Втягивающее реле стартера: устройство, неисправности, ремонт - статьи на сайте

1 ≫

Втягивающее (правильно: тяговое) реле в автомобиле принимает ток от аккумулятора и передаёт его на стартер, выталкивая одновременно бендикс для сцепления с маховиком. В основе принципа его работы лежит обыкновенный электромагнетизм. В этой статье вы узнаете как работает втягивающее реле, почему оно ломается и что делать, если это произошло.

Устройство втягивающего реле

Составные части тягового реле:

Электромагнит реле имеет две катушки возбуждения: одна вытягивает бендикс, а другая удерживает его до полной раскрутки коленчатого вала, после чего соединение бендикса с маховиком мотора размыкается.

Неисправности тягового реле

Причины, приводящие к поломке втягивающего реле просты: постепенный физический износ, иногда приводящий к частичному разрушению этого узла или выгоранию обмотки. Как правило, неисправности тягового реле легко определяются по следующим признакам:

  • После запуска двигателя стартер не прекращает вращаться;
  • Стартер не может запустить мотор;
  • Втягивающее реле стартера щелкает, но стартер не крутит.

Проверка втягивающего реле стартера

Наиболее точно говорит о том, что реле неисправно отсутствие сцепления бендикса стартера с маховиком двигателя. Признаками выхода из строя втягивающего реле является невозможность отключения стартера после запуска двигателя, при этом слышно характерное жужжание, то есть стартер вращается в холостую.

Для проверки стартера не обязательно снимать его. Достаточно просто любым металлическим предметом замкнуть контактные болты, расположенные в задней части тягового реле. Если стартер будет крутиться, значит действительно неисправно реле.

Ремонт втягивающего реле стартера

Вернуть неисправное реле в прежнее состояние не всегда оказывается возможным, поэтому скорее всего его придётся заменить. Но и в этом случае могут быть проблемы, так как многие подобные устройства делаются неразборными. К тому же трудно найти какие-либо детали реле в продаже. Единственное, что можно сделать - очистить контакты прерывателя от загрязнений. Если это не поможет, придётся пойти на замену.

Если при включении стартера щелкает втягивающее и гаснут приборы необходимо в первую очередь проверить состояние всех соединений и проводов системы запуска двигателя, так как причина неисправности может быть как в самом реле, так и в питающем его кабеле. Установить причину можно подав ток на управляющую клемму стартера. Если после этого отчётливо слышно, как работает стартер, надо проверять реле, проводку и замок зажигания.

В случае когда стартер не крутит, а втягивающее щелкает, это значит, что оно исправно и на него поступает ток. Искать причину того, что не заводится мотор нужно в другом. Возможно следующее:

  • “посажен” аккумулятор;
  • плохие контакты, повреждена проводка;
  • замок зажигания сломался;
  • нет контакта на щётках стартера.

То что вы слышите щелчки может означать, что втягивающее в порядке, просто АКБ находится на пределе своего заряда и чтобы крутануть стартер ему не хватает энергии. Ну и как видите, поводов к тому, что не всегда срабатывает втягивающее реле стартера может быть ещё много. Так что втягивающее может оказаться ни при чём.

Контакт, чистота и целостность изоляции, - вот три оплота исправности автомобильного электрооборудования. Вполне возможно, что неприятности со стартером возникли из-за неполадок щёточного узла, через который обычно подключен один из контуров возбуждения втягивающего реле. Если щётки нормальные, проверяйте всю систему зажигания по схеме, где-то недосмотрели. Если узел нуждается в замене, придётся купить втягивающее на стартер.

Материалы: http://generstar.ru/articles/vtjagivajushhee-rele-startera/

2 ≫

Стартер – один из основных узлов двигателя. От его исправной работы зависит стабильный запуск двигателя. Если в автомобилях с механической КПП экстренный запуск двигателя в случае отказа стартера можно осуществить «с толкача», то в авто с АКПП при неработающем стартере такую операцию произвести невозможно. Поэтому важно следить за исправностью узлов стартера, с том числе, втягивающего реле.

