Тахографы: учёт и контроль

1 ≫

Когда необходим контроль

Уже на заре автомобильной эры люди осознали, что железный конь не простое средство передвижения. Кроме навыка управления этим, новым тогда видом транспорта, от водителя потребовалась определённая дисциплина и контроль основных функций машины, а также собственного режима труда и отдыха.

Прошло более ста лет, автомобилестроение получило грандиозное развитие. Значительно повысились и требования к водителю: его физическому и психологическому состоянию в момент управления автомобилем, которые влияют на безопасность движения. Сегодня контроль времени труда водителя помогает обеспечить современный прибор — тахограф.

История тахографа

Рациональные европейцы уже в начале XX века выстраивали цивилизованный бизнес грузоперевозок с помощью новейших достижений техники. Первым тахографом можно назвать «самописец Джонса», который выпустила английская компания Markt & Co. London Ltd в 1911 году. Этот прибор регистрировал пройденный автомобилем путь в течение суток и действовал на основе часового механизма.

Со временем изобретатели совершенствовали самописец. В 1920-е годы в Германии был разработан механизм, графически выстраивавший линию движения авто. А на рубеже 30–40-ых годов собственники транспортных средств научились использовать тахографы для контроля расхода автомобильного топлива. Сегодня тахограф не дополнение, а обязательное устройство в автомобилях, которые совершают длительные поездки.

Тахограф: право или обязанность?

Тахографы получили распространение в России в середине 1990-ых годов, а массово стали устанавливаться на транспорт с 16 июля 2010 года, после присоединения нашей страны к «Европейскому соглашению, касающемуся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки». (PDF)

Постепенно законодательная база применения контрольных устройств расширялась и с 1 января 2013 года установка тахографа на автомобили классов М2, М3 (микроавтобусы и автобусы максимальной массой более 5 тонн и имеющие, помимо места водителя, более 8 пассажирских мест) и N2, N3 (транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонн) уже не право перевозчика, а обязанность. Неисполнение требований закона закономерно влечет за собой неотвратимость наказания.

Кодексом административных правонарушений России за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений (ст. 19.19) предусмотрены штрафы для должностных лиц от 20 000 рублей до 50 000 рублей, для юридических лиц от 50 000 рублей до 100 000 рублей.

С 1 апреля 2013 года ответственность несет и лично водитель. За управление автомобилем без контрольного устройства или с выключенным тахографом, он рискует получить штраф до 2 500 тысяч рублей. Если же им нарушены установленные режимы труда и отдыха водитель должен будет готов выложить от 500 до 1 000 рублей. И это не предельные суммы. Уже сегодня на рассмотрении законодателей находится проект Федерального закона, вдвое увеличивающего размер штрафов за это правонарушение. Специалисты предупреждают, что штрафы будут продолжать расти: после подписания документов о присоединении к ВТО, Россия должна будет увеличить штрафы до международного эквивалента — 4 000 евро и 1 500 евро соответственно.

Размер штрафов и элементарная математика убедительно доказывают — тахограф установить дешевле.

При этом стоит помнить, что соответствующие международным стандартам тахографы унифицированы, внесены в общеевропейский реестр и имеют сертификат типа средств измерений в виде буквы «е» и номера, определенного Европейским соглашением для каждой страны. Отсутствие на приборе маркировки такого типа не допускает его использование в качестве тахографа.

Таким образом, наличие тахографа на транспортном средстве, прежде всего, требование действующего российского законодательства. Однако каждый владелец автомобиля, оснащённого тахографом, по достоинству оценит функциональные преимущества этого устройства.

Функционал

Тахограф, вне зависимости от воли водителя фиксирует скорость транспортного средства и пройденный относительно определённого временного периода путь. Эта информация служит для точного учёта рабочего времени и обеспечивает объективный контроль длительных простоев транспорта по инициативе водителя, что позволяет владельцам автотранспортных предприятий иметь полную картину по функционированию служебного автопарка и более эффективно выстраивать свой бизнес.

Но основной задачей тахографа остается контроль работы водителя: фиксация времени проведенного в движении за рулем, длительности остановок для отдыха, что позволяет оградить водителя от переутомления и притупления внимания на дороге.

Так как тахограф является элементом, обеспечивающим безопасность на дороге, он подлежит обязательной сертификации и ежегодной метрологической поверке.

Принцип работы тахографа основан на обработке электрических импульсов от датчика скорости на коробке передач, таким образом фиксируется время, проведенное транспортным средством в движении и простое.

