Особенности конструкции системы охлаждения двигателя Лада Калина, Раздел 4

1 ≫

Руководство по эксплуатации, техническому

обслуживанию и ремонту Лада Калина ВАЗ 1118

Особенности конструкции системы охлаждения двигателя на автомобиле Лада Калина / Lada Kalina (ВАЗ 1118)

Систему охлаждения заполняют охлаждающей жидкостью на основе этиленгликоля (антифризом, тосолом), не замерзающей при температуре окружающей среды до -40 °С.

Водяной насос 10 (рис. 4.8) центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости в системе охлаждения, установлен на передней плоскости блока цилиндров и приводится во вращение зубчатым ремнем привода распределительного вала. В водяном насосе установлены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки. Водяной насос ремонту не подлежит, при отказе (течь охлаждающей жидкости или повреждение подшипников) его заменяют в сборе.

Термостат 5 с твердым термочувствительным наполнителем поддерживает нормальную рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает время прогрева двигателя на автомобиле Лада Калина. Термостат имеет основной и дополнительный (перепускной) клапаны. При температуре охлаждающей жидкости до (85±2) °С термостат полностью закрыт и жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор, что

Электровентилятор охлаждения двигателя 9 (рис. 4.9) с пластмассовой шестилопастной крыльчаткой обеспечивает продувку радиатора воздухом при небольших скоростях движения автомобиля в основном в городских условиях или на горных дорогах, когда встречный поток воздуха недостаточен для охлаждения радиатора.

Для повышения эффективности работы электровентилятор охлаждения двигателя установлен в кожухе 7 и прикреплен к нему в трех точках через резиновые подушки. Кожух, в свою очередь, прикреплен к радиатору 3 в четырех точках.

Управляет электровентилятором охлаждения блок управления двигателем, получающий информацию о температуре охлаждающей жидкости от датчика 6 (см. рис. 4.8), расположенного в гнезде термостата 5.

Радиатор 3 (см. рис. 4.9) трубчато-пластинчатый, алюминиевый, с пластмассовыми бачками, двухходовой, с перегородкой в левом бачке. В нижней части правого бачка находится сливная пробка 5. В бачках радиатора выполнены подводящий и отводящий патрубки шлангов

Расширительный бачок 12 служит для компенсации изменяющегося объема охлаждающей жидкости в зависимости от ее температуры. Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы. На стенках расширительного бачка нанесены метки «МАХ» и «MIN» для контроля уровня охлаждающей жидкости, сверху расположена наливная горловина, герметично закрытая пластмассовой пробкой 1 с двумя клапанами внутри нее (впускным и выпускным), собранными в едином блоке. Выпускной клапан открывается при давлении 110 кПа (1,1 кгс/см.кв.), обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости и предупреждая интенсивное парообразование. При охлаждении жидкости объем охлаждающей жидкости уменьшается и в системе охлаждения двигателя создается разрежение. Впускной клапан в пробке расширительного бачка открывается при разрежении около 3 кПа (0,03 кгс/см.кв.) и впускной клапан в пробке пропускает воздух в расширительный бачок.

В систему охлаждения двигателя с помощью шлангов включен радиатор отопителя салона.

Рис. 4.8. Система охлаждения двигателя Лада Калина ВАЗ 1118:

1 - расширительный бачок; 2 - пробка расширительного бачка; 3 - радиатор системы охлаждения двигателя; 4 - подводящий шланг радиатора; 5 - термостат; 6 - датчик температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателем; 7 - прокладка термостата; 8 - головка блока цилиндров; 9 - прокладка водяного насоса; 10 - водяной насос; 11 - прокладка подводящей трубы; 12 - подводящая труба водяного насоса; 13 - шланг от термостата к подводящей трубе водяного насоса; 14 - отводящий шланг радиатора в сборе

Рис. 4.9. Радиатор с электровентилятором и расширительный бачок Лада Калина ВАЗ 1118:

1 - пробка расширительного бачка; 2 - пароотводящий шланг; 3 - радиатор; 4 - подушка опоры радиатора; 5 - уплотнительное кольцо сливной пробки; 6 - сливная пробка; 7 - кожух электровентилятора; 8 - гайка; 9 - электровентилятор; 10 - разъем жгута проводов электровентилятора; 11 - болт; 12 - расширительный бачок

Материалы: http://car-exotic.com/lada-kalina/vaz-1118-car-engine-31.html

2 ≫

Система охлаждения «Лада Калина» - это одна из главнейших систем автомобиля. В силу своей важности СОД не должна иметь неисправностей в работе. Если завоздушивается система охлаждения, «Калина» попросту перегреется, а это очень существенный фактор, влияющий на работу и функциональность двигателя внутреннего сгорания в целом. Однако не будем заранее раскрывать тему – обо всех подробностях, неисправностях и способах усовершенствования СОД мы расскажем в ходе нашей сегодняшней статьи.

