Техническое обслуживание системы смазки двигателя

1 ≫

6.8. Техническое обслуживание системы смазки

Работа системы смазки может ухудшиться по следующим причинам:

а) насос недостаточно подает масла, потому что уровень масла в нижней части картера (поддоне) ниже предельно допустимого или засорен сетчатый маслоприемный фильтр;

б) снизилась вязкость масла вследствие перегрева или значительной примеси горючего;

в) неплотно соединены маслопроводы;

г) изношены подшипники;

д) неправильно отрегулирован редукционный клапан (мало давление пружины клапана);

е) засорены маслопроводы.

В случае, если манометр во время работы двигателя сразу перестал показывать давление масла, необходимо тотчас же остановить двигатель и выяснить, почему нет давления (возможно повреждены маслопроводы или выплавились подшипники).

Для проверки работы масляного насоса на автомобилях, в стандартное оборудование которых манометр не входит (например, ГАЗ-67Б и ГАЗ-ММ), нужно отвернуть на 2-3 оборота один из винтов в приливе картера двигателя, служащем масляным каналом; если насос работает исправно, то из зазоров масло потечет непрерывной струей.

Понижение уровня масла в картере может быть вызвано повреждением прокладки между верхней и нижней частями картера двигателя, сальников концевых подшипников коленчатого вала или самого поддона (трещины, вырывание спускной пробки при неосторожном переезде препятствий на дороге, вследствие чего масло вытекает полностью).

Масло, значительно разжиженное горючим, что можно определить по повышенной текучести масла, а также значительно загрязненное нагаром, нужно немедленно сменить. Одновременно необходимо выяснить причины разжижения масла и устранить неисправности.

Манометр показывает повышенное давление масла в следующих случаях: слишком загустело масло (холодный двигатель); засорился маслопровод; неправильно отрегулирован редукционный клапан (велико давление пружины клапана).

Для предотвращения возможных неисправностей системы смазки техническим обслуживанием предусмотрены следующие работы:

а) проверка уровня масла в картере и нет ли подтекания масла (при всех видах обслуживания автомобиля);

б) соблюдение правил запуска холодного двигателя;

в) проверка крепления и очистка от грязи фильтров и отстойников (при ТО-1, ТО-2 и ТО-3);

г) смена масла (согласно картам смазки - при ТО-1 или при ТО-2) и промывка системы смазки (при ТО-2).

Уровень масла определяют по глубине погружения в масло нижнего конца указателя уровня масла. Если масло доходит до верхней метки (П, "верхн.", 4/4) на стержне, то уровень нормальный; при понижении уровня масла относительно нижней метки (О, "нижн.") нормальная смазка двигателя нарушается. На указателях с тремя метками допустимым для движения считается, когда уровень масла находится между нижней и средней метками, но при этом нужно чаще проверять уровень масла.

Запуская двигатель (особенно холодный), нужно дать ему сначала поработать на небольших оборотах для прогрева. На очень холодном двигателе загустевшее масло поступает в недостаточном количестве, что может привести к выплавлению подшипников или задирам поршнями стенок цилиндров, а также к поломке соединений приводного вала насоса. Запустив двигатель, необходимо проверить давление масла по указателю манометра.

Зимой перед запуском двигателя надо подогреть нижнюю часть картера (поддон). Один из способов подогрева - подставить под поддон жаровню с углями, накрытую металлическим листом с отверстиями. При температуре воздуха -20° Ц рекомендуется по окончании работы выпускать из картера масло в чистую посуду, а перед запуском заливать масло, подогретое до 90-110°Ц. До кипения не доводить - ухудшаются смазочные свойства масла.

В тяжелых условиях работы в любое время года, а также при температуре окружающего воздуха выше 20° Ц необходимо включать масляный радиатор, чтобы дополнительно охладить масло и тем самым сохранить его нормальную вязкость.

Ежедневно необходимо очищать от грязи пластинчатые масляные фильтры (повернув рукоятку фильтра на 2-3 оборота).

Сменные фильтрующие элементы надо заменять в сроки, указанные в заводской инструкции по данному автомобилю (обычно при ТО-2), а при ежедневном обслуживании автомобиля выпускать грязь из отстойников масляных фильтров грубой и тонкой очистки, отвертывая для этого спускные пробки.

Фильтрующие свойства загрязненных элементов АСФО могут быть в значительной мере восстановлены. Для этого нужно тщательно промыть каждую пластину и прокладку в керосине и затем просушить.

В некоторых условиях может потребоваться чаще менять фильтрующий элемент или, наоборот, реже. Состояние фильтра можно определить одним из следующих способов:

1. Взять указателем уровня из картера прогретого двигателя каплю масла, нанести на белую фильтровальную бумагу и дать маслу впитаться в нее; если пятно будет желтым - элемент обладает фильтрующей способностью, если же станет бурым или темно-коричневым - элемент нужно немедленно заменить.

2. Начисто протертый указатель уровня масла опустить в картер прогретого двигателя и тотчас же вынуть; если масляная пленка, покрывающая нижний конец стержня, прозрачная и сквозь нее отчетливо видны метки - фильтрующий элемент не засорен, если же метки и риски видны неотчетливо - элемент необходимо заменить.

