1 ≫
-
Под понятием раскоксовки двигателя и раскоксовки поршневых колец стоит понимать процедуру, которая направлена на очистку нагара в камере сгорания или на кольцах. Активное нагарообразование происходит по разным причинам, а в сочетании с общим износом деталей силового агрегата нагар влияет на сокращение ресурса бензинового или дизельного двигателя до капитального ремонта.
Процедура раскоксовки дизельного двигателя может осуществляться как самостоятельно, так и силами специалистов автосервиса. Это зависит от сложности конструкции двигателя. Для того чтобы раскоксовать дизель, необходимо учитывать обязательный демонтаж дизельных форсунок. Для их снятия часто требуются специальные съемники или форсуночные ключи. Также необходимо учитывать, что медные уплотнительные шайбы после снятия форсунок дизеля нужно менять на новые.
По вопросу раскоксовки существуют как сторонники, так и противники данного метода. В ряде случаев раскоксовка позволяет решить проблемы и избежать капитального ремонта дизеля. Встречается и обратная ситуация, когда после осуществления процедуры раскоксовки двигателя проблемы только усугубляются, а сам мотор необходимо срочно «капиталить». Далее мы рассмотрим причины нагарообразования в камере сгорания и основные способы раскоксовки ДВС.
Причины и последствия образования нагара в камере сгорания
К активному образованию нагара в камере сгорания приводит работа дизеля на солярке низкого качества, езда на неподходящем дизельном моторном масле или несвоевременная его замена, эксплуатация агрегата в тяжелых условиях (пробки, короткие поездки, недонагрев мотора и малые нагрузки), неисправности самого двигателя, ГРМ и системы топливоподачи.
Нагарообразование вызывает также присутствие металлосодержащих присадок в дизтопливе, которые добавляются для повышения цетанового числа солярки. Дополнительным источником отложений выступают частицы моторного масла, которые разложились и окислились после попадания в камеру сгорания. Нагарообразование и скопление углеродистых отложений возникает в результате неполного сгорания топлива в цилиндрах.
Нагар образуется на днище поршня, покрывает стенки камеры сгорания, клапана. Теплоотведение от деталей в цилиндрах нарушается. В результате элементы, покрытые нагаром, перегреваются. По этой причине возможен прогар клапана, оплавление поршня и т.д.
Нагар и вызванные его присутствием детонационные процессы снижают мощность двигателя, наблюдается перерасход горючего, увеличивается износ цилиндропоршневой группы (ЦПГ) и кривошипно-шатунного механизма (КШМ).
Закоксовка поршневых колец снижает их подвижность, падает компрессия двигателя. Также залегание колец может привести к быстрому их разрушению, что вызовет задиры на стенках цилиндра. Признаком залегания колец выступает повышенный расход масла и дымления дизеля сизым дымом. Моторное масло попросту сгорает в цилиндрах двигателя.
Лаковые отложения на кромке и сбоку поршня, в канавках поршневых колец, а также на стенках цилиндров вызывают ускоренный износ указанных стенок. Если зазор между кольцом и канавкой заполнится нагаром, тогда кольцо не может до конца прилегать к канавке. Результатом становится возросшее давление на стенки цилиндра.
В таких условиях гильза цилиндра и сами кольца быстро изнашиваются. Появление задиров на гильзе становится вопросом времени. Когда кольца залегли, наблюдается одновременный прорыв газов из рабочей камеры в картер мотора и проникновение масла в камеру сгорания. Давление в картере растет, дизельный двигатель начинает сапунить, а избытки масла в камере сгорания ускоряют нагарообразование.
Нагар приводит к тому, что проходные сечения клапанов становятся меньше. Отложения под тарелкой клапана не позволяют ему нормально садиться в седло, что и вызывает прогар. Компрессия дизеля также заметно снижается по причине неполного закрытия клапанов. Результатом становится заметная потеря мощности мотора. Также нагар на внутренней стороне тарелки впускных клапанов может быть причиной неустойчивой работы дизеля и детонации, так как отложения впитывают в себя часть топлива в момент впрыска. Дизель начинает работать на бедной смеси, хотя форсунки подают достаточно солярки.