Первое стартерное устройство без реле было произведено Чарльзом Каттерингом в начале прошлого века. Первоначально он представлял обычный электродвигатель, который после запуска двигателя переходил в режим генератора. Немного позже автопромышленник и изобретатель из США Винсент Гуго Бендикс предложил устройство стартера с встроенным реле запуска, схема которого и дошла до наших дней без существенных изменений.

Конструкция стартера включает следующие основные узлы:

  • пусковой электродвигатель;
  • реле стартера;
  • вилка;
  • опережающая шестерня (бендикс).

В момент запуска двигателя на реле блокировки стартера поступает напряжение 12 Вольт (на грузовые авто 24 В) с замка зажигания автомобиля либо через дополнительное реле стартера электронной системы управления двигателя. После срабатывания реле за счет сил электромагнитной индукции происходит замыкание контактных зон (пятаков), за счет чего на пусковой электродвигатель стартера поступает напряжение питания с аккумуляторной батареи автомобиля. Одновременно якорь тягового реле стартера приводит в движение вилку (рычаг реле), которая толкает муфту холостого хода с шестерней, которая именуется бендиксом в честь ее изобретателя. Шестерня входит в зацепление с маховиком двигателя. Вращающийся пусковой двигатель стартера заводит двигатель.

Таким образом, реле стартера одновременно выполняет две основные функции: электрическое соединение контактных зон для подачи напряжения на пусковой двигатель и привод бендикса в зацепление шестерни с маховиком.

Тяговое реле стартера включает следующие узлы:

  • корпус;
  • втягивающая и удерживающая обмотки (иногда совмещенная);
  • якорь реле;
  • сердечник реле;
  • возвратная пружина якоря;
  • рычаг реле (вилка);
  • шток;
  • демпферная пружина;
  • контактная пластина;
  • контактные болты;
  • контактные пятаки;
  • возвратная пружина контактной пластины.

В целом, получается довольно сложное устройство, в котором есть чему ломаться.

В процессе эксплуатации автомобиля стартер подвергается высоким перегрузкам. Как правило, он установлен в нижней трети двигателя, поэтому постоянно находится в зоне досягания пыли, грязи, посторонних жидкостей (масел, антифриза, воды) в автомобиле. Конструктивно реле объединено с основной конструкцией стартера. Учитывая, где находится реле стартера, на него приходятся не меньшие нагрузки. К тому же, пусковые токи стартера доходят до величины 500 Ампер и более, а это приводит к разрушению контактных зон пятаков, пластины и болтов.

Основные неисправности втягивающего реле стартера:

  • обрыв, разрушение или перегорание обмоток реле;
  • разрушение контактных зон пятаков и контактной пластины;
  • подгорание зажимов болтов;
  • неисправность вилки (как правило — облом);
  • залипание штока или якоря реле;
  • разрушение пружин.

Каждая из этих неисправностей имеет свои симптомы. Так, неисправность обмотки реле приводит к общей неисправности стартера: он перестает срабатывать. Разрушение контактных зон пятаков может вызвать проблему работы стартера «через раз». Облом вилки приводит к тому, что втягивающее реле будет щелкать, но привод стартера может не запускаться. Залипание штока и якоря, поломка пружин приводит к нестабильной работе стартера, возможному заеданию бендикса в момент запуска. Это опасно в плане возможного повреждения систем двигателя.

Поэтому важно знать, как проверить втягивающее реле стартера в процессе его эксплуатации.

Реле включения стартера располагается непосредственно на стартере, обычно в верхней либо боковой конструктивной зоне. К нему есть неплохой доступ, если, конечно, можно найти доступ к стартеру вообще. Во многих автомобилях стартер находится в «мертвой» зоне под выпускным коллектором в пространстве между двигателем и салоном.

Проверка втягивающего реле стартера начинается с измерения сопротивления обмотки. В некоторых более пожилых автомобилях на обмотку реле стартера подается напряжение прямо с замка зажигания. Следует с помощью мультиметра «прозвонить» (измерить сопротивление) обмотку реле. В новых авто реле стартера запитывается через реле системы управления двигателя. Оно обычно установлено в блоке предохранителей и реле подкапотного пространства. Лучше воспользоваться электрической схемой авто.