Однако судить о качестве масла с присадкой по его цвету невозможно, так как масла с некоторыми присадками при работе двигателя быстро темнеют, однако смазочные свойства их не ухудшаются.

Поэтому, чтобы не допустить ошибки, лучше менять масло в картере двигателя по истечении срока, установленного заводскими инструкциями, независимо от цвета масла и других внешних признаков (обычно через 2-3 тыс. км для двигателей, оборудованных фильтром тонкой очистки масла, и 1000 км для двигателей без фильтра).

Масло следует выпускать из картера двигателя теплым (после возвращения в парк или прогрева двигателя): теплое масло лучше стекает со стенок картера. При смене масла необходимо промывать в керосине и смачивать маслом сетчатый фильтр маслоналивного патрубка, промывать в керосине элементы фильтров грубой очистки и корпус фильтров.

Если выпускаемое масло сильно загрязнено, необходимо промыть систему (при ТО-2 обязательно), для чего: выпустив из картера двигателя старое масло, поставить на место спускную пробку; залить в картер свежее масло до уровня нижней метки на указателе; запустить двигатель и дать ему поработать на малых оборотах холостого хода 1-2 минуты; выпустить промывочное масло из картера и снова завернуть спускную пробку; залить в картер двигателя полную норму свежего масла, руководствуясь метками на указателе. Промывочное масло, так же как отработанное, нужно выпускать в чистую посуду и затем сливать в бочки для отправки на регенерацию (восстановление смазочных свойств масла).

Когда осматривается кривошипно-шатунный механизм (при ТО-3), снимается нижняя часть картера (поддон) и тщательно промывается поддон и сетчатый фильтр масляного насоса.

В новых или вышедших из капитального ремонта двигателях автомобилей первый раз следует сменить масло после пробега 500 км (при замене масла промыть систему чистым маслом), второй раз - после пробега 1000 км, а затем уже как обычно.

Большое значение для сохранности двигателя имеет качество применяемого масла. Точно определить качество масла можно только лабораторными испытаниями, но непригодность масла для заливки его в картер двигателя можно установить несложными испытаниями.

Чтобы определить относительную вязкость масла, нужно взять две стеклянные пробирки одинакового размера и наполнить одну испытуемым, а другую свежим маслом, вязкость которого известна. Заполненные пробирки закрыть пробками так, чтобы между пробкой и поверхностью масла находилось небольшое и одинаковое по величине количество воздуха. Одновременно перевернуть обе пробирки и следить за подъемом пузырьков воздуха; относительная вязкость масла больше в той пробирке, в которой пузырьки воздуха поднимаются медленнее.

Для того чтобы обнаружить механические примеси (песок, земля и т. п.), нужно оставить на сутки в пробирке смесь, составленную из равных частей масла и бензина; примеси осядут на дно стеклянной пробирки. Крупные частицы можно обнаружить на ощупь, растирая каплю масла между пальцами.

Признаки примеси кислот: потемнение отполированного куска меди, опущенного в сосуд с испытуемым маслом на двое-трое суток.

Признаком примеси воды служат появление пузырьков, пены и характерный треск при нагревании масла в чистой посуде до 100-110°Ц.

Получая для заливки в картер двигателя масло, нужно обращать внимание на чистоту как масла, так и разливочной посуды. Наливать масло в разливочную посуду следует тонкой струей; заметив в струе комки и сгустки или посторонние частицы, необходимо тотчас же прекратить разливку.

В картер двигателя нужно заливать масло через воронку с мелкой металлической сеткой.

Материалы: http://lib.algid.net/pdd/o1g06p08.php

2 ≫

Система смазывания двигателя должна обеспечивать бесперебойную подачу масла к трущимся поверхностям с целью снижения потерь мощности на трение, уменьшения износа деталей, защиты их от коррозии, отвода тепла и продуктов износа от трущихся поверхностей,

От исправного состояния системы смазывания, своевременного проведения ТО и устранения неисправностей в процессе эксплуатации автомобиля в значительной степени зависит надежность работы двигателя.

В процессе эксплуатации автомобиля необходимо периодически проверять уровень и состояние масла в картере двигателя, своевременно менять масло, очищать и промывать фильтры, менять фильтрующий элемент тонкой очистки, следить за давлением масла в системе смазывания и не допускать подтекания масла из фильтров, масляного радиатора, картера двигателя и соединений маслопроводов.

Низкий уровень масла в картере двигателя приводит к нарушению его подачи к трущимся поверхностям, к их перегреву и даже к выплавлению антифрикционного сплава вкладышей подшипников коленчатого вала.

При повышенном уровне масла появляется нагар на стенках головки цилиндров, днищах поршней и головках клапанов. Избыток масла приводит к утечке его через сальники и уплотнительные прокладки.

Причинами повышенного расхода масла могут быть: износ, пригорание или поломка поршневых колец, закоксование отверстий в кольцевых канавках поршня, износ канавок поршневых колец по высоте, износ цилиндров, образование на них царапин. Изношенные поршневые кольца, поршни и гильзы цилиндров следует заменить.

Повышенный расход масла может быть также от засорения клапана или трубки вентиляции картера двигателя.