Вполне очевидно, что нагар крайне негативно влияет на компрессию в цилиндрах, разрушает ЦПГ и ГРМ, выводит из строя выхлопную систему, влияет на общую рабочую температуру двигателя. Также страдает система вентиляции картерных газов, система смазки и т.д. Для дизельного или бензинового ДВС от компрессии напрямую зависит расход топлива и масла, мощность, экологичность. Активное нагарообразование не позволяет дизелю нормально запускаться «на холодную», а также стабильно функционировать после выхода на рабочие температуры.
Раскоксовка ДВС: доступные варианты
Сегодня существует несколько способов раскоксовки дизельного или бензинового двигателя:
- добавление присадки в моторное масло;
- присадка в дизельное топливо или бензин;
- заливка состава в цилиндры напрямую;
Каждый из способов раскоксовки двигателя условно делится на «мягкий» и «жесткий» по силе воздействия на отложения, а также имеет ряд индивидуальных преимуществ и недостатков. Отдельные решения можно считать только профилактической мерой, а не ремонтно-восстановительной процедурой.
Добавка в моторное масло для очистки поршневых колец
Такой способ очистки является щадящим, нацелен на удаление нагара только с поршневых колец. Состав для очистки предназначен для промывки системы смазки ДВС, но затрагивает и нижние маслосъемные кольца, которые залегают достаточно часто.
Данный продукт является промывочной жидкостью масляной системы с добавлением чистящих компонентов для удаления нагара с поршневых колец. Средство заливается в моторное масло, далее автомобиль эксплуатируется до 200 км пробега, после масло и масляный фильтр меняют.
К минусам способа относится то, что во время очистки нельзя крутить и нагружать мотор. Вторым нюансом является сокращение интервала следующей замены масла не по регламенту, а раньше на 5-6 тыс. км. На рынке также присутствуют составы, которые и вовсе не требуют замены масла после добавки присадки, но их использование подобным образом остается под сомнением.
Еще одним недостатком можно считать то, что промывки в масло не чистят от нагара и отложений камеру сгорания, клапана. На основании этого можно отнести такой способ исключительно к профилактике, которую можно реализовать с определенной периодичностью при незначительной закоксовке ДВС.
Промывка в топливо для раскоксовки ДВС
Раскоксовка двигателя при использовании данного способа происходит в процессе езды на автомобиле. К главным преимуществам относят простоту решения, относительную «мягкость» и возможность эксплуатации мотора без ограничений. Также при данном способе раскоксовки нет необходимости менять моторное масло.
Состав для раскоксовки выливается в топливный бак. Далее средство вместе с топливом оказывается в камере сгорания. В процессе работы агрегата компоненты состава постепенно размягчают нагар и лаковые отложения, а далее выгорают вместе с ними. В результате нагар из камеры сгорания удаляется через выпускную систему двигателя вместе с отработавшими газами.
Главной задачей раскоксовки становится очистка маслосъемных колец. Присадка в топливо позволяет продолжительное время воздействовать на отложения и лак, так как добавка на 50 литров солярки позволит осуществлять постоянное воздействие на протяжении около 450 км пробега. Производители обещают раскоксовку колец, увеличение компрессии, очистку камеры сгорания и клапанов, а также образование защитной пленки на трущихся парах. Пленка снижает температуру на поверхности деталей. Такая защита должна предотвращать дальнейшее нагарообразование.
Как показывает практика, в случае сильного загрязнения данное решение не всегда оказывается эффективным, а также остаются вопросы касательно влияния добавки на чувствительную топливную аппаратуру дизельного двигателя. Можно сделать вывод, что в случае серьезных загрязнений и неисправностей ДВС подобный способ может не дать желаемого эффекта.
Заливка состава в цилиндры через форсуночные отверстия
Такой способ раскоксовки самый сложный и относится к «жестким» решениям, хотя является достаточно распространенным. Раскоксовку двигателя можно сделать как самостоятельно, так и на СТО.