Существует 2 типа тахографов, отличающиеся способом записи информации и степени её защищённости:

Пример аналогового тахографа

Установка аналоговых тахографов, в том числе замена одного аналогового устройства другим, запрещена с 16 июня 2010 года.

Исключение законодатели сделали для машин, эксплуатирующихся исключительно на территории России легче 15 тонн и имеющих менее 20 посадочных мест. На такие автомобили до 25 мая 2013 года продлен сертификат соответствия на устройство VDO 1318.

Наиболее популярные в настоящее время, зарекомендовавшие себя на рынке тахографы — это цифровые устройства австрийского производства EFAS-4, германский Siemens VDO DTCO 1381, а также ШТРИХ-ТахоRUS, выпускающийся в России.

Пример цифрового тахографа

Тахографы производятся двух типоразмеров: круглые, устанавливаемые в гнездо спидометра, и радиоформата, устанавливаемые в гнездо автомагнитолы.

Вместо надписей на национальном либо иностранном языке для обозначения параметров в приборах используются графические изображения — пиктограммы.

Выдаваемый тахографом документ является объективным, формируется автоматически и защищён от фальсификаций. Показания тахографа являются юридически значимыми и признаются в качестве доказательств в суде или в разбирательствах при транспортном контроле на дорогах.

Прибор работает при низких температурах (до минус 40 градусов), виброустойчив и ударопрочен. Может устанавливаться на все типы транспортных средств.

При выборе тахографа стоит учитывать, что австрийское и германское устройства могут работать на международных перевозках, так как имеют соответствующие сертификаты. Российский Штрих сертифицирован только для поездок внутри нашей страны.

Необходимо добавить, что современные цифровые тахографы, в отличие от морально устаревающих аналоговых, защищены от несанкционированного изменения записанных в них данных. Вся информация фиксируется на встроенной карте тахографа. Часть информации дублируется на индивидуальной карте водителя.

Сегодня на рынке автомобильной техники появились предложения устройств, которые совмещают в себе функции тахографа и навигационного терминала на базе ГЛОНАСС/GPS. Использование таких приборов вызывает сомнение: так как требования к каждой системе мониторинга законодательно закреплены, при выборе такого устройства стоит обратить пристальное внимание на соответствие их сертификатов и лицензий действующему законодательству.

При наличии дополнительного прибора, отслеживающего движение по системе ГЛОНАСС (типа АвтоГРАФ), уровень контроля и защита от несанкционированного вмешательства водителя, путем перекрестной проверки некоторых данных, существенно повышается.

И все же главной задачей тахографа остается обеспечение безопасности.

Нарушение режима работы водителями — уснул за рулем, отвлекся и т.п. — стоит в начале списка причин ДТП с участием грузовиков и автобусов. При этом повышение дорожной безопасности после внедрения тахографов доказано в Европейских странах. Смертность при ДТП там втрое ниже, чем в нашей стране, при том, что плотность населения, а соответственно и плотность автомобилизации выше в 4–5 раз.

Cистема мониторинга «АвтоГРАФ-GSM»

Простота. Надежность. Многофункциональность.

АвтоГРАФ-Mobile

мобильные приложения для iOS и Android

О компании
Готовые решения для бизнеса
Оборудование
Статьи и материалы
Скачать

© 2011 Proffit Consulting. Системы спутникового слежения и контроля топлива

По России: 8 800 333-24-74 (звонок бесплатный)

Головной офис: 8 (8552) 32-24-74 (Набережные Челны)

Материалы: http://www.proffit2000.ru/info/23-articles/113-tachograph-article

2 ≫

Пожалуй, каждому из нас известно, что не достаточно просто установить на транспортное средство тахограф для его правильной эксплуатации. Перед тем, как вы отправитесь на дорогу, имея в своем транспортном средстве тахограф, нужно знать, каким должно быть его обслуживание, а также каким образом из него правильно добывать информацию. Также любому водителю должно быть известно, каким образом использовать изделие, наравне с профессионалами.