Во время работы двигателя (вследствие нагрева и распыливания) масло в картере интенсивно окисляется, в результате чего образуются твердые (кокс) и мягкие (смолы) продукты окисления. Смолы, отлагаясь на горячих деталях картера, клапанной коробки и в маслопроводах, ухудшают условия подачи масла к трущимся частям. Образующиеся кислоты вызывают коррозию трущихся поверхностей и особенно сильно воздействуют на антифрикционный сплав тонкостенных вкладышей.

В результате неполного сгорания пары топлива в виде конденсата попадают из цилиндра в картер, разжижают масло, ухудшают его смазочные свойства — вязкость и липкость.

При заправке двигателя маслом необходимо соблюдать требуемую чистоту заправочного шланга с наконечником, заправочной посуды и маслозаливной горловины, так как в картер могут попадать механические примеси, которые увеличивают абразивный износ трущихся деталей двигателя.

Причинами понижения давления масла могут быть: снижение уровня масла в поддоне двигателя, повышение его температуры, загрязнение маслосборника, фильтрующего элемента фильтра грубой очистки или трубопроводов (масляных каналов), течь масла в соединениях, недостаточная производительность масляного насоса, неплотное прилегание редукционного клапана или износ подшипников коленчатого вала. Для устранения причин пониженного давления масла прежде всего надо убедиться в наличии необходимого количества масла в поддоне двигателя, исправности указателя давления масла и его датчика.

Исправность указателя давления масла проверяют заменой его контрольным прибором. Пониженная вязкость масла может быть вызвана попаданием топлива в цилиндры из-за неполного его сгорания. Повышенная температура масла (свыше 120 °С) возможна из-за неисправной системы охлаждения. Уменьшение вязкости масла в поддоне может быть связано с разжижением его топливом. Эта неисправность устраняется подтяжкой соединений сливной топливной магистрали у дизеля или устранением причин, вызывающих перебои в работе свечей зажигания, повышение уровня топлива в карбюраторе.

При обнаружении течи масла следует ее устранить подтяжкой штуцеров, пробок и креплений приборов системы смазывания.

При падении давления масла в системе смазывания двигателей на щитке приборов загорается сигнализатор аварийного давления масла. Загорание сигнализатора на средней и большей частотах вращения коленчатого вала двигателя указывает на наличие неисправности. При этом двигатель необходимо остановить и устранить неисправность.

При температуре воздуха более 15—20 °С необходимо включить масляный радиатор. Его также следует включать независимо от температуры окружающей среды при езде в тяжелых дорожных условиях с большой нагрузкой и малыми скоростями движения.

Масляные фильтры служат для очистки масла от механических примесей (частиц металла, нагара и пыли) с целью увеличения продолжительности его работы, а также уменьшения износа деталей двигателя.

При каждой смене масла в картере дизеля промыть систему смазывания в следующей последовательности: прогреть двигатель: – отвернуть сливную пробку поддона картера и слить отработавшее масло в подставленную емкость; – ввернуть сливную пробку и залить в двигатель промывочную смесь из равных частей дизельного топлива и масла; – пустить двигатель и дать ему проработать 5 мин с минимальной частотой вращения коленчатого вала; – остановить двигатель, отвернуть сливную пробку и слить промывочную смесь; – снять и промыть поддон картера, сетку маслозаборника насоса, сапун вентиляции картера; – промытые и чистые детали установить на место; – заменить фильтрующие элементы полнопоточного фильтра и промыть клапаны в последовательности, указанной выше; – залить свежее масло в двигатель до отметки “В” указателя уровня масла.

Работа системы смазывания определяет надежность и долговечность двигателя, в котором все основные трущиеся пары смазываются под давлением. В процессе работы двигателя качество картерного масла ухудшается, а количество его уменьшается в результате угара и потерь масла через неплотности в системе смазки.

Ухудшение качества масла во время работы двигателя происходит из-за разжижения его топливом, загрязнения механическими примесями и окисления, а также из-за срабатывания присадок, придающих маслу лучшие свойства.

Разжижение топливом смазки приводит к повышенному износу деталей двигателя. В картер двигателя топливо попадает при значительном износе цилиндропоршневой группы, неработающей свече или форсунке, разрыве диафрагмы топливного насоса. Попадание охлаждающей жидкости в систему смазывания возможно в результате нарушения герметичности прокладки головки цилиндров или уплотнительных колец гильз цилиндров.

Наличие воды в масле вызывает интенсивное изнашивание деталей двигателя. Устраняется потеря герметичности за счет замены уплотнительных колец или прокладок. При резком падении давления в системе смазывания (повреждение масляной магистрали или привода масляного насоса) двигатель необходимо остановить.

При ЕО проверяют осмотром герметичность системы смазывания и ее соединений. Контролируют уровень масла в картере двигателя масло-мерным щупом. При необходимости доливают масло до верхней метки. Контролируют давление масла в системе при пуске двигателя и в процессе работы автомобиля.

При ТО-1 проверяют крепления маслоприводов и приборов системы смазывания. При ослаблении креплений гайки и болты подтягивают. Отстой из фильтров сливают на прогретом двигателе.

При ТО-2 заменяют масло в картере двигателя. Масло сливают из нагретого двигателя. После слива отработавшего масла рекомендуется промыть систему с использованием специальной установки и промывочного масла. Промывать можно также маловязким веретенным маслом, смесью масла с дизельным топливом или промывочной жидкостью, состоящей из 90% уайт-спирита и 10% ацетона. Для этого в картер заливают промывочную жидкость в объеме, равном половине емкости системы смазывания, двигатель пускают и дают ему проработать 4— 5 мин на повышенной частоте вращения (800—1000 об/мин) холостого хода, затем промывочную жидкость сливают и заливают свежее масло.

Фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки заменяют при смене масла в двигателе. Перед сменой необходимо слить из корпуса фильтра отстой. Вынув фильтрующий элемент, промывают внутреннюю полость корпуса керосином и протирают его ветошью насухо. Фильтр грубой очистки снимают, тщательно промывают в керосине волосяной щеткой и продувают сжатым воздухом.

Разбирают и очищают центрифугу. Перед установкой кожуха проверяют, легко ли вращается центрифуга от руки. После окончательной сборки проверяют работу центрифуги по затуханию вращения (она должна остановиться через 2—3 мин после остановки двигателя).

При замене масла проверяют систему вентиляции картера, крепление ее деталей и отсутствие отложений в трубках и на клапанах.

Материалы: http://allrefrs.ru/2-28384.html

3 ≫

Система смазывания двигателя должна обеспечивать бесперебойную подачу масла к трущимся поверхностям с целью снижения потерь мощности на трение, уменьшения износа деталей, защиты их от коррозии, отвода тепла и продуктов износа от трущихся поверхностей,

От исправного состояния системы смазывания, своевременного проведения ТО и устранения неисправностей в процессе эксплуатации автомобиля в значительной степени зависит надежность работы двигателя.

В процессе эксплуатации автомобиля необходимо периодически проверять уровень и состояние масла в картере двигателя, своевременно менять масло, очищать и промывать фильтры, менять фильтрующий элемент тонкой очистки, следить за давлением масла в системе смазывания и не допускать подтекания масла из фильтров, масляного радиатора, картера двигателя и соединений маслопроводов.

Низкий уровень масла в картере двигателя приводит к нарушению его подачи к трущимся поверхностям, к их перегреву и даже к выплавлению антифрикционного сплава вкладышей подшипников коленчатого вала.

При повышенном уровне масла появляется нагар на стенках головки цилиндров, днищах поршней и головках клапанов. Избыток масла приводит к утечке его через сальники и уплотнительные прокладки.

Причинами повышенного расхода масла могут быть: износ, приго-рание или поломка поршневых колец, закоксование отверстий в кольцевых канавках поршня, износ канавок поршневых колец по высоте, износ цилиндров, образование на них царапин. Изношенные поршневые кольца, поршни и гильзы цилиндров следует заменить.

Повышенный расход масла может быть также от засорения клапана или трубки вентиляции картера двигателя.

Во время работы двигателя (вследствие нагрева и распыливания) масло в картере интенсивно окисляется, в результате чего образуются твердые (кокс) и мягкие (смолы) продукты окисления. Смолы, отлагаясь на горячих деталях картера, клапанной коробки и в маслопроводах, ухудшают условия подачи масла к трущимся частям. Образующиеся кислоты вызывают коррозию трущихся поверхностей и особенно сильно воздействуют на антифрикционный сплав тонкостенных вкладышей.

В результате неполного сгорания пары топлива в виде конденсата попадают из цилиндра в картер, разжижают масло, ухудшают его смазочные свойства — вязкость и липкость.

При заправке двигателя маслом необходимо соблюдать требуемую чистоту заправочного шланга с наконечником, заправочной посуды и маслозаливной горловины, так как в картер могут попадать механические примеси, которые увеличивают абразивный износ трущихся деталей двигателя.

Причинами понижения давления масла могут быть: снижение уровня масла в поддоне двигателя, повышение его температуры, загрязнение маслосборника, фильтрующего элемента фильтра грубой очистки или трубопроводов (масляных каналов), течь масла в соединениях, недостаточная производительность масляного насоса, неплотное прилегание редукционного клапана или износ подшипников коленчатого вала. Для устранения причин пониженного давления масла прежде всего надо убедиться в наличии необходимого количества масла в поддоне двигателя, исправности указателя давления масла и его датчика.

Исправность указателя давления масла проверяют заменой его контрольным прибором. Пониженная вязкость масла может быть вызвана попаданием топлива в цилиндры из-за неполного его сгорания. Повышенная температура масла (свыше 120 °С) возможна из-за неисправной системы охлаждения. Уменьшение вязкости масла в поддоне может быть связано с разжижением его топливом. Эта неисправность устраняется подтяжкой соединений сливной топливной магистрали у дизеля или устранением причин, вызывающих перебои в работе свечей зажигания, повышение уровня топлива в карбюраторе.

При обнаружении течи масла следует ее устранить подтяжкой штуцеров, пробок и креплений приборов системы смазывания.

Своевременное и качественное ТО системы смазывания обеспечивает постоянную техническую готовность механизмов, агрегатов и двигателя в целом.

Масляные шестеренчатые насосы, устанавливаемые на двигателях, надежны в работе и не требуют, кроме насосов двигателей семейства ЗИЛ-130, обслуживания и регулировки в процессе эксплуатации, На двигателях ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, ЗИЛ-375ЯТ, ЗИЛ-375Я5, ЗИЛ-645, КамАЗ-740, ЯМЗ установлены двухсекционные масляные насосы с нагнетающей и радиаторной секциями. Нагнетающая секция нагнетает масло в масляную магистраль, а радиаторная — в масляный радиатор. Редукционный клапан служит для поддержания определенного давления в системе смазывания, а перепускной клапан предотвращает масляный радиатор от повреждения при пуске двигателя в холодное время года (при загустевании масла), а также в случае загрязнения радиатора.

