Хромирование деталей своими руками в домашних условиях

1 ≫

Эффектный экстерьер автомобиля волнует практически каждого автолюбителя. Поэтому многие владельцы авто выполняют разнообразные виды тюнинга для того, чтобы сделать свою машину особенной, выделить из массы других, придать ей индивидуальности. Один из распространённых видов тюнинга — это блестящая плёнка, хром или никель, которой покрыты различные детали в конструкции автомобиля. На многих автомобилях мы можем увидеть дефлекторы с хромированным молдингом, хром в салоне и снаружи, блестящую радиаторную решётку и т. п. Поэтому хромирование в домашних условиях и заводским методом пользуется широким спросом в среде автолюбителей.

Технология хромирования деталей автомобля

В связи с широкой популярностью такого тюнинга у автолюбителей часто возникают вопросы о том, как восстановить хромированную поверхность, и где можно хромировать детали. Сделать хромирование можно, обратившись к специалистам в этой сфере — об этом известно каждому, кто сталкивался с подобной проблемой. Однако не каждый хочет отдавать такую работу в чужие руки. Причинами могут быть финансовые соображения или желание выполнить тюнинг своего авто самостоятельно. Поэтому есть категория водителей, которых интересует хромирование своими руками в домашних условиях.

Немного общей информации

Хромирование — это насыщение хромом методом диффузии либо его осаждение на детали в электролите под воздействием электрического тока.

Это делается в декоративных целях или для того, чтобы уменьшить вероятность возникновения коррозии, увеличить твёрдость. Хромируют, как правило, металл и пластиковую поверхность — технология это позволяет.

Хромирование своими руками в домашних условиях — процедура сложная, трудоёмкая, но вполне выполнимая. Множество умельцев освоило хромирование дома. Они с успехом применяют его, тюнингуя детали в конструкции своего авто. Давайте разберём подробнее, как можно выполнить такую работу дома.

Готовим рабочее место и оборудование

Покрытие хромом в домашних условиях предполагает наличие специально оборудованного рабочего места. Перед тем как сделать первую попытку, вы должны полностью оборудовать место и убедиться, что оно соответствует всем требованиям безопасности.

Побочным результатом хромирования в домашних условиях являются испарения, вредные для человеческого организма. Поэтому очень важно позаботиться о наличии качественной вентиляции — она обязательно должна быть.

Хромирование в домашних условиях требует наличия следующих вещей:

  • стеклянной банки на 3 литра;
  • ведра или таза из пластмассы, куда вы сможете поместить банку;
  • утеплённого ящика из дерева с термоизоляцией из минеральной ваты или стеклоткани;
  • теплоэлектронагревателя;
  • термометра, рассчитанного на температуру от 1 С до 100 С;
  • листа дерева или фанеры;
  • катода в форме зажима и анода в виде стержня или пластины;
  • фиксатора, который поможет обеспечить «подвешенное» состояние детали в банке. Это необходимо для того, чтобы захромировать её равномерно на всех участках.

Перед тем как сделать первые шаги к приготовлению электролита, необходимо надеть спецодежду:

  • плотный фартук;
  • резиновые перчатки;
  • защитные очки;
  • респиратор.
Хромирование пластикового бампера

Приготовление электролита

Поговорим о том, как сделать электролит. Для этого будет нужно следовать нижеприведённому алгоритму:

  • наполнить банку водой, нагретой до 60 С;
  • засыпать и тщательно размешивать хромовый ангидрид из расчёта 250 г на 1 л воды;
  • налить и размешать серную кислоту из расчёта 2,5 г на 1 л воды;
  • прогнать раствор через электрическое поле на протяжении 3 ч. Сила тока должна составлять 6,5 А на 1 л. О готовности раствора скажет его бордовый цвет;
  • отстаивать электролит на протяжении 24 часов.

Готовим поверхность

Перед тем как хромировать детали, их следует должным образом подготовить. Для этого каждую деталь подвергнуть следующим операциям:

  • счистить пыль, грязь и ржавчину;
  • тщательно вымыть и высушить;
  • выполнить полное обезжиривание, протирая поверхность бензином.
Подготовка поверхности к хромированию

Процесс хромирования

Хромирование пластика в домашних условиях ничем не отличается от работы с металлическими поверхностями.