Сейчас в системе тахографии России существует ответственность для обладателей транспортных средств и водителей, которые могут неправильно пользоваться прибором. ГИБДД относятся именно к таким органам, которые имеют возможность осуществлять контроль системы тамографии на территории России. Также на это имеется право у Трудовой инспекции и Транспортной инспекции. Во время проверки автомобиля в большинстве случаев инспекторы особенное внимание уделяют наличию в транспортном средстве тахографа, который должен быть оборудован прибором согласно закону. При этом инспекторами осуществляется проверка, насколько исправно он работает, и соблюдаются ли все предписанные эксплуатационные правила. Если не соблюдены требования, которые регламентированы Федеральным законом 196 «О безопасности дорожного движения», может быть наказание по статье 11.23 КоАпА «Статья 11.23. Управление транспортным средствами или выпуск транспортного средства на линию для перевозки грузов или (и) пассажиров без технического средства контроля, нарушение человеком, который управляет транспортным средством для перевозки пассажиров или (и) грузов, режима отдыха и труда». Когда работники ДСП останавливают машину для того чтобы провести проверку тахографа, водителю следует понимать, какие при проверке от него могут потребоваться действия.

Если работник ДСП попросит, то водитель должен выдать ему распечатку от контрольного устройства. В этом документе должна быть показана информация касаемо рабочего момента, если скорость была превышена и остальные отчеты, которые будут согласованы с нормативами законодательных актов. У водителя непременно должна быть инструкция по применению тахогрофа, так как правила, содержащиеся в ней, он должен соблюдать. Также в наличии нужно иметь карту водителя, в которой будет предоставлена информация о рабочих режимах водителя. Согласно приказу Министерства №36 от 13 февраля 2013 года, определяет компоненты и тахограф, входящие в состав устройства.

Согласно закону, карта является обязательной составляющей устройства. «Приказ №36 Приложение №3 Пункт 9 Водители транспортных средств должны:

1) прежде чем начать движение транспортного средства (в начале рабочего дня, смены) вставить в левый слот тахографа карту водителя и ввести ПИН-код карты (в случае экипажа второй водитель вставляет карту водителя в слот расположенный в правой части тахогрофа и вводит ПИН-код собственной карты после того, как карта первого водителя пройдет идентификацию;

2) произвести ручной ввод по запросу тахогрофа данные о собственной деятельности с изучением названия места, в котором будет каждый день начинаться рабочий период, либо не обращать внимания на этот запрос (в случае если указанный запрос будет проигнорирован, то можно автоматически определить регистрацию устройства);

3) после того как рабочий день будет закончен (завершение рабочего дня, смены), необходимо достать карту водителя из слота, после запроса тахографа о завершении определенного рабочего периода и о вводе либо поддержании названия места, в котором был закончен определенный рабочий период;

4) по требованию сотрудников контрольных органов показывать доступ к тахографу и водительской карте, а также осуществлять их по необходимости вывода на печать информации в виде определенных распечаток;

5) производить вывод на печать данных;

6) не использовать карту водителя, имеющую повреждения и загрязнения;

7) не доставать во время движения транспортного средства карту водителя;

8) если карта водителя просрочена – использовать ее нельзя;

9) обеспечить работу тахографа в соответствии с настоящими Правилами применения тахогрофа, которые устанавливаются на транспортных средствах и начальством по использованию организации-изготовителя тахографа».

При условии, если по ряду причин водитель не имеет возможности показать распечатку, то инспектор имеет право расценить такой факт, как нарушение эксплуатационных правил, в результате чего водитель может получить взыскание, предусмотренное частью 1 статьи 11.23 КоАП. Размер такого штрафа может составлять от 1 до 3 тысяч рублей. Также наказание распространяется на владельца транспортного средства либо механика, которые разрешили выпуск автомобиля имеющего неисправный тахограф. Механик либо владелец транспортного средства должны провести водителю инструктаж, чтобы тот имел всю информацию касаемо правил использования прибора. Приказ Минтранса №36 включает в себя все требуемые инструкции и правила по этому вопросу. Если говорить про случаи, когда нет карты водителя, в которой находится информация про регистрацию режимов отдыха и работы, то такое нарушение попадает под ту самую часть статьи 11.23, но тут уже идет речь не про тахограф, который не отвечает ряду требований. Так как карта является составной частью устройства, то отсутствие ее свидетельствует о не рабочем состоянии устройства, что уже является нарушением. Каждый из таких моментов является подтверждением правильности работы тахографа, а работники ДПС имеют право осуществить проверку наличия водительской карты и осуществить распечатку информации из тахогрофа не только по техническому надзору, но разбирательстве обстоятельств аварий на дорогах, рассмотрении случаев по страховке и остальных спорных моментов.