Редукционный и перепускной клапаны отрегулированы на опредс ленные давления (МПа) срабатывания соответственно по маркам двигателей: ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 – 0,32 и 0,12; ЗИЛ-375ЯТ – 0,32 и 0,12-0,15; ЗИЛ-375Я5 – 0,32 и 0,12; ЗИЛ-645 – 0,7 и 0,80; КамАЗ-740 – 0,85 -0,95 и 0,40-0,45; ЯМЗ-236, ЯМЭ-238 – 0,7-0,8 и 0,08-0,12.

Давление масла (МПа) на выходе из нагнетающей секции насоса на эксплуатационном скоростном режиме работы двигателя и при минимальной частоте вращения коленчатого вала должно быть: у двигателей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 – 0,2-0,4 и 0,05; ЗИЛ-375ЯТ – 0,25 и 0,05; ЗИЛ-375Я5 – 0,2-0,4; ЗИЛ-645 – 0,40-0,55 и 0,1; КамАЗ-740 -0,40-0,55 и 0,1; ЯМЗ-236, ЯМЭ-238 – 0,2-0,4 и 0,1; 3M3-53 и ЗМЗ-66 -0,25 и 0,04-0,08; ЗМЗ-24Д – 0,2-0,4 и 0,04-0,08.

При падении давления масла в системе смазывания двигателей на щитке приборов загорается сигнализатор аварийного давления масла. Загорание сигнализатора на средней и большей частотах вращения коленчатого вала двигателя указывает на наличие неисправности. При этом двигатель необходимо остановить и устранить неисправность.

Редукционный клапан регулируется шайбами, установленными между колпачком клапана и пружиной.

При температуре воздуха более 15—20 °С необходимо включить масляный радиатор. Его также следует включать независимо от температуры окружающей среды при езде в тяжелых дорожных условиях с большой нагрузкой и малыми скоростями движения.

Масляные фильтры служат для очистки масла от механических примесей (частиц металла, нагара и пыли) с целью увеличения продолжительности его работы, а также уменьшения износа деталей двигателя,

На двигателях ЗИЛ-130, -375ЯТ, -375Я5 установлен центробежный масляный фильтр с реактивным приводом вращения корпуса (полнопоточная центрифуга, рис. 1). На двигателях КамАЗ-740, ЗИЛ-645 центробежные масляные фильтры включены в контур масляного радиатора. Масло, нагнетаемое насосом двигателя, через каналы поступает под вставку, откуда частично проходит через сетчатый фильтр к двум жиклерам и частично через отверстия во вставке для очистки в центрифугу. Масло, под давлением вытекая струями через жиклеры, придает вращательное движение корпусу 3 центрифуги вокруг оси. При давлении масла до 0,3 МПа корпус вместе с содержащимся в нем маслом вращается с частотой 5000-6000 об/мин.

Рис. 1. Центробежный масляный фильтр (полнопоточная центрифуга) двигателей ЗИЛ-130, -375ЯТ, -375Я5:

1 — жиклер; 2- прокладка; 3 — корпус; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — крышка корпуса; 6 — сетчатый фильтр; 7 — вставка; 8 – кожух; 9 – ось; 10 — кольцо вставки; 11 — стопорное кольцо; 12 — прокладка гайки; 13 — шайба гайки; 14 — гайка крышки; 15 — гайка крепления кожуха; 16 — гайка; 17 — упорная шайба; 18 — трубка оси; 19 — упорное кольцо шарикового подшипника; 20 – упорный шариковый подшипник; 21 — корпус фильтра; 22 — пробка; 23 – перепускной клапан; I – подача масла в систему смазки двигателя; II — подача масла в корпус фильтра

Работу центрифуги ежедневно проверяют на слух. Исправность центробежного фильтра определяется по характерному звуку высокого тона, который продолжается в течение 2—3 мин после остановки двигателя.

При смене масла в картере двигателя необходимо снять и очистить центрифугу от осадков.

Для очистки центрифуги необходимо соблюдать следующий порядок: отвернуть гайку кожуха и снять кожух; отвернуть пробку, вставить в отверстие трубку соответствующего диаметра или стержень для удержания корпуса от вращения; – отвернуть гайку крышки свечным ключом, снять крышку корпуса вместе с гайкой, очистить крышку от грязи и промыть в керосине или бензине; – снять вставку центрифуги, очистить ее от отложений и промыть в керосине или бензине; – снять сетчатый фильтр, промыть его в керосине или бензине и продуть сжатым воздухом; – очистить от грязи прокладку кожуха и промыть кожух. Запрещается снимать корпус с оси центрифуги во избежание повреждения подшипников скольжения корпуса.

Снятие корпуса с оси допускается в случае заедания центрифуги на оси.