Эту операцию можно сделать и непосредственно у стартера. К нему идут два провода: один толстый от аккумуляторной батареи, другой тонкий – к реле стартера. Сопротивление между выводом реле стартера и «землей» автомобиля должно быть в пределах от 0,5 до 5 Ом. Но здесь есть «НО». В большинстве схем генераторов в цепь реле стартера включен электродвигатель привода стартера. Поэтому, если изношены щетки, и теряется контакт электродвигателя, реле таким методом прозваниваться не будет, стартер не срабатывает. Опытные автоэлектрики советуют постучать по стартеру (стучать нужно сильно), возможно щетки отлипнут, и стартер заработает.

Все остальные неисправности можно определить либо «на слух», но лучше путем демонтажа стартера.

Перед тем, как разобрать реле стартера, его необходимо демонтировать вместе с самим стартером. В некоторых автомобилях это можно сделать со стороны капота. Последовательность демонтажа реле стартера:

  • поставить автомобиль на стояночный тормоз;
  • отключить отрицательную клемму автомобильного аккумулятора;
  • обеспечить доступ к стартеру;
  • снять проводники, подводимые к стартеру, расположенные на реле;
  • открутить три (обычно) крепежных болта стартера;
  • снять стартер;
  • открутить винты, удерживающие реле стартера на корпусе (обычно также 3, расположены в торце реле);
  • аккуратно разобрать реле стартера, удерживая вилку.

После разборки реле стартера визуально можно определить все неисправности. Обычно проблемы возникают с вилкой стартера: во многих авто она выполнена из ударопрочной пластмассы. Ремонт втягивающего реле стартера своими руками возможен в том случае, если не повреждены обмотки.

Установка реле стартера и его подключение производится в обратной последовательности. Перед тем, как подключить стартер на автомобиль, необходимо произвести проверку исправности на стенде, либо просто на столе, подключив к нему аккумуляторную батарею и кратковременно подав на втягивающее реле положительное напряжение с АКБ. После этого стартер устанавливается на штатное место и подключается к бортовому оборудованию.

Чтобы втягивающее реле прослужило дольше, следует:

  • тщательно зажимать болты крепления токоведущих к реле стартера проводников;
  • периодически очищать корпус стартера от пыли и грязи;
  • производить запуск двигателя длительностью не более 15 секунд;
  • в случае появления посторонних шумов в момент запуска, моментов, когда стартер не крутит, демонтировать стартер и произвести регламентное обслуживание.

  • Устройство двигателя
  • Выхлопная система
  • Техническое обслуживание
  • Тюнинг
  • Трансмиссия
  • Рулевое управление
  • Коробка передач
  • Инструмент и оборудование
  • Двигатели

Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта

А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы

Материалы: http://swapmotor.ru/ustrojstvo-dvigatelya/rele-startera.html

3 ≫

Втягивающее реле стартера подает ток на мотор стартера, а также выталкивает бендикс. Это значит, что в тот момент, когда стартер начинает вращаться, его бендикс выталкивается. По сути, разобраться в работе стартера несложно. Сегодня мы поможем вам понять, как работает втягивающее реле, как проверять данный элемент и ремонтировать его.

Устройство втягивающего реле и принцип функционирования

В стартере втягивающее реле вводит в зацепление венец маховика с бендиксом. Вся работа базируется на принципах элетромагнетизма. Сердечник, который выполнен как полая трубка, внутри которой расположен якорь, оснащен обмоткой в виде проволоки. Ток в катушке создает электромагнитное поле, в результате появления которого происходит вхождение якоря в сердечник. После того как ток перестает подаваться, якорь может двигаться свободно.