Большинство людей может задать справедливый вопрос касаемо того, где можно прочесть все нормы рабочего времени, и к чему приведет их несоблюдение. Безусловно, в число таких документов входит Приказ от 20 августа 2004 года, №15 «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей транспортных средств», который содержит данные про все нормы рабочего времени, выполнять которые нужно обязательно.

За нарушение режимов отдыха и труда водитель может получить штрафы, по своей совокупности которые могут составлять несколько сотен тысяч рублей. Чаще всего такого рода нарушения становятся видны во время проведения плановых проверок транспортного предприятия либо во время проведения проверок, основанных на словах работников. У трудового инспектора есть право показать ему данные, без которых нельзя провести анализ нарушения. Обычно эти данные находятся в карте водителя.

Также крайне важным становится вопрос касаемо сопроводительных документов тахографа. Необходимо знать, что то оборудование, которое устанавливалось на ваше транспортное средство, имеет специальный сертификат и соответствует закону. Действие требований 184 ФЗ «О техническом регулировании» и 102 ФЗ «Об обеспечении единства измерений» касается тахографов согласно ТР ТС 018/2011.

Первый – это Сертификат Соответствия Техническому регламенту Таможенного Союза. Для приборов он является не обязательным, если у них имеется соответствие ЕСТР, так как их соответствие находится в номере самого сертификата ЕСТР.

Второй – Сертификат соответствия требованиям на совместимость электромагнитную компонентов транспортных средств. И последнее, после осуществления калибровки приборов, мастерская предоставляет определенный Сертификат о калибровке, в котором будут прописаны идентификационные данные касаемо мастера, мастерской, тахографа, автомобиля, прибора измерения с действующим сроком проверки, погрешностей измерения времени, скорости и пробега, значений измерений физических параметров.

Материалы: http://moncargo.ru/o-kompanii/novosti/14-pravitelstvo-rf-poruchilo-nadzornym-organam-proverit-perevozchikov

3 ≫

Контроль тахографа, представляющего собой контрольно-измерительный аппарат, необходим для проверки ряда показателей и параметров, относящихся к режиму работы и отдыха водителя, а также к условиям эксплуатации транспортного средства. В частности, это скорость движения, периоды работы и отдыха водителя, пробег автомобиля. Прибор, при правильном его использовании, способен предотвращать аварии, возникающие из-за превышения скорости либо усталости водителя, вышедшего в рейс.

Цифровой тахограф на сегодняшний день является средством измерения и относится к приборам государственного контроля. Тахографы выполняют регистрацию и учет данных о режиме труда водителя, которые влияют на его самочувствие и осталось. Контроль этих данных и предотвращение нарушений напрямую влияет на безопасность дорожного движения.

Контроль работы тахографов необходим для того, чтобы лицо управляющее автомобилем правильно его эксплуатировало. Перед отправкой транспорта в рейс с размещенным на борту тахографом водитель автомобиля должен:

  • Обладать знаниями о его обслуживании;
  • Знать нюансы процедуры считывания и передачи информации с карты и самого устройства;
  • Помнить основные моменты использования прибора;
  • Иметь под рукой расходные материалы.

Для водителей и владельцев транспорта в системе российской тахографии предусматривается ответственность за нарушение правил эксплуатации контрольного оборудования. Органами контроля, которым предписано законное проведение проверок на дорогах, являются Транспортная инспекция (РосТрансНадзор) и ГИБДД. Проверку на предприятии осуществляет Трудовая инспекция.

  1. Сотрудник ГИБДД или транспортной инспекции после остановки транспортного средства проводит проверку документов на автомобиль.
  2. По категории автомобиля инспектор определяет должен ли быть тахограф на Вашем ТС.
  3. Далее автоинспектор проверяет наличие тахографа и соответствие установленного устройства законодательным требованиям. Также осуществляется проверка наличия карты водителя и сверка её информации.
  4. Если у сотрудника ГИБДД или РосТрансНадзора есть подозрения на нарушения, то он может проверить распечатку с информацией из тахографа и с карты водителя. По распечатке автоинспектор сможет определить:
  • Соблюдали ли Вы скоростной режим;
  • Выполняли ли Вы требования Приказа №15 о режиме труда отдыха.
  1. Затем инспектор может провести осмотр состояния тахографа

Регламент проверки тахографа сотрудниками ГИБДД указан в Приказе МВД от 14 ноября 2016 г. N 727

68.4. Проверка оснащения транспортных средств тахографами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе:

  • Порядок оснащения транспортных средств тахографами;
  • соответствия тахографов установленным требованиям;
  • работоспособности установленных тахографов, своевременности их поверки и целостности нанесенных пломб;
  • наличия у водителей и должностных лиц карт для работы с тахографами (водительская карта и карта предприятия соответственно).