Для этого следует: – отвернуть гайку на оси центрифуги, снять шайбу и корпус с оси, проверить состояние узла ось-втулка; – при снятии корпуса с оси следить, чтобы упорное кольцо шарикового подшипника не выпало в корпус фильтра; – проверить состояние отверстий жиклеров. При необходимости прочистить отверстия таким образом, чтобы не нарушить калиброванное отверстие жиклера; – произвести сборку центрифуги в обратной последовательности. При этом следить за правильной установкой сетчатого фильтра, как это указано на рис. 33, с таким расчетом, чтобы обеспечить его центрирование на буртике корпуса, – перед установкой кожуха проверять легкость вращения центрифуги от руки; гайку крепления кожуха затягивать только от руки; – после сборки фильтра проверить вращение центрифуги на прогретом двигателе на слух, как указано выше.

Кроме очистки в центрифуге, масло очищается в грязесборниках, находящихся в шатунных шейках коленчатого вала. Грязесборники очищают при ремонте двигателя.

Масляный фильтр, установленный на двигателях автомобилей ГАЗ-53-12, 66-11 (рис. 2), полнопоточный, со сменным фильтрующим элементом.

При каждой смене масла в картере двигателя необходимо заменить фильтрующий элемент масляного фильтра.

Рис. 2. Масляный фильтр двигателей 3M3-5 3, -66:

1 — корпус фильтра (верхняя часть; 2 — пружина; 3 — опорная шайба; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — фильтрующий элемент; $ — трубка корпуса фильтра; 7 — пробка перепускного клапана; 8 – прокладка корпуса фильтра; 9 — прокладка перепускного клапана; 10 — пружина перепускного клапа на; 11 — шарик перепускного клапана; 12 — стержень масляного фильтра; 13 — прокладка фильтрующего элемента; 14 — корпус .фильтра (нижняя часть); 15 — прокладка проставки верхняя; 16 — проставка фильтра; 17 — шайба; 18 — соединительная гайка; 19 — уплотнительная прокладка; 20 — соединительный штуцер; 21 — уплотнительная прокладка; 22 — уплотнительное кольцо

Для этого необходимо: – отвернуть фильтр за шестигранник на верхней части корпуса, соблюдая осторожность, чтобы предотвратить попадание масла на двигатель. При этом не допускать загрязнения масляной полости проставки 16, для чего накрыть ее сверху чистой тряпкой; – слить масло из корпуса фильтра и отвернуть гайку 18 на соединительном маслоподводящем стержне разъединить верхнюю и нижиюю части корпуса фильтра и снять фильтрующий элемент; – прочистить и промыть в керосине детали фильтра, протереть их ветошью и поставить новый фильтрующий элемент; – проверить наличие, состояние и правильную установку деталей уплотнения: шайбы, прокладки фильтрующего элемента, прокладки корпуса фильтра, уплотнительного кольца, стопорной шайбы, пружины; – соединить верхнюю и нижнюю части корпуса и закрепить гайкой; – смазать моторным маслом прокладку, поставить фильтр на двигатель, завернуть его руками до начала сжатия прокладки и довернуть на один оборот; – пустить двигатель и при его работе в течение нескольких минут на повышенной частоте вращения коленчатого вала убедиться в отсутствии подтекания масла. При наличии подтекания довернуть фильтр руками до его прекращения. Затягивать корпус ключом не допускается.

Фильтрующий элемент в процессе эксплуатации необходимо заменять при появлении характерного свиста перепускного клапана в проставке. Это свидетельствует о предельном загрязнении фильтрующего элемента.

Рис. 3. Схема системы смазывания двигателя КамАЗ-740:

1 — компрессор; 2 — топливный насос высокого давления; 3 — выключатель гидромуфты; 4 — гидромуфта; 5, 12 — предохранительные клапаны; 6 — клапан системы смазывания; 7 — насос масляный; 8 — перепускной клапан центробежного фильтра; 9 — сливной клапан центробежного фильтра; 10 — кран включения масляного радиатора; 11 — центробежный фильтр; 13 — лампа сигнализатора засоренности фильтра очистки масла; 14 — перепусной клапан полнопоточного фильтра; 15 — полнопоточный фильтр очистки масла; 16 — маслоприемник; 17 — картер; 18 — главная магистраль

Рис. 4. Полноноточный фильтр очистки масла двигателя КамАЗ-740:

1 — стержень; 2 — стопорное кольцо; 3 — шайба; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — пружина колпака; 6 — уплотнительная чашка; 7 — шайба; 8 — пружина перепускного клапана; 9 — винт сигнализатора; 10 — пробка перепускного клапана; 11, 18, 20, 26 — прокладки; 12 —регулировочная шайба; 13 — корпус сигнализатора; 14 — подвижный контакт сигналаизатора; 15 — пружина контакта сигнализатора; 16 — перепускной клапан; 17 — пробга; 19 — корпус фильтра; 21 — втулка корпуса; 22 — уплотнительное кольцо; 23 — фильтрующий элемент; 24 — колпак; 25 — сливная пробка

На двигателе КамАЗ-740 имеется два масляных фильтра — полнопоточной очистки масла и центробежной очистки (рис. 3), установленных по правой стороне на блоке цилиндров и передней крышке блока.

Полнопоточный фильтр (рис. 4) двухсекционный, состоит из корпуса, двух колпаков и двух бумажных фильтрующих элементов. Колпак к корпусу крепится при помощи стержня-болта.