В состав втягивающего реле стартера входят: корпус; магнит с обмотками; якорь; контакты; возвращающая пружина. Магнит в реле выполнен в виде пары катушек – втягивающей и удерживающей. Втягивающая катушка реле подключена к электрическому мотору и клемме управления, а вот удерживающая подключена к выводу управления и контактирует с корпусом. Когда на контакт управления подается питание, в катушке возникает магнитная индукция, что приводит к появлению магнитного поля. В результате этого якорь сжимает возвратную пружину. В этот же момент происходит вращение бендикса, который соединяет стартер с автомобильной АКБ. В то время, когда контакты замыкаются, втягивающая обмотка получает питание от клеммы «+», останавливается выработка тока на катушке, однако на якорь воздействует поле удерживающей катушки, поэтому он остается внутри. Когда силовой агрегат автомобиля запускается, происходит отключение питания, из-за чего якорь возвращается в изначальное положение под действием возвратной пружины. Происходит размыкание контактов, из-за чего бендикс может выйти из зацепления.

Распространенные поломки втягивающего реле

Основные причины выхода из строя втягивающего реле стартера следующие: Физический износ. Выгорание контактных пластин. Разрушение компонентов. Сгорание обмотки. Как определить, что втягивающее реле вышло из строя:

Двигатель запускается, но стартер не хочет отключаться, постоянно вращаясь. В это время вы слышите характерное жужжание. Стартер вращается после запуска, однако не может запустить двигатель. Когда ключ в замке зажигания поворачивается в изначальное положение, слышен щелчок включения стартера, но вращаться он не хочет. Как проверить втягивающее реле стартера Как уже упоминалось выше, работа втягивающего реле, а также самого стартера основывается на принципе электромагнетизма. Когда напряжение подается на обмотки, реле воздействует на якорь. Он, в свою очередь, изменяет положение шестерни бендикса, чтобы она зацепилась с венцом маховика. В это же время замыкаются контакты, обеспечивающие подачу напряжения на обмотки стартера. Для того чтобы двигатель автомобиля запустился, всё это должно произойти очень быстро. Статья была опубликована в паблике Машины. Если хотя бы один из элементов работает неправильно, завести автомобиль вы не сможете. Для проверки реле стартера вовсе не нужно снимать данный элемент с автомобиля. Эксперты советуют замкнуть контактные болты, расположенные на задней части реле, воспользовавшись куском провода либо металла. В результате этого вы обеспечите подачу тока на обмотки стартера. Если это привело к вращению стартера, можно прийти к выводу, что стартер работает нормально, а проблема кроется в самом реле. Если же втягивающее щелкает стартер не крутит, это свидетельствует о том, что реле, вероятно, рабочее, а причину поломки надо искать непосредственно в стартере.

Ремонт втягивающего реле стартера

Если вы пришли к выводу, что тяговое реле стартера вышло из строя, необходимо выполнять его ремонт. Сразу хотим отметить, что в большинстве случаев гораздо проще заменить данный элемент, чем восстанавливать его работоспособность. Многие производители изготавливают неразборные реле для того, чтобы сделать этот узел наиболее надёжным. В таких ситуациях придется просто менять втягивающее реле на новое. Если же стартер в вашем авто оснащен разборным реле, можно отремонтировать его своими силами. Нередко реле не работает по следующим причинам: механический привод износился и вышел из строя; в обмотке произошло замыкание; «пятаки» или контакты обгорели. Определить каждую из вышеперечисленных неисправностей можно после разборки. vk.com/cars.best Правда, для определения целостности обмоток придется воспользоваться омметром. Во время измерения сопротивления между окончаниями провода и корпусом данный показатель должен составлять минимум 10 кОм. В противном случае произошло замыкание обмоток, поэтому нужно будет идти в магазин за новым реле.

Установка нового либо восстановленного реле осуществляется в обратной демонтажу последовательности. У многих автолюбителей на данном этапе возникает проблема, которая заключается в том, как подключить реле стартера. Для того чтобы избежать таких неприятностей, советуем предварительно пометить отключенные клеммы. Прежде чем установить реле, не забудьте тщательно зачистить контакты, а также обезжирить их.

Comments 1

Такой случай: авто ВАЗ 2114, бывает так, что иногда приходится заводить на "прямую" при помощи отвёртки, если подождать какое то время то с ключа заводится как положено. Почему так? :)

Материалы: http://www.drive2.com/b/1699249/


Back to top