Хромирование деталей своими руками происходит по следующему алгоритму:

  • нагреть электролит до 50 — 60 С;
  • поместить в него детали так, чтобы они были «подвешены» и нигде не касались краёв ёмкости;
  • подать напряжение;
  • после того как процесс завершён, готовые изделия вымыть и тщательно высушить.
Результат хромирования элементов кузова

Заключение

Покрывать изделия хромом можно не только на заводе, но и дома. Технология непроста, процесс очень трудоёмкий, однако это возможно. Хромировать пластик в домашних условиях не сложнее, чем металл — об этом знает каждый, кто самостоятельно занимался тюнингом своего автомобиля.

Чтобы работа увенчалась успехом, нужно до мелочей соблюдать технологический процесс и требования безопасности. Если вы допустили ошибку, это скажется на качестве покрытия. Но вы сможете это исправить, проведя работу повторно.

Отправить ответ

4 Комментарий на "Хромирование в домашних условиях"

Подскажите, чем хромировать детали автомобиля в домашних условиях? Хочется как-то облагородить машину, решил малость приукрасить.

Попробуйте специальные краски «под хром» — выглядит очень похоже, хотя, конечно, не так роскошно. Зато выполняется очень просто и стоит недорого.

А если настоящий хром? Какие варианты? Краска – интересно, но это же подделка.

Есть несколько способов хромирования – гальваническое, электролитическое и методика хромовой металлизации. Все эти варианты годятся для осуществления дома в том случае, если вы сумеете собрать необходимое оборудование и разобраться в тонкостях процесса.

Материалы: http://okuzove.ru/poleznye-stati/xromirovanie-v-domashnix-usloviyax.html

2 ≫

Перед тем как решиться затеять хромирование деталей в домашних условиях, стоит реально оценить свои силы и возможности. Поскольку эта процедура довольно сложная. Специалисты рекомендуют при наличии где-нибудь недалеко металлообрабатывающей компании обратиться к профессионалам. А приниматься за хромирование запчастей самостоятельно стоит лишь в случае отсутствия возможности заказать восстановление или усовершенствование деталей вашего автомобиля.

Конечно же хромированные элементы и декор являются весьма эффектным украшением автомобиля . Они могут быть функциональными, как ручки двери, например, или нести исключительно декоративную нагрузку. Привлекательность использования блестящих металлических элементов известна как производителям, так и автолюбителям. Тюнинг экстерьера автомобиля или его рестайлинг часто заключаются в добавлении хромированных поверхностей накладок. Со временем блестящее покрытие может испортиться. Кроме того, автовладельцы, осуществляющие тюнинг своими руками, также часто нуждаются в хромированных изделиях. Некоторые мастера могут проводить хромирование необходимых деталей вашего автомобиля и, вообще, любых принадлежностей в домашних условиях. Качество результата в таком случае полностью зависит от внимательности, аккуратности и опыта автолюбителя.

Нанесение хромового зеркального покрытия на детали требует спецоборудования и реагентов. Чтобы сделать это своими руками понадобятся:

  • полипропиленовая или пластмассовая ванна, габариты которой должен соответствовать параметрам деталей, которые планируется обработать;
  • выпрямитель тока, который можно настроить на ток до 50 А и напряжение до 12 В;
  • кислотостойкий калорифер, при помощи которого можно поддерживать температуру электролита;
  • градусник со шкалой до 100 градусов Цельсия.

Опытные мастера советуют подбирать минимальные габариты ванны, в которую только может войти изделие. Для хранения смеси, если планируется сделать не одну процедуру покрытия хромом своими руками, рекомендуется предусмотреть герметичную крышку для емкости или же отдельную закрывающуюся тару. В противном случае смесь относительно быстро испарится.

В роли выпрямителя тока может выступать стандартный прибор для зарядки аккумулятора автомобиля.

Для приготовления электролита, в котором будет происходить хромирование, и осуществления покрытия своими руками потребуются такие реагенты:

  • дистиллированная вода (подойдет и водопроводная вода с небольшим содержанием солей);
  • хромовый ангидрид с концентрацией 220 – 250 г/л;
  • серная кислота концентрацией 2,2 – 2,5 г/л;
  • растворитель 646;
  • соляная кислота.
  • Кроме того, понадобится чистый листовой свинец.

Следует помнить, что хромирование в домашних условиях, возможно, только для деталей из меди, латуни или никеля. Поэтому на изделия из других материалов предварительно должен наноситься соответствующий подслой из упомянутых трех элементов. Эта процедура требует особенного электролита и технологии.