Применением бумажных фильтрующих элементов можно гарантировать надежную очистку масла, если в процессе эксплуатации двигателя не будут допущены попадание воды в масло, перегрев или переохлаждение двигателя, применение несоответствующего сорта масла и т. д. Предельное засорение фильтрующих элементов масляного фильтра может наступить раньше срока смены масла в картере двигателя. В этом случае фильтр длительное время работает с открытым перепускным клапаном, что нередко приводит к задиру и провороту вкладышей коленчатого вала.

О предельном засорении фильтрующих элементов предупреждает сигнализатор засоренности, совмещенный с перепускным клапаном. При открытии перепускного клапана контакты сигнализатора замыкаются, загорается на щитке приборов красная сигнальная лампочка.

Центробежный фильтр с реактивным приводом (рис. 5) по принципу работы и устройству аналогичен центробежному фильтру очистки масла, установленному на двигателях ЗИЛ, и отличается лишь некоторыми конструктивными особенностями.

Предохранительный клапан в корпусе фильтра отрегулирован на давление 0,05-0,07 МПа. В корпусе фильтра имеется перепускной клапан, отрегулированный на давлении 0,60-0,65 МПа, который служит для ограничения максимального давления масла перед поступлением в центрифугу.

При обслуживании фильтра следует совместить метки, нанесенные на роторе и колпаке, во избежание нарушения балансировки ротора.

Последовательность разборки полнопоточного масляного фильтра двигателя КамАЗ-740 для смены фильтрующих элементов: – вывернуть сливные пробки из колпаков и спустить масло из фильтра в подставленный сосуд; – вывернуть болт-стержень крепления колпака и снять вместе с фильтрующим элементом; – вынуть фильтрующий элемент из колпака; в таком же порядке разобрать вторую секцию фильтра; – промыть детали фильтра в керосине или дизельном топливе и протереть чистой тряпкой; – поставить новые фильтрующие элементы; – проверить состояние деталей уплотнения фильтрующих элементов и колпаков и собрать фильтр в обратной последовательности; – пустить двигатель, проверить нет ли течи масла в соединениях фильтра.

Рис. 5. Центробежный масляный фильтр двигателя КамАЗ-740:

1 — корпус; 2 — колпак ротора; 3 -ротор; 4 — колпак фильтра; 5 — гай:.а крепления колпака ротора; б — упорный шарикоподшипник; 7 — упорная шайба; 8 — гайка крепления ротора; 9 — гайка крепления колпака фильтра; 10 — верхняя втулка ротора; 11 — ось ротора; 12 — экран; 13 — нижняя втулка ротора; 14 — палец стопора; 15 — пластина стопора; 16 — пружина стопора; 17 — трубка отвода масла

При наличии течи подтянуть болты крепления колпаков, при необходимости заменить уплотнительные пробки и прокладки 11, 18, 20, 22, 26.

Разборка центробежного масляного фильтра: – отвернуть гайку крепления колпака фильтра и снять его; повернуть ротор вокруг своей оси так, чтобы пальцы стопора вошли в отверстие ротора; – отвернуть гайку крепления колпака ротора и снять колпак ротора; промыть колпак ротора, фильтр и другие детали в керосине или дизельном топливе, протереть чистой тряпкой; – собрать фильтр в обратной последовательности, при этом совместить метки на колпаке и роторе во избежание нарушения балансировки ротора; – проверить при работе двигателя герметичность фильтра. При обнаружении Течи масла подтянуть крепление и если необходимо заменить детали уплотнения -прокладки, резиновое кольцо, пружины.

На двигателе ЗИЛ-645 установлены два фильтра очистки масла — тонкой очистки с двумя бумажными фильтрующими элементами и центробежной очистки (центрифуга). Перепускной клапан фильтра тонкой очистки рассчитан на давление 0,25—0,30 МПа. Центрифуга включена в контур масляного радиатора для дополнительной очистки масла. В системе смазывания установлен датчик аварийного падения давления. При падении давления загорается контрольная лампочка на щитке приборов автомобиля.

На двигателе РАБА-МАН также установлены два фильтра — один, включенный в систему смазывания последовательно, и другой, включенный в контур циркуляции масла через масляный радиатор, для дополнительной очистки масла (центрифуга). Через фильтр, включенный последовательно, проходит все масло, очищаясь сначала в сетчатом фильтрующем элементе, а затем в бумажном. Перед бумажным фильтрующим элементом помещен перепускной клапан, отрегулированный на давление 0,18 МПа, открывающийся при его загрязнении. Второй перепускной клапан срабатывает при большем засорении масляного фильтра. Отрегулирован он на давление 0,65 МПа. В этом случае масло нагнетается к трущимся деталям, минуя фильтр.

На двигателе ЯМЭ-238 также установлены ,ва фильтра для очистки масла — полнопоточный, односекционный (рис. 6), включенный в систему смазывания последовательно, и центробежный (рис. 7), включенный параллельно. Устройство и работа фильтров видны из указанных рисунков.