Метод заключается в том, что машину выставляют на ровной поверхности, затем двигатель необходимо прогреть до рабочей температуры. Далее дизельный мотор останавливают и выкручивают дизельные форсунки. Коленчатый вал двигателя необходимо провернуть так, чтобы поршни стали в приближенное к среднему положение. После этого в каждый цилиндр через отверстие (напрямую в камеру сгорания) заливается активный химсостав. После жидкость оставляют в цилиндрах на время до 12 часов. Отверстия необходимо закрыть путем частичного обратного монтажа форсунок или чистой ветошью. Это позволит снизить скорость остывания мотора и исключить риск попадания мусора.
В результате воздействия химии в цилиндрах нагар размягчается и отслаивается. Прогрев мотора перед заливкой промывки необходим для того, чтобы вызвать эффект парообразования для улучшения очистки. По окончании процедуры необходимо снова вкрутить форсунки и начать прокрутку коленвала стартером. Крутить мотор необходимо для удаления из камеры сгорания остатков очищающего состава, который не протек в картер двигателя через поршневые кольца.
После всех манипуляций форсунки ставят на место, двигатель запускают и прогревают на холостых оборотах, а после эксплуатируют машину под небольшой нагрузкой и проезжают около 40 км. Далее в обязательном порядке необходимо сменить моторное масло. Обязательная замена масла продиктована тем, что агрессивная химия для раскоксовки дизельного двигателя через кольца однозначно стекает в картер и перемешивается с моторным маслом, изменяя его защитные и другие полезные свойства.
Очиститель в масле негативно взаимодействует с резинотехническими изделиями (сальники, уплотнения), а также с другими узлами и деталями. Рекомендуется также сократить интервал последующей замены масла на 40-50%, так как старое масло полностью слить нельзя. Получается, свежая смазка смешается с остатками, которые насыщены очистителем.
Самостоятельная очистка от закоксовки двигателя в холодном гараже в зимнее время дополнительно снижает результативность процедуры, так как мотор быстро остывает после прогрева. Отдельные вопросы могут возникать и касательно правильной дозировки состава на один цилиндр, так как разные ДВС имеют отличный друг от друга объем камер сгорания и диаметр поршней. Вливание большого количества промывки увеличивает последующее нежелательное количество состава в масле двигателя. Недостаточное количество может не раскоксовать агрегат должным образом.
Еще одной проблемой при раскоксовке дизеля своими руками может стать наличие автоматической трансмиссии. Самому выставить поршни в среднее положение может быть проблематично и с МКПП, а с «автоматом» необходим подъемник или поднятие авто на домкрате.
Задачу также может усложнять сама конструкция ДВС и расположение силового агрегата в подкапотном пространстве. Удобство доступа к дизельным форсункам играет немаловажную роль в процессе заливки очистителя камеру сгорания.
Запуск дизеля после раскоксовки заставляет кольца пройтись по гильзе без масла. Данную особенность нужно учитывать как на относительно новых, так и на изношенных агрегатах. Кроме задиров возможен сильный и резкий износ, вызывающий разрушение поршневых колец.
Из этой статьи вы узнаете, как раскоксовать поршневые кольца своими руками. . Раскоксовка дизельного двигателя.
Дизельный. Конструктивные особенности. Эксплуатация и уход. . Раскоксовка дизельного двигателя.
профилактика системы питания дизельного двигателя . Из этой статьи вы узнаете о том, как эффективно раскоксовать мотор от различных отложений и нагара.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как раскоксовать дизельный мотор своими руками. . Ответить, почему дизельный двигатель идет вразнос, помогает.
Дизельный. Конструктивные особенности. Эксплуатация и уход. . Раскоксовка дизельного двигателя.
Раскоксовка дизельного двигателя. Залегание поршневых колец. Присадки для восстановления двигателя: на что стоит.
Материалы: http://krutimotor.ru/raskoksovka-dizelya/
2 ≫
-
Многие автовладельцы через определенный период эксплуатации отмечают ухудшение работы двигателя – падение мощности, снижение динамики, повышение потребление топлива, несмотря на то, что все регламентные работы по техническому обслуживанию выполнялись вовремя и качественно. Многие списывают все это на естественный износ узлов и механизмов. Но причина может крыться совсем в другом – закоксовке камеры сгорания, цилиндропоршневой группы, элементов газораспределительного механизма. При этом износ и закоксовка силовой установки между собой частично связаны.