Для деталей из латуни, меди и никеля хромирование осуществляется в домашних условиях следующим образом:

  1. Перед процедурой необходимо отполировать и обезжирить поверхность деталей;
  2. Для активации поверхности, на которую будет наноситься хром, требуется погружение деталей в раствор соляной кислоты (100 г/л) на 5 – 20 минут;
  3. Обрабатываемые части необходимо промыть водой.
  4. Детали погружаются в ванну. В качестве крепления используется медная проволока, к которой подключен «минус» с выпрямителя тока;
  5. На медной штанге крепится анод из свинца, к которому подключен «плюс» выпрямителя;
  6. С выпрямителя подается ток. В зависимости от размера деталей рассчитывается сила тока из расчета 15 – 25 А на 1 квадратный метр поверхности.

Непосредственно хромирование занимает от 20 до 40 минут. После извлечения деталей из электролита их необходимо промыть чистой водой. Для достижения блеска поверхность можно отполировать.

В дистиллированной воде необходимо растворить хромовый ангидрид. В полученный раствор добавляется серная кислота (вливается тонкой струйкой). Электролит необходимо подготовить. Для этого в него погружается чистая металлическая пластина, подключенная к «минусу», и прибор включается на 30 – 60 минут. При этом цвет смеси должен из красного стать бордовым.

Для хромирования раствор необходимо подогреть до температуры 45 градусов.

Процесс хромирования пластика, который не проводит электричество, очевидно, отличается от вышеописанного способа нанесения покрытия своими руками. Процедура обработки пластиковых деталей проводится «гальванической кистью» или при помощи хромовой краски.

По-настоящему хромировать пластик в домашних условиях довольно проблематично. Специальное оборудование и технология процесса весьма непросты. А по свидетельствам специалистов покраска хромовой краской из баллончика не дает желаемых результатов. Так как краска быстро тускнеет.

Альтернативой нанесения хромового покрытия на пластиковые детали называют оклеивание пленкой с зеркальной поверхностью. Сделать это можно без сложного оборудования и опасных реагентов.

Материалы: http://fordprof.ru/poleznoe/hromirovanie-detaley-v-domashnih-usloviyah.html

3 ≫

Любое изделие из металла, покрытое слоем хрома, смотрится намного эффектнее. В частности, этим «болеет» подавляющее большинство автолюбителей, байкеров, многие из которых расценивают равнодушие (вместо ожидаемого восхищения) окружающих к их чудо-технике как личное оскорбление. Но где взять такие «навороченные» комплектующие, если стоимость деталей с качественной хромировкой порой просто «зашкаливает», а по приемлемой цене можно приобрести или пластик с «оболочкой», или металлическую подделку, с которой хром облетит через пару недель?

Интерес к самостоятельному хромированию проявляют многие. Можно ли это сделать без проблем в домашних условиях? В принципе – да. В этой статье мы предметно поговорим о методике такой работы, и не только о ней. Честно расскажем, с чем придется столкнуться «домашнему» мастеру.

Подготовительные мероприятия

В первую очередь – выбор помещения. Тех, кто считает, что все работы по хромировке мелких деталей он сможет выполнить на кухне или в коридоре, придется огорчить. Этот процесс связан с вредными испарениями, поэтому и к помещению, и к мерам по обеспечению безопасности человека предъявляется особые требования. Как правило, местом работ выбирается подсобное помещение (гараж, пристройка и тому подобное). Как исключение – балкон.

Что предусмотреть

  • Во-первых , эффективная вентиляция. Причем она должна быть не естественной, а принудительной (вытяжной).
  • Во-вторых , респиратор, специальные очки, прорезиненные перчатки и фартук – обязательно.
  • В-третьих , как утилизировать «отходы производства»?