Практически на всех автомобилях семейства ВАЗ, в том числе и на легковых машинах модели «Калина», система охлаждения имеет одинаковую конструкцию и принцип работы. СОД на ВАЗ 2117 относится к системам жидкостного охлаждения закрытого типа. Это значит, что тепловая энергия от нагретых частей мотора отводится потоком ОЖ, то есть охлаждающей жидкости (тосола).

  1. Радиатор охлаждения ДВС. Данный агрегат предназначается для снижения температуры нагретого тосола при помощи холодного потока воздуха.
  2. Вентилятор радиатора. Эта деталь выполняет функцию повышения интенсивности охлаждения ОЖ () в системе.
  3. Радиатор отопителя. Это, по сути, источник теплого воздуха для салона автомобиля.
  4. Расширительный бак. Поскольку охлаждающая жидкость имеет свойство расширяться и сужаться при постоянном колебании температур, данная емкость служит для компенсации объема тосола в системе.
  5. Центробежный насос или же «помпа». Этот элемент осуществляет принудительную циркуляцию ОЖ по каналам системы автомобиля.
  6. Термостат. Эта маленькая, на первый взгляд примитивная деталь, выполняет очень важную функцию: регулирует нужное количество тосола, проходящего через радиатор охлаждения двигателя. Благодаря термостату обеспечивается наиболее оптимальный температурный режим в системе.
  7. Датчик температуры ОЖ. Это один из элементов управления СОД.

Схема системы охлаждения двигателя («Калина 2117») показана на фото ниже:

Алгоритм работы данной системы заключается в тесном взаимодействии различных датчиков, деталей и элементов, в том числе устройств, измеряющих температуру масла, наружную температуру и многие другие факторы. Учитывая все эти моменты, на ВАЗ "Калина" система охлаждения автоматически задает оптимальные условия включения и время работы всех конструктивных элементов, тем самым обеспечивая эффективное охлаждение двигателя.

Также необходимо отметить, что в зависимости от температуры, жидкость может проходить по малому или большому кругу. В первом случае тосол проходит все каналы системы, минуя при этом радиатор. Термостат во время такой циркуляции находится в закрытом положении. Когда температура двигателя возрастает, данная деталь постепенно открывается, и тосол начинает «пробегать» большой круг, попадая в радиатор. Последний охлаждается путем встречного потока воздуха, а если СОД будет этого недостаточно, она подаст сигнал на вентилятор, который будет принудительно направлять холодный воздух на соты.

После охлаждения ОЖ поступает обратно на малый круг. Далее в зависимости от температуры двигателя система автоматически циркулирует тосол либо по большому, либо по малому кругу, поддерживая оптимальную рабочую температуру ДВС (95-105 градусов Цельсия).

Как мы отметили ранее, СОД играет важную роль в эксплуатации автомобиля. Если данная система охлаждения будет работать неправильно, то двигатель будет часто перегреваться, а печка перестанет подавать теплый поток воздуха. Таким образом, при неисправной СОД ресурс двигателя и многих других уязвимых элементов в моторном отсеке существенно снижается.

Как устроена в автомобиле ВАЗ 2117 «Калина» система охлаждения, мы уже выяснили, теперь поговорим более подробно о том, как выяснить возможные ее неисправности.

Отметим, что если вы сомневаетесь в исправной работе охлаждающей системы, не обязательно гнать машину на СТО и заказывать диагностику – можно выяснить причины и самостоятельно.

Первым делом нужно проверить уровень тосола в системе. Для этого открываем капот и смотрим на расширительный бачок. В идеале он должен быть заполнен на ½ от общего объема. При необходимости долейте охлаждающую жидкость до этого уровня.

Если вы обнаружили утечку тосола, тогда осмотрите подкапотное пространство автомобиля – возможно, здесь имеются подтеки.

  1. Старые хомуты на патрубках.
  2. Старый радиатор отопления либо пробитый радиатор охлаждения. В первом случае ситуацию спасет лишь полная замена устройства, а вот во втором - вполне можно обойтись ремонтом (запаять пробоины).

На следующем этапе необходимо проверить циркуляцию ОЖ в системе охлаждения двигателя. Для этого откройте крышку расширительного бака и посмотрите, как в него поступает струя тосола. Если результат оказался неудовлетворительным, нужно либо поменять помпу, либо прочистить систему СОД (это можно сделать при помощи специальных средств для промывки).