Закоксовка силовой установки – это появление отложение и нагара на стенках цилиндров, в камере сгорания, днищах и боковых поверхностях поршней, тарелках клапанов. Все это приводит к нарушению процессов и ускоренному износу. Особую опасность представляют закоксовавшиеся кольца, поскольку из-за этого возможно повреждение зеркал цилиндров (на них появляются задиры и раковины). Также закоксовка поршневых колец становиться причиной еще большего образования отложений.
Основными причинами появление нагара являются проникающее в камеры сгорания масло и использование некачественного топлива. В первом случае смазочный материал, попадающий в цилиндры через изношенные кольца или поврежденные маслосъемные колпачки клапанов, не способен полностью сгореть и выйти с продуктами горения. Часть его обугливается, то есть, становиться сажей, которая и оседает на всех поверхностях.
Так выглядит закоксованный поршень
Что касается некачественного топлива, то имеющиеся в нем сторонние примеси (в частности, соединения металлов, которые добавляют для повышения октанового числа), ведут себя точно так же, как и масло – они не сгорают, а оседают в качестве нагара.
Конструктивно сделано так, что рабочие газы в цилиндрах обеспечивают более плотное прилегание колец к стенкам цилиндров. Они через имеющийся зазор проникают под кольцо и давят на него, прижимая к зеркалу цилиндра, что обеспечивает дополнительную герметичность камеры сгорания. Но в этом есть и негативное качество. Если в рабочих газах имеются несгоревшие примеси, то они начинают оседать на кольце и поверхностях канавки. В результате зазор постепенно уменьшается, и эти отложение начинают препятствовать перемещению кольца по канавке, оно начинает подклинивать.
Поршень движется не только вверх и вниз, у него есть боковые перемещения, хоть и незначительные. Подклинившее же кольцо начнет двигаться в стороны вместе с поршнем, из-за чего должной плотности прилегания на некоторых участках уже не будет. В результате в подпоршневое пространство будет прорываться большее количество газов. Также подклинившие кольца начнут пропускать больше масла в камеру сгорания, что станет причиной повышения количества нагара.
Увеличение нагара приводит к полной закупорке зазоров и кольца вообще перестают перемещаться в канавке – они «залегают». В одном случае при залегании кольца немного утапливаются в канавках, и они уже не обеспечивают должной герметичности камеры сгорания (они не по все окружности прилегают к зеркалам) и происходит падение компрессии.
Хуже если нагар в большом количестве скопился под кольцом. В этом случае он просто выдавливает кольцо из канавки, обеспечивая чрезмерное прилегание к стенкам цилиндра. Это и становиться причиной появления задиров и царапин.
Как видно, взаимосвязь между поршневыми кольцами и количеством нагара очень тесная. Пока кольца работают нормально и не изношены, нагар хоть и будет образовываться (из-за того же топлива и масла), но его будет немного. Но как только он осядет на кольцах, канавках и начнет препятствовать перемещению колец, количество его очень быстро увеличится.
Видео: Раскоксовка Ответы
Поскольку от состояния колец напрямую зависит компрессия в цилиндрах, то ее падение и является основным признаком того, что произошла сильная закоксовка камеры сгорания и всех элементов в ней.
А проявляется это все так:
- Повышение расхода масла — это основной и главный признак закоксовки (1-2 литра дополнительного расхода масла между заменами);
- Слабая динамика набора скорости;
- Падение мощности;
- Появление детонационного сгорания;
- Ухудшение пуска двигателя при сниженных температурах;
- Большое количество газов на выходе из сапуна;
- Появление синего оттенка в выхлопных газах.
При сильной закоксовке колец, удаление отложений возможно только механическим путем (о нем будет ниже). Чтобы не допустить такого, следует периодически проводить раскоксовку колец. Сводится эта операция к использованию специальных жидкостей, которые способствуют размягчению и отслоению имеющихся в цилиндре отложений. Проводить ее следует при малейшем проявлении признаков залегания колец.