98. В рамках проверки технического состояния проводятся:

проверка документов, необходимых для участия в дорожном движении, а также на перевозку пассажиров и грузов, в том числе тяжеловесных, опасных и крупногабаритных (за исключением документов, подлежащих проверке при осуществлении федерального государственного транспортного надзора);

снятие информации с имеющегося тахографа;

Сроки проверки тахографов сотрудниками не определены государством и проводятся с некой периодичностью в течение каждого года. Во время проверок инспектор осматривает прибор, определяет имеющиеся нарушения в использовании, проверяет режим труда и отдыха водителей.

При обнаружении инспектором внешнего вмешательства в конструкцию тахографа, повреждения пломбы, шайбы либо самого устройства на владельца машины накладывается штраф в размере 1000-3000 рублей. Аналогичная сумма взыскания полагается при движении автомобиля без вставленной в слот тахографа карточки водителя – при отсутствии электронного ключа оборудование признается неисправным.

Сотрудник ГИБДД заполняет протокол, затем Вами осуществляется явка в ГИБДД для установления обстоятельств правонарушения и только после этого выносится постановление и выписывается штраф.

Нередко инспекторы ДПС ограничиваются проверкой наличия в кабине требуемого оборудования. Однако по нормативам это далеко не все разрешенные им действия. Немалую роль при проверке играет осмотр прибора включающий:

  • Проверку передней панели;
  • Калибровочной таблички;
  • Пломбы;
  • Наличия карты или шайбы.

С помощью карты контролера сотрудник ГИБДД или РосТрансНадзора может проверить:

  • Электронной подпись данных в тахографе и на карте водителя;
  • Информацию о дате, времени, типе проверки тахографа и карты;
  • Регистрационный номер транспортного средства;
  • Номер проверенной карты водителя и наименование организации, выдавшей карту.

При покупке контрольного прибора владелец машины должен проконтролировать место установки тахографа. Правильное расположение тахографа – по вытянутую руку от водителя, так как отображаемые сведения должны быть наглядными и не должны отвлекать от вождения. При необходимости может приобретаться специальный короб, размещаемый на панели, в который помещается тахограф.

Помимо тахографа, инспектором производится проверка карты водителя, которая представляет собой персональный электронный ключ, выдаваемый в единственном экземпляре. Чтобы получить его, водитель должен быть старше 18 лет при управлении грузового транспорта или старше 21 года при вождении автобуса, а также иметь категорию B/C/D/E. Инспектор проводит сличение данных, указанных на карточке и в водительском удостоверении.

При проверке калибровочной наклейки – таблички, выполняется сверка правильности ее заполнения. Сведения, которые должны располагаться там обязательно:

  • Данные ТС (VIN);
  • Наименование компании, осуществлявшей калибровку;
  • Дата ее проведения;
  • Расчетные коэффициенты;
  • Сведения о резине.

​Не менее важным этапом выступает инспектирование пломб на тахографе. Хотя инспектор проверяет только пломбу на передней панели, при установке тахографа подразумевает нанесение нескольких пломб:

  1. Пластилиновая пломба на передней части тахографа. На ней проставляется оттиск мастерской, устанавливающей устройство на автомобиль.
  2. На КПП пломба ставится на датчик скорости. Используется стальная нить, продеваемая сквозь основание трансмиссии, скрепляемая свинцовой пломбой, на которой проставляется клеймо мастерской. Наличие этого клейма проверяется при помощи телескопического зеркала.
  3. Пластилиновая пломба устанавливается в задней части тахографа. На ней проставляется оттиск мастера-калибровщика, а также пломба мастерской, устанавливающей устройство на автомобиль.
  4. Монтажная крышка спидометра также подвергается пломбированию, аналогичному процедурам при монтаже тахографа.
  5. Пломбируются провода
  6. Задняя крышка тахографа
  7. Крышка где установлен блок СКЗИ

Если у Вас остались вопросы, Вы можете позвонить по телефону 8 (812) 313-16-11 и Вас бесплатно проконсультируют по всем вопросам связанным с контролем тахографа.

Материалы: http://motusltd.ru/stati/kontrol-tahografa/


Back to top