В чем производить хромирование

Понадобятся материалы и приспособления. Они на рисунке обозначены соответствующими позициями:

  • для небольших деталей вполне подойдет банка стеклянная на 3 л (7);
  • емкость (1), в которую она будет ставиться (бидон, например);
  • для качественного электролиза резервуар утепляется (теплоизолируется). Как пример – деревянный ящик (2), стеклоткань (3), материал дополнительного утепления (4). Для этого можно взять песок, минеральную или стекловату – разница небольшая. Главное – добиться эффекта «термоса»;
  • нагревательный элемент (5). Можно использовать имеющиеся в продаже ТЭН соответствующей мощности;
  • измеритель температуры (6). Желательно контактный, тогда процесс отчасти будет «автоматизирован»;
  • герметизирующая крышка (8), но не металлическая. Обычно используются плиты из древесины или слоеная влагоустойчивая фанера;
  • электроды. Катод присоединяется к образцу (–), а анод погружается в банку (+). Он может быть стержневым или пластинчатым. Для удобства в качестве «минусового» электрода можно использовать зажим типа «крокодил», который и будет удерживать деталь.

И последнее. Если она будет просто лежать на дне банки, то одна ее сторона останется без покрытия. Следовательно, ее нужно держать во время обработки в подвешенном положении. Тип кронштейна, его крепление «изобрести» несложно.

Источник питания

  • На выходе должно быть напряжение постоянного тока, причем с возможностью регулирования номинала. Если делать все вручную, то понадобится хотя бы обыкновенный реостат.
  • Сечение соединительных проводов подбирается по максимальной силе тока. Для хромирования мелких образцов – не менее 2,5 «квадратов».
  • Если вместо обычного термометра используется терморегулятор, то придется собрать соответствующую электронную схему.

Состав

Долевое соотношение компонентов рекомендуется следующее (в г/л воды): ангидрид хромовый CrO3 – 250, кислота серная H2SO4 – 2,5.

Методика приготовления

  1. Емкость более чем на половину наполнить водой. Лучше всего, если она будет дистиллированной. В случае если используется вода обычная (из водопровода, колодца и так далее), то предварительно ее следует прокипятить и дать отстояться. Для качественного приготовления электролита вода должна быть подогрета не менее чем до 60 ºС.
  2. Засыпать расчетное количество CrO3, после чего тщательное размешать до полного растворения.
  3. Долить воды до необходимого объема.
  4. Добавить H2SO4 и снова все перемешать. Нужно учесть, что кислота бывает разной концентрации, поэтому данные приведены для удельной плотности 1,84.
  5. После этого электролит порядка 3,5 часов «прорабатывается», то есть по нему пропускается ток. Его силу рассчитывают так – на каждый литр примерно 6,5 А. Исходя из этого, определяя объем приготовляемого раствора, нужно ориентироваться на возможности имеющегося источника эл/питания. Если все сделано верно, то электролит приобретет темно-коричневый цвет.
  6. Приготовленному раствору нужно дать отстояться (в прохладном помещении, не менее суток).

Подготовка детали

Нет смысла говорить, что от этой работы зависит и качество хромировки, и ее долговечность. Но прежде следует привести в «рабочее» состояние электролит. Он подогревается (достаточно до 50 – 60 ºС). Использовать его можно часа через 3. Этого времени вполне хватит, чтобы произвести подготовительную обработку образцов.

Очистка

С поверхности удаляется все – грязь, краска, ржавчина. Необходимые приспособления и методика определяются исходя из специфики детали и степени ее «загрязнения», так как иногда одной только «наждачки» бывает недостаточно. Главное – убрать все имеющиеся инородные слои, до самой «основы».

Обезжиривание

Ограничиться только лишь обработкой поверхности бензином, уайт-спиритом или чем-то подобным – значит, получить плохое качество хромировки. Для эффективного обезжиривания приготовляется специальный раствор. Рецептов более чем достаточно, поэтому для примера приведем один.

Все весовые показатели ингредиентов – в «граммах», из расчета на 1 л воды.

Деталь выдерживается в нагретом растворе (80 – 90 ºС) не менее 20 минут. Это время может быть увеличено и до 1 часа, в зависимости от сложности «рельефа» поверхности, степени ее очистки и так далее.

Хромирование

Специалисты советуют в процессе работы поддерживать температуру электролита на уровне 53±2 ºС. Деталь помещается в раствор, и с некоторой задержкой подается напряжение. Это нужно для того, чтобы температуры образца и электролита выровнялись.

После этого деталь вынимается и подвергается термообработке (например, в сушильном шкафу) не менее 2,5 часов.

Прежде чем начать «массовую» хромировку деталей, нужно убедиться в том, что на всех этапах «производства» все сделано правильно. С этой целью сначала проводится обработка опытного, заранее подготовленного образца, а потом определяется качество покрытия. Признаков плохого хромирования более чем достаточно, поэтому остановимся на наиболее типичных.