Препараты для раскоксовки
Процедура раскоксовки не сложная и ее можно выполнить самостоятельно в гаражных условиях. Для этой операции можно воспользоваться специальными средствами (к примеру – «Lavr» или «BG 211»), или же самостоятельно изготовить чистящую жидкость. Здесь стоит указать, что встречаются специальные чистящие присадки, которые добавляются в топливо. Но ими лучше не пользоваться, поскольку очистной эффект у них невысокий, а вот топливной аппаратуре они могут нанести серьезный вред.
Видео: Результаты теста раскоксовок
Далее рассмотрим, как делается раскоксовка колец при помощи средств, которые продаются в магазинах автозапчастей, тот же «BG 211». Из инструментов потребуется:
Проведение операции по раскоксовке лучше подгадать под замену масла и свеч, поскольку после очистки смазочный материал и свечи в обязательном порядке должны быть заменены.
Видео: Раскоксовка — этапы проведения работ
Последовательность действий такая:
- Немного прогреваем двигатель. Если авто только с поездки, даем мотору частично остыть.
- Выкручиваем свечи со всех цилиндров.
- При помощи ключа проворачиваем коленчатый вал так, чтобы выставить все поршни в ряд (примерно). Определить положение каждого поршня помогут пруты, установленные в свечные отверстия. При этом необходимо, чтобы пруты помощник поддерживал в вертикальном положении.
- В каждый цилиндр при помощи шприца заливаем требуемое количество чистящего средства (обычно это 50-70 мл., но чтобы не допустить ошибки, лучше почитать инструкцию к средству).
- Накрываем свечные отверстия ветошью и оставляем автомобиль на 8-12 часов. При этом необходимо периодически «шевелить» поршни, немного проворачивая коленчатый вал в разные стороны (это обеспечит лучшее проникновение средства к канавкам колец).
- После выжидания требуемого времени, перед установкой свеч, обязательно необходимо продуть цилиндры для удаления остатков средства. Для этого просто крутим коленчатый вал стартером (если не делать продувку, остатки жидкости могут привести к гидроудару, который нанесет серьезный вред ЦПГ).
- После продувки ставим на место свечи.
- Запускаем двигатель. С первого раза запустить его не получиться. После того, как он заведется, оставляем его поработать на холостом ходу 5-7 минут. Если средство подействовало, то поначалу мотор обороты держать не будет, а с выхлопной трубы пойдет черный дым, но постепенно все нормализуется.
- Глушим мотор и проводим замену масла и фильтра.
- После замены смазочного материала следует совершить поездку, чтобы из двигателя вышли все остатки нагара.
Если нет желания тратиться на специальные средства для раскоксовки, то можно воспользоваться и приготовленной в домашних условиях смесью состоящей из керосина и ацетона (в равных пропорциях). Технология же очистки идентична описанной – заливаем, ждем, продуваем, заводим двигатель. Масло после очистки такой смесью тоже придется менять.
Если машина несколько лет ездила с повышенным расходом масла и закоксовка очень сильная, то чистящие средства не помогут, удалить отложения можно только механическим путем. Для этого придется полностью разбирать силовую установку, чтобы извлечь поршни вместе с кольцами.
Затем поршни замачиваются в керосине, после чего канавки прочищаются обломком кольца или специальным шпателем. В некоторых случаях, когда отложения очень плотные, их удаляют при помощи резцов на токарном станке.
В целом механическую очистку канавок поршней уже можно считать капитальным ремонтом мотора, поскольку придется менять кольца, и протачивать цилиндры (если на них имеются задиры и царапины).
Напоследок отметим, что раскоксовка мотора при помощи чистящих средств не сможет помогать постоянно. Ведь мотор будет постепенно изнашиваться, а значит, и количество нагара будет расти. В конечном итоге это приведет к надобности в капитальном ремонте.
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Материалы: http://avtomotoprof.ru/obsluzhivanie-i-uhod-za-avtomobilem/raskoksovka-porshnevyih-kolets-dlya-chego-kak-i-chem/
3 ≫
-
Со временем автомобиль начинает постепенно терять мощность, будь это отечественный или иномарка.
Причин для этого довольно много, одной из них является залегание поршневых колец.
Как определить, что кольца закоксовались? Очень просто, для этого понадобится помощник и специальный прибор - компрессометр, его свободно можно купить в магазине.
