на пути можно посетить австрийскую крепость Космач (постройка 1841-50 годов). Для любителей исследовать фортификационные сооружения, крепость Космач подойдет идеально, она хорошо сохранилась и в то же время имеет боевые шрамы.

Добраться до крепости не так уж и сложно, как это может показаться изначально. Мы едем из Будвы в Цетине, после затяжного подъема (над побережьем) дорога начнет уходить левее в горы, въезжаем в село Браичи (тут можно припарковать машину и до форта дойти пешком). Сбавляем скорость и ищем небольшой туристический указатель (поворот направо указатель коричневого цвета), сворачиваем и едем по узкой дороге (покрытие асфальт, но дорога так себе).

Проехав поселок дорога становиться ещё хуже, да к тому же раздваивается, нам нужна та что идет на право с сильным уклоном (больше похожа на тропу). Дальше ехать не стоит, паркуемся и идем пешком (не более 5 минут), припарковаться можно и на магистрали у селения Браичи, тогда пешком не более 15 минут.

Далее едем в Цетинский монастырь. Про Цетинский монастырь писать много не буду, никаких сложностей с его посещением возникнуть не может, слишком туристическое место.

Грех быть в Цетинье и не погулять по городу, ведь это бывшая столица Черногории. Обязательно посетите главную улицу города и загляните в какой-нибудь музей.

Из Цетинье едем в Национальный парк Ловчен, въезд платный, плата взимается с машины. В самом Нац. парке есть несколько дорог и не так важно по какой из них вы проедете. При наличии времени стоит объехать Наиональный парк Ловчен по кругу и полюбоваться видами.

Следует быть внимательным с навигаторами и прочими гугл картами, они в этой местности могут врать. Обратите внимание на скан карты к этой части поста, на ней гугл мапс (по непонятной причине) не дал мне проложить прямой путь из Ловчена в Котор (по знаменитому которскому серпантину), настойчиво направляя ехать в объезд через Цетинье.

У мавзолея Негоша оставляем машину и топаем вверх по ступенькам, ступенек очень много, но и виды открываются красивые. Вход в мавзолей платный, но если вы не большой фанат Негоша, то во внутрь можно и не ходить.

Следующим обязательным пунктом нашей автомобильной экскурсии по Национальному парку Ловчен будет село Негуши (созвучно с Негошем, но это разные вещи :)). Село Негуши знаменито своим пшрутом (вяленным мясом), говорят что именно в этом месте продукты самые лучшие. Тут я ничего комментировать не буду, сами выбирайте, место очень туристическое и входит в состав групповых экскурсий по Ловчену.

Закупились у местного населения вином, сыром, пшрутом, пообедали и поехали в сторону Котора. Но торопиться не стоит, а стоит внимательно выбрать место для селфи на фоне которской бухты, лучшие фотки получаются с которского серпантина, хотя там много мест с хорошими видами.

Далее едем вниз по серпантину и не забываем про селфи. Вот тут гугл карты не дали мне проложить маршрут (на карте есть разрыв), но едем по серпантину вниз.

Спуск в Котор не настолько страшный как его описывают, да тут очень узкие дороги, да тут крутые повороты, так называемые «шпильки» (поворот на 180 градусов), но со встречкой разъехаться можно. Есть две основные опасности этого серпантина, потрясающие виды и монотонность дороги. Будьте внимательны.

Если вы хотите посетить ещё одну крепость и на улице ещё светло, то сверните в сторону (смотрите на карте) и совсем рядом будет крепость Гораджа. Сохранность у этого оборонительного сооружения отличная, подъезд на машине хороший, вход бесплатный.

Последняя точка нашей сегодняшней экскурсии — это вечерний Котор, не поленитесь и загляните в город, вечером он особенно очарователен, нет толп туристов, зато есть уютные кафе, маленькие рестораны в Старом городе и огромное количество которских кошек, которые по вечерам тоже любят гулять по своему родному городу.