  • Термостат. Проверить его работоспособность очень просто: на прогретом двигателе потрогайте рукой нижний и верхний патрубок радиатора. Если последний оказался холодным, а нижний еле теплым, то, вероятнее всего, термостат заклинило, и тосол циркулирует лишь по малому кругу. В таком случае решением проблемы будет установка нового устройства в автомобиль.
  • Забитые соты радиатора. Тоже одна из частых причин, вызывающих неисправности в работе системы охлаждения. Особенно часто она возникает в конце мая - начале июня, года по улице летает назойливый тополиный пух. Решение проблемы – чистка внешней части радиатора. Нередко эта работа вызывает трудности у автолюбителей, однако других способов решения забитых сот пока что не изобрели. Поэтому все чистится вручную.
  • Неисправный вентилятор. Если вы заметили, что при повышении уровня нагрева ОЖ данная деталь не включается, следует проверить температурный датчик, проводку и реле.
  • Воздух в системе охлаждения. «Калина», как и любой другой автомобиль, не застрахована от воздушной пробки внутри СОД. И если во всех предыдущих случаях проблема решалась очень быстро или, по крайней мере, понятно, то здесь у автолюбителей часто возникают проблемы. Поэтому, чтобы разъяснить картину в полной мере, ниже мы рассмотрим, как устраняются подобные поломки.

Как видите, неисправности системы охлаждения «Калина» может иметь довольно разные. Но в любом случае перегрев – это не самый лучший фактор для двигателя.

Первым делом нужно открыть крышку расширительного бака. Далее заведите мотор и, периодически нажимая на педаль газа, прогревайте двигатель до тех пор, пока датчик температуры не возрастет до красной шкалы. После включения вентилятора еще немного «подгазуйте» и выключите зажигание. Если воздушную пробку таким способом устранить не удалось, придется перейти к более радикальным мерам.

Как это выполняется? Сначала снимается пластмассовый экран двигателя (он демонтируется простым движением вверх). Далее при помощи отвертки отпускается хомут, а на штуцере подогрева дроссельного узла снимается одна из двух трубок. Затем выкручивается крышка расширительного бака. Горловина емкости накрывается чистой тряпкой. Далее нужно дуть в расширительный бак до тех пор, пока из снятой трубки не выльется охлаждающая жидкость. Если пробить емкость не удалось, закройте крышку и поставьте обратно трубку дроссельного узла. Далее необходимо снова прогреть мотор и выключить зажигание. После этого, не снимая крышки с бака, снова извлеките трубку подогрева и дождитесь, пока из нее под давлением не потечет тосол.

Поскольку данная жидкость весьма токсична и представляет определенную опасность для человека, специалисты рекомендуют производить слив ОЖ с предельной осторожностью. Не забывайте и о технике безопасности: как минимум у вас должна иметься пара резиновых перчаток. Следите также за температурой трубок, слив охлаждающей жидкости необходимо производить только при остывшем двигателе.

Теперь наденьте трубку на штуцер и затяните хомуты. На данном этапе воздух в системе охлаждения («Калина», ВАЗ) успешно удален. Как видите, устранить неполадки в СОД можно без привлечения специалистов.

В будущем, чтобы не допустить подобные неисправности системы охлаждения, «Лада Калина» должна регулярно диагностироваться на плотность всех хомутов и соединений в системе.

На данный момент существует несколько способов усовершенствования СОД:

  1. Переделка системы охлаждения. «Калина» в таком случае укомплектовывается новым 6-дырочным термостатом. Это действие сделает поддержание температуры тосола в системе более стабильным, а также нормализирует роботу обогревающих элементов салона.
  2. Чтобы уменьшить неисправности системы охлаждения, "Лада Калина" снабжается фильтром ОЖ.
  3. Установка краника печки.
  4. Дополнительная помпа в системе охлаждения двигателя. Она не только не позволит вам замерзнуть в зимние холода в автомобиле, но и заставит быстрее циркулировать тосол по каналам, что значительно снизит риск перегрева ДВС.

Итак, мы выяснили, как устроена в ВАЗ «Калина» система охлаждения, какие неисправности с ней могут возникнуть и как эти проблемы устранить.

Материалы: http://fb.ru/article/139510/kalina-sistema-ohlajdeniya-neispravnosti-i-usovershenstvovaniya

3 ≫

When the engine cools down popodaet parootvodyaschi air through a hose from the surge drum, this happens mainly when zimoy.I zavodish in the stove boiling radiator air and bad pechka.Burlenie warm on the stove a little bit on this podnadaelo decided to get rid of it by means of hydraulic lock on parotvodyaschy hose. If in doubt you can read more here www.lkforum.ru/showpost.p…?p=1158931&postcount=1455 bah www.lkforum.ru/showpost.php?p=1256887&postcount=2

I took a bolt snapped the threaded part as I have, it is not drilled on the side and through the drilled.