Выкрутите все свечи из двигателя, обесточьте катушку зажигания, либо модуль зажигания и отключите бензонасос. Вставьте компрессометр в первый цилиндр двигателя и попросите товарища крутить двигатель стартером, сами в это время крепко держите прибор, если он имеет резьбу и вкручивается вместо свечи, то держать не нужно. Товарищ крутит двигатель стартером, до тех пор, пока стрелка на приборе не перестанет подниматься. Запишите показания прибора и проделайте аналогичную операцию на всех цилиндрах. Теперь сравните все показания, если есть разброс более единицы или компрессия везде слишком мала, то можно попытаться раскоксовать кольца.
Раскоксовка поршневых колец.
Есть много средств для раскоксовки двигателя, давайте рассмотрим наиболее популярные:
Раскоксовыватель двигателя LAVR.
Продаётся как отдельно, так и вместе с фирменной промывкой двигателя.
Лучше конечно купить полный набор, так как после раскоксовки нужно обязательно менять масло и промывать двигатель.
Итак, будем считать, что вы купили комплект - раскоксовыватель и промывка.
Выкручиваем свечи и выставляем все поршни на одном уровне, для этого поддомкратте одно из ведущих колёс, включите самую высокую передачу и поворотом колеса добейтесь, чтобы все поршни были на одном уровне, для измерений используйте деревянную палочку.
Опустите автомобиль и, следуя инструкции, влейте шприцом из комплекта необходимое количество жидкости в каждый цилиндр. Сразу же вкрутите свечи.
Теперь ждите примерно 1-2 часа, а ещё лучше оставить автомобиль в таком виде на ночь.
После, выкрутите свечи, накройте двигатель сверху тряпкой и прокрутите двигатель стартером примерно 5-7 секунд, для удаления оставшейся химии и размягчившихся отложений.
Вкручивайте свечи, заливайте промывку в двигатель и согласно инструкции дайте поработать двигателю на холостом ходу, обычно достаточно 5-10 минут.
После этого слейте масло, замените масляный фильтр и залейте свежее масло. После раскоксовки необходимо проехать как минимум 50-100 км и измерить повторно компрессию, если она поднялась и выровнялась по всем цилиндрам - вы добились того, чего хотели.
Если этого не произошло, придется менять кольца.
Очень не плохое средство есть в линейке Wynn"s.
Способ применения отличается от описанного выше. Ничего разбирать не нужно. Прочтите внимательно инструкцию и чётко следуйте указаниям.
Баночку с раскоксовкой нужно подвесить к капоту и соединить специальной трубочкой из комплекта с впускным коллектором. Запускаете двигатель и откройте клапан на трубочке, жидкость начнет поступать в цилиндры через впускной коллектор. После такой раскоксовки, также нужно обязательно заменить масло и фильтр.
Есть ещё один, так сказать, народный способ.
Как бы это не показалось вам смешно, но двигатель можно раскоксовать водой!
Для этого нам понадобится пустая пятилитровая бутылка, медицинская капельница, вода, и пара таблеток перекиси водорода (гидроперит). Подвесьте бутылку под капотом вверх ногами, предварительно прорезав в донышке отверстие для заливки воды.
В крышку вставьте капельницу, закройте клапан на системе. Налейте в бутылку примерно 4 литра воды, киньте туда две таблетки гидроперита и размешайте. Другой конец капельницы оденьте на впускной коллектор вместо какой-нибудь вакуумной трубки. Заведите двигатель и потихоньку начинайте открывать клапан на системе. Вам нужно добиться максимального пара из выхлопной трубы, но чтобы двигатель при этом не глох. Рукой немного приоткрывайте дроссельную заслонку.
Таким способом выработайте всю воду из ёмкости.
Смешно, но это очень действенное и безопасное средство. Масло после раскоксовки тоже лучше сменить.
Если же вы не уверены в своих силах или у вас дорогая иномарка, например Infinity или Nissan, которую страшно подвергать таким пыткам. В таком случае обслуживание вашего ниссана лучше доверить в профессиональные руки. Заодно провести и другую диагностику.
Материалы: http://www.ladatuning.net/sovety-po-remontu/448-raskoksovka-porshnevykh-kolets