Вот и завершился очередной увлекательный день (отпуск) в Черногории, благодаря автомобилю мы провели его интересно и динамично. Возвращаемся в Будву и вспоминаем этот день, этот отпуск, эту замечательную, приветливую Черногорию.

Фотографии к посту принадлежат: Nick Savchenko / flickr.com / Лицензия CC BY-NC-ND 2.0.

Александр, благодарю вас за подробное описание и очень детальные маршруты по Черногории. По ним и ездили, с небольшими отклонениями на шоппинг и кафе-рестораны.

Особое спасибо за подсказку про возможность заказать и вернуть арендованную машину прямо в аэропорту Тивата, нам с супругой это показалось очень удобным и комфортным сервисом. Воспользовались вашими рекомендациями и заказали машину именно через интернет, доставили автомобиль тот который заказывали. А бонусом, нас на нашей же арендованной машине (за рулем был парень, который привез машину) довезли до Будвы и рассказал про особенности дорожного движения, достопримечательности, куда сходить, что посмотреть, где пообедать и т.д. Видимо ему было так более удобно и мне не пришлось после перелета за руль садиться.

В Черногории впервые, но стаж за рулем большой, так что никаких проблем с вождением для меня не было. Есть одна поправка по маршруту, в Дурмитор (на Черное озеро) рекомендую ехать на несколько дней, там очень хорошо (если повезет с погодой).

С наилучшими пожеланиями, Дмитрий Сергеевич

Дмитрий Сергеевич, спасибо за отзыв. Мне приятно что статья была вам полезна. надеюсь что Черногория вам понравилась, тем более вы её достаточно хорошо посмотрели, а ведь если вы были в Дурмиторе, то значит вы практически всю страну проехали.

Вы правы, в Дурмитор нужно ехать как минимум с ночевкой, а про погоду угадать сложно - это ведь горы.

Александр, отличные маршруты и очень подробно описаны.

Хочу дополнить, мы с женой по одному из ваших маршрутов прокатились, а именно "Из Будвы по Каньонам". К сожалению в Черногории были всего неделю и другие маршруты оставили на следующий раз.

Так вот что хочу сказать, если времени не очень много, то маршрут отлично проходится за один полный день. Конечно мы его урезали (к примеру: форт Космач отлично виден с трассы, так что нет никакого смысла к нему топать ножками и т.д.), но все самые красивые места посетили.

Спасибо за подробный авто-путеводитель.

Спасибо за отзыв!

Анатолий, приятно получать положительную оценку моей работы. Маршруты могут быть разные, Черногория красива в любом направлении, я лишь наметил направления, а вам уже решать куда ехать и что смотреть.

Про замечания, согласен. Там всю страну можно за сутки объехать, но я старался так проложить маршрут, что бы было интересно и не утомительно. Про форт Космач, так его лучше смотреть вблизи (пешком можно дойти за 10 минут), для любителей старых крепостей он как подарок.

Рекомендую всем смотреть на красоты Черногории исключительно на автомобиле, что можно увидеть из окна туристического автобуса?

Что касаемо черногорских дорог, то мы проехали по стране более 1000 км. и я не видел плохих дорого, сложные места есть (серпантины, неосвещенные тоннели, слишком узкие дороги и т.д.), но откровенно плохих дорог я не видел.

Что бы посоветовал автомобилистам, друзья старайтесь ездить "в противофазе" с экскурсиями, а то будете по достопримечательностям ходить в толпе туристов.

Сергей, благодарю за комментарий!

К сожалению, не все туристы имеют возможность арендовать автомобиль, у кого-то нет водительского удостоверения, у кого-то нет финансовой возможности, так что Черногорию можно смотреть как угодно, хоть автостопом.

Естественно, если есть шанс арендовать авто, то Черногория "заиграет" совершенно другими красками.