We brew it with tubes (nerzhoveyka), one long one short tube.

In her twisted nut and colored species.))

Now expansion bachёk: cut mokushku parootvodyaschi which connects a hose from the radiator.

Drilling is not what it is not necessary, threaded M12 * 1,75 tap.

And twists the water seal to keep out pulls fumku.

Now, instead of air is sucked through a long tube antifreeze and air is not popodaet in the cooling system.

--Slivaem Old antifreeze:

Unscrew the plug on the radiator in the lower right corner, and then open the lid of the expansion barrel, there is still unscrew the plug on the engine block, remove the upper radiator hose cabin stove and there when the wind blows to drive the remaining liquid with heating cooler.

Screw the cap on the radiator and nachel pour distilled water for washing in the engine block when the water is gone from the hose stove put it into place and pulled .Zapuskaem engine to work for some time to open a large circle and drove distilled water in the system (wash) then all merged .

--Zalivaem New antifreeze:

Filled antifreeze in the same sequence as the distilled water .Ves air is forced to put the car on a hill in front and left side of the machine should be higher, and podgazovyvaem until you reach a large circle is somewhere 102-105 * C. This is the temperature when the thermostat is fully open antifreeze begins tserkulirovat through the radiator and the expansion bachёk.

See all smudges, if there is eliminate (tightens the clamps).

water seal tube should not be long, should be up to a maximum of otmetmi expansion barrel, well that is in pogruzhatsya coolant 5-10 millimeters, if it is long the system can not vydovit air through it.

I can not promise that it will work for everyone, but if everything is correct to create one that will work, I tserkuliruet through the water seal when opening large krug.Ya happy as an elephant, a stove warms on otpad.Spasibo who visited this page.

Mileage 58000 km

Comments 29

Калина 1,6 8кл с гбо мучился пока не переделал систему охлаждения, Врезал на выходе печки тройник с десятки и туда подсоединил выход расширительного бачка, Обогрев инжектора завел на газовый редуктор, трубку идущую с радиатора на расш, бачек завел на обогрев инжектора, Трубку с расширительного бачка заглушил Работает нормально,

Ну дак что булькать то перестало? или так же все?

Всё перестало, дождёмся зимы в основном зимой булькает.

уже зима, расскажите нам) и скажите примерные размеры всего, длинна шпильки, длинна трубок и диаметры

Не уверен что система работает, я переделал подругому, поставил кран маевского.

куда вы его поставили?

Где тонки шланг, раньше он шол на обогрев дроселя.

Здравствуйте, сделал гидрозатвор в точности по Вашей схеме вроде тоже не заметил эффективности единственное что теперь добавилось журчание на холодной машине, вы пишите что поставили кран маевского, подскажите какой вы поставили, и если Вам не сложно не могли бы вы показать, пожалуйста, как вы установили или схему всей установки. И еще помог Вам кран маевского? нет у Вас потери ОЖ после установки крана маевского?

Время будит сфоткаю выложу.

а в чём фишка данной доработки?

Когда двигатель остывает засасывает в себя воздух через пароотводящи шланг с расширительного бочка, это происходит в основном зимой.И когда заводиш в радиаторе печки бурлит воздух и плохо греет печка.Теперь вместо воздуха засасывается антифриз через длинную трубку и воздух не поподает в систему охлаждения

да не за что, рад помочь.

в классике, всё проще. можно даже без расширительного бачка )))

вроде там же и на радиаторе тоже крышка есть если не ошибаюсь .

на радиаторе и сливная и заливная. крышка на заливной с клапаном при избыточном давлении ож уходит в расширительный

у меня была классика я просто редко изредко открывал крышку радиатора и выпускал воздух, как только чють чють начинала капать ОХ я закрывал.

По моему проще и эстетичнее.

  • Editing history

у меня есть подозрения что через резьбу поподает воздух снутри так как там создаётся давление.

Подсасывать не будет т.к. резьба мелкая шаг 1мм, при этом метчиком не нарезал а после сверления сразу закрутил болт.

Получается резьбу в мягком пластике нарезал болтом, получилось очень плотно + для верности под головку болта поставил резиновое кольцо.

Давление в системе СОД небольшое 1-1.2кг/см

Материалы: http://www.drive2.com/l/4065874/


Back to top