Рис. 6. Фильтр грубой очистки масла двигателей ЯМЗ:

1 – корпус; 2 – болт крепления колпака; 3 — пружина; 4 — прокладки; 5 — верхняя крышка; б — фильтрующий элемент; 7 — стержень; 8 — колпак; 9 – нижняя крышка; 10 – перепускной клапан и сигнализатор засоренности 1 — корпус фильтра; 2 — сопло; 3 -заборная трубка; 4 — колпак; 5 — кол-пачковая гайка; 6 — гайка крепления колпака ротора; 7 — упорная шайба; 8 — гайка крепления ротора; 9 — сетка; 10 — колпак ротора; 11 — ротор; 12 — подшипник; 13 — ось ротора

Рис. 7. Центробежный фильтр тонкой очистки масла двигателей ЯМЭ-236, -238:

ТО масляных фильтров двигателей ЗИЛ-645, РАБА-МАНи ЯМЭ-238 производится так же, как и масляных фильтров двигателя КамАЗ-740.

Система вентиляции картера предназначена для удаления проникающих из цилиндров в картер двигателя газов и паров топлива, которые разжижают масло и ухудшают его свойство,

Система вентиляции картера двигателя ЗИЛ-130 — принудительная, с отсосом картерных газов во впускной трубопровод. Сообщение внутренней полости двигателя с впускным трубопроводом осуществляется через специальный клапан, После 40—50 тыс, км пробега автомобиля необходимо разобрать систему вентиляции картера, промыть детали и собрать.

Рис. 8. Очистка и промывка клапана вентиляции картера двигателя и трубки двигателя ЗИЛ-Э75ЯТ:

1 — клапан; 2 — соединительная трубка

При каждой смене масла в картере дизеля промыть систему смазывания в следующей последовательности: прогреть двигатель: – отвернуть сливную пробку поддона картера и слить отработавшее масло в подставленную емкость; – ввернуть сливную пробку и залить в двигатель промывочную смесь из равных частей дизельного топлива и масла; – пустить двигатель и дать ему проработать 5 мин с минимальной частотой вращения коленчатого вала; – остановить двигатель, отвернуть сливную пробку и слить промывочную смесь; – снять и промыть поддон картера, сетку маслозаборника насоса, сапун вентиляции картера; – промытые и чистые детали установить на место; – заменить фильтрующие элементы полнопоточного фильтра и промыть клапаны в последовательности, указанной выше; – залить свежее масло в двигатель до отметки “В” указателя уровня масла.

Работа системы смазывания определяет надежность и долговечность двигателя, в котором все основные трущиеся пары смазываются под давлением. В процессе работы двигателя качество картерного масла ухудшается, а количество его уменьшается в результате угара и потерь масла через неплотности в системе смазки.

Ухудшение качества масла во время работы двигателя происходит из-за разжижения его топливом, загрязнения механическими примесями и окисления, а также из-за срабатывания присадок, придающих маслу лучшие свойства.

Разжижение топливом смазки приводит к повышенному износу деталей двигателя. В картер двигателя топливо попадает при значительном износе цилиндропоршневой группы, неработающей свече или форсунке, разрыве диафрагмы топливного насоса. Попадание охлаждающей жидкости в систему смазывания возможно в результате нарушения герметичности прокладки головки цилиндров или уплотнительных колец гильз цилиндров.

Наличие воды в масле вызывает интенсивное изнашивание деталей двигателя. Устраняется потеря герметичности за счет замены уплотнительных колец или прокладок. При резком падении давления в системе смазывания (повреждение масляной магистрали или привода масляного насоса) двигатель необходимо остановить.

При ЕО проверяют осмотром герметичность системы смазывания и ее соединений. Контролируют уровень масла в картере двигателя масло-мерным щупом. При необходимости доливают масло до верхней метки. Контролируют давление масла в системе при пуске двигателя и в процессе работы автомобиля.

При ТО-1 проверяют крепления маслоприводов и приборов системы смазывания. При ослаблении креплений гайки и болты подтягивают. Отстой из фильтров сливают на прогретом двигателе.

При ТО-2 заменяют масло в картере двигателя. Масло сливают из нагретого двигателя. После слива отработавшего масла рекомендуется промыть систему с использованием специальной установки и промывочного масла. Промывать можно также маловязким веретенным маслом, смесью масла с дизельным топливом или промывочной жидкостью, состоящей из 90% уайт-спирита и 10% ацетона. Для этого в картер заливают промывочную жидкость в объеме, равном половине емкости системы смазывания, двигатель пускают и дают ему проработать 4— 5 мин на повышенной частоте вращения (800—1000 об/мин) холостого хода, затем промывочную жидкость сливают и заливают свежее масло.

Фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки заменяют при смене масла в двигателе. Перед сменой необходимо слить из корпуса фильтра отстой. Вынув фильтрующий элемент, промывают внутреннюю полость корпуса керосином и протирают его ветошью насухо. Фильтр грубой очистки снимают, тщательно промывают в керосине волосяной щеткой и продувают сжатым воздухом.

Разбирают и очищают центрифугу. Перед установкой кожуха проверяют, легко ли вращается центрифуга от руки. После окончательной сборки проверяют работу центрифуги по затуханию вращения (она должна остановиться через 2—3 мин после остановки двигателя).

При замене масла проверяют систему вентиляции картера, крепление ее деталей и отсутствие отложений в трубках и на клапанах.

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Остались вопросы по теме:

"Техническое обслуживание системы смазывания двигателя"

© 2007-2017 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

Материалы: http://stroy-technics.ru/article/tekhnicheskoe-obsluzhivanie-sistemy-smazyvaniya-dvigatelya


Back to top