Что касается туристического потока, то его намного проще пропустить вперед. Видишь туристический автобус, значит можно сделать перерыв на кофе, заехать в придорожный ресторанчик или просто остановиться в живописном месте да ноги размять.

Спасибо тебе добрый человек! Целых две недели колесил по твоим маршрутам, 98% информации полная правда. А вот про Жабляк, то я рекомендую ехать туда не на одну ночевку, а как минимум на две (это я про те 2% неправды :)). Прямо в Жабляке ставишь машину на прикол, берешь в прокат велосипед и кати куда глаза глядят.

А если серьезно, то благодарен безмерно. Сайт уже в закладках.

Именно для своих читателей (для вас) и был написан этот пост. Мне было приятно писать про страну, которая настолько многогранна и красива, что туда хочется вернуться снова.

Спасибо за ваш отзыв.

Добрый день. У меня в телефоне yandex навигатор, чтобы путешествовать на машине по Черногории необходим интернет? и каким лучше пользоваться интернетом и навигатором? Спасибо.

Андрей, на самом деле в Черногории всё намного проще. Всюду на дорогах есть указатели, заблудится на дорогах очень сложно, так как основных магистралей не много. Навигатор нужен лишь в тех случаях, если едете по просёлочным дорогам или в какую глушь заехали, но как правило и там можно встретить людей, а иногда и указатели (если место туристическое).

В Черногории я навигатором пользовался исключительно во время трекинговых походов по горам и исключительно из-за любопытства (узнать сколько времени до следующей точки). С собой был iGo и MapsMe (в телефоне) и то и другое работает в оффлайне (без интернета).

Александр, огромное спасибо за маршруты и советы. Я проехал по всем кроме севера. Ездил как по путеводителю.

Хотел бы добавить тем кто соберется объехать парк Ловчен против "часовой стрелки" по старому серпантину. Идёт большой ремонт дороги, точнее строят новую и делают туннель. Дорогу часто перекрывают на 2 и более часа. Дороги местами нет)). Я потерял там два часа.

Хотел бы порекомендовать рыбный ресторан на мосту по середине через Скадарское озеро в сторону Подгорицы. Называется Зоран Рыбак. С дороги не примечательное место. Меню короткое но по существу. Очень вкусно готовит. Рыбу можно выбрать самому из имеющейся ее и приготовит. Местные так и делали.

Пешком сходил из Будвы до Свети Стефана.. насколько точно все описано в вашем маршруте и в реальности. И массажист и указатель на Кусто - все на месте, в том же виде)).

Сергей, хорошо что моя писанина была вам полезной. :)

Про черногорские дороги можно говорить долго, я и сам иногда встревал на несколько часов (обычно по трассе из Будвы в Цетинье). Иногда про строительные работы сообщают заранее, точно не скажу где именно можно получить информацию (может по местному радио или на местном сайте). Моим источником информации про дорожные работы, была хозяйка апартаментов, которая регулярно меня предупреждала, что на такой-то трассе ведутся работы, туда лучше не соваться.

Сергей, а ресторан Зоран Рыбак, это тот что находится прямо перед мостом (если ехать от Вирпазара в сторону Подгорицы)? Рестораном вы его уж слишком громко назвали (маленький семейный бизнес), но рыбу там готовят отменно, да и делают это по семейным рецептам.

Вот я сейчас жалею что массажиста не сфоткал, как-то было не очень ловко фотографировать его за работой. Однако, мужик очень колоритный, в стиле хиппи 70х. Если у вас есть фотки, то было бы здорово их тут опубликовать (либо в моём посте, либо в вашем).

Спасибо вам за отзыв.

Напишите отзыв о своём путешествии

Получайте свежие посты на почту (уже более 3 500 подписчиков)

Материалы: http://in-trips.ru/blog/na-avtomobile-po-chernogorii-luchshie-avtomobilnye-marshruty.html


Back to top