Неравномерный блеск поверхности

  • Большая величина силы тока.
  • Температура электролита ниже рекомендованной.

«Блеск» отсутствует

  • Недостаток или избыток в растворе CrO3.
  • Номинал тока завышен.
  • Доля кислоты меньше требуемой.

Коричневые пятна на хромировке

  • Избыток хрома.
  • Недостаток кислоты.

На покрытии мелкие раковины

  • Некачественная механическая обработка заготовки.
  • В процессе реакции с поверхности не удаляется водород. В этом случае следует изменить способ «подвешивания» образца и методику просушки.

Неравномерность слоя

  • Избыточный ток.

Покрытие «размягченное»

  • Повышенная температура электролита.
  • Пониженный ток.

Отслоение хромировки

  • Нестабильность питающего напряжения.
  • Плохое обезжиривание.
  • Во время слишком длительной обработки электролит остыл.

Если кому-то показалось, что хромирование, в общем-то, штука несложная, то придется несколько огорчить. Даже если речь идет о мелкой «вещице», то нюансов достаточно. Но особенно стоит предупредить о «подводных» камнях тех, кто думает поставить в домашних условиях это дело «на поток».

Помещение

Если захочется произвести хромировку бампера, дисков колес, то балкона явно не хватит. Понадобится отдельное, просторное помещение.

Подготовительные мероприятия

Во-первых , чтобы качественно отполировать металл, нужно иметь определенные навыки.

Во-вторых , многие ли могут похвастать знанием химии, в частности, специфики процесса электролиза? Кто сможет правильно подобрать долевое соотношение всех ингредиентов? А ведь точность – залог качества.

В-третьих , где взять необходимые материалы? Кислоту еще купить можно, а как быть с ангидридом? Это вещество продается только юрлицам, а зайти купить его «просто так», как «зеленку» или батон хлеба – не получится. Следовательно, придется искать по знакомым. Хорошо, если такие найдутся. Кстати, и H2SO4 должна быть ЧИСТОЙ, а не той, что продается для АКБ.

В-четвертых , сможет ли «самодеятельный» мастер выдержать необходимый «токовый» режим во время приготовления раствора?

Если хотя бы один из пунктов подготовки не будет выполнен с надлежащей точностью, все остальное – «мартышкин» труд.

Оборудование

  • В первую очередь – источник питания. Нетрудно подсчитать, что на емкость в 3 л понадобится ток 18 А. А сколько нужно будет для обработки, к примеру, колесного диска? Не менее 30. Ясно, что «зарядник» для АКБ не подходит – с ним получится хромировать только мелкие «детальки».
  • Емкость. Вряд ли на 3, даже 5 л будет достаточно. Причем их понадобится несколько.

Технология

Главная трудность при хромировании – непостоянство концентрации всех ингредиентов. Как осуществлять контроль? Здесь нужна профессиональная подготовка.

И это еще не все проблемы, с которыми придется столкнуться. Например, утилизация больших объемов «отработки», правильный подбор электродов (форма, размеры) и ряд других.

Уважаемые Читатели! Информация более чем исчерпывающая. А заняться или нет самостоятельной хромировкой, решайте сами.

Читают сейчас:

  • 2 комментария

    Один раз попробовал захромировать комплектующие моего мотоцикла. Всё, казалось бы, хорошо зачистил, отполировал пастой ГОИ. Старался до мелочей следовать инструкции. Однако изделия получились с коричневыми пятнами. То ли я много хромового ангидрида положил, то ли серной кислоты недолил — не знаю. Но больше ничего хромировать сам не собираюсь — хромирование изделий характерно очень сложным технологическим процессом.

    Юрий Мартыненко on 29.03.2015 05:39 Всё хорошо зачистил, отполировал пастой ГОИ.

    Старался до мелочей следовать инструкции.

    Однако изделия получились с коричневыми пятнами.

    То ли я много хромового ангидрида положил, то ли серной кислоты недолил — не знаю. Но больше ничего хромировать сам не собираюсь — хромирование изделий характерно очень сложным технологическим процессом.

    Ну блин какой бред сивой кобылы!

    Всё исполнил идеально, но то ли не доложил, то ли переложил, короче — обосрался идеально.

    Материалы: http://ismith.ru/metalworking/xromirovanie-v-domashnix-usloviyax/


